Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Ф"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАЙНБУРГ ЗАХАР ИЛЬИЧ

ФАЙНБУРГ Захар Ильич (1922) - российский социолог и философ, специалист в области социологии труда, экономич. и соц. проблем научно-технич. прогресса, теории коллективности, теории социологии культуры, теории личности, соц. планирования, социологии семьи. В 1960-е гг. под руководством Ф. были выполнены работы по планированию соц. развития производственных коллективов (на базе Пермского телефонного завода), явившиеся на ряду с исследованиями в Ленинграде и Львове пионерскими в этой области, создана одна из первых методик такого планирования. Разработка вопроса о тенденциях развития личности в условиях НТР позволила Ф. еще в 60-е гг. поставить вопрос о необходимости и методах планомерного управления социализацией личности. Эта идея и поныне остается остро дискуссионной. Одним из первых Ф. исследовал социологич. методами мотивации брака. Соч.: Проблемы социального планирования. Личность, группа, общество (в соавторстве). Пермь, 1974; Проблемы теории культуры (в соавторстве). М., 1977.

ФАКТ

ФАКТ - 1. Действительное, невымышленное происшествие, событие, явление. 2. Твердо установленное положение, основанное на опыте, служащее для к.-л. заключения, вывода, являющееся проверкой к.-л. предположения.

ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ

ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ - единичное общественно значимое событие или нек-рая совокупность однородных событий, типич. для той или иной сферы обществ. жизни или характерных для определенных соц. процессов. В онтологич. смысле Ф.с. - события, имевшие место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научн. (или шире - познавательном, гносео-логич.) смысле Ф.с. - события, описанные в четких понятиях с указанием специфики соц. ситуации, в к-рой они имели место. В качестве Ф.с. могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и соц. общностей, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), вербальные действия, а также их всевозможные взаимосвязи. Поскольку Ф.с. становятся достоянием знания только благодаря их регистрации, они признаются достоверными лишь при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего всю их целостность и их связи с существенными характеристиками соц. ситуации. Научн. обоснованность установленных Ф.с. зависит от мировоззренческой позиции исследователя (ее реалистичности, прогрессивности), объективности социологич. теории, в понятиях к-рой описываются Ф.с, надежности метода и техники регистрации первичных данных и способов их связывания в совокупные соц.-статистич. факты. Установление достоверных Ф.с. обеспечивается тщательно разработанной программой социологич. (соц.) исследования, в к-ром определяются его цели и уточняются исходные понятия (теоретико-практич. рамки выделения существенных сторон описываемых явлений), четко демонстрируются правила процедуры регистрации и обобщения изучаемых явлений. Многие, если не большинство Ф.с, используемых в эмпирич., прикладной социологии, являются ста-тистич. обобщениями, или соц.-статистич. фактами. Наряду с этим социология опирается на монографич. описание объективных событий и явлений, имеющих (это должно быть доказано) существенное значение для анализа определенных соц. процессов. Лит.: Мерзон Л.С. Проблема научного факта. Л., 1972; Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. Сараев. 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование, методология, программа, методы. М., 1987. В.А. Ядов.

ФАКТОР

ФАКТОР (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила к.-л. явления, процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДОСЕЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ

ФЕДОСЕЕВ Петр Николаевич (1908-1990) советский философ, академик АН СССР по философии. Сводил социологич. знания только к прикладной социологии. Социологич. теорию об-ва отождествлял с материализмом историческим (см.), к-рую считал составной частью марксистско-ленинской философии. Соч.: Роль народных масс и личности в истории М., 1956; Марксистская социология и конкретные социологические исследования // Партийная жизнь, 1967, № 20; Марксистская социология, ее задачи и перспективы // Вестник АН СССР, 1969, № 7; Социальное значение научно-технической революции // Вопросы философии, 1974, № 7. Диалектика современной эпохи. М., 1975.

ФЕМИНИЗМ

ФЕМИНИЗМ (франц. feminisme от лат. femina - женщина) - движение в защиту прав и освобождения женщин, возникшее в эпоху бурж. революций во Франции, Англии и США. Имеется деление на старый и новый Ф. Для старого Ф., возникшего в XVIII в. и пережившего расцвет в конце XIX в., характерна трактовка соц. равенства женщин весьма узкая, лишь как правовое равенство (суфражистское движение), при этом преувеличивалось значение политич. свобод и прав женщин при капитализме. Феминистская идеология того времени отражала противоречивость бурж. мировоззрения, однако завоеванное избирательное право  можно занести в актив феминистского движения. С конца 20-х гг. XX в., когда конгресс США принял 19-ю поправку к конституции, на основании к-рой женщины получили избирательное право, волна женского движения угасла. Вновь это движение оформилось в конце 60-х - начале 70-х гг. под новым названием неофеминизма, в основном в США и Зап. Европе. Подчеркивая определенную преемственность со старым Ф., новый Ф., однако, имеет свои характерные черты. В нем выделяют 3 направления, условно названные либерально-реформистским, социалистич. и радикальным. Наряду с указанными существует консервативное направление, к-рое по сути - антифеминистское. Представители консервативного течения, опираясь на фрейдистскую теорию, идеализируют семью и материнскую функцию женщины, отрицая наличие какой-либо дискриминации женщины со стороны гос-ва. Детерминируя положение женщины ее биологич. сущностью, они утверждают, что рождение и воспитание ребенка - ее основная функция, а занятие обществ. производством не входит в круг ее деятельности. Либерально-реформистское течение, к-рое называют умеренным, основано на предположении что достичь равенства женщин с мужчинами возможно в рамках существующего об-ва посредством соц.-экономич. и юридич. реформ. Не отвергая ценность материнства и семьи, они выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную и политич. деятельность. Фор-иыи методы женских организаций данного направления определяются их реформистским характером и направлены на оказание давления на законодательные и исполнительные органы гос-ва. Радикальное направление Ф. оформилось в конце 60-х гг. XX в. Его представители критикуют либералов за их умеренную позицию. Среди представителей этого течения немало выходцев из движения "новых левых", к-рые принесли с собой опыт политич. борьбы, но одновременно и негативные элементы идеологии мелкобурж. экстремизма. В основе историч. процесса, считают сторонницы радикального феминизма, лежит антагонизм полов: поскольку власть сосредоточена в руках мужчин, современное об-во, основанное на разделении по признаку пола, называется патриархальным. Только женская революция, считают представительницы радикального крыла, принесет женщине полное равноправие и свободу. Лит.: Амундсен К. Женщины и американская демократия: большинство, которое заставляют молчать. М., 1976; Идейно-политическая борьба и некоторые проблемы женского движения. М., 1981; Friedan В. The feminine mystique. N.Y., 1974; Adams Sh. Sex discrimination. L., 1980; Banks 0. Faces of feminism: A study of feminism as a social movement Oxford, 1981; Ferree M., Hess B.B. Controversy and coalition: The new feminist movement. Boston, 1985; Feminism and political economy: Womens work and womens struggles. Toronto, 1987. B.K. Ушакова.

ФЕОДАЛИЗМ

ФЕОДАЛИЗМ - 1. Тип соц.-экономич. системы, характеризующийся полным или частичным отсутствием товарности (т.е. наличием натурального хоз-ва); наделением непосредственных производителей (крестьян) землей и др. средствами пр-ва, личной зависимостью крестьян в виде прикрепления к земле; низким уровнем и Рутинным состоянием техники. 2. Обществ.-экономич. формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.

ФЕРРАРОТТИ (FERRAROTTI) ФРАНКО

ФЕРРАРОТТИ (FERRAROTTI) Франко (1926) - итал. социолог, представитель т. н. критической, альтернативной, социологии, автор многочисленных работ по теоретич. и индустриальной социологии, социологии труда, теории власти, истории, социологии и др. Соч.: Una sociologia alternativa. Bari, 1972. C.A. Эфиров.

ФИЗИКА

ФИЗИКА (от греч. physis - природа) - наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. Вследствие этой общности Ф. и ее законы лежат в основе всего естествознания.

ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЗИКА СОЦИАЛЬНАЯ - термин, применявшийся в XVII в. для обозначения обществоведения согласно существовавшему тогда представлению об об-ве как части природы. Для Ф.с. в первоначальном ее понимании характерно стремление к дедуктивным построениям общих законов соц. мира по образцу математики, астрономии и механики. В середине XIX в. термин "Ф.с." употреблялся Л. А. Ж. Кегле для обозначения одной из составных частей его статистически-математич. модели об-ва - эмпирич. количественного исследования физич. характеристик человека и установления статистич. закономерностей обществ. явлений. Ф.с. первоначально называлась и позитивная наука О. Конта об об-ве, в отличие от Кетле, полагавшего, что она должна быть не описательно-количественной, а теоретич. дисциплиной. Позже это название применялось для привлечения физич. терминологии, отдельных законов и открытий физики к объяснению соц. явлений. Подобные попытки не оставили значительного следа в истории социологич. мысли. М.С. Ковалева.

ФИЗИОЛОГИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. physis - природа, logos - учение) - наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей. Цель Ф. - раскрыть механизм его функционирования в единстве и взаимодействии с окружающей средой в его непрерывном приспособлении к меняющимся условиям среды и непрестанном развитии.

ФИЗИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЗИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - понятие, использовавшееся представителями школы в социологии органической (см.) (П. Ф. Лилиенфельд, А. И. Стронин в России, А. Шеффле в Германии, Р. Вормс и А. Эспинас во Франции и др.) для обозначения функциональной динамики соц. процессов и соответствующего аспекта социологич. анализа. Термин "Ф.с." возник в ряду понятий, отражавших аналогию между об-вом и организмом: соц. анатомия и соц. морфология (строение, структура и элементы соц. организации), соц. патология (асоц. и антисоц. проявления) и др. Наибольшее развитие идеи Ф.с. получили в трудах Лилиенфельда, к-рый считал, напр., что экономич., политич. и юридич. феномены обществ. жизни прямо соответствуют физиологич., мор-фологич. и ценностному аспектам существования биологич. организма. С помощью понятия Ф.с. сторонники органицизма (см.) трактовали такие явления, как торговля (аналог физиологич. функции кровообращения и обществ. процесса) и др. Вормс к Ф.с. относил "органы" и "продукты выделения" соц. ин-тов и "обществ. организмов". Д.В. Ольшанский.

ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ

ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ - запись рез-тов наблюдения в специальных документах. В целях последующей обработки и анализа рез-ты наблюдения должны быть зафиксированы в форме протокола, карточки наблюдения, таблицы наблюдения и т. п. Основное требование к фиксации рез-тов наблюдения состоит в том, что запись, по возможности, должна вестись одновременно с самим наблюдением. Наличие записи рез-тов позволяет контролировать работу наблюдателя, фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения) и сравнивать рез-ты наблюдения с данными, к-рые могут быть получены с помощью др. методов сбора эмпирич. данных. При неконтролируемом и неструктурализо-ванном наблюдении рез-ты обычно предстают в виде развернутого описания событий, явлений, ситуаций, к-рые служат объектом наблюдения. При этом необходимо указывать, что является только рез-том наблюдения, а что - интерпретацией событий наблюдателем, чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя. Строгая форма записи не задается. При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в к-ром фиксируются элементы ситуации, наиболее значимые с т. зр. задач исследования. В том случае, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуации, той или иной формы поведения, запись рез-тов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками (напр., "говорит" - 1, "не говорит" - 0). Может применяться и такой способ, при к-ром наблюдатель фиксирует образцы поведения через "соц. роль" индивида. Напр., индивид действует так, как если бы он был: учителем - 1; врачом - 2; родственником - 3; соседом - 4 и т. д. Такой способ часто применяется при исследовании проблем лидерства в малых группах. При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователь должен предварительно формализовать объект наблюдения. В процессе составления документа наблюдения необходимо соблюдать следующие условия, к-рые должны гарантировать надежность и достоверность получаемой информации: а) расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органич. природе объекта и позволять воссоздание (реконструкцию) из частей целого; б) термины, используемые при расчленении объекта на элементы, и термины, в к-рых будет вестись последующий анализ, должны быть адекватны; в) выделенные элементы объекта наблюдения (образцы поведения) должны интерпретироваться однозначно. Для обработки данных, полученных в рез-те структурализованного наблюдения и зафиксированных в карточке, составляется код для шифровки. Затем рез-ты наблюдения (их цифровые обозначения) переносятся на карточки машинного счета или на перфокарты и в зависимости от массива (числа проведенных наблюдений) обрабатываются либо вручную либо с помощью машины по заранее составленной программе. Лит.: см. к ст. Наблюдение. Э.П. Петров.

ФИЛИППОВ ФРИДРИХ РАФАИЛОВИЧ

ФИЛИППОВ Фридрих Рафаилович (1924-1990) - социолог и философ. Научн. исследования - в области проблем соц. мобильности социологии образования, молодежи, интеллигенции. Соч.: Социальные перемещения (в соавторства М.Н. Руткевичем). М., 1970; Социология образования. М. От поколения к поколению: Социальная подвижность, 1989; Школа и развитие общества. М., 1990.

ФИРСОВ БОРИС МАКСИМОВИЧ

ФИРСОВ Борис Максимович (1929) - российский социолог и философ. Основная область научн. интересов - анализ социологии, проблем массовой коммуникации, включая ее междунар аспекты; развитие методологии и методов изучения обществ. мнения; изучение функционирования художественной культуры (на примере театра); исследование этно-социологич. и этнокультурных проблем формирования экологии, сознания и массовой экологич. культуры. С 1992 г. по инициативе Ф. ведутся фундаментальные исследования качества населения (способности людей выдержать нагрузки соц. изменений и кризисных явлений). Соч.: Пути развития средств массовой коммуникации. М., 1977.

ФОЛЬКЛОР

ФОЛЬКЛОР (англ. folklore - нар. мудрость, народное знание) - термин, обозначающий различн. явления нар. культуры. Предложен археологом Уильямом Джоном Томсом в 1846 г. Термин Ф. претерпел эволюцию, объем обозначаемых им видов нар. культуры то расширялся, то сужался; отсутствует однозначность в употреблении его и в современной науке. Официально термин "Ф." принят англ. Фольклорным об-вом в 1879 г. в двух значениях - широком и узком; в первом - для обозначения всей непи-санной истории народа, преимущественно неписанной истории примитивных эпох; во втором - относится к древним нравам, обычаям, обрядам и церемониям прошлых эпох, превратившимся в суеверия и традиции низших классов цивилизованного об-ва. Расширительная тенденция привела к охвату термином всех явлений материальной и духовной культуры народа, затем вводились ограничения понятия (чаще - областью духовной культуры), вплоть до закрепившегося на долгое время толкования его как нар. словесности, нар. поэзии, устно-поэтического нар. творчества и т. п. В современной науке США, Зап. Европы, Лат. Америки сосуществуют различн. определения этого термина (от самых широких до предельно ограниченных), однако преобладает представление о Ф. как о "реликтах", "пережитках первобытной культуры в духовной культуре цивилизованных" об-в. Нек-рые ученые употребляют его в универсальном значении нар. знание нар. традиций и т. п. Наряду с этим развивается социология, направление, обозначающее термином "Ф" весь комплекс явлений культуры "нар. классов" (А. Вараньяк, А. Мариню, многие фольклористы латино-амер. стран). В социологии преобладающим становится обозначение термином Ф. всей совокупности сло-зесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографич., игровых и драматич. видов нар. творчества. Тем самым народное поэтич. творчество признается лишь одной, хотя и существенной, составной частью Ф. Наряду с этим наблюдается тенденция распространить понятие Ф. на все виды нар. худож. творчества (прикладное искусство. "изобразительный фольклор"). Независимо от объема обозначаемых термином "Ф." видов нар. культуры, социология исходит из пони-мания Ф. как социально обусловленной и исторически развивающейся формы творч. деятельности нар. масс, характеризующейся системой специфич. признаков: коллективность творч. процесса как единство личного и массового творчества, устность передачи, традиционность, полиэлементность, полифункциональность. Ф. как культура нар. масс не отождествляется с массовой культурой и в значительной мере противостоит ей как форма творч. деятельности.

Лит.: Кагаров Е.Г. Что такое фольклор?//Художественный фольклор. Т. 4, 5. М., 1929; Жирмунский В.М. Проблема фольклора//С.Ф. Ольденбургу: пятидесятилетию научно-общественной деятельности. Л., 1934; Гусев В.Е. Фольклор (история термина и его современные значения)// Сов. этнография 1966. № 2; Фадеева И.Е. Структура фольклора (к вопросу о двух сферах народного творчествам/Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. В.Е. Гусев.

ФОРМА

ФОРМА (от лат. forma - вид, образ, устройство) - 1. Наружный вид, внешнее очертание. 2. Устройство, структура ч.-л., система организации ч.-л. (напр., форма правления). 3. Устанавливаемый образец ч.-л., шаблон. 4. Одежда установленного образца (напр., школьная Ф., военная Ф.). 5. Способ существования содержания (единство формы и содержания). 6. Совокупность приемов и изобразительных средств худож. произведения. 7. В алгебре - однородный многочлен от нескольких переменных (напр., линейная Ф., квадратичная Ф.).

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

ФОРМАЛИЗАЦИЯ - отображение рез-тов мышления в точных понятиях или утверждениях. В этом смысле Ф. противопоставляется содержательному или интуитивному мышлению. Ф. теснейшим образом связана с процессом абстракции. Как и всякая абстракция, Ф. является необходимым моментом процесса познания. В математике и формальной логике, где Ф. наиболее развита под Ф. обычно понимают отображение содержательного знания в знаковом формате или формализованном языке. Непременным условием построения такого языка является использование метода аксиоматического (см.), благодаря к-рому удается получить все утверждения теории из небольшого числа принимаемых без доказательства утверждений, или аксиом. Полная Ф. теории достигается лишь тогда, когда отвлекаются от содержательного смысла самих исходных понятий и аксиом теории и полностью перечисляют правила логич. вывода теорем из аксиом. Полная Ф. какой-либо социологич. теории в настоящее время не представляется возможной, что обусловливается сложностью соц. явлений. Однако те или иные элементы Ф. используются практически в любом социологич. исследовании. Таким элементом, напр., является процесс измерения, когда рассматриваемые объекты отображаются как нек-рые математич. конструкты (см. Измерение в социологии). Рез-том измерения становятся формальные модели  объектов, с к-рыми исследователь далее обращается в соответствии с правилами, отвечающими используемой математич. системе. Необходимым шагом при использовании любого математич. метода является построение формальной модели изучаемого явления. Так, используя многие методы классификации  (см.), исследователь должен определенным (но не однозначным, зависящим от конкретной решаемой задачи) образом формализовать свои представления о схожести классифицируемых объектов, о геометрич. форме искомых классов и т. д. Ф. играет существенную роль в анализе, уточнении и экспликации научн. понятий. Интуитивные понятия, хотя и кажутся более ясными с т. зр. обыденного сознания, но в силу их неопределенности и неоднозначности мало пригодны для науки. В научн. познании нередко не только нельзя разрешить, но даже сформулировать и поставить проблемы до тех пор, пока не будут разъяснены и уточнены относящиеся к ним понятия. Любая формализованная теория беднее соответствующей ей содержательной теории. Любой рез-т измерения беднее отраженного в нем реального объекта, любая математич. модель явления беднее его самого и т. д. Используя те или иные элементы Ф., исследователь, выигрывая в точности (а в случае использования математич. формализма - ив возможности анализировать информацию большого объема, что важно для социологии), достигает этого за счет сознательного отвлечения от многих сторон рассматриваемого содержания. Несоответствие между Ф. и содержательным знанием является важным источником развития науки, ведет к последовательной смене одних элементов формализма др., более точно отображающими изучаемые объекты и явления. Лит: Яновская С.А. Методологические проблемы науки. М., 1972; Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М., 1977; Формализация//Краткий словарь по философии. М., 1979; Формализация//Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Ю.Н. Толстова.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ФОРМАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. В соц. организациях Ф.с. охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря Ф.с. снижается абсолютная и относительная сложность организационная (см.). Важнейшим признаком этого способа организованности служит всякого рода зафиксированность его элементов, т. е. договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых, технологич., экономич. и др. норм и зависимостей. Результативный эффект формализации проявляется, в частности, в концентрации и канализации организационной деятельности в наиболее оптимальном направлении, в устойчивости, стабильности функционирования организации, в возможности более или менее длительного прогнозирования функциональных процессов, в экономии организационных усилий за счет сокращения амплитуды поисков в каждой конкретной ситуации и т. д. На основе Ф.с. создается организация формальная  (см.) предприятия, учреждения. Существуют два пути формализации соц. систем. Первый путь - через оформление естественно сложившегося состояния, основанный на осмыслении предшествующего опыта. При этом анализ сложившейся практики функциональных отношений, фиксируемой в сознании как данное, приводит к поиску и вычленению из нее наиболее повторяющихся, постоянных, непреходящих элементов. Формальная организация здесь как бы выводится из опыта. Такого рода формализацию можно назвать "рефлексивной". Напр., длительно складывающееся стихийное распределение функций в каком-то подразделении предприятия однажды фиксируется и закрепляется в виде специального административного распорядка, служащего организационной основой функционирования этого подразделения, эталоном для создания новых. Второй путь формализации - это "конструирование" соц. организации. В этом случае создание программы предшествует актуальному существованию организации. Напр., создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта, плана работы и т. д., в соответствии с к-рыми организуются его технич. и соц. структуры. Прошлый опыт здесь также присутствует, но лишь как прецедент, урок. Ф.с, естественно, означает сужение диапазона выбора, ограничение, даже подчинение субъективной воли участника организации безличному порядку. Однако это неизбежная форма стабилизации всякой длительной кооперации людей. Лит.: Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980. A.M. Пригожин.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ - сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историч. форма бытия об-ва. Специфич. способ взаимодействия основных структур (экономич., соц., политич. и идеологии) той или иной Ф.о. придает ей характер особого соц организма. Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух ти пов соц. законов. Это генетич. законы и закономерности, связанные с его развитием, а также структурные законы и закономерности, относящиеся к функционированию его различн. структур. И генетич., и структурные законы и закономерности являются рез-том стечения действий различн. историч. факторов и обстоятельств, характерных для данного вида об-ва. В западноевропейской и амер. социологии типологизация об-в обычно отождествляется с их видами. На этом основании выделяются "тоталитарное" и "демократич.", "закрытое" и "открытое", "развитое" и "развивающееся", "амер." и "японское", "советское" и др. об-ва. Существуют и другие критерии типологизации об-в - стадии роста (У. Ростоу), типы культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) и др. К понятию "Ф.о." наиболее близко стоит понятие "мировая система"  (Э. Валлерштейн). Об-во, находящееся на определенной ступени или стадии развития,  было обозначено К. Марксом термином "Ф.о.". Он выделял первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистич. и коммунистич. об-ва. Механизмом перехода от одной Ф.о. к другой К. Маркс считал классовую борьбу и соц. революцию. В историч., филос. и экономич. науках обычно используют термин "обществ.-экономич. формация". Если точно следовать терминологии К. Маркса, то нужно отметить, что он не использовал понятие "обществ.-экономич. формация". Точный перевод нем. термина "die okonomische Gesellschaftsfor-matiori" - "экономич. обществ. формация". Особый акцент на прилагательном "экономич." означает не особую смысловую нагрузку, а то, что экономич. фактор рассматривался как конечная причина развития формации. Социологи, придерживающиеся форляционной теории об-ва, обычно используют понятие "социально-экономическая формация". Г.В. Осипов.

ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМЫ РЕЛИГИИ РАННИЕ

ФОРМЫ РЕЛИГИИ РАННИЕ - возникли в первобытном об-ве. К их числу относят магию, фетишизм, тотемизм, анимизм. Магия представляет собой совокупность верований и специфич. (колдовских) обрядов, с помощью к-рых первобытные люди пытались сверхъестественным образом воздействовать на окружающий мир (природу и людей). В магии присутствует вера в связь между колдовским обрядом и определенными явлениями или собы тиями окружающего мира. Напр., колдун выливая из кувшина воду и сопровождая это действие заклинаниями, убежден, что тем самым он вызывает дождь. Соц. основой магии является практич. бессилие первобытных людей, к-рое вынуждало их совершать определенные обряды для воздействия на окружающий мир. Различают несколько видов магии, каждый из к-рых связан с определенным видом деятельности людей: промысловая магия, магия погоды, лечебная магия, вредноносная магия, любовная магия. Фетишизм - форма первобытной религии в основе к-рой лежит вера в сверхъестественные свойства материальных предметов - фетишей. Первобытный человек верил, что нек-рые предметы могут избавить его от болезней, предохранить от врагов и т. п. Эти предметы ("талисманы", "амулеты") он тщательно сохранял, совершал с ними культовые действия. Тотемизмом называется сложная система первобытных верований и обрядов, в основе к-рых лежит вера в сверхъестественное родство членов определенного рода или племени с определенными животными (реже с растениями) - тотемом. Соплеменники рассматривают отемное животное как своего ближайшего родича. Тотем выступает как символ единства рода или племени. С тотемич. верованиями связана сложная система обрядов. В нее входит, в частности, обряд ритуального убийства и коллективного поедания тотема, обычная охота на к-рого строжайше запрещена. С тотемич. верованиями связаны также обряды инициации, ритуально оформляющие вступление юношей во взрослую часть племени. Тотемизм включает также мифы о тотемных предках - полулюдях-полуживотных. В основе тотемизма лежит перенос кровно-родственных связей и отношений между людьми на окружающий мир, в частности на животных. Анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в существование особых нематериальных сущностей - духов, к-рые управляют определенными стихиями или предметами (духи моря, гор, леса и т. п.). Анимизм включает также веру в существование особой нематериальной души человека, к-рая существует и после его смерти. Формы анимизма весьма многообразны. Нередко он сочетался с др. формами первобытной религии - магией, тотемизмом и т. д. Представление о духах (и душе) постепенно эволюционировали в ходе развития об-ва. Первоначально эти представления носили чувственно-конкретный характер (напр., душа отождествлялась с кровью). Впоследствии эти представления спиритуализировались, душа и дух противопоставлялись материальным предметам как сверхъестественные сущности. Элементы Ф.р.р. присутствуют во многих современных религиях, в т. ч. в христианстве, исламе, буддизме. Лит.: Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М., Л., 1959; Сухов А.Д. Философские проблемы тоисхождения религии. М., 1967; Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. Д.М. Угринович.

ФРАНЦОВ ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) ПАВЛОВИЧ

ФРАНЦОВ Юрий (Георгий) Павлович (1903-1969) - советский философ, академик АН СССР по философии. Работал над теоретическими проблемами общественного развития, автор книг по истории религии и атеизма. Президент Советской социологической ассоциации с 1959 по 1962 г.  Соч. Философия и социология. 1971.

ФРЕЙД (FREUD) ЗИГМУНД

ФРЕЙД (FREUD) Зигмунд (1856-1939) - австр. психолог, создатель психоанализа. Для концепций Ф., в частности соц., характерны: 1) биопсихологизм; 2) акцент на бессознательном; 3) гиперсексуализм, в частности, идея Эдипова комплекса (с фантастич. "разрешением" к-рого в первобытном об-ве Ф. связывал возникновение гос-ва, религии, морали, соц. контроля, норм, санкций и т. д.), а также идея сублимации сексуальной энергии, к-рая, по Ф., лежит в основе социокультурной художественной и др. видов человеческой деятельности; 4) дуализм инстинктов жизни и смерти, борьба к-рых между собой и с цивилизацией (равно как динамика бессознательного и сознательного), определяет, по Ф., природу об-ва, его функционирование и конфликты. Главная проблема, к-рую пытался разрешить Ф., - проблема противоречия между человеком и об-вом. Отношение к об-ву, к системе контроля социального (см.), норм, запретов и т. п. у Ф. двойственно. С одной стороны, он относился к ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих инстинктов, освобождение к-рых привело бы человечество к самоуничтожению; с др. - как к чему-то такому, что неизбежно ведет ко все большему извращению человеческой личности, к росту неврозов и проч. Ф. колебался между критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решением проблемы. Он склонялся то к пессимизму антиисторич. концепции, согласно к-рой человеческая природа  слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные соц. изменения и был разрешен драматич. конфликт человека и об-ва; то к осторожно оптимистич. эволюционистской позиции, согласно к-рой в конечном счете с помощью психоаналитич. терапии и правильно организованной социализации личности может все-таки произойти трансформация человека и общей массы будут подняты до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными, отчасти сублимированными, а агрессивные инстинкты превратятся в средство управления миром. Однако к такого рода перспективам Ф. относится все же скорее скептически, в большей мере тяготея к футурологич. пессимизму. Соч.: Психология бессознательного. М., 1989; "Я" и "Оно": Труды разных лет. Кн. 1-2. Тбилиси, 1991; Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995; Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1997. С.А. Эфиров.

ФРЕЙДОМАРКСИЗМ

ФРЕЙДОМАРКСИЗМ - леворадикалистская ветвь фрейдизма, представителями к-рой был В. Райх и ряд менее известных фигур (П. Фужерола и др.); к фрейдомарксистам относят иногда и Г. Маркузе. Ф. стремится соединить учения К. Маркса и 3. Фрейда на том основании, что оба они будто бы являются в равной мере критическими и революционными. Разница между этими учениями усматривается лишь в том, что в одном критикуются экономические, а в другом - моральные и культурные аспекты бурж. об-ва. Согласно Ф., соц. революция должна органически сочетаться с революцией сексуальной. В противном случае рез-том может быть лишь новая форма репрессивно-тоталитарного об-ва, поскольку только сексуальное "раскрепощение" в состоянии освободить человечество от тех типов конформистского характера, к-рые необходимо формируются в качестве абсолютно преобладающих под воздействием существующих форм об-ва и семьи. Лит.: Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев. 1995; Райх В. Психология масс и фашизм. М., 1997; Райх В. Сексуальная революция. М., 1997; Райх В. Функции оргазма. М., 1997. С.А. Эфиров.

ФРИДМАН (FRIEDMANN) ЖОРЖ

ФРИДМАН (FRIEDMANN) Жорж (1902- 1977) - франц. социолог. Опубликовал большое число теоретич. работ и провел ряд эмпирич. исследований по проблемам труда и социологии промышленного предприятия. Для Ф. характерно рассмотрение труда не только с т. з. его функционирования в промышленной организации, но с более широких соц.-филос. позиций. Анализируя труд в связи с соц. структурой, эволюцией техники и различн. соц. процессами (рабочее движение, увеличение досуга), Ф. остро критикует современные формы труда, разделение труда.  Смысл социологии труда Ф. видел в том, чтобы в современных условиях найти формы повышения ценности труда в интеллектуальном, моральном и соц. плане и способы реализации личности вне трудовой деятельности. Согласно его взглядам, механизация и автоматизация труда имеют действенные и противоречивые последствия. С одной стороны, трудовые задачи множатся, распадаются на бесчисленное количество частей, лишая трудящегося инициативы, ответственности, ощущения смысла труда. Это "деспиритуализация" труда. С др. стороны, современная техника предъявляет более высокие требования к качественной стороне труда. Отсюда процесс "респиритуализации" труда. Однако последняя играет менее важную роль в современных условиях, чем первая. В оценке последствий механизации и автоматизации человеческого труда Ф. выступает против глобальных пессимистич. и оптимистич. суждений, отстаивая необходимость анализа конкретных соц.-эко-номич. условий труда. Соч.: Problcmes humains du machinisme industriel. P., 1946; The Urban Transition (with R. Wulff). L., 1975. Н.Г. Оспова.

ФРИДРИХС (FRIEDRICHS) РОБЕРТ

ФРИДРИХС (FRIEDRICHS) Роберт (1923) - амер. социолог-теоретик. Представитель новейшей модификации социологии знания, один из первых последователей Т. Куна, принимает его постулат о значимости субъективной позиции социолога. Ввел в научн. обиход термин "социология социологии", ныне широко употребляемый. Пользуется куновским понятием парадигмы как обобщенной т. з. на предмет исследования,  воплощающейся в совокупности родственных теорий. Ф. считает социологию мультипарадигматич. наукой. Разрабатывает набор формальных принципов диалектич. мышления, с помощью к-рых стремится синтезировать различн. социо-логич. подходы в единую методологич. парадигму: понятие "социология социологии" близко по содержанию понятиям рефлексивной социологии и метасоциологии, введенным Э. Гоулднером. Соч.: Sociology Of Sociology. N.Y., 1970. С.М. Митина.

ФРОММ (FROMM) ЭРИХ

ФРОММ (FROMM) Эрих (1900-1980) - нем.-амер. соц. философ, социолог и психолог, представитель школы франкфуртской (см.). По Ф., история - это развитие человеческой сущности в условиях враждебной ей соц. структуры. Исходя из этого, Ф. разработал учение о соц. характерах как форме связи между психикой индивида и соц. структурой об-ва. Каждой ступени развития самоотчуждения человека под влиянием соц. структуры у Ф. соответствует определенный соц. характер - накопительский, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный. Современное об-во рассматривается Ф. как ступень отчуждения человеческой сущности путем "машинизации", "компьютеризации" и "роботизации" человека в ходе развития научно-технич. революции. Это обусловливает ярко выраженный антитехницизм Ф. Важной особенностью взглядов Ф. является критич. отношение к капиталистич. об-ву как об-ву, доводящему до предела процесс самоотчуждения личности. Соч.: Иметь или быть. М., 1990; Бегство от свободы. М., 1990; Душа человека. М., 1992; Психоанализ и этика. М., 1993. В.М. Иванов.

ФУКО (FOUCAULT) МИШЕЛЬ ПОЛЬ

ФУКО (FOUCAULT) Мишель Поль (1926- 1985) - один из основоположников франц. структурализма в современном варианте. Испытал влияние З. Фрейда, Ф. Ницше, Ж. Ипполита, Т. Куна, Г. Башляра, а также К. Маркса и др. Основным вкладом Ф. в социологию является его историко-культурная концепция, методологически родственная структурной антропологии К. Леви-Стросса. Ф. ставил перед собой задачу преодоления субъективистской ограниченности западной историч. мысли и возможно более объективного воспроизведения соц. феноменов прошлого. Ф. интересовали наиболее слабо изученные сферы человеческого бытия. Его первые работы посвящены социологич. исследованию душевных и прочих заболеваний. В трактате "Слова и вещи. Археология гуманитарных наук" (1966) ф. стремился исследовать гораздо более широкую социокультурную систему - от раннего Возрождения до наших дней. Здесь метод Ф. индукция от скрупулезного описания отдельных явлений культуры к обобщенному определению "системы мысли" ("эпистемы"), отраженной этими явлениями. В дальнейших работах Ф. отходит от концепции качественной прерывности "эпистем" нащупывая пути историч. динамики. Его все больше интересует проблема соотношения знания и власти. Знание, по его мнению, не только связано с властью, является не только продуктом породившего его обществ. уклада, но и инструментом его разрушения, свержения власти. Соч.: Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977; Воля к истине. М., 1996; Surveiller et punir. P., 1975. С.М. Мишина.

ФУНКЦИИ МИГРАЦИИ

ФУНКЦИИ МИГРАЦИИ - роли выполняемые миграцией в об-ве. К общим функциям миграции относятся: развитие подвижности, перераспределительная и селективная функция. Первая функция состоит в обеспечении того или иного уровня пространственной подвижности, к-рая обусловливает как сменяемость состава жителей разных районов, так и многообразие мест их жительства. Территориальные перемещения, в т. ч. маятниковые и эпизодические, способствуют изменению соц.-психологич. облика мигрантов, расширению их кругозора, накоплению знаний о различн. областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, соц. и духовных потребностей, интеграции нац. культур. Как правило, более подвижное население и социально более активно. Вторая функция - перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил между отдельными территориями страны, в т. ч. между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции состоит в том, что миграция носит межтерриториальный характер, поскольку для нее необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов. Третья функция - селективная, или избирательная, состоит в том, что неравномерное участие в миграции различн. соц.-демографич. групп ведет к изменению качеств, состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины, особенно трудоспособных возрастов, участвуют в миграциях более активно, чем женщины. Ье-лики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, местных жителей, уроженцев и приезжих. ф.м. обладают известной самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава происходит только при его соответствующей подвижности. Количеств, перераспределение населения может либо сочетаться, либо не сочетаться с изменением состава населения районов оттока или притока мигрантов. Точно также интенсивная качеств, селекция населения может иметь место даже тогда, когда количеств, рез-т перераспределения незначителен. Функция развития подвижности, перераспределительная и селективная функции проявляют себя неоднозначно в различн. видах миграции. В одних случаях, как напр., в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, таких, как переселение, все функции проявляют себя в полной мере. Л.Л. Рыбаковский.

ФУНКЦИЯ

ФУНКЦИЯ (от лат. functio - исполнение, свершение) - 1. Устойчивый способ активного взаимоотношения вещей, при к-ром изменения одних объектов приводят к изменениям других. 2. В социологии - а) роль, выполняемая определенным субъектом соц. системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов соц. групп и классов; б) зависимость между различн. соц. процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; в) стандартизированное, соц. действие, регулируемое определенными нормами и контролируемое соц. ин-тами.

ФУТУРОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница