Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "У"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УБЕЖДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВРЕМЕНЕМ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВРЕМЕНЕМ - категория, используемая при изучении бюджетов времени (см.), характеризует отношение соц. групп населения к тому времени, к-рым они располагают на различн. виды деятельности (см. Вид деятельности), и как его используют. У.в. - один из элементов удовлетворенности различн. видами деятельности и сферами жизни (трудом, жилищем, семьей, жизнью в целом). У.в. в целом слагается из удовлетворенности: рабочим временем; временем, связанным с работой; временем на домашний труд,  покупки; свободным временем и т. д. (см. Времени затраты). Удовлетворенность затратами времени по каждой из этих групп включает, с одной стороны, удовлетворенность его продолжительностью, а с другой - его использованием. У.в. как соц. явление есть выражение соответствия между фактической продолжительностью, состоянием, условиями использования времени и предъявляемыми к ним различн. соц. группами населения требованиями. Как и другие виды удовлетворенности (напр., трудом), У.в. проявляется как во мнениях, так и в реальном поведении при его использовании. Требования к продолжительности и условиям использования времени у разных соц. групп населения неодинаковы. Различия в них определяются многими факторами: место в соц. структуре об-ва и в обществ. разделении труда, профессиональными, семейными, возрастными и т. д. особенностями труда и жизни различн. соц. групп населения. Лит.: Патрушев В.Д. Удовлетворенность свободным временем как социальный показатель//Социологич. исследования. 1979, № 1; Методологические и методические вопросы изучения бюджета времени. Кн. 2. М., 1980. В.Д. Патрушев.

УКЛАД СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УКЛАД СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - категория, выражающая определен ныи тип производственных отношений. Соц.-экономич. строй того или иного об-ва может состоять из одного или нескольких У.с.-э. В многоукладном об-ве один из них, как правило, доминирует, подчиняет остальные и определяет харак тер соц.-экономич. строя в целом. Различают У.с. - э. формационные (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и др.) и неформационные (патриархальный - мелкое натуральное хоз-во; мелкобурж. - мелкое товарное хоз-во и т. д.). У.с.-э., наряду с уровнем и качеством жизни, в значительной мере определяет условия образа жизни людей. И.В. Бестужев-Лада.

УНИВЕРСАЛИИ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ

УНИВЕРСАЛИИ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ - в построениях Т. Парсонса десять свойств или процессов, последовательно возникающих в ходе развития и усложнения любых обществ. систем независимо от их культурной специфики и разнообразия внешних условий. Четыре из этих У.э присутствуют во всех известных соц. системах. 1) система коммуникации; 2) система родства; 3) форма религии; 4) технология. Дальнейшее развитие, согласно Парсонсу, связано с поэтапным появлением новых организационных комплексов, каждый из к-рых способствует резкому повышению адаптивной способности системы. Первым шагом обществ. эволюции становится появление стратификации соц. (5), за к-рым немедленно следует культурная легитимизация этой стратифицированной общности, осмысление ее как единства (6). Затем возникают бюрократия (7), деньги и рыночный комплекс (8), система обобщенных безличных норм (9), система де-мократич. объединений (10). Отсутствие одного из этих свойств блокирует дальнейшее развитие. Четыре последние У.э. характерны, по Парсонсу, для современных об-в, хотя, согласно его формулировке, они институциализированы и взаимоувязаны весьма неравномерно, что порождает напряженность в системе, эволюционные задержки и искривления. Концепция У.э. была подвергнута операцио-нализации и эмпирич. проверке в исследовании амер. социологов Г. Бака и Э. Джекобсона, поставивших перед собой задачу проанализировать пригодность универсалий для выявления структуры развития современных об-в и группировки их в типы по степени модернизированности и по характеру структурных помех, влияющих на процесс модернизации. Авторы исходили из гипотезы, что последовательность эволюционных стадий, выделенных Парсонсом на историч. материале, должна повторяться и на следующем витке историч. развития. Рез-ты работы подтвердили эвристич. ценность парсоновской теоретич. конструкции. Ключевым в концепции У.э. является понятие адаптационной способности. Подобно тому как развитие двигательной способности у живых организмов повышает их способность к реагированию на вызовы среды. Возникновение каждой последующей У.э. увеличивает возможности предвосхищать, анализировать, контролировать состояние среды и мобилизовать ресурсы для приспособления к ней или активного воздействия на нее. Л.А. Седов.

УОРД (WORD) ЛЕСТЕР ФРАНК

УОРД (WORD) Лестер Франк (1841-1913) - амер. социолог, один из представителей психологич. эволюционизма. В своих социология, взглядах У. исходил из эволюционистских идей, полагая, что основанием социологии должна быть не биология, а психология, поэтому сосредоточивал внимание на изучении психологич. механизмов соц. жизни. Отличие соц. жизни от природных процессов У. усматривал в телическом (от telos - цель), целеполагающем ее характере, осознанном стремлении к прогрессу. В качестве первичной соц. силы он рассматривал желания, выражающие природные импульсы, прежде всего чувство голода, жажды, половые потребности, стремление к продолжению рода, на базе к-рых формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетич. потребности, стремление к реализации к-рых и обусловливает (на уровне индивидуального целеполагания, "телезиса") целенаправленное поступательное развитие, реализуемое в творческой деятельности человека. В качестве основного носителя коллективного, соц. "телезиса" У. рассматривает гос-во, к-рое возникает, по У, наряду с такими ин-тами, как классы, право и т. д., из борьбы рас. Соч.; Психические факторы цивилизации. М., 1897; Очерки социологии. М., 1901. A.M. Чупрынин.

УПРАВЛЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ - функция организмов, систем различн. природы (биологич., соц., технич.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - в широком смысле слова - управление всеми и любыми обществ. процессами в отличие от управления в биологич. и технич. системах; в узком смысле - управление процессами и явлениями соц. сферы обществ. жизни, средство реализации соц. политики. У.с. осуществляется путем воздействия на ловил жизни людей и их ценностные ориентации.  Важной составной частью У.с. является соц. планирование, разработка и реализация конкретных мер по решению соц. проблем в единстве с обеспечением прогрессивных экономич. преобрази. Это находит свое практическое проявление в планах соц.-экономич. (или экономич. и соц.) развития того или иного масштаба. Сущность социологич. подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый - ядро механизмов управления: составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуще-ствление. Такое воздействие бывает внешним (орган управления находится за рамками самих объектов), а также - самоуправлением (воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Вторым компонентом является самоорганизация социальная  (см.), т. е. спонтанные процессы внут-риколлективного регулирования (лидерство, "шкала престижа", неформальное группообразование, соц. нормы). Оба названных компонента образуют третий - порядок организационный  (см.), включающий в себя как продукты "прошлого" управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, руководитель заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка; или же "подключить" спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией. В этом смысле проблематику У.с. составляют такие актуальные проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения руководства - подчинения, участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизац. целей, оценка руководителей, адаптация персонала и др. В последние годы стали активно разрабатываться также социологич. проблемы управления технич. и организац. нововведениями, формирования гибких организац. структур, управленч. консультирования, деловых игр и т. д. Объектами У.с. являются индивид, группа, организация, др. соц. образования и процессы (см. также: Методы социального управления). Лит.: Марков М. Теория социального управления. М., 1978; Керимова Т.В. Социальный прогресс и управление. М., 1980; Лебедев П.Н. Социальное управление. Л., 1982; Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991; Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1996; Мес-кон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М., 1997; Управленческое консультирование М., 1992; Алексин М.Т. Социология и менеджмент. М., 1995; Якока Л. Карьера менеджера. М., 1997. А.И. Пригожин.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

УПРАВЛЯЕМОСТЬ - характеристика управленч. отношений в трудовых организациях. Означает ту степень контроля, к-рый управляющая подсистема к.-л. организационного целого осуществляет по отношению к управляемой, а также ту степень автономии, к-рую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Разумеется, грань эта подвижна и варьирует в зависимости от типа организации, качества управляющего воздействия, особенностей объекта и т. д. Однако совершенно исчезнуть она не может. Это характерно для технич. и биологич. систем, но еще более касается систем соц. У. может использоваться как комплексный критерий эффективности деятельности организации. Границы управляемости определяются сложностью управляемого объекта, закономерным расхождением между формальной и неформальной структурами, неполнотой или недостоверностью информации, качеством решений и т. д Наиболее адекватным критерием изменения У. является осуществляемость управленч. решений. Повышение У. обеспечивается за счет улучшения качества управляющих воздействий, усиления сплоченности коллектива, укрепления дисциплины исполнения. Лит.: Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; его же. Современная социология организаций  М., 1995. А.И. Пригожин.

УРБАНИЗАЦИЯ

УРБАНИЗАЦИЯ - концентрация населения в большие общины - города, преимущественно несельскохозяйственные по своему характеру. Основой, организующей жизнь городского населения, является производство товаров и услуг. Особое внимание этому процессу уделялось представителями школы чикагской (см.).

УРБАНИЗМ

УРБАНИЗМ - особый образ жизни,  создаваемый городской средой; характеризуется усилением анонимности и формальных связей, сложным характером разделения труда.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ, ЖИЗНЕННЫЙ СТАНДАРТ)

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ, ЖИЗНЕННЫЙ СТАНДАРТ) - соц.-экономим, категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в смысле обеспеченности потребительскими благами, к-рые характеризуются преимущественно количественными показателями, абстрагированными от их качеств, значения (размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.). И.В. Бестужев-Лада

УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВА

УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВА - складывается из двух составляющих: 1) культурно-технич. потенциала населения, характеризующегося уровнем его образования и квалификации; 2) наличия и степени применения научно-технич. достижений, научн. открытий в обществ. производстве, во всех областях жизнедеятельности человека. Уровень образования и квалификации, взятый вне конкретного соц.-экономич. контекста, лишь частично характеризует образовательный, квалификационный, интеллектуальный потенциал об-ва. Для более полной характеристики Ук-т. необходимо учитывать также эффект использования, степень соответствия полученного образования и квалификации характеру исодержанию труда, конкретным требованиям рабочего места. Соответствие образования и ква лификации рабочих и служащих характеру и содержанию труда при известном "запасе" образования и квалификации с учетом перспективных требований развития конкретных отраслей нар. хоз-ва - важное условие соц.-экономич. развития об-ва. Наличие и степень применения научно-технич. достижений, научн. открытий в обществ производстве свидетельствуют о том, что технич. культура является материальным основанием культуры в целом. (Содержание технич культуры не исчерпывается совокупностью технич. устройств, производственной техникой. В эту материальную систему входят и другие виды техники: бытовая, строительная, космическая военная, научн. исследований и т. д.). Уровень развития технич. культуры - фактор повышения У.к.-т. об-ва не сам по себе, а в системе производительных сил, в контексте соц. и культурного прогресса. Техника воздействует на культурный потенциал об-ва опосредствованно через систему обществ., прежде всего экономим, и соц., отношений. Развитие техники - социально обусловленный процесс, зависящий от многих соц.-экономич. факторов, от общего культурного фона эпохи, определяющего не только направленность, соц. цели и темпы технич. прогресса, но и его содержание и характер. В современных условиях повышение У.к.-т. все в большей степени зависит от уровня развития науки, к-рая, оставаясь духовным потенциалом производства, превращается в непосредственную производительную силу об-ва и становится частью не только духовной, но и материальной культуры. Лит.: Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. Минск, 1984; Негодаев И.А. НТР и культура. Ростов, 1985; Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции. Минск, 1989. И.Б. Орлова.

УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНЫЙ

УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНЫЙ - степень развития сущностных сил соц. субъекта, достигнутая в рез-те его культурной деятельности. Это понятие относится не только к личности, но и к группе, классу, об-ву в целом. У.к. соц. субъекта отражает степень приобщения к общемировым духовным ценностям, степень овладения знаниями, умениями, навыками, идеями, накопленными человечеством за весь период своей истории. Факторами повышения У.к. являются образование, воспитание. Понятие У.к. прочно вошло в категориальный аппарат социологич. науки. Показателями У.к. являются: совокупность показателей уровня культурно-технического (см.), характеризующих образовательный, квалификационный уровень населения и степень применения научно-технич. усовершенствований, научн. открытий во всех областях жизнедеятельности человека; совокупность показателей общекультурного уровня, характеризующих степень активного отношения к духовной культуре, потенциальную "реальную культурную деятельность, ориентационные и фактические материальные и временные затраты в сфере культуры, мотивацию культурной деятельности, избирательность в сфере ровной культуры, определяющуюся содержанием, направленностью культурной деятельности, эстетич. вкусами; показатели нравственного развития личности и др. У.к. соц. субъекта - критерий рез-тов его культурной деятельности, интериоризации норм и ценностей культуры. Высокий У.к. членов об-ва - фактор, способствующий эффективному его развитию. В конечном итоге высокий У.к. выгоден и экономически. Многие проблемы последних лет - низкое качество продукции, экологич. бедствия, катастрофические аварии - нельзя свести к просчетам отдельных исполнителей. Это вопрос У.к. об-ва в целом: культуры общей, экономич., по-литич., правовой, бытовой и т. д. Поэтому оправданными должны считаться всякие "вложения" в повышение У.к. человека, ибо это вложения в будущее. Лит.: Категории философии и категории культуры. Киев, 1983; Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М., 1986; Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально-психологического исследования. Киев, 1988. И.Б. Орлова.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ ЛИЧНОСТИ

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ ЛИЧНОСТИ - возможная цель (или рез-т), к-рую индивид субъективно устанавливает для себя в своей деятельности на основе субъективной оценки своих возможностей и способностей. Термин У.п.л. впервые был введен в научн. обиход К. Левином. У.п.л. может быть частным (в отдельных областях деятельности), носить более общий характер, быть связанным с целями, планами и программами жизнедеятельности человека в целом. У.п.л. формируется в процессе постоянного самооценивания индивидом своих успехов и неудач на основе его "Я"-представления ("Я"-концепции, "Я"-образа), к-рые служат для него субъективным критерием, стандартом оценки. Многочисленные эксперименты подтверждают, что У.п.л. возрастает при повторном успехе (одном и том же достижении) и снижается при повторных неудачах. Специфич. проявление мотива достижения (см.) у конкретного индивида в значительной степени влияет на его У.п.л. в зависимости от того, является ли доминантным мотивом ожидание успеха или неудачи. Расхождение между У.п.л. уровнем достижений служит индикатором последующей мотивации достижений человека. Причем проявляется стабильная взаимосвязь т.обр. - индивиды, к-рые уверены в успехе, предпочитают У.п.л. несколько выше реального достижения, а те, кто обеспокоен возможностью неудачи, предпочитают У.п.л. либо сильно завышенный, либо сильно заниженный по сравнению с их действительными возможностями. Особенности динамики формирования У.п.л. важно учитывать в процессах воспитания и социализации человека, поскольку адекватное соответствие У.п.л. возможностям и способностям человека - главное условие гармонич. развития личности. Лит.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986; Levin К. (et al.) Level of aspirations. Personality and behaviour disorders. Vol. 1. N.Y., 1944; Zander A.F., Medow H. Individual and group levels of aspirations//Human relations. 1963. № 16; Aspiration level//The encyclopedic dictionary of psychology. Oxford, 1983. B.A. Соснин.

УСЛОВИЯ ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСТАНОВКА

УСТАНОВКА - готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к к.-л. объекту. В экспериментальной психологии - обусловленный прошлым опытом фактор (напр., готовность действовать тем или иным образом), определяющий: скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию, иллюзии восприятия, неосознаваемое состояние готовности, обусловливающего направленность различн. психич. процессов. В зависимости от потребности, на основе к-рой формируется У, выделяют У. элементарные, У. соц у актуальные и У. фиксированные.

УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УТИЛИТАРИЗМ

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - польза, выгода) - в соц. науках один из вариантов теории полезности. Принципы теории полезности как подхода к рассмотрению явлений и процессов соц. жизни и деятельности индивидов в их взаимном общении как отношений полезности, взаимного использования широко применялись Т. Гоббсом, Дж. Локком, К. Гельвецием, П. Гольбахом. Наиболее полное подчинение всех существующих отношений отношениям полезности, возведение отношения полезности в единственное содержание всех остальных отношений предпринимает в своих работах И. Бентам, считаются основоположником У. Идентифицируя полезность с удовольствием, наслаждением, Бентам полагал, что в основе нравственности должно лежать стремление к "наибольшему счастью наибольшего числа людей" и что в максимизации пользы через установление гармонии индивидуальных и обществ. интересов заключается истинная цель человечества. Пытаясь применить этот подход к экономике, управлению, праву, Бентам в качестве единственного операционального инструмента использовал баланс пользы и страдания. Под заметным влиянием У. находилась ранняя английская социология, особенно Г. Спенсер; принципы У. резко критиковал Э. Дюркгейм; в современной социологии принципы У. широкого применения не нашли. Лит.: Милль Дж. Утилитарианизм. СПб, 1900; Гоббс Т. Левиафан. М., 1936; Bentham J. Deonthology or the sci

ence of morality. L., 1834. A.M. Чупрынин.

УТОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - вовлечение членов соц.-политич. общности (рода, фратрии, племени, этнич. группы, нации, гос.-организованного об-ва или к.-л. его части) на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности. Участие есть неотъемлемое свойство не только политич., но и любой управляемой (или самоуправляемой) общности людей и служит одним из средств выражения и достижения их интересов (см. Интерес политический). В условиях гос.-организованного об-ва вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в той или иной степени политизируется в соц., экономич. и культурной сферах (подсистемах). Вместе с тем участие в решениях, не связанных с противоречивыми интересами и конфликтами, не влияющих на распределение власти, не является собственно политич. Различают индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное и нелегитимное выражение протеста и охранительные виды У.п. Выделяется участие в выборах, в принятии решений, в управлении и самоуправлении, в отборе политич. лидеров и контроле за их деятельностью, в принятии, реализации и охране законов, в избирательных или иных политич. кампаниях, в политич. митингах и собраниях, в восприятии и передаче политич. информации; в забастовках, массовых кампаниях гражданского неповиновения, освободительных войнах и революциях, в деятельности политич. партий и др. политич. обществ. организаций и т. д. По масштабу У.п. возможно на местном, региональном (республиканском) и нац. (федеральном) уровнях. Конкретные формы, виды, способы, уровни, объем и рез-ты участия граждан в политике выражают прежде всего процессуально-функциональные свойства данной политич. системы и являются рез-том действия не только политич. ин-тов, расстановки соц.-классовых сил, особенностей политич. режима, но и нац. политич. традиций и политич. культуры. На участие или неучастие индивидов, групп, соц. слоев и классов оказывают влияние и такие факторы, как культурно-образовательный уровень, материальное положение, объем свободного времени, социокультурное окружение (семья, коллектив, тип места жительства и т. д.), соц.-демографич. характеристика, состояние информационной сети, инфраструктуры и т. д. Хотя еще Платон и Аристотель в своих трудах о политике и гос-ве рассматривали У.п. как их существенную характеристику, для мыслителей Нового времени оно выступает лишь средством описания и создания идеальной модели политич. стратегии для правителя (Н. Макиавелли), носителей суверенитета и различн. образов правления (Ж. Воден), форм и принципов правления (Ш. Монтескье), природы обществ. договора, форм правительства и нар. суверенитета (Ж.-Ж. Руссо) и т. д. Социологически вплоть до середины XX в. политич. вовлеченность рассматривалась как участие в гос. управлении и выборах. Широко исследуются и др. формы У .п., а само оно оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политич. социализации и политич. воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политич. отчуждением граждан. В полит, социологии и полит, науке У.п. анализируется в рамках как самостоятельной концепции, так и концепций демократии, политич. власти, политич. поведения, политич. социализации, политич политич. развития и др. В.В. Смирнов.

Предыдущая страница Следующая страница