Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИН"-"ДЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИН"-"ДЮР")

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ - теория обществ. прогресса, разработанная О. Контом, в основу к-рой, согласно ее автору, должна быть положена история человеческого духа. Прогресс означает развитие по восходящей линии, хотя и не включает в себя фактора совершенствования. Конт делил факторы, влияющие на обществ. прогресс, на первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. Ко вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения,  обусловливающий разделение труда  и побуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека. Вторичные факторы могут только замедлить или ускорить прогресс об-ва, к-рый совершается закономерно и стадии к-рого не могут быть изменены. Подразделяя прогресс на материальную (улучшение внешних условий жизни), физич. (совершенствование человеческой природы), интеллектуальную (развитие интеллекта, переход от религиозного и метафизич. мировоззрения к позитивному) и моральную (развитие чувства коллективности) сферы, Конт придавал основное значение последним двум. Он писал, что соц. организм основывается на совокупности взглядов, мнений, к-рые, постепенно изменяясь, оказывают влияние на все прочие стороны обществ. жизни. В основе развития ума и соответственно человеческой истории лежит закон трех стадий  (см.). Е.в. Осипова.

ДИСКУССИЯ

ДИСКУССИЯ (от лат. discussio - рассмотрение исследования, исследование) - публичное обсуждение к.-л. спорного вопроса, проблемы.

ДИСКУССИЯ НАУЧНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ (от лат dis-positio - расположение) - предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Систему диспозиций образуют высшие д.л. - концепция жизни  и ценностные ориентации,  общая направленность личности, а также обобщенные соц. установки на типичные соц. объекты и ситуации и, наконец, ситуативные соц. установки как диспозиции к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и соц. среде. Высшие Д.л., будучи продуктом общих соц. условий и отвечая наиболее общим потребностям личности - потребностям слияния с социумом, - активно взаимодействуют на Д.л. нижележащих уровней. Однако последние, особенно ситуативные установки, обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает адаптацию личности к меняющимся условиям деятельности при сохранении устойчивости высших Д.л. Согласно диспозиционной теории саморегуляции соц. поведения личности (В.А. Ядов) иерархически организованная система Д.л. - продукт предшествующего опыта, в к-ром фиксируются привычные способы удовлетворения различн. потребностей личности в привычных соц. условиях. Высшие Д.л. регулируют общую направленность соц. поведения, низшие - поведение в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типич. ситуациях. Роль ведущих принимают на себя Д.л., адекватные условиям и цели деятельности в данном "масштабе". Диспозиционная концепция позволяет установить связи между социологич. и соц.-психоло-гич. подходами к изучению соц. поведения личности. В советской психологии проблематика Д.л. охватывает анализ ее отношений (В.Н. Мясищев), направленности (Л.В. Бокович), проявления целостности психич. свойств и процессов в установочной готовности (Д.Н. Узнадзе), а в зарубежной психологии наиболее близкие явления изучаются в понятиях личностных черт и аттитьюдов. Лит.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; его же. Диспозиционная концепция личности//Социальная психология. Л., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988; Motivation and personality. N.Y., 1970. В.А. Ядов.

ДИССОНАНС

ДИССОНАНС (от лат. dissonans - нестройно звучащий) - 1. В музыке напряженное одновременное звучание различн. тонов. 2. В поэзии - неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным (слово - слава).

ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ

ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ - теория, развитая в 60-х гг. амер. учеными Л. Фестинге-ром, Р. Абельсоном и др. с целью объяснения формирования мнений и мотивации действий на основе внутрипсихологич. импульсов. Основной смысл этой теории состоит в том, что при наличии в соц. общности несогласованных друг с другом представлений (cognitions) возникает конфликтное явление диссонанса. Оно порождает стремление личности найти некое компромиссное решение с целью уменьшения степени несогласованности и поддержания психич. равновесия в процессе дальнейших взаимных контактов. При этом несогласованность во мнениях выполняет функцию наказания, а согласованность выступает в форме поощрения. Теория Д.к. ныне выдвинулась на одно из первых мест в исследовании закономерностей соц. поведения и оказания коммуникативного воздействия на массы. В основе этой теории лежит гомеостазис, т. е. такое положение, когда человек стремится сбалансировать (уравновесить) свое поведение, следуя логике связей в системе общих мнений и убеждений. Различаются две группы источников диссонанса. К первой группе относятся внутренние конфликты индивида с самим собой вследствие неправильного решения, соблазна, неэффективности затраченных усилий, свершившегося неприятного факта и т.п. Вторую группу образуют противоречия из-за разногласия во мнениях разных людей, несоответствия действия ожиданиям др. лиц, несовпадения личных убеждений с требованиями нормативной регуляции вследствие существенных различий в субкультурах и т. д. Снятие диссонантных напряжений возможно несколькими способами, каждый из к-рых имеет свое значение в индивидуальной психотерапии. Первый путь заключается в добавлении к уже существующему нового когнитивного диссонанса по принципу "меньшее зло излечивается большим". Второй путь - возрастание привлекательности возникших альтернатив путем сопоставления и оценок преимуществ каждой из них. Третий путь - поиски согласия и компромиссных решений. При этом замена объекта влечений способна оказывать на личность успокаивающее воздействие. Социологи выделяют несколько различ. вариантов возможного погашения диссонантного напряжения. Это: 1) отказ от цели; 2) изменение направления действия (модификация цели); 3) изменение установки (радикальное или частичное); 4) замена средств достижения цели; 5) насильственное устранение препятствий. Лит.: Боботов СВ. Буржуазная социология права.  М., 1978; Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford UP., 1957; Abelson R.P. Theories of cognitive consistency. A source book. Chi., 1968; Groups dynamics: Research and theory. N.Y., 1968; Dictionnaire encyclopcdique de theorie et de sociologie du droit. P., 1988. C.B Боботов.

ДИСТАНЦИЯ

ДИСТАНЦИЯ (от лат. distantia - расстояние) - 1. Расстояние, промежуток между чем-либо. 2. Расстояние по глубине строя между военнослужащими, орудиями, машинами, подразделениями, кораблями. 3. На железной дороге - административная единица различн. отраслей ж.-д. хоз-ва. Различают Д.: пути, сигнализации, связи, зданий, сооружений и др.

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - восприятие различия соц. статуса участниками соц. взаимодействия. Инструментом эмпирич. измерения Д.с. является т.н. шкала Богардуса (по имени сконструировавшего ее амер. социолога). Реальную основу Д.с. составляют объективные (соц., экономич., политич. и т. д.) различия между соц. группами. В соц. психологии термином "Д.с." определяется расстояние, к-рое индивид стремится сохранить между собой и др. человеком. В повседневном языке феномены увеличения или сокращения Д.с. описываются афоризмами типа: "Поставить на место", "Поговорить без формальностей" и т.п. Д.с. поддерживается в соц. практике всевозможными ритуалами и знаками различия. Д.с. функционально необходима для организации совместной деятельности. Лит.: Замошкин Ю.А. Психологическое направление в современной буржуазной социологии. М., 1958; Во-gardus E. Fundamentals of social psychology. N.Y., 1950; Dawes R.M. Fundamentals of attitude measurement. N.Y., L., 1972. П.Н. Шихирев

ДИСФУНКЦИЯ

ДИСФУНКЦИЯ (от лат. dis - раз..., не... и functio - деятельность) - появление в системе элементов, приводящих к рассогласованию ее функционирования как целого, к отклонению ее поведения от первоначально заданных параметров.

ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСЦИПЛИНА

ДИСЦИПЛИНА (от лат. disciplina - Умение) - 1. Соц. отношения, выражающиеся в ооя-зательном для всех членов об-ва (общностей. групп) подчинении установленным правилам " нормам, благодаря к-рым достигается согласованность действий. Различают внутреннюю А., основанную на интериоризации норм, регулирующих поведение людей, и внешнюю (по принуждению), опирающуюся на санкции (см. Нормы социальные). 2. Отдельная отрасль научн. знания.

ДИСЦИПЛИНА НАУЧНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСЦИПЛИНА ТРУДОВАЯ

ДИСЦИПЛИНА ТРУДОВАЯ - закрепленная правом и др. соц. нормами система организационных отношений, направленная на поддержание надлежащего порядка в процессе осуществления трудовой деятельности. Д.т. является необходимым условием успешного функционирования организации и основой соц.-экономич. развития коллектива. Различают: 1) внутреннюю дисциплину, или самодисциплину; 2) дисциплину, основанную на материальной заинтересованности; 3) Д.т., основанную на применении санкций. Внутренняя Д.т. предполагает глубокое усвоение членами об-ва норм, регулирующих поведение людей, она поддерживается без внешних санкций и принудительных мер. Д.т., основанная на материальной заинтересованности, и дисциплина по принуждению опираются на внешние стимулы. В чистом виде ни один из видов Д.т. практически не существует. Путь к укреплению Д.т. лежит через осуществление комплекса мероприятий, включающего: административные методы (совершенствование системы административных санкций и поощрений, строгое выполнение существующих должностных инструкций, положений, указов и др. нормативных актов); экономич. методы (совершенствование системы материального стимулирования); организационно-технич. (проектирование и внедрение оптимальных схем управления, четкая организация производства и обслуживающих его процессов, научн. организация труда  на каждом рабочем месте); соц. методы (улучшение условий труда и быта, привлечение работников к управлению производством, меры по моральному поощрению и борьба с отклоняющимся поведением). Субъектом проведения мероприятий по укреплению Д.т. являются органы гос. управления, трудовые коллективы, обществ. организации. Лит.: Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л., 1980; Трудовая дисциплина. М., 1985; Маркович Д. Социология труда. М., 1988. А.Л. Просщрин.

ДИФФЕРЕНЦИАЛ СЕМАНТИЧЕСКИЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЛ СЕМАНТИЧЕСКИЙ - методика выявления позиции индивида в семан-тич. пространстве аффективных значений. Термин "Д.с." впервые появился в амер. лит-ре в 1952 г. Авторы (группа амер. психологов во главе с Ч. Осгудом) назвали так свой метод для измерения значения. Д.с. был разработан в целях эмпирич. проверки "теории значения" (Osgood С.Е., Suci J.Y., Tannenbaum P.H. The Measurment of Meaning. Urbana, 1957). На основе большого числа факторно-аналитич. исследований индивидов, принадлежащих к разным культурам, были выделены три основных независимых фактора семантич. коннотации, т. е. параметры: оценки (хороший - плохой), силы (сильный - слабый) и активности (активный - пассивный). Эмпирич. процедуры, используемые в Д.с, состоят в предъявлении каждому индивиду набора биполярных шкал (хороший - плохой, активный - пассивный, сильный - слабый, горячий - холодный, приятный - неприятный и т. д.; число используемых шкал обычно находится в диапазоне от 10 до 40). Задача индивида - оценить предъявляемые понятия (выражаемые отдельными словами) по каждой шкале. На основе традиционных процедур оценки факторных баллов можно сравнивать позиции разных индивидов в трехмерном факторном пространстве и т.обр. различать "значения", приписываемые разными индивидами одному и тому же понятию. В той мере, в какой параметр "оценки" близок по смыслу установке, распределение индивидов по одномерной шкале оценки определяет их установку, отношение к данному понятию. Одно из преимуществ Д.с. состоит в том, что для различ. объектов установки может использоваться один и тот же набор биполярных шкал. В отечественной психологии и социологии имеется немало примеров эффективного использования методики Д.с. Лит.: Семиотика и искусствометрия. М., 1972; Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983. С.С. Паповян.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат differentia - различие) - 1. Разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени. 2. Возникновение в организме (или отдельном его участке) в процессе развития морфологических и функциональных различий.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. Отношение к Д.с. составляет специфику разных идеологий, политич. течений и культуп На одном полюсе - отношение к Д.с. как к самостоятельной ценности, источнику соц. разнообразия; множество соц. сред, уровней дает человеку возможность выбора, поощряет его к активности и вместе с тем обеспечивает взаимодополнение или конструктивное противоречие разных образов жизни. Отсюда динамизм и многовариантность обществ. развития. В этом контексте особенное внимание отводится индивидуальным различиям. Признание самоценности каждой личности, ее уникальности, а значит, и права на собственное самоутверждение, на автономию в группе, об-ве, в этич. смысле означает высокую взаимную терпимость, широкое пространство для личностного суверенитета. В политич. смысле это означает развитую свободу вертикальной и горизонтальной мобильности особый статус меньшинства, а также принятие индивидом на себя ответственности за свою судьбу, за риск собственного выбора. На противоположном полюсе - отношение к Д.с. как пороку об-ва, источнику несправедливости и массовых конфликтов. Вызываемое Д.с. имущественное и статусное неравенство неизбежно приводит к эксплуатации, классовой борьбе угнетенных с угнетателями. Поэтому Д.с. нуждается в преодолении, а об-во - в выравнивании любых соц. различий. Индивид в этой ориентации выступает как элемент целого, его ценность определяется вкладом в целое (организацию, общий труд). Между обоими полюсами сложились промежуточные варианты отношения к Д.с. Основания для Д.с. могут относиться как к объективным признакам (экономич., профессиональным, образовательным, демографич. и т.п.), так и к признакам массового и индивидуального сознания. Эти основания не всегда совпадают. Так, нек-рые группы сознания - макро- и микрогруппы - охватывают разные профессиональные, возрастные и иные группы (напр., по идеологии, культурным пристрастиям). Анализ Д.с. очень важен для управления соц. процессами. Особенно в переходные периоды развития об-ва. Такой анализ имеет большое значение, напр., для определения соц. базы реформ, т. е. поиска той категории населения,  на к-рую может опираться та или иная реформа. Скажем, коммерциализация народного хозяйства требует выделения т.н. соц.-активного элемента об-ва как структурного образования, являющегося носителем инновационного начала в об-ве. По мере развития об-ва одни основания для Д.с. могут нарастать (напр., имущественные, идеологии, и т. д.), а др. способны исчезать (сословные), соц. значение третьих сглаживаться (половые), а вариативность четвертых может нарастать (религиозные). См. также Концепции социальной дифференциации. Лит.: Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990. A.M. Пригожин

ДИФФУЗИОНИЗМ

ДИФФУЗИОНИЗМ - направление в этнологии, культурологии, археологии, полагающее основой соц. развития процессы заимствования и распространения культуры. Д. складывался в нач. XX в. как реакция на крайности эволюционизма, изображавшего процесс развития почти исключительно как внутренний упорядоченный по стадиям рост и кумулятивное усложнение первоначальной структуры, в к-ром внешние факторы играют только вторичную роль. Д., напротив, сделал центральной проблему культурных нововведений как рез-та внешних влияний и каналов диффузии, по к-рым эти влияния передаются и внедряются в данную социокультурную единицу. В центре внимания Д. - такие явления, как война, торговля, колонизация, и на втором плане - такие внутренние факторы, как дифференциация социальная  (см.) и классовый конфликт.  Из социологич. теорий предшественницей диффузионизма были теории подражания  (Г. Тарда и др.), сводившие процесс развития к последовательности изобретений и заимствований. А.Д. Ковалев.

ДИХОТОМИЯ

ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia - разделение на две части) - 1. Последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и т. д. 2. Способ классификации: классы, множества и др. разбиваются на пары соподчиненных элементов (подклассы, подмножества и др.). 3. Деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. 4. Признак, имеющий только два значения, например, пол (мужской - женский) или ответ "да - нет" на вопрос: "Имеете ли вы высшее образование? "

ДМИТРИЕВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ДМИТРИЕВ Анатолий Васильевич (1934) - российский социолог, член-корр. РАН по социологии, Президент Российской Ассоциации поли-тич. науки, действительный член Академии соц. наук. Д. разрабатывает теоретич. и методологич. основы политологии и политической социологии, занимается изучением роли средств массовой информации в формировании политич. сознания, влияния обществ. мнения и особенно неформальных источников информации на политич. жизнь. Соч.: СССР - США: социальное развитие  в городах (в соавторстве с М.Н. Межевич). Л., 1981; Где живет советский человек (в соавторстве). М., 1988; Неформальная политическая коммуникация  (в соавторстве). М., 1997; Социология политического юмора. М., 1997.

ДОБРЕНЬКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ДОБРЕНЬКОВ Владимир Иванович (1939) - российский социолог и философ, действительный член Академии соц. наук. Д. - основатель и декан социологического факультета МГУ, главный Редактор журнала "Вестник Московского университета. Серия XVIII. Социология и политология Основная область научн. интересов - соц. психология (концепция неофрейдизма); основные направления деятельности - история и теория зап. психологии и социологии, развитие данных областей научн. знания на современном этапе, их современные концепции и представители. Соч.: Методологические вопросы исследования религии (в соавторстве с А.А. Радугиным). М., 1989; Христианская теология и революция (в соавторстве с А.А. Радугиным). М., 1990; Современная американская социология (в соавторстве). М., 1994. Е.В. Челищева.

ДОБРИЯНОВ ВЕЛИЧКО

ДОБРИЯНОВ Величко (1926-1993) - болгарский социолог. Научн. интересы преимущественно направлены на изучение таких проблем, как общая социология, теория и история социологии, соц. управление, образ жизни,  проблемы методологии социологич. и историч. познания и др.

ДОКУМЕНТ

ДОКУМЕНТ - один из источников, используемых в социологич. исследованиях для получения первичной эмпирич. информации. Потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности об-ва. Документальные связи между различн. соц. группами и организациями отражают существенные характеристики соц. процессов, их правовые, экономич., соц.-психологич. и др. аспекты. Д. фиксируют состояние и изменение соц. процессов во времени. Д. - средство закрепления различн. способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Они являются предметом изучения многих наук, выделяющих различ. их содержательные и функциональные характеристики. Это - делопроизводство как специальная вспомогательная дисциплина, связанная с управленч. наукой, источниковедение, архивоведение и др. Социологу необходимо иметь четкое и полное представление о существующих документальных источниках, содержащих информацию по изучаемой проблеме, а также владеть методикой их использования на различных этапах социологич. исследования. Лит.: Рабочая книга социолога. М., 1983; Коробейников B.C. Редакция и аудитория. М., 1983; Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: методология с позиций практики. Новосибирск, 1984. О.М. Маслова.

ДОЛЖНОСТЬ

ДОЛЖНОСТЬ - элемент в организационной структуре. Этот термин чаще всего применяется к местам управленцев (директора, управляющие, заведующие и т.п.). Но нередко он обозначает и места рядовых работников (инженеров, научн. сотрудников и т.п.). Всякая Д. соединена отношениями с одной или несколькими др. должностями. Система Д. предопределяет структуру организации в целом (учреждение науки, здравоохранения) либо управленч. Подсистемы (на предприятии, в кооперативе и т.п.). Система Д. и отношений между ними устанавливается обычно без учета свойств конкретного индивида. Но индивиды назначаются на Д. в зависимости от их способности справиться со своими должностными обязанностями. B.C. Толстой.

ДОСУГ

ДОСУГ - совокупность видов деятельности (см. Вид деятельности), предназначенных для удовлетворения физич., духовных и соц. потребностей людей в свободное время.  Время, затраченное на них, - время досуга - это часть свободного времени. Функции Д. (досуговой деятельности) совпадают с функциями свободного времени (см. Время свободное). Виды деятельности Д. служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении. В узком смысле слова под Д. понимают отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т. д. В широком смысле слова отдых и развлечения охватывают более широкий круг видов деятельности, включая творческие и любительские занятия, занятия физкультурой и спортом. Перечень досуговых занятий содержит не менее 40 видов деятельности, объединяемых при изучении бюджетов времени (см.) в следующие группы: творческие и любительские занятия, пользование средствами массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, общение, занятия физкультурой и спортом, пассивный отдых и др. досуговые занятия. Различают активный Д. и пассивный Д. Первый вид связан с активными (как физич., так и умственными) занятиями, различн. видами деятельности - игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т. д. Второй вид связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, "потребителя" культурных ценностей или с ничегонеделаньем. Пассивные формы Д. получили в последнее десятилетие широкое распространение. Этому содействовало развитие телевидения, транзисторных радиоприемников и т.п. В.Д. Патрушев

ДРУГОЙ

ДРУГОЙ - понятие, посредством к-рого описываются взаимодействия индивидов. Существует два вида Д. Они различаются между собой в зависимости от того, какого рода знанием обладают люди о тех, с кем они взаимодействуют. Первый вид Д. - "значимый Д." - тот, о ком располагают каким-то вполне определенным знанием. Второй вид - "обобщенный Д." - некий абстрактный соц. статус и связанная с ним роль. Соц. взаимодействия основаны на обоих видах Д. Люди обычно знают что-то определенное о тех, с кем они часто общаются, но в большинстве случаев знание о других индивидах, при взаимодействии с ними, является следствием понимания соц. ситуации (см. Ситуации определение).

ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM) ЭМИЛЬ

ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM) Эмиль (1858-1917) - франц. философ и социолог, создатель франц. социологич. школы (см. Школа социологическая дюркгеймовская). Д. относил к числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоя тельную науку, наличие особого предмета и ссь ответствующего метода. В определении предмета социологии Д. шел по пути поисков особого рода реальности, к-рой еще не занималась ни одна из существующих наук. Это реальность "соц. фактов", составляющих систему соц. действительности. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и принудительная сила, с какой они оказывают давление на индивида. Д. подразделял соц. факты на морфологич., составляющие "материальный субстрат" об-ва (демографич., экологии, факты), и духовные, нематериальные - "коллективные представления", составляющие в совокупности коллективное общее сознание. Базовой теоретико-методологич. концепцией, развиваемой Д. и его последователями, был социологизм (см.). В теоретич. плане социологизм в противоположность индивидуалистическим социологич. концепциям (см. Номинализм в социологии) утверждал принцип специфичности и автономности соц. реальности. Об-во, согласно Д., - самостоятельное бытие, наделенное чертами превосходства над индивидами. В программном произведении "Правила социологич. метода" Д. обосновывал принципы объективизма и эмпиризма в исследовании соц. фактов. Главное правило гласило: "Соц. факты нужно рассматривать как вещи", - что означало признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, как исследуют свой предмет естественные ("позитивные") науки. Соч.: О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Самоубийство. Социологический этюд СПб., 1994; Социология образования. М., 1996. Е.В. Oairm

Предыдущая страница Следующая страница