Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АШИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АШИ")

АНАЛИЗ РЕГРЕССИОННЫЙ

АНАЛИЗ РЕГРЕССИОННЫЙ - статистич. метод исследования зависимости (регрессии) между зависимым признаком У и независимым (регрессорами, предикторами) Х1, ... ,Хр. решает задачи определения общего вида уравнения регрессии, нахождения оценок параметров этого уровня, оценки качества регрессии, проверки статистич. гипотез, к-рые служат двум основным целям. А.р. - предсказания и объяснения. В ситуации прогноза акцент смещается на получение оценок  Y по значениям У-ов при минимизации суммы квадратов отклонений

реально наблюдаемых У и их оценок (N - объем выборки). При объяснительном подходе необходимо решить задачу оценки индивидуального вклада каждого из предикторов Х1, ... ,Хр в объяснение дисперсии зависимого признака. В случае многомерной линейной регрессии Y=bo b1X1 ... bp Xp исследованию подлежит модель: Y=bo b1X1-b2X2 ... BрХр l, к-рую можно представить в матричной форме: Y=Xb l, где Y - вектор наблюдений зависимого признака размерности (Nxl); X - матрица наблюдений предикторов размерности (NxP), b - вектор параметров размерности (pxl); l - вектор ошибок размерности (Nxl). Применение метода наименьших квадратов для оценивания параметров модели возможно при условии следующих предположений: 1) равенства условных дисперсий, т. е. D(Y/X)=const, 2) независимости ошибок от предикторов и нормального их распределения с нулевым средним и постоянной дисперсией, 3) попарного нормального распределения всех признаков модели. Решение нормальных уравнений записывается в виде b=(XX)-1 XY. Параметры bi являются частными коэффициентами корреляции, b2j интерпретируется как доля дисперсии Y, объясненная X при закрепленном влиянии остальных X, т. е. измеряет индивидуальный вклад х. в объяснение У. В случае коррелирующих X возникают проблемы неопределенности в оценках bi, к-рые становятся зависимыми от порядка включения X в модель. В таких случаях необходимо применение методов анализа корреляционного (см.) и пошагового регрессионного анализа. Построение доверительных интервалов для оценок параметров и проверка гипотезы об отсутствии связи (bi=0) производятся с помощью критерия Стьюдента, оценка значимости регрессии - с помощью критерия Фишера, для к-рого оценивается коэффициент множественной корреляции R, характеризующий общую связь всех признаков модели. R2показывает долю дисперсии, объясненную всеми признаками модели (1):

А.р. позволяет оценивать также и нелинейные отношения путем использования модели (1) с включением качественных признаков в уравнение. При этом метод оценки сохраняется, изменяется только интерпретация рез-тов. Методы А.р. широко используются в соц.-экономич. исследованиях для оценок отношений спроса, предложения, при изучении бюджетов семей и т. д. Лит.: Дрейнер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М., 1973; Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979; Типология и классификация в социологических исследованиях. М„ 1982. К.Д. Аргунова

АНАЛИЗ РЕГРЕССИОННЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ - научн. процедура, в основе к-рой лежит принцип системности (системный подход)  - представление изучаемого объекта в виде системы. В социологии системный подход обычно используется на стадии предварительного теоретич. анализа объекта исследования с целью построения гипотетической модели объекта и формулировки гипотез. А.с. базируется на модели "органической" (самоорганизующейся или саморазвивающейся) системы, ориентирующей исследователя на раскрытие внутреннего механизма поведения объекта, различн. уровней его структурной организации, к-рая определяется законами его поведения как определенной целостности. Применительно к соц. жизни использование модели органич. системы оправдано рядом допущений, опирающихся на повседневный опыт и непосредственное наблюдение. Среди них можно выделить такие аспекты соц. реальности, имеющие системный характер, как относительное постоянство и воспроизводство основных типов соц. практики, подчиненность соц. процессов определенным обществ. целям и потребностям, задающим программу их развития, наконец, существование в обществ. жизни различн. рода соц. организаций, деятельность к-рых имеет прямую аналогию с поведением самоорганизующихся систем. В реальном исследовании исходные теоретич. допущения, обосновывающие правомерность использования системной модели, должны получить более конкретную и развернутую формулировку. А.с. объекта складывается из следующих этапов: определение изучаемого объекта как системы; определение границ этой системы. В этом исходном пункте четко отражаются: особенность системного подхода, начальным моментом к-рого выступает именно описание системы, а не отдельного элемента; выделение основного системообразующего признака - цели, к-рой подчиняется ее деятельность, или предпочтительного состояния, к к-рому она стремится; описание окружения системы, с к-рым она взаимодействует; определение набора необходимых условий, обеспечивающих нормальное ее функционирование; выделение соответствующих структур или компонентов, посредством к-рых обеспечиваются нормальные условия функционирования, необходимые для реализации ее основной цели; определение составляющих ее элементов в соответствии с их местом в структуре и функциями, выполняемыми ими по отношению к целому или к.-л. структурному уровню; описание связей координации, существующих между отдельными компонентами, элементами системы. Суть системного подхода, следовательно, не сводится к определенному способу членения объектов, как иногда упрощенно представляется. Это - процесс построения особой системной модели объекта. Системный подход применяется для анализа как объектов науки, так и самой науки, в т.ч. научн. теории и процесса ее формирования - научн. исследования. Лита.: Исследования по общей теории систем. М., 1969; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978; Логика социологического исследования. М., 1987; Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994; Социология. Основы общей теории. М., 1996. Гл. III и XI. Г.В. Осипов, М.С. Комаров

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ - разновидность структурного подхода, концентрирующаяся на описании различн. взаимодействий между индивидами и группами. Ведет свое начало от социометрии Дж.(Я.) Морено, но в отличие от нее при А.с.с. не принимаются в расчет факторы сознания и подчеркивается детерминация отдельных элементов поведения целым, тотальная совокупность взаимосвязей. Своеобразие А.с.с. заключается в том, что посредством его не дается описание поведения в терминах норм, ролей, ценностей и т. п., а только констатируется многообразие связей и позиций внутри них. В рамках А.с.с. широко используются формализация и статистич. методы, особенно теория графов,  для определения интенсивности и плотности соц. сетей, к-рые принимаются в качестве объясняющих факторов. Лит.: Веселкин Е.А. Понятие социальной сети в британской социальной антропологии//Концепции зарубежной этнологии. М., 1976; Social network: a developing paradigm. N.Y., 1977; Wellman B. Network analysis: some basic principles//Sociological Theory. N.Y., 1983. М.С. Комаров

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ - см. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ В СОЦИОЛОГИИ.

АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫЙ

АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫЙ - метод социологии,  позволяющий выяснить значение отдельного соц. явления для функционирования и развития определенным образом структуризо-ванного соц. целого. При А.с. в ходе сравнительного изучения соц. феноменов выделяются большей частью формальные элементы, взаимосвязь к-рых и рассматривается как основа сохранения в неизменном виде структуры данной системы (см. Структурализм в социологии).

АНАЛИЗ ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ КАЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ В СОЦИОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА (1925)

АНДРЕЕВА Галина Михайловна (1925) - российский социолог и философ. Основная направленность научн. интересов А. в сфере со-циологич. знания - соотношение общей теории обществ. развития и конкретных социология, исследований, разработка методология, принципов этих исследований, анализ развития эмпирия, социологии на Западе. Соч.: Современная буржуазная эмпирическая социология.  М., 1965; О соотношении микро- и макросоциологии // Вопросы философии, 1970, № 7; Социальная психология. М., 1996; Психология социального познания. М., 1997.

АНКЕТА (ОТ ФР. ENQUETE - БУКВ, РАССЛЕДОВАНИЕ)

АНКЕТА (от фр. ENQUETE - букв, расследование) - 1. Инструмент сбора первичной информации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа. 2. В социологии - метод сбора эмпирич. информации.

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ - разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (см. Анкетирование). Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам (см. Опрос, Вопрос). Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное). В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании (по сравнению с интервьюированием) важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методич. указания по заполнению анкеты, а также ее графич. оформление. Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса ("Ваш труд и отдых", "Дети в городской семье", "Анкета читателя", "Литературной газеты" и т. п.), название организации, проводящей опрос, место и год издания. При любом виде анкетирования (очном или заочном) анкета должна иметь вводную часть, обращенную к респонденту. Ее задачи - создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения. Отсюда стандартная структура вводной части: сообщение о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании рез-тов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих рез-тов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различ. виды вопросов. В начале анкеты помещают наиболее простые вопросы, стимулирующие интерес респондента к опросу, способствующие установлению контакта с ним и обучению технике заполнения анкеты. К середине анкеты сложность вопросов нарастает и затем снижается к ее концу, т. к. учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения анкеты. Соц.-демографич. блок вопросов, выясняющих личностные характеристики респондента, помещается обычно в конце анкеты, к-рая завершается словами благодарности респонденту за участие в опросе. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическим логическим принципам или по их адресату (группам респондентов). В таких случаях между блоками вопросов должны быть обращенные к респонденту переходы, переключающие его внимание на новую тему ("Теперь перейдем к вопросам о ...") или называющие группу опрашиваемых, к-рой предназначен следующий блок ("Следующие три вопроса - для тех, у кого есть дети школьного возраста..." или "Внимание! Вопросы для всех"). Правила заполнения и регистрации ответов должны содержаться не только в водной части анкеты, но и в тексте отдельных вопросов: указания на число вариантов ответов, к-рые можно отметить, указатели-переходы в вопросах-фильтрах ("Ответившие "нет" переходят к вопросу № ..."), правила ответов на вопросы табличной формы. Язык анкеты - письменная речь (в отличие от интервью). Для предупреждения ошибок восприятия и понимания смысла вопросов нужно избегать сложных синтаксических конструкций и многословных, логически некорректных и нечетких формулировок, а также непонятных слов. Доступность языка для совокупности опрашиваемых проверяется методом наблюдения или лингвистич. тестов в пробных (пилотажных) исследованиях. Формулировки вопросов, варианты ответов, обращения и инструкции в анкете выделяются шрифтом, цветом, рамками, стрелками и др. В анкетах используются рисунки для снятия напряжения, активизации внимания и для получения искомой информации. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова

АНКЕТЕР

АНКЕТЕР - участник социологич. опроса, обеспечивающий работу респондента с анкетой в соответствии с требованиями инструкции, разработанной организаторами исследования. Работа А. - одно из важнейших звеньев, обеспечивающих надежность рез-тов социологич. опроса. Если анкета - это инструмент, предназначенный для обнаружения, измерения и регистрации изучаемых характеристик, то А. - это оператор, обеспечивающий успешное использование инструмента. В обязанности А. входит добросовестное изучение содержания анкеты и инструктаж по ее заполнению (см. Инструкция для анкетера); отбор и установление стандартной ситуации, предусмотренной инструкцией, для заполнения анкеты всеми респондентами (объяснение правил заполнения анкеты, устранение негативных явлений: присутствие посторонних, телефонные звонки, разговоры и т. д.); обеспечение возврата анкет; обеспечение анонимности ответов респондента и неразглашение личной информации, содержащейся в анкетах. От выполнения А. своих обязанностей зависит его положительное или отрицательное влияние на качество рез-тов опроса. Влияние А. (эффект А.) может быть не меньше, чем в ситуации интервью (см. Интервьюер). Отбор, обучение и контроль за качеством работы А. аналогичны тем же процедурам в работе интервьюерами. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова

АНКЕТИРОВАНИЕ ГРУППОВОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНКЕТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

АНКЕТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. А.и. проводится чаще всего по месту жительства, когда анкетер, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере надобности консультирует его по технике заполнения. Эта форма анкетирования увеличивает затраты времени на опрос по сравнению с групповым анкетированием, но обеспечивает контроль за правильностью отбора респондентов и полный возврат анкет. А.и. по форме сближается со стандартизированным интервью, когда интервьер работает с закрытыми вопросниками (см. Вопрос закрытый) без использования карточек. В практике опросов эти две формы часто используются параллельно, т. е. по одному вопроснику проводится в одних случаях стандартизированное интервью, напр, с пожилыми респондентами, затрудняющимися в чтении или нуждающимися в дополнительных пояснениях по поводу смысла вопросов, а в других - анкетирование в присутствии анкетера, к к-рому в случае необходимости обращается за консультацией самостоятельно работающий с анкетой респондент. Возможно использование тех же способов контроля качества заполнения анкеты, что и в групповом анкетировании (см. Анкетирование групповое). Лит.: см. к ст. Опрос.. О. М. Маслова

АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНКЕТИРОВАНИЕ ПОЧТОВОЕ

АНКЕТИРОВАНИЕ ПОЧТОВОЕ - предполагает рассылку анкеты по домашним или рабочим адресам с просьбой к респонденту вернуть заполненную анкету исследователю. Преимущества А.п. связаны в основном с организа-ционно-экономич. параметрами. Он экономичен: не требует подготовки штата анкетеров или интервьюеров, его стоимость сводится к тиражированию вопросника и почтовым расходам; оперативен: на стадии распространения анкеты работа состоит в отборе необходимого числа адресатов из избирательных списков или карточек адресов и оформлении почтовых отправлений. Недостатки почтового опроса связаны с качеством получаемой информации: отсутствие контроля за ситуацией заполнения анкеты; отсюда возможность вмешательства третьих лиц, группового заполнения анкеты, напр., семейное или в первичном коллективе; неполное или формальное заполнение анкет; технич. ошибки при заполнении анкет; затягивание сроков возврата анкет; низкий процент возврата, ведущий к искажению параметров выборочной совокупности. В последние годы внимание социологов к А.п. заметно возросло. Активно разрабатываются и изучаются средства стимулирования возврата анкет и повышения качества данных. Проведенные эксперименты показывают, что возврат анкет повышается при использовании таких средств, как персональное обращение к респонденту, предварительное извещение о предстоящем опросе и приглашение принять в нем участие, повышение привлекательности опроса за счет выбора актуальности темы, улучшения логики, языка, стиля анкеты и методич. указаний по ее заполнению (см. Анкета), графич. оформление анкеты (шрифт, иллюстрации), повторные напоминания о возврате анкет (письменные и телефонные), благодарственные открытки и приглашения участвовать в повторных опросах. При соблюдении этих условий возврат почтовых анкет может достигать 80%. Совершенствование технич. процедурных сторон А.п. открывает перед социологами более широкие перспективы его применения. Лит.: Докторов Б.З. Повышение возврата при почтовом опросе//Социологич. исследования. 1981. №3; Паниотто В.И., Яковенко Ю.И. Некоторые способы совершенствования почтового опроса//Там же. О.М. Маслова

АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕССОВОЕ

АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕССОВОЕ - связано с изучением аудитории различн. источников информации (газета, журнал, радио, телевидение) и основано на публикации (трансляции) текста анкеты, обращенной к потенциальным респондентам (читателям, зрителям, слушателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку. Достоинство этой разновидности опроса в его организационной простоте. Главным недостатком А.п. является неуправляемый исследователем возврат анкет, отсутствие возможности получить репрезентативную информацию о генеральной совокупности. Публикация анкеты в газете, журнале является своего рода заочной читательской конференцией, где состав присутствующих определяется не исследователем, а потенциальными респондентами, получившими приглашение участвовать в опросе. При этом совокупность лиц, ответивших на опубликованную в прессе анкету, может отличаться от интересующей исследователя генеральной совокупности по признакам, весьма существенным для изучаемой проблемы. Напр., на анкету могут отвечать преимущественно люди, имеющие высокую самооценку компетентности по теме опроса, располагающие значительным свободным временем, наиболее развитыми навыками вербализации своих мнений и настроений, привычкой к заочному, эпистолярному общению и т. д. Совокупность опрошенных с помощью А.п. обычно дает информацию, не выходящую за пределы читательского актива издания, опубликовавшего анкету. Категории труднодоступных респондентов (с заниженной самооценкой компетентности по теме опроса, с недостатком свободного времени, с отрицательным отношением к опросам и др.) практически остаются недосягаемыми при А.п. Поскольку предварительная статистич. информация об аудитории источника, опубликовавшего анкету, как правило, отсутствует, становится невозможным и "ремонт" выборки для обеспечения репрезентативности рез-тов прессового анкетирования. В настоящее время отсутствуют специализированные методич. исследования, к-рые позволяли бы точно определить познавательные возможности А.п. Прежде всего необходимо изучение механизмов формирования совокупности отвечающих на прессовые анкеты и соотношение их соц.-демографич. характеристик и структуры мнений с рез-тами аналогичных, но репрезентативных исследований населения и аудитории того же источника. Уточнение познавательных возможностей А.п. позволит повысить эффективность этой простой и экономичной формы опроса. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова

АНОМИЯ

АНОМИЯ - см ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ.

АНТИПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНОВИЧ ИВАН ИВАНОВИЧ (1937)

АНТОНОВИЧ Иван Иванович (1937) - беларусский социолог, действительный член Академии социальных наук РФ. Круг научно-исследовательских интересов А. - филос. антропология, история зарубежной социологии, соц. проблемы модернизации, обществ. реформы, демократизации, перестройки. В научн. трудах А. значительное место уделено исследованию проблем будущего человеческой цивилизации, европейской интеграции, социологич. прогностике. А. - сторонник теории конвергенции; он исходит из того, что хотя социализм как обществ. система и распался на территории бывшего СССР и в Восточной Европе, но продолжает присутствовать в мировой истории. Соч.: Буржуазная социологическая теория.  Части 1-2. Минск, 1980-1981; Современный капитализм. Социодинамика власти. М., 1990.

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos - человек и logos - слово, учение) - 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека (физическая антропология) . 2. Наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных об-в; то же, что этнография, этнология, культурная антропология. 3. Наука о человеке в многообразии форм его жизнедеятельности; включает в себя, напр., А. доисторическую, А. культурную, А. физическую.

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОЛОГИЯ СТРУКТУРНАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ СТРУКТУРНАЯ - социологич. ответвление филос. антропологии, наиболее полно разработанное К. Леви-Строссом на основе исследования первобытной культуры. Испытав влияние франц. социологии, традиции Э. Дюркгейма и англо-амер. школы культурной антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и др.), Леви-Стросс сумел оторваться от эмпиризма этнографии (или, как пишут на Западе, этнологии, культуротропологии) и превратить ее в строгую, методологически отточенную науку. А.с. Леви-Стросса основывается на использовании самых современных достижений точных наук - информатики, физики, математич. логики, структурной лингвистики. Основным структурирующим фактором соц. реальности А.с. признает т.наз. "коллективное бессознательное"  - категорию, противостоящую субъективистским социологич. концепциям. Если "подсознательное", по Леви-Строссу, сугубо индивидуально и бесконечно разнообразно, то "бессознательное", обусловленное, в конечном счете общечеловеческой спецификой деятельности коры головного мозга, выступает в роли объективного начала, независимого от чувств, мыслей и намерений индивидов, составляющих любое, а не только первобытное об-во. В дальнейшем поле исследований существенно расширяется. От культуры примитивных об-в, представлявшей наиболее благоприятный материал для изучения соц. феноменов в статике, Леви-Стросс начинает выходить в сферу современной культуры. От языка как самой совершенной модели человеческих взаимоотношений (А.с. определяет их как отношения "символического обмена") Леви-Стросс переходит к более общим гуманитарным областям, в частности принимая теперь как адекватную форму постижения природно-соц. всеобщности искусство, и прежде всего "самый совершенный" вид искусства - музыку. С.М. Митина

АРИФМЕТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

АРИФМЕТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - обозначение, принятое в истории социологии для эмпирия, соц. исследований XVII в. в Великобритании: первое обследование населения Лондона Дж. Граунтом, работы У.Петти (автора самого термина "А.п.") по Ирландии, исследования Г. Кинга, Э. Галлея. А.п. имела большое влияние на последующие аналогии, количественные описания соц. жизни и заложила основы демографии СОЦ. статистики. М.С. Ковалева

АРОН (АГОП) РАЙМОН (1905-1983)

АРОН (Агоп) РАЙМОН (1905-1983) - французский социолог, политолог и публицист, крупнейший представитель социологии, мысли XX века, к-рый опубликовал десятки работ по проблемам соц. философии, политич. социологии, междунар. отношений, истории социологии, социологии сознания, будущего человеческого об-ва. Большой вклад А. внес в институционализацию

социологии во Франции. Так, в 1958 г., благодаря его усилиям в ряде университетов Франции был выпущен журнал "Европейские архивы по

социологии". В 1959 г. под руководством А. начал свою деятельность Центр европейской социологии, посвятивший свою работу фундаментальным научн. исследованиям. В своих социологич. взглядах мыслитель эволюционировал от умеренного радикал-социализма в предвоенные годы - к либерализму, а затем к неоконсерватизму. Он постоянно проводил сравнение между позициями различн. ученых, будучи в значительной степени компаративистом. Размышляя о социологии, А. продолжал работу, начатую в 1935 г. и посвященную эпистемологическим проблемам обществ. наук. В своих ранних трудах придерживался презентивизма в истолковании истории, фактов, затем под влиянием О. Шпенглера и А. Тойнби перешел к более умеренному историч. релятивизму и скептицизму, к-рые сочетались с умеренным технологич. и экономич. детерминизмом. Не вступая в прямую полемику со школой Э. Дюркгейма, он пытается показать границы социологич. позитивизма и не соглашается с его притязаниями. Считает правильным тезис о невозможности сведения соц. фактов к природным и смешения методов обществ. и естественных наук. Согласно его т. зр., идеи М. Вебера о "понимании" могут стать отправным пунктом для размышлений об особенностях обществ. наук, хотя и должны быть исправлены и дополнены. Согласно определению А., социология есть исследование, претендующее на научн. подход к социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на уровне больших совокупностей, классов, наций, Цивилизаций, или, говоря иначе, на уровне глобальных об-в. По его мнению, это определение позволяет понять, почему непросто написать историю социологии и определить, где начинается и где заканчивается социология. Одна из особенностей творчества А. - острая критика философии марксизма, границы возможностей к-рой он отметил еще в 1935 г. После 1945 г. А. критиковал господствующие в то время трактовки марксизма: догматическую, использовавшуюся скорее в политических, чем научн., целях; экзистенциалистское прочтение марксизма Ж.П. Сартром и его противоречия; наконец, марксизм Л. Альтюссера, не менее односторонний и далекий от творчества К. Маркса. Во всем этом А. видел (при той значимости, к-рую имел марксизм) дополнительное доказательство исторической произвольности той или иной филос. позиции и силы политич. мифов. Соч.: Этапы развития социологической мысли., М., 1993; Le developement de la socictc industrielle et la stratification sociale. P., 1965; The Industrial Society. N.Y., 1966. Н.Г. Осипова

АРУТЮНЯН ЮРИК ВАРТАНОВИЧ (1929)

АРУТЮНЯН Юрик Вартанович (1929) - российский социолог и историк, чл.-корр. РАН по социологии. С его именем связано появление двух важных и перспективных социологич. направлений, находящихся на стыке социологии, истории, этнографии, - историко-социологич. исследований села и этносоциологич. исследований современного об-ва. А. - инициатор организации и проведения конкретно-социологич. исследований российской деревни. Исследования затронули широкий круг вопросов - формирование современной соц. структуры села, основные этапы и тенденции его развития, соц.-профессиональные и управленческие группы в сельском населении и в об-ве в целом, их характеристика в разных сферах жизни (соц.-экономической, семейно-бы-товой, в области культуры и др.), процессы соц. мобильности. А. внес существенный вклад в изучение проблемы соотношения межклассовых и внутриклассовых различий; обращал особое внимание на многообразие соц. структуры об-ва, связанное с этнич. особенностями, а также различиями в экономич. и географических условиях отдельных регионов страны. Лит.: Социальная структура сельского населения СССР. М., 1971; Многообразие культурной жизни народов СССР (в соавторстве с Л.М. Дробижевой). М., 1986.

АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. arcetypos: arch - начало и typos - образ) - в позднеантичной философии прообраз, идея. В соц. науках (социологии, соц. психологии) А. связан с концепцией коллективного бессознательного К. Юнга, в "аналитич. психологии" к-рого А. - это врожденные априорные, праисторич. образы, общие для отдельных рас, нации и всего человечества, структурная единица коллективного бессознательного. А. - это всеобщие мысленные представления о действительности и ее образы. Помимо когнитивных представлений А. могут содержать и всеобщие эмоциональные компоненты отношения к тем или иным объектам действительности. Концепция коллективного бессознательного у Юнга носит религиозно-идеалистич. характер. А., согласно этой концепции, лежат в основе нац. и общечеловеческих мифов, выявляются в произведениях искусства. Лит.: Yung C.G. Collected works. N.Y., 1960. С.К.Рощин

АРХИВ АНКЕТ

АРХИВ АНКЕТ - систематизированное в соответствии с принятой классификацией собрание (библиотека) анкет, бланков интервью и других разновидностей методич. инструментария для сбора данных методом опроса. А.а. накапливается в различных исследовательских социологич. центрах и подразделениях, а также в личных собраниях социологов. Единой централизованной системы архивации анкет в России пока нет, так же как и специализированных нормативных документов, определяющих систему сбора, систематизации и хранения анкет в качестве историч. информационного источника. Обычно в А.а. методич. инструментарий собирается в отрыве от исследовательских программ, что ограничивает возможности их непосредственного использования социологами. Отсутствие возможности соотнести конструкцию вопроса или блока вопросов с определением познавательной задачи может послужить для пользователя источником методич. ошибок: неадекватного использования вопроса. Т.обр., обращение к А.а. предполагает наличие навыков кри-тич. анализа качества вопросов. А.а. используются более плодотворно, если они являются частью банков данных (см.). В этом случае анкета хранится вместе с программой исследования, его методич. паспортом, характеризующим условия использования анкеты (выборку, разновидность опроса, место проведения опроса и т. д.), а также эмпирич. данные, полученные с помощью данной анкеты, что позволяет оценить качество вопросов по статистич. критериям. Лит.: Информационные базы и программные ресурсы ИСИ АН СССР (методические рекомендации по их использованию). Материалы к Всесоюзному научно-практическому совещанию по развитию социологических исследований. Киев, 21-22 ноября 1984 г. М., 1984. О.М. Маслова

АРХИВ ДАННЫХ

АРХИВ ДАННЫХ - один из способов хранения данных социологич. исследования, ценность к-рых определяется возможностью их использования в дальнейшем для проведения более детальной обработки, в учебных целях, для контроля правильности полученных рез-тов, для сравнения с др. исследованиями и т. д. В зависимости от того, в каком виде хранятся в архиве данные социологич. исследования, можно выделить архивы первичных документов, т. е. архивы, в к-рых хранятся заполненные респондентами анкеты, и архивы машиночитаемых документов (перфокарт, магнитных лент и т. п.), в к-рых ответы респондентов хранятся в перенесенной на машинные носители форме. Учитывая большие объемы информации социологич. исследований (многие тысячи анкет), а также то, что использовать данные архива можно только на базе методов статистич. анализа с применением вычислительной техники, создание архивов машиночитаемых документов представляется более целесообразным. Наряду с архивами первичных данных создаются также архивы методич. инструментария, в к-рых хранятся образцы используемых социологич. анкет. Учитывая необходимость быстрого поиска и статистич. обработки накапливаемой социологич. информации, более эффективным инструментом хранения рез-тов социологич. исследований являются банки данных (см.). Лит.: Социологическая информация в ЭВМ (сбор хранение, контроль, редактирование). Л., 1933; Проблемы накопления и анализа на ЭВМ данных социологических исследований. М., 1986. А.О. Крыштановский

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ - в этнографии - вид объединительных процессов этнических (см.). При А. уже достаточно сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них небольшие группы оказавшись в тесном контакте с др. народом - более многочисленным или более развитым в соц.-экономич. и культурном отношении (и особенно находясь в среде этого народа), воспринимают его язык и культуру. Постепенно они, обычно в последующих поколениях, сливаются с ним, причисляют себя к этому народу. Процессы А. могут охватывать как группы этнич. меньшинств той же страны (напр., уэльсцев в Англии, бретонцев - во Франции, карел - в России и т. п.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (напр., итальянцев, переселившихся во Францию, в США и др. страны). Различаются естественная и насильственная А. Естественная А. возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловлена потребностями общей соц., хозяйственной и культурной жизни, распространением этнически смешанных браков и т. п. Насильственная А., характерная для стран, где национальности неравноправны, представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и др. сферах обществ. жизни, направленных на искусственное ускорение А. путем подавления или стеснения языка и культуры этнич. меньшинств, давления на их самосознание и т. п.; в этом отношении политика А. противоположна политике сегрегации. Важным этапом этнич. А. являются культурная А., или аккультурация, и языковая А., т. е. полный переход на др. язык, к-рый становится родным. Лит.: Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969. В.И. Козлов

АССОЦИАЦИЯ

АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio - объединение, связь) - 1. Группа, организованная для достижения специфических целей, имеющая четкую организационную структуру, формализованную систему лидерства, характеризующаяся наличием общего интереса среди ее членов (профессиональные союзы,  полит, партии, спортивные клубы, об-ва филателистов, садовников и т. п.). 2. В формальной социологии к А. относятся все типы соц. взаимодействий, ведущие к интеграции об-ва, в противоположность диссоциации, рез-том к-рой является обществ. дифференциация. 3. В психологии под А. понимается связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психич. явлениями, при к-рой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. 4. В статистике А. - синоним корреляции; статист, отношение между переменными, изменяющимися одновременно.

АССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ (ПСА)

АССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ (ПСА) - основана в 1993 г. в связи с прекращением деятельности Ассоциации советской социологической (см.). Основная задача ПСА - поддержание и развитие профессиональных связей не только в Российской Федерации, но и за ее пределами. Членство в Ассоциации индивидуальное. Систематически проводит семинары и иные встречи по наиболее важным вопросам социологической теории. При поддержке Российского гуманитарного научного фонда издается бюллетень "Вестник профессиональной социологической ассоциации". Президентом Ассоциации в 1993 г. был избран А. Г. Здравомыслов. А.Г. Здравомыслов

АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ (АСА)

АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ (АСА) (American Sociological Association) ставит своей целью стабилизировать социологич. исследования, повышать их качество, содействовать развитию социологич. образования, организовывать дискуссии между учеными, занятыми изучением соц. проблем. АСА возникла в 1905 г.  как Амер. социологич. об-во, нынешнее название получила в 1959 г. В настоящее время насчитывает около 12000 членов. В ней различают три категории членства: постоянные члены, чл.-корр., студенты. Из своих членов Ассоциация учреждает рабочий орган - Совет, к-рый руководит ее делами, за исключением случаев, когда устав возлагает определенные функции по руководству на не входящих в Совет должностных лиц. Совет состоит из Президента текущего времени, Президента, избранного на следующий год, действующего вице-президента и второго избранного на следующий год, экс-президента, секретаря, исполнительного секретаря и 12 членов. Члены Совета избираются на 3 года, причем каждый год сменяется 1/3 его состава. Исполнительный орган АСА состоит из исполнительного секретаря и пяти членов, к-рые имеют штат помощников, насчитывающий 14 сотрудников. Исполнительный орган осуществляет административное руководство следующими программами: оказание услуг преподавателям социологии, сбор и распространение материалов, относящихся к преподаванию социологии; оказание помощи студентам - представителям национальных меньшинств; поднятие престижа и роли социологии и социологов и обеспечение для них рабочих мест в государственном и частном секторах. В составе АСА работают 45 исследовательских комитетов по различ. областям социологич. знания. Ассоциация проводит ежегодные национальные науч. конференции, проходящие поочередно в разных городах США. АСА самостоятельно распределяет небольшие гранты (грант - сумма денег, выдаваемая по конкурсу для разработки определенной темы) и присуждает ежегодные премии: за успехи в теоретической области, за лучшую научную публикацию, за особый вклад в развитие социологич. образования, за особый вклад в развитие социологич. практики, премии имени выдающихся ученых-обществоведов. Основные издания АСА: American Sociological Review. Выходит с 1936 г. 6 раз в год; Social Psychology Quarterly. Ежеквартальный журнал по социальной психологии; Contemporary Sociology. Выходит с 1972 г. 6 раз в год; Sociological Methodology. Выходит с 1969 г.  1 раз в год; American Sociologist. Выходит с 1965 г. 4 раза в год. М.Р. Тульчинский

АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ БРИТАНСКАЯ (БСА)

АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ БРИТАНСКАЯ (БСА) (British Sociological Association). Была основана в 1951 г. как профессиональная организация англ. социологов с целью содействовать развитию социологич. исследований, координировать научн. деятельность в стране, помогать в организации практич. применения рез-тов социологич. исследований. Возглавляют БСА на обществ. началах Президент, Председатель и Почетный генеральный секретарь. В секретариате два штатных сотрудника: административный секретарь и чиновник, занимающийся издательской деятельностью. Непосредственной деятельностью БСА руководит Исполнительный комитет, состоящий из 14 избираемых на 4 года членов. Кроме того, в состав Исполкома входят представители Шотландского отделения Ассоциации, редакторы нек-рых журналов. Ежегодно на базе различн. университетов БСА проводит нац. научн. конференции. Она также поощряет и субсидирует работу исследовательских групп, к-рые создаются в различн, регионах страны и ведут разностороннюю научн. работу. Это следующие группы социологии: развития; образования; этнографии; досуга и развлечений; расовых и этнич. отношений; религии; воспроизводства; сельской экономики; разделения по половому признаку; соц. сетей; окружающей среды; войн и военных организаций; социологии языка; науки; преподавания социологии; социологич. теории; женских организаций; труда; промышленности; молодежи. Кроме указанных видов деятельности, БСА организует при содействии Европейского исследовательского совета по обществ. наукам летние школы для выпускников университетов и младшего научно-исследовательского персонала, а также форум по совершенствованию знаний для дипломированных членов БСА. Издает журн. "Sociology", к-рый выходит с 1967 г. М.Р. Тульчинский.

АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ (МСА) (INTERNATIONAL SOCIOLOGICAL ASSOCIATION - ISA)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СОВЕТСКАЯ (ССА)

АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СОВЕТСКАЯ (ССА) - была основана в 1958 г. в качестве добровольной обществ. научн. организации для содействия развитию социологич. исследований и эффективному использованию их рез-тов в соц. практике. Первым председателем ССА был избран Францев Ю. П., зам. председателя - Осипов Г. В. Она объединяла научн. коллективы и отдельных лиц, проводивших практическую, пропагандистскую и педагогическую работу в области социологич. знания; ССА сыграла важную роль в становлении и дальнейшем развитии социологии в СССР, способствовала повышению теоретического уровня и методич. надежности исследований, в подготовке и повышения и квалификации научных кадров, в формировании социологич. служб на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, в органах управления в центре и на местах. Большое место в деятельности Ассоциации занимала работа по координации деятельности членов Ассоциации, по концентрации их усилий на наиболее важных направлениях исследований, по обобщению и распространению опыта лучших социологич. служб. ССА активно сотрудничала с международными и нац. и социологич. организациями. Начиная с 3-го Конгресса Всемирной социологич. ассоциации (август 1956 г.), советские социологи принимали активное участие в ее работе. В конце 80-х годов в составе ССА работало до 29 научно-исследовательских секций, представлявших основные направления социологич. исследований в СССР по изучению: соц. структуры советского об-ва, социологич. проблем труда, села, демографии, науки, семьи, быта, внерабочего и рабочего времени, по методике и технике социологич. исследований и ряду др. В союзных республиках, больших регионах и крупнейших городах СССР при участии ССА были созданы ее отделения. В конце 1987 г. в составе ССА насчитывалос 20 региональных отделений, объединявших 6 тыс. индивидуальных и 1300 коллективных членов. В 1992 г. в связи с распадом СССР ССА прекратила свое существование; ее международные связи и обязательства перешли к Обществу российскому социологов (РОС) (см.), а научн. и практическая деятельность проживающих вне Российской Федерации социологов продолжает осуществляться в рамках прежних союзных и региональных отделений. М.Р. Тульчинский

АТЕИЗМ

АТЕИЗМ - система взглядов, отвергающих веру в Бога (богов) и в сверхъестественные силы. А. не сводится к отрицанию веры в сверхъестественное. А. представляет собой закономерный продукт развития об-ва. Его возникновение и исто-рич. развитие можно научно объяснить, лишь исходя из анализа соц. -экономич. основы об-ва той или иной эпохи. А. был, как правило, идеологией прогрессивных классов или соц. слоев. Так, в античном об-ве А. был свойствен идеологам рабовладельческой демократии, в XVIII в. атеистич. идеи развивали представители революционной буржуазии, наконец, в XIX в. А. становится неразрывной частью социалистич. мировоззрения. Развитие А. тесно связано с развитием ма-териалистич. философии и научн. знания. Степень теоретич. обоснованности и последовательности А. определяется уровнем развития философского материализма и науки в целом. Вершиной А. является А. франц. материалистов XVIII в. (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеции и др.) и А. нем. материалиста Л. Фейербаха. А. свойственна критика религии как ложного, иллюзорного сознания, как превратного отражения действительности. Лит.: Григорян М.М. Курс лекций по истории атеизма. М., 1974; История и теория атеизма. М., 1982. Д.М. Угринович.

АТЕИСТИЧНОСТЬ

АТЕИСТИЧНОСТЬ - характеристика сознания отдельных людей, их групп и общностей, не верящих в сверхъестественное, не поклоняющихся ему и разделяющих в той или иной степени атеистич. убеждения. В отличие от понятия "атеизм", обозначающего определенную систему взглядов, понятие А. характеризует сознание и поведение отдельной личности или группы людей. В процессе разработки программы социологич. исследований требуется эмпирич. интерпретация А., т. е. выявление тех эмпирич. признаков, к-рые фиксируют наличие или отсутствие А. Эмпирические признаки А. выделяются в сфере как сознания индивидов (отсутствие веры в сверхъестественное; субъективная идентификация с неверующими или атеистами; негативное отношение к религиозным ценностям и нормам; позитивное отношение к ценностям и нормам, вытекающим из атеистич. убеждений), так и в сфере их поведения (неучастие в коллективных культовых действиях и в деятельности религиозных организаций; отсутствие индивидуальных культовых действий в домашней обстановке; участие в пропаганде и распространении атеизма в быту, в семье, в публичных выступлениях и т. п.). Для фиксации А. необходимо оперировать эмпирич. признаками, относящимися к области сознания и поведения, и при этом выявлять реальные связи между ними, используя, в частности, математич. методы корреляционного анализа. Различают степень, и уровень А. Степень А. фиксирует силу влияния атеизма на отдельную личность. Определяется на основе ранжирования эмпирич. признаков А. и построения соответствующей шкалы. Шкала включает в себя несколько возможных типов личностей, отличающихся по степени А. Подобная шкала лежит в основе построения типологии мировоззренческих групп населения в зависимости от их отношения к атеизму. Уровень А. фиксирует отношение к атеизму определенной группы людей (население региона, демографич. или соц. группа). В простейшем случае А. определяется на основе выделения атеистов из общего числа членов группы и определения их доли в процентах. Более сложный анализ предполагает выяснение соотношения в исследуемой общности типологич. групп по их отношению к атеизму. Лит:. Соловьев B.C. Атеизм и формирование нового человека. Йошкар-Ола, 1979; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; Сапрыкин В. А. Урбанизация. Атеизм. Религия. Алма-Ата, 1981; его же. Социологический коллектив и атеистическое воспитание. М., 1983. Д.М.Угринович

АУДИТОРИЯ

АУДИТОРИЯ (от лат. auditorium - место для слушания) - устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их соц. принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. А. - один из важнейших структурных элементов духовного общения людей наряду с источником и содержанием информации. Сущность А. заключается в том, что она отражает взаимосвязи людей между собой, с об-вом в целом в процессе общения. А. обладает рядом количественно-качественных характеристик. Величина (объем) А. - показатель соц. значимости и масштабов влияния определенного источника информации. Завоевание все более широкой А. для источников информации представляет один из важных практич. рез-тов информационно-пропагандистской деятельности гос-ва, различн. обществ. организаций и объединений граждан. Одним из важнейших факторов, определяющих качественные характеристики А., является уровень образования. Последний оказывает прямое воздействие на выбор А. того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации. Критерий образования не имеет, однако, универсального, абстрактного характера. Он по-разному преломляется в различ. соц. условиях того или иного об-ва. А. воплощает динамич. структуру отношений, к-рая меняется как по содержательным, так и пространственно-временным параметрам. В данной связи в социологии средств массовой информации выделяются различн. типы А., реальная и потенциальная, регулярная гулярная, целевая и нецелевая и т. д. типы, как правило, могут выделяться на уровнях: системы источников информации, отдельного источника (напр., только телевизионная А.), отдельного канала (скажем, А. той или иной газеты). Социологич. изучение А. получило широкое развитие в СССР начиная с 20-х гг Наиболее масштабным в истории отечественной социологии является изучение читательской аудитории газеты "Правда". Соч.: Коробейников B.C. Редакция и аудитория: социологический анализ. М., 1983; Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов М. 1986; Фомичев И.Л. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М., 1987. B.C. Коробейников

АШИН ГЕННАДИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1930)

АШИН Геннадий Константинович (1930) - российский социолог и философ, специалист в области политологии и политич. социологии. Анализируя современную социологию США и Зап. Европы, А. раскрывает ее как целостную систему, выявив законы ее структуры, функционирования, развития. Впервые в российской социологии А. исследовал проблему элиты, лидерства, массового об-ва. В области социологии элиты ввел различение элитизма и элитологии, типологизировал основные направления элитологии, исследовал типы ректруктирования элит, проблемы элитного образования, смены элит. Соч.: Основные направления современной буржуазной социологии. М., 1960; Доктрина "массового общества". М.. 1971

Предыдущая страница Следующая страница