Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОН"-"КУЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОН"-"КУЧ")

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - в социологии понятие соц. дифференциации впервые было применено Г. Спенсером, к-рый заимствовал его из биологии. Спенсер на многочисленных примерах продемонстрировал процесс дифференциации различи., не связанных в систему, сторон соц. жизни и на этом основании провозгласил ее универсальным направлением обществ. эволюции. Сходным образом пользовался этим понятием П. Сорокин. В структурной социологии термин "дифференциация" стал употребляться как синоним слова "различие" и применяться гл.обр. для классификации ролей, статусов, ин-тов и организаций по различн. критериям. С. Норт сформулировал 4 главных критерия соц. дифференциации: по функции, по рангу, по культуре и по интересам. Таксономич. употреблениям понятия "соц. дифференциация" противостоит трактовка соц. дифференциации в структурно-функциональной школе (Т. Парсонс, А. Этциони и др.). Эта школа рассматривает соц. дифференциацию не так как наличное состояние соц. структуры но и процесс, ведущий к возникновению деятельностей, ролей и групп, специализированны, выполнении отдельных функций, необходимых для самосохранения соц. системы. В отличие от Спенсера, функционалисты стремятся четко обозначить уровни, на к-рых происходит процесс соц. дифференциации, т. е. указать, идет ли речь о дифференциации на уровне об-ва в целом на уровне его подсистем, на уровне групп и т.д. В своем понимании соц. дифференциации функционалисты исходят из того, что любая сои система может существовать только в том случае, если в ней выполняются опред. жизненно важные функции: адаптация к среде, постановка целей, регулирование внутренних конфликтов (интеграция) и т. д. Эти функции могут осуществляться более или менее специализированными ин-тами и ролями, и в соответствии с этим соц. системы явл. более или менее дифференцированными. Для недифференцированных об-в характерна слитность действий экономим., политич., правового характера с родственным, кастовым, местным и т. д. контекстом, так что одно и то же действие содержит в себе ряд функциональных смыслов. По мере соц. дифференциации происходит разделение этих смыслов - действия становятся все более специализированными. Одновременно личные и родственные связи все больше уступают место безличным специализированным вещным отношениям между людьми. Л.А. Седов.

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ - различн., теоретич. построения в социологии, пользующиеся понятием интеграции, к-рое означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое и процесс, ведущий к такому состоянию. Это понятие пришло в соц. науки из математики, физики и биологии. Понятие "соц. интеграция" подразумевает наличие упорядоченного бесконфликтного отношения между соц. деятелями (индивидами. организациями, гос-вами и т. д.). Несколько отличный смысл имеет понятие "интеграция соц. системы", к-рое означает упорядоченную и бесконфликтную связь между частями соц. системы, т. е. между ин-тами и нормативными стандартами. Взгляды на степень и механизм интеграции соц. систем претерпели сложную эволюцию. Для философов-утилитаристов (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) было характерно представление об об-в как агрегате автономных единиц, действующих на основе произвольных эгоистич. интересов. Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето установили наличие интеграции соц. системы на базе общих для всех ее членов ценностей и норм. Представители функционалистской антропологии (Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун, К. Клакхон) довели идею соц. интеграции до представления о полной интеграции об-ва. Парсонс ввел понятия нормативной и ценностной интеграции в свою четырехфункциональную парадигму рассмотрения соц. систем, показав, что функция соц. интеграции обеспечивается деятельностью социализированных подсистем (см. Парсонс Т.). По мысли Парсонса, проблемы интеграции возрастают по мере дифференциации и усложнения систем действия. Соответственно для обеспечения стабильности и дальнейшего развития системы необходимо развитие механизмов соц. интеграции. В современном об-ве интеграционные проблемы решаются с помощью таких механизмов как универсалистская правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав и привилегий членов сооб-ва, повышение уровня обобщенности символич. посредников. Теоретики нефункционалистских направлений (Р. Бендикс, Э. Гоулднер) часто критикуют функционалистов за преувеличение возможной степени интеграции соц. системы, утверждая, что эмпирически высокий уровень интеграции недостижим и практически вреден, т. к. лишает соц. систему подвижности и гибкости. Большое место проблемы соц. интеграции занимают в работах теоретиков организации. В частности, А.Этциони показывает, что такие организации, как тюрьмы, армейские части и т. п., не являются соц. системами, т. к. интегрируются на основе принуждения. Собственно же нормативные связи в них образуются между узниками, рядовыми военнослужащими и т. д., образующими свои "соц. субсистемы". Лит.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Smelser N. Social change in the industrial revolution. Chic, 1959; Etzioni A. A comparative analysis of complex organizations. N.Y., 1961; Parsons T. The system of modern societies. Englewood Cliffs, 1971. JI.A. Седов.

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ - различн. теории зап. социологии, имеющие в качестве главного объекта изучения соц. структуру. К ним относится большинство ведущих социологич. концепций, за исключением гу-манистич. направления, представители к-рого делают упор на изучении сознания человека, методов понимания и интерпретации действий др. людей. В противоположность гуманистич. направлению К.с.с. носят антипсихологич., объективистский характер, стремятся объяснить поведение индивида или группы с т.зр. их места в соц. структуре. С этим же связана др. особенность К.с.с. - признание детерминирующей роли соц. структуры по отношению к составляющим ее элементам. Для современной К.с.с. характерно также понимание структуры не как застывшей конфигурации, а как динамичного целого, обладающего эмерджентным характером, т. е. целого, способного к порождению закономерностей системы, готового к взаимодействию составляющих ее элементов. Среди различи. К.с.с. можно выделить два основных направления: теоретич. и эмпирич. Представители первого описывают и анализируют соц. структуру, исходя из определенных теоретич. допущений о функционировании и развитии об-ва, сторонники второго направления включают в содержание соц. структуры только наблюдаемые и фиксируемые эмпирич. методами образцы соц. взаимодействия. В сфере теоретич. социологии условно можно выделить две основные модели соц. структуры - нормативно-ценностную и категориальную. Первая представлена структурным функционализмом (см. Анализ функциональный в социологии) и примыкающими к нему концепциями. Главной ее особенностью является ан разделение соц. и культурной систем соц. структуру образуют различн. рода нормативно-ценностные образования - соц. ин-ты, ролевые тусные отношения и т. п. Предполагается, что источником изменений соц. структуры выступает система культуры, в к-рую включаются ценности, значения, верования, символы и т. п. Категориальная модель соц. структуры представлена в настоящее время неомарксизм (см.) и различн. версиями детерминизма тех нологического (см.), к-рые в качестве основны компонентов соц. структуры выделяют классы соц. слои, профессиональные группы и т. п. Сторонники неомарксизма подчеркивают обусловленность соц. структуры господствующим способом производства и обращают внимание на противоречия в соц. структуре, тогда как представители концепции технологич. детерминизма источником изменения в структуре считают технологич. инновации и полагают, что технич. прогресс способен разрешить все противоречия капитализма. Эмпирические К.с.с. также имеют множество вариаций, из к-рых отчетливо выделяются две основные модели: дистрибутивная и сетевая. Первая представляет соц. структуру в виде систем взаимосвязанных соц. позиций, обладающих различн. измеряемыми признаками (профессия, возраст, доход, образование и т. п.). Вариации поведения индивидов и групп объясняются занимаемой ими соц. позицией. В центре внимания исследователей стоят вопросы мобильности социальной (см.) и интегративные аспекты диф-ференциации социальной (см.). Сетевая модель соц. структуры (см. Анализ социальных сетей) объясняет поведение индивида и группы различи конфигурациями соц. сетей, в к-рые они включены. Главными компонентами системы соц. сетей выступают "блоки" и "узлы" связей, отличающиеся интенсивностью и плотностью (см. Концепции социальной стратификации). Лит.: Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996; Approaches to the study of social structure. N.Y., 1975; Continuities in structural inguiry. N.Y, 1981. M.C. Кодеров.

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ (ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ

КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ - в социологии существуют различн. методологические и теоретич. ориентации (напр., натуралистич. и гуманистич.), своеобразие к-рых находит свое выражение в трактовке социологич. объяснения. О. Конт, пытавшийся построить социологию как физику социальную (см.), считал, что сущность социологич. объяснения - в подведении соц. явления под какой-либо естественный закон, управляющий об-вом. Для Г. Спенсера социологич. объяснение часто сводится к поискам соц. процессов, аналогичным процессам, происходящим в организме животного (см. Органицизм). Совершенно иной способ социологич. объяснения был предложен В. Дильтеем. Для него наука о природе и наука об истории - это принципиально различные типы знания, отличающиеся и по содержанию лежащего в их основе опыта (внешний в первом случае и внутренний во втором), и по типу реальности, с к-рой они имеют дело (в природе господствует механическая причинность, а в об-ве - телеологизм, связанный со свободной волей человека). Историч. наука должна опираться на целостный внутренний человеческий опыт, применяя метод "сопереживания" и понимания. Постижение исторических явлений есть не соотнесение с к.-л. соц. или историч. законом, а процесс понимания, толкования этого явления историком или гуманитарием. Наиболее развитую концепцию социологич. объяснения, связанную с категорией "понимания", предложил М. Вебер. Объяснить соц. мир, согласно М. Веберу, это значит понять и объяснить действие социальное  (см.) человека. Социология - это наука, к-рая хочет понять смысл и истолковать человеческое действие, и т.обр. причинно объяснить его протекание и последствия. Объяснить соц. действие человека - это значит понять его, т. е. открыть в качестве его причины его внутренний смысл, его реальные внутренние мотивы и значение для человека и для об-ва. Вебер подчеркивал, что понимание смысла должно быть основано не на интуиции и сопереживании, а на рациональных, научн. методах исследования и обоснования. В современной зап. социологии социологич. объяснение - это объяснение соц. поведения человека. Оно может осуществляться в терминах: 1) смысла, значения соц. действия, соц. мотивации действующего лица, ценностных ориентации и нормативного контроля ("понимающая" интерпретация); 2) функций определенных типов поведения, действия по отношению к нек-рому соц. целому - группе, организации, об-ву (структурно-функциональное социологич. объяснение); 3) стимула - реакции, входа - выхода, научения, вознаграждения, независимых и зависимых переменных (естественно-научн., необихевиористская интерпретация). Следует иметь в виду, однако, что реально осуществляемые способы социологического объяснения представляют собой, как правило, некрое соединение этих принципов. Н.Ф. Наумова, Е.П. Никитин

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - понимание, система) - 1. определенный способ понимания, трактовки к.-л. явлений; 2. изложение основной т. зр. или идеи для описания и объяснения явлений; 3. ведущий замысел, принцип организации различн. видов деятельности.

КОНЦЕПЦИЯ ДЕРИВАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ ДЕРИВАЦИИ (от лат derivatio - отклонение) - концепция идеологии в социологич. системе В. Парето. К.д. - теологич., религ., этич. и политич. доктрины, удовлетворяющие потребности в оправдании нелогических, иррациональных действий людей по отношению к к-рым они представляют собою вторичные, производные образования. Деривации носят характер ложных, псевдологич. рассуждений, пустых разглагольствований, фальшивых оправданий того, что нерационализуемо по своей природе. Идеологии, по Парето, - это чисто словесные уловки, демагогич. ухищрения, покровы, к-рым придана теоретич. форма с целью маскировки нелогич. характера действий. Соц. наука должна раскрывать основу этих учений, обусловливающие их эмоции, к-рые Парето концептуализирует с помощью понятия "резидуи" (остаточные элементы, выступающие как психич. константы). Впрочем, "неистинность" деривации отнюдь не умаляет, согласно Парето, их соц. значимости, поскольку он считал, что истинность и полезность не имеют ничего общего. Концепция идеологии Парето легла в основу совр. инстинктивистских трактовок идеологии. Е.В. Осипова.

КОНЦЕПЦИЯ КРУГОВОРОТА ЭЛИТ

КОНЦЕПЦИЯ КРУГОВОРОТА ЭЛИТ - одна из основных концепций социологии В. Парето. Итальянский социолог рассматривал об-во как состоящее из элиты, т. е. биологически и психологически наиболее одаренных индивидов, и неэлиты - менее одаренных индивидов, составляющих массу. Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои об-ва. Наиболее одаренные из представителей низов "поднимаются вверх", пополняя ряды правящей элиты, члены к-рой, в свою очередь, деградируя, "опускаются вниз", в массы. Происходит циркуляция или круговорот элит - постоянный процесс взаимодействия между членами об-ва. Если в низших классах, несмотря на постоянный процесс вертикальной мобильности, скапливаются индивиды, превосходящие своими достоинствами высшие классы, наступает эпоха революции, смысл к-рой, согласно Парето, состоит в обновлении состава

правящей элиты, пополнении необходимых для управления психических сил в восстановлении т.обр. обществ. равновесия. Е.В. Осипова

КОНЦЕПЦИЯ НУЛЕВОГО РОСТА

КОНЦЕПЦИЯ НУЛЕВОГО РОСТА - теория, отвергающая принцип экономич. роста, а также роста рождаемости, потребления, использования природных ресурсов и т. п. Эти принципы рассматриваются как опасные в экологич. и гуманитарном отношении, как вероятная причина будущей катастрофы. В различн. формах идеи, предваряющие К.н.р., развивали Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т.Р. Мальтус, Д.С. Милль, а также пессимистич., эсхатологич. и антитехницистские теории XIX и XX вв. В современном виде эта концепция была выдвинута в начале 70-х гг. Д. Медоузом и Дж. Форрестером в рамках исследований Римского клуба. К.н.р. развивалась затем исследователями различн., гл.обр. консервативных, направлений (Р. Хейлбронер, Э. Мишан, Э.Шумахер и др.). Нек-рые варианты К.н.р. не отвергают современной технологии, предлагая в духе постиндустриализма (см. Общество постиндустриалъное) существенную переориентацию производственного потенциала из индустриального сектора в сектор услуг, образования, культуры, досуга и т. д. Др. варианты предусматривают отказ от современной крупномасштабной промышленной базы, от новых технологич. и научн. разработок в пользу традиционных, "альтернативных" технологий, превращение сферы обслуживания из индустриальной и гос. отрасли в отрасль общинную и домашнюю Технологич. оптимизму, взгляду на экономич. рост и эффективность как на универсальную панацею, принципу максимизации производства и потребления сторонники К.н.р. противопоставляют идеи глобального равновесия, стабильности, выживания, простого воспроизводства, антипроизводительности, экзистенциальные ценности, а иногда и аскетич. императивы. Лит.: Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978; Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека: критический анализ идей Римского клуба. М., 1982; Щелкин А.Г. В плену новых иллюзий. М., 1983. С. А Эфирж

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ (СУБЪЕКТИВНЫХ) ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ (СУБЪЕКТИВНЫХ) ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ - строится на тезисе о том, что человек представляет собой целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различн. сторонами объективной действительности. Эта система формируется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания. Термин "отношение" подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, сколько ее субъективную позицию в этом окружении. В психологич. смысле "отношение" предполагает в первую очередь момент оценки, выражает пристрастность личности. Вместе с тем характер и динамика субъективных отношений, формирующихся у личности, в конечном счете зависят от ее объективного положения в системе обществ. отношений. Основу системы психологич. отношений согласно этой концепции составляют отношения (оценки) к базовым для человека объектам: к миру в целом, к об-ву, к др. людям, к сеое, к своему труду. По своему содержанию термин "отношение" шире смежных с ним понятий установка", "личностный смысл". Основными измерениями психологич. отношений являются: модальность (знак оценки интенсивность, широта, степень устойчивости, доминантность, когерентность (внутренняя согласованность), эмоциональность, степень обобщенности, степень активности, осознаваемость. В отечественной психологии рассматриваемая концепция разрабатывалась В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурским, В.Н. Мясищевым. Ее поения используются в теоретич. исследованиях и практич. работе в области соц. психологии, психологии личности, медицинской психологии. Я.Н. Шихирев

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ - совокупность теоретич. представлений, определяющих понимание предмета, области и задач социологии в рамках позитивистской социологич. ориентации (гл.обр. в США) и являющихся общетеоретич. основой эмпирич. социоло-гич. исследований. К.с.п. начала формироваться в 20-х гг.; в 50-60-х гг. ее придерживалась основная масса западных социологов как в области теории, так и в эмпирич. исследованиях. Понимание социологии как науки о соц. поведении связано с позитивистской программой создания свободной от ценности, деидеологизированной социологии в противовес соц. философии XIX - нач. XX вв. Оно отражало стремление социологов эмпирич. ориентации создать научно "точную" социологию путем выделения соц. поведения в качестве "особого ряда" обществ. явлений. Под соц. поведением при этом понимается определенная сторона деятельности и взаимодействия индивидов (и соц. групп), выделяемая на основе обращения к психич. взаимоотношениям (коммуникации) людей как "специфически соц." фактору. В рез-те социология сводится к изучению закономерностей взаимоотношений обособленных индивидов друг к другу - межличностных отношений. Акт психич. взаимодействия между двумя или несколькими индивидами выделяется в качестве фундаментальной структуры соц., с к-рой связана изначальная специфика соц. процессов. Со времени возникновения К.с.п. на ее основе обозначились два направления развития социологии: 1) соц. бихевиоризм (см. Бихевиоризм социальный) и 2) социологич. теории, использующие в качестве исходных принципов различн. варианты "динамич. психологии", прежде всего психоанализ (см.). Сторонники соц. бихевиоризма (главный представитель, начиная с 30-х гг. - Д. Ландберг), применяя принцип "стимул - реакция" к изучению поведения человека в соц. среде, отождествляют изучение актов обществ. сознания с изучением реакций ("открытого поведения") групп, коллективов. Этот подход нашел свое применение в социологии малых групп (см.), социологии лидерства, социологии политических отношений (прежде всего в исследованиях процессов обществ. активности, например, выборов). Большинство позитивистски ориентированных социологов, занимавшихся проведением эмпирич. исследований в 30-50-е гг. (П. Лазарсфельд, С. Стауффер, Б. Берельсон и др.), стояли на платформе соц. бихевиоризма. В противоположность соц. бихевиоризму, рассматривающему понятие "мотива" (а тем более "ценности") как "флогистон соц. науки" XX в., второе направление социологии как науки о соц. поведении делает акцент как раз на изучении мотивов, влечений, ценностей, целей и др. факторов человеческого сознания. Они рассматриваются как объективно существующие явления индивидуальной психики и соц. психологии. Основную тенденцию этого направления наиболее полно выразила теория действия социального (см.). Среди ее представителей было немало противников "социологич. неопозитивизма" сторонников "качественной методологии". В эмпирич. исследованиях наиболее последовательно эту программу осуществляют прикладные направления - индустриальная социология,  социология семьи,  социология расовых и этнич. отношений. Установки этого варианта К.с.п. были использованы для обоснования теории человеческих отношений (см.). Н.В. Новиков.

КООРДИНАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ

КООРДИНАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ - согласование, приведение в соответствие (функций, действий и т. д.); деятельность, направленная на согласование поведения двух или нескольких субъектов для достижения нек-рой цели особенно широко применяется в организациях поскольку без этого невозможно их надежное функционирование. Рез-т К. в у. выражается в выработке более или менее длительной программы взаимодействия сторон. Согласование осуществляют: органы управления; сами участники управляемого процесса Первый способ представляет собой одну из управленч. функций. Принятое решение оформляется в виде графика, сетевого графика, целевой программы и т. д. Сами участники координируют свои действия в процессе переговоров. совещаний, переписки. Его рез-т оформляется в виде соглашения (договора, протокола). Для успешности координированного взаимодействия необходимо соблюдение следующих принципов: участники должны быть заинтересованы в достижении общей цели; они должны быть убеждены в том, что от них зависит успех проводимой работы; каждый из них должен неукоснительно следовать согласованной программе; должна быть предусмотрена система контроля за поведением участников и санкции за допущенные ими нарушения; программа должна оставлять возможность для ее коррекции при изменившихся обстоятельствах. B.C. Толстой.

КОРРЕЛЯЦИЯ

КОРРЕЛЯЦИЯ - зависимость между числовыми случайными величинами, не имеющая, вообще говоря, строго функционального характера. В отличие от функциональной зависимости К., как правило, рассматривается тогда, когда по крайней мере одна из величин зависит не только от другой, но и от ряда случайных факторов. В математич. статистике разработаны методы оценки коэффициентов, характеризующих К. между случайными величинами, и методы проверки гипотез об их значениях, использующие их выборочные аналоги. Совокупность таких методов наз. корреляционным анализом. Корреляционный анализ статистич. данных заключает в себе следующие основные практич. приемы: 1) построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы; 2) вычисление выборочн. корреляционных отношений или коэффициентов К.; 3) проверка статистич. гипотезы значимости связи (см. Проверка статистических гипотез). Дальнейшее исследование может заключаться в установлении конкретного вида зависимости между величинами (см. Анализ регрессионный). Вспомогательными средствами при изучении выборочн. двумерных данных являются корреляционное поле и корреляционная таблица. При нанесении на координатную плоскость выборочн. точек получают корреляционное поле. По характеру расположения точек поля можно составить предварительное мнение о форме зависимости случайных величин (напр., о том, что одна величина в среднем возрастает или убывает при возрастании другой). Для численной обработки рез-ты обычно группируют и представляют в форме корреляционной таблицы, в социологии чаще наз. таблицей сопряженности (см.). При большом числе независимых наблюдений, подчиненных одному и тому же распределению, близкому к нормальному, близок к истинному коэффициенту К.р. Во всех других случаях в качестве характеристики силы связи рекомендуется использовать корреляционное отношение, интерпретация к-рого не зависит от вида исследуемой зависимости. Лит.: Айвазян С. А. Статистическое исследование зависимостей. М., 1968; Ван-дер-Варден Б.Л. Математическая статистика. М., 1970; Кендалл М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. М., 1973; Крамер Г. Математические методы статистики. М., 1975. А.В. Прохоров.

КОЭФФИЦИЕНТ

КОЭФФИЦИЕНТ (от лат. coefficiens (coefficients) - содействующий) - числовой множитель при другой, обычно переменной или неизвестной величине, или неизвестной величине.

КОЭФФИЦИЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

КОЭФФИЦИЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ - тот аспект человеческого опыта, к-рый имеет значение для действующего лица. Термин введен Ф. Знанецким, к-рый требовал от исследователя учитывать то понимание соц. ситуации, к-рое характерно для ее участников, выделять в ней важное и значимое для них. Фигурирует как онтологический принцип, что ведет к представлениям о соц. реальности как сотканной из значений, придаваемых действующими лицами той или иной ситуации. Как методологический принцип имел положительное значение, указывая на необходимость учитывать при описании и истолковании исторических событий и ситуаций их понимание самими действующими лицами. Е.В. Осипова.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПАРНОЙ СВЯЗИ НОМИНАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПАРНОЙ СВЯЗИ НОМИНАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ - показатели связи статистической (см.) двух номинальных признаков. Каждый коэффициент отражает определенное понимание связи. Можно выделить следующие группы коэффициентов, отвечающие такому пониманию. 1. Коэффициенты-показатели существования связи. Этот способ измерения связи состоит в проверке статистич. гипотезы (см. Проверка статистических гипотез). Признаки считаются независимыми (несвязанными), если условное распределение вероятностей значений (см. Распределение вероятностей) первого признака (условие состоит в фиксации значений второго признака) не зависит от того, какое значение принимает второй признак. 2. Коэффициенты-показатели прогноза значений одного признака по значениям другого. Выделим два подхода к пониманию "прогнозной" связи между переменными и соответственно к построению коэффициентов интересующего нас характера - локальный и глобальный. Локальному подходу отвечает понимание связи как нек-рого отношения между двумя конкретными градациями рассматриваемых признаков: градацией а первого признака и градацией b - второго. Глобальному подходу соответствует нек-рого рода "усреднение" всех локальных связей для всех возможных пар (а, b). Каждый из этих подходов имеет свои слабые и сильные стороны с т.зр. познавательных возможностей. Локальными коэффициентами связи служат соответствующие условные частоты: доля тех объектов, обладающих свойством а, к-рые демонстрируют "поведение" b, и доля тех объектов, демонстрирующих "поведение" b, к-рые обладают свойством а. 3. Коэффициент близости разбиений. Лит.: Кендалл М., Стьюарт А. Статистические связи М., 1973; Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Группировка, корреляция, распознавание образов.  М., 1977; Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982; Интерпретапия и анализ данных  в социологических исследованиях, М., 1987; Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Принципы построения, оценки начества и сравнения коэффициента связи номинальных признаков. М., 1990; Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Коэффициенты связи номинальных признаков, опирающиеся на модель прогноза и на понятие энтропии. М., 1992. Ю.Н. Толстова.

КРИЗИС В СОЦИОЛОГИИ

КРИЗИС В СОЦИОЛОГИИ - периодич. состояния критич. пересмотра теоретико-методологич. и мировоззренческих основ зап. социологии. "Первый" кризис относится к концу XIX в. и связан с формированием антипозитивистских течений (см. Антипозитивизм в социологии), начало к-рым положили идеи В. Дильтея. Он проходил в обстановке внутренних противоречий бурж. об-ва, усиления настроений релятивизма и пессимизма. Обществ. науки испытали влияние революции в физике, ознаменовавшейся крахом механистического детерминизма, что привело к усилению интереса к методологическим предпосылкам научн. познания вообще и соц. познания в частности. Остро осознавались внутренние трудности развития обществ. наук - обострения конфликта между натурализмом и историзмом, неудовлетворительность старых эволюционистских концепций. Антипозитивистская реакция означала справедливую критику вульгарно-натуралистич. схем, возрождение историзма, интереса к гносеологич. специфике гуманитарных наук. Если центром антипозитивистской реакции в ее "первом" варианте была Германия, то "второй" кризис социологии разразился в США. Он связан с падением престижа структурного функционализма Т.Парсонса в конце 60-х - начале 70-х гг. XX в., занимавшего до этого доминирующее положение в амер. социологии. Основы и проявления кризиса сходны. Отчетливо обнаружилась неспособность структурного функционализма теоретически адекватно объяснить динамику об-ва. Поскольку ни одно из претендующих на роль общей социологич. теории "альтернативных" направлений данной социологии не смогло доказать свою теоретическую пригодность и "превосходство" над другими, образовался вакуум теоретико-методологич. решений. Оправдание подобного положения пытаются найти на пути создания теории социологии как мульти-парадигмальной науки, с помощью апелляции к принципу плюрализма и т. п. Остро ведется полемика между позитивистами и антипозитивистами по проблемам природы соц. познания, роли ценностей, соотношения теории и эмпирии и др. Е.В. Осипова

КУДРЯВЦЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

КУДРЯВЦЕВ Владимир Николаевич (1923) - российский правовед и социолог, академик РАН по праву. Автор многих книг, среди к-рых "Введение в общую теорию", "Курс советской криминологии", "Юридич. конфликтология", "Современная социология права" . Основные направления деятельности: причинность в криминологии, право и поведение, соц. отклонения. Соч.: Проблемы развития социологии права (в соавторстве с В.П. Казимирчуком). М., 1974; Социальные деформации: причины, механизм и пути преодоления. М., 1992.

КУЛИ (COOLEY) ЧАРЛЬЗ ХОРТОН

КУЛИ (COOLEY) Чарльз Хортон (1864-1929) - амер. социолог, один из основоположников теории малых групп (см.). К. ввел различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных обществ. ин-тов Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по К., основными обществ. ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходят социализации (см.), формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные обществ. ценности и нормы, способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психич. реакций человека на мнение о нем окружающих людей (т.наз. теория "зеркального "Я"). Правильно отмечая нек-рые существенные черты социализации и формирования самосознания личности. К вместе с тем неправомерно сводил их к непосредственному взаимодействию индивидов. Вторичные обществ. ин-ты (классы, нации, партии), согласно К., образуют структуру социальную (см.), где складываются безличные отношения. в к-рые сформировавшийся индивид вовлечен лишь частично как носитель определенной функции. Соч.: Human Nature And Social Order. N.Y., 1962. H.M. Лачда

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфич. способ организации и развития человеч. жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе соц. норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии К. фиксируется как общее отличие человеч. жизнедеятельности от биологич. форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различн. этапах обществ. развития, в рамках определенных эпох, обществ.-экономич. формаций, этнич. и нац. общностей (напр., античная К, К. майя и др.). К. характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах обществ. жизни (К. труда, К. быта, художественная К., политич. м В К. может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная К.), соц. группы (напр., К.класса) или всего об-ва в целом. Лит.: Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991; Культура: теории и проблемы. М., 1995; Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994; Гуревич П.С. Культурология. М, 1996; Культурология. XX век. Антология. М., 1995. В.М. Межуев.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. К.д. включает нравственность, воспитание, просвещение, право философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. К.д. характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть вкчючён в человеч. практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека. Вместе с тем К.д. (идеи, теории, образы и т. д.) может существовать, сохраняться и передаваться гл.обр. в материальной форме, - в виде книг, картин и т. п. В культуре материя выступает в преобразованном виде, в ней опредмечиваются способности и сущностные силы человека. Т.обр., противопоставление и деление культуры на материальную и духовную относительно, условно, обе они образуют единство. Духовное и материальное в культуре не статичны, не рядоположены, а выражаются друг через друга, существуют, лишь переходя друг в друга в процессе соц. деятельности людей. К.д. формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации.  Благодаря К.д. могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии К.д. Ломка вековых традиций, насилие над культурой, селективный подход к культурному наследию ведут к духовному оскудению народа, утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения людей, не восприимчивых к культур-но-историч. наследию, не способных отличить временное от вечного. Бездуховность, пренебрежение общечеловеч. ценностями - факторы, способствующие деградации об-ва, дестабилизации обществ. структур. Лит.: Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы. М., 1981; Категории философии и категории культуры. Киев, 1983; Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Культура в светском обществе. М., 1988. И.Б. Орлова

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - часть общей системы культуры, включающей всю сферу материальной деятельности и ее рез-ты. Разделение культуры на духовную и материальную соответствует двум основным видам производства - материальному и духовному. В качестве главной части материальной культуры рассматриваются техника, жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т. д., что в их совокупности, развитии и употреблении обусловливает определенные формы жизни,  образ жизни.  К.м. можно рассматривать как способ адаптации об-ва к биофизич. окружению путем его соответствующего преобразования. К.м. воплощает собой степень практич. овладения человеком силами и богатствами природы. К.м. - материальное основание культуры, достижения к-рой неразрывно связаны с уровнем развития К.м. Становление науки, философии, искусства в каждую эпоху требует определенных экономич. предпосылок. Историч. преемственность в развитии К.м. составляет основу преемственности и культуры в целом. И.Б. Орлова

КУЛЬТУРА НОРМАТИВНАЯ

КУЛЬТУРА НОРМАТИВНАЯ (от лат. norma - правило, образец) - сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую в себя также и нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различн. ассоциациям. Внутри К.н., в свою очередь, выделяются субкультуры: правовая (юридич.), нравственная (этич.), общения, или поведения. В разные историч. эпохи К.н. имеет не только разное содержание, но и разную степень дифференциации составляющих ее субкультур. В первобытном об-ве с его относительной нерасчлененностью деятельности поведенческие нормы в значительной мере слитны. С дифференциацией деятельности в классовых об-вах различ. области К.н. приобретают самостоятельное значение и, в свою очередь, расслаиваются на субкультуры соц. верхушки и широких слоев населения. Последнее относится даже к области права, хотя оно всегда едино. Правовое поведение (напр., традиции отношения к закону и суду, готовность прибегнуть к их защите) в разных классах и слоях населения различно. В то же время К.н. во всех своих областях обладает общеэтнич. спецификой, ярко выраженной в докапиталистич. об-вах, и лишь очень медленно нивелирующейся в ходе урбанизации. Однако и сейчас этнич. аспекты К.н. имеют большое научно-практич. значение, особенно для стран, не прошедших капиталистич. стадии развития:  таковы, напр., проблемы соотношения нормативных традиций, в частности "обычного права" (напр., шариата), с правовым регулированием современного типа. А.И. Першиц

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - качественный аспект способа производства, характеризующий материальные и духовные ценности, создаваемые в об-ве, а также существующие в нем средства и методы производства. К.о.п. - целостное образование, функционирующее и развивающееся во взаимосвязи обществ. богатства и непосредственного производства, в рез-те чего богатство опыта человеческой истории превращается во внутреннее богатство людей. Центральное звено - человек, к-рый является субъектом культурного развития в той мере, в какой он участвует в создании культурных ценностей, и объектом культурного воздействия в той мере, в какой он осваивает культурные богатства. Культура его непосредственного труда как важного материального процесса самореализации становится, т.обр., ядром развития К.о.п. Ко.п., культура труда  (см.) и культура профессиональная  (см.) соотносятся между собой как категории, характеризующие: во-первых, качество совокупного труда (живого и овеществленного), во-вторых, качество живого труда, в-третьих, соц.-профессиональное качество субъекта труда - работника. Каждая из этих сфер может рассматриваться как системное образование, обладающее регулятивными свойствами относительно указанного качества. Лит.: Межуев В.М. Культура и история. М., 1977; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983; Библер B.C. Культура. Диалог культур//Вопр. филос. 1989, №6. Г.Н. Соколова

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность политич. взглядов, знаний и убеждений, отражающих коренные интересы различн. соц. групп, наций, народностей, а также характер, способ духовно-практич. деятельности граждан, направленный на закрепление, воспроизводство и развитие политич. и соц. ин-тов, норм. К.п. формируется в рез-те осознания различн. соц. и этнич. группами собственных политич. интересов, разработки на этой основе политич. взглядов, теорий, ценностных ориентации, дающих определенное толкование механизмов обществ. развития, формулирующих программы и цели политич. деятельности. Ядро К.п. составляет политич. идеология. Идеологич. установки и концепции по коренным соц. проблемам придают К.п. системность, внутреннее единство. Принципиально важен для понимания соц. природы К.п. анализ соотношения проявляющегося в ней классового интереса с обществ. интересами в целом. Содержание конкретно-историч. типа К.п. может быть адекватно раскрыто лишь с учетом ее отношения к предшествующему соц.-историч. и политич. опыту, а также с учетом взаимодействия с иными типами политич. культур одной эпохи. В истории нередки случаи, когда этнос к.-л. этнич. группы (архаические нравы, особенности нац. мировосприятия) приходят в противоречие с политич. культурой этой же группы. Подобные случаи чреваты затяжными конфликтами выход из к-рых - в нахождении гармонии между самосознанием отдельной нации, народности и общепринятым в данном гос-ве характером политич. культуры. Общий критерий уровня прогрессивности К.п. заключен в степени совпадения политич. интересов, к-рые она отражает, с интересами об-ва в целом. Если, с одной стороны, К.п. выступает как форма отражения в политич. взглядах, убеждениях, концепциях положения определенных соц. групп в системе обществ. отношений (их интересов и потребностей), то с другой - она получает выражение в определенном характере, способе деятельности людей в сфере политич. отношений. В политологич. литературе существует большое разнообразие дефиниций К.п. Это обусловлено в первую очередь тем, что сама конструкция К.п. до сих пор не операционализирована: з нее закладываются разнородные по смыслу и значению структурные компоненты (традиции. мифы, отношения, события, факты и т. п.). Напр., важнейшими чертами амер. политич. культуры декларируются принципы традиционализма, стабильности, эгалитаризма, универсализма и инструментальной ценности (С. Липсет), в то время как во Франции и др. западноевропейских странах усиленно пропагандируется плюрали-стич. конструкция К.п., основанная на принципах солидаризма, личностного самовыражения, конкурентоспособности идей и мнений. В целом политич. культура призвана содействовать мирному разрешению возникающих конфликтов, служить основанием взаимодействия между нациями и гос-вами. Лит.: Вятр Е. Социология политических отношении. М., 1979; Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983; Education and cultural process. Waveland press. 1978; Robers D. Politics: a new approach. Orms Kirk, 1986. O.A. Кривцун, С.В. Боботов.

КУЛЬТУРА ПРАВОВАЯ

КУЛЬТУРА ПРАВОВАЯ - совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения. поведения, а также отношения к материальны, и духовным ценностям об-ва. В научной литературе К.п. характеризуется как 1) совокупность ценностей, принципов мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями; 2) совокупность обществ. мнений, оценок содержания, действия норм позитивного права и правовой системы в целом; 3) достигнутый уровень накопления, владения и пользования правовой информацией (напр., использование вычислительной техники, автоматизированных поисковых систем и т. п.). К.п. - сложно структурированное понятие, именимое не только индивидуально, но и к отдельным профессиональным группам, соц. слоям, к гос. обществ. органам, учреждениям и должностным лицам. Для оценки и характеристики К.п. в сфере гос. управления важнейшее значение приобретают: соблюдение законности, устранение злоупотреблений властью, гарантированность обеспечения законных интересов и прав граждан, компетентность, деловитость, умение руководить и т. п. В состав К.п. входят следующие комплексы: право как система норм, выражающих "гос. веления"; правоотношения, т. е. система обществ. отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система гос. органов и обществ. организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование общественно полезной деятельности и исполнение права; правосознание, т. е. система духовного отражения правовой действительности; правовое поведение  (деятельность) как законопослушное, так и противоправное. К.п. находится в органич. единстве и взаимосвязи с остальными областями культуры - политич., этич. (нравственной), эстетич. В социологии разработаны следующие критерии измерения уровня К.п. членов об-ва: достигнутый соц. статус, образовательная подготовка, ориентация на правовые ценности, постановка соц. активных жизненных целей, выбор мотивов и вариантов поведения, чувство законности и справедливости, критич. восприятие негативной соц. практики и др. В научной литературе проводится водораздел между внешней и внутренней сторонами К.п. (М. Вебер, Г. Хэрт и др.). С внешней стороны К.п. рассматривается как один из аспектов сложившейся соционормативной системы и характеризует правовую зрелость всего об-ва. С внутренней стороны К.п. характеризует глубину индивидуального восприятия права и умение приспо-сооить нормы действующего права к своим потребностям и интересам. В этом смысле право приобретает инструментальную жизненную ценность. Лит:. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. СВ.Боботов.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - соц.-профессиональное качество субъекта труда. К.п. представляет собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технич. И соц. прогресса и является личностным аспектом культуры труда. Основные элементы к.п. - общее среднее, специальное среднее и высшее образование,  квалификация, профессиональный опыт. Роль общего и специального образования неизмеримо возросла под влиянием современных тенденции развития обществ. производства. Более глубокие профессиональные знания способствуют лучшему пониманию закономерностей процесса производства, критич. осмыслению производственного опыта. В настоящее время специальное образование становится важнейшим фактором качественного изменения соц.-профессиональных характеристик трудящихся. В ходе научно-технич. прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. Если, напр., при ремесленной технике квалификация рабочего обусловливалась сложностью функций по обработке предметов труда, то на машинной стадии она определялась сложностью управленч. функций рабочего, обслуживающего машину. В условиях же автоматизированного производства квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различн. содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства (см.) и культуры труда (см.). Лит.: Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Минск, 1980; Роль культуры в формировании личности. Минск, 1980; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни  человека. М., 1984; Берзин Б.Ю., Коган Л.Н. Профессиональная культура работника//Социол. исслед. 1989, №3. Г.Н. Соколова

КУЛЬТУРА ТРУДА

КУЛЬТУРА ТРУДА - культуроформирующее воздействие труда на человека К.т. представляет собой систему, функционирование и развитие к-рой обеспечивает определенное соц. качество трудового процесса - основное условие реализации сущностных сил человека. Последние проявляются тем активнее, чем глубже и многограннее отражаются в индивидуальной и коллективной трудовой деятельности технико-технологич. нормативы и соц. ценности труда, трудового коллектива, об-ва. Объективные характеристики К.т. представляют собой технико-технологич. и соц. нормативы, обусловленные достижениями техники, технологии и организации производства и представляющие собой иерархию требований к человеку как исполнителю производственных функций и как личности. Субъективными характеристиками К.т. являются социокультурные потребности трудящихся, образующие в своей совокупности тип ценностного отношения к труду. Исследование отношений между этими характеристиками позволяет анализировать культуроформирующий эффект труда, к-рый проявляется в единстве и противоречивом развитии процессов формирования индивидуальных способностей человека и реализации его обогащенной соц. опытом индивидуальности в труде. Лит.: Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М., 1981; Соколова Г.Н. Культура труд в социальном развитии рабочего класса: опыт социологического исследования. Минск, 1984; Рывкина Р.В. Экономическая культура как память общества//ЭКО. 1989, № l. Г.Н. Соколом

КУЛЬЧАР КАЛЬМАН

КУЛЬЧАР Кальман (1928) - венг. социолог, академик Венгерской академии наук. Основные направления исследований - проблемы социологии права.

КУН (KUHN) ТОМАС

КУН (KUHN) Томас (1922) - амер. социолог, историк науки. Сыграл важную роль в развитии социологич. понимания развития науки и научн. творчества. Согласно К., наука ничем не отличается от любого другого соц. ин-та, на нее воздействуют и ее формируют культурные и структурные особенности той соц. системы, в рамках к-рой она функционирует. Как социолог К. известен своим изучением процесса научн. революции, когда одна парадигма сменяет другую. Соч.: Структура научных революций. М., 1975.

КУЧИНСКИЙ (KUCZYCSKI) ЮРГЕН

КУЧИНСКИЙ (KUCZYCSKI) Юрген (1904) - нем. историк и социолог. Основная область исследований - история рабочего движения, экономич. история капитализма и история социологии. Первым после длительного перерыва, нарушив сложившуюся в марксизме традицию, предпринял попытку обоснования предмета социологии как самостоятельной науки. К. понимал специфику предмета той или иной социальной науки исходя из специфики тех законов и закономерностей, которые данная наука изучает. В этой связи К. проводил четкое различие между законами экономическими, историческими и собственно социологическими. Соч.: Социологические законы // Вопросы 1957, № 5.

Предыдущая страница Следующая страница