Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕИ"-"РЯД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕИ"-"РЯД")

РЕИФИКАЦИЯ

РЕИФИКАЦИЯ (от англ. reification - овеществление) - приписывание к.-л. идеальному явлению или процессу материального существования. Р. отражает процесс "отделения" от людей их межличностных отношений, восприятия их как вещных отношений, в значительной мере не поддающихся контролю. Примером могут служить информационные системы, изобретенные человеком, но воспринимаемые как некие самостоятельные силы, способные управлять им.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ

РЕЛИГИОЗНОСТЬ - качество индивида или группы, проявляющееся в вере и в поклонении сверхъестественному. Характерным признаком Р. является религиозная вера, включающая знание и принятие религиозных идей, представлений, догматов в качестве истинных. Степень Р. определяется в зависимости от наличия или отсутствия корреляции между религиозным сознанием и религиозным поведением индивида, силы и глубины влияния религии на различн. сферы человеческой деятельности и на мотивацию индивида в повседневной жизни. К основным критериям Р. относят: совершение молитвы, исповедь, религиозное воспитание в семье, совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы, членство в религиозной общине и т. д. При составлении типологич. схем и классификации Р. выделяют следующие параметры: 1) содержание и силу религиозной веры; 2) интенсивность религиозного поведения в контексте человеческой жизнедеятельности; 3) роль и функции индивида в религиозной организации; 4) значение и роль религиозной мотивации в структуре общей мотивации индивида. Для определения степени, уровня и характера Р. используют различн. показатели религиозного сознания, религиозного поведения, действий индивида или группы в процессе нерелигиозной деятельности. Степень Р. указывает на силу влияния религии на отдельного человека; уровень Р. показывает соотношение религиозного и нерелигиозного населения определенного региона, группы и т. д.; характер Р. выявляет специфику и отличия Р. тех или иных конфессий или религиозных групп. Лит.: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; Угринович Д.М. Введение в религиоведение, М., 1985.

РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

РЕОРГАНИЗАЦИЯ - разновидность радикальных комплексных нововведений (см.), представляющая собой перестройку организационной структуры (системы целей, связей, норм). Проводится с целью приведения последней в соответствие с изменившимися внешними и внутренними условиями деятельности оргеистемы.

Основные проблемы Р. - противоречие между функционированием и развитием, т. е. необходимостью одновременно осуществлять определенные функции, сохранять стабильность, устойчивость и изменяться, приспосабливаться к новым условиям. Трудности Р. связаны с временным (иногда длительным) нарушением равновесия в оргеистеме, повышенным напряжением при освоении новых элементов оргструктуры, изменениями (позитивными и негативными) в положении членов организации. Поэтому Р. нередко сопровождается конфликтами, усилением текучести кадров, снижением эффективности оргеистемы и т. д. Предотвращение или ослабление подобных явлений может быть достигнуто через разработку программы нововведений, в т. ч. и Р. Лит.: Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; Перлаки И. Нововведения в организациях. М., 1981; Пригожин А.И. Организация: системы и люди. М., 1983; Его же. Современная социология организаций.  М., 1995. А.И. Пригожин.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ - свойство со-вокупности выборочной (см.) воспроизводить параметры и значимые элементы структуры совокупности генеральной (см.). Термин "репрезентативная выборка"  применительно к соц.-экономич. исследованиям впервые ввел в научн. лексикон норвежский статистик А. Киаэр в конце XIX в. Научн. теория выборочн. метода тогда не была еще создана. Р. у Киаэра достигалась не случайным отбором единиц, а "рациональной" организацией выборки в соответствии с определенными правилами. На современном языке "рациональная" организация означает построение стратифицированной механич. выборки, возможно, в несколько ступеней, с пропорциональным размещением единиц по стратам. В статистике понятие Р. распространяется исключительно на случайные способы формирования выборочн. совокупности, а гарантией Р. служит соблюдение правил отбора и объем выборки,  достаточный для отражения с заданной точностью вариации изучаемых признаков. Степень Р. непосредственно связывается с точностью воспроизведения характеристик генеральной совокупности и рассчитывается для каждого признака с помощью аппарата математич. статистики. В социологич. исследованиях помимо вероятностных способов отбора широко используются целенаправленные и комбинированные методы организации выборки. Выборочн. совокупность в этих случаях формируется по ограниченному набору признаков, исходя из концептуального представления об объекте исследования, а требование Р. сводится к воспроизведению в выборке значимых элементов структуры и определению объема, достаточного для проверки содержательных гипотез. В то же время задача получения репрезентативной информации не является обязательной для социологич. исследований в целом. Свойства репрезентативной выборки оказываются полезными в прикладных исследованиях, когда проблема достаточно разработана и появляется необходимость в экстраполяции рез-тов на более широкую область. Репрезентативная выборка является незаменимым инструментом в опросах обществ. мнения. Для исследований, ориентированных на решение теоретич. задач, расчет совокупных количественных оценок не играет существенной роли. Приоритет отдается получению качественных выводов о направленности развития явлений, определению основных тенденций происходящих изменений. Выборочн. совокупность формируется т. обр., чтобы обеспечить представительность значимых элементов структуры и возможность содержательного описания необходимых срезов объекта. Лит.: Кауфман А.А. К вопросу о выборочном исследовании. СПб., 1911; Петренко Е.М. Репрезентативность в социологическом исследовании//Методологические проблемы использования математических методов в социологии. М., 1980; Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования//Социологич. исследования. 1983, № 2. Г.Н. Сотникова.

РЕСПОНДЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕСУРСЫ ТРУДОВЫЕ

РЕСУРСЫ ТРУДОВЫЕ - главная производительная сила об-ва, состоят из трудоспособного населения в рабочем возрасте и экономически активного населения за пределами рабочего возраста. Р.т. выступают предметом изучения различн. наук: экономики, социологии, демографии и др. В социологии труда рассматриваются такие вопросы, как интенсивность мобильности  Р.т., характеристика Р.т. по регионам, отраслям и предприятиям, качественный состав, квалификация и структура Р.т. При этом анализируются такие факторы, как смена индивидом профессии и места работы, профессиональная ориентация  молодежи на те или иные виды труда,  возрастание или понижение квалификационного потенциала Р.т., смена физич. труда на умственный (или наоборот), повышение или снижение трудовых затрат и т. д. Лит.: Зюзин Д.И. Влияние динамики труда на мобильность трудовых ресурсов//Социологич. исследования. 1981, № 3; Основы экономики труда. М., 1981; Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., 1988. А.И. Кравченко.

РЕФОРМА

РЕФОРМА - 1. Преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей соц. структуры. 2. Любое нововведение. Соч.: Осипов Г.В. Реформирование России: итоги и перспективы. М., 1995.

РЕЦИПИЕНТ

РЕЦИПИЕНТ - (от лат. recipients - получающий, принимающий) - субъект, воспринимающий и реагирующий на адресованное ему сообщение. См. также Респондент.

РЕШЕНИЕ

РЕШЕНИЕ - 1. Нахождение ответа на какой-то вопрос (применительно к задаче, проблеме). 2. Волевой акт, выражающий осознанное намерение действовать определенным образом, выбор пути достижения к.-то цели. Принимаемые индивидом Р. делятся на личные ("для себя") и профессиональные, обращенные на деятельность др. людей. Среди профессиональных Р. различаются экспертные, не имеющие для адресата правовой обязательности (напр., в отношениях врач - пациент, технолог или конструктор - рабочие и т. д.), и управленческие, обладающие силой власти по отношению к исполнителю (см. Решение управленческое). Социологич. исследования, как правило, должны содержать в себе экспертные решения в виде рекомендаций органам управления; эти рекомендации в случае их принятия и утверждения приобретают статус управленческих Р. Так же обстоит дело и в практике консультирования управленческого (см.). Р. проходит стадии выработки, принятия, а затем осуществления. Выработка - это подготовка к.-л. варианта решения к его принятию. Включает в себя анализ информации, выявление проблем, постановку задачи, поиск альтернативных путей ее решения, распределение их по степени предпочтительности, проработку одного из них (иногда и нескольких). На этой стадии используются системный анализ, совещания, согласования, а также управленческое консультирование. Осуществление - это реализация задач, поставленных в принятом перед этим решении. Осуществления требуют лишь те управленч. решения, к-рые между актом принятия и достижением цели предполагают специальную деятельность, ибо ряд решений реализуется самим актом их принятия (назначить на должность, объявить благодарность и пр.). Осуществление Р. складывается из двух составляющих. Первая - сам проект предполагаемого изменения, план достижения цели, вторая - действительный, реально складывающийся процесс осуществления решения в его конкретном проявлении. Проблема состоит в том, что обе эти составляющие зачастую не совпадают. Уже перевод принятого решения на язык приказа может вызвать трудности из-за несовпадения языка устной и письменной речи, используемых в них систем значений. Цепь превращения (приказ - в распоряжение, затем в задание, в наряды и т. д.) затрагивает не только форму, но и содержание решения. Кроме того, процесс осуществления оказывается под воздействием ряда факторов: одновременное осуществление др. решений, наложение личных и групповых интересов и пр. Вследствие этого возникает та или иная степень отклонения рез-та от первоначального содержания самого решения. Степень осуществляемости управленч. решений есть важнейший показатель управляемости организации в целом. Лит.: Кхол И. Эффективность управленческих решений. М., 1975; Тихомиров Ю.П. Управленческое решение. М., 1976; Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М., 1979; Пригожин А.И. Социология организаций М 1980; его же. Социологические проблемы управленческих решений. М., 1984; Емельянов A.M. Ошибки управления. Таллинн, 1985. A.M. Пригожин.

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - одна из форм включения исполнителей в выработку общих решений, демократизации управления. Р.к. применяется также для повышения эффективности управленч. воздействий как механизм предупреждения ошибок, усиления мотивации работников на цели организации, сплочения коллектива. Обычной организационной формой Р.к. является формирование специальных временных групп с целью выработки совместного решения к.-л. проблемы. Известная эффективность подобных решений послужила причиной довольно широкого распространения этих групп в практике зарубежного и отечественного управления. В составе их могут быть специально подобранные эксперты, иногда членство в них определяется близостью работников к руководителю, их местом на "шкале престижа" и др. причинами. Создание такого рода "решающих групп" расширяет диапазон участия в управлении, повышает заинтересованность работников в осуществлении принятых ими решений; улучшается качество решений благодаря обмену информацией, сложению знаний и т. д. Наибольшие методич. трудности при выработке Р.к. вызывает решение вопроса о том, каким образом превратить совокупность индивидуальных оценок в групповое мнение; какова реальная возможность в условиях наличия нескольких людей и нескольких альтернатив для выбора, как свести их противоречивое распределение к общему знаменателю? Чисто логич. или математич. рассмотрение эффективности групповых решений заводит в тупик. В процессе внутригруппового взаимодействия проявляются конформизм и лидерство, происходят взаимообмен ценностными ориентациями и изменение мнений. Преимущества Р.к. перед индивидуальными проявляются в меньшем числе ошибок, в способности их обнаруживать в себе "сверхресурсы", синергию. Взаимодействие работника в ситуации решения с др. работниками вызывает у него дополнительную активность из-за возникновения эффекта соревновательности, чувства причастности, возможности проявления своих знаний, способностей. В группах с однородным составом (по должностному, профессиональному, образовательному, возрастному и др. признакам) наблюдается меньшее расхождение во мнениях, быстрее устанавливается согласие. Происходит это главным образом вследствие однообразия информации, знаний, к-рыми обладают участники группового решения. В разнородных по составу группах больше противоречии, даже конфликтов, но зато более широкий набор альтернатив, меньше ошибок. Наряду с достоинствами Р.к. страдают следующими недостатками: рассеивание ответственности, позиции, склонных к риску участников оказываются сильнее, в группе больше проявляются социально одобряемые качества в ущерб рациональности и т. д. Эти минусы могут быть отчасти нейтрализованы. В последнее время выработаны специальные методы т. н. работы групповой (см.), широко используемые в практике методы консультирования управленческого (см.). Лит.: Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М., 1979; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980. А.И. Пригожин.

РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИМАШЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

РИМАШЕВСКАЯ Наталья Михайловна (1932) - российский экономист и социолог. Основные направления научн. деятельности - планирование и прогнозирование жизненного уровня населения, развитие обществ. фондов потребления, теория и методология построения соц. нормативов распределения, типология потребления и потребителей, методология определения потребительских типов, разработка и создание системы экономико-математич. моделей для анализа и прогноза нар. благосостояния. Под руководством Р. проведен ряд исследований в области неравенства, бедности, расслоения населения, включавших содержательные, методологические аспекты и моделирование; а также исследований поведения населения в потребительской сфере с применением методов кластерного анализа, что положило начало новому направлению в экономич. социологии. Р. усовершенствовала соц. статистику, в т. ч. разработала новый принцип снятия соц.-экономич. информации методом масштабных наблюдений; рассмотрела семейный подход к исследованию поведения населения в различн. сферах жизнедеятельности и циклов развития семьи. Эти исследования, в отличие от сугубо демографических, включали соц. и экономич. аспекты. Р. сформулировала новую эгалитарную концепцию положения женщин. Директор Ин-та социально-экономических проблем народонаселения РАН. Соч.: Основы дифференциации заработной платы и доходов населения. Методы экономико-математического моделирования. М., 1972; Типология потребительского поведения. М., 1989; Народное благосостояние. Тенденции и перспективы. М., 1991; Россия: социальная доктрина переходного периода и концепция программы действий. М., 1996.

РИСМЕН (RIESMAN) ДАВИД

РИСМЕН (RIESMAN) Давид (1909) - амер. социолог, представитель либерального крыла ориентации психоаналитической (см.) в социологии. Значительное внимание Р. уделял анализу "соц. характеров". Р. считал их одним из ключевых пунктов, позволяющих понять соц. реальность и соц. процессы. Р. описывает три основных типа таких характеров, соответствующих трем типам обществ. устройства. Первый тип - "традиционно ориентированный", консервативный, приверженный обычаям и традициям, укоренившимся образцам поведения, конформный по отношению к сословию, касте, клану. Второй тип характерен для эпохи развития индустриального об-ва - "изнутри ориентированная" личность, к-рой свойственна соц. атомизация. Поведение человека определяется здесь интернализованными в детстве принципами, личность становится целеустремленной, предприимчивой, более доступной нововведениям и переменам, хотя роль традиционных норм и ценностей остается еще достаточно значительной. "Об-во потребления" где эта роль фундаментально ослабевает, формирует третий тип - "извне ориентированную" личность. Ее поведение определяется не традициями и принципами, а системой связей, авторитарной бюрократией, модой и т. п. Человек такого типа становится космополитом и великим потребителем информации. У него отсутствует не только сильное "сверх-Я", т. е. интернализован-ная система норм, но и сильное "Я". Он обезличен, стандартизован, является объектом манипулирования, жертвой отчуждения, чувствует себя дезориентированным, опустошенным, иногда апатичным, иногда циничным. Все типы характеров, по Р., в определенной степени сосуществуют и в современном об-ве, влияние каждого из них зависит от экономим., соц. и демографич. факторов, степени урбанизации и т. п. Соч.: The Lonely Crowd. N.Y., 1950; Faces In The Crowd N.Y., 1952. С А. Эфиров.

РИТЦЕР (RITZER) ДЖОРДЖ

РИТЦЕР (RITZER) Джордж (1940) - амер. социолог, проф. ун-та штата Мэриленд, США. Один из современных социологов знания, последователь Т. Куна. Солидаризируется с Р. Фридрихсом, используя его понятие "социология социологии". Выдвигает модификацию этого понятия: "социология социологич. теории", называя ее метасоциологией. Как и Фридрихе, Р. считает современную социологию мультипарадигматич. наукой, в последнее время все больше обнаруживающей тенденции к взаимосближению парадигм: функционалистской парадигмы "соц. фактов", феноменологической - "соц. дефиниций" и бихевиористской - соц. поведения, тенденции к построению интегративной парадигмы, тек теоретич. монизму. "Ключом" к интегративной парадигме Р. считает свою концепцию "уровней" исследования: вслед за Ж. Гурвичем, Дж. Александером и нек-рыми др. исследователями он дает логико-диалектич. классификации уровней соц. реальности, к-рая, по замыслу должна помочь исследователю организовать острый, многоаспектный материал системы координат. Согласно Р., одна из ее осей - "макромикроконтинуум", другая "субъективно-объективный континуум". Его труд по истории социологич. теорий представляет несомненный вклад в систематизацию и развитие теоретич. социологии. С.М. Митина.

РИХТА (RICHTA) РАДОВАН

РИХТА (RICHTA) Радован (1924-1983) - чешек, философ и социолог, академик ЧАН. Основная сфера научн. интересов Р. - проблемы научно-технич. революции при социализме. З.Т. Голенкова.

РОДЖЕРС (RODGERS) УИЛЛАРД Л.

РОДЖЕРС (RODGERS) Уиллард Л. (1949) - амер. социолог, один из разработчиков понятия соц. индикаторов и связанной с ними категории качества жизни. Придерживается концепции "ощущаемого качества жизни", связанной с исследованиями соц.-психологич. механизмов, опосредствующих реальное удовлетворение человеческих потребностей: ценностных ориентации, компенсаторных моделей, когнитивных и аффективных компонентов благополучия. С.М. Митина.

РОДСТВО

РОДСТВО - самое универсальное из всех человеческих отношений, основано на кровных узах, супружестве или усыновлении. В родовых малочисленных об-вах Р. - основа всей соц. организации. По мере развития последней доля отношений, основанных на Р., постепенно сокращается. Однако благодаря существующему взаимодействию между ним и соц. факторами (правами и обязанностями, наследованием собственности, например) оно остается социально значимым. В небольших, промышленно неразвитых об-вах Р. по-прежнему играет существенную роль, в индустриальных об-вах его значение несущественно.

РОККАН (ROKKAN) СТЕЙН

РОККАН (ROKKAN) Стейн (1921-1979) - норвежский социолог, основатель норвежской политич. социологии, проводил конкретные социологич. исследования в области политич. социологии. Соч.: Citizens, Elections, Parties. N.Y., 1970.

РОЛИ ПОЛОВЫЕ

РОЛИ ПОЛОВЫЕ - вид соц. ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Система Р.п. проявляется половозрастном разделении труда, определенной соц. стратификации, распределении власти авторитета между мужчинами и женщинами, а также в процессах половой социализации, посредством к-рой эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение. Р.п. имеют нормативный характер, выражают определенные соц. ожидания (экспектации), проявляются в поведении. Усвоение и принятие индивидом определенной Р.п. дает ему половую идентичность (см. Идентичность социальная), с к-рой в дальнейшем соотносятся все прочие свойства поведения самосознания личности. Будучи социокультурным эквивалентом и аналогом полового диморфизма, дифференциация Р.п. универсальна и транскультурна. Но ее конкретное содержание в разных об-вах зависит от уровня соц.-экономич. развития, особенностей культуры и конкретного образа жизни. Изучение Р.п. предполагает единство количественного и качественного анализа: степень дихотомизации мужских и женских ролей в разных видах обществ.-трудовой и семейной деятельности; содержание соответствующих ролей и ожиданий; насколько жестки и институционализированы различия; как совмещается половозрастное разделение труда  с иерархией мужских и женских соц. статусов; допускаются ли индивидуальные вариации, идущие вразрез с нормативной дифференциацией Р.п., и т. д. Особый аспект проблемы - дифференциация сексуальных ролей, т. е. нормативных для данного пола структур и образцов сексуального поведения. В традиционных об-вах система Р.п. обычно отличается жестокостью и определенностью, хотя она отнюдь не одинакова в разных культурах. В современном об-ве в связи с индустриализацией и эмансипацией женщин традиционная дифференциация Р.п. переживает радикальную ломку. Но этот процесс неодинаково протекает в разных соц.-экономич. и этнокультурных средах. Лит.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21; Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974; Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988; Sex poles in changing society. N.Y., 1970; Friedl E. Women and men: an anthropologists view. N.Y., 1975; The making of masculinities: The new mens studies. Boston, 1987; Sex and gender. Newbury Park, 1987. И.С Кон.

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ - официальная (институционализированная и конвенциальная) роль человека, на к-рого возложены функции управления коллективом (организацией). В структуру P.p. входят системы юридич. и др. соц. норм, системы ожиданий, предъявляемых к руководителю со стороны др. лиц, занимающих как более высокие, так и более низкие статусы. Ожидания (экспектации), входящие в структуру P.p., определяют его ответственность и обязанности перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией, в качестве к-рой могут выступать группа или отдельное лицо. P.p. предоставляет личности право применять строго определенные санкции для управления деятельностью своих подчиненных. При исполнении P.p. имеет место взаимовлияние роли и личности: не только личность может влиять на роль и ее исполнение, что выражается, в частности, в стилях руководства (см.), но и структура роли способствует формированию специфич. черт и системных качеств личности. В соц. психологии принято различать роли руководителя и лидера. Руководитель (формальный, официальный лидер) обладает регламентированными правами и обязанностями, представляет группу в др. организациях; лидер, играющий центральную роль в принятии решений, организации деятельности и регулировании межличностных отношений, может не обладать статусом руководителя. Наиболее эффективное руководство группой осуществляется при объединении в одном лице лидера и руководителя, что способствует повышению его авторитета. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969;Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1979; Китов А.И. Психология управления. М., 1979; Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1984; Свен-цицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986; Омаров A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. М., 1987; Brown R. Social psychology. N.Y. L. 1966. Biddle P.J. Role Theory. N.Y., L., 1979. А.А. Налчаджян.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность требований, предъявляемых об-вом к лицам, занимающим определенные соц. позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных соц. нормах. Система соц. санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с Р.с. Возникая в связи с конкретной соц. позицией, заданной в обществ. структуре, Р.с. вместе с тем - конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие Р.с. Р.с, выполняемые индивидом, становятся решающей характеристикой его личности, не теряя, однако, своего соц.-производного и в этом смысле объективно-неизбежного характера. В совокупности Р.с, выполняемых людьми, персонифицируют господствующие обществ. отношения. Соц. по своему генезису требования роли становятся структурным элементом человеческой личности в ходе социализации индивидов и в рез-те интернализации (глубокого внутреннего усвоения) норм, характеризующих Р.с. Интернализовать роль - значит дать ей собственное, индивидуальное (личное) определение, оценить и выработать определенное отношение к соц. позиции, формирующей соответствующую Р.с В ходе интернализации роли социально выработанные нормы оцениваются сквозь призму установок, убеждений, принципов, разделяемых индивидом. Об-во навязывает индивиду Р.с, но ее принятие, отвержение, либо исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека. В зависимости от характера требований, заключенных в нормативной структуре Р.с, последние подразделяются по меньшей мере на три категории: нормы должного (обязательного), желательного и возможного поведения. Соблюдение обязательных нормативных требований Р.с обеспечивается наиболее серьезными санкциями негативного характера, воплощенными чаще всего в законах или иных предписаниях юридич. характера. Нормы ролей, воплощающие желательное (с т. зр. об-ва) поведение, обеспечиваются чаще всего негативными санкциями внеправового характера (несоблюдение устава обществ. организации влечет исключение из нее и т. д.). В отличие от этого ролевые нормативы, к-рые формулируют возможное поведение, обеспечиваются прежде всего позитивными санкциями (добровольное исполнение обязанностей тех, кто нуждается в помощи, влечет повышение престижа, одобрения и т. д.). В нормативной структуре роли могут быть выделены четыре конструктивных элемента - описание (того типа поведения, к-рое требуется от лица в данной роли); предписание (требование в связи с подобным поведением); оценка (случаев выполнения или невыполнения предписаний роли); санкция (благоприятные либо неблагоприятные соц. последствия действия в рамках требований Р.с). См. также: Теория личности ролевая, Теория ролей. Лит.: Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М., 1988; Соловьев Э.Ю. Личность и право//Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М, 1991. С, 403-431; Смелзер Н. Социология М., 1994. A.M. Яковлев.

РОСС (ROSS) ЭДВАРД ОЛСВОРТ

РОСС (ROSS) Эдвард Олсворт (1866-1951) - один из основателей амер. социологии и соц. психологии. В основе соц. развития, по мн. Р., лежит "интеракция" индивидов, ведущая к образованию соц. групп и подчиненная опред. соц. контролю и порядку. Осн. категории, используемые им для определения этих процессов: ассоциация. доминация, эксплуатация и оппозиция.

Процессы, способствующие достижению промежуточного положения между соц. стабильностью и индивидуальной свободой, Р. считал прогрессивными, выступая за внутр. этич. соц. контроль над поведением индивида, основанный на усвоении личностью обществ. ценностей. Вместе с тем, он признавал все возрастающее значение внешнего политического контроля, опирающегося на воспитание, религию, обществ. мнение, соц. санкции и т. д. Соч.: Foundation Of Sociology. N.Y., 1920; Social Control. N.Y. - L., 1928. Н.Т. Кремлев.

РОСТОУ (ROSTOW) УОЛТ УИТМЕН

РОСТОУ (ROSTOW) Уолт Уитмен (1916) - амер. экономист, социолог, политич. деятель. Наряду с Р. Ароном является одним из создателей современного варианта теории индустриального об-ва. В историю социологии вошел как автор концепции стадий экономич. роста. Проблема выделения стадий, через к-рые должна проходить всякая экономика в процессе своего развития, историками экономики начала ХХ в. решалась через аналогии с жизнью человека (рост, зрелость, упадок). Затем в середине столетия австрал. теоретик К. Кларк описал этот процесс как последовательную смену roсподства первичного (сельскохозяйственного), вторичного (обрабатывающая промышленность) и третичного (торговля и сфера услуг) производства. Р. предложил выделить в истории об-ва пять этапов, характеризующихся различн. уровнем технологич. развития: 1) "традиционное об-во" - аграрное об-во с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической соц. структурой, властью сосредоточенной в руках земельных собственников, "доньютоновским" уровнем науки и техники; 2) "переходное об-во" - период создания предпосылок "сдвига" (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хоз-ва, появление "новых типов предприимчивых людей", выступающих как движущая сила об-ва, рост "национализма", стремящегося обеспечить экономич. фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного гос-ва); 3) стадия "сдвига" (take-off) - период "промышленной революции", ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Р., Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США - в середине XIX в., Германия - во второй половине XIX в., Россия - в 1890 - 1914 гг., Индия и Китай - с нач. 50-х гг. XX в.); - стадия "зрелости" - индустриальное об-во, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20 % нац. дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60-90 %, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Р., для достижения стадии зрелости необходим переходный период  в 50-60 лет); 5) эра "высокого массового потребления" - основными проблемами об-ва становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. Концепция стадий экономич. роста, рассматриваемая Р. как альтернатива марксизму, должна ьца по его замыслу вытеснить историч. материализм из современной социологии. Взгляды Р. в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального об-ва. Соч.: The Stage Of Economic Growth. Camb. 1960. Д.М. Носов.

РОТЛИСБЕРГЕР (ROETHLISBERGER) ФРИЦ ДЖУЛЕС

РОТЛИСБЕРГЕР (ROETHLISBERGER) Фриц Джулес (1898) - амер. социолог, исследовал проблемы мотивации, продуктивности и удовлетворенности трудом, автор (совместно с У. Диксоном) классич. труда "Управление и рабочий" (1939), в к-ром обобщил результаты Хоторнского эксперимента. Соч.: Management and The Worker (with W.J. Dickie (Mass.), 1939; Management and Morale. Cambridge, 1942; Man in Organization. N.Y., 1968.

РУКОВОДСТВО

РУКОВОДСТВО - 1. Деятельность по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития. 2. Работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. В этом смысле социологич. подход предполагает анализ руководства как особого отношения между людьми в организации. Р. выступает как отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Р. - это и отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной - более "общей" и др. - более "конкретной". В нем связываются, с одной стороны, функция организации, с другой - исполнения. Наконец, Р. - это также отношение между личностями, специфич. тип общения. В этом случае рассматривается его соц.-психологич. содержание - взаимное признание, влияние, стиль, интересы и т. д. Перечисленные стороны отношения руководства - подчинения не могут существовать в отрыве друг от друга, они переплетены, хотя и имеют относительную самостоятельность. Социология исследует отношение руководства - подчинения как проявление на межличностном уровне более общих отношений по управлению. Воздействие Р. на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно его собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредствованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае Р. направлено непосредственно на деятельность подчиненных, и необходимость соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от заданного. Рез-т достигается за счет того, что для работника "потери" от возможных санкций за невыполнение требуемого превышают его "затраты" на выполнение. В своей крайней форме такое отношение руководства - подчинения выступает как принуждение, т. е. цели руководства не связываются с интересами исполнителя, противостоят им. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад. При прямом воздействии такой компенсацией служит отсутствие негативных санкций. Эффект достигается за счет "самоусиления" воздействия соответствующей мотиваций индивида. Лит.: Руководитель коллектива. М., 1976; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; Омаров A.M. Руководитель. М., 1983; Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. А.И. Пригожин.

РУМЯНЦЕВ АЛЕКСЕЙ МАТВЕЕВИЧ

РУМЯНЦЕВ Алексей Матвеевич (1905- 1994) - советский экономист и социолог, академик РАН по экономике. Основные направления научн. деятельности - развитие техники в докапиталистических формациях, история промышленного переворота, возникновение и сущность личной и частной собственности, проблемы соц.-экономического развития об-ва, процессы руководства нар. хозяйством, принципы и методы науки управления. Директор Ин-та конкретных социальных исследований (Ин-та социологии) АН СССР (1968-1972). Соч.: Марксистская социология и конкретные социальные исследования  (в соавторстве с Г.В. Осиповым) // Вопросы философии, 1968, № 6; Проблемы современной науки об обществе. М., 1969; Социальные и экономические проблемы современности. М., 1977.

РУССО (ROUSSEAU) ЖАН ЖАК

РУССО (ROUSSEAU) Жан Жак (1712-1778) - франц. философ, деятель Просвещения, писатель. Р. критиковал современное ему об-во, используя в качестве масштаба для сравнения, во-первых, "естественное состояние"  дообществ. человечества, во-вторых, идеальную модель возможного обществ. устройства. Р. продолжил традицию "робинзонад" в обществознании, беря за исходный пункт изолированного индивида. В естественном состоянии человек, по Р., находится в гармонии с природой. Он не испытывает потребности ни в прочных обществ. связях, ни в труде, ни в разуме, ни в морали. Но ему равно присущи стремление к самосохранению и сострадание, и потому естественное состояние не есть, по Р., в отличие от Т. Гоббса, "война всех против всех". Рост населения и гео-графич. причины ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Решающий шаг в замене естественного, антропологического неравенства неравенством политическим, т. е. обществ. - установление частной собственности. Неравенство дарований людей приводит к неравенству в собственности, к-рое затем само начинает оказывать определяющее воздействие. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных приводят, в особенности первых, к потребности в гражданском мире, к-рый обеспечивается заключением "обществ. договора". Возврат к естественному состоянию невозможен. Развитие неравенства проходит три этапа: установление и узаконение богатства и бедности; могущества и беззащитности; господства и порабощения. Законное установление всегда имеет в виду два момента: неотчуждаемость свободы как важнейшего определения человека и неотчуждаемость "народного суверенитета". Общая воля не тождественна воле всех: народ как политический организм и суверен может обладать иными интересами, чем каждый отдельный человек. Т. обр., любая политич. власть имеет законную силу лишь благодаря некоему "первоначальному соглашению". Ей не может быть передано ни право суверена, ни даже право представлять суверен. Любые правители - лишь уполномоченные народа, наследственное единовластие - самая извращенная форма правления. Изменение формы правления - компетенция народа как суверена, в любой момент правомочного отказаться от любого законодательного решения и принять новое. Чтобы предотвратить неравенство в правах требуется обеспечить имущественное равенствл и запретить роскошь. Но так как демократия невозможна среди нравственно несовершенных людей, Р. склоняется к аристократии. Порче нравов содействуют науки и искусства, заинтересованные в роскоши, порождающие честолюбие препятствующие естественному поведению людей. Взгляды Р. решающим образом повлияли на идеологию наиболее радикально настроенных лидеров Великой франц. революции, положили начало современной критике цивилизации, во многом определили дальнейшее развитие соц. философии и философии права. Соч.: Трактаты. М., 1969. А.Ф. Филиппов.

РУТКЕВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

РУТКЕВИЧ Михаил Николаевич (1917) - российский социолог и философ, член-корр. РАН по философии. Основные направления деятельности: общая теоретич. социология, соц. структура об-ва, социология проблем молодежи. Р. осуществил оригинальную разработку соотношения теории и уровней социология, знания; субъекта и объекта в социологич. исследовании; сознательного (в т. ч. планового) и стихийного (в т. ч. рыночного) начал на разных этапах развития советского и российского об-ва. При исследовании проблем соц. культуры об-ва Р. развиты представления о видах соц. структуры и о месте в ней соц.-классовой структуры; о необходимости выделения особого слоя, выполняющего функции организаторского труда в сфере управления; о воспроизводстве соц.-классовой структуры об-ва в процессе смены поколений; о массовых соц. перемещениях из деревни в город, из рабочего класса и крестьянства в слои специалистов и служащих, в сферу управления; о соц. поляризации на современном этапе трансформации российского об-ва; о формировании новой управленческой элиты и новой бюрократии. Р. развил теоретич. представления о путях вхождения молодежи в жизнь в 60-70-х гг. и в условиях системного кризиса середины 90-х гг.; о воздействии нынешнего соц.-экономич. кризиса в России на ценностные ориентации  молодого поколения и путях ее адаптации к рыночным условиям. Президент Советской социологич. ассоциации (1972-1977), директор Ин-та социологич. исследований (Ин-та социологии) (1972-1976). Соч.: Социальные перемещения (в соавторстве с Ф.Р. Филипповым). М., 1970; Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. М., 1977; Диалектика и социология М. 1980; Общественные потребности, система образования,  молодежь (в соавторстве с Л.Я. Рубиной). М.. 1988.

РЫБАКОВСКИЙ ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ

РЫБАКОВСКИЙ Леонид Леонидович (1931) - российский социолог и экономист, действительный член Академии социальных наук РФ. Основные направления деятельности: демография, соц. проблемы демографии. В работах Р. рассматриваются различн. аспекты миграционных процессов (в т. ч. теория их трехстадийности) и миграционного поведения; анализируются методологии, и методич. вопросы анализа и прогнозирования населения и трудовых ресурсов на нац. и региональном уровнях. Особое внимание уделено проблемам демографич. развития России, воспроизводства и миграции ее населения в постсоветских геополитич. условиях. Соч.: Региональный анализ миграции. М., 1973; Методологические вопросы прогнозирования населения. М., 1978; Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987; Населениее Дальнего Востока за 150 лет. М., 1990.

РЯБУШКИН ТИМОН ВАСИЛЬЕВИЧ

РЯБУШКИН Тимон Васильевич (1914-1936) - советский социолог и экономист, член-корр. АН СССР по статистике, директор Ин-та социологич. исследований (Ин-та социологии) (1976-1983). Основные направления деятельности: экономич. и соц. статистика, отраслевые вопросы статистики, статистика населения, демография, соц. проблемы населения, статистич. методы в экономике. Соч.: Теория и методы экономической статистики. М., 1977; Динамика и структура населения. М., 1979; О соотношении теоретического и эмпирического в социологии (в соавторстве с М.Б. Митиным) // Социологические исследования. 1981, № 2.

РЯД ВАРИАЦИОННЫЙ

РЯД ВАРИАЦИОННЫЙ - Х(1), Х(2), ... , Х(k), построенный по совокупности чисел, х1, х2,..., хк - элементы этой совокупности, переставленные в порядке неубывания. Ю.Н. Толстова.

Предыдущая страница Следующая страница