Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕО")

ТАБЛИЦА

ТАБЛИЦА (от лат. tabula - доска, таблица) свод, перечень сведений, числовых данных о к.-л. объектах, расположенных в определенном порядке по графам, приведенным в определенную систему.

ТАБЛИЦА СОПРЯЖЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАБЛИЦА СОПРЯЖЕННОСТИ МНОГОМЕРНАЯ (ТАБЛИЦА МНОГОМЕРНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, КОМБИНАЦИОННАЯ ИЛИ ПЕРЕКРЕСТНАЯ ТАБЛИЦА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАБЛИЦЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕРОЯТНОСТНЫЕ

ТАБЛИЦЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕРОЯТНОСТНЫЕ - система взаимосвязанных показателей, представленных в форме таблиц, характеризующих вероятность изменения демографич. состояния людей, вероятность наступления определенных демографич. событий в их жизни, по мере перехода от возраста к возрасту. К числу Т.д.в. относятся таблицы смертности, характеризующие распределение поколения родившихся по продолжительности жизни, показывающие вероятность смерти в определенном возрасте дожития до определенного возраста и т. п.; таблицы брачности  - распределение вероятностей вступления или невступления в брак к определенному возрасту для лиц определенного мрачного состояния (холостых, вдовых, разведенных); таблицы рождаемости  - распределение вероятностей родить в определенном возрасте ребенка определенной очередности (первого, второго и т. д.). Построение Т.д.в. основано на применении теории вероятностей. Важным принципом такого построения является принцип ординарности бесповоротности изучаемого события. В наибольшей степени этому принципу отвечает смерть, поэтому не случайно первыми Т.д.в. были таблицы смертности. Поскольку такие события, как вступление в брак и рождение детей, могут происходить неоднократно, таблицы брачности строятся отдельно для первых браков и отдельно для последующих, таблицы рождаемости - отдельно для рождения детей каждой очередности и т.п. Методы построения Т.д.в. применимы не только в демографии, но и при изучении др. обществ. процессов, напр., текучести кадров, роста или снижения преступности. В.А. Борисов.

ТАБУ

ТАБУ - первобытный ин-т, представляющий собой категорический запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово "табу" - полинезийского происхождения и означает "запретное" в смысле "священное" и "неприкосновенное", близко по значению понятию "греха" в христианстве. Н.Т. Кремлев.

ТАЙЛОР (TYLOR) ЭДУАРД БЕРНЕТТ

ТАЙЛОР (TYLOR) Эдуард Бернетт (1832-1917) - англ. этнограф и исследователь истории культуры, первобытного об-ва и религии. Уже в первых своих работах: о населении Мексики, по языкознанию, по религии, о быте историч. народов или развитии соц. учреждений Т. не просто пользовался методом сопоставления, но и проводил эволюционистский взгляд. Отмечая, что культура и отдельные ее элементы могут быть либо самостоятельно изобретены, либо унаследованы, либо заимствованы, он утверждает, что в истории человеческой культуры господствует прогресс, а различия в культуре народов обусловлены тем, что они стоят на разных ступенях единого для всего человечества культурного развития, сходя из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества, Т. смотрел на культуру как на единую общечеловеческую культуру, в к-рую народы всегог мира вносят свою лепту. Утверждая однолинейную эволюцию, Т. рассматривал культуру как саморазвитие идей: технич. изобретений, научн. знаний и т. п. Строя ряды из отдельных типов орудий труда, типов жилища, элементов одежды, обрядов, обычаев и т. д., Т. нередко воссоздавал истинную картину развития того или иного предмета или явления, когда их развитие не было связано с революционными скачками. В этом ему помогал впервые примененный им в этнографии метод "пережитков", т. е. бытующих, но утративших в настоящее время смысл предметов или явлений культуры. Сравнивая зафиксированные этнографией пережитки с предметами, найденными археологами, Т. порой весьма удачно определял историческую связь явлений культуры, напр., реконструировал непонятные теперь, но бытовавшие в историческое время обряды и обычаи или объяснял назначение старинных предметов. Рассматривая проблему происхождения человека и его культуры: техники, искусства, письменности и научн. знаний, Т. решительно выступил против идеи регресса отдельных народов.

Соч.: Введение к изучению человека и цивилизации. (Антропология). СПб., 1882; Первобытная культура. М., 1989. Н.Т. Кремлев.

ТАРД (TARDE) ГАБРИЭЛЬ

ТАРД (TARDE) Габриэль (1843-1904) - франц. социолог, один из основоположников соц. психологии. Т. сравнивал об-во с мозгом, клеткой к-рого является мозг индивидуума. Коллективное сознание он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний; видел в психологии ключ к пониманию соц. явлений и пытался заложить фундамент соц. или коллективной психологии (интерпсихологии), к-рая занимается исключительно отношениями нашего "Я" к др. "Я"; их взаимными влияниями. Эти отношения Т. понимал как передачу и усвоение индивидами верований, убеждений, желаний, намерений и т. д. Т. объяснял обществ. жизнь и ее процессы действием простых психич. механизмов, главным из к-рых является подражание. Элементарным обществ. фактом Т. считал психич. состояние индивида, вызванное влиянием др. индивида. Это состояние исследует интерментальная психология, к-рую Т. и назвал социологией. Первым условием обществ. фактов, согласно Т., являются изобретения - акты творчества. Они и создают язык, хоз-во, правительство, религию и т. д. Др. тенденцией является стремление к подражанию. Последнее подобно кругам на воде: новые изобретения - новые волны подражания. Цель социологии - открывать повторяемость соц. фактов. Вспомогательной наукой является статистика (см.), учитывающая число повторений, вызванных каждым творческим актом. Задачу социологич. науки Т. видел в изучении законов подражания, благодаря к-рым об-во, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с др. - развивается по мере того, как в различн. областях соц. действительности возникают и распространяются изобретения. Соч.: Законы подражания. СПб., 1882; Общественное мнение и толпа. М., 1902; Личность и толпа. СПб., 1903; Социальная логика. СПб., 1996. Е.В. Осипова, O.E. Трущенко.

ТАУБЕР (TAUBER) ЖАН БОГУМИЛ

ТАУБЕР (TAUBER) Жан Богумил (1906-1976) - чешск. социолог, автор трудов по социологии сельской жизни.

ТЕННИС (TINNIES) ФЕРДИНАНД

ТЕННИС (TINNIES) Фердинанд (1855-1936) - нем. социолог. Рассматривая обществ. отношения как волевые, Т. подразделяет и их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы бессознательно; рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй - торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная - об-во. В общности господствуют инстинкты, чувства, органич. отношения; в об-ве - расчетливый разум, механич. отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже во "Введении в социологию" Т. усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения "господства" и "товарищества", группы и объединения. Соч.: Эволюция социального вопроса. СПб., 1903; Gemeinschaft und Gessellschaft. В., 1887; Einfuhrung in die Soziologie. В., 1931. И.С. Кон.

ТЕОРИИ БЮРОКРАТИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИИ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

ТЕОРИИ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ - концепции, описывающие закономерности поведения людей, обусловленные факторами принадлежности их к Той или иной первичной группе. Оле в нач. XX в. У. Джеймс, Ч. Кули и Дж. Г. Мид указывали на то, что первичные группы играют важную роль в развитии личности. Однако осн. исследования группового поведения приходятся яа 30-е гг. Э. Мэйо возглавил знаменитые Хогорнские исследования на материале амер. корпорации "Вестерн электрик". Дж. Морено и Г.Дженнингс разработали социометрич. методы исследования  групповой структуры; У. Уайт применил антропологич. приемы в исследовании "Об-во подворотен"; К. Левин, Р. Липит и Р. Уайт были инициаторами экспериментального исследования демократия, и авторитарных способов руководства группой; наконец, Р. Шилдер, С. Славсон и Т. Бэрроу провели первое исследование по групповой терапии. В последние десятилетия ежегодно появляется множество работ о групповом поведении. Значительное влияние на Т.г.п. оказал структурный функционализм  Т. Парсонса. В 50-е гг. развивается Т.г.п. в плане интеракционизма сим-клического (см.) (идеи Дж. Г. Мида, А. Шюца, Г. Блумера), а в 60-е - в плане этнометодологии (см.) (А. Шюц, Г. Гарфинкель). С.М. Митина.

ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА

ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА - обозначение для представлений и концепций, согласно к-рым об-во в целом либо его сдельные сферы (политич. жизнь, культура и др.) движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию, с последующими новыми циклами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились у многих философов и историков еще в Древнем мире, напр. у Аристотеля, Полибия, Сыма Цяня, и были продиктованы стремлением усмотреть определенный порядок, естественный ритм, закономерность, смысл в хаосе историч событий по аналогии с кругооборотом веществ в природе, сменой времен года, биологич. циклами и т. п. Т.и.к. были направлены против примитивных линейных интерпретаций истории, изображавших ее как постепенное удаление человечества от мифического "золотого века" либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению, к Царству Божиему на земле. До возникновения теории обществ. прогресса в XVIII в. Т.и.к. преобладали в светской интерпретации истории. В противоположность религиозно-телеологич. представлении они пытались выявить объективную "естественную" повторяемость в смене династий и форм гос. правления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении роли отдельных народов и т. п. В зависимости от характеpa рассмотрения состояния его очередного возрождения либо неминуемого упадка). Т.и.к. носили либо оптимистич., либо пессимистич. характер. Взгляды многих представителей Т.и.к. - Ибн Хальдуна, Н. Макиавелли, Дж. Вико, Ф. Фурье и др. - были относительно прогрессивными для своего времени. В конце XIX в. и особенно в XX в. Т.и.к. приобрели характер, направленный против идеи соц. прогресса и историч. единства человечества. Расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы сочеталось с ее членением в пространстве на замкнутые, независимые друг от друга, культурно-историч. типы у Н.Я. Данилевского, на локальные культуры у О. Шпенглера, региональные, несовместимые друг с другом, цивилизации у англ. историка А. Тойнби, суперсистемы у П. Сорокина и др. Э.А. Араб-Оглы.

ТЕОРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ТЕОРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ - направление социологии, возникшее в середине 60-х гг. XX в. в США на базе расширения понятия показателей социальных (см.). Современные Т.к.ж. ассимилировали соц.-филос. идеи неопозитивизма, неомарксизма, экзистенциализма, а также "радикального эмпиризма"; политико-идеологич. концепции нормативно-мотивационной роли идеологии в формировании приоритетных целей соц. политики реформистского характера. Среди обществоведов вопрос о содержании и структуре понятия "качество жизни"  остается дискуссионным. Одни трактуют его как тождественное либо противоположное понятиям уровня, стиля или образа жизни; др. сводят к иным содержательным областям - качеству окружающей среды, уровню стрессовых ситуаций и др. К началу 70-х гг. в Т.к.ж. на первый план выдвигаются глобальное моделирование, по теории и методам близкое к эконометрике, и концепция "ощущаемого качества жизни", связанная в первую очередь с исследовательской деятельностью А. Кампбелла и др. ученых в США. В рамках этой концепции изучаются соц.-психологич. механизмы, опосредствующие реальное удовлетворение потребностей людей, - ценностные "фильтры" с синхронными и диахронными эталонами сравнения; компенсаторные модели с широким кругом факторов соц., психологич., а порой и психиатрич. характера; когнитивный и аффективный компоненты благополучия. В настоящее время разработка Т.к.ж. связана с именами Ф. Конверса, У.Роджерса, Ф. Андруза, Л. Милбрейта в США, А. Мак-Кеннела, С. Райта в Великобритании, А. Михелоса в Канаде. Ряд исследователей работают в Австралии, Испании, Норвегии и многих др. странах. С 1974 г.  издается междунар. журнал "Social Indicators Research", посвященный исследованиям качества жизни. Т.к.ж. широко используются в деятельности нац. и междунар. соц.-политич. организаций (ЮНЕСКО и др.). И.Ю. Петрушина.

ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО РАВНОВЕСИЯ

ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО РАВНОВЕСИЯ - теории, развиваемые с позиций когнитивной соц. психологии. В основе Т.к.р. лежит представление о том, что человек стремится к согласованию своих знаний о себе, людях, окружающем мире. Теория структурного баланса Ф. Хайдера - одна из этих теорий - исходит из идеи о том, что нарушение равновесия между знаниями, противоречия между ними порождают эмоциональное напряжение и побуждают к восстановлению баланса. Эмпирически это положение проверяется в исследованиях когнитивного поля воспринимающего субъекта, к-рое представляется полем отношений между тремя элементами: "человек", "другой", "объект". Задача исследователя состоит в том, чтобы выяснить, какой тип отношений в этой системе является сбалансированным, а какой вызывает ощущение дискомфорта. Положения теории Хайдера были применены Т. Ньюкомом для построения теории коммуникативных актов, к-рая основана на тезисе: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему лицу (или объекту), у них возникает тенденция развивать к нему сходные ориентации. Эту тенденцию Ньюком назвал "стремлением к симметрии ориентации", измеряемую силой эттитью-дов двух людей между собой и к третьему. Главная задача, решаемая эмпирич. исследованием с позиций теории коммуникативных актов, состоит в том, чтобы объяснить, как в группе возникает давление, принуждающее к единообразию, что и делает группу сплоченной. С этой же целью выявлялась тенденция развивать коммуникативные акты в группе по отношению к ее членам, обладающим отличающимися эттитьюдами. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера наиболее известна в группе Т.к.р. Основное положение теории гласит: два элемента X и У находятся в диссонантных отношениях, если при их рассмотрении отдельно друг от друга X не следует за У. Этими элементами являются знания (когниции). Напр., "я знаю, что мне нужно ехать на прогулку, но одновременно я знаю, что идет дождь". Если "я все же еду на прогулку", то между двумя знаниями возникает диссонанс, психологич. ощущение дискомфорта. Действие диссонанса проявляется в увеличении психологич. привлекательности избранной альтернативы и в поиске дополнительных знаний, убеждающих в правильности выбора. В ряде исследований (Д. Берлайн) было показано, что человеку свойственно скорее не стремление сохранить равновесие, а тенденция к нарушению его, к психологически асимметричному состоянию. Теория когнитивного соответствия Ч. Осгуда и П. Танненбаума отличается от других Т.к.р. тем, что ее цель - предсказать изменение отношения под влиянием стремления восстановить равновесие когнитивной структуры путем одновременного изменения к двум (а не к одному, как во всех остальных Т.к.р.) объектам. Лит.: Андреева Г.М., Богомолова Н.М., Петровская Л.А. Современная социальная психология  на Западе М., 1978; Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979; Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л. 1980- New-comb Т. М. An approach to the study of communicative acts// Psychology rev, 1953. Vol. 60; Osgood C.E., Tannenbaum P The principle of congruity in the prediction of attitude chanee// Psychology rev., 1955. Vol. 62; Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Evaustone, 1957; Heider F. The psychology of interpersonal relation. N.Y., 1958. П.Н. Шихирев.

ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИИ МАССЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ

ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ - совокупность концепций развития, рассматривающих модернизацию как универсальное явление совре менной истории, сложный, целостный, глобальный процесс, протекающий во всех ключевых ccbepax жизнедеятельности на базе индустриализации об-ва и характеризующийся структурно-функциональной дифференциаций, образованием соответствующих форм интеграции, а именно ростом специализации и дифференциации труда, усилением бюрократизма, рыночной экономики, универсализацией рынка и денег, формированием политич. ин-тов современного типа (избирательная система,  политические партии, парламентаризм), открытой стратификационной системой, высокой мобильностью, ослаблением традиционных ценностей (семьи, религии, морали), ростом индивидуализма и т. д. Существуют различн. определения модернизации и ее процессов: а) технологическое (М. Леви): об-во будет считаться модернизированным в большей или меньшей степени в зависимости от количественного соотношения живых и неживых используемых источников энергии или в зависимости от величины потребления энергии на человека (У. Мур, Д. Медоуз и др.). Но этот подход неизбежно толкает авторов на путь технологического детерминизма; б) функциональное (Н. Смелсер): модернизация - процесс структурно-функциональной дифференциации и образования соответствующих форм интеграции, включая лучшую адаптивность, эффективную организацию и новые институциональные образцы; в) глобальное (П. Винер): модернизация - целостный процесс в важнейших сферах об-ва (культурной, политич., экономич., управленческой). Наряду с этими определениями существуют также различн. интерпретации ее стадий в отдельных странах и взаимосвязи с характером соц. структуры и обществ. системы в целом. Так, например, С. Айзенштат определяет "модерную систему" как систему, способную обеспечить постоянные перемены. Поэтому модернизацию он понимает как "серию исторических процессов", включая сюда и европейские революции, начиная с XVII в. Однако большинство авторов понимает этот процесс односторонне, схематически перенося зап.-европейскую "либеральную" модель модернизации на совершенно различн. условия, характерные для отдельных стран и целых регионов, как общий образец изменений, которому будет следовать все об-во. Но модернизация, протекающая в условиях структурно зависимого типа развития может привести к соц. конфликтам и одностороннему развитию. В последнее время наметился некоторый отход от ранее сложившегося взгляда на модернизацию как на всемирный процесс вытеснения локальных типов традиции и культуры универсальными формами современности. Акцент переносится на изучение специфики протекания ее процессов в зависимости от конкретных историч. условий в конкретных странах и регионах. Это делается, кроме прочего, и под влиянием опыта модернизации в некоторых странах Восточной Азии и частично в бывших социалистич. странах, где модернизация проходила без индивидуализации зап. типа и даже при усилении традиционных образцов культуры. Лит.: Старостин Б.С. Социальное обновление: схемы и реальность (критический анализ буржуазных концепций модернизации развивающихся стран). М., 1981; Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985; Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации//"Социологический журнал", 1994, № 1; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Berger P.L. The capitalist revolution. N.Y., 1986. З.Т. Голенкова.

ТЕОРИИ ПОДРАЖАНИЯ

ТЕОРИИ ПОДРАЖАНИЯ - в социологии изучение подражания особенно интенсивным было в XIX в., в частности в психологич. школе (см. Направление в социологии психологии.). Пытаясь раскрыть механизм распространения нововведения или изобретения, Тард видел в подражании способ реализации нововведения (см.). Соц. наука в отличие от соц. философии исследует, по Тарду, не изобретение, а подражание, повторение нового образа. Г. Тард пытался вычленить закономерности подражания - его направленность на бесконечное распространение от внутреннего к внешнему, переход от одностороннего подражания к взаимному и т. д. Подражание имеет три формы: подражание другому; копирование современного образца (мода) и прежнего образца (обычай); подражание самому себе (привычка). Тард пытался объяснить многие соц. явления (язык, право, обычаи и др.) из подражания. Согласно Тарду, подражание в об-ве - это проявление основного закона жизни, закона всемирного повторения. Идея подражания была ведущей в концепции Н. К. Михайловского, к-рый проанализировал различн. его типы, особенно бессознательное, рассматривая подражание как выражение недостаточного развития индивидуальности. В последующем проблема подражания становится преимущественно проблемой соц. психологии. Так, У. Мак-Дугалл рассматривал его как одну из форм духовного взаимодействия наряду с симпатией и внушением. Ныне подражание исследуется как одна из форм коллективного поведения, восприятия и интернализации культурных образцов и стандартов поведения. Лит.: Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Miller N., Dollard I. Social learning and imitation. New Haven, L., 1962; Social facilitation and imitative behaviour. Boston, 1968. B.B. Пациорковский.

ТЕОРИИ СОЛИДАРНОСТИ

ТЕОРИИ СОЛИДАРНОСТИ - понятие солидарности употреблялось, гл. обр., в трудах франц. социологов. Согласно О. Конту, соц. солидарность создается в основном постоянным распределением различн. видов человеческого труда. В концепции Э. Дюркгейма солидарность - одно из центральных понятий. Он различал два ее вида: механическую и органическую. Механическая - характеризует примитивные, недифференцированные об-ва и создается коллективным сознанием кланов. Органическая - формируется вместе с разделением обществ. труда, с развитием к-рого индивиды, выполняющие частичные функции, становятся все более зависимыми друг от друга. Механическая солидарность, существующая вначале одна или почти одна, утрачивает почву, мало-помалу берет верх органическая солидарность,  таков исторический закон. Одновременно Э. Дюркгейм анализировал и те случаи, когда разделение труда  не создает солидарности. Это происходит при аномическом разделении труда, где отсутствует регулирующий орган, при принудительном разделении труда и в тех случаях, когда функциональная деятельность каждого индивида недостаточна. Для Дюркгейма солидарность является синонимом обществ. состояния. Возникающие и сосуществующие вместе с солидарностью конфликтные явления он трактовал исключительно как выражение патологии социальной (см.). В современной социологии термин "солидарность" редко употребляется. Солидарность является существенным элементом соц. интеграции, но не тождественна ей, так как существуют альтернативные интегрирующие элементы (экономич. принуждение, политич. насилие и т. п.). А.Б. Гофман.

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - в социологии понятие соц. развития постоянно изменяло свой смысл. В эпоху, когда господствующим направлением в социологии был эволюционизм, главной особенностью толкования соц. развития была вера в безграничный прогресс об-ва. При этом абстрактность соц.-филос. подхода к хм развитию усугублялась признанием в качестве единственного его вида - соц. эволюции, определяемой по аналогии с эволюционной теорией Ч. Дарвина, когда соц. революции признавались только в качестве деструктивного фактора, нарушающего нормальный ход соц. развития. В дальнейшем на место эволюционистского понимания соц. развития пришли теории функционализма и "социологии изменений" (Б. Малиновский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). В господствовавшем в середине XX в. структурном функционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон) эта тенденции получили дальнейшее развитие, хотя впоследствии, под влиянием критики, Т. Парсонс несколько модифицировал свою концепцию, акцентировав аспект изменения систем. Возрастающий интерес к проблемам Т.с.р. привел к ее выделению в относительно самостоятельную теоретическую область, где были выдвинуты различн. теории модернизации,  "модели дифференциации" и т. д. (Р. Редфилд и А. Этциони). Проблематикой соц. развития занимается также неоэволюционизм (см.). Непосредственно с Т.с.р. смыкаются глобалистские и футурологические направления социологии. Лит.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М, 1996. В.М. Иванов.

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА - термин "статус" введен в социологию в середине 30-х гг. XIX в. Р. Линтоном (до этого этот термин употреблялся в соц.-экономич. контексте для характеристики экономич., классового положения). В настоящее время используется социологами в двух основных смыслах: обозначения соц. позиции индивида или группы и ранга, престижа этой позиции. Линтон определил соц. статус как место, занимаемое индивидом в данной системе, сопряженное с нек-рой совокупностью прав и обязанностей, реализация к-рых (динамич. аспект статуса) формирует роль. В таком понимании понятие соц. статуса является элементом ролевой теории, оно приобретает структурное значение, в то время как роль - понятие функциональное. Употребление понятия соц. статуса в связи с ролью" широко распространилось: близкое значение придают ему Н. С. Тимашев, Дж. Хоманс и др. амер. социологи. Начиная с 40-х гг., вместо термина "соц. статус" в ролевой теории все чаще используется термин "позиция" как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, отделенный от прав и обязанностей, совокупность к-рых все более ассоциируется с "ролью" как предписанным поведением. Таково различение понятий у Т. Ньюкома, У. Томаса, Р. Дарендорфа. В этом случае соц. структура образуется разными типами отношений между позициями. Соц. статус все более приобретает значение ранга, престижа позиции группы или индивида и становится элементом теории стратификации. В этом смысле можно различать соц. и личный статусы индивида; первый связан с его принадлежностью к определенной группе и с престижем группы, второй - с положением внутри группы, особенно малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (неуважение) окружающих. Соц. статус, хотя и связан с оценкой положения соц. группы ("ниже", "выше", по уважению, привлекательности, т. е. включает элементы обществ. сознания), однако не определяется произвольно: он зависит от господствующей системы ценностей, от культуры данного об-ва. Так, при определении стратификационной структуры современного амер. об-ва амер. социологи выдвигают следующие критерии оценок: род занятий, величина дохода, уровень образования, этнич. принадлежность. Лит.: Maine H.J.S. Ancient law. N.Y., 1885; Linton R. The study of man. N.Y., L., 1936; Merill F. Society and culture. N.Y., 1957. Э.М. Коржева.

ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ

ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ - понятие, введенное Р. Мертоном в 1947 г. для обозначения научн. построений, призванных выступить по его замыслу в качестве посредствующего звена между бесконечной рутиной эмпирич. социологич. исследований и всеобъемлющими социологич. конструкциями самого абстрактного уровня. В силу этого сфера применимости Т.с.у. ограничивалась отдельными регионами соц. реальности. Среди социологов, особенно в США, но также и в др. странах, эта идея получила широкое распространение. А.Ф. Филиппов.

ТЕОРИИ ЭЛИТЫ

ТЕОРИИ ЭЛИТЫ (от франц. elite - лучшее, избранное, отборное) - соц.-филос. теории, обосновывающие тезис, что необходимыми составными частями любой обществ. структуры являются высшие, привилегированные слои (или слой), осуществляющие функции управления, развития науки и культуры, - элита и остальная масса людей. Предшественниками современных Т.э. были Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Как определенная система взглядов Т.э. были сформулированы в начале XX в. В. Парето, Г. Моской, Р. Михельсом, к-рые исходили из того, что политич. власть - основа соц. отношений и поэтому главное орудие элиты - roc-во. Элита стремится упрочить свое положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от непривилегированных слоев об-ва. Определение элиты неоднозначно; ею именуются группы людей: 1) получившие наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето); 2) наиболее активные в политич. отношении, ориентированные на власть; организованное меньшинство об-ва (Г. Моска); 3) пользующиеся в об-ве наибольшим престижем, статусом, богатством (Г. Д. Лассуэлл); 4) обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет); 5) обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях и ин-тах, определяющих соц. жизнь (Т. Дай); 6) "Боговдохновленные" личности, почувствовавшие в себе способность к лидерству (Л. Фройнд); 7) творческое меньшинство об-ва в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби); 8) сравнительно небольшие группы лиц, занимающих ведущее положение в политич., экономич., культурной жизни об-ва (соответственно политич., экономич., культурная элиты - как считают теоретики элитного плюрализма); 9) наиболее квалифицированные специалисты,  менеджеры и высшие служащие в системе бюрократич. управления. До второй мировой войны Т.э. получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, после войны - в США. Основные варианты Т.з.: "макиавеллиевский" (Дж. Бернхейм), "ценностный" (X. Ортега-и-Гассет), структурно-функциональный (С. Келлер). Общие черты Т.э. - отрицание историч. прогресса (история рассматривается как совокупность соц. циклов, характеризуемых господством элит определенных типов); критика идеи народного суверенитета как утопич. мифа романтиков; утверждение, что неравенство - основа соц. жизни. Исходный постулат Т.э. - абсолютизация политич. отношений. Политич. власть рассматривается в качестве основы соц. отношений, из к-рых наиболее значимы отношения господства и подчинения. Первоначально Т.э. были открыто враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30- 40-х гг. Й. Шумпетер и К. Маннгейм реконструируют Т.э., стремясь совместить их принципы с признанием буржуазных демократич. ин-тов. Маннгейм утверждал, что отличительная черта демократии - конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и "демократич. оптимум" отношений элит и масс. С резкой критикой узкого слоя "властвующей элиты" в США в 50-х гг. выступил Р. Ч. Миллс. С позиций плюрализма Миллса критиковали Д. Рисмен, Д. Белл и др. В 70-80-х гг. в социологии полемизируют теории элитного плюрализма и "неоэлитаризма" (Т. Дай, X. Зиглер). Лит.: Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959; Нарта М. Теория элит и политика. М., 1978; Ашин Г.К. Современные теории элиты.  М., 1985; Bottomore T.D. Elites and society. Middlesex. 1966; Field G.L., Higley J. Elitism. L., 1980. Г.К. Ашин.

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ (от греч. theoria - рассмотрение, исследование, учение) - термин "Т." многозначен; в современной методологии науки он определяется в узком и специфическом смысле по сравнению с толкованием, к-рое часто встречается в обыденной речи, когда теория отождествляется с любой совокупностью взглядов и ипрй отличающихся от практических действий. В методологии науки Т. рассматривается как наиболее сложная и развитая форма организации на учн. знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности - объекта данной Т. Другие формы научн. знания - факты гипотезы, законы, классификации, типологии - генетически могут предшествовать Т., взаимодействовать с нею в системе науки и даже являться ее элементами. В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты Т.: исходную эмпирич. основу, к-рая включает множество эмпирич. понятий, фактов, получивших или требующих теоретич. объяснения; исходную теоретич. основу - множество теоретич. понятий, первичных допущений, постулатов, аксиом, законов Т., в совокупности описывающих идеализированный объект  Т.; логический аппарат Т. - правила логического вывода и доказательства; совокупность выведенных в Т. понятий и утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретич. знания. Методологически центральную роль в разработке Т. играет лежащий в ее основе идеализированный объект - теоретич. модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализации. Эта модель строится на основе научн. парадигмы. Построение идеализированного объекта - необходимый этап создания любой Т. в специфических для разных областей знания формах. Идеализированный объект может выступать в разных формах, предполагать или не предполагать математич. описания, содержать или не содержать момента наглядности, но при всех условиях он должен быть конструктивным средством развертывания всей системы Т. Этот объект становится не только теоретич. моделью реальности; он неявно содержит в себе определенную программу исследования, к-рая реализуется в построении Т. Соотношения элементов идеализированного объекта - как исходные, так и выводные - представляют собой теоретич. законы, к-рые, в отличие от эмпирических, формируются не непосредственно на основе изучения фактов, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Лит.: Грязнов B.C., Дынин Б.С., Никитин E. Теория и ее объект. М., 1973; Степин B.C. Становление научной теории. Минск, 1976; Рузавин Г.И. Научная теория. М., 1978; Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Эксперимент, модель, теория. М., 1982; Тернер Дж. Структура социологической теории. М. 1985. Логика социологического исследования, М. Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парадигма, предмет и структура социологического знания/ /Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М. 1996. А.В. Кабыща.

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ - математич. наука позволяющая по вероятностям одних событий случайных (см.) находить вероятности случайных событий, связанных к.-л. образом с первыми. Современная Т.в. основана на аксиоматике (см. Метод аксиоматический) А. Н. Колмогорова. На основе Т.в. построены статистика математич. (см.) (в т. ч. теория выборочн. метода), теории массового обслуживания, надежности, статистич. контроля качества продукции; биометрия, эконометрика; ряд моделей обществ. процессов, экономич. роста и равновесия, статистич. физики и квантовой механики, управления организованными и технологич. системами, метрологии, психологии и т. д. Т.в. широко применяется или может применяться практически зо всех областях обществ. деятельности. Исходное понятие в Т.в. - вероятностное пространство , представляющее собой единство трех математич. объектов - пространства элементарных событий OMEGA, совокупности S его измеримых (доступных наблюдению) подмножеств, называемых событиями, и вероятностной меры Р для каждого события А задающей его вероятностью Р(А) (см. также: Распределение вероятностей). Основной объект изучения в Т.в. - величина случайная  (см.), т. е. измеримая функция от элементарного события. Значениями случайной величины могут быть числа, векторы, функции, множества, а также объекты др. природы. Случайные величины изучают с помощью соответствующих им распределений, т. е. функций, задающих вероятность того, что значение случайной величины попадает в ту или иную область (см. Распределение вероятностей). Широко применяемые распределения имеют специальные названия - нормальное, логнормальное, Пуассона, Парето и др. (см. Закон распределения). Для распределения и тем самым для случайных величин используют такие характеристики, как математич. ожидание, медиана, мода. (см. Величины средние), дисперсия, среднее квадратич. отклонение (см. Меры рассеяния) и др. Большое число исследований посвящено различн. предельным теоремам, оценкам скорости сходимости и остаточности членов в них. Значение прогресса случайного (см.) в каждый момент времени - случайная величина.  Эти случайные величины зависимы между собой. Важное место занимают марковские процессы, в к-рых прошлое влияет на будущее только через настоящее, а также процессы с независимыми приращениями (в частности винеровский), диффузионные, пуассоновские. Для применения Т.в. в прикладных задачах строят вероятностную модель явления или проесса, в к-рой рассматриваемые величины и связи между ними выражают с помощью понятий Т.в. Вероятностную модель изучают как теоретически, так и с помощью метода статистич. испытаний. Условием применимости вероятностных методов является наличие обоснованной вероятностной модели. Лит.: Прохоров Ю.В., Розанов Ю.А. Теория вероятностей. М., 1973; Колмогоров А.Н. Основные понятия теории вероятностей. М., 1974; Боровков А.А. Теория вероятностей. М., 1976; Гнеденко Б.В., Хинчин А.Я. Элементарное введение в теорию вероятностей. М., 1982. А.И. Орлов.

ТЕОРИЯ ГРАФОВ

ТЕОРИЯ ГРАФОВ - область дискретной математики, особенностью к-рой является геометрич. подход к изучению объектов. Основной объект Т.г. - граф. Граф [G (V, Е)] задается множеством вершин (V) и набором (Е) неупорядоченных и упорядоченных пар вершин. Неупорядоченная пара вершин наз. ребром, упорядоченная - дугой. Граф, содержащий только ребра, наз. неориентированным; граф, содержащий только дуги - ориентированным. Пара вершин может соединяться двумя и более ребрами (дугами одного направления; направление дуги отвечает упорядоченности соответствующей пары вершин). Зарождение Т.г. можно отнести к концу XVIII в., к работам А. Эйлера, посвященным решению математич. развлекательных задач. В XX в. толчком к развитию Т.г. служат задачи, возникающие в физике, химии, электротехнике, биологии, экономике, социологии, а также во многих математич. дисциплинах. Современная Т.г. включает различн. подходы к решению соответствующих задач: комбинаторно-логич., геометрические (типологич.), теоретико-вероятностные. В социологии Т.г. используется в основном при изучении малых групп (см. Методы социометрические). Лит.: Берже К. Теория графов и ее применение. М., 1962; Оре О. Графы и их применение. М., 1965; Зыков А. А. Теория конечных графов. Новосибирск, 1969; Харари Ф. Теория графов. М., 1973; Паниотто В.II. Структура межличностных отношений: методика и математические методы исследования.  Киев, 1975. К.Д. Аргунова.

ТЕОРИЯ ЗЕРКАЛЬНОГО Я

ТЕОРИЯ ЗЕРКАЛЬНОГО Я - одна из первых концепций личности в социологии и психологии, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, к-рые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его "Я". У. Джеймс выделял в "Я" "соц. "Я", к-рое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "соц. "Я", сколько существует отдельных лиц и групп, о мнении к-рых он заботится. Развивая эту идею, Ч. Кули считал признаком истинно соц. существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Обязательным условием этого было общение индивида с др. людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства "Я" без соответствующих ему чувств "Мы", "Он" или "Они". Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его "Я", к-рые складываются у других людей. Др. люди - это те зеркала, в к-рых для индивида формируется образ самого себя. Личность же представляет собой совокупность психич. реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное "Я" - воспринятое зеркальное отражение, суммирование тех впечатлений, к-рые, как ему кажется, он производит на окружающих. "Я" включает: 1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку", 2) представление о том, "как этот другой оценивает мой образ", 3) вытекающее из этого специфическое "чувство "Я" вроде гордости или унижения - "самоуважение". Все это складывается в человеч. "чувство личной определенности" - "зеркальное "Я" (looking glass self). "Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно итогом его "интеракций" с об-вом. Об-во раскрывается индивиду в виде соц. аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я", при всей его имманентной социальности, явл. продуктом воображения. Т.з.я. была развита также Дж. Мидом, к-рый ввел понятие "стадий" формирования "Я". Стадии принятия роли другого, др. и, наконец, "обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее соц. "Я", вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к соц. объекту. Д.В. Ольшанский

ТЕОРИЯ ИГР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница