Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРО"-"ПЧЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРО"-"ПЧЕ")

ПРОГНОСТИКА

ПРОГНОСТИКА - в широком значении - теория и практика прогнозирования, в узком - наука о законах и способах разработки прогнозов. Развитие прогностич. исследований сначала в естественных науках (прежде всего в агрогид-рометеорологии), а затем и в обществ. науках особенно экономич.) привело в 60-х гг. к формированию П. как особой научн. дисциплины, к-рая развивается во взаимосвязи с теориями научн. предвидения, целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления. Основная задача П. - развитие методологии прогнозирования с целью повышения эффективности методов и техники разработки прогнозов (см. Методы социального прогнозирования). В проблематику П. входит изучение особенностей прогнозирования как формы конкретизации научн. предвидения и как специфич. разновидности научн. исследования, принципов оптимального подбора и сочетания методов прогнозирования, способов проверки и оценки достоверности прогнозов, принципов использования для разработки прогнозов выводов кибернетики, теории вероятностей, теории игр, исследования операций, теории принятия решений и др. П. делится на общую (теоретич.) и частные отрасли (прикладная П.), к-рые являются составными общей, но входят вместе с тем в соответствующие научн. дисциплины (биологич., демографич., социологич. П. и т. п.), образуя сложные взаимосвязанные комплексы (напр., соц. П. в комплексе обществ. наук). П. находится в процессе становления. Ее развитие сыграло важную роль в совершенствовании методов прогнозирования. Но многие проблемы разработаны недостаточно. Лит.: Бауэр А., Эйхгорн В., Кребер Г. и др. Философия и прогностика: мировоззренческие и методология, проблемы общественного прогнозирования. М., 1971; Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики. М., 1972; Теория прогнозирования и принятия решений. М., 1977; Прогностика: общие понятия, объекты прогнозирования, аппарат прогнозирования. Терминология. М., 1978; Polak F. Prognostica. Deventer, 1968. V. 1-2; Prognostics. N.Y., 1972. И.В. Бестужев-Лада.

ПРОГРАММА

ПРОГРАММА (от греч. programma - объявление, предписание) - 1. Содержание и план деятельности. 2. Изложение основных задач и целей деятельности индивидов, соц. групп, организаций и т. д. 3. Подробный план действий ЭВМ. 4. Краткое изложение содержания обучения по определенному предмету.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПРОГРАММИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ - комплекс математич. моделей и методов решения задач отыскания экстремума (максимума или минимума) функций многих переменных при ограничениях в виде неравенств. Имеется в виду, что переменные характеризуют какие-либо аспекты механизма функционирования моделируемого объекта (количества проводимых или потребляемых благ, интенсивности использования технологич. способов и т. п.), так что характеристики поведения являются функциями от этих переменных. Задача оптимизации ставится как задача отыскания экстремума какой-либо одной из этих функций при ограничениях на значения др. функций. Оптимизируемая функция наз. целевой функцией, или функционалом задачи. Ограничения должны быть представлены в виде неравенств, т. е. условий вида: "значения функции не превышают данной конкретной числовой величины". Если все переменные имеют дискретный характер то говорят о задаче целочисленного, или дискретного программирования; при использовании случайных величин говорят о задаче стохастического программирования. В том случае, когда и целевая функция и функции, задающие ограничения, являются линейными, т. е. представимы в виде взвешенных сумм переменных, говорят о задаче линейного программирования. Первоначально линейное программирование как средство решения задач оптимального планирования было разработано советским математиком-экономистом Л. В. Канторовичем, а затем независимо от него группой американских математиков под руководством создателя теории игр (см.) Дж. фон Неймана. Анализ и методы решения задач линейного программирования основаны на т. н. теории двойственности, согласно к-рой каждому ограничению задачи соответствует числовая величина, имеющая смысл "значимости" данного ограничения в данной задаче оптимизации, называемая двойственной оценкой (объективно обусловленной оценкой, теневой ценой) и характеризующая изменение оптимального значения целевой функции при изменении соответствующего ограничения на единицу. Двойственные оценки используются не только для решения задач линейного программирования, но и для анализа изменения оптимального решения при малых изменениях параметров задачи, а также в качестве инструмента соизмерения ее ингредиентов. в частности в вопросах ценообразования при оптимальном планировании. Подобными свойствами обладает и более широкий класс задач - задачи выпуклого программирования, в к-рых все функции удовлетворяют условиям выпуклости, так что приращение функции на единицу изменения переменной монотонно изменяется с ростом этой переменной. Однако нелинейные задачи выпуклого программирования значительно реже используются в задачах оптимального планирования, гл. обр. из-за трудности адекватной спецификации функций и их параметров. Задачи невыпуклого программирования чрезвычайно трудны для анализа и решения из-за т. н. многоэкстремальности, когда локальные свойства функции тех или иных точках не дают основы для глобальных решений. Методы решения задач П.м. носят вспомогательный характер инструмента анализ конкретных соц.-экономич. моделей, а также могут использоваться как математически строгие теоретич. осмысления тех или иных аспектов соц. поведения. Лит.: Канторович Л.В. Математические методы в организации и планировании производства. Л., 1939; Математика и кибернетика в экономике. Словарь, М., 1975; Поляк Б.Т. Введение в оптимизацию. М., 1983. Б.Г. Миркин.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЭВМ

ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЭВМ - процедура составления и отладки программ для ЭВМ. Программа - это упорядоченный набор операций (команд) по преобразованию информации алгоритм, записанный на языке программирования (см.), к-рый должен быть выполнен вычислительной машиной. Существует также более широкое толкование программирования как научн. дисциплины, изучающей программы для ЗВМ, способы их составления, проверки и улучшения. Основой составления программы, выполняющей решение на ЭВМ нек-рой задачи, является алгоритм решения этой задачи. Чтобы алгоритм мог быть выполнен на ЭВМ, необходимо записать его с соблюдением нек-рых формальных правил и соглашений на одном из алгоритмич. языков, или языков программирования. С помощью специальных программ-трансляторов ЭВМ переводит программу, записанную на языке программирования, в программу, состоящую из машинных команд, т. е. таких команд, к-рые будут выполняться ЭВМ. Запись алгоритма на языке программирования не является необходимым этапом, можно сразу записать алгоритм на языке машинных команд. Тем не менее для реализации сложных алгоритмов обработки информации необходимо создание программ, включающих десятки и сотни тысяч машинных команд. Использование для записи таких программ специальных языков программирования гораздо менее трудоемко. Важным этапом программирования является отладка созданной программы. В процессе отладки исправляются допущенные ошибки, оптимизируются отдельные компоненты программы. Отладка осуществляется, как правило, методом контрольного счета, т. е. программа выполняется для таких данных, рез-т обработки к-рых заранее известен, после чего осуществляется сравнение этого рез-та с рез-том, полученным после работы программы. Следует отметить, что создание эффективных программ и программных комплексов, реализующих сложные алгоритмы обработки информации (к к-рым можно отнести и алгоритмы обработки социологич. данных), требует серьезной и длительной работы коллектива квалифицированных программистов. А.О. Крыштановский.

ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС (от лат. progressus - движение вперед, успех) - 1. Тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. 2. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

ПРОГРЕСС НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ (НТП)

ПРОГРЕСС НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ (НТП) - взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления. Научн. и технич. прогресс впервые стали сближаться в XVI - XVIII вв., когда развитие мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовало теоретич. и экспериментального решения практич. задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца XVIII в., когда наука и техника взаимно стимулировали свое развитие; современный этап определяется революцией научно-технической (см.) и охватывает наряду с промышленностью сельское хоз-во, транспорт, связь, медицину, быт. НТП на современном этапе включает в себя: фундаментальные и прикладные научн. исследования; доведение рез-тов исследований до научно-технич. разработок, инженерных решений и практич. использования; организацию производства новой техники; совершенствование технич. средств, форм и методов организации производства, труда и управления; постоянное технич. перевооружение отраслей народного хоз-ва. Ускорение НТП - главный источник повышения производительности труда, а следовательно, и один из важнейших факторов роста эффективности обществ. производства. НТП способствует также изменению содержания труда, повышению творческих начал в труде, удовлетворенности трудом в целом. Для ускорения НТП необходимо: существенное сокращение сроков создания и освоения новой техники; усиление связей науки и производства; укрепление материально-технич. и опытно-производственной базы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, совершенствование организационной структуры науч. учреждений, подготовки и повышения квалификации кадров; всемерное содействие развитию массового научно-технич. творчества изобретателей и рационализаторов. Плановое начало в развитие НТП вносит разработка долгосрочных комплексных программ НТП и разрабатываемых на их основе целевых комплексных программ по решению важнейших научно-технич. проблем. Лит.: Аганбегян А.Г. Научно-технический прогресси ускорение социально-экономического развития. М., 1985; Добров Г.М. Научно-технический прогресс производительных сил. Киев, 1985; Научно-технический прогресс и творчество масс. М., 1986; Научно-технический прогресс и эффективность производства. М., 1985; Рабочий класс и научно-технический прогресс.  М., 1986; Совершенствование механизма управления научно-техническим прогрессом. Минск, 1987; Ускорение научно-технического прогресса - основа интенсификации. М., 1987. Н.В. Андреенкова.

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ - тип развития соц. сферы, процесс происходящих в ней изменений, при к-рых она или отдельные ее элементы, отдельные соц. явления переходят на более высокую - в соответствии с объективными критериями - ступень, стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим соц. явлениям позитивных характеристик. Конкретнее - П.с. характеризуется преодолением или, по крайней мере, смягчением соц. противоречий и конфликтов, упрочением соц. связей и, следовательно, соц. сплоченности, улучшением условий жизни все более широких масс. П.с. находит проявление прежде всего во всемирно-историч. масштабе - при смене обществ. формаций, каждая из к-рых приносила с собой прогрессивные соц. сдвиги по сравнению с предшествующей, хотя эти сдвиги и были в ограниченном диапазоне и характеризовались существенной неполнотой и противоречивостью. Лит.: Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980; Марксизм и проблемы социального прогресса. М., 1986; Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Ю.Е. Волков.

ПРОДУКТ

ПРОДУКТ - 1. Вещественный или нематериальный рез-т человеческого труда. 2. Следствие, рез-т, порождение ч.-л.

ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ

ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ - совокупность потребительных стоимостей (благ), созданных в об-ве в процессе производства. В вещественном отношении состоит из средств производства и предметов потребления. Для первобытного об-ва важное значение имеют понятия жизнеобеспечивающего и избыточного П.о. Жизнеобеспечивающим является П.о., к-рый необходим для поддержания такого уровня жизни людей, при к-ром их организмы не претерпевают необратимых патологических изменений. П.о., превышающий этот минимум, является избыточным, однако не в том смысле, что не может быть потреблен членами об-ва, а в том что без него возможно их нормальное физич., а тем самым и соц. существование. На ранних этапах эволюции первобытного об-ва весь создаваемый им продукт был жизнеобеспечивающим. В дальнейшем с развитием производительных сил возник избыточный продукт что вело к определенным изменениям в системе производственных отношений. Возрастание массы избыточного продукта повлекло за собой в конечном итоге разложение первобытного об-ва. По мере возникновения и развития эксплуатации на первый план выступает подразделение П.о. на необходимый и прибавочный продукт. В применении к классовому об-ву необходимым является продукт, к-рый получают непосредственные производители материальных благ, используя его для удовлетворения потребностей как собственных, так и членов своих семей; прибавочным становится продукт, к-рый поступает владельцу собственности и используется для любых целей, кроме содержания непосредственных производителей материальных благ. Хотя прибавочный продукт возникает из избыточного, эти понятия не совпадают, как не совпадают понятия жизнеобеспечивающего и необходимого продукта. В применении к классовому об-ву нельзя говорить о жизнеобеспечивающем продукте вообще. Необходимо прежде всего выделить продукт, нужный для обеспечения физич. существования производителей и членов их семей. Он составляет предел, ниже к-рого не может опуститься необходимый продукт. Однако в определенных условиях работники могли получать продукта больше, чем его необходимо для обеспечения физич. существования их самих и членов семей. В этом смысле необходимый продукт может включать в себя не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный. Стоимость рабочей силы включает в себя удовлетворение не только материальных (пища, одежда, жилище), но и культурных потребностей рабочих и членов их семей. Конкретный состав П.о. в его натуральной форме, особенно предметов потребления, зависит не только от уровня развития обществ. производства, но и от существующих в том или ином об-ве традиций, от специфич. особенностей жизни и быта народов, представители к-рых входят в состав населения данного соц. организма. Лит.: Семенов Ю.И. О специфике производственных (социально-экономических) отношений первобытного общества//Сов. этнография. 1976, № 4; Марков; Г.Е. Истор. хозяйства и материальной культуры. Семенов Ю.И.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - одна из форм опережающего отражения действительности, процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфич. методов. П. является конкретной формой проявления прогностич. функции управления, когда создается возможный образ будущей материальной или идеальной реальности. Целью П. является такое преобразование действительности, когда создаются (или предлагается создание) объекты, явления или процессы, к-рые отвечали бы желаемым свойствам. Существуют различн. виды П. Исторически научно обоснованные методы П. стали ранее всего вменяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает П. при решении проблем расселения. Широко оно используется в виде оргпроектирования при совершенствовании систем управления. В настоящее время наряду с этими традиционными видами П. начали складываться новые самостоятельные направления П. - человеко-машинных систем, экология., инженерно-психологич. и др. По своей сущности П. охватывает практически все сферы деятельности человека и об-ва, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой, - с планированием и др. функциями управления. В современных условиях все более насущной потребностью становится П. соц. систем, к-рое в принципе сводится к директивному определению будущего состояния конкретного соц. объекта, процесса и явления в рамках определенной программы и плана. Лит.: Наука и искусство проектирования. М., 1973; Орлов П.И. Основы конструирования. М., 1977; Социальные, гносеологические и методологические проблемы технических наук. Киев, 1978; Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход.  М., 1982; Тиори Т., Фрай Дж. Проектирование баз данных. М., 1985. Ж.Т. Тощенко.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОИЗВОДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОИЗВОДСТВО ДУХОВНОЕ

ПРОИЗВОДСТВО ДУХОВНОЕ - производство духовных ценностей, т. е. идей, представлений, научн. знаний, идеалов и т. д., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Основным признаком П.д. является соц. форма духовной деятельности людей в условиях разделения труда. П.д. представляет собой процесс "преобразования" отношений, связей между людьми складывающихся в ходе их совместной деятельности) из формы бытия в форму сознания. Духовные ценности в отличие от многих продуктов материального производства не исчезают в процессе их разового потребления. Выдающимися произведениями духовной культуры люди могут пользоваться практически неограниченное время. В др. случаях продукты П.д. потребляются в момент их создания, когда сам процесс духовной деятельности оказывается одновременно и его рез-том, напр, деятельность певцов, музыкантов и др. исполнителей. Здесь рез-ты П.д. не получают самостоятельного существования, отдельного от исполнителей. П.д. основано на умственном, интеллектуальном труде. Оно включает в себя как духовное творчество, так и распределение и освоение продуктов этого творчества в масштабах всего об-ва. П.д. осуществляется гл. обр. особыми группами людей, т. е. является специализированным производством. В этом одна из его особенностей. П.д. включает также определенную деятельность народных масс (народный эпос, народная медицина, фольклор, гражданские обряды и т. д.). Таким образом, на неспециализированном уровне П.д. выступает частью материально-производственной, семейно-бытовой и др. сфер обществ. жизни. В сфере распределения и освоения духовных ценностей П.д. охватывает собой образование, идейное, нравственное, эстетич. воспитание, различн. формы приобщения к духовной культуре. Лит.: Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. Духовное производство: социально-философский аспект проблемы. М., 1981; Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. И.Б. Орлова.

ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ

ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ - см. ПРОИЗВОДСТВО.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - признак, характеризующий связь индивида с той или иной группой социальной (см.), возникающую в момент рождения и сохраняющуюся на начальных этапах соц. становления личности. В дальнейшем эта связь может ослабевать или быть полностью утраченной как в силу объективных обстоятельств жизни данного индивида, так и по его собственной воле в рез-те перехода в иную соц. группу. Степень устойчивости связи жизненного пути человека с его П.с. определяется прежде всего жесткостью сословных, кастовых, имущественных, образовательных или иных соц. граней - "закрытостью" или "открытостью" об-ва, определяющих возможности мобильности социальной (см.). В социологич. исследованиях П.с. фиксируется путем определения соц. статуса родителей респондента (чаще - отца), их имущественного положения, уровня образования, рода занятий, национальности (расы), места жительства (крупный, средний или малый город, сельская местность, урбанизированный или аграрный регион и т. д.). Особое значение показатель П.с. имеет для изучения процессов соц. мобильности (меж-и внутригенерационной), передачи от поколения к поколению, помимо соц. статуса, также "капитала культуры", духовно-нравственных ценностей, знаний, трудовых навыков, политич. взглядов, традиций и др. Дискриминация или привилегии по признаку П.с. расцениваются в современных цивилизованных об-вах как антидемократич., нарушающие основные права человека.  Ф.Р. Филиппов.

ПРОЛЕТАРИАТ

ПРОЛЕТАРИАТ (от лат. proletarius - принадлежащий к неимущему слою граждан в Др. Риме) - обществ. класс, характеризующийся отсутствием какой бы то ни было частной собственности на средства производства  и продажей собственной рабочей силы за заработную плату. Возникает в условиях разложения и кризиса феодального об-ва в рез-те разорения мелких производителей - крестьян и ремесленников, их пролетаризации. В капиталистич. об-ве П. становится наиболее многочисленным трудящимся и эксплуатируемым классом, антагонистом буржуазии (см.). Развитие крупного капиталистич. производства - предпосылка высокой организованности П., его единства, общности интересов. Научно-технич. прогресс в рамках капитализма, эволюция капиталистич. обществ. отношений ведут к глубокому расслоению П., поляризации интересов различн. его групп. Жизненный уровень П. в индустриально развитых странах существенно повышается в рез-те подъема экономики и успехов демократич. движений. Возникают новые формы связи П. со средствами производства через участие в доходах, акционерном капитале и др. В современных условиях термин "пролетариат" иногда используется как синоним термина "рабочий класс" , но чаще - как обобщающий для обозначения сложной совокупности его разнородных слоев и отрядов, для подчеркивания историч. преемственности и единства его интересов. В современной социологии этот термин применяется редко. Лит.: Зомбарт В. Пролетариат. М., 1907. Ф.Р. Филиппов.

ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих соц. сфер, соц. отношений, связанное с несовпадением интересов и целей различн. соц. групп, и соц. слоев. Прогнозирование и своевременное разрешение П.с. - непременное условие самодвижения и саморазвития любой системы социальной (см.). Происходящие внутри соц. системы процессы социальные (см.), основным источником развития к-рых являются П.с, не существуют сами по себе. Они образуются из множества разнонаправленных действий соц. субъектов. На первых этапах развития соц. системы ее основные элементы (люди, их нормы, отношения) находятся в состоянии связи друг с другом, т. к. они взаимно обусловливают свое существование. Но, будучи различн. по уровню сознания, морали, психологии и т. д., они вместе с тем находятся в состоянии борьбы между собой. Эта борьба на определенном этапе закономерно приводит к тому, что связь и взаимная обусловленность противоположных сторон уже невозможны. Торможение процесса соц. изменений может привести к возникновению предкризисных явлений и в конечном счете к конфликту социальному (см.). Поэтому основной задачей по предотвращению соц. кризиса являются выработка и реализация правильной соц. политики, направленной на безболезненный переход из одного качественного состояния соц. системы в др. Г.В. Осипов.

ПРОЦЕДУРА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

ПРОЦЕДУРА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА - последовательность отдельных операций контент-анализа, каждая из к-рых основана на определенной технике. Операции, реализующие процедуру контент-анализа, подразделяются на три вида: по разработке документов исследования, по реализации документов, по обеспечению надежности процедуры. Ниже представлены таблицы, содержащие перечень операций и им технич. приемов.

ПРОЦЕСС

ПРОЦЕСС (от лат. processus - продвижение) - 1. Последовательная смена явлений, состояний, изменений в развитии ч.-л. 2. Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных рез-тов. 3. Судебное дело; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

ПРОЦЕСС СЛУЧАЙНЫЙ (СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС, СЛУЧАЙНАЯ ФУНКЦИЯ ВРЕМЕНИ)

ПРОЦЕСС СЛУЧАЙНЫЙ (СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС, СЛУЧАЙНАЯ ФУНКЦИЯ ВРЕМЕНИ) - процесс (т. е. изменение во времени состояния нек-рой системы), течение к-рого зависит от случая и для к-рого определена вероятность того или иного его течения. К числу П.с. могут быть отнесены многие производственные процессы, сопровождающиеся случайными флуктуациями, процессы, встречающиеся во многих естественных науках, экономике, социологии. Математич. теория П.с. хорошо развита. Соц. П.с. изучаются с помощью построения т. н. стохастических моделей, т. е. моделей, в к-рых необходимо учитывать распределение вероятностей (см.). В качестве математич. аппарата при этом чаще всего используются дифференциальные или разностные уравнения. Лит.: Случайный процесс/Математическая энциклопедия. Т. 5. М., 1985; Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М., 1985. Ю.Н. Толстова.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ - 1. Последовательное изменение состояний или элементов соц. системы и ее подсистем, любого соц. объекта. Различают: П.с. функционирования, обеспечивающий воспроизводство качественного состояния объекта; П.с. развития, обусловливающий переход объекта к качественно новому состоянию; развитие может быть прогрессивным регрессивным, эволюционным и революционный. П.с. различают также по объекту (человечество, об-во, класс, организация, малая группа) , по степени управления (стихийный, естественно-историч., целенаправленный). 2. Любая поддающаяся идентификации, повторяющаяся модель соц. взаимодействий: конфликт, кооперация, конференция дифференциация и т. д.

ПРОЦЕССЫ ЭТНИЧЕСКИЕ

ПРОЦЕССЫ ЭТНИЧЕСКИЕ - изменения отдельных этнич. элементов, частей этноса и этносов в целом. Различаются эволюционные и деформационные П.э. Эволюционные выражаются в значительном изменении любого из основных элементов этноса, прежде всего языка и культуры. К этноязыковым процессам относятся изменения языка (напр., его словарного состава), расширение или сужение его соц. функций (напр., создание и развитие литературы у ранее бесписьменных народов), распространение языка др. этноса (нередко как языка межнационального общения) и возникновение явлений двуязычия, а также полного перехода на др. язык, т.е. языковая ассимиляция. Этнокультурные процессы можно разделить на внутри-, меж- и надэтнич. процессы. К внутриэтнич. относятся процессы ослабления культурно-бытовой однородности этноса (напр., в ходе его территориального распространения, заселения областей с др. природными условиями) или усиления этой дородности, напр., в ходе консолидации (см.). К межэтнич. процессам относятся изменения этноса при заимствовании тех или иных элементов материальной и духовной культуры у контактирующих с ним этносов (см. также Аккулъ-щщция). К надэтническим процессам относятся культурно-бытовые изменения, обусловленные вытеснением традиционных элементов унифицированными промышленными изделиями напр., нар. одежды "городским костюмом"), распространением профессионального интернац. искусства и т. п. К эволюционным П.э. относятся также изменения соц. (классово-профессиональной) структуры этноса, изменения демографич. структуры и т. п. Этнич. разделение может быть вызвано административно-политич. обособлением отдельных частей численно и территориально разросшегося этноса или миграциями частей этноса на дальние расстояния; в классовом об-ве с возникновением гос-в видную этноразделительную роль стали играть политич. границы (напр., при формировании немецкоязычных народов - немцев, австрийцев и др. в Европе, испаноязычных наций в Америке и т. п.). К объединительным процессам относится слияние групп людей различн. этнической принадлежности и даже отдельных этносов в более крупные этнич. общности с новым или заимствованным от одного из этнич. компонентов названием. Такие процессы более типичны для Нового времени и приводят к общему сокращению числа этносов. Развитие их определяется ростом соц.-экономич. и культурных связей, территориальным смешением этносов, распространением двуязычия, этнически смешанных браков и др. факторами. Среди процессов этнич. объединения выделяются процессы консолидации, ассимиляции и интеграции межэтнической (см.). Лит.: Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1972; Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1980; Этнические процессы в современном мире. М., 1987. В.И. Козлов.

ПСИХОАНАЛИЗ

ПСИХОАНАЛИЗ - 1. Клинич. метод диагностики и объяснения невротич. состояний человека, основоположник - Зигмунд Фрейд. 2. Теория психич. бессознательного 3. Фрейда, на основе к-рой он разработал концепцию личности, имеющую, по его мнению, "те же измерения, что и область психологии". Согласно этой концепции, психич. структура человека представлена тремя основными компонентами. Ид - иррациональная, биологически обусловленная, "темная" и "недоступная" часть психики, составляющая ее бессознательное и неудержимо толкающая человека на удовлетворение его инстинктивных потребностей, страстей и т. п. Эго - бывшая часть Ид, к-рая под влиянием внешней действительности стала тем, "что может быть названо разумом и здравым смыслом" (Фрейд). Супер-Эго представляет собой часть Эго, в к-рой отражены нормы и запреты об-ва. Психич. жизнь человека протекает в постоянной борьбе между Ид, Эго и Супер-Эго, рез-том к-рой является либо подавление разрушительных для личности и об-ва влечений Ид, либо их бессознательная трансформация в приемлемые для об-ва формы. С соц. т. зр. такое понимание личности означает утверждение неизбежности конфронтации человека и об-ва, в к-рой об-во независимо от его соц.-экономич. и политич. природы всегда выступает как враждебная человеку сила. В 1920 г.  Фрейд ввел в свою теорию понятия инстинктов смерти (Танатос) и жизни (Эрос). Инстинкт смерти находит свое выражение в бессознательном стремлении человека к самоуничтожению, однако в противоборстве Танатоса и Эроса это стремление трансформируется в агрессивность, направленную против др. людей. Тем самым Фрейдом постулировались неизбежные, биологич. обусловленные отношения враждебности между людьми. Лит.: Клеман К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976; Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989; его же. Психология бессознательного. М., 1990; Юнг К. Психологические типы. М., 1995; Московичи С. Век толп. М., 1996; Психоанализ и культура. М., 1996; Fornary F. Psychoanalysis of war. N.Y., 1974. C.K. Рощин.

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) - 1. Наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики, о психич. процессах и свойствах, являющихся компонентами деятельности и общения людей, поведения животных. 2. Совокупность психич. процессов, обусловливающих к.-л. род деятельности. 3. Особенности характера, душевный склад.

ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ - отрасль психологии, предмет к-рой - процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также между людьми в системах управления. П.и. - порождение современной научно-технич. революции, преобразившей психологич. структуру производственного труда, важнейшими составляющими к-рого стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений  в условиях ограниченного времени. П.и. в др. странах получила название человеческих факторов, эргономики (ergonomics). В процессе развития П.и. произошел при ход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы от машиноцентрич. подхода к антропоцентрическому. В 50-е гг. (XX в.) основной предмет исследований П.и. составляли процессы восприятия отдельных элементов приборов (стрелочных указателей, делений, формы и оцифровки шкал шрифтов для надписей); в 60-е гг. изучались уже процессы восприятия показаний прибора в целом; в 70-е гг. специалисты в области П.и. перешли к исследованию взаимодействия оператора с многокомпонентными системами отображения информации. Лит.: Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1966; Методология инженерной психологии, психология труда  и управления, М., 1981. В.Ф. Венда.

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - включает в себя психологию обучения и психологию воспитания, к-рые тесно связаны. Предмет психологии обучения составляют: характеристики усвоения знаний и овладения приемами самостоятельного добывания знаний; особенности активной учебной деятельности и видов взаимодействия, общения с др. человеком в ходе этой деятельности; качественные изменения в умственном развитии обучающегося (напр., в типе мышления, особенностях памяти, внимания и др.) и в его нравственном развитии (напр., в мотивации и отношении к учению) обучающегося. Предмет психологии воспитания составляют: знание о нормах, эталонах соц. поведения человека, принятых в данном об-ве; особенности различн. видов деятельности (напр., трудовой, художественной) и общение с др. человеком ходе получения и реализации этого знания; чественные изменения в нравственном развитии личности (ее направленности, потребностно-мотивационной сферы, активной жизненной позиции и др.), к-рые возникают под влиянием воспитания. Соответственно предметом П.п. являются показатели эффективности обучения и воспитания, психологич. критерии обученности и воспитанности. Все закономерности и показатели эффективности обучения и воспитаний П.п. преломляет через индивидуальные и возрастные особенности человека (от детства до зрелости). Важный раздел П.п. составляют также знание психологии учителя и воспитателя, о психологич. требованиях личности и деятельности человека, могущего эффективно обучать и воспитывать. Основные положения П.п.: обучение и воспитание строятся на основе возрастной психологии с ориентацией на "завтрашний день"; обучение и воспитание организуется с учетом индивидуальных особенностей учащегося, но не приспособления к ним, а проектирования новых задов деятельности, новых уровней развития обучающихся; обучение и воспитание не могут быть сведены к передаче знаний, к отработке действия и операций, цель их - формирование личности обучающегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели и др.). Развивающий и воспитывающий эффект обеспечивают не любые, а только формирующие личность виды деятельности и общения. Лит.: Возрастная педагогическая психология: учебник. М., 1979; Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М, 1986. А.К. Маркова.

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ - одно из ведущих направлений амер. психологии XX в., полагающее своим предметом механистически понятое поведение (см. Бихевиоризм). В широком смысле: система целенаправленного взаимодействия индивида со средой, взятого со стороны отражения, побуждения и регуляции. В узком смысле: психологич. аспект поступков человека, реализующего определенные нравственные установки. В.А. Барабанщиков.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИИ

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИИ - отрасль психологии труда, к-рая в 70-х гг. XX в. становится составной частью синтетич. науки профессиологии. П.п., как и профессиология, объектами изучения имеет конкретные профессии (как реально существующие, так и проектируемые) и их классификации по различн. критериям. Но если при этом предметом профессиологии является, возможно более всестороннее изучение каждой профессии (социологич., экономич., технологич., педагогич., медицинское; профилактич., врачеб-но-трудовое и гигиенич., физиологич. и психологич.) и ее более частных специальностей, то предметом П.п. являются психологич. особенности каждой из профессий (и специальностей) и их классификации по психологич. критериям. Психологич. оценка профессии предусматривает анализ структуры деятельности по данной профессии в обычных и усложненных условиях, типичных ошибочных действий (с учетом их последствий), что ложится в основу перечня требований, предъявляемых данной профессией или специальностью к личности профессионала. Психологич. описание профессии, включающее в себя перечень требований к личности, т. е. востребуемых способностей, называется психограммой. Для получения психограмм составляются специальные вопросники, в частности предложенный в первой четверти нашего века, но еще не устаревший "Лист Липпана".

Рез-т исследования П.п. может оформляться в форме не только психограммы, но и описания "модели личности профессионала", к-рая может быть двух видов: теоретич. и эмпирической. Нормативная теоретич. модель личности профессионала составляется на основе нормативных требований, предусмотренных соответствующими инструкциями и положениями. Экспектативная (ожидаемая) теоретич. модель личности профессионала составляется на основе обобщения ответов (в свободной форме или по определенным схемам) на вопрос, задаваемый руководителям: "Какие особенности личности вы хотели бы видеть у своего подчиненного, чтобы оценить его как наиболее способного специалиста". Эмпирич. модель личности профессионала - это модель реально существующего в определенных конкретных условиях среднего типичного профессионала. Лит.: Галкина О.И., Каверина Т. Д. и др. Информационно-поисковая система "Профессиография": методич. рекомендации. Л., 1972; Климов Е.А. Как выбрать профессию? М., 1984; Чистяков С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: вопросы организации и управления. М., 1987; Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988. К.К. Платонов.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - отрасль психологии, предмет к-рой это психологич. особености различн. видов трудовой зависимости от обществ.-историч. и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов трудового обучения и психологич. Личностей трудящихся. Поэтому объектом П.т. является не только сама трудовая деятельность, но и личность работника (его профессиональная направленность и опыт, способности поизвание), физич. и соц. условия деятельности, прежде всего коллектив, в к-ром она осуществляется, а также орудия труда и методы вдового обучения. Пт. стала оформляться как наука в конце XIX в. под влиянием роста промышленности. За рубежом она вначале развивалась в русле тейлоризма (первые опыты Ф. Тейлора по психологии труда относятся к 1882 г.). В 1903 г. она была названа В. Штерном психотехникой. В России ее начал разрабатывать И. М. Сеченов. Его работы дожили основу не только физиологии труда, но и П.т. В настоящее время П.т. рассматривается (наряду с физиологией и гигиеной труда) как неотъемлемая часть эргономики. Лит.: Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970; Гарбер Е.И. Введение в психологию труда. Саратов, 1978: Лоос В.Г. Промышленная психология. Киев, 1980; Фи-лппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика. М., 1989. К.К. Платонов.

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - одно из направлений в психологии, выделившееся 5 70-80-х гг. XIX в. в Германии, Англии, России, Франции и США. Представители П.э. (Г. Фехнер, Г.Гельмгольц и др.) впервые начали изучать психич. процессы экспериментальным путем. Введение эксперимента в психологию сыграло решающую роль в ее оформлении как самостоятельной науки, отличной от философии и физиологии. Первая в мире психологич. лаборатория была основана в Германии в 1879 г. В. Бундам. Первая русская психологич. лаборатория ила официально основана В. М. Бехтеревым в ганском ун-те в 1886 г. Сначала экспериментальные отрасли психологии составляли один из ее разделов, существовавший наряду с др. Но на рубеже XX в. экспериментальный метод  начинает применяться всех ее отраслях. Современная психология почти полностью стала экспериментальной наукой. Различают эксперимент лабораторный,  естественный (натурный) и психолого-педагогич. с программой активных, формирующих воздействий на психич. развитие ребенка. Большое влияние на развитие П.э. оказала разработка тонких физиологич. индикаторов исследуемых процессов и состояний (электроэнцефалографических, миографич. и др.), а также электронных устройств для экспозиции предъявления воздействующих сигналов, их комплексов и динамич. ситуаций. Расширяется применение в П.э. ЭВМ, используемых как для обработки данных, так и для управления экспериментом. Лит.: Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950; Экспериментальная психология. Т. 1, 2. М., 1960-1963; Экспериментальная психология. Вып. 1-6. М., 1966-1978; Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. В.А. Денисов.

ПЧЕЛИНЦЕВ ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ

ПЧЕЛИНЦЕВ Олег Сергеевич (1936) - российский экономист и социолог. Основные направления научн. деятельности: экономич. и соц. проблемы регионального и городского развития, проблемы реформирования собственности, жилищная политика. Соч.: Экономическое обоснование размещения производства. Методы применяемые в капиталистических странах. М., 1966; Жилищный комплекс СССР: проблемы и решения (в соавторстве). М., 1989.

Предыдущая страница Следующая страница