Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НА"-"НАЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НА"-"НАЦ")

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ - научно-публицистический журнал, представляющий собой совместное издание МГУ им. М.В. Ломоносова и --Белградского университета. Издается 4 раза в год, начиная с января 1996 г. В состав редколлегии входят представители профессорско-преподавательского коллектива социологического факультета МГУ и ученые из Белградского университета. Основными целями журнала являются: действие в развитии научн. и культурных связей между двумя университетами и народами; помощь в преподавании и изучении социологич. и политич. науки; освещение состояния науки, преподавания, а также современных соц.-политич. процессов в обеих странах; исследования соц. и политич. процессов в мире; анализ трудностей и проблем переходного периода в посткоммунистич. об-вах. Рубрики журнала: проблемы безопасности: позиции и аргументы; интеллигенция и культура: прошлое, настоящее, будущее; посткоммунистич. общества: вызовы переходного периода; социальные науки: меняющиеся парадигмы; теория versus политическая практика; Россия и мир; Россия и становление нового международного порядка и др. В.И. Добренькое

НАБЛЮДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАБЛЮДЕНИЕ В СТАТИСТИКЕ

НАБЛЮДЕНИЕ В СТАТИСТИКЕ - отвечающее изучаемому объекту значение вектора Х=(Х1, ... , Xn) компонентами к-рого служат значения первичных признаков (см. Признак) Х1,..., Хn для этого объекта. При n = 1 говорят об одномерном наблюдении, при n > 1 наблюдение наз. многомерным. При использовании методов многомерного статистич. анализа наблюдение обычно интерпретируется как реализация величины случайной (см.) (одномерной или многомерной). Ю.М. Толстом.

НАБЛЮДЕНИЕ ВЫБОРОЧНОЕ

НАБЛЮДЕНИЕ ВЫБОРОЧНОЕ - метод несплошного статистич. наблюдения, при к-ром отобранная с помощью специальных приемов часть объектов по составу и величине обобщающих характеристик представляет всю изучаемую совокупность (см. Совокупность генеральная). От др. форм несплошного наблюдения выборочный метод отличается тем, что обеспечивает определенные гарантии распространения полученных выводов по части на целое. К преимуществам Н.в. по сравнению со сплошным следует отнести экономичность, быстроту, гибкость и возможность получения информации более высокого качества. Выборочн. метод широко используется там, где получение информации о каждом элементе совокупности невозможно или слишком дорого. При обследовании части объектов появляется возможность больше внимания уделять организационным вопросам, в частности контролю качества процедур. Отправной точкой в истории научн. теории выборочн. метода считают работы норвежского статистика А. К. Киаэра, к-рый в 1895 г. впервые внес на обсуждение в Междунар. ин-те статистики вопрос о применении выборочн. метода как самостоятельного инструмента статистич. обследования. До этого времени различн. рода несплошные наблюдения проводились во многих странах на фоне переписей населения и, как правило, без основания используемых процедур отбора. В России первые упоминания о практическом применении выборочн. наблюдения относятся к 70-м годам XIX в. в связи с изучением условий жизни терского казачества. Затем с середины 80-х гг. выборочн. метод постепенно находит более широкое применение в практике земских статистиков. Именно в статистич. практике впервые зародились идеи Н.в. и были разработаны основные положения метода. Основные предпосылки для корректного применения выборочн. метода: требование достаточно большого объема выборочн. единиц и равномерность их распределения по пространству генеральной совокупности обеспечивались либо механич. отбором, либо стратификацией совокупности с последующим механич. отбором или отбором типичных объектов. Однако до нач. XX в. единственным критерием представительности рез-тов выборочн. наблюдения было лишь их совпадение с данными сплошных исследований. В 1902 г. англ. статистик А. Боули впервые дал научн. обоснование выборочн. метода на основе теории вероятностей и указал априорные критерии точности рез-тов. Теория А. Боули позволяет в зависимости от объема выборочн. совокупности определить теоретически допустимые пределы, за к-рые не выйдут отклонения пез-тов выборочн. исследования от генеральных данных, и в зависимости от допустимой величины этих отклонений определить минимальный объем выборочн. совокупности. Для решения этих задач требуется, чтобы каждый элемент совокупности имел равный шанс выбора. Чтобы рез-ты носили научн. характер, способ отбора единиц должен быть строго объективен и лишен всякой, даже бессознательной тенденциозности. В различии между приемами, к-рыми гарантируется объективность выбора, и коренятся принципиальные различия между отдельными формами Н.в. (см. Выборка случайная, Выборка неслучайная). Лит.: Четвериков Н. О выборочном исследовании// Вест статистики. 1919. № 8-12; Ковалевский А.Г. Основы теории выборочного метода//Уч. зап. Саратовского унта. Саратов, 1924; Juo Poh Seng. Historical survey of the Qevelopment of sampling theories and practice//J. of the Royal Statistical Society. Ser. A. 1958. Vol. CXIV. Part 2. Г.Н. Сотникова

НАГРУЗКА ТРУДОВАЯ ОБЩАЯ

НАГРУЗКА ТРУДОВАЯ ОБЩАЯ - совокупность видов деятельности человека, связанных с трудом как в обществ. производстве, так и в домашнем и личном подсобном хоз-ве, а также необходимые "накладные затраты". Один из показателей Н.т.о. - ее продолжительность. Он используется при анализе бюджетов времени см.). Время Н.т.о. - важный показатель напряженности бюджета времени и образа жизни работающих. Его структура определяется структурой входящих в нее видов деятельности и служит показателем рациональности распределения индивидуальных совокупных трудовых затрат в обществ. и домашнем хоз-ве, между общественно-полезным трудом и необходимыми "накладными затратами". У работников, напр., сельского хоз-ва Н.т.о. больше, чем у работающих в промышленности. Особенно значительна она у работающих семейных женщин, имеющих несколько детей. Лит.: Время и его использование. М, 1988; Фонд времени и мероприятия в социальной сфере. М., 1989. В.Д. Патрушев.

НАДЕЖНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ - 1. Комплексное свойство объекта (устройства, машины, системы), способность выполнять заданные функции при сохранении своих характеристик в определенных пределах. 2. В социологии - степень идентичности или соответствия рез-тов исследования, получаемых при повторном применении той же самой методики и техники в аналогичных условиях (см. Валидностъ).

НАДЕЖНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАДЕЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

НАДЕЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ - понятие, к-рое берет свое начало в теории надежности технич. систем. Оно получило распространение в общей теории систем, биологии, социологии. Этим термином обозначается способность организации выполнять заданные программы поведения при изменении внутренних и внешних условий. Программа определяет последовательность действий, к-рые должен совершать индивид, подразделение или организация в целом. Следовательно, в ней содержатся и критерии надежности, к числу к-рых относятся ритмичность, качество, производительность и т. п. Абсолютная Н.о. (как и др. систем) невозможна. Но в то же время каждая из организаций (систем) стремится к этому показателю. Их ненадежность выражается в нарушениях, когда в процессе функционирования возникают состояния, не совпадающие с установленными значениями критериев (напр., разработка технологии документации с опозданием, отправка покупателю некомплектной продукции и т. д.). Причины ненадежности - события, следствием к-рых являются сбои в поведении. Имеется три вида причин: 1) конструктивные недостатки самой организации (напр., отсутствие регламента поведения работника, несогласованность функций структурных подразделений); 2) квалификация людей, к-рые занимают рабочие места, их включенность в процесс труда,  чувство ответственности; 3) воздействие окружающей среды (стихийные явления, создающие помехи в деятельности предприятий). Лит: Пушкин В.Г. Проблема надежности. М, 1971, Орлов Е.И., Белов В.П., Латышев Э.Э. К теории живучести сложных систем//Системные исслед. Ежегодник. М., 1972. В.С. Толстой.

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ - одно из ведущих направлений нем. социологии, отправляющееся о философско-антропологич. представлении о изначальной биологич. "недостаточности человека по сравнению с др. животными, компенсируемой средствами культуры, имеющей, т. обр., чисто биологич. истоки. Возникло в русле философской антропологии и в качестве своих основоположников и ведущих представителей имеет представителей философской антропологии: М. Шелера (он же ее создатель), Х. Фрайера, Х. Плеснера, А. Гелена, X. Шельски и др. В ряде пунктов это направление смыкается с антропологией социальной (см.), однако в отличие от нее ориентировано не на изучение ранних форм социокультурной организации об-ва, а на исследование настоящего и перспектив современного об-ва. Отправной пункт Н. в с.а. - сравнение человека с животным, в рез-те к-рого делается вывод об "особом месте" человека в природе (М. Шелер) и резко акцентируется его "деятельностная сущность" (А. Гелен). Под деятельностью понимается "культурополагающее", т. е. имеющее своим рез-том возникновение культуры, изменение природы, превращаемой таким образом в жизненную среду, адекватную человеку, не обладающему "естественной" приспособленностью к природному окружению. Культура предстает при этом прежде всего как "биологически необходимый процесс", обусловленный необходимостью для человека "в целях поддержания своей сомнительной жизнеспособности вводить в действие природу видоизмененную" (Гелен). В понятие "заново сформированная природа" наряду с техникой и созданным с ее помощью предметным окружением человека включаются у представителей Н. в с.а. также "семья и брак" и др. "соц. порядки", материальным субстратом к-рых служит все та же природа, хотя и "переосмысленная" (т. е. введенная в совершенно новый для нее контекст). В аспекте социологич. культура предстает как процесс "стабилизации" человека, к-рый в отличие от животных "не фиксирован" чисто природным образом (т. е. с помощью определенной структуры инстинктов); как процесс "упорядочивания" его "избыточных" (не ограниченных чисто природными функциями) влечений. Главной соц. инстанцией, с помощью к-рой обеспечивается "стабилизация" человека, лишенного развитых и четко фиксированных инстинктов, считается обществ. "ин-т" (или их система). Речь идет о системе учреждений, законов и норм, вносящих порядок в поведение людей, что обеспечивает его предсказуемость, без к-рой невозможны общение и соответственно об-во как условие и в то же время рез-т совместных действий - хозяйственных, политич., религиозных и т.д. Понятие ин-та, важнейшее для Н. в с.а., оказалось исходным для институциональной школы, к-рую в США в 60-е гг. активно представал Э. Шилз. Поскольку ин-ты гарантируют привычную надежность основополагающих жизненных ориентации, поведение освобождается от излишних рефлексий: в своих взаимных отношениях люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения. Согласно А. Гелену, институционально регулируемое поведение (чувства, мышление, ценности) следует рассматривать как восстановление - на гораздо более высоком уровне - утраченной (человеком) животной надежности инстинкта. Лит.: Schelsky H. Auf der Suchenach Wirklichkeit.

Diisseldorf, Koln, 1965; Freyer H. Gedanken zur Industrieges-

ellschaft. Mainz, 1970; Gehlen A. Antropologische Forschung. Zur Selbstbegegnung und Selbstentdeckung des Menschen. Reinbek bei Hamburg, 1977. Ю.Н. Давыдов

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ - различн. теории социологии второй половины XIX в., общий признак к-рых - применение понятий и законов биологии при анализе обществ. явлений. Хотя аналогии с огранич. миром в соц. теориях известны уже с античности, перенесение законов биологии на обществ. жизнь получило особое распространение во второй половине XIX в. в связи с успехами биологии. К Н. в сб. может быть отнесено учение Г. Спенсера, к-рый вслед за О. Контом положил в основу социологии идею эволюции. Сущность эволюции он видел в переходе от гомогенности к гетерогенности, возрастающей связности и специфич. определенности. Эти идеи Спенсер дополнил тезисом о всеобщей тенденции к росту внутренней дифференциации, сопровождающемуся усовершенствованием процесса интеграции органов. Все эти морфологич. признаки эволюции Спенсер находит в обществ. развитии. Разновидностью Н. в сб. является и расово-антропологич. школа, основные положения к-рой сводятся к следующему: соц. жизнь - рез-т действия расово-антропологич. факторов; расы являются субъектами соц.-историч. процессов и не равны между собой по интеллектуальным и творческим способностям; расовые смешения вредны для соц. и культурного развития; соц. поведение человека детерминировано преимущественно биологич. наследственностью. Школа в социологии органическая (см.) также может быть отнесена к Н. в сб. Представители органич. школы утверждали, что об-во - это организм, и предлагали различн. аналогии между об-вом и организмом. Др. школой является дарвинизм социальный  (см.), пытавшийся свести законы развития об-ва к биологич. закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных. Теории Н. в сб. ставили проблему целостности об-ва, структуры и функций его отдельных частей, соц. конфликтов и т. д. Лит.: Sorokin P.A. Contemporary sociological theories. N.Y., L., 1964. А.Д. Налетова

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ - возникло в начале XX в. как реакция на позитивистский и сциентистский тип мышления. Соц.-историч. корни и идейные истоки гуманистического направления обусловлены кризисом бурж. цивилизации и банкротством либеральных иллюзий, когда остро встали проблемы "дегуманизации" человека, овеществления (реификации) и отчуждения человеч. отношений. Представители этого направления вдохновлялись борьбой против исключения из науки "человеческого фактора", проблемы человека как субъекта, практически оценивающего и придающего смысл отношению человека к действительности. Разновидностями гуманистического направления считаются социология феноменологическая  (см.), а также условно называемая "аналитич." школа Ф. Знанецкого (У. Томас, Р. Макайвер, Г. Бек-кер и др.). Примыкают к гуманистическому направлению также совр. субъективистские школы: этнометодология (см.), интеракционизм символический  (см.), соц. драматургия и др. Сильными сторонами течения явл. критика позитивизма, объективизма, сциентизма. К недостаткам относятся непонимание обществ.-произв. деятельности, практики как основы всего соц. бытия, абсолютизация гносеологич. специфики соц.-историч. познания и противопоставление его познанию естественно-научн., крен в сторону методологич. субъективизма, противопоставление "ценностного подхода" объективным методам исследования. Е.В. Осипова.

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - развивалось в конце XIX - нач. XX в., являясь выражением общего для обществоведения того времени интереса к проблемам человеческой мотивации и механизмам поведения социального (см.). Главный принцип Н. в с.п. - стремление сводить обществ. явления к психич., искать ключ к объяснению всех обществ. явлений и процессов в психич. процессах индивида или той или иной общности. В зависимости от выбора ключевых понятий или принципов выделяются несколько разновидностей. Психологич. эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гид-дингс) характеризовался стремлением найти психич. факторы цивилизации, к-рые усматривались либо в желаниях индивида, либо в "сознании рода", сводимого к общности индивидуальных психич. реакций. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) основу обществ. жизни строил на биологич. инстинктах, каждый из к-рых связывался с соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) считали основной историч. силой "нар. дух", выражающий психич. сходство индивидов одной нации. В рамках Н. в с.п. разрабатывались также проблемы групповой психологии (Г. Лебон) - проблемы анонимности, психич. Заражения и внушаемости "человека толпы". Сторонники теории подражания  (Г. Тард, Дж. Болдуин) считали элементарным обществ. фактом пожражение одного индивида другому. Ранний интеракционизм (Ч. Кули) рассматривал представления, к-рые люди составляют друг о друге, первичными фактами об-ва. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках "первичных групп", утверждая зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и его собственной оценки этого мнения, Кули отождествил обществ. отношения с межиндивидуальными, а личность - с ее самосознанием. Представители Н. в с.п. привлекли внимание к проблеме обществ. сознания, его соотношения с сознанием индивидуальным. Е.В. Осипова.

НАРКОМАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОД

НАРОД - большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания: простая толпа (напр., "на улице много народа") и жители целого гос-ва (напр., "индийский народ"). В науке термин "народ" употребляется в двух основных значениях: 1) в соц.-политич. смысле - слои и классы об-ва, к-рые на данном историч. этапе участвуют так или иначе в решении задач обществ. развития; 2) в этнич. смысле - для обозначения всех исторически сложившихся типов этнич. общностей: племен, народностей и наций (напр., папуасские народы, украинский народ), т. е. в значении этноса (см.). В.И. Козлов.

НАРОДНОСТЬ

НАРОДНОСТЬ - термин, обозначающий принадлежность к народу (см.) или наличие каких-то его качеств. С начала 50-х гг. нашего века применяется для обозначения различн. видов этноса (см.), находящихся на стадии развития  (общности) между племенем (или союзом племен) и нацией. Как тип этноса Н. считается характерной для раннеклассовых формаций. Исторически Н. формируется в рез-те смешения и консолидации племенных общностей (или их частей) по мере развития между ними хозяйственных и др. связей. Мощный фактор этого процесса - объединение частей формирующейся Н. в рамках одного гос-ва, а также распространение между ними одной религии. Первые Н. возникли в районах древнейших цивилизаций (древнеегипетская, шумерская и др.). В Европе процесс формирования Н. развернулся гл. обр. после окончания эпохи Великого переселения народов. В процессе формирования Н. возникает хозяйственная и культурная общность, распространяется язык или диалект преобладающий этнич. общности. Однако этнич. самосознание на стадии Н. обычно не вполне отчетливо; оно часто отодвигается на второй план чувством религиозной принадлежности, областным (земляческим) самосознанием, чувством преданности своему властителю и т. д. Утрата прежней государственной общности нередко приводит к распаду Н.; так, древнерусская Н. после распада Киевской Руси дала начало русской, украинской и белорусской Н. В западной научн. литературе термина Н. и адекватного ему понятия нет. Лит.: Бромлей Ю.В. Опыт типологизации этнических общностей//Советская этнография. 1972, № 5; Козлов В.И. О классификации этнических общностей//Исследования по общей этнографии. М., 1979; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей//Сов. этнография. 1986, № 3; Гилинский Я.И. Социология девнантного поведения и социального контроля//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М.. 1996. В.И. Козлов

НАСЕЛЕНИЕ

НАСЕЛЕНИЕ - народонаселение, совокупность жителей к.-л. территории (земного шара, страны, области, города и т. д.). В демографии Н. рассматривается как совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Способность к самовоспроизводству - главное качество, выделяющее Н. как подсистему в системе "об-во" и отличающее его от др. совокупностей людей, напр., таких, как производственный коллектив, жильцы дома и т. п. Н. составляет физич. основу об-ва, воспроизводство Н. - физич. основу воспроизводства об-ва, обществ. отношений. В реальной жизни Н. и об-во составляют единство; выделение Н. из системы "об-во" возможно лишь в научн. абстракции. Характер и

степень воспроизводства Н., изменение его численности, половозрастной и брачно-семейной структуры, с одной стороны, обусловлены историч. развитием об-ва, всей системы обществ. отношений, а с др. стороны, оказывают влияние на

ХОД обществ. развития. В.А. Борисов

НАСЕЛЕНИЕ НАЛИЧНОЕ (ДАННОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА ИЛИ ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ)

НАСЕЛЕНИЕ НАЛИЧНОЕ (ДАННОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА или ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ) - совокупность людей, к-рые на определенный момент времени находились на данной территории, независимо от того, проживали ли они здесь постоянно или временно. Как правило, категория Н.н. связана с переписью населения (см.). При переписи населения к Н.н. данного жилого помещения, кроме населения, фактически находящегося в нем на момент переписи, относятся также лица, постоянно или временно проживающие  в данном помещении, но на момент переписи отсутствующие: находящиеся в том же населенном пункте (на работе, в гостях, театре и т. п.); находящиеся на работе, к-рая связана с передвижением, - шоферы, железнодорожники и т. п., выбывшие в такие места, где они не могут быть переписаны (охота, рыбная ловля и т. п.). В то же время лица, находящиеся на момент переписи в данном помещении, но проживающие в др. помещении этого же населенного пункта, в переписные листы не вносятся. Лит.: Киселева Г.П., Кваша А.Я. О чем рассказывают переписи населения. М., 1983; Волоков А.Г. Всесоюзная перепись населения  СССР 1989 года. М., 1987. Г. Я. Киселева.

НАСЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЕ

НАСЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЕ - совокупность людей, постоянно (обычно) проживающих на данной территории. В числе Н.п. при переписи учитываются все лица, фактически постоянно проживающие в данном помещении, независимо от прописки (постоянная или временная) и права на жилплощадь в данном или др. месте (напр., если человек прописан по одному адресу, а фактически проживает по другому, то он должен быть учтен в числе Н.п. по месту фактич. проживания). В отечественных переписях населения принято считать постоянными, помимо совокупности людей, обычно проживающих на данной территории, всех, кто переехал на эту территорию более чем за б месяцев до начала переписи, а также прибывших на постоянную работу или учебу (сроком более 6 мес). Из Н.п. исключались лица, выбывшие более 6 мес. тому назад или выбывшие на постоянную работу или учебу, а также выбывшие на военную службу. Лит.: Киселева Г.П., Кваша А.Я. О чем рассказывают переписи населения. М., 1983; Валентей Д.И. Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989. Г.П. Киселева.

НАСИЛИЕ

НАСИЛИЕ - применение индивидом или соц. группой различн. форм принуждения в отношении др. индивидов, соц. групп с целью приобретения или сохранения экономим, и политич. господства, завоевания тех или иных прав или привилегий. Нередко Н. применяется в качестве метода соц. контроля. Однако абсолютизация Н. как метода соц. контроля не только не выдерживает критики с этически-нравственных позиций, но и может быть дополнена экспериментальными выводами, согласно к-рым применение негативных санкций ведет только к временному прекращению нежелательного соц. поведения. Подавляемые формы соц. поведения имеют тенденцию к возрождению в том же качестве после прекращения воздействия негативных санкций. Подавление нежелательных форм соц. поведения с неизбежностью ведет к общему снижению соц. активности индивида. Гуманистич. отрицание правомерности Н. как преобладающего метода соц. контроля также получило экспериментальное подтверждение. Доказано, что: а) с т. зр. регулирования соц. взаимодействия индивидов эффективно применение санкций в виде проявления соц. неодобрения, морального осуждения в случае, когда индивид ценит данную соц. общность, не отчужден от нее; б) более эффективно поощрение желательных видов индивидуального поведения, чем подавление нежелательных. Применение подобных методов соц. контроля возможно лишь в рамках соц. общностей с высокой степенью соц. сплоченности, развивающейся на базе соц. равенства. А.Д.Налетова.

НАСТРОЕНИЕ

НАСТРОЕНИЕ - общий эмоциональный тон переживаний человека, его целостное состояние, жизнеощущение. В Н. находят выражение установки и потребности личности, соответствие поступков человека жизненной ситуации, функциональный тонус организма, т. н. физич. его самочувствие. Н. характеризуется эмоциональным знаком (положительное, "приподнятое", или отрицательное, "подавленное"), степенью осознанности источника, причины Н. и временной динамикой (устойчивые и преходящие Н.). Н. лежит в основе отдельных эмоций и чувств, способствует коммуникации. Соц. Н. отражает особенности психич. направленности, состояние духовной атмосферы той или иной общности людей. Преобладающее, стойкое Н. группы, коллектива людей строится на фундаменте соц.-психологич. климата. Лит.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; Парыгин Б.Д. Общественное настроение. Изард К. Эмоции человека. М., 1980; Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение, М., 1996. В.И. Белопольский.

НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - теоретико-методологич. ориентация на методы естественных наук. В социологии XIX - нач. XX в. существовали две главные формы Н. - социал-биологизм соц. механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями органицизма социального (см.) (Г. Спенсер, А Шеффле, Р. Вормс и др.) и дарвинизма социального (см.) (У. Беджгот, Л. Гумплович, У. Самнер и др.). Представители этого направления стремились понять законы функционирования и развития об-ва путем установления аналогий с биология, организмом или биологич. эволюцией в целом. Сторонники механицизма в социологии (см.) (А. Кетле, Г. Кэри, Л. Винярский, В. Парето и др.) пытались объяснить обществ. жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физич. науках. В современной социологии можно вычленить две основные ветви Н. - методологическую и онтологическую. Обе принимают позитивистский тезис "единства науки", но интерпретацию дают разную. Сторонники методологич. Н., исходя из признания единого для естественных и соц. наук "научн. метода", распространяют на сферу соц. познания наиболее общие принципы и понятия естественных наук, стремясь учесть вместе с тем своеобразие соц. действительности. Методологич. Е лежит в основе многих известных концепций, - таких, как структурный функционализм  (см. Анализ функциональный в социологии), неоэво-люционизм (см.), системные теории, теории социального обмена  (см.), нек-рые теории интеракционизма символического (см.) и др. Приверженцы онтологич. Н. настаивают на содержательном, предметном единстве соц. и естественных наук, пытаются редуцировать обществ. закономерности к природным. Большинство современных редукционистских концепций, напр, "этологизм" (К. Лоренц, Д. Моррис, Л. Тейчер) и социобиология (см.) (Э. Уилсон, П. Ван ден Берге), возникают на основе достижений в новейших областях естествознания - этологии, генетике, экологии и др. Для всех них характерно игнорирование качественного своеобразия соц. закономерностей, фатализм во взглядах на человеческую историю. М.С. Комаров.

НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУКОМЕТРИЯ

НАУКОМЕТРИЯ - область исследований, дметом к-рых является измерение различи. Семенных, характеризующих сферу научн. пуда (численность публикаций, научн. работников частота их цитирования, абсолютные или относительные размеры финансирования и др.), разработка показателей, позволяющих определять затраты или значимость его рез-тов, а также ранжирование решений относительно оценки научн. труда или его целей. При проведении наукометрии, исследований используются традиционные инструменты информационного поиска и социология, измерения (построение библиографий, опросы, контент-анализ документов), модели и методы математич. статистики, информатики и теории принятия решений (напр., алгоритмы автоматич. классификации или экспертной оценки), а также нек-рые специализированные средства. К наиболее примечательным достижениям Н. следует отнести методы нац. и глобального мониторинга научн. труда, используемые нек-рыми зарубежными исследовательскими центрами при подготовке различн. рода ста-тистич. сводок (напр., указатель "Science Indicators", издаваемый Нац. научн. фондом США), а также при разработке рекомендаций и прогнозов в области научно-технич. политики. Лит.: Социальные показатели в системе научно-технической политики. М., 1986; Toward a metric of science: the advent of science indicators. N.Y. etc., 1978. A.A. Игнатьев

НАЦИОНАЛИЗМ

НАЦИОНАЛИЗМ - система взглядов, идеология, питающаяся этноцентризмом и имеющая большую соц.-политич. направленность. Идеологи Н. полагают, что главным видом соц. связей являются связи нац. (этнич.) и главным субъектом истории - нац. (этнич.) общности, сотрудничающие или чаще - враждующие между собой. Эти идеологи приписывают своему народу особые историч. заслуги и историч. миссию, призывают людей служить этой миссии, пренебрегая др. интересами, не считаясь с др. народами. В раннеклассовых формациях Н. обычно проявлялся в слабой степени, уступая религиозной идеологии. Свои наиболее четкие формы Н. получил с развитием капитализма и национальных движений, с завершением процесса формирования наций и национальных гос-в. Наиболее реакционную форму он приобрел в нем. Лит.; Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика//История СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

Предыдущая страница Следующая страница