Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН")

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат conventio - договор, соглашение) - постулат в философии и методологии науки, согласно к-рому в основе научн. теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции между учеными), выбор к-рых регулируется соображениями удобства, целесообразности, принципом "экономии мышления" и т. п.

КОНВЕРГЕНЦИЯ

КОНВЕРГЕНЦИЯ - см. ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ.

КОНГРЕССЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВСЕМИРНЫЕ

КОНГРЕССЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВСЕМИРНЫЕ (ВСК) стали созываться Междунар. социологич. ассоциацией (см. Ассоциация социологическая международная) с 1950 г. с целью установления и расширения личных контактов между социологами разных стран, налаживания междунар. обмена информацией в области социологич. знания. За время своего существования Междунар. социологич. ассоциация провела 12 ВСК. 1-й ВСК был созван совместно с Междунар. ассоциацией политич. наук в сентябре 1950 г. в Цюрихе (Швейцария). В нем участвовали 180 ученых из 33 стран. Конгресс был посвящен обсуждению темы: "Влияние социологич. исследований на междунар. отношения". Всего было представлено 56 докладов. 2-й ВСК состоялся в августе 1953 г. в г. Льеже (Бельгия). На нем собрались 280 представителей из 34 стран. Обсуждались четыре темы: "Соц. стратификация и соц. мобильность", "Межгрупповые конфликты и их разрешение", "Современное развитие социологич. исследований", "Обучение, профессиональная деятельность  и ответственность социологов". Было представлено 156 докладов. 3-й ВСК состоялся в августе 1956 г. в Амстердаме (Голландия). Основная тема - "Проблемы соц. изменений в XX веке". На нем присутствовали 550 делегатов из 50 стран. В его работе впервые приняли участие советские ученые. 4-й ВСК состоялся в 1959 г. в Милане (Италия). Он был посвящен обсуждению темы: "Социология и об-во". Его работа протекала по трем секциям: 1) "Социология в ее соц. контексте"; 2) "Изменение социологич. знания"; 3) "Развитие социологич. метода". На конгрессе присутствовали делегаты из 55 стран. Советская делегация состояла из 11 ученых. 5-й ВСК проходил в 1962 г.  в Вашингтоне (США). Присутствовали 1030 социологов из 51 страны, в т.ч. 18 из СССР. Обсуждались три темы: 1) "Социологи, политич. деятельность, общественность"; 2) "Социология развития"; 3) "Сущность и проблемы социологич. теории". 6-й ВСК состоялся в 1966 г. в Эвиане (Франция). В нем участвовали более 2000 социологов из 50 стран. Обсуждались две темы: 1) "Единство и разнообразие в социологии"; 2) "Социология междунар. отношений". Здесь впервые президентом Междунар. социологич. ассоциации был избран представитель восточноевропейской страны - известный польский социолог Ян Щепаньский. 7-й ВСК проходил в 1970 г. в Варне (Болгария). На нем были представлены уже около 4000 участников, в т.ч. 270 из СССР. Основная тема конгресса - "Современное и будущее об-во, научн. прогнозирование, соц. планирование и руководство обществ. развитием". 8-й ВСК состоялся в 1974 г.  в Торонто (Канада). Его тема - "Наука и революция в современном об-ве". В его работе приняли участие более 3000 социологов из 82 стран. 9-й ВСК проходил в 1978 г. в г. Упсала (Швеция). Здесь была представлена уже 141 страна. Тема конгресса: "Пути соц. развития". 10-й ВСК состоялся в 1982 г. в Мехико (Мексика). Тема: "Соц. теория и соц. практика". Присутствовали более 2500 делегатов из 131 страны. 11-й ВСК проходил в 1986 г. в г. Нью-Дели (Индия). Тема: "Соц. изменения: проблемы и перспективы". 12-й ВСК состоялся 9 - 13 июля 1990 г.  в Мадриде (Испания). Его тема: "Социология для единого мира: единство и разнообразие". Присутствовали около 5000 делегатов из 70 стран. И наконец, 13-й ВСК состоялся в июле 1994 г. в г. Билефельде (Германия). Тема: "Спорные границы и изменяющиеся солидарности". Тема 14-го ВСК: "Социальные знания: наследие, вызовы, перспективы" (г. Монреаль, Канада, 1998 г.). М.Р. Тулъчинский

КОНСЕНСУС В НАУКЕ

КОНСЕНСУС В НАУКЕ - согласованность диспозиций, установок и др. регулятивов, определяющих поведение ученых в профессиональной сфере. Выражается в совпадении (абсолютном или относительном) рез-тов, получаемых при ранжировании научн. проблем или стратегий их исследования, при обмене информацией и сотрудничестве, а также при оценке научн. труда, социологии, т.зр. К. в н. выполняет противоречивые функции: он обеспечивает интеграцию индивидов или коллективов, участвующих в разработке определенной проблемной области, примет их сотрудничеству целенаправленный характер и в то же время закрепляет сложившие-формы такого сотрудничества в методологич. или организационном плане (вплоть до установления единственно научн. т.зр. на исследуемую проблему). При осуществлении указанных функций К. в н. действует как соц.-психологич. механизм, поддерживающий динамич. Равновесие между двумя дополняющими друг друга тенденциями к воспроизводству универсальных соц. и когнитивных структур, задаваемых так называемыми дисциплинарными традициями науки, и к обособлению новых проблемных областей, отвечающих локальным науч. интересам или потребностям практики. В рез-те К. в н. оказывается важнейшей предпосылкой формирования научн. сооб-в, их расслоения на группы и категории ученых с разным профессиональным статусом, а также различн. инновационных процессов внутри них, включая социализацию кадрового пополнения. В этом последнем случае К. в н. становится предпосылкой поддержания профессиональной этики, стимулирующей или, наоборот, подавляющей дух творческого поиска. Лит.: Научная деятельность: структура и институты. М., 1980. А.А. Игнатьев

КОНСЕНСУС ОМНИУМ

КОНСЕНСУС ОМНИУМ (лат. Consensus omnium - всеобщее согласие) - принцип, введенный традиционалистами (см.), положенный в основу "позитивной социологии" О.Конта, к-рая должна была открыть законы гармонического функционирования всех структурных элементов об-ва на базе общепринятых ценностей и норм. Достижение всеобщего согласия, т. е. единства ценностей и норм, рассматривается как руководящий принцип всей позитивистски ориентированной социологии (см. Позитивизм в социологии), пронизывает труды Э. Дюркгейма, В. Парето, Т. Парсонса и др. Е.В. Осипова.

КОНСЕНСУС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

КОНСЕНСУС ПОЛИТИЧЕСКИЙ - обычно понимается как состояние согласия в отношении того или иного политич. курса в целом либо отдельных его аспектов. При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть различной, хотя подразумевается, что его должно разделять если и не преобладающее, то по крайней мере значительное большинство. Никогда не бывает так, чтобы консенсус включил в себя все 100% населения. Варьируя от проблемы к проблеме, степень консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, абстрактного характера (к примеру, на свободу слова) и заметно ослабевает по конкретным политич. и политико-экономич. вопросам. Впрочем, определить этот показатель с достаточной степенью точности всегда затруднительно, поскольку любой консенсус поддается только приблизительному вычленению, его границы чаще всего лишь слабо очерчены. Прочное утверждение понятия К.п. в поли-тологич. и социологич. литературе (особенно амер.) приходится на первые послевоенные десятилетия и непосредственно связано с рассмотрением проблемы стабильности политич. режимов, с оценками жизнеспособности демократии, процессов. Примерно к этому же времени относится и разработка основных разновидностей концепции К.п. Согласно одной из них это согласие основано на фундаментальных принципах демократич. управления. Согласно другой - на передний план  выдвигается приверженность к сложившимся и ставшим привычными моделям политич. поведения, считая это более важным, чем осознание и одобрение самих демократич. принципов. Нек-рые авторы придают особое значение фактору одобрения правительственной политики со стороны "ключевых" соц. групп. Имеется также трактовка консенсуса в демократич. об-ве как наличия устойчивой поддержки основных соц. групп, оказываемой ведущим политич. партиям и их программам, т. е. разным консенсусам, сосуществование к-рых регулируется отлаженным политич. механизмом. Тем самым понижается вероятность усиления соц. противоречий и политич. конфронтации. К.п. может рассматриваться и в несколько иных ракурсах. Так, ряд политологов склонен ограничивать его сферу одобрением политики правительства. Другие же, напротив, определяют его и в контексте соц. перспективы, достижения определенных целей в будущем. Составной частью в конкретные К.п., как правило, входит набор взглядов и представлений общечеловеческого характера (этич. установки, понятия о справедливости и т. п.). Весьма важными для поддержания К.п. признаются три обстоятельства. Во-первых, естественная готовность большинства населения следовать действующим законам, установлениям, нормам. Во-вторых, позитивное восприятие ин-тов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь. И наконец, в-третьих, ощущение принадлежности к некой общности (к нации, напр.), что способствует определенному нивелированию роли различий (соц., региональных и т. п.). В то же время основательная прочность консенсуса в рамках отдельных групп может препятствовать складыванию консенсуса на межгрупповом уровне. Лит.: Буржуазное общество в поисках стабильности. М., 1990. Prothro J.W., Grigg C.W. Fundamental principles of democracy: Bases of agreement and disagreement// J. of Polit. 1960. Vol. 22. Willhoite F.H. Political order and consensus//West. Polit. Quart. 1963. Vol. 16; McClosky H. Consensus and ideology in American politics//Amer. Polit. Sci. Rev. 1964. Vol. 58. С.В. Михайлов

КОНСЕНСУС СОЦИАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСОЛИДАЦИЯ

КОНСОЛИДАЦИЯ - в этнографии - вид объединительных процессов этнических (см.), при к-рых происходит слияние нескольких, обычно родственных по происхождению, близких по языку и культуре этносов (или их частей) в более крупные общности, напр., племенных и территориальных групп в народности, народностей в нации и т. п., в ходе развития между ними соц.-экономич. и культурно-бытовых связей. Тормозящее влияние на развитие К. могут оказывать религиозные и расовые различия между контактирующими группами. Ускоряющее влияние на К. оказывает объединение сливающихся этносов в границах гос-ва или автономии в многонациональном гос-ве. К К. относятся случаи включения в уже сравнительно сформипои шиеся народности или нации находившихся постоянных контактах с ними близких з образований, а также внутренее сплочение сформировавшихся народностей и наций в рез сглаживания диалектов и культурно-бытовое различий между этнографич. группами, упрочнения общеэтнич. самосознания. Развитие такой К. обусловлено упрочением соц.-экономич. и культурных связей между отдельными частями этноса, распространением образования на едином литературном языке, развитием средств массовой информации (пресса, радио и др.), ростом профессиональной культуры и т. п. Лит.: Козлов В.И. Динамика численности народов М., 1969; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М. 1972. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

КОНСТАНТИНОВ ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ

КОНСТАНТИНОВ Федор Васильевич (1901-1991) - советский философ, академик АН СССР по философии. Следуя традиции Н. И. Бухарина, обосновал идею о том, что только материализм исторический  (см.) является единственной научной социологич. теорией об-ва. Исторический материализм, по К., - это и есть марксистская социология.  Будучи философской наукой, социология не включает в свою систему эмпирич. социологич. исследования, проведение к-рых является задачей других общественных наук. Соч.: Материалистическое и идеалистическое понимание истории. М., 1946; Исторический материализм как наука. М., 1949; Социология и политика // Вопросы философии. 1962, № 11; Исторический материализм - марксистская социология (в соавторстве с В.Ж. Келле) // Коммунист, 1965, № 1; Социолог и его роль в общественной жизни. М., 1974.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ - разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления, центральным звеном к-рой является экспертная помощь руководителям в решении проблем управления организационными системами (предприятие, учреждение, город, отрасль, регион и т. д.). К.у. начинается, как правило, с диагностики, т. е. выявления подлинных проблем данной оргсистемы, затем определяются пути их решения. При этом используются как методы консультирования процесса (т. е. работникам управления предлагаются средства анализа и поиска решений проблем), так и консультирование проекта (когда консультант по управлению сам предлагает конкретный вариант решения). К.у. связывает науку об управлении с практикой: если исследовательские и проектные организации предлагают типовые рекомендации, то консультант по управлению привязывает их к специфике организации-заказчика. К.у. выступает и как важный механизм распространения передового опыта в области управления, повышает профессиональную квалификацию руководителей и специалистов управления через их обучение и взаимообучение. Наряду с названными в К.у. используется "рефлексивный метод", когда по материалам своей диагностики консультант демонстрирует руководителю картину его собственной деятельности, экранируя т.обр. нек-рые проблемные стороны ее и побуждая этим руководителя к переосмыслению своих методов и стиля работы. В последние годы в К.у. все шире используются социологич. и соц.-психологич. методики, напр., работа групповая  (см.), игровые формы, соц.-психологический тренинг. Консультант по управлению - это специалист по совершенствованию управления, участвующий в решении проблем предприятий, учреждений и др. оргсистем в качестве эксперта. Различаются "внешние" консультанты (приглашаются заинтересованными организациями для выполнения конкретного заказа) и "внутренние" (штатные работники организаций, осуществляющие управленч. консультирование по месту основной работы). Они делятся на "дженералистов", занимающихся общими проблемами и принципами управления, и "специалистов", решающих конкретные проблемы организаций, отраслей, регионов (стратегия развития, делопроизводство, стиль руководства  и т. п.). Лит.: Пригожин А.И., Хайниш С. Управленческое консультирование - становление и перспективы//Проблемы теории и практики управления (Междунар. журн.), 1983, №2; Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М., 1983; Лейманн Я.А. Руководитель и специалист: взаимодействие. М., 1984; Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. А.И. Пригожин

КОНТ (CONTE) ОГЮСТ

КОНТ (CONTE) Огюст (1798-1857) - франц. философ и социолог. По мысли К., соц. мышление становится научн., т. е. социологич. в той мере, в какой проникается "позитивным духом", а этот последний заключается прежде всего в обнаружении на основе наблюдения и эксперимента "неизменных законов естественных явлений". По К., история мысли (религиозной, эстетич., научн., филос.) составляет необходимый аспект общей соц. эволюции (см. Закон трех стадий). Др. ведущая идея К. - "система", органически связанная с понятием законов. Она обладает статич. и динамич. характеристиками, поэтому и социология подразделяется на "статику социальную" (см.) и "динамику социальную" (см.). Главный интерес К. лежал в области соц. динамики, поэтому соц. статика разработана у него хуже. Здесь, однако, важно то, что об-во, по К., в свою очередь, состоит из систем, а не из отдельных индивидуумов. Посредствующее звено между индивидуумом и об-вом - семья. В рамках семьи существует "истинное единство", "семейная связь совсем иной природы, нежели соц." Соц. связь носит в известной степени внешний характер и обеспечивается правительством, к-рое действует посредством материальной силы, хотя вместе с тем оно порождено органич. потребностью в поддержании порядка, т. е. соц. иерархии. Считая биологию фундаментом социологии, К. механизм индивидуальной мотивации объяснял "инстинктивными импульсами", сочетания к-рых образуют "чувства". Он постулирует столько "инстинктов", сколько ему нужно для объяснения многообразия соц. активности: есть инстинкт "военный", "производительный", "альтруистич." (симпатич.), "эгоистич." и т. п. (см. Инстинктивизм). В середине 40-х гг. во взглядах К. происходит перелом. Он решает "расширить" социологию за счет "субъективного метода" и превратить ее в "практич. науку" преобразования об-ва на основе "социолатрии" - культа человечества как единого "Великого существа". Соч.: Дух позитивной философии. СПб, 1910; Systcmede politique positive. P., 1851; Course de philosophie positive. P., 1908. M.A. Кисель.

КОНТАКТ КУЛЬТУРНЫЙ МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ

КОНТАКТ КУЛЬТУРНЫЙ МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ - весьма распространенная ситуация, когда между двумя различн. группами этнофоров, носителей различн. культур, языков и этнич. самосознания, устанавливаются многоплановые коммуникативные связи. К.к.м. может либо сопровождаться заключением значительного чисо узкими областями общения (к тутси-хуту-тва в Центральной Африке сингало-тамильские контакты в Шри-Ланке и др.). Наиболее явное и очевидное последствие практически любого К.к.м. - появление односторонних, а чаще обоюдных заимствований причем может заимствоваться как производство новых предметов, так и исключительно их потребление (когда они приобретаются путем торговли и обмена). Это относится не только к материальной культуре, но и к духовной, в частности, к ритуальному обслуживанию. Помимо прямых заимствований, К.к.м. может иметь своим следствием стимулированию трансформацию культуры (пример - появление карго-культов в Меланезии). Следует различать К.к.м. между об-вами на примерно равном соц.-экономич. уровне развития и различном. В последнем случае К.к.м. имеет рез-том не только конструктивные, но и нередко деконструктивные последствия - кризис традиционной культуры, комплекс культурной неполноценности, образование маргинальных групп и т. д. К.к.м. может иметь конфликтные формы. вплоть до перманентной военной конфронтации, но и в этом случае он обычно приводит и к заимствованиям, и к стимулированной трансформации. К.к.м. играет в истории в целом огромную прогрессивную роль, способствуя широкой диффузии культурных инноваций, поднятию соц.-экономич. развития об-ва. Об-во, лишенное возможностей К.к.м., обычно находится в состоянии стагнации. В то же время К.к.м., в особенности в колониальную эпоху, привели к разрушению и регрессу большого числа этносов (особенно в Австралии, Океании, Америке). Лит.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная культура. М., 1983; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С.А. Арутюнов.

КОНТАКТЫ КУЛЬТУРНЫЕ МЕЖСТРАНОВЫЕ

КОНТАКТЫ КУЛЬТУРНЫЕ МЕЖСТРАНОВЫЕ - взаимодействие культур различи. наций и народностей, в рез-те к-рого происходит обмен научн., художественными и др. духовными ценностями. Уникальность опыта культурного развития каждого народа создает предпосылки взаимообмена и взаимообогащения национальными идеалами, ценностями и достижениями. Масштабы, направления и характер К.к.м. зависят от ряда объективных и субъективных факторов, среди к-рых важное значение имеют: а) экономич. и соц. условия, в к-рых взамодействуют культуры; б) состояние культурного фонда контактирующих наций; в) соц. психологич. особенности, влияющие на характер восприятия и усвоения норм, идей, образцов той или иной культуры. В процессе К.к.м. происходит обогащение самосознания; из более развитых об-в в менее развитые проникают элементы культуры, к-рые могут содействовать сокращению историч. пути развития народов. Вместе с тем, когда речь идет об этнич. своеобразии такой области духовной культуры, как искусство, критерии большей ни меньшей развитости оказываются неуместными. Воплощенный в произведениях искусства психология, склад, характер восприятия и мышления далеко отстоящих друг от друга культур благодаря взаимодействию обогащают каждую из них. Так было, когда в нач. XX в. европейское искусство "открыло" для себя Восток; когда в середине нашего столетия начался интенсивный диалог художественных культур Европы и Лат. Америки. К.к.м. осуществляется не только в пространстве (между этнич. группами, гос-вами, регионами), но и во времени. Это процесс, когда каждый новый виток истории включает в себя содержание, полученное от прошлых культур. Особенно он нагляден на примере жизни художественной классики. Включаясь в контекст новой культуры, произведения искусства способны раскрывать новое содержание, к-рое не всегда было ясно современникам (еж. исследования Р. Пийса, Д. Фэнджера, Т. Литтла о восприятии современной зап. культурой Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П.Чехова). К.к.м. не ведут к прямому включению содержания прошлых культур в новые культурные общности, здесь неизбежны потери. Проблема состоит в том, чтобы каждый последующий этап культуры мог находить внутри себя неразрушимое ядро, организующее данный тип культуры как самобытную целостность, включающую максимальный объем достижений и ценностей, накопленных к этому времени человечеством. На интенсификацию современных К.к.м. оольшое влияние оказывает революция в области науки, техники и средств массовых коммуникаций. Междунар. принципы К.к.м., зафиксированные в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г., Хельсинки), предполагают дальнейший рост культурного обмена и взаимной информации, Расширение культурных связей стран с различн. соц. системами, изыскание новых областей и форм культурного сотрудничества. O.A. Кривцун

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТРКУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУРА - 1. Идея противо- (или анти-) культуры, в корне противостоящей современной культуре, включая и всю ее традицию. 2. Анархическое и нигилистическое течение, противопоставляющее идею противокультуры западноевропейской культуре как таковой. Как правило, такое противопоставление выливается либо в попытки отрицания всякой культуры вообще, сопровождающееся идеализацией первобытной "естественности", либо в мифологизацию культуры Востока, призванной якобы сменить исчерпавшую себя "культуру Запада", пронизанную "бесчеловечным духом" утилитаризма и научной рациональности. Ю.Н. Давыдов.

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение) - 1. В философии - категория, отражающая, стадию (фазу и форму) развития категории "противоречие", когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия. 2. В обществ. науках (история, политология, социология, психология) - процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух диалектически взаимосвязанных формах - противоречивых психологич. состояний (1) и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях (2). В теоретико-методологич. Плане в социологии и психологии существуют терминологические концептуальные трудности при построении содержательной дефиниции К. Условно можно выделить два широко распространенных концептуальных подхода к определению К.: первый ориентирован на актуальные действия, второй - на мотивы действия. Последователи первого подхода (Р. Мак и Р. Снайдер) ратуют за относительно узкое определение К., считая его частным видом соц. взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. При этом предлагается отграничить от К. другие, близкие к нему по содержанию явления (конкуренция, соперничество, соц. расколы, антагонистич. интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки) и рассматривать их источниками, лежащими в основе К. Последователи второго подхода (Р. Дарендорф), решительно отвергая такое узкое определение К, предлагают включить в его дефиницию как противоречивые психологич. состояния так и различн. формы открытых столкновений (действий). Системный подход позволяет преодолеть концептуальные и терминологич. разногласия социологов и психологов в отношении содержательной дефиниции К. Положения отечественной социологии и психологии дают методология. ориентацию для отражения и учета системности К. в теории и практике исследований, что предполагает: во-первых, необходимость учета уровней анализа К. (социологич., соц.-психологич., индивидуального), к-рые отражают степень социальности К. в смысле его детерминированности объективными закономерностями и противоречиями; во-вторых, учета отраженности фундаментального признака К. - факта существования к.-л. формы противоречия; в-третьих, специфики самих структурных элементов К. (участники, причина и цель К., форма взаимодействия, физич. и соц. среда, рез-ты и последствия). Такая ориентация допускает в рамках единой теоретико-методологич. основы разработку различн. типологич. схем К, а также изучение как различн. форм противоречивых психологич. состояний (от неприязни, враждебности и агрессивности до несовместимости целей и интересов объективного и субъективного характера), так и видов противоречивых взаимодействий (от наиболее прямых, нерегулируемых с применением насилия до наиболее стабильных, жестко регулируемых соц. нормами). При этом необязательно, чтобы к.-л. из этих форм - состоянии или взаимодействий - с необходимостью присутсвовала во всех видах конфликтных явлений. Лит.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта М., 1994; Mack R.W., Snyder R.C. The analysis of social conflict toward an overview and synthesis//J. of conflict resolution. 1957. Vol. 2, №2; Dahrendorf R. Class and conflict in industrial society. Stanford, 1959; Fink C.F. Some conceptual.

КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ

КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ - столкновение взаимодействующих нац. (этнич.) групп, возникающее на основе несовпадения, противопоставления, ущемления или игнорирования интересов любой из сторон. Симптомами Км., позволяющими зафиксировать его возникновение и развитие, являются: Появления недовольства в той или иной форме со стороны любой из взаимодействующих нац. групп возникновение межнац. напряженности; формирование установок на активное участие в тех или иных формах протеста; низкая оценка статуса своей нац. группы большинством ее представителей. В возникновении конфликтной ситуации первоначальное значение имеет массовое распространение  негативных стереотипов и оценок, адресованных другой нац. группе. Затянувшийся или принявший изначально острую форму К.м. может привести к тяжелым последствиям (о чем свидетельствует практика становления новых независимых гос-в на территории бывшего Советского Союза). Особую важность приобретает в этой связи прогнозирование возможных конфликтов и их нейтрализация (трансформация, локализация) на ранних стадиях. Лит.: Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. 1994. Жириков А.А. Этнические факторы политической общности. М., 1995. Дробижева Л.М., Ак-лаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996; Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 1996. В.Н. Иванов

КОНФЛИКТ ПОЗИЦИОННЫЙ

КОНФЛИКТ ПОЗИЦИОННЫЙ - разновидность конфликта, в основе к-рого лежит объективное расхождение целей и интересов работников и разных подразделений в организациях. Напр., на машиностроительном заводе отдел главного конструктора (ОГК) занят постоянным обновлением, совершенствованием конструкции выпускаемого механизма (экскаватора, велосипеда, трактора и т. п.). Но каждое вводимое ими изменение в конструкцию вызывает сложную цепь требований по отношению к работникам др. подразделения - отдела главного технолога 1). Задача последнего заключается в налаживании технологич. процесса. Эффективность, производительность труда зачастую прямо профессиональны стабильности технологии. Почти каждое нововведение конструкторов требует изменения технологич. процесса, переналадки станков и т. д. поэтому многие предложения, идущие из ОГК, вызывают сопротивление, критику со стороны ОГТ. подобный конфликт может возникнуть, например, между отделами главного технолога и главного механика (ОГМ). Если, исходя из своих задач, ОГТ стремится использовать имеющееся оборудование с максимальной производительностью, загрузкой и в полном объеме, что даст повышение выработки, то ОГМ, будучи ответственным за ремонт и поддержание оборудования в исправном состоянии, заинтересован в сохранении нек-го резерва станков на случай поломок и противостоит эксплуатации оборудования "на износ". Конфликтные позиции также основаны на известной противоположности производственных задач. К.п. играет конструктивную роль в организациях и может специально задаваться с целью отбора лучших решений, установления взаимоконтроля. Однако К.п. может перерасти в межличностный конфликт,  потерять полезную функцию, привести к дезорганизации. Лит.: Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; Бородкин Ф.М., Корняк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983. A.M. Пригожин

КОНФЛИКТ СЕМЕЙНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ - соц. явление, содержанием к-рого является процесс развития и разрешения противоречивости отношений и действий людей, детерминируемый прежде всего объективными закономерностями СОЦ.-ЭКОНОМИЧ. и конкретно-историч. развития об-ва; процесс, динамика к-рого имеет две диалектически взаимосвязанные формы: 1) открытые противоречивые действия; 2) противоречивые психологические состояния (типологич. и личностные) на индивидуальном и групповом уровнях, не проявляющиеся в открытых действиях. Вопрос о дефиниции К.с. необходимо рассматривать в неразрывной связи с уровнями анализа данного явления. Содержание, специфика явления будут существенно различаться в зависимости от ответа на ряд вопросов, к-рые остаются за "скобками" общего определения: что собой представляют участники К.с. (от классов до отдельных индивидов); каковы основания, причины К.с. и вытекающие из этого цели участников К.с. (от объективных противоречий соц.-экономич. уровня до частных причин психоло-гич. порядка у отдельных индивидов); каково соотношение субъективного-объективного и индивидуального-обществ. в противоречивых целях участников К.с. и т. д. Системный характер явления К.с. с необходимостью предполагает, чтобы в его концептуальном определении и при построении типологич. схем было отражено действие факторов разного содержания и разных уровней. Это предполагает учет объективного и субъективного, индивидуального и обществ. в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Ключевые положения, к-рые должна включать в себя содержательная дефиниция К.с, это, во-первых, детерминированность всех механизмов конфликтных отношений прежде всего объективными закономерностями и противоречиями соц.-экономич. и конкретно-историч. обществ. развития; во-вторых, фундаментальность для всех конфликтных явлений факта существования к.-л. формы противоречия или антагонизма между двумя или более соц. единицами (участниками конфликта); в-третьих, наличие психо-логич. состояний и реальных взаимодействий участников как двух взаимосвязанных фаз конфликтного процесса. Эти положения допускают в рамках единой теоретико-методологич. основы существования самых различн. форм как психологич. противоречивых состояний (от неприязни, эмоциональной враждебности и агрессивности до несовместимых целей, взаимоисключающих интересов и т. д.), так и различн. видов противоречивых взаимодействий (от наиболее прямых, с применением насилия, нерегулируемых до наиболее стабильных, непрямых, жестко регулируемых нормами форм). Причем совершенно необязательно, чтобы к.-л. из этих форм психологич. противоречивых взаимодействий с необходимостью присутствовала во всех видах конфликтных явлений. См. также Концепция социального конфликта. Лит.: Лёве Б.П. Классовая борьба или социальный конфликт?  М., 1976; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994; Dahrendorf R. Gesellschaft und Freiheit. Munchen, 1965; Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and destructive processes. New Haven, L., 1973. B.A. Соснин.

КОНФЛИКТА МОДЕЛИ

КОНФЛИКТА МОДЕЛИ - аналог, схема явления "конфликт" как соц. и психич. реальности, теоретич. интерпретация конфликта как структуры и процесса, к-рая выполняет познавательную роль, выступая средством объяснения и предсказания. Сложившаяся в соц. науках исследовательская практика изучения конфликтов позволяет выделить два класса К.м.: первый класс - идеальные структурно-динамич. К.м., к-рые в теоретико-методологич. плане являются рез-том познавательного осмысления объекта исследования "конфликт" как многоуровневого системного соц. явления (см. Конфликта концептуальная схема). Второй класс - частные К.м., используемые в конкретных теоретич. и прикладных исследованиях различн. видов конфликтных явлений. К.м. второго класса, как правило, строятся для анализа так называемых диадич. конфликтов, когда в конфликтном процессе участвуют две соц. единицы (отдельные индивиды, группы или организации). Обзор литературы по изучению конфликтов (К. Томас) позволяет сгруппировать исследов ния вокруг двух видов частных К.м. - процессуальной и структурной. 1. В процессуальной К.м. акцент делается на анализе динамики конфликтных эпизодов. Основная цель исследований состоит в идентификации событий в рамках конфликтного эпизода и выявлении влияния каждого события на последующие. При этом в фокусе анализа находятся следующие параметры конфликтного эпизода: восприятие, осознание и переживание своей неудачи, недостижения цели; концептуализация конфликтной ситуации, к-рая включает определение предмета разногласия с позиций обеих сторон и формирование определенного представления о возможных альтернативных действиях и их последствиях; формы конфликтного поведения; ответная поведенческая реакция др. стороны; конечный исход (окончательное соглашение или его отсутствие). Получаемые в ходе такого анализа знания предположительно могут оказаться полезными участникам конфликта для изменения конфликтного взаимодействия. 2. В структурной К.м. акцент делается на анализе условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель исследований состоит в идентификации параметров, к-рые влияют на конфликтное поведение, и конкретизации форм этого влияния. При анализе конфликтных явлений в рамках структурной К.м. в фокусе анализа находятся следующие параметры: внешние соц. давления; процедуры и правила взаимодействия; структура побудительных мотивов поведения. Под структурой побуждений понимается взаимосвязь между интересами и делами обеих сторон, т. е. каким образом удовлетворение интересов одной стороны связано с удовлетворением интересов др. Поведение каждого участника конфликта рассматривается как результирующая этих структурных параметров, а изменение поведения - как последствия изменений в конфигурации этих переменных. Такое понимание и осмысление структурных воздействий может оказаться полезным для модификации этих переменных, чтобы получить долговременные изменения конфликтного поведения. В конкретных исследованиях часто используются обе К.м., т. к. во взаимосвязи они дают более реальные представления о конфликте как структуре и процессе. Структурные переменные направляют и формируют динамику конфликтного процесса, а знание о его динамике помогает предсказывать влияние структурных переменных. Лит.: Thomas К. Conflict and conflict management//Handbook of industrial and organizational psychology. Chicago. 1976. В.А. Соснин.

КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА

КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА - структурно-динамич. визированная модель соц. конфликта как рез-т теоретич. реконструкции явления на основе методологич. принципов отечественной социологии и психологии. К.с.к.с. отражает системный многоуровневый характер соц. конфликта и является основой для понимания и анализа таких важных вопросов, как проблема содержательной дефиниции и типологии конфликтов. Схему условно можно представить в матричном виде, строки к-рой представляют уровни анализа соц. конфликта (см. Конфликта социального уровни анализа): соц.-филос, социологич., соц.-психологич. и индивидуально-психо-логич.; столбцы - структурные элементы конфликта (см. Конфликта структурные элементы): участники и их характеристики, источники, причины возникновения конфликта и противоречивых целей в конфликте; взаимодействия (формы, динамика); физич. и соц. среда протекания конфликта и его последствия. Схема дает обобщенный "набор" возможных оснований для типологий, определений, систематизации и возможного сравнения рез-тов исследований конфликтных явлений. В.А. Соснин.

КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО УРОВНИ АНАЛИЗА

КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО УРОВНИ АНАЛИЗА - ориентиры для анализа конфликтных явлений. Выделяются четыре уровня.

1. Соц.-филос. уровень является самой общей методологич. основой, определяющей направленность исследований соц. конфликта на всех др. уровнях. Исходными положениями анализа здесь выступают: а) принцип диалектич. противоречия как источника любого развития, в т-ч. конкретно-историч. развития и смены обществ. производства и соответствующих им обществ. отношений; б) принцип детерминации источников соц. противоречий и конфликтов объективными закономерностями соц.-экономич. развития об-ва. 2. Социологич. уровень. На этом уровне изучаются причины и динамика объективных конфликтов интересов и целей больших общностей - классов, рас, этнич. групп, соц.-профессиональных прослоек и т. п. - с т.зр. объективных соц.-экономич. закономерностей и места этих общностей в соц.-экономич. и политич. Структуре данного конкретно-историч. об-ва, к-рые преломляются и отражаются в индивидуальном и групповом сознании членов этих общностей в форме типологич. противоречий ориентации, ценностей, целей, установок и т. п. 3. Соц.-психологич. уровень. На этом уровне изучаются психологич. механизмы осознания противоречивых ценностей, норм, ориентации, целей индивидов и групп в процессе их совместной деятельности, а также формы взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций соц. субъектами, детерминируемые объективными факторами и противоречиями совместной деятельности и отношений участников конфликта. Конечно, и соц.-психологич. уровень, понимаемый в изложенном смысле, с необходимостью включает данные и элементы социологич. анализа, особенно если исследование включает сравнительное изучение двух или более организаций. 4. Индивидуально-психологич. (личностный) уровень. На этом уровне исследуются особенности и характеристики отдельной личности (физич., психофизиологич., психологич. и т. д.) в их влиянии на возникновение конфликта, динамику поведения личности в конфликте и обратное влияние опыта конфликтных отношений на формирование личностных особенностей. Строго "развести" соц.-психологич. и индивидуально-психологич. уровни невозможно. В возможных же пределах это "разведение" состоит в том, что, говоря о соц.-психологич. уровне исследований, хотя здесь учитываются и включаются в анализ как личностные характеристики индивидов, так и объективные параметры соц., производственной деятельности групп, акцент делается на анализе функциональных, сущностных конфликтов в процессе практич. деятельности группы, организации в целом. Соц. психолог главное внимание направляет на анализ причин конфликтов, динамики и методов управления внутри- и межгрупповыми конфликтами, возникающих в совместной деятельности. Выделение индивидуально-психологич. уровня в качестве относительно самостоятельного связано с тем, что здесь основной акцент делается на отдельном индивиде, динамике его психологич. механизмов и формах поведения в конфликте. В.А. Соснин

КОНФЛИКТА СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

КОНФЛИКТА СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ - необходимые сущностные параметры явления, без наличия к-рых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Практика исследований конфликтных явлений в социологии и психологии позволяет выделить следующие Кс.э.: 1) участники конфликта и их характеристики (личность, малая и большая группы, позиция в соц. структуре, типологич. и личностные психологич. составляющие); 2) источник или причина возникновения конфликта и противоречивых целей в конфликте (главными параметрами являются объективность - субъективность, индивидуальное - групповое - обществ., осознание и формирование противоречивых целей и действий); 3) взаимодействие, т. е. всевозможные формы конфликтного поведения и действий участников, направленные на разрешение конфликта;  4) физич. и соц. среда или условия, в к-рых протекает конфликтный процесс (влияет на формирование конфликтных целей и форм конфликтного поведения); 5) последствия разрешения конфликта. В.А. Соснин

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ - область междисциплинарного исследования соц. конфликта. Объектом К. являются конфликты между соц. субъектами: индивидами, группами, гос-вами. В современной К. преобладают исследования конфликта, возникающего между субъектами одного масштаба - межличностные, межгрупповые и т. п. В зависимости от теоретич. ориентации исследователя конфликт изучается как проявление соц. диалектики (философия), как фактор развития соц. системы (социология), как отражение в психике и сознании людей соц. противоречий и разногласий (соц. психология), как объект математич. моделирования поведения человека (теория игр,  математич. психология). В истории соц. мысли К. связана в широком плане с идеями Г.В. Гегеля, К. Маркса, Г. Спенсера, М. Вебера, Г. Зиммеля. Более систематично К. стала развиваться в 50-е гг. в рамках структурного функционализма. Потребность в знаниях о природе соц. конфликта обусловлена его значением в сферах обществ. жизни: организации, соц. структуры и междунар. отношений. Эмпирич. исследования выявили роль субъективности отражения конфликта, его элементов (представлений, образов оппонентов, их целей, ценностей и т. п.) в процессе возникновения, развития и разрешения. Этим объясняется ведущее положение в современной К. соц.-психологич. концепций и подходов. Многоаспектность конфликта как узлового соц. явления предполагает применение при его исследовании методов различн. наук (от социологич. опросов, психологич. тестов до математич. моделирования). В 90-е гг. основной задачей К. является теоретич. осмысление и обобщение разнородных эмпирич. данных, полученных за прошедшие 50 лет с целью построения К. как эффективной практически и надежной прогностически научн. дисциплины. В последние 10 лет интенсивно развивается прикладная или практич. К., осуществляемая посредниками - специалистами по разрешению конфликтов: гражданских, экономич., межнац. и т. п. Только в США таких специалистов насчитывается ныне более 30 тыс. Посредники, в основном соц. психологи, прошедшие специальную подготовку, широко привлекаются в развитых странах и как консультанты при ведении междунар. переговоров, для анализа междунар. кон. жпроцессе возникновения, разх переменныхадения, противопоставления, ущемления или конфликтов. Лит.: Coser L. The function of social conflict n 1956; Dahrendorf R. Class and conflict in ind Stanford, 1959; Deutsch M. The resolution of c Conflict series//Ed. by J.Burton, Ch.Duke. П.Н. Шихирев.

КОНФОРМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница