Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕТ"-"МИФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕТ"-"МИФ")

МЕТОД ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД ЛОГИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

МЕТОД ЛОГИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ - метод в социологии В. Парето, при помощи к-рого он намеревался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения об-в. Следуя позитивистским канонам (см. Позитивизм в социологии), Парето считал, что социология как точная наука должна пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, из к-рых по строго логическим правилам выводятся обобщения. Этические и вообще ценностные элементы в знании всегда ведут, согласно Парето, к искажению фактов и поэтому подлежат устранению. Е.В. Осипова.

МЕТОД МОНОГРАФИЧЕСКИЙ

МЕТОД МОНОГРАФИЧЕСКИЙ (от греч. monos - один, единый и grapho - пишу) - метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном соц. объекте ("случае"), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов. В социологии XIX в. М.м. широко использовал Ле Пле, при исследовании отдельных семей (их бюджетов, окружения и др.). Школа Ле Пле разрабатывала также проблематику и схемы исследования локальных общностей, прежде всего деревенских общин. На дальнейшее развитие М.м. большое влияние оказали описания жизни первобытных об-в и культур. Методы полевых исследований, заимствованные из этнографии, культурной и соц. антропологии, были использованы для анализа классовой, демография., организационной, экологич. (соц.-пространственной) структур современных местных общностей (различн. территориальных, городских, сельских и т. п. сооб-в). Изучались на протяжении многих лет также культура, образ жизни,  судьбы отдельных лиц и целых семей и групп, входящих в эти общности. В достаточно крупной общности представлены почти все соц. процессы, характерные для об-в в целом, поэтому из монографич. исследований локальных общностей возможны более широкие выводы. М.м. в такого рода исследованиях применяли социологи школы чикагской (см.) и др. См. также Изучение случая. А.Д. Ковалев.

МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ

МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ - метод, применяемый для построения объектно-ориентированных шкал: шкалы оценок,  судейства. Название М.п.с. связано с тем, что на этапе сбора данных используется процедура, заключающаяся в попарном сравнении респондентами объектов измерения из нек-рого набора а,, а2, ... , ап по степени выраженности общего для них свойства. Исходными данными для построения шкалы является набор агрегированных по совокупности респондентов частот Рг>., где Pt>.- относительная частота выборов, в к-рых объект а. признан обладающим большим количеством изучаемого свойства, чем а., для всех nap i, j. Шкальные значения для объектов измерения на интервальном уровне находят на основе закона сравнительного суждения (ЗСС), предложенного Л. Терстоуном в 1927 г. Наиболее часто встречающийся пример применения метода парных сравнений на практике - эталонирование суждений на первом этапе построения шкал установок терстоуновского типа (см. Шкала Терстоуна). Лит.: Осипов Г.В., Андреев Э.Г. Методы измерения в социологии. М., 1977; Клигер С.А., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978; Дэвид Г. Метод парных сравнений. М, 1978; Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М., 1983; Thurstone L.L. A Law of comparative judgement//Psychological review. 1927. Vol. 34. M.C. Косолапое.

МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ - метод, с помощью к-рого путем сравнения выявляется общее и специфия. в история, явлениях, достигается познание разлиян. история, ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. М.с.-и. позволяет выявить и сопоставить уровни эволюции изучаемого объекта, происшедшего изменения, определить тенденции развития. Можно вычленить различн. формы М.с.-и.: сравнительно-сопоставительный метод к-рый выявляет природу разнородных объектов; сравнение историко-типологич., к-рое объясняет сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; историко-генетич. сравнение, при к-ром сходство явлений объясняется как рез-т их родства по происхождению; сравнение, при к-ром фиксируются взаимовлияния различн. явлений М.с.-и. становится общепризнанным в ХIXв., получив разнообразное применение в различн. науках. В социологии XIX в. интерес к М.с.-и. связан с идеями О. Конта и Г. Спенсера к-рые видели в М.с.-и. основной метод социологич. исследования, причем истолковывали его в духе эволюционистской линейно-прогрессивной трактовки развития. Э. Дюркгейм видел в сравнительной социологии сущность социологии вообще. В это же время предпринимаются попытки соединить М.с.-и. в социологии с др. методами, в частности со статистич. методами (А. Кетле). Однако ранний функционализм (Б. Малиновский и др.) противопоставил М.с.-и. изучение структур и систем. Основные тенденции в современной зап. социологии состоят в попытках соединения М.с.-и. со структурно-функциональным анализом, в выявлении процессов изменения различи. соц. структур. Аналогич. процесс происходит з языкознании, к-рое было ориентировано в этом направлении Ф. де Соссюром. Критика культурно-историч. школы В. Дильтея, осуществленная в социологии Э. Трёльчем и М. Вебером, привела к преобразованию в их теориях М.с.-и. в сравнительно-типологический метод. При сравнительном изучении разнообразных культур, историч. типов (П. Сорокин, А. Тойнби) каждая культура предстает как замкнутое целое. Эта линия продолжается в сравнительном исследовании ряда соц. ин-тов, напр, семьи (Р. Бенедикт, М. Мид и др.). А.Л. Огурцов.

МЕТОД ТИПОЛОГИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

МЕТОД ТИПОЛОГИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ - метод классификации многомерных объектов по нескольким классообразующим основаниям (для построения нескольких существенно разных классификаций этих объектов). Для этого сначала множество параметров признаков, описывающих объекты, разбивается на нек-рое число подмножеств, каждое из к-рых объединяет параметры, тесно связанные в то, или ином смысле. Затем в подпространстве параметров каждого выделенного подмножес объекты разбиваются на классы одним из известных алгоритмов автоматич. классификации (таксономии) многомерных объектов (см. Методы классификации). Если число таких частных классификаций невелико (не более чем число классов в каждой из них не превышает трех, то в качестве искомой типологии используется простое пересечение полученных классификаций. В противном случае построение типологии состоит в нахождении макроописания структуры теоретико-множественных пересечений всех классов всех построенных классификаций. Разработаны алгоритмич. и программные реализации лингвистич. метода, в к-рых задача построения набора частных классификаций ставится как оптимальная задача одновременного разбиения столбцов и строк исходной матрицы данных. Среди этих реализаций следует выделить такие, к-рые допускают перекрытия между блоками как в разбиении параметров, так и в разбиении объектов. В этом случае матрица данных  (см.) аппроксимируется нек-рым числом подматриц, каждая из к-рых определяет подмножество объектов, характеризуемое выделенными параметрами. Каждая такая подматрица - это и характерный набор параметров, и характерный класс объектов. В итоге оказывается, что объекты могут сильно различаться уже тем, в какое число таких блоков они попали. Если большое число блоков накрывает данный объект, то следует признать, что он требует "сложного" описания, и наоборот. В отличие от этого способа в большинстве лингвистич. методов каждый индивидуальный объект описывается "фразами" одной сложности - указанием индексов классов по всем классификациям. Лит: Авен П.О., Киселева Н.Е., Мучник И.Б. Лингвистические методы типологического анализа. М., 1983. И.Б. Мучник.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧКСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. methodos - способ познания и logos - учение, слово) - 1. Наука о методе. 2. Система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки. 3. Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ ИГРОВЫЕ (ИГРОТЕХНИКА) В СОЦИОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ - комплекс методов целенаправленного воздействия на: 1) отдельных работников; 2) отдельную группу; 3) целый коллектив. На каждом из этих трех уровней управление сталкивается со специфич. проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы; часть их применима в каждом из трех случаев, применение др. ограничено к.-л. одним из них. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить воздействие на поведение индивида: а) прямое (приказ, задание); б) через мотивы и потребности (стимулирование); в) через систему ценностей (воспитание, образование и т. д.); г) через окружающую соц. среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и пр.). Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, М.с.у. распределяются следующим образом: а) целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографич., психологич. признакам, по количеству и размещению рабочих мест и т. д.); б) сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования соц.-пси-хологич. факторов и иных способов). На уровне же соц. организации предприятия используются методы: а) согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами); б) демократизация управления (посредством повышения роли обществ. организаций, широкое привлечение работников к выработке общих решений, выборность нек-рых руководителей производства, развитие трудовой активности и т. д.); в) соц. планирование (повышение квалификации работников, совершенствование соц. структуры коллектива,, улучшение благосостояния трудящихся и др. мероприятия). Лит.: Пригожин А.И. Социологические аспекты управления. М., 1974; Лапин Н.И., Наумова Н.Ф., Коржева Э.М. Теория и практика социального планирования. М., 1975; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; Пригожин А.И. Современная социология организаций.  М., 1995. A.M. Пригожин.

МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕХАНИЦИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

МЕХАНИЦИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - направление, возникшее в XIX в., на ранней стадии развития  социологии, и являющееся, в сущности, одной из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, к-рые под влиянием классич. механики (и физики вообще), а также механистич. миропонимания, бывшего весьма влиятельным в течение нескольких веков, стремились свести закономерности функционирования и развития об-ва к механич. закономерностям, широко используя при этом физич. терминологию и фразеологию. Соц. структура сводилась к сумме ее элементов, об-во понималось как механич. агрегат индивидов. Сторонники М. прибегали к еще более наивным и вульгарным аналогиям, чем органицисты (см. Органицизм социальный). Так, Г. Ч. Кэри сравнивал обществ. структуры и процессы со структурами и процессами неорганич. мира, стремился установить общие для них законы. В XX в. М. продолжал время от времени возрождаться в новых - "энергетич.", "термо-динамич." и др. - формах, соответствовавших новым этапам развития физич. наук. Представленные идеи развивали нек-рые крупные ученые, такие, как В. Ф. Оствальд и В. М. Бехтерев. Концепции М. разделял в значительной мере В. Парето. При всей несостоятельности своей редукционистской методологии представители М. внесли заметный вклад в теорию и методику соц. измерений, их влияние чувствуется и в современных тенденциях использования в социологии кибернетики и общей теории систем. С.А. Эфиров

МЕЧНИКОВ ЛЕВ ИЛЬИЧ

МЕЧНИКОВ Лев Ильич (1838-1888) - русский географ, социолог, обществ. деятель. М. - крупнейший представитель географич. направления в социологии, получивший мировую известность после опубликования (посмертно) его главного сочинения "La civilisation et grands fleuves historiques". P., 1889 (русское издание: Цивилизация и великие исторические реки: географич. теория развития современного общества. СПб., 1898). Это сочинение было задумано как вступление к исследованию мировой культуры. С целью превращения социологии в точную науку М. выдвинул два методологич. принципа: установление специфич. законов соц. жизни и определение с естественно-научн. достоверностью критерия прогресса. М. настаивал на необходимости четкого отграничения сообщества природного, ecтественного от созданного людьми об-ва, обозначая их соответственно понятиями общественности и об-ва. Если общественность существует по М., уже на самых ранних уровнях органич. жизни, постепенно усложняясь, то об-во начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей. Если на уровне природной общественности борьба и сотрудничество уравниваются, то в об-ве на первый план выдвигается кооперация; в ней М. видит границу между биологическим и социальным. Социология, по М., - наука, изучающая все явления солидарности - от связей в мире многоклеточных до производственной кооперации людей, задача к-рой - выявить критерий прогресса, позволяющего узнать, прогрессирует ли данное об-во. Мерилом прогресса в об-ве служит солидарность, воплощающаяся в различн. формам кооперации, зависящих от осознания людьми необходимости объединения. В начальный период человеческой истории преобладают подневольные союзы, держащиеся внешней связью. Им на смену идут соподчиненные союзы, возникающие в условиях соц. дифференциации об-ва на основе разделения труда, когда одно объединение людей не может прожить без другого. Высший период истории человечества должен, по М. характеризоваться свободным и добровольным союзом людей, объединенных общностью интересов и склонностей, а потому сознательно стремящихся к солидарности. Под географич. средой М. понимал не природу вообще, но лишь ту часть природы, к-рая вовлечена в процесс труда  и изменяется под его воздействием. В качестве главного двигателя цивилизации М. выделял гидрологич. фактор - моря, реки, океаны. Соответственно в мировой истории выделялись три эпохи, или цивилизации: речная, морская и океанистическая, или всемирная. Соч.: Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ. СПб, 1898 (более полное издание Пг., 1924). A.M. Черных.

МИГРАЦИЯ

МИГРАЦИЯ (от лат. migratio - переселение) - смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.).

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИД (MEAD) ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

МИД (MEAD) Джордж Герберт (1863-1931) - амер. философ, социолог и соц. психолог. М. рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект (широко понимаемый как "живая форма"), а мышление трактовал с т. зр. его инструментальной природы - как орудие приспособления субъекта к реальности. По М., об-во и соц. индивид (соц. "Я") конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других ("обобщенного другого") - этапы превращения физиология, организма в рефлексивное соц. "Я". Происхождение "Я", таким образом, целиком социально, а главная его характеристика - способность становиться объектом для самого себя, причем внешний соц. контроль трансформируется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, сим-волич. содержаний зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Структура завершенного "Я", по М., отражает единство и структуру соц. процесса. Соч.: Mind, Self And Society. Chic, 1936; The Philosophy Of The Act. Chic, 1938; The Philosophy Of The Present. Seattle, 1959. Л.Г. Ионин

МИД (MEAD) МАРГАРЕТ

МИД (MEAD) Маргарет (1901-1978) - амер. этнограф и социолог. В течение многих лет проводила исследования на островах Океании. Изучая проблему формирования различн. типов личности, доказывала определяющую роль усвоения людьми социокультурных моделей сравнительно с воздействием естественных факторов. Однако в отличие от фрейдистских доктрин отрицала решающее значение воспитательных методов в этом процессе. Перейдя к изучению современного об-ва, М. рассматривала проблемы нац. характера, положения женщин, стариков и др. В последний период разработала своеобразную оптимистич. соц. утопию, в к-рой сочетались сциентистские и гуманистич. мотивы, христианский экуменизм и индивидуалистич. традиция. Соч.: Культура и мир детства. М., 1988; Toward More Vivid Utopia (Utopia). N.Y., 1970; Twentieth Century Faith. N.Y., 1972. C.A. Эфиров

МИКРОСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ

МИКРОСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность малых соц. групп, контактных коллективов и организаций, в к-рые включается личность в процессе соц. общения и деятельности. В системе связей "личность - об-во" М.с. является существенным компонентом, без учета к-рого невозможно адекватное понимание как самой структуры личности, так и ее связей с об-вом. Человек осознает свою принадлежность к об-ву и свои обществ. интересы через конкретные малые группы и организации, к-рые служат для него проводником идей, ценностей и норм об-ва и посредством деятельности в к-рых он участвует в обществ. жизни. Всю свою жизнь человек является членом малых групп: семья, игровая группа детей, школьный класс, группа подростков-сверстников, студенческая группа, трудовой коллектив, спортивная команда, группа друзей и др. Взаимодействие личности со своей непосредственной М.с, различающееся от группы к группе, однако, сохраняет определенную закономерную преемственность. Это обусловлено тем, что различн. малые группы, контактные коллективы и организации, входящие в структуру микросреды, не есть закрытые соц. системы, а, являясь составными элементами об-ва, формируются на основе данных соц.-экономич. отношений и культуры. Лит.: Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М., 1974; Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982. Г.С. Антипина.

МИЛЛС (MILLS) ЧАРЛЗ РАЙТ

МИЛЛС (MILLS) Чарлз Райт (1916-1962) - амер. социолог, претендовавший на создание "новой социологии" по своим основным интенциям близкой "неомарксизму". Отстаивал идейно-теоретич. позицию, согласно к-рой обществ. науки должны открыто обличать пороки современного об-ва, призывал ученых противостоять бюрократизации науки, когда во главе не стоят "интеллектуальные администраторы". М. верил, что радикально настроенные представители обществ. наук, борющиеся за ценности свободы, творчества и "социологич. воображения", т. е. способные понять тенденции обществ. развития и связать с ними свою судьбу, могут понять, в чем состоит доля личного участия каждого в историч. процессе, могут изменить современную жизнь об-ва. М. считал, что интеллигенция способна к самостоятельному политич. действию в силу осознания своей особой ответственности перед об-вом и является единственной "непосредственной радикальной преобразующей силой", в то время как остальные слои об-ва пассивны и инертны. Он признавал классовый характер капиталист об-ва, считал, что марксизм имеет большую ценность для понимания современного мира, чем либерализм или к.-л. др. форма бурж. идеологии. Однако в целом считал марксизм "устарелым", в частности его учение об история, миссии пролетариата. Соч.: Властвующая элита. М., 1959; The Sociological Imagination. L., 1959; Power Politics And People. N.Y, 1963. E.B. Осипом

МИЛЛЬ (МILL) ДЖОН СТЮАРТ

МИЛЛЬ (МILL) Джон Стюарт (1806-1873) - англ. философ, экономист. Важнейшей чертой социологии М. считал эмпиризм, основанный на признании разработанной им индуктивной логики в качестве единственно возможной методологии соц. наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты в общие правила и законы, не отражающие, однако, истинной сути явлений, недоступной познанию, т. е. знание, полученное даже на основе "истинной" индукции, всегда гипотетично. М. впервые разработал разнообразные о мы логич. доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явления, используемые до сегодняшнего дня в соц. эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп. Основные "четыре метода опытного исследования" - это методы единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Соч. Система логики силлогистической и индуктивной. СПб., 1914; Основы политической экономии. М., 1981. И.А. Полулях.

МИР ЖИЗНЕННЫЙ

МИР ЖИЗНЕННЫЙ - введенное Э. Гуссерлем понятие, обозначающее совокупность всех возможных или действительных горизонтов опыта человеч. жизни. В соц. феноменологии А. Шюца под М.ж. понимается вся совокупность интерсубъективно разделяемого опыта повседневной жизни, включающего в себя восприятие как природных объектов, так и др. человеч. существ, материальных и символич. продуктов человеч. деятельности. М.ж. опред. образом структурирован. Ядро его представляет т. наз. базисное знание, основанное на знании собственного тела и зафиксированном в сознании, органах чувств и двигательном аппарате знании стандартных ситуаций деятельности. Наряду с базисным знанием и применительно к каждой конкретной ситуации деятельности формируется структура релевантно-стей, обнаруживающая (с большей или меньшей степенью ясности) зоны реальности, имеющие отношение к решению данной проблемы. Кроме того, также применительно к конкретным ситуациям происходит типологич. структурирование предметной и символич. среды деятельности: по мере удаления от проблемного "центра" объекты и явления воспринимаются как все более и более типические, т. е. лишенные уникальности, своеобразия. Каждая ситуация в рамках М.ж. оказывается единством трех типов структур: базисного знания, структуры релевантностей и структуры типов. Л.Г. Ионин.

МИФ

МИФ (от лат. mythos - легенда, слово) - фантастические, символич. представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека. М. - центральный элемент и связующая ткань архаической культуры; играет решающую роль в регулировании жизни первобытных об-в и в психологич. развитии индивидов. Позже в процессе развития обществ. сознания М. трансформируется в религию и живет в ней (хотя и не полностью), в современных об-вах появляется секуляризованный М., часто политич. В то время как старые представления о природных явлениях уступили место их рациональному объяснению, политич. или соц. М. постоянно обновляются. И хотя природа таких М. иррациональна, они представляют собой мощную силу во всех развитых культурах: поддерживают рациональные политич. средства и формы воздействия на массы, особенно в критических ситуациях, когда необходимо скорректировать коллективные устремления и действия. Отдельные компоненты М. вступают в действие обычно в результате усиления тех элементов культурной и политич. традиции, к-рые существуют в духовном наследии народа. Смысл политич. М. в своей основе практичен; он живет и функционирует только тогда, когда имеет значение для разрешения современных проблем и трудностей. Подлинным субъектом М. являются соц. группы, к мифологической традиции к-рых обращаются политич. деятели. Поэтому элементарным условием эффективного действия М. является их принятие группой как особого вида истины, соответствующей коллективным надеждам и страхам. Из мифологических драматических историй убираются элементы, противоречащие современным эмоциональным ожиданиям и желаниям группы. Мифологическая традиция превращается в обычаи, а последние - в нормативную систему. З.Т. Голенкова

Предыдущая страница Следующая страница