Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЩ"-"ОРГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЩ"-"ОРГ")

ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯПОНСКОЕ

ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯПОНСКОЕ (Ниппон шакай гаккаи) - было основано в 1923 г. с целью координации деятельности японских социологов, публикации научн. работ, а с 1950 г. - представительства в Ассоциации социологической международной (см.). Демократизация в стране политич. системы наряду с быстрым ростом экономики после второй мировой войны со всеми свойственными этим процессам положительными и отрицательными последствиями, способствовали бурному росту числа профессиональных социологов и активизации их научн. деятельности. Только во второй половине 80-х гг. в Японии было опубликовано более 1000 книг и около 15 тыс. статей по социологии на японском и англ. языках. Междунар. деятельность об-ва ориентирована гл. обр. на страны Дальнего Востока и Тихоокеанского региона. Об-во издает с 1950 г. журнал "Сакайгаку Ньёрон" (Японское социологич. обозрение). М.Р. Тульчинский.

ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГОВ РОССИЙСКОЕ (РОС)

ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГОВ РОССИЙСКОЕ (РОС) - добровольная обществ. научная организация,  объединяющая научн. коллективы и отдельных лиц, ведущих научн., практич. и педагогич. работу в области социологии. Осуществляет свою деятельность под руководством Российской Академии наук. Основанная в 1993 г. РОС считает своей главной целью объединение социологов, работающих на территории Российской Федерации, для повышения их профессионального уровня, распространения социологич. знаний и использования рез-тов исследований в соц. практике. РОС содействует развитию социологии в России, повышению ее теоретич., методологич. и методич. уровня, достоверности выводов и соц. действенности рекомендаций. Высшим органом РОС является конференция (съезд), созываемая один раз в три года, избирающая президента и трех вице-президентов, а также состав Исполнительного комитета и Ревизионной комиссии. Исполнительный комитет РОС состоит из 17 чел., включая президента и трех вице-президентов. Он утверждает ученого секретаря, руководителей республиканских и региональных комитетов и секций. Оперативную работу осуществляет Бюро Исполкома, в состав к-рого входят: президент, три вице-президента и ученый секретарь. Бюро собирается при необходимости, но не реже одного раза в месяц. Ученый секретарь РОС возглавляет секретариат, на к-рый возлагается обязанность осуществления уставных функций РОС и, прежде всего, координации работы отделений, филиалов, секций, Комитетов и Комиссий, а также поддержки международных контактов и исполнения бюджета об-ва. РОС является коллективным членом Всемирной социологич. ассоциации. М.Р. Тульчинский.

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ - понятие, обозначающее совокупность об-в и обществ. укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Первоначально употреблялось по отношению к архаическим обществ. укладам на докапиталистич. стадиях развития. В основе деления об-в на "традиционное" и "современное", или "индустриальное", лежит апология современного капитализма как "наивысшего" этапа в развитии человечества. Проблема О.т. в этом смысле понимается как проблема "модернизации" его структур, т. е. разрушения старых форм обществ. жизни и ускорения индустриального развития, приобщения к "зап. цивилизации". О противоположности "традиционного" и "современного" об-в в той или иной степени писали все крупнейшие зап. социологи - О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер; разработка проблем О.т. в современной социологии связана с именами Р. Редфилда, М. Леви, У. Ростоу, Д. Эптера, С. Эйзенштадта и Ф. Риггса. В своей классич. форме теории О.т. опирались на ярко выраженную дихотомию "примитивного" и "развитого" об-ва, причем критерии развитости сводились к параметрам, связанным в основном с уровнем технологии. В частности, У. Ростоу относил к традиционным об-ва, неспособные порождать и использовать технич. новшества, в к-рых существует предел росту производства продуктов на душу населения. М. Леви связывает существование О.т. с отсутствием специализации и дифференциации производственных и обществ. функций. Кризис прежних теорий О.т. привел к некрой модернизации установок теоретиков "модернизации", заставив их пересмотреть свои позиции по вопросу о "гомогенности" О.т. В настоящее время ведущими теориями О.т. являются теории "многомерных моделей" Ф. Риггса и Д. Эптера. Особенностью этих теорий является отказ от подчеркивания "цивилизаторской миссии" зап. технологии, признание неоднородности О.т., стремление найти новые критерии оценки "развитости" об-ва, в т. ч. учесть "человеческие", в основном психологич., факторы. Развитием классич. теорий О.т. являются также различн. теории "плюралистических" О.т., характеризующие его как культурно разнородное и социально разобщенное об-во, а также теория "патримониального об-ва" С. Эйзенштадта, описывающая О.т., в к-ром старые формы жизни  разрушены, а новые соц.-политич. структуры пока не сложились. Лит.: Эволюция восточных обществ сим о и современного. М" 1984; Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: 1985. В.М. Иванов.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к-рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об-ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе дифференциации соц. знаний. Общий взгляд на соц. жизнь в целом, связанный, как правило, с различн. вариантами редукционизма - биологии психотич., экономич. и т. д., - все большее место уступал более конкретным областям О. Раньше других сформировалась историч. наука как самостоятельная область О. В XIX в. началось развитие экономич. науки как в форме политич экономии, так и в виде совокупности конкретных экономич. дисциплин. Обострение классовой борьбы, повышение роли государственных ин-тов политич. движений и партий стимулировало развитие политич. науки и комплекса правовых дисциплин. Для развития О. в XX в. характерно повышение значения социологии, демографии этнографии, комплекса наук о закономерностях культурной и языковой жизни народов. Каждая из обществоведческих дисциплин развивается под воздействием обществ. потребностей, в контексте духовной жизни данного народа и данного об-ва. Особое воздействие на О. оказывает система подготовки кадров, сложившаяся в данной стране, в особенности система университетского образования. В рамках каждого направления складываются свои традиции и школы. Место социологии в системе О. определяется тем, что она исследует как объективное соц. положение соц. групп, так и их сознание, мотивы действия, побуждения. Благодаря этому социология пересекается с экономич. наукой, с одной стороны, и с соц. психологией - с др. Развитие социологич. исследований оказывает стимулирующее воздействие на всю совокупность обществоведческих дисциплин и на О. как систему знания в целом. А.Г. Здравомыслов.

ОБЩИНА

ОБЩИНА - автономная соц. подструктура, объединенная перманентной общей деятельностью. По форме деятельности Различают: 1) производственные, 2) конфессиональные. 3) нац. и 4) коммунальные (городские) общины. 1) Первобытная О. сложилась на основе кровно-родственной организации как первичный самостоятельный производственный коллектив, ведущий натуральное хозяйство, размеры к-рого определялись способностью О. к самообеспечению. Конфессиональная О. объединяет группу живущих по соседству верующих одного релишиозного вероисповедания вокруг религиозного центра. Религиозная солидарность внутри конфессиональной О. нередко сопровождается нац. или соц. (пример - касты у индуистов и ряда других верующих). 3) Нац. О., объединяя территориальные группы нац меньшинств или иммигрантов, помогают им адаптироваться к соц. действительности в стране проживания. 4) Городские (коммунальные) О. с одной стороны, способствуют осуществлению интересов местных, территориально-соседских групп населения и до нек-рой степени обеспечивают взаимопомощь членов этих О., с другой - создают иллюзию автономности, обычно сохраняя соц. структуру и соц. отношения, господствующие во всем об-ве. Ф. Тённис впервые предложил дихотомию "общность" (Gemeinschaft, обычно переводимую как "община") - "об-во" (Gesellschaft) (см. Община и общество). Н.Т. Кремлев.

ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО

ОБЩИНА и ОБЩЕСТВО - противопоставление общины и об-ва как двух типов соц. устройства. Понятия общины и об-ва Ф. Теннис положил в основу своей "чистой" социологии, исследующей типы идеальные (см.). Социальность он рассматривал как взаимодействие воль, в ходе к-рого происходит их взаимоутверждение. Если возникающее отношение является "органическим", можно, по Теннису, говорить об общине. Община отличается единством "сущностной воли". Воля индивидов в общине может быть разумной, но не рациональной: здесь главную роль играет эмоциональное отношение, такое, как отношение матери к детям, братьев и сестер между собой, мужа и жены. Наряду с кровным родством к общинным связям относятся соседство и дружба. В противоположность общине для об-ва характерна "механическая" связь, отношения в об-ве построены на рациональном расчете. В отличие от общины в об-ве царят целе-рациональная - "избирательная" воля и, след., произвол. Согласно Теннису, в реальности оба идеальных типа не встречаются, но можно зафиксировать, что развитие идет от соц. образований с преобладанием "общины" к образованиям с преобладанием "об-ва". Дихотомия "община - об-во" играла заметную роль в социологии первой половины XX в. В Германии в духе такого противопоставления разрабатывал свою версию социологии А. Фиркант, считавший, что об-во - это разрыхление и ослабление общинных форм связи. Для Т. Гайгера община и об-во различаются как "внутренний" и "внешний" аспекты соц. связи - единение в сознании и единение через порядок. По Гайгеру, община и об-во - это ограничивающие друг друга коррелятивные структурные существенно необходимые для каждой соц. группы. Различение общины и об-ва, правда с диаметрально противоположным, чем у нем. социологов, ценностным знаком, воспроизводится Э. Дюркгеймом как различение солидарности механической и органической (см.), где - в противоположность Теннису - характеристику "механическая" получает солидарность общинно-родового типа. В США дихотомия общины и об-ва оказала влияние на категориальный аппарат школы чикагской (см.). У Т. Парсонса в его схеме "структурных переменных", т. е. дилемм, к-рые тем или иным образом решаются лицами, действующими в соц. системе, в каждой паре соотнесенных понятий можно найти черты общины и об-ва (напр., универсализм - партикуляризм). В современной социологии дихотомия общины и об-ва воспроизводится в связи с различением "традиционного" и "современного" об-ва, свое место она занимает в социологич. концепциях "модернизации" слаборазвитых стран. Лит.: Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория  в ее преемственности и изменении. М., 1961; Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Lpz., 1887. Ю.Н. Давыдов, А.Ф. Филиппов.

ОБЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ - один из компонентов соц. структуры об-ва, инициативное, самодеятельное, самоуправляемое объединение граждан, единая воля к-рых направлена на совместное решение общих проблем, защиту общих интересов, как правило, никак не угрожающих интересам др. людей и групп. Выражает в организованных формах интересы различн. социальн., профессиональных, нац.-культурных и др. групп населения. В отличие от неформальных "групп интересов", к-рые могут перманентно возникать по поводу конкретной, возможно, весьма утилитарной цели, не носящей долгосрочного характера, О.о. создают устойчивые структуры. У них существует определенный порядок принятия решений, ответственность перед членами или участниками за их реализацию; они более стабильны, устойчивы, прогнозируемы, а цели - долгосрочны и ясно сформулированы в учредительных документах. Различают зарегистрированные и незарегистрированные (неформальные) О.о. В последнем случае О.о. не приобретает прав юридич. лица. Н.Г. Осипова

ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности политич. интересов. В широком значении этого слова - любые самодеятельные объединения людей, выражающие преимущественно политич. интересы. К основным группам таких объединений относятся общественно-поли-тич. организации и движения, политич. партии, являющиеся законченной, "абсолютной" формой группы политич. интересов, элитарные политич. кружки и клубы, а также и неформальные (незарегистрированные) структуры, например, собственно группы давления  (лоббисткие организации); клиентелы (группы лиц, зависимые от лидера); заговорщические, террористические организации  и др. При этом преимущественной сферой деятельности таких объединений является политика.

Первый признак, отличающий любое объединение, выражающее политические интересы - организованность. Любое О.о.-п. характеризуется несколькими важнейшими качествами: наличием цели; наличием иерархии и разделением функций членов организации; формализацией межличностных отношений в виде ролей и статусов в организации; наличием в ней отношений власти, а также правил и норм, регулирующих поведение ее членов. Организация позволяет сделать те или иные конкретные виды политич. отношений из случайных, стихийных - устойчивыми, регулярными. Н.Г. Осипова.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЫЧАЙ

ОБЫЧАЙ - унаследованный стереотипный способ поведения, к-рый воспроизводится в определенном об-ве или соц. группе и является привычным для его членов. В качестве основного регулятора человеческой деятельности обычай выступает главным образом в архаических об-вах. Он служит средством приобщения индивидов к определенному соц. и культурному опыту, передает его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплоченность, освящает различные объекты и соц. отношения. Развитие производительных сил, обусловившее наступление капитализма, вызвало огромные сдвиги во всей совокупности обществ. отношений: расширение связей между различными культурами, секуляризацию обществ. жизни, рост и распространение научных знаний. В рез-те этих сдвигов власть обычаев в целом оказывается подорванной. В наст, время динамизм соц. жизни, развитие промышленности, средств массовой коммуникации, урбанизации усугубляют этот процесс, выдвигая на первый план в качестве регулятора обществ. деятельности соц. ин-ты. В наиболее "чистом" виде сегодня обычаи выступают в сфере быта, морали (нравы) и гражданской обрядности. Обычаи могут быть как орудием сохранения устаревших соц. форм, так и средством революционного преобразования обществ. отношений, что зависит прежде всего от того, каким соц. группам, классам, слоям они служат или в какую систему соц. ин-тов они включены. Н.Т. Кремлев

ОГБОРН (OGBURN) УИЛЬЯМ ФИЛДИНГ

ОГБОРН (OGBURN) Уильям Филдинг (1886-1959) - амер. социолог неопозитивистской ориентации, один из влиятельных членов школы чикагской (см.). В 1930-1933 гг. руководил исследованием соц. тенденций по поручению президента Г. Гувера. О. представитель амер. эмпирич. социологии 20-30-х гг., сторонник превращения социологии в естественную науку. Настаивал на доминировании статистич. методологии исследования. Центре его внимания - проблемы технологич. Процесса и его влияния на процессы соц. дезорганизации и соц. изменения. Выдвинул концепцию отстаивания культурного (см.): материальная культура  вменяется значительно быстрее, чем нематериальная ("адаптивная"). О. полагает, что человек физиологически мало изменился по сравнению со своими первобытными предками. Поэтому период его "детства" длится до 30-40 лет, чтобы он смог постичь усложнившуюся культуру. Теория "культурного отставания" была критич. оценена многими амер. социологами, показавшими неправомерность противопоставления материальной и нематериальной культуры. Подвергся критике детерминизм технологический  (см.), присущий теории. Соч.: Social Change. N.Y., 1922; On Culture And Social

Change. Chic, 1950. С.М. Митина.

ОЖИДАНИЕ

ОЖИДАНИЕ - см ЭКСПЕКТАЦИЯ.

ОЛПОРТ (ALLPORT) ГОРДОН

ОЛПОРТ (ALLPORT) Гордон (1887-1967) - амер. соц. психолог. Специализировался в области изучения культурных установок, в первую очередь проявляющихся в форме расовых предрассудков. Его теория установок вошла в систему социологич. знания. Соч.: The Psychology Of Rumor (with L. Postman). Chic, 1947; The Nature Of Prejudice. N.Y., 1954.

ОЛЬШАНСКИЙ ВАДИМ БОРИСОВИЧ

ОЛЬШАНСКИЙ Вадим Борисович (1927) - российский социолог и философ, специалист в области социологии и психологии личности, социологии образования. О. одним из первых в стране применил комплекс социологич. методик, в т. ч. анонимное включенное наблюдение;  доказал, что структура соц. ценностей обусловлена принадлежностью к рабочей группе в большей мере, чем общностью пола или возраста. О. понимает личность как единство индивидуального и социального: она детерминирована биологическими предпосылками, культурой и соц. организацией. Решающую роль играет непосредственное окружение. В 1980 г. О. создал оригинальную методику, выявляющую житейские представления о взаимоотношениях людей, и провел широкомасштабный опрос, материалы к-рого легли в основу сравнительного исследования в 1996 г. Соч.: Практическая психология для учителей. М., 1994; Психология практикам: учителям, родителям и руководителям. М., 1996.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ - специфич. научн. процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методич. инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов (см.). О.п. не тождественна операциональному определению. Последнее - логич. процедура, указание эмпирич. значений теоретич. смыслов, одно из правил эмпирич. интерпретации, предпосылка эмпирич. исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. О.п. включает экспериментальную ситуацию и не является логич. процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов (см.), шкал (см.), анкет (см.) и т. д., т. е. то, что можно назвать "методич. экспериментом". Это действительно поиск индикаторов, а не их использование. Процедура О.п. состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. (См., напр., в ст. "Индекс" операции, осуществляемые при построении индекса). О.п. является обязательным условием построения системы показателей социальных (см.) и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы) - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и "представляющие" изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математич., состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математич. моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходными понятиями. О том, что понятие операционализировано (а не просто определено, хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т. п.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный методич. инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) соц. объекта. В процессе О.п. осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т. е. той моделью, к-рая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие к-рого подвергалось операционализации. При исследовании О.п. возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности. Лит: Цыба В.Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерение//Социологич. исследования. 1984 № 2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986; Кабыща А.В. Некоторые методологические вопросы операционализации понятий в социологии//Вопр. философии. 1987, № 2; Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологического исследования//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.) М., 1996; Lazarsfeld P.F. Concept formation and measurement in behavioral science: some historical observation//Concepts, theory and explanation in behavioral sciences. N.Y., 1966. A.B. Кабыща

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. operatio - действие) - направление в методологии и философии науки, сочетающее принципы логического позитивизма и прагматизма. Согласно О., содержание научн. понятий определяется совокупностью экспериментальных измерительных операций, при помощи к-рых получают данное понятие.

ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ

ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ - метод сбора первич. информации, используемый в социологии и соц. психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) соц. группах. О.с. является одним из самых распространенных социометрич. методов. В процедуре О.с. респондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрич. критериям (как правило, для совместной деятельности) одного или нескольких членов исследуемой малой группы. Пример О.с. - опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа "Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?". В ответ на каждый вопрос респонденты должны указать номера членов бригады (из врученного им вместе с анкетой списка). О.с. существенно отличается от др. видов исследования социологического (см.) по характеру исходных данных, способами их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации. В отличие от др. видов опроса при О.с. рез-том измерения (ответом на вопрос) является не характеристика респондента (т. е. знание признака, измеренного в том или ином типе шкалы), а отношение между респондентами. Если в др. видах опроса ответ всех респондентов на любой вопрос порождает распределение опрошенных по признаку, соответствующему данному вопросу, то ответы всех членов группы на данный социометрич. вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соответствие один или несколько др. членов группы. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Полученная в рез-те опроса структура представляется в виде специального рисунка (см. Социограмма) или таблицы (см. Социоматрица). Специфич. особенности процедуры О.с. связаны с тем, что исследование проводится в малой соц. группе и изучаются межличностные отношения  - вопрос, затрагивающий жизненные интересы каждого из членов группы, что предъявляет особые требования к этич. аспекту проводимых исследований. Иногда перед началом исследования социолог проводит т. н. социометрич. разминку - в течение нек-poro периода знакомится с жизнью группы, пытаясь завоевать доверие ее членов, пробудить интерес к исследованию и желание отвечать на вопрос анкеты.  Поскольку для О.с. необходимы списки членов группы, нарушается анонимность опроса, поэтому требуется специальная процедура ее обеспечения: после проведения инструктажа исследователь на время покидает помещение, в к-ром проводится опрос, с тем чтобы члены группы могли присвоить каждому из занесенных в список свой, не известный исследователю номер. Специфичны также способы обеспечения репрезентативности данных О.с, т. к. отсутствие в группе во время опроса лишь одного респондента (напр., бригадира при О.с. на строительстве) может фатальным образом сказаться на представительности полученных данных. Существенно отличаются также и методы анализа данных О.с. Обработка социометрич. данных, проводимая для изучения полученной в рез-те опроса структуры, предполагает выделение социометрич." подструктур (подгрупп, лидера группы и т. п.) и расчет индексов социометрич. (см.), характеризующих структуру в целом или положение отдельных членов группы в этой структуре. См. Критерий социометрический, Методы социометрические, Обработка данных социометрических, Социометрия. В.И. Паниотто.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ (от лат. organisatio - формирую, создаю) - 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого. 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение ч.-л. в систему. 3. Объединение людей совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕФОРМАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ - один из типов организованности соц. систем, возникающий и существующий наряду с организацией формальной (см.) этих же систем. О.н. представляет собой спонтанно сложившуюся систему соц. связей, норм, действий, являющихся проектом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. Причины возникновения О.н. кроются, во-первых, в неизбежной ограниченности, недостаточности формальной организации, к-рая в принципе не может охватывать и регулировать все процессы функ-ионирования организации социальной (см.), и во-вторых, в специфике деятельности индивидов в организации, выражающейся в нетождественности индивида и его организационной функции (личностной автономии), а значит, возможности его организационной самодеятельности, привнесении им в организацию элементов более широкой соц. среды (интересов, влияний, планов и т. д.), стремлении к "дополнительному" (помимо функционального) взаимодействию с др. людьми и удовлетворению своих разнообразных соц. потребностей. О.н. проявляется в двух разновидностях: как организация внеформальная  (см.), к-рая включает неформализованные служебные отношения, решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных; и как организация социально-психологическая  (см.), выступающая в виде межличных связей, возникающих на основе взаимного интереса друг к другу личностей как таковых и не опосредованных функциональными нуждами. Т. е. это непосредственная спонтанная общность людей, основанная на их личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т. д.). По отношению к организации социальной (см.) О.н. выполняет главным образом компенсаторную функцию (преодолевает недостатки организации формальной (см.), прокладывает путь к ее совершенствованию и др.), по отношению к индивиду она выступает как механизм защиты его от ограничивающего воздействия формальной организации, как сфера удовлетворения его различных соц. потребностей (самореализации, уверенности, признания) и т. д. Вместе с тем О.н. может играть в организации и дисфункциональную роль: противодействие общим целям, "рассеивание" авторитета и проч. Исследования О.н. начались с известного эксперимента хоторнского (см.) под Руководством Э. Мэйо. В дальнейшем эта проблема приобрела ведущее значение в рамках теории человеческих отношений, элементы к-рой использовались в различн. концепциях многих направлений западной социологии. В отечественной социологии организаций (см.) О.н. рассматривается как форма соц. самоорганизации, т трудовым коллективам и являющаяся одним из источников развития организаций. Лит.: Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973;Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. М., 1978; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организация: системы и люди. М., 1983; его же. Современная социология организаций.  М., 1995. A.M. Пригожин.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ - определенный порядок взаимодействия между зависимыми и соподчиненными элементами соц. структур. Свойства и отношения между элементами связаны с характером тех функций, к-рые они обеспечивают в этих структурах. Под соц. организацией понимается определенный порядок взаимодействия индивидов в конкретных обществ. формациях, порядок обществ. отношений. Именно обществ. отношения - первичные элементы об-ва как комплексной соц. структуры. Содержание и характер обществ. отношений, их связь и взаимозависимость определяются функциями, обеспечиваемыми конкретными обществ. отношениями в рамках формации данного типа. Экономика в целом есть, прежде всего совокупность определенным образом упорядоченных (организованных) обществ. отношений, возникающих в связи и по поводу производства и распределения благ и услуг; гос-во не есть лишь сумма материальных атрибутов (вещественных придатков) государственной власти (армия, госаппарат и т. д.), а прежде всего есть форма политич. организации об-ва, совокупность особым образом организованных политич. обществ. отношений. О.о.с.-п., т. е. определенная упорядоченность обществ. отношений - как базисных (производственных), так и иных - политич., юридич., нравственных и др. отношений надстроечного характера, - принципиальная черта любого об-ва. Если понятием "соц. организация" обозначается способ упорядочения обществ. отношений в целом, то понятие "соц.-политич. организация" включает в себя также и определенный порядок соц. взаимодействий, возникающих в ходе осуществления политич. власти. Соц.-политич. организация выполняет следующие основные функции. Устанавливая порядок соц. взаимодействий, она служит интегрированию обществ. отношений между индивидами, а также соц. слоями,

группами и классами. 1. Формирует приемлемые способы удовлетворения потребностей членов об-ва, дифференцируя понятия желаемого и допустимого по соц.-классовым и иным признакам и категориям. 2. Снабжает членов об-ва допустимыми методами и способами решения конфликтных проблем с целью удержать конфликты в пределах соц. организации данного типа. Специфич. соц. структурами, осуществляющими указанные функции, являются соц. ин-ты, соц. позиции и роли, ценности и нормы, регулятивный аспект к-рых охватывается понятием соц. контроля. Лит.: Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988; Кистяковский Б.А. В защиту прав//Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 101-131; Покровский И.А. Перуново заклятье//Из глубины. Сборник статей о русской революции. М., 1991. С. 259-277; Смелзер Н. Социология. М., 1994. A.M. Яковлев

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ - исторически обусловленная система размещения производства и его пространственной организации, расселения населения, территориально-административного устройства страны. О.о.т. - пространственно определенное выражение обществ. воспроизводства материальных и духовных условий жизни. О.о.т. выступает как рез-т и одновременно как предпосылка развертывания отношений в системах об-во - природа и об-во - человек, т. е. как итог обществ. производства и его соц. формы - обществ., в т. ч. производственных, отношений. В общесоциологич. плане О.о.т. - специфич. сторона развития об-ва. О.о.т. формируется, функционирует и развивается под воздействием природных условий, обществ. производства и обществ. отношений. О.о.т. - объект исследований целого ряда наук. Дифференциация природных условий как объективной естественной основы О.о.т. исследуется физич. географией. Пространственная дифференциация производства - объект экономической географии и региональной экономики. Территориально проявляющиеся различия фактич. условий жизнедеятельности людей, в т. ч. применительно к системам населенных мест, - объект, лежащий на стыке соц. географии и частных социологич. теорий - социологии расселения, социологии города и деревни. Собственно социологич. объектом исследования в системе О.о.т. является соц. неоднородность условий жизнедеятельности в различн. типах поселений, регионах, что выступает объективной основой существования соц.-территориальных различий как одного из "срезов" соц. различий в об-ве. Главное здесь в том, что различия в условиях жизнедеятельности, анализируемые применительно к поселениям или регионам, выступают реальным основанием для формирования соц.-территориальных общностей как специфических соц. групп. Совокупность таких групп образует соц.-территориальную структуру об-ва, к-рая является специфически социологич. категорией, ибо именно в ней отражается связь между территориальным и соц. аспектами развития различн. рода общностей и об-ва в целом. Конечным рез-том развития и совершенствования О.о.т. является целенаправленно создаваемая территориально-дифференцированная среда обитания и жизнедеятельности человека, к-рая обеспечивает необходимую результативность обществ. воспроизводства материальных и духовных условий жизни, сохранение и восстановление природной среды. Лит.: Хорев Б.С. Территориальная организация общества. М., 1981; Виноградский B.Г. Социальная организация пространства. М, 1988; Хорев Б.С. Региональная политика. М., 1989. М.Н. Межевич.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - разновидность организации неформальной (см.), спонтанно складывающаяся система межличных отношений, неизбежно возникающих в рез-те более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работников как личностей. О.с.-п. представляет собой непосредственную избирательность отношений в коллективе с целью удовлетворения индивидами своих соц. потребностей (в общении, признании, принадлежности). О.с.-п. проявляется гл. обр. в группообразовании. Соц.-психологич. группы включают небольшой контингент людей, стихийно установивших уравнительно долго поддерживающих между собой непосредственные ("лицом к лицу") связи, объединенных взаимным интересом, а также осознающих или выделяющих себя как специфич. группу. Предельная численность каждой такой группы определяется возможностями поддержания непосредственных личных контактов, по данным большинства исследователей - от 3 до 10 чел. Следует добавить, что такую группу характеризует и определенная соц.-психологич. общность: чувство солидарности, взаимного доверия, общей судьбы и т. д. Границы ее могут совпадать с формальными группами или отличаться от них, включать членов нескольких подразделений организации, разбивать их на неформальные подгруппы или же функционировать за пределами организации вообще. Желая удовлетворить свои соц. потребности в рамках группы, человек попадает в зависимость от нее: группа в состоянии контролировать его поведение. В ее распоряжении ряд средств воздействия: осуждение, моральная изоляция и др. Группа стихийно формирует нормы поведения, следовать к-рым должен каждый ее член. Т. обр. вырабатывается соц.-психологич. механизм внутригруппового контроля. В группе происходит распределение ее членов по шкале престижа. Причем это распределение часто не совпадает с должностной, ранговой структурой. В группе возникают отношения лидерства. Иначе говоря, структура коллектива раздваивается на формальную и соц.-психологическую (подразделение - группа, руководитель - лидер, должность - престиж и т. д.). Подобное раздвоение может привести к явлениям дезорганизации. Поэтому социолог должен найти способы совмещения формальной организации и О.с.-п. через подбор персонала, выборность руководителей  (см.) и т. п. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М., 1983; его же. Современная социология организаций.  М., 1995. А.И. Пригожин.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - один из важных резервов эффективности производства на основе достижений науки и передового опыта. В О.т. включаются мероприятия по рационализации структуры управления трудовым коллективом, форм разделения и кооперации труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; проектирование и внедрение новых методов и приемов труда; совершенствование нормирования и стимулирования труда, улучшение условий труда; подбор, подготовка и повышение квалификации кадров; укрепление трудовой дисциплины и повышение творческой активности масс. Социологию интересуют прежде всего соц.-экономич., а не оргтехнические факторы, заключающиеся в создании условий для развития личности работников, повышения степени содержательности и привлекательности труда. К числу новых, прогрессивных методов О.т., к-рые постоянно находятся в центре внимания социологов, относятся следующие: 1) расширение должностных обязанностей, ответственности и возможностей участия рабочих в принятии управленческих решений; 2) оперативная смена рабочих мест и операций в течение дня или недели (ротация на конвейере); 3) расширение объема выполняемых операций и принятие более напряженных заданий; 4) свободная организация рабочего ритма и применение гибкого режима труда; 5) периодич. профессиональные перемещения и совмещение смежных профессий. Кроме них используются "компенсаторные методы", к-рые не меняют организации трудового процесса, но позволяют снизить отрицательный эффект монотонности труда. Применение таких методов сопровождается использованием нек-рых технич. средств, что в конечном счете приводит к усложнению ритмического рисунка работы, обогащению ее содержания. К ним можно отнести: 1) трансляцию функциональной музыки во время работы;  2) производственную гимнастику; 3) организацию общения во время работы и в регламентированные перерывы и т. д. Лит.: Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972; Неймер Ю.Л. Управление социальным развитием отрасли. М., 1986; Научная организация труда  в управлении производственным коллективом: общеотраслевые научно-методические рекомендации. М., 1988. А.И. Кравченко.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НАУЧНАЯ (НОТ)

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НАУЧНАЯ (НОТ) - организация труда,  к-рая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство; позволяет более эффективно соединять технику и людей в едином производственном процессе; обеспечивает непрерывное повышение производительности труда, лучшее использование материальных и человеческих ресурсов; способствует сохранению здоровья, улучшает соц.-психологич. климат и повышает удовлетворенность трудом.  Центральная проблема НОТ - создание условий для высокопроизводительного труда. Реализация мероприятий по НОТ в народном хозяйстве предполагает совершенствование управления трудовым коллективом, форм кооперации и разделения труда; наиболее полное и эффективное распределение и использование рабочего времени; механизацию и автоматизацию процессов; проектирование и внедрение рациональных приемов и методов труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; совершенствование нормативной базы; повышение эффективности работы с кадрами и укрепление трудовой дисциплины; широкое распространение передового опыта; внедрение рациональных форм и методов материального и морального стимулирования. НОТ как целостная система знаний и практич. опыта появляется на рубеже XIX-XX вв. У истоков НОТ в ее современном виде стояли такие крупные предприниматели и теоретики управления, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд. В нашей стране НОТ особенно успешно развивалась в 20-е гг., когда в движение за НОТ были вовлечены широкие слои трудящихся. В это время работали такие крупнейшие теоретики и практики НОТ, как А. К. Гастев и П. М. Керженцев. НОТ как система теоретич. и практич. знаний и навыков базируется на комплексе наук. Так, соц.-экономич. основы НОТ составляют выводы и достижения социологии, педагогики и др. обществ. наук; технико-технологические основы - совокупность знаний и передового составляющие предмет технич. наук психофизиологич. основы - выводы и рекомендации физиологии и психологии труда, биомеханики инженерной психологии, производственной эстетики. НОТ все шире использует выводы и данные таких дисциплин, как теория решений, исследование операций, информационное обслуживание. Роль социологии в формировании основ НОТ быстро возрастает. Нарастание процесса гуманизации труда, отход от технологического (а в перспективе - и от экономич.) детерминизма, увеличение роли соц. факторов в поддержание трудовой активности с неизбежностью приводят к тому, что такие понятия социологии, как удовлетворенность трудом, соц.-психологич. климат межличностные отношения,  качество жизни  становятся ключевыми в проектировании и формировании основ НОТ. Увеличивается и значение социологич. инструментария: все большее и большее количество данных НОТ черпает из анализа документов, наблюдений, опросов и обобщений, сделанных на их основе. Лит.: НОТ в промышленности. М., 1978; Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ. М., 1986; Основы научного управления социально-экономическими процессами. М., 1989. А.Л. Проскурин.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЦИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

ОРГАНИЦИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - методологич. ориентация концепций об-ва на аналогии с понятием организма как единого целого в отличие от механицистских (см. Механицизм в социологии) моделей об-ва как агрегата элементов, независимых друг от друга. История обществ. мысли знает филос. О. (Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, романтики, А. Н. Уайтхед и др.), производный от древней идеи одушевленного макрокосмического порядка, всеединства и противостоявший номинализму и механицизму франц. просветителей, соц. физиков, англ. экономистов, утилитаристов и т. п.; биоорганические теории об-ва как сверхорганизма, ориентированные на эволюционную биологию и аналогии со строением и функциями живого организма (см Школа в социологии органическая); соц.-психотогич. О., полагавший, что целостность об-ва заключается в коллективном разуме, сознании, волеизъявлении как самостоятельной реальности, несводимой к сознанию индивидов, образующих социум (см. Социологизм). О. способствовал в свое время переходу от схем взаимодействия изолированных индивидов ("робинзонад") к изучению целостных соц. образований (гос-ва, ин-тов, организаций и т.п.) поведение к-рых неразложимо на локальные события и индивидуальные действия, и в этом смысле был предшественником современных системных подходов в социологии. Но как в своих метафизич., так и в псевдопозитивных (ставивших на место объективного духа законы природы и биологич. организма) формах 0. обычно преувеличивал степень культурного, нормативного, морально-целевого и т. п. единства об-ва. а также органичность и единообразие история. процесса. Как следствие, О. слабо отражал в своих теориях активность историч. субъекта, фактор личности и свободной воли. Лит.: Наllpike C.R. The principles of social evolution. Oxf., 1986. P. 33-36. Л.Д. Ковалю.

Предыдущая страница Следующая страница