Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАЛ"-"ВОП")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАЛ"-"ВОП")

ВАЛИДНОСТЬ

ВАЛИДНОСТЬ (от лат. validus - сильный, крепкий) - обоснованность и адекватность исследовательских инструментов (операционализированных понятий, измерительных операций и экспериментов). В. логическая (В. внутренняя) - степень взаимосвязи и взаимной выводимости переменных и индикаторов. В. эмпирическая (В. внешняя) - степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным.

ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА - качество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов: 1) о том, что именно экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной (внутренняя валидность); 2) о том, что выявленная зависимость является закономерной, ее можно распространять на определенные внеэкспе-риментальные ситуации (внешняя валидность). Для достижения внутренней валидности следует учитывать и максимально нейтрализовать влияние следующих факторов: фон-события, к-рые происходят во время эксперимента наряду с воздействием экспериментального фактора; естественное развитие - изменения в испытуемых, к-рые не связаны с конкретными событиями, а являются следствием течения времени (напр., усиление голода или усталости и т. п.); эффекты тестирования - влияние ранее выполненных испытуемыми заданий на рез-ты повторного испытания (эффект "первого замера", опыт участия в др. экспериментах и тестированиях); погрешность, нестабильность измерительного инструмента - неисправность технич. средств, нестабильность уровня внимания наблюдателей, изменения в их физич. и психич. состоянии; статистич. регрессия - следствие отбора групп на основе крайних показателей; отбор испытуемых - неэквивалентность экспериментальной и контрольной групп по составу; отсев в ходе эксперимента - неравномерное выбывание испытуемых из экспериментальной и контрольной групп перед тем, как эксперимент кончается; взаимодействие между отбором и естественным развитием, к-рое может приниматься за эффект экспериментального фактора. Факторы, ставящие под угрозу внешнюю валидность, репрезентативность эксперимента: предварительное тестирование  - возможное изменение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием предварительного тестирования (реакции лиц, прошедших предварительное тестирование, будут нерепрезентативны по отношению к тем, кто этому не подвергался); эффекты взаимодействия отбора испытуемых и экспериментального фактора - зарегистрированный эффект свойствен только для данной группы, не проявляется в др. частях изучаемой совокупности; условия организации эксперимента, вызывающие реакцию на эксперимент, - фиксируемые реакции вызваны не только экспериментальным фактором, а знанием, что идет эксперимент (поэтому некорректно распространять полученные данные на лиц, подвергающихся воздействию экспериментального фактора в неэкспериментальных условиях); взаимная интерпретация эспериментальных воздействий, нередко возникающая, когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям, поскольку влияние более ранних воздействий, как правило, не исчезает. Лит.: Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980. П.А. Вихалемм.

ВАЛЛЕРШТЕЙН (WALLERSTEIN) ЭММАНЮЭЛЬ (1930)

ВАЛЛЕРШТЕЙН (WALLERSTEIN) Эмманюэль (1930) - амер. социолог и историк. Внес значительный вклад в развитие теории мировой системы, являясь проводником мультидисциплинарных подходов к пониманию динамики капитализма. Соч.: The Capitalist World Economy. N.Y., 1979.

ВЕБЕР (WEBER) МАКС (1864-1920)

ВЕБЕР (WEBER) Макс (1864-1920) - нем. социолог, соц. философ и историк, основоположник социологии понимающей (см.) и теории соц. действия (см. Действие социальное). Социологию В. разрабатывал гл. обр. как социологию эко-номич. поведения людей, при этом поведение неизменно выступало у него как модель рационального поведения, по степени отклонения от к-рого он отличал др. типы поведения - ценностно-рациональное действие, аффективное и традиционное действие. Занятия экономич. историей поставили В. перед вопросом о том, каким образом идентифицировать экономич. явления исторического прошлого, теоретич. осмысление к-рых дано лишь на основе анализа современного капиталистич. об-ва. Причем анализ этот имеет, как правило, характер дедукции, проведенной на основе генерализующего, номотетического метода. Этот давний спор между историч. и теоретич. политэкономией В. решил в духе своих филос. учителей - В. Виндельбанда и Г. Риккерта, выработав понятие идеального типа. Категории политэкономии должны были играть в историко-экономич. исследовании роль идеальных типов, сопоставление с к-рыми позволяло выявить соответствующие явления в неразвитых экономич. формах далекого историч. прошлого. Главная идея соц. философии В. - идея экономич. рациональности, нашедшей свое последовательное выражение в современном капиталистич. об-ве с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационализировать поведение в хозяйственной сфере, позволяя добиться предельной экономич. эффективности. Эта тенденция, по В., проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (напр., в область музыки, социологич. изучению к-рой была посвящена одна из посмертно опубликованных работ В.). Дальнейшую (уже конкретно-социологич.) разработку идея рациональности получает у В. в связи с его концепцией рациональной бюрократии, представляющей собой высшее воплощение капиталистич. рациональности и "судьбу Запада". Социология В., оказавшая решающее воздействие на зап. социологию середины и второй половины XX в. (начиная структурным функционализмом и кончая социологич. неомарксизмом и даже феноменологич. социологией), до сих пор служит источником полемики по основным теоретико-методологич. проблемам социологич. знания. Лит.: Избранные произведения. М., 1990; Избранное. Образ общества. М., 1994. Ю.Н. Давыдов

ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН БУНД (1857- 1929)

ВЕБЛЕН (VEBLEN) Торстейн Бунд (1857- 1929) - амер. социолог, экономист, соц. критик. В своих исследованиях сочетал анализ настоящего состояния социальных явлений с эволюци-онно-генетич. анализом их прошлого на основе изучения историч. источников. Во многом намерения и стиль работы В. аналогичны современной историч. социологии. Соц. развитие, по В., - это смена преобладающих в определенные периоды истории раз-лич. соц. ин-тов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. В решении вопроса о механизме обществ. развития В. отошел от распространенной в его время схемы соц. дарвинизма, основанной на законах естественного отбора и борьбы за существование. Его эволюционистская т.зр. сочетала в себе элементы марксистского материалистич. понимания истории и концепции отставания культуры. По его мнению, двигателем развития об-ва является развитие экономики, промышленного производства, к-рое опережает и влечет за собой изменение и, в конечном счете, смену соц. ин-тов, норм соц. жизни. В. известен также и как один из создателей социологич. концепции потребления. Соч.: Теория праздного класса. М., 1984; The Engineers And The Price System. N.Y., 1921; The Theory Of The Business Enterprise. N.Y., 1965. M.C. Ковалева

ВЕКТОР

ВЕКТОР - математич. абстракция объектов, характеризующихся величиной и направлением. Понятие "В." может быть введено аксиоматически (что делается в математике при определении векторного пространства). В социологии чаще всего используются В., каждый из к-рых представляет собой модель X=(X1, ... ,Хn ) одного наблюдаемого объекта и состоит из отвечающих ему значений рассматриваемых признаков, что имеет определенную аналогию с тем, как геометрический В. задается с помощью пространственных координат. Число компонент такого В. наз. его размерностью (X - n-мерный В.). Вектор X наз. многомерным вектором-наблюдением, либо вектором одномерных наблюдений. Случайный В. наблюдений - это В., компонентами к-рого являются значения наблюдаемых величин случайных (см.). Соч.: Вектор, Векторное пространство//Математическая энциклопедия. М., 1977. Т. 1. Ю.Н.Толстова

ВЕКТОР РАНГОВ

ВЕКТОР РАНГОВ - векторная статистика, построенная по случайному вектору наблюдений Х=(Х1, ... ,Xn) (см. Вектор), компоненты к-рой получаются следующим образом. Если все Xt различны, то компонентами В.р. служат натуральные числа от 1 до n: на месте каждого Xi стоит число, выражающее количество таких компонент вектора Xi, величина к-рых меньше величины Хi. Другими словами, на месте наибольшего по величине Хi, стоит число п, на месте следующего по величине (в порядке убывания) - (n-1) и т. д. На месте наименьшего стоит 1. Если нек-рые X. равны друг другу, то В.р. строится так: наибольшему X приписывается ранг n, следующему по величине - ранг (n-1) и т. д. до тех пор, пока после приписывания ранга (n-k) не встретятся равные Xi. Пусть это будут Xkl,... ,Xkl.  Каждому из них приписываем ранг

Следующему по величине Хkl 1приписываем ранг n-(к l 1), если он не равен никакой другой компоненте X, и ранг

Ю.Н.Толстова

ВЕЛИЧИНА СЛУЧАЙНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИЧИНЫ СРЕДНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРА

ВЕРА - 1. Принятие воображаемых или реальных объектов за истину без достаточных теоретич. или практич. доказательств, к-рое не может претендовать на объективную значимость. 2. Опирающаяся на факты и знания уверенность индивида в том, что определенная идея, гипотеза, теория и т. д. являются истинными. В. возникает в случае сильной эмоциональной заинтересованности, личностной оценки и активного отношения индивида к предмету веры. В. определяет отношение индивида к окружающему миру, его сознание и поведение, играет важную роль в структуре обществ. и индивидуального сознания, формирования личности. Е.Д. Руткевич

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ - основанная на Божественном откровении, а не на логич. принципах и доказательствах вера в реальное существование сверхъестественных сил, свойств и отношений. В.р. - основа любой религии, религиозного сознания и культа, определяет мировоззрение, переживания и поведение верующих. В теологии В.р. считается либо неотъемлемым качеством человеческой природы, либо обретенным человеком благодаря Божественной милости (благодати). В.р. выступает в качестве высшего проявления человеческого сознания, высшей нравственной ценности и более высокой формы познания, чем разум. В диалектич. теологии (К. Барт, Э. Бруннер) подлинная В.р. противопоставляется официальной религии, выполняющей функции сохранения и поддержания существующего соц. порядка. В либеральной теологии (Ф. Шлейермахер) В.р. считается основой и источником человеческого существования. Лит.: Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М. 1985; Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986; ОBеа Т. Sociology of religion. N.J., 1966;Sykes S. Friedrich Schleiermacher. Atlanta, 1971. Е.Д. Руткевич

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ПРИРОДА ДАННЫХ

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ПРИРОДА ДАННЫХ - свойство данных, состоящее в том, что каждому интересующему исследователя событию можно приписать нек-рую вероятность (см. Теория вероятностей, Распределение вероятностей). Если в качестве события выступает значение признака (см.), то В.п.д. означает возможность рассмотрения этого признака как величины случайной (см.). Чаще всего наличие этого свойства связано с возможностью интерпретации социологом наблюдений как выборки из нек-рой генеральной совокупности. Такая интерпретация оправданна, если можно хотя бы мысленно представить себе возможность многократного повторения каждого рассматриваемого наблюдения в рамках одного и того же реального комплекса условий. Подобные ситуации могут быть описаны в рамках той или иной вероятностной модели исходных данных. Соответствующие статистич. гипотезы часто наз. гипотезами о В.п.д. Для статистич. обработки данных в таких случаях применяются классические математико-статистич. методы: методы статистич. оценивания (неизвестных) параметров, методы статистич. гипотез проверки и т. п. В социологич. исследованиях данные нередко имеют вероятностную природу. Если указанные условия не выполняются, то все равно можно применять традиционный математико-статистич. аппарат, однако соответствующие параметры будут характеризовать природу и структуру только реально анализируемых данных. При этом мы столкнемся с серьезными методич. трудностями: в процессе интерпретации исходных статистич. данных как выборки из нек-рой (теоретически домысливаемой) генеральной совокупности; при использовании вероятностных моделей для построения и выбора наилучших методов статистич. обработки; при вероятностной интерпретации выводов, основанных на статистич. анализе исходных данных. Другими словами, различие описываемых подходов проявляется в способе обоснования выбора алгоритма и в интерпретации получаемых статистич. выводов: в первую очередь исследователь основывает свой выбор на допущениях о вероятностной природе исходных данных и использует эти же допущения при вероятностной интерпретации получаемых выводов; во втором случае исследователь не располагает никакими априорными сведениями о вероятностной природе исходных данных и при обосновании выбора алгоритма и интерпретации рез-тов опирается на соображения содержательного характера. Лит.: Тутубалин В.Н. Границы применимости (вероятностно-статистические методы и их возможности). М., 1977; Алимов Ю.И. Альтернатива методу математической статистики. М., 1979; Айвазян С.А., Енюков И.С, Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: основы моделирования и первичная обработка данных.  М., 1983. Ю.Н. Толстова

ВЕРОЯТНОСТЬ

ВЕРОЯТНОСТЬ - см. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.

ВЕРУЮЩИЙ

ВЕРУЮЩИЙ - религиозный человек, верящий в существование сверхъестественных сил и существ и поклоняющийся им, т. е. совершающий культовые действия. В социологии религии (см.) различают несколько типов В.: глубоко верующие, у к-рых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении; верующие, у к-рых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение; наконец, колеблющиеся, у к-рых отсутствует прочная религиозная вера и к-рые проявляют колебания в отношении к религии и атеизму, что соответственно отражается и в их поведении. Каждому типу В. соответствует набор определенных эмпирич. признаков, характеризующих их сознание и поведение. Лит.: Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л., 1978; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж, 1984. Д.М. Угринович

ВЕС СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫБОРА

ВЕС СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫБОРА - числовое значение, приписываемое выбору респондента при проведении исследования с помощью социометрич. методов. Напр., при социометрич. опросе школьникам задается вопрос: "С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?" и присваивается балл 3 первому выбору, 2 - второму, 1 - третьему выбору и О - невыбранным. Взвешивание социометрич. выборов является одним из способов измерения интенсивности межличностных отношений (прежде всего межличностных чувств). Существуют более сложные и обоснованные процедуры измерения отношений, базирующихся на различ. закономерностях межличностного общения (на допущении о нормальном распределении членов группы по критерию, на основе к-рого данный индивид делает выбор; на закономерности уменьшения числа выборов при увеличении интенсивности чувства и т. п.). Рез-том измерения является взвешенная социоматрица или взвешенная социограмма (граф). (См. Методы социометрические, Обработка данных социометрических, Социоматрица, Социограмма). Лит.: Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: методика и математические методы исследований. Киев, 1975; Campbell D.Т. A rationale for weighting first, second and third sociometric choices: The Sociometric Reader. N.Y., 1960. P. 137-149. В.И. Паниотто

ВЕСОЛОВСКИЙ (WESOLOWSKI) ВЛАДИМИР (1929)

ВЕСОЛОВСКИЙ (WESOLOWSKI) Владимир (1929) - польск. социолог, проводил исследования по проблемам соц. структуры.

ВЕСТЕРМАРК (WESTERMARCH) ЭДУАРД (1862-1939)

ВЕСТЕРМАРК (WESTERMARCH) Эдуард (1862-1939) - финский социолог, проводил исследования по социологии семьи, по проблемам происхождения и развития моральных идей. Соч.: Origin and Development of Moral Ideas. N.Y., 1906; A Short Story of Marriage. N.Y., 1926.

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XVIII. СОЦИОЛОГИЯ И ПОТОЛОГИЯ

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XVIII. СОЦИОЛОГИЯ И ПОТОЛОГИЯ - журнал, издается 4 раза в год, начиная с января 1995 г. В состав редколлегии входят представители профессорско-преподавательского коллектива факультета, других подразделений Московского университета (кафедр и лабораторий социологич. и политологии, профиля ученые РАН, независимых исследовательских центров и вузов России. В редсовете журнала представлены также ученые из зарубежных университетов и научных институтов. Основными целями журнала являются: помощь в преподавании и изучении социологич. и политич. науки освещение состояния отечественной науки, преподавания указанных дисциплин, а также современных соц.-политич. процессов в стране; ознакомление с достижениями исследовательской мысли за рубежом, анализ соц. и политич. процессов в мире. В соответствии с ними в журнале публикуются материалы, отражающие рез-таты научно-исследовательской и методической работы в таких областях, как: история социологич. и политич. мысли; об-во как система; теоретич. и методологич. проблемы науки (эпистемология); основные направления социологич. и политич. науки (история и теория социологии; социология культурысоциология труда  и экономич. социология; социология политики;  проблемы лидерства и власти в контексте российской действительности; международные отношения  и т.д.); учебно-методическая работа: тексты лекций и программ учебных курсов, сценариев учебных игр и т.п. материалов российских и зарубежных авторов. Рубрики журнала: "Российское общество: состояние и тенденции развития"; "Дискуссионная трибуна" (конференции, обсуждения, "круглые столы") и т.п.; "Страницы классического наследия" (новые переводы произведений классиков социологии и политологии XIX - начала XX вв.); "Русская социологическая и политическая мысль"; "Слово - зарубежному ученому" (оригинальные статьи современных зарубежных ученых); "Преподавателю и студенту" (методические материалы по изучению социологии и политологии); "Размышления о книге" (полемические и проблемные статьи в связи с публикацией отечественных и зарубежных работ, затрагивающих важные вопросы науки и соц.-политич. практики) и др. В.И. Добренькое

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППОВОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППОВОЕ - процесс непосредственных контактов, общения членов группы между собой. В.г. предполагает систематич. воздействие членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм поведения, превращение группы из конгломерата индивидов в группу - систему с установленной стабильной структурой и образцами группового поведения. Исторически теория В.г. восходит к работам Г. Зиммеля конца XIX - нач. XX вв., ее расцвет приходится на 50-60-е гг. и связан с работами Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Бейлса, Дж.-Хоманса и др. С компьтеризацией социологии массовые исследования В.г. привели к образованию нового направления - символич. интеракционизма, абсолютизирующего формальные характеристики В.г. Лит.: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980; Bales R.F. Interaction process analysis: a method for the study of small groups. Cambridge, 1950; Bales R.F., Cohen S.P. SYMLOG: A system for the multiple level observation of groups.

NY 1979. Г.С. Антипина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИЗНАКОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИЗНАКОВ - статистич. концепция, характеризующая различие отношений между признаками (закономерностей) на подгруппах, определенных сочетаниями значений взаимодействующих признаков. Два признака взаимодействуют при совместном влиянии на зависимый признак в том случае, если характер связи (отношения, закономерности) с одного из признаков, напр., существенно различен для различных значений либо сочетаний значений др. признака. Вопрос о том, какой из двух признаков является основным, т. е. характер ли связи, напр., образования и дохода зависит от возраста, либо наоборот, характер связи возраста и дохода зависит от образования, есть вопрос о направленности связи признаков и решается на основе содержательной теории. Число взаимодействующих признаков может быть больше двух, в таких случаях говорят о взаимодействиях тг-го порядка, если число взаимодействующих признаков равно п. Понятие В.п. получило операционализацию в методах анализа регрессионного (см.). Развитие методов качественного анализа данных привело к расширению понятия взаимодействия. Напр., в методе дисперсионного анализа наличие взаимодействий характеризуется как наличие условных эффектов, к-рые выявляются на всей выборке объектов. В методике поиска взаимодействий AID3 (см. Поиск взаимодействий), к-рый, по существу, представляет собой иерархич. применение дисперсионного анализа, В.п. выявляется на отдельных подгруппах выборки. Представляется, что в каждом статистич. методе, к-рый решает задачу поиска взаимодействий, это понятие имеет свои особенности и трактуется в зависимости от типа решаемых методом задач, характера входной матрицы данных и уровня измерения признаков (см. Признак). Возникает необходимость обобщенного определения понятия В.п. на основе узких его определений, существующих в каждом методе. Такое определение наз. определением в широком смысле. Признаки при своем влиянии на зависимый признак взаимодействуют в широком смысле, если существует значимое различие отношений между ними и зависимым признаком (закономерностей) на различн, подгруппах выборки. Способы выявления значимых различий отношений разнообразны и связаны с формализацией понятия закономерности. Анализу могут подвергаться значимые различия средних значений, частотных распределений на различн, подгруппах, регрессионных зависимостей либо просто коэффициентов связи зависимого признака с взаимодействующими признаками на подгруппах. Многообразие в формализации понятия закономерности связано также с тем, что в разных методах по-разному трактуется понятие связи: это либо условная частота, либо линия регрессии,  либо просто нек-рый коэффициент корреляции  из огромного множества существующих коэффициентов связи. Разнообразие форм взаимодействий порождает и разнообразие методов их выявления (см. Поиск взаимодействий). Лит.: Шеффе Г. Дисперсионный анализ. М., 1980; Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982; Аргунова К.Д. Взаимодействия в регрессионном анализе//Социологич. исследования. 1987. № 2. К.Д. Аргунова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - любое поведение индивида, группы индивидов, об-ва в целом как в данный момент, так и в перспективе. Категория "взаимодействие" выражает характер и содержание отношений между людьми и соц. группами как постоянными носителями качественно различн, видов деятельности, т. е. отношений, различающихся по соц. позициям (статусам) и ролям (функциям). В.с. имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или соц.-психологич.) отношения, к-рые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. Механизм В.с. включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на др. индивидов; их обратную реакцию. Чтобы понять В.с, надо выяснить свойства взаимодействующих сил. Главное в В.с. - содержательная сторона. "Преломление" соц. норм и ценностей через сознание индивида и его реальное действие на основе осмысления этих норм и ценностей определяет способ В.с. индивида с др. индивидами и соц. окружением в целом. Этот способ включает следующие аспекты: передачу информации, ее получение, реакцию на нее, передачу переработанной информации, ее получение и реакцию на нее. Лит.: Сорокин П. А. Система социологии. В 2 т. П-г., 1920. Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - понятие, используемое при изучении бюджетов и балансов времени (см.). Жизнь человека - это непрерывная деятельность разного вида, служащая для удовлетворения различн. потребностей (экономич., соц., физиологич. и др.). В.д. - это единица совокупной деятельности человека (соц. группы), связанная с удовлетворением специфич. потребности (напр., питание, чтение, слушание радио, сон и т. д.). При изучении бюджетов времени выделяют до 100 и более В.д. При анализе В.д. объединяются в однородные (по соц.-экономич., физиологич. основанию и т. д.) группы (см. Бюджет времени): труд в обществ. хоз-ве; виды деятельности, связанные с работой; труд в домашнем хоз-ве; покупки и услуги; уход и воспитание детей; удовлетворение физиологич. потребностей; занятия в свободное время.  В.д. имеет определенную структуру: подготовка к его осуществлению; передвижения, связанные с ним; собственно В.д. В связи с этим их расчленяют на "занятия", являющиеся составной частью В.д. (напр., передвижение на работу - ходьбу до (от) остановки транспорта, его ожидание, езду; покупка - на передвижение до (от) магазина, выбор товара, его оплата, ожидание в очереди в кассу, за товаром). При крупных исследованиях бюджетов времени классификация насчитывает до 300-400 наименований В.д. с входящими в них занятиями. При изучении бюджетов времени различают основные (первичные) и одновременные (вторичные), осуществляемые в тот же период времени В.д. (напр., слушание радио во время еды, чтение газеты во время передвижения куда-л.). Одновременные (вторичные) В.д. занимают до 5-6 ч. в сутки в среднем на человека. При анализе также выделяют общественно и индивидуально-организованные В.д., производственные и внепроизводственные, активные и пассивные. В.д. может быть описан с помощью различн. показателей, характеризующих его содержание, распространенность, место осуществления и т. д. Продолжительность В.д. и частота их осуществления (суточная, недельная) - показатели, наиболее часто используемые при изучении бюджетов времени. В.Д. Патрушев

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИДЫ ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЗЕ (WIESE) ЛЕОПОЛЬД ФОН (1876-1969)

ВИЗЕ (WIESE) Леопольд фон (1876-1969) - нем. социолог, представитель т. наз. социологии формальной (см.). Социология, согласно В., - эмпирико-аналитич. дисциплина, имеющая своим предметомсоциальное как совокупность процессов межчеловеческих взаимодействий и складывающихся на их основе соц. структур (отношений, групп, ин-тов различн. степени общности и устойчивости). Аналитич. основанием социологии, по его мнению, является понятие соц. дистанции, т. е. сближение индивидов или их отдаление, а также группы по отношению к группе, группы по отношению к индивиду и т. д., что выступает как сущностное определение соц. процессов. Лит.: System der allgemeinen Soziologie. В. 1955. B.A. Кучава

ВЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на др. В соц. психологии В.с. понимается как изменение знания, установки, поведения или эмоции человека, к-рое может быть приписано действиям других. По распространенной классификации В.с. может быть принуждающим (основное средство давления - возможное наказание за отказ подчиниться); вознаграждающим (средство давления - вознаграждение за согласие подчиниться); легитимным (предписываемым законом); информационным и экспертным (основанным на убеждении в компетенции источника В.с); референтным (основанным на идентификации объекта В.с. с ее субъектом). Лит:. Шихирев П.Н. Современная социальная психология  США. М., 1979; French J.R., Raven B.H. The base of social power: studies in social power. N.Y., 1972. Vol. 6; Moscavici S. Social influence and social change. L., 1976. П.Н. Шихирев

ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ)

ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ) - форма общения, при к-рой подвергающийся В. (суггеренд) пассивно, непроизвольно и непосредственно, без обдумывания усваивает идеи, высказанные лицом, осуществляющим В. (суггерстом), и выполняет без борьбы мотивов его задания, ощущает побуждение к некритич., без логич. анализа, доверительному восприятию словесного, зрительного или символич. стимула. Примером символич. В. является искусство. В. может быть не прямым, когда цель его и источник скрыты (напр. пропаганда идей среди объективных данных; Эффект В. возрастает, если исходит от авторитетного лица или коллектива; при доверии, при повторении сенсорной депривации и при эмоциональном сдвиге (страхе или депрессии). В. в бодрствовании впервые научно обосновано Г. Бернгеймом (1888) и В.М.Бехтеревым (1892). Внушаемость - следование внушаемому поведению относится к свойствам личности в ее связях с внешней и внутренней ситуациями. Разработаны методы шкалирования внушаемости. Внушаемость может быть повышенной к одному стимулу (напр., относящемуся к своей болезни) и одновременно быть низкой для другого (напр., в деловых отношениях). Гетеросуггестия подразумевает, что источник В. находится во внешней среде, ей противопоставляется; аутосуггестия - что источник внутри себя. Одна из форм самовнушения - аутогенная тренировка, используемая в медицине, перед спортивными состязаниями, в производственном процессе. Нек-рые формы поведения в повседневной жизни - рез-т гетеросуггестии со стороны родителей, педагогов, повседневного окружения, средств массовой информации. Они формируют неосознанные мотивы поведения. Существует и др. т.зр., ограничивающая аффекты В. исключительными фактами, напр., энтузиазмом коллектива или паникой, т. е. подчеркивается индукция аффекта, но не исключается контрсуггестия отдельных лиц. В юриспруденции рассматривается ответственность лиц, совершивших преступление под В., внушенное лжесвидетельство, неосознанная роль следователя как суггерестора в отношении подростков, чья внушаемость повышена. Наиболее полно особо сложные В. (кроме противоречащих моральным убеждениям суггеренда) выполняются в состоянии гипноза, при наличии раппорта между суггестором и суггерендом. В. постоянный спутник межличностных отношений со времени раннего антропогенеза, включенный в триаду: суггестия - контрсуггестия - контрконтрсуг-гестия. Умелое использование В. в сочетании с убеждением определяет эффективность обучения, воспитания и руководства. В. - обязательный компонент психич. заражения, а самовнушение - вид В., при к-ром одна личность в одно и то же время и суггестор, и суггеренд. Бытовой омоним - приказания с угрозой строгого взыскания в случае невыполнения. Лит.: Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1907; Платонов К.К. Слово как физиологический и лечебный фактор. 1962; Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново, 1978; Фейнберг Е.Л. Киоер-нетика, логика, искусство. М., 1981; Шерток Л. Непознанное в человеческой психике. М., 1983. Н.А. Аладжалова, К.К. Платонов

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ - активизация и обновление нац.-культурной и обществ.-политич. жизни об-ва после периода застоя или упадка, вызванного неблагоприятными историческими условиями. В постперестроечное время в российском об-ве нац. возрождение является неотъемлемой составной частью общего процесса формирования гражданского об-ва и становления правового гос-ва. Оно предполагает интеграцию нац. и общечеловеческих ценностей, создание благоприятных условий для свободного развития всех народов и межнац. отношений, предупреждение конфликтов, любых проявлений национализма и шовинизма. Лит.: Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М., 1992. Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. М., 1994. Иванов В.Н., Ладодо И.В., Семигин Г.Ю. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М, 1996. В.Н. Иванов

ВОЛКОВ ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1929)

ВОЛКОВ Юрий Евгеньевич (1929) - российский социолог, философ, действ, член Российской академии естественных наук и действ, член Междунар. академии информатизации. Основные направления научно-исследовательской деятельности - соц. развитие, социология политики,  социология управления  и соц. политика. Соч.: Производственный коллектив и управление его социальным развитием. М., 1972; Социологические проблемы использования потенциала конструкторских и технологических кадров промышленного предприятия (в соавторстве). М., 1992.

ВОЛЯ

ВОЛЯ - способность личности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, выражающаяся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при достижении сознательно поставленных целей. В. выражает индивидуальность человека, служит самоутверждению и самовыражению его "Я". Существуют различн. концепции объяснения воли как важнейшего личностного свойства, в к-рых в качестве исходных используются различ. психологич. понятия: В. понимается и как произвольная мотивация (В.А. Иванников), и как потребность в преодолении препятствий (П.В. Симонов), и как аспект самосубъективных отношений (В.К. Калин). В., представляя собой, высший уровень регуляции личности, противостоит стихийно складывающимся импульсивным побуждениям человека, способствует смысловой интеграции побуждений, объединению потребностей, целей, ценностных ориентации в единую направленность личности. В. лежит в основе эмоциональной устойчивости личности по отношению к случайным и противоречащим ей внешним влияниям, является основой перестройки личностных качеств в процессе самовоспитания. В. выполняет в жизнедеятельности личности ряд функций: сознательной мобилизации психич. и физич. возможностей на преодоление трудностей и препятствий при совершении целенаправленных действий и поступков; стабилизации поведения человека, проявляющейся в удержании важных, но трудно достижимых целей; организации активности личности. В. дает возможность проводить ценностно-значимую линию жизни, реализовать жизненную позицию и направленность личности. Однако сама направленность личности может носить как высоконравственный, так и асоциальный характер. В. проявляется в ряде таких свойств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка и др. Волевые действия человека имеют сложную структуру, включающую ряд звеньев: выделение мотива, необходимого для совершения действия в его осознанной форме; постановка цели и принятие решения; выбор средств достижения цели; реализация цели, плана действий с оценкой конечного рез-та (В.И. Селиванов). Для волевых действий характерно наличие волевого усилия как механизма мобилизации личностью своих возможностей. Лит.: Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974; Иванников В.А. О сущности волевого поведения//Психол. журнал. 1985. Т. 6, №3; Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. М., 1986; Калин В.К. На путях построения теории воли//Психол. журнал. 1989. Т. 10, № 2. Т.И. Артемьева

ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ)

ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) - психич. процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творч. преобразования имеющихся у человека образов действительности. Во многих языках В. синонимично образу, представлению, изображению. Выделяют различ. приемы трансформации образов действительности в образы В.: аналогия, акцентирование, преувеличение и т. д. В. расширяет возможности познания; позволяет познать то, чего субъект не воспринимал; восполняет пробелы в имеющихся знаниях; связано с опережающим отражением действительности. В. участвует в регулировании практич. деятельности. Вопрос о В. имеет дискуссионный характер (что является рез-том недостаточной его изученности). Термином "В." пользуются многие науки, отсюда в понятие "В." может вкладываться различн. смысл. В психологии обсуждается соотношение мышления, воображения и интуиции, в частности место и роль нелогич. компонентов мышления. В. возникло и развилось в процессе обществ.-историч. практики, поскольку познание невозможно без отвлечения от непосредственных впечатлений. В. делится на непроизвольное (бесплодное фантазирование, уводящее человека от действительности) и произвольное (сознательное формирование образов в соответствии с целями деятельности). Последнее делится на воссоздающее (построение образа на основе опосредствованной знаковой информации, напр., по описанию) и творческое (создание принципиально новых образов, реализация к-рых приводит к созданию новых материальных и культурных ценностей). Иногда рассматривают В. как внезапное "озарение", ведущее к созданию нового. Однако открытие нового подготавливается в процессе поиска решения. В. развивается и совершенствуется в деятельности: у ребенка - в игровой и изобразительной (особенно с усвоением речи); далее в процессе общего интеллектуального развития. Приемы В. формируются поэтапно. Воспитание В. необходимо для формирования творч. подхода к жизни, поэтому В. связано с личностью в целом (ее эмоционально-волевой сферой, функционированием подсознания, интересами, способностями, привычками и т. д.). Особый вид творческого В. - мечта, указывающая человеку жизненные перспективы, определяется своей соц. направленностью, широтой воображаемого рез-та деятельности. Лит.: Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972; Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974; Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975; Richardson A. Mental imagery. L., 1969. А. А. Гостев

ВОПРОС (В ВОПРОСНИКЕ, В АНКЕТЕ, В ПЛАНЕ ИНТЕРВЬЮ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница