Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОП"-"ВЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОП"-"ВЯТ")

ВОПРОС ЗАКРЫТЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОПРОС КОНТАКТНЫЙ (ВВОДНЫЙ)

ВОПРОС КОНТАКТНЫЙ (ВВОДНЫЙ) - разновидность вопроса, выполняющего методич. и психологич. функции в начальной стадии со-циологич. опроса, после того как получено согласие респондента на опрос. Психологич. задачи В.к. состоят в том, чтобы поддержать, развить и закрепить ту мотивацию респондента на участие в опросе, к-рая была создана во вступительной беседе интервьюером, анкетером или вводным обращением к анкете (при заочном опросе). Методич. задачи В.к. состоят в обучении практич. навыкам заполнения анкеты: знакомство с полным текстом вопроса, обдумывание и выбор ответа, его регистрация в соответствии с инструкцией. В связи с психологич. функциями В.к. образно называют "вопросами для разбивания льда", они во многом определяют дальнейшую психологич. атмосферу общения респондента и анкеты, вводят его в тему опроса, формируют интерес к сотрудничеству с исследователем, уверенность в собственной компетентности, важности и ценности собираемой информации. Выбор В.к. определяется темой исследования и особенностями совокупности опрашиваемых. Общие требования к вводным вопросам: методк простота (они не должны содержать длинных и утомительных списков возможных ответов, сложной техники заполнения, напр., громоздких таблиц), психологич. нейтральность (они не должны быть острыми, относящимися к социально неодобряемым явлениям, внушающими, вызывающими опасения о последствиях ответов и т. п.). Не рекомендуется использовать в качестве контактных соц.-демографич. вопросы (паспортичку), поскольку они создают у респондента впечатление о заполнении официального учетного документа, ставящего задачи персонификации его ответов, могут быть предпосылкой настороженности в психологич. атмосфере опроса, особенно при наличии острых вопросов, связанных с критич., негативными мнениями или фактами, к-рые относятся к окружающим или респондентам. Чаще всего В.к. являются фактографическими (по содержанию), методически простыми и психологически нейтральными. При определении композиции анкеты из числа разработанных вопросов выбирают те, к-рые отвечают названным критериям, чтобы поставить их в начало анкеты. Напр., анкета, посвященная изучению миграции, может начинаться вопросом-фильтром, выясняющим, является ли респондент уроженцем данного населенного пункта. Опрос молодых рабочих об отношении к труду можно начать вопросом о том, где респондент обучался специальности, по к-рой сейчас работает. Опрос аудитории средств массовой информации обычно начинается вопросами о наличии источников информации, находящейся в личном пользовании (какие газеты и журналы выписываются, есть ли телевизор, радио и т. п.). В нек-рых случаях в качестве контактных используются вопросы, не предназначенные для получения содержательной информации. Эти вопросы выполняют только психологич. функции - создание благоприятной для исследовательских целей ситуации опроса. Ответы на эти вопросы в обработку не включаются. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова

ВОПРОС ОТКРЫТЫЙ

ВОПРОС ОТКРЫТЫЙ - разновидность формулировки вопроса, при к-рой логич. структура вопроса включает только побудительную часть и предикат вопроса, но не включает специально разработанной ответной части. Область возможных и ожидаемых ответов задается смысловым содержанием ключевых слов побудительной части вопроса. Предопределенность ответа на вопрос зависит только от обозначения предиката вопроса и от точности его адресования (учет информированности респондента, его компетентности, желания отвечать), от оценки респондентом остроты вопроса и др. соц.-психологич. характеристик. Респондент самостоятельно формирует ответ на вопрос, т. е. влияние исследователя на процесс формирования ответа в данном случае значительно меньше, чем при использовании закрытого вопроса. Начальный этап развития социологич. опросов в России и за рубежом связан с использованием именно В.о. Однако смысловая многозначимость разговорного языка и связанная с ней возможная неоднозначность восприятия вопросов приводили к значительному разнообразию формулировок ответов, получаемых на В.о. Это затрудняло статистич. обработку и классификацию ответов. Кроме того, в тех случаях, когда формулировки В.о. и их содержание не соответствовали соц.-психологич. особенностям респондентов, применение В.о. давало значительное число неотве-тивших или ответов не по существу. Напр., в работах по изучению читательской аудитории в 20-30-х гг. советские социологи отмечают, что на В.о. о том, чем понравилась или не понравилась прочитанная книга, большинство читателей либо не отвечают совсем, либо отвечают в самом общем, неструктурированном виде: понравилась всем или ничем не понравилась. Особенности ответов на В.о., к-рые долгое время оценивались как недостатки в связи с трудностями их обработки и анализа, позднее были осознаны как объективные познавательные возможности этого вида вопросов. В.о. стали применяться в тех случаях, когда задачей социолога является выяснение информированности опрашиваемых, актуализированных представлений о предмете опроса, навыков вербализации, особенностей языка. В.о. в современной исследовательской ситуации чаще всего применяются в пробных исследованиях для разработки вариантов ответов в закрытых вопросах. Их доля в анкетах, используемых в массовых опросах, невелика - редко превышает 8-10%. В.о. традиционно используются в конце анкеты для сбора дополнительных мнений, пожеланий и предложений о предмете опроса; они популярны в анкетах для опроса экспертов, когда сохранение уникальности индивидуальных мнений экспертов является целью опроса. В.о. применяются также в свободных, фокусированных и др. видах интервью с малой степенью стандартизации. Они также могут представлять ценную информацию в исследованиях обществ. мнения. Лит.: см. к ст. Вопрос закрытый. О.М. Маслова

ВОПРОС ПОЛУЗАКРЫТЫЙ

ВОПРОС ПОЛУЗАКРЫТЫЙ - формулировка вопроса, включающая три логич. элемента: а) побудительную часть вопроса, содержащую его предикат; б) ответную часть, содержащую специально разработанный перечень возможных, ожидаемых вариантов ответов; в) свободные строчки для дополнительных вариантов ответов, самостоятельно сформулированных респондентом. Такая конструкция формулировки вопроса возникла в социологии как попытка соединить преимущества закрытого и открытого вопросов. Однако В.п. не дает значительного расширения познавательных возможностей. Обычно респонденты ограничиваются предложенным перечнем вариантов ответов, а число приписок, как правило, невелико, редко обрабатывается и включается в анализ. Вместе с тем и среди немногочисленных приписок могут оказаться очень ценные, оригинальные или неожиданные для социолога высказывания, характеризующие особенности сознания опрашиваемых или выделяющие важные, но упущенные аспекты изучаемой переменной. Лит.: см. к ст. Вопрос закрытый. О.М. Маслова

ВОРМС (WORMS) РЕНЕ (1869-1926)

ВОРМС (WORMS) Рене (1869-1926) - франц. социолог, один из представителей школы в социологии органической (см.). Рассматривая соц. проблемы, В. широко пользовался биомедицинскими аналогиями ("биологич. приспособление", "соц. патология", "соц. гигиена" и т. п.). В более поздний период деятельности частично отошел от органицистских идей, придя к выводу, что они применимы гл.обр. к примитивным об-вам. Более сложные обществ. образования В. стал истолковывать не столько в биологич., сколько в соц.-психологич. терминах. Соч.: Индуктивный метод в социологии. Казань, 1899; Биологические принципы в социальной эволюции. Киев, 1913; Общественный организм. СПб., 1897. С.А. Эфиров

ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в об-ве нормативными моделями.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ - процесс отражения человеком и животными предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В. вместе с ощущением составляет основу когнитивных (познавательных) процессов. В соответствии с концепцией системного подхода в психологии В. рассматривается как одна из сторон когнитивной субсистемы психики, неразрывно связанная с др. сторонами (памятью, мышлением), а также с предшествующим опытом и процессами антиципации. Физиологич. основу В. образуют иерархически организованные нервные процессы, протекающие на разных уровнях сенсорных систем - от рецептивных нервных окончаний до коры больших полушарий головного мозга. Постоянное взаимодействие между разными сенсорными системами обеспечивает полноту и многогранность В. В зависимости от доминирования той или иной сенсорной модальности В. классифицируется на зрительные, слуховые, осязательные, ки-нестезические, обонятельные и вкусовые. В. - рез-т эволюции животного мира и обществ. истории человека. Специфика человеческого В. определяется активной позицией человека, его преобразующим воздействием на окружающий мир. Важнейшие характеристики человеческого В. - его предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Лит.: Рок И. Введение в зрительное восприятие Т. 1,2. М, 1980; Основы сенсорной физиологии. М., 1984; Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. А.А. Митъкин

ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПРОИЗВОДСТВО

ВОСПРОИЗВОДСТВО - процесс самостановления и самовозобновления биологических и соц. систем.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ - непрерывный процесс естественной смены поколений за счет рождений и смертей. В зависимости от соотношения уровней рождаемости и смертности В.н. может быть расширенным (численность последующих поколений увеличивается по сравнению с предыдущими), стационарным (при постоянстве численности следующих друг за другом поколений), или суженным (численность последующих поколений уменьшается по сравнению с предыдущими). Следует различать В.н. и естественный прирост населения,  темпы и характер к-рого (положительный или отрицательный по знаку) зависят не только от соотношения рождаемости и смертности, но и от особенностей возрастной структуры населения. Поколение родившихся замещает в численности населения не родительское, а прародительское поколение, т. к. при современной высокой средней продолжительности жизни большинство среди умерших составляют люди старше 60 лет (60-70%). Возрастная структура складывается как рез-т режима В.н. и по мере его изменения также изменяется с нек-рым временным лагом. В процессе перехода демографии, (см.) от высокой рождаемости и смертности в прошлом к низкой рождаемости и смертности в настоящем и будущем большинство экономически развитых стран имеют в настоящее время возрастную структуру населения с положительным потенциалом роста населения, к-рый обеспечивает увеличение численности населения в течение определенного срока даже тогда, когда замещение родительского поколения детским уже не обеспечивается (т. е. В.н. суженное). Чтобы оценить характер В.н. в чистом виде, абстрагируясь от преходящего вклада в рост населения возрастной структуры, используются математич. модели, в частности модель стабильного населения, т. е. такого, к-рое изменяется с постоянным темпом (при отсутствии миграции). Показателями В.н. служат брутто- и нетто-коэффициенты В.н., истинный коэффициент естественного прироста  (коэффициент естественного прироста стабильного населения). Поскольку модели населения строятся для одного пола (мужского или женского, чаще женского), показатели В.н. также характеризуют замещение поколения одного пола, обычно женского, но по ним судят о В.н. обоего пола. Так, брутто-коэффициент В.н. показывает число девочек, рожденных поколением женщин за весь репродуктивный период  жизни (условно с 15 до 50 лет) без учета смертности. С учетом смертности получают нетто-коэффициент В.н., показывающий число девочек, рожденных поколением женщин и доживающих по меньшей мере до возраста матерей в момент их (девочек) рождения. Определяется этот показатель в расчете на одну женщину в среднем. Если он равен 1,0, то В.н. - простое (стационарное), если больше или меньше 1,0, то В.н. соответственно расширенное или суженное. Если нетто-коэффициент меньше 1,0, т. е. В.н. суженное, то это не означает немедленной убыли населения, но указывает на возможность такой убыли при сохранении суженного В.н. Т.обр., он имеет прогностич. характер, оценивает современное состояние В.н. с позиций его будущего развития. Это ценное качество, т. к. демографич. процессы изменяются медленно, инерционно, поэтому важны их заблаговременные оценка и прогноз. Нетто-коэффициент В.н. характеризует замещение поколений через период времени, равный длине женского поколения (примерно 26- 27 лет). В.А. Борисов

ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЕ - процесс эволюции системы соц. отношений в форме их циклич. воспроизведения; этот процесс воплощает тенденции изменения соц. системы, присущие конкретному этапу обществ. развития: воссоздание существующих элементов соц. структуры и отношений между ними (простое B.C.), a также возникновение новых элементов и отношений (расширенное В.с). В.с. индивида является следствием В.с. населения, проживающего на определенной территории. В В.с. населения, составляющего данную соц.-тер-риториальную общность, вьщеляются такие ведущие составляющие, как демографическое, профессионально-квалификационное, этнич., культурное, духовно-идеологич. воспроизводство, воспроизводство соц. организации и соц. ин-тов. Не ограничиваясь физич. воспроизводством людей, соц. воспроизводство как функция соц.-территориальной системы предполагает воспроизведение совокупности определенных соц. качеств, необходимых для нормального участия населения в обществ. жизни. Важнейшей стороной В.с. (в масштабах об-ва) является воспроизводство соц структуры. Соц-демографич. составляющей этого процесса на территориальном уровне является демографич. возобновление компонентов соц. структуры, включая соц. перемещения. Профессионально-квалификационная составляющая воспроизводства соц. структуры определяет характер внутриклассовой дифференциации и межклассовой интеграции процесса соц. развития. Воспроизводство соц. организации направлено на качеств, изменение иерархич. структуры статусов (сокращение расстояния между ними), на расширение границ соц. ролей, а также на их взаимозаменяемость в ходе соц. развития. Воспроизводство соц. ин-тов обеспечивает расширение границ санкционированной соц. деятельности (что обусловлено все более глубокой интериоризацией индивидами общих норм и ценностей), преследующей определенные цели обществ. развития. Н.И. Щипаное

ВРЕМЕНИ ЗАТРАТЫ

ВРЕМЕНИ ЗАТРАТЫ - характеризуют продолжительность различн. видов деятельности (см. Вид деятельности): рабочего времени, свободного времени и т. д. Термин "В.з." возник в связи с тем, что время имеет относительную самостоятельность (см. Время социальное), свою ценность, к-рую можно тратить. В действительности же В.з. на тот или иной вид деятельности  или их группу складываются из продолжительности их осуществления. Продолжительность вида деятельности и В.з. на осуществление деятельности, по существу, равнозначные понятия. Разделяют В.з. на отдельные виды деятельности и их группы: рабочее время; время, связанное с работой; время домашнего труда и удовлетворения бытовых потребностей; время ухода за детьми и их воспитания; время удовлетворения физиоло-гич. потребностей; свободное время.  При анализе бюджетов времени выделяют также первичные и вторичные В.з. (см. Бюджет времени, Вид деятельности). В.з. различных соц. групп населения на разные виды деятельности обладают определенной "эластичностью", т. е. свойством "расширения" и "сжатия". Максимальная граница В.з. обусловлена пределами насыщения потребности (человек не может спать больше, чем это требуется организмом), минимальная граница ее обусловлена степенью важности: какие-то виды деятельности при недостатке времени могут совсем не осуществляться, каким-то может уделяться лишь минимальное время в общих рамках суточного (1440 мин.) или недельного (168 ч.) бюджета времени. Различают В.з. индивидуальные, средние и обществ.-необходимые; рациональные и нерациональные; фактические и нормативные. Нормы В.з., по существу, определены лишь для труда в обществ. хоз-ве (41 ч. в неделю, более короткая норма труда  - для нек-рых категорий работающих). Очень важна их разработка для ряда видов деятельности. В. Д. Патрушев

ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ - расход времени на виды деятельности, осуществляемые той или иной соц. группой населения или населением в целом. При этом речь может идти как об отдельных группах времени - рабочего, домашнего труда, свободного и др., - так и о бюджете или балансе времени в целом (см. Баланс времени, Бюджет времени). Показателями использования времени являются: продолжительность затрат времени на те или иные виды деятельности, частота их осуществления, структура и др. (см. Показатели времени). Однако всегда следует помнить, что В.з. неразрывно связано с различными видами деятельности, что продолжительность (частота и др. показатели) лишь одна из их характеристик. Специфич. способ времяпрепровождения вне сферы труда в обществ. производстве определяет различн. его стили: учебный, молодежный, се-мейно-домашний и др. (см. Типология времяпрепровождения). При анализе бюджетов и балансов времени нередко употребляют понятия рациональное и нерациональное В.и. Под рациональным понимается расходование времени с пользой для об-ва и человека, в общественно нормальных границах его продолжительности. Под нерациональным понимают такие затраты времени, к-рые выше средних или не являются обществ.-полезными (бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, выпивка и т. п.). Различ. соц. группам населения присущи свои специфич. черты использования времени: городскому - сельскому населению; рабочим - колхозникам - служащим; учащимся - пенсионерам; мужчинам и женщинам в каждой соц. группе и т. д. Эти различия обусловлены присущими им соц.-экономич. потребностями и условиями осуществления. В.Д. Патрушев

ВРЕМЕНИ ФОНД

ВРЕМЕНИ ФОНД - время, к-рым располагает та или иная группа населения или все население, в к.-л. период (месяц, год и т. п.) для выполнения всей или к.-л. части деятельности. Это понятие используется при анализе бюджетов и балансов времени (см. Баланс времени, Бюджет времени). Совокупный В.ф. охватывает рабочее и внерабочее время всего населения той или иной территории или страны в целом за год или к.-л. ДР- период. Фонды рабочего и внерабочего времени подразделяются на части. Так, в рабочем времени выделяют внутрисменный и целодневный фонды. Фонд внерабочего времени включает: В.ф. труда в домашнем х-ве, В.ф. труда в личном подсобном хоз-ве, В.ф. покупок, фонд свободного времени и т. п. Следует различать плановый (установленный), фактический, желательный и прогнозный В.ф. Так, фонд рабочего времени занятых в народном хоз-ве представляет собой количество рабочего времени, полученного путем умножения установленной продолжительности рабочего дня в часах на номинальную продолжительность рабочего года в днях и среднегодовую численность занятых в народном хоз-ве. Фактический фонд рабочего времени может быть больше или меньше установленного фонда. Это зависит от фактической продолжительности рабочего дня, рабочего года и среднегодовой численности занятых. Прогнозный фонд - В.ф., рассчитанный на 10- 20 и более лет. В.Д. Патрушев

ВРЕМЕНИ ЭКОНОМИЯ

ВРЕМЕНИ ЭКОНОМИЯ - постоянное уменьшение затрат времени (см. Времени затраты) на те или иные виды деятельности - труд в обществ. хоз-ве, труд в домашнем хоз-ве, занятия в свободное время  и т. д. Затраты времени на различн. виды деятельности имеют обществ.-необходимую и фактич. величину. В каждый данный момент последняя может быть больше или меньше обществ.-необходимой величины. В.э. должна означать не только доведение затрат времени на тот или иной вид деятельности  до обществ.-необходимой величины, но и понижение последней. В.э. достигается за счет: а) устранения потерь и нерациональных затрат времени; б) технич. прогресса; в) совершенствования планирования, организации и самой деятельности (труда, торгового обслуживания населения, занятий в свободное время и т. д.). В В.э. проявляется закон экономии времени. Закон В.э. - один из всеобщих экономич. законов, присущих различн. обществ.-зкономич. формациям. Однако в каждой из них действие его имеет свою специфику, как и в каждой из сфер всего времени об-ва. В.Д. Патрушев

ВРЕМЯ

ВРЕМЯ - свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий.

ВРЕМЯ ВНЕРАБОЧЕЕ

ВРЕМЯ ВНЕРАБОЧЕЕ - часть бюджета времени трудящихся, включающая его затраты на внетрудовую (не в обществ. хоз-ве) деятельность (см. Бюджет времени), т. е. деятельность, связанную с работой: домашний труд,  удовлетворение бытовых потребностей; уход за детьми и их воспитание, удовлетворение физиологич. потребностей; занятия в свободное время.  У работников сельского хоз-ва В.в. включает также труд в личном подсобном хоз-ве. В.в. включает в себя разнородные по соц-экономич. содержанию затраты времени. Время, связанное с работой, представляет по существу "накладные" затраты времени на труд в обществ. хоз-ве. В.в. включает время передвижения от дома до работы и обратно; время ухода за собой до и после работы и др. Об-во заинтересовано в минимизации затрат времени на эти цели. Время на домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей, а также на воспитание детей по своей экономич. сущности представляет собой время производительного и непроизводительного труда в домашнем хоз-ве, в процессе к-рого создаются потребительные стоимости в виде вещей и услуг. Они, как правило, потребляются непосредственно членами семьи. Затраты времени на эти виды деятельности значительны. Время труда в личном подсобном хоз-ве представляет собой разновидность производительного труда. Создаваемые в рез-те его продукты могут идти как для личного потребления семей, так и для продажи. Уход за детьми и их воспитание требуют определенных затрат времени, к-рое часто включается во время для домашнего труда. Однако оно имеет специфич. функцию, связанную с подготовкой подрастающего поколения к труду и жизни. Время удовлетворения физиологич. потребностей включает затраты на: уход за собой и др. членами семьи, питание и сон. Оно необходимо для восстановления израсходованных в процессе трудовой и внетрудовой деятельности сил. Затраты времени на это определяются не только физиологич. потребностями, но и соц.-экономич. условиями труда и жизни. Так, продолжительность сна зависит не только от тяжести труда, но и от режима рабочей недели, от сменности, от напряженности бюджета времени в целом. В.в. тесно связано с временем рабочим (см.). Рабочее время вместе с затратами времени на виды деятельности, связанные с домашней работой, (труд в домашнем и личном подсобном хоз-ве, воспитание детей и др.), представляет собой время общей трудовой нагрузки, в процессе к-рой создаются определенные потребительные стоимости в форме предметов и услуг в обществ. и домашнем хоз-ве. Время домашнего труда и удовлетворения бытовых потребностей играет важную роль не только для подготовки и осуществления труда в обществ. хоз-ве, но и для развития, отдыха и развлечений в свободное время. В.Д. Патрушев

ВРЕМЯ РАБОЧЕЕ

ВРЕМЯ РАБОЧЕЕ - форма бытия труда. Это время, в течение к-рого работник затрачивает свои физич. и духовные силы и способное для производства потребительных стоимостей в той или иной форме. По своему экономич. содержанию В.р. представляет собой совокупность необходимого и прибавочного рабочего времени. В.р. - также мера продолжительности (нормативной и фактич.) участия работников в обществ. производстве, мера индивидуального участия производителей в совокупном труде, а следовательно, и в индивидуально потребляемой части всего продукта. Единицами В.р. являются рабочий час, рабочий день, рабочая неделя, рабочий месяц, рабочий год. Установленная продолжительность рабочей недели в России сейчас составляет 40 ч. в неделю. Фактическая продолжительность рабочего года несколько варьируется, завися не только от числа праздничных и выходных дней в году, но и от установленной продолжительности отпусков, а также неявок на работу по болезни, с разрешения администрации и др. причинам. Продолжительность рабочего дня при 5-дневной рабочей неделе составляет 8 ч. 15 мин. Рабочий день представляет собой время суток, в течение к-рого работник должен работать на предприятии или в учреждении, имеет физич. и моральные границы. Физич. границы рабочего дня определяются необходимым временем для восстановления израсходованных сил, моральные границы определяются временем, необходимым для удовлетворения бытовых, культурных и соц. потребностей работника и членов его семьи. Лит.: Патрушев В.Д. Время как экономическая категория. М., 1966; Швецов Ю.Г. Рабочее и свободное время:  методы анализа, планирования, регулирования. Барнаул, 1989. В.Д. Патрушев.

ВРЕМЯ СВОБОДНОЕ

ВРЕМЯ СВОБОДНОЕ - часть времени суток, свободная от труда в обществ. хоз-ве и связанного с ним времени удовлетворения физиологич. и бытовых потребностей и домашнего труда. В свободное время  осуществляются виды деятельности, цель к-рых - удовлетворение духовных, физич. и соц. потребностей, к-рые не удовлетворяются частично трудом в обществ. хоз-ве и др. занятиях. В.с. неправомерно отождествлять с внерабочим, т. е. свободным от работы в обществ. хоз-ве, временем. Последнее охватывает более широкий круг занятий (см. Время внерабочее). Во В.с. обычно включаются затраты времени на следующие занятия: учебу и повышение квалификации, обществ. работу, творческие и любительские занятия, пользование средствами массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, общение, занятия физкультурой и спортом, пассивный отдых и ряд др. занятий. Соц.-экономич. сущность В.с. проявляется в его функциях. В.с. выполняет следующие основные функции: 1) отдыха и восстановления израсходованных физич. и умственных сил; 2) развития физич. и умственных сил и способностей; 3) развлечения и общения. Эти функции реализуются в различн. видах деятельности в свободное время. Через один и тот же вид деятельности  могут реализоваться не одна, а несколько функций. Так, чтение может быть и отдыхом, и развлечением, и служить общему культурному развитию. В.с. представляет большую ценность как для каждого человека, так и для об-ва в целом. Оно - необходимое временное пространство для ряда важных видов деятельности. В.с. - специ-фич., нематериальная форма богатства каждого человека, семьи и об-ва. Это богатство "производится" (трудом в сфере материального производства), распределяется между классами и соц. группами населения (в соответствии с экономич. законами) и потребляется (используется) в ходе деятельности людей, настроенных на удовлетворение соответствующих потребностей. Как и всякая другая форма богатства, оно нуждается в постоянном контроле и учете за его распределением и использованием. Лит.: Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория. Свердловск, 1973; Минц Г. Свободное время: желаемое и действительное. М., 1978. В.Д. Патрушев

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ - одна из форм существования об-ва, функционирование к-рого протекает во времени, неотделимо от него. С одной стороны, В.с. является временным пространством человеческой деятельности, с др. - ее мерой. В.с. характеризует также последовательность различ. видов деятельности (см.), их частоту. Время необратимо, оно течет от прошлого к будущему. В.с. представляет собой определенную, нематериальную форму богатства об-ва и каждого его члена. Сущность этого богатства определяется не только его величиной, но и содержанием, тем, как оно используется, какую пользу это использование приносит. В.с. имеет свою структуру, определяемую основными сферами жизнедеятельности членов об-ва: труд в обществ. хоз-ве, труд и занятия в домашнем хоз-ве, сферы удовлетворения физиология, потребностей и сферы удовлетворения физич., духовных и соц. потребностей. Каждая из частей времени, затраченных в этих сферах, имеет свое соц.-экономич. содержание. В совокупности они составляют В.с. об-ва. Служа пространством жизнедеятельности об-ва, время одновременно оказывается и ее мерой. В связи с этим необходимо различать индивидуальные затраты времени (отдельного человека, средние затраты времени соц. группы), обществ.-необходимые затраты времени (определенные обществ.-нормальными условиями протекания той или иной деятельности). Время неотделимо от деятельности, оно не расходуется, а складывается из продолжительности различн. видов деятельности в той или иной сфере. Однако оно имеет относительную самостоятельность, прежде всего время рабочее  (см.) и время свободное  (см.). Важнейший метод изучения (измерения и контроля) соц. времени об-ва - это метод изучения использования бюджета времени (см.) и рассчитываемых на его основе балансов времени (см.). Балансы и бюджеты времени дают объективную картину распределения и использования времени, в к-рой отражается реальное поведение людей. Но В.с. имеет и субъективную сторону, связанную с его восприятием, отношением к нему, удовлетворенностью его использованием (см. Удовлетворенность временем). На субъективное ощущение времени оказывает влияние то, как много произошло событий в тот или иной период. Период, насыщенный событиями, кажется быстро проходящим, но вспоминается как долго длящийся. Период, не насыщенный событиями, представляется медленно тянущимся, но вспоминается как короткий по длительности. Т.обр., время текущее очень отличается от времени вспоминаемого. Субъективное время изучается с помощью "небюджетных" методов, т. е. путем выяснения мнений о нем разных соц. групп населения. Объективные и субъективные методы изучения времени дополняют друг друга и часто используются совместно. Поскольку время - форма богатства как об-ва, так и индивида, постольку в сознании людей оно имеет ценностную оценку. Отдельные группы времени имеют по отношению к другим определенный приоритет. Оценка времени с развитием об-ва может меняться. Так, с ростом культурных потребностей населения растет ценность для него свободного времени, отношение к различн. группам времени (рабочему; времени удовлетворения бытовых и физиологич. потребностей; свободному) определяется в конечном счете господствующими в об-ве производственными отношениями. Ценность времени и отношение к нему проявляются в ценностных нормах, ориентациях и реальном поведении. Лит.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. В.Д. Патрушев

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - соц. процесс, в ходе к-рого индивиды (субъекты выбора) последовательно осознают наличие в об-ве профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности - профессий и специальностей (объекты выбора), путей и способов приобретения знаний и навыков, необходимых для этой деятельности, и реальных возможностей их использования. В.п. включает ориентацию профессиональную (см.), а также выбор связанного с профессией соц. положения. Взаимодействие субъекта и объекта В.п. определяется конкретно-историч. уровнем развития производства, состоянием отношений производственных (см.), от к-рых зависит и свобода В.п. Система внеэкономич. принуждения жестко закрепляет работника за определенным видом деятельности, тогда как наличие рынка рабочей силы определяет возможности В.п. в условиях стихийно складывающегося спроса и предложения. Научно-технич. революция, качественно изменяющая требования к образованности и квалификации работника, органически связывает В.п. с выбором вида общего и профессионального образования. Однако последний есть в то же время относительно самостоятельный процесс, определяемый, помимо состояния производства, состоянием и степенью гибкости системы образования, ее соответствием изменяющимся потребностям об-ва. В.п. испытывает на себе также влияние престижа профессий (см.), опосредствованно отражающего обществ. потребности. На протяжении всей профессионально-трудовой деятельности человек неоднократно встает перед В.п. - в связи с изменениями техники, технологии и организации производства, соц.-экономич. ситуации в об-ве, переменами в интересах и склонностях индивида, его физич. и умственных способностях и возможностях, его семейном и материально-бытовом положении, состоянии здоровья и т. д. Поэтому необходим социологич. анализ В.п. на стадии как первичного выбора, в момент вступления человека в самостоятельную трудовую жизнь, так и на последующих стадиях его жизненного цикла, что связано также с соц. функциями непрерывного образования (см.). Изучение соц. проблем В.п. ведется в рамках социологии образования (см.), социологии труда (см.), а также складывающейся в последнее время новой научн. отрасли - социологии жизненного пути. Лит.: Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллинн, 1985; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.  М., 1975; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985. Ф.Р. Филиппов

ВЫБОРКА

ВЫБОРКА - представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая закон распределения  признака в этой совокупности. 1. Совокупность выборочная (см.). 2. Процесс отбора единиц. Напр., термины "выборка случайная" , "выборка районированная" , "выборка гнездовая"  и т. д. указывают на способ или прием формирования выбороч. совокупности. Г.Н. Сотникова.

ВЫБОРКА ГНЕЗДОВАЯ

ВЫБОРКА ГНЕЗДОВАЯ - вид выбора при к-ром отбираемые объекты представляют сг бой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц. Раньше понятие гнезда распространялось только на двухступенчатую выборку, отобранные на первой ступени объекты рассматривались как серии элементарных единиц, к-рые подвергались сплошному обследованию. Сейчас этот вид отбора сохранил за собой название серийного, а понятие гнезда расширилось на случаи выборки многоступенчатой (см.). Гнездом наз. единицу отбора высшей ступени, состоящую из более мелких единиц низшей ступени. В выборку могут быть включены как все единицы низшего уровня, так и их часть. Число единиц образующих гнездо, называют его размером. Гнездовой отбор обладает большими организационными преимуществами перед отбором единиц. Значительно проще осуществить отбор и обследование нескольких компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц. Технические преимущества гнездового отбора особенно ощутимы при построении территориальной выборки (см. Выборки основа). Отбор небольшого числа территориальных сегментов (населенных пунктов, районов, жилых кварталов и т. д.), затем выборочный или сплошной опрос проживающего в них населения существенно уменьшают стоимость исследования и сроки его проведения. Основные рекомендации при выборе гнезд сводятся к тому, чтобы различия между гнездами были минимальными, а составляющие их единицы были бы по возможности более неоднородными. Это правило прямо противоположно основному принципу расслоения, в соответствии с к-рым выигрыш в точности тем больше, чем более однородными будут выделенные слои. Другая рекомендация касается выбора размера гнезд: большое число малых гнезд предпочтительнее малого числа крупных. В.г., являясь удобной и экономичной формой отбора, не означает отступления от принципа случайности. Для отбора равноразмерных гнезд применима любая схема простого случайного отбора (см. Выборка случайная) или систематич. отбора. Если гнезда сильно различаются по размеру, то выполняют предварительное расслоение совокупности гнезд по размеру с последующим извлечением выборки из каждого слоя. Другая распространенная форма выбора гнезд - отбор с вероятностью, пропорциональной размеру. Особенно он эффективен в случаях, когда из большого числа гнезд самого разного размера необходимо отобрать незначительное число при наличии др. факторов расслоения. Лит.: Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977; Территориальная выборка в социологических исследованиях. М., 1980. Г.Н. Сотникова

ВЫБОРКА КВОТНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОРКА МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ

ВЫБОРКА МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ - вид выборки, построенный с применением процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени) становится исходной для отбора на следующем. Промежуточные объекты, составляющие выбороч. совокупность на высших ступенях В.м., наз. единицами отбора. Соответственно различают единицы отбора  первой ступени (первичные единицы), единицы отбора второй ступени (вторичные единицы) и т. д. Объекты нижней ступени, с к-рых непосредственно ведется сбор соц. информации, наз. единицами наблюдения. К многоступенчатому отбору прибегают в тех случаях, когда невозможно или сложно составить основу для всех элементов генеральной совокупности или же генеральная совокупность  имеет настолько большую протяженность, что простой случайный или систематич. отбор элементов привел бы к чрезмерному распылению выборки по всей территории. В В.м. каждая единица отбора представляет собой гнездо единиц более низкого уровня (см. Выборка гнездовая), поэтому многоступенчатый отбор позволяет локализовать выборку в меньшем числе точек. В то же время на каждой ступени процессу независимого извлечения выборки сопутствует своя выбороч. ошибка. Отдельные ошибки складываются в общую ошибку В.м. Т.обр., увеличение количества ступеней, с одной стороны, приводит к сокращению базовых точек опроса и, следовательно, к экономии людских и материальных ресурсов, с другой - к уменьшению точности выбороч. оценок. На практике нахождение компромиссного варианта решения этой задачи связано с дополнительными факторами: наличием на каждой ступени основы (см. Выборки основа) для отбора объектов и в ряде случаев - нек-рой информации о единицах отбора, необходимой для расслоения. Тип В.м. определяют способы организации отбора на каждой ее ступени. Так, если на всех ступенях используются случайные способы формирования выборочн. совокупности, то и В.м. будет относиться к разряду случайных, независимо от того, какие приемы и в каких комбинациях имели место при ее построении (расслоение, систематич. отбор гнезд, отбор гнезд, пропорциональный размеру единицы, и т. д.). Иногда на нек-рых ступенях может оказаться целесообразным применение неслучайных способов отбор;, напр., метода типич. представителей на первой ступени или квотного отбора на последней ступени. Нередко территориальная выборка на высших ступенях сочетается с производственной нъ низших. Комбинирование различн. приемов при построении В.м. позволяет создавать эффективные выбороч. модели, соответствующие различи типам исследовательских ситуаций. Лит.: Шварц Г. Выборочный метод. М., 1978 Территориальная выборка в социологических исследованиях. М., 1980. Г.Н. Сотпникова

ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОРКА РАЙОНИРОВАННАЯ (СТРАТИФИЦИРОВАННАЯ, РАССЛОЕННЫЙ ОТБОР)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОРКА СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ (ОТБОР СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ)

ВЫБОРКА СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ (ОТБОР СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ) - процедура отбора каждого k-го элемента из списка элементов исходной совокупности. Номер первого элемента выборки часто определяется случайным образом (напр., в таблице случайных чисел находят первое число в интервале от 1 до к), поэтому систематич. отбор еще носит название псевдослучайного или квазислучайного. Число к наз. интервалом или шагом систематич. отбора и определяется как целая часть числа от деления количества элементов исходной совокупности на объем выборки  (k=[N/n]). Систематич. отбор был известен в земской статистике еще в конце XIX в. и применялся в массовых обследованиях крестьянских хозяйств наряду с методом типич. представителей (см. Выборка неслучайная) - наиболее распространенной формой выбороч. наблюдений того времени. Одной из основных причин возникновения в земской статистич. практике первого исследования с систематич. отбором было отсутствие предварительных данных, на основе к-рых могли быть выделены типич. группы. Систематич. выборка в этих условиях была лучшей гарантией равномерного представительства всех типов хозяйств. Систематич. отбор из-за простоты реализации находит широкое применение и в наши дни. Так, вся статистика семейных бюджетов использует выбороч. совокупности, построенные систематич. приемом. Социолог в своей работе также часто отдает предпочтение систематич. отбору. Систематически обычно отбираются населенные пункты и предприятия в пределах ти-пич. групп, работающие на предприятиях, избирательные участки,  адреса в избирательных списках и т. д. Систематич. отбор прост и удобен, дает значительную экономию времени, что особенно важно, когда выборка извлекается в ходе обследования. Нек-рые статистики относят систематич. отбор к одному из видов направленного отбора в силу того, что номер первого элемента и интервал однозначно определяют выбороч. совокупность, т. е. не выдерживается требование отличной от нуля вероятности попадания в выборку для каждого элемента. Строго говоря, систематич. выборка была бы полностью равносильна случайной, если бы элементы в списке располагались совершенно случайно. Такому условию не удовлетворяет ни один реальный список. Поэтому на практике систематич. отбор считают эквивалентным случайному, если порядок расположения элементов в списке никак не связан с исследуемыми переменными. По сравнению со случайной выборкой систематич. отбор часто позволяет с большей точностью оценивать средние значения исходной совокупности. Однако следует иметь в виду, что систематич. отбор дает удовлетворительные рез-ты только в том случае, если в списках отсутствует цикличность, связанная с интервалом отбора, или др. тенденции, способные оказывать систематич. влияние на рез-тат. Лит.: Кауфман А.А. К вопросу о выборочном исследовании. СПб., 1911; Йейтс Ф. Выборочный метод в переписях и обследованиях. М., 1965; Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 1976; Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977. Г.Н. Сотникова.

ВЫБОРКА СЛУЧАЙНАЯ (СЛУЧАЙНЫЙ, ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ОТБОР)

ВЫБОРКА СЛУЧАЙНАЯ (СЛУЧАЙНЫЙ, ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ОТБОР) - способ отбора, при к-ром каждый элемент генеральной совокупности имеет нек-рую отличную от нуля вероятность быть отобранным. Различают простой случайный отбор  (ПСО), когда вероятности попасть в выборку для каждого элемента равны (и отличны от нуля), и собственно случайный, или вероятностный, отбор. Реализовать процедуру ПСО можно двумя приемами: лотерейным методом и с помощью таблицы случайных чисел. При использовании лотерейного метода все элементы генеральной совокупности нумеруются числами от 1 до N, затем жетоны с номерами помещают в урну, тщательно перемешивают и извлекают последовательно п жетонов. Элементы совокупности, имеющие эти номера, и будут составлять выборку. Выделяют две схемы ПСО: отбор с возвращением (схема Боули), когда извлеченный жетон опять возвращается в урну, и отбор "без возвращения" (бесповторный). В схему Боули все испытания поставлены в одинаковые условия и независимы друг от друга. В схеме "без возвращения" состав урны после каждого испытания изменяется, в итоге несколько снижается средняя ошибка выборки  и повышается устойчивость ее рез-тов. Однако если генеральная совокупность  достаточно велика и доля отбора не превышает 5%, то схема "без возвращения" практически равноценна схеме Боули. Рассмотренные схемы, являясь классич. примером реализации ПСО, на практике становятся чрезвычайно трудоемкими, т. к. для обеспечения равного шанса выбора требуется тщательное перемешивание жетонов. Поэтому при формировании равновероятной выборки элементов их больших совокупностей пользуются таблицами случайных чисел. Отметим, что при организации ПСО все элементы генеральной совокупности должны быть пронумерованы. Случайным образом могут отбираться не только элементы совокупности, но и целые группы, состоящие в общем случае из различ. числа элементов (см. Выборка гнездовая). Конкретное зыбороч. исследование обычно представляет собой сложную систему, в к-рой переплетаются различн. схематич. элементы в сочетании с районированием, организацией многоступенчатого отбора и др. приемов формирования выборки. В основе построения любой выборки лежат два основных принципа: избежать смещенности рез-тов и добиться максимальной точности при заданных издержках. Единственный способ избежать смещений заключается в строгом соблюдении методики случайного отбора. Планы выборок могут отличаться разнообразием приемов, позволяющим повысить точность и снизить затраты на проведение исследования. Лит.: Четвериков Н. О выборочном исследовании//Вестн. статистики. 1919, №8-12; Мозер К. Методы социального исследования. Вып. 1. М., 1969; Дружинин Н.К. Выборочный метод и его применение в социально-экономических исследованиях. М., 1970. Г.Н. Сотникова

ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА

ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА - процедура приведения структуры совокупности выборочной (см.) в соответствие со структурой совокупности генеральной (см.) по одному или нескольким контролируемым признакам. Контролируемыми могут быть любые признаки, инвариантные задачам исследования, генеральные распределения к-рых известны. Как правило, для корректировки используют соц.-демографич. информацию: распределения по полу, возрасту, образованию, семейному положению, типу местожительства и др., но в общем случае выбор контролируемых признаков зависит от специфики исследования и источников рассогласования. Причины нарушения пропорций в выбороч. совокупности различны. Часто они связаны с организационными факторами: допущенными отклонениями от плана размещения выборочн. единиц по регионам, недостаточной численностью интервьюеров, невыполнением интервьюерами плановых заданий по опросу, высоким процентом забракованных анкет и т. п. Необходимость коррекции данных может быть вызвана значительным числом труднодоступных единиц, таких, как отказавшиеся отвечать, отсутствующие дома, а также низким возвратом анкет в почтовых опросах населения. Иногда восстановление структуры выборочн. совокупности является следствием неточной или неполной информации об исследуемом объекте на стадии проектирования выборки. Вместе с тем процедура корректировки выборки может планироваться как самостоятельный этап при анализе данных опроса в тех случаях, когда исследователя интересуют оценки не только всей совокупности, но и отдельных ее частей. Различают несколько способов корректировки данных опросов. Простейший из них предполагает добор недостающего числа анкет (по квоте или в целом) непосредственно в полевых условиях. Др. способы корректировки используют технику перевзвешивания и могут выполняться вручную или на ЭВМ. Перевзвешивание выбо-роч. рез-тов сводится к расчету по каждому значению контролируемого признака весового коэффициента, определяемого как отношение планового числа анкет к реально полученному. Затем количество анкет приводится в соответствие с вычисленным весом. Весовой коэффициент к>1 означает, что анкет с данным значением признака в массиве оказалось недостаточно, и каждая из них используется в обработке более одного раза, иными словами, объем таких анкет увеличивается в к раз. Если к<1, объем анкет соответственно уменьшается, анкеты, оказавшиеся в "избытке", случайным образом отсекаются и исключаются из обработки. Весовой коэффициент fc=l говорит о том, что данная группа анкет участвует в обработке без изменений. При программной реализации процедуры перевзвешивания на ЭВМ каждой анкете в зависимости от значения контролируемого признака приписывается свой вес и при обработке ее "вклад" в общую оценку корректируется в соответствии с рассчитанным весом. Лит. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977; Шварц Г. Выборочный метод. М., 1978; Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979; Петренко Е.С., Ярошен-ко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. М., 1979; Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979; Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986. Г.Н. Сотникова

ВЫБОРКИ ОСНОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОРКИ ОШИБКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОРНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ВЫБОРНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ - способ комплектования персонального состава органов управления, в рез-те применения к-рого руководители получают свои полномочия, права на осуществление возлагаемых на них функций снизу; конституируются, утверждаются в должности решением своих подчиненных, подотчетны прежде всего им, контролируемы и сменяемы самими управляемыми. Выборность противоположна назначению, когда занятие должности, а также освобождение от нее происходит по решению органов и лиц, занимающих в иерархической структуре организации более высокие позиции. Выборность руководителей применяется в организациях с различн. формой собственности: государственной, коллективной и др. Особое значение выборность руководителей  имеет в государственных организациях, в к-рых она может оказаться эффективным средством ослабления монополии государственного аппарата в решении кадровых вопросов. В большинстве организаций вне зависимости от формы собственности выборность руководителей находится в сложном соотношении с назначением руководителей. Выборность руководителей тесно связана с конкурсом, означающим открытое соревнование между лицами, претендующими на место руководителя. Конкурс возможен не только при выборности, но и при назначении. Он является вспомогательным средством введения руководителя в должность, помогает субъекту принятия решения собрать необходимое число достойных кандидатур. Однако при назначении, предполагающем закрытость, неохотно используется конкурс. Выборность, напротив, не отвергает конкурса, она от этого только выигрывает. Применение выборности руководителей порождает дискуссии о компетентности избирателей. Речь, как правило, идет о трех элементах компетентности: 1) значение задач, содержания и характера конкретной работы руководителя; 2) осведомленность о деловых и иных качествах кандидатур; 3) возможность сопоставления этих видов информации. Повышение компетентности избирателей связано с применением различных видов выборности, не только прямой, но и опосредствованной. Лит.: Капелюш Я.С. Общественное мнение о выборности на производстве. М., 1969; Кайда лов Д.П., Сумменко Е.И. Психология единоначалия и коллегиальности. М.,

1979. Я.С. Капелюш.

ВЯТР (WIATR) ЕЖИ ЙОЗЕФ

ВЯТР (WIATR) Ежи Йозеф (1931) - польск. социолог, проводил исследования по теоретич. проблемам социологии политики. Соч.: Социология политических отношений. М., 1978.

Предыдущая страница Следующая страница