Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНД"-"ИНТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНД"-"ИНТ")

ИНДЕКС

ИНДЕКС - специфич. конструкция, образованная путем комбинации индикаторов (см.) - Процесс конструирования индекса часто является единственным средством формирования нового понятия на эмпирич. уровне знания или замены неточного понятия теоретич. уровня более точным. Нередко построение И. можно рассматривать и как способ получения значении не поддающегося непосредственному измерения латентного признака (см.) с помощью определ ных преобразований значений наблюдаемых пр знаков (индикаторов). И. в качестве консирукции из индикаторов считается эмпирич. эквивалентом соответствующего ему понятия. Построение И. можно рассматривать как частный случай шкалирования (см. Шкала). Процесс конструирования И. включает четыре стадии. 1. Перевод понятия в индикаторы, осуществляемый посредством как операциональных, так и неоперациональных определений. 2. Перевод индикаторов в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения, начало отсчета и т. д.). 3. Перевод переменных в И. (выбирается техника конструирования И.); значения И. могут находиться как на основе определенного математич. анализа наблюдаемых величин, так и путем введения формулы, выражающей связь латентной переменной с индикаторами (таковы, напр., многие социометрич. индексы). 4. Оценка И. (проверяется его надежность и обоснованность). Примером может служить И. групповой сплоченности, представляющий собой частное от деления числа взаимных позитивных выборов, сделанных в группе, на общее число всех возможных выборов. Понятие групповой сплоченности определяется через индикатор (число взаимных выборов) и средство его фиксации (простой подсчет). Т.обр., И. - это идеальный объект оперирования, заменяющий реальные объекты оперирования (индикаторы) - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Лит.: Социальные исследования: Построение и сравнение показателей. М., 1978; Логика социологического исследования. М., 1987; Lazarsfeld P.F. Evidence and in ference in social research//Daedalus. 1958. Vol. 87; Lazarsfeld R.F., Barton A. Qualitative measurement in social Science//Classification, typologies and indices in the policy Sciences. Stanford, 1965. A.B. Кабыща.

ИНДЕКСЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ

ИНДЕКСЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ - количественные показатели, характеризующие структуру межличностных отношений в малой группе (групповые И.с.) или положение отдельных членов группы в этой структуре (индивидуальные И.с). Расчет И.с. является одной из наиболее распространенных процедур обработки социометрич. данных, поскольку социометрич. методы могут использоваться не только для изучения малых групп. В более широком смысле под И.с. можно понимать любые характеристики структуры отношений между элементами нек-рого множества соц. объектов. Все приведенные индексы основаны преимущественно на локальных характеристиках социоматрицы (социограммы), т. е. на числе отданных, полученных выборов и их комбинациях, поэтому они не учитывают свойства структуры как целого, свойства, к-рые не сводятся к характеристикам отдельных элементов структуры. Для учета этих свойств целесообразно при построении И.с. использовать методы, развитые в теории графов. В качестве примеров таких индексов можно привести следующие. Сплоченность группы по отношению R - минимальное число дуг, к-рые нужно удалить, чтобы граф стал несвязным, нормированное максимально возможным числом графа (т. е. нормированное число связей, к-рые должны исчезнуть, чтобы группа распалась на не связанные между собой подгруппы). Устойчивость (живучесть) группы - нормированное число связности графа (т. е. минимальное число членов группы, удаление к-рых из группы приводит к тому, что группа разбивается на не связанные между собой подгруппы). Другой случай использования нескольких социоматриц связан с социометрич. методами. Напр., по двум социоматрицам - реальной и аутосоциометрической с тем же критерием ("Кого бы Вы взяли с собой при переходе в другую бригаду?" и "Как Вы думаете, кто бы Вас взял с собой при переходе в другую бригаду?") строится индекс осознанности отношений в группе, к-рый измеряется как отношение числа угаданных выборов к общему числу предсказаний. Наконец, еще одним направлением построения И.с. является использование взвешенных социоматриц. В этом случае R может быть любым действительным числом, а не только 0 и 1. Нек-рые из И.с. могут вычисляться по тем же формулам, что и в случае невзвешенных социоматриц (напр., статус, экспансивность, плотность), но изменится нормировка индексов. В других случаях требуется построение новых И.с. специально для взвешенных социоматриц. См. также: Методы социометрические, Социоматрица, Обработка данных социометрических, Вес социометрического выбора. Лит.: см. к ст. Методы социометрические, Обработка данных социометрических. В.И. Паниотто.

ИНДИВИД

ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимое, особь) - 1. Особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек как представитель человеческого рода. 2. От;: представитель об-ва, народа, класса, данной группы.

ИНДИВИД СОЦИАЛЬНЫЙ

ИНДИВИД СОЦИАЛЬНЫЙ - отдельный, обособленный член соц. общности: народного класса, данной соц. группы. В социологии понятие И.с. употребляется в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители соц общностей, выборочной совокупности (в эмпирич анализе), каковые описываются контекстуально по принадлежности к данной совокупности В психологии понятие И.с. - представитель рода обладающий своеобразным психофизич. особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие индивида следует отличать от понятия индивидуальности как обозначения неповторимого сочетания природных и соц. свойств индивида и от понятия личности как деиндивидуализированных соц. качеств человека. Лит.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познавания. Л., 1969; Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и потребность быть личностью//Вопр. филос. 1982, №3. Психологические проблемы индивидуальности. М., 1983 - 1985. Вып. 1-3. В.А.Ядов.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - процесс и рез т совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий, проявления личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения обществ. роли, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, т. е. персонифицированной формой реализации соц. функций. И. оказывается возможной благодаря пластичности (гибкости) индивидов, способности выполнять однотипные действия с учетом специфики ситуации и свойств самого индивида, представляет момент творчества. Ценные для об-ва или соц. групп и коллективов индивидуализированные способы, методы, формы деятельности могут осваиваться другими, превращаясь в эталонные, что свидетельствует о процессе возникновения инноваций. Лит.: Абульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности//Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Резвицкий Н.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973. В.А. Ядов.

ИНДИКАТОРЫ

ИНДИКАТОРЫ - 1. То же, что показатели (см.), соответствует английскому Indicator. 2. Доступные наблюдению и измерению характеристики (признаки) изучаемого или управляемого соц. объекта. В исследовательской ситуации И. "замещают", обнаруживают др. характеристики объекта, обычно не доступные наблюдению и измерению (латентные переменные). Так, наблюдая поведение человека и фиксируя его поступки, мы можем судить о его интересах. Поведение может быть развернуто в специфич. многомерную переменную, т. е. пространство характеристик, доступных количественной оценке. Если человек регулярно посещает театр, то можно полагать, что он проявляет к нему интерес. Необходимым условием для выбора И. является наличие связи (прямой или косвенной) между И. (поступок) и той характеристикой, к-рую он, по мнению исследователя, должен обнаружить (интерес). И. может быть либо сама характеристика, либо некрое ее значение, либо мера изменения этого значения. Из ряда И., характеризующих изучаемый или управляемый объект, выбирают тот, к-рый лучше "работает", является более чувствительным, обладает большей разрешаемой способностью. Так, в качестве И. научно-технич. уровня производства в стране можно выбирать число инженеров и ученых в ней или число действующих в стране ЭВМ и запущенных спутников. Однако очевидно, что при прочих равных условиях (ученые и инженеры имеют одинаковую подготовку, ЭВМ и спутники одинаково совершенны по конструкции) лучшими И. будут стоимость подготовки первых и стоимость производства вторых. Иногда в науч. и практич. целях образуют комбинацию индикаторов - индекс (см.). Лит.: см. к ст. Показатели. А.В. Кабыща.

ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНИЦИАТИВА

ИНИЦИАТИВА (от лат. initiare - начинать) - тип соц. активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности.

ИНИЦИАТИВА СОЦИАЛЬНАЯ

ИНИЦИАТИВА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность действий (деятельность) по выдвижению, утверждению, распространению и практич. реализации социально значимой идеи, сознательно, самостоятельно и добровольно осуществляемых субъектом; характеристика, индикатор и форма проявления соц. активности. И.с. обладает рядом отличительных признаков. Это прежде всего новизна (вообще или в данном месте в данное время); опережение одним субъектом др., означающее первые шаги в разрешении соц. проблем и противоречий; лидерство в поиске и внедрении новых, нетрадиционных способов преобразования соц. действительности, в создании новых обществ. движений, новых форм обществ. жизни. И.с. представляет способ преодоления устаревшего, отжившего, утверждения нового. В этом значении понятие "И.с." сближается с понятиями "соц. нововведение", "соц. новаторство", "соц. творчество". Инициативная деятельность субъекта обретает качества И.с. только с выходом ее за рамки интересов инициатора, с получением определенного обществ. резонанса. И.с, как правило, предполагает и выход за рамки узкопрофессиональной, соц.-ролевой деятельности, расширяя тем самым и сферу преобразовательной активности субъекта. Степень интенсивности и постоянства такой активности определяется как инициативность субъекта, отражающая соц. зрелость, гражданскую позицию, моральные ценности и идеалы субъекта, его предприимчивость, дальновидность. В развитии И.с. можно выделить ряд фаз: выдвижение новой идеи, проекта; практич. реализация новшества; распространение оправдавшего себя опыта. При этом особая роль принадлежит соц. эксперименту. Субъектом И.с. выступает личность, соц. группа, класс, обществ. ин-ты, гос-во, те или иные обществ. организации, а также неформальные объединения и разного рода группы, при этом главное место занимает личность, стоящая у истоков И.с. И.с. охватывает все сферы жизни об-ва. И.с. могут иметь как созидательный, прогрессивный, так и деструктивный, реакционный характер. Поэтому при трактовке И.с, их оценке необходимо применять не только соц.-групповой и конкретно-историч. подход, но и подход, базирующийся на критериях общечеловеч. ценностей. В.Т. Мордкович, Н.П. Матронов.

ИННОВАЦИИ КУЛЬТУРНЫЕ

ИННОВАЦИИ КУЛЬТУРНЫЕ - такие явления культуры, к-рых не было на предыдущей стадии развития  культуры этноса, но к-рые появились на данной стадии и нашли себе место в общей совокупности культуры. Инновации могут появляться либо в рез-те внутренних процессов развития культуры как изобретения и нововведения (культурные мутации), либо могут быть связаны с внешними воздействиями В последнем случае следует различать две формы инновации - заимствование и стимулированную культурную трансформацию. К культурным мутациям относятся, во-первых, целенаправленные изобретения, отвечающие вновь возникающим и растущим нуждам об-ва. Возникновение металлургии, одомашнивание животных и окультуривание растений, все развитие техники может служить примером таких И.к. Вместе с тем, случайный инцидент может закрепиться в традиции и дать начало культурной мутации. Заимствование, пожалуй, один из самых распространенных видов инноваций, но внешние воздействия не только приводят к заимствованиям, но и порождают стимулированную трансформацию. В религиях народов Меланезии культ черепа и охота за головами врагов возникли, по-видимому, как культурные мутации в связи со спецификой их хозяйственно-культурного развития. Как правило, И.к. в процессе своего "вживания" в массив культуры этноса проходят три этапа - отбор, модификацию и интеграцию. Инновация - это не просто новшество, новинка. В высокоразвитой культуре новинки моды появляются постоянно, но далеко не все они проходят через фильтр отбора. Заимствование тоже, как правило, происходит выборочно. Модификация применительно к специфике данного этноса существенна в основном для заимствований, поскольку мутации и стимулированные трансформации сами по себе возникают в рамках данного этноса. Наконец, структурная интеграция инновации означает, что она уже перестала быть новшеством и превратилась в традиционное для культуры данного этноса явление. Лит.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная культура. М., 1983. С.А. Арутюнов.

ИННОВАЦИЯ

ИННОВАЦИЯ - см. НОВОВВЕДЕНИЕ.

ИНСТИНКТИВИЗМ

ИНСТИНКТИВИЗМ - в социологии -попытка объяснения соц. явлений и процессов через обращение к биологич. природе человека. В центре этого направления стоит теория инстинктов соц. поведения У. Мак-Дугалла (1871- 1938), англ. психолога, с 1920 г.  работавшего в США. Его основной труд - "Введение в социальную психологию" (1908), согласно главной идее к-рого причиной соц. поведения являются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели как общее качество, объединяющее человека и животных. В противовес бихевиоризму Мак-Дугалл создал "целевую", или "гормиче-скую" (от греч. "гормэ" - стремление, желание, порыв), концепцию поведения. Согласно ей, организм наделен витальной энергией, проявляющейся в гормэ - движущей силе интуитивного характера - и реализующейся в действии инстинктов. Репертуар инстинктов человека связан с психофизич. предрасположением - наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Действие инстинкта включает аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Их внутреннее выражение - неосознанные эмоции, влияющие на сознание и детерминирующие поведение. Наибольшее значение придается стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе большинства соц. ин-тов. Так, его следствия - рост городов, коллективный характер труда,  досуга, массовые сборища и т. д. Др. видный представитель И. - француз Г. Лебон доказывал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ("толп") ими правят бессознательные инстинкты, проявляющиеся именно тогда, когда человек попадает в такую большую массу. В толпе снижается уровень интеллекта, падают ответственность, самостоятельность и критичность, исчезает личность как таковая. Лит.: Мак-Дугалл В. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916; Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976. Д.В. Ольшанский.

ИНСТИТУТ

ИНСТИТУТ (от лат. institution - учреждение, установление) - 1. Учреждение, установление. 2. Совокупность норм права, регулирующих определенную группу обществ. отношений одного порядка и обычно составляющих часть соответствующей отрасли права.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН (ИСПИ РАН)

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН (ИСПИ РАН) - создан в марте 1991 г.  решением Президиума Российской академии наук как результат разделения Ин-та социологии РАН на два академических ин-та - Ин-та социологии (ИС) и Ин-та социально-политических исследований (ИСПИ) и проводит научно-исследовательскую работу по актуальным проблемам становления гражданского об-ва, демократизации политич. системы, гармонизации межнац. отношений, соц.-демографического и соц.-экономич. развития. В трудах ин-та обосновываются пути перехода к социально ориентированной рыночной экономике, преодоление ошибок "старого" курса и становление "нового": курса реформирования от состояния кризиса к процветанию России. В центре внимания ученых ин-та находятся фундаментальные проблемы социологического знания: общая социологическая теория,  социологические теории различных сфер социальной жизни, отечественного и зарубежного историко-социологического знания, глобальные социальные проблемы  современного об-ва и его социальной структуры. На прикладном уровне в проблематику исследований ин-та входит: состояние массового сознания, ценностные ориентации,  установки и настроения разных соц. и нац. групп в регионах России, поиски путей осуществления их интересов, а также выявление причин соц. и межнац. напряженности и конфликтов, определения механизмов их предупреждения и преодоления. На основе теоретических и прикладных социологич. исследований ин-т периодически (не реже 2-х раз в год) осуществляет оценку соц. и соц.-политич. ситуации в стране и прогноз ее возможных изменений. Составленные на этой основе научные доклады направляются в федеральные органы власти и СМИ. Важным аспектом в научной деятельности ин-та является проведение общероссийских социологических исследований по проблемам построения системы показателей и индикаторов социального развития и функционирования российского об-ва (под названием "Как живешь, Россия?"). Ин-т активно работает над подготовкой учебников и учебных пособий по общей социологии, методике и технике социологических исследований, истории социологии, социологии молодежи, социальной экономике, социологии политики и др., а также социологических словарей и справочных пособий по социологии. За последние 3 года институт издал десятки работ, в т.ч.: Осипов Г.В. Социология и политика. Германия. 1995; Социология. Основы общей теории (Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н.). М., 1996; История социологии в Западной Европе и США (Отв. ред. Осипов Г.В.). М., 1995; Левашов В.К., Локосов В.В., Хлопьев А.Т. Как живешь, Россия? Вып. 1-2. М., 1995; Маркович Д. Общая социология. М., 1995; Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И. Социология армии. М., 1995; Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М., 1996; Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1997; Осипов Г.В. Россия: национальная идея. М., 1997; Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997; Социология и власть. Сборник 1. Документы 1953-1968. Отв. ред. Москвичев Л.Н. М., 1997; Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. В.Н. Иванов.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ СЕМЬИ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ СЕМЬИ - система действий и отношений, выполняющая соц. функции воспроизводства человека, подверженная обширному соц. контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций. Для анализа ин-та семьи обычно используются такие понятия, как "цель семьи", "функция семьи" (по отношению к об-ву и к личности), "нормы" (поддерживаемые семьей) и "санкции" (за невыполнение норм), "роли" (к-рые выполняют индивиды, включенные в семью, в соответствии с их статусом и приписываемыми им образцами поведения). Анализируются также проблемы взаимосвязи семьи с др. соц. ин-тами и с об-вом в целом. Модель семьи как соц. ин-та крайне важна при анализе ее изменений. В этом случае исследователя интересуют не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Процесс формирования семьи обусловливается совокупностью определенных норм и стандартов, таких, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные и др. стандарты поведения, моральные нормы, к-рыми руководствуются молодые люди и их родители, а также нормы, принятые у людей их круга, и, наконец, санкции за их невыполнение. Эти нормы и санкции представляют принятую, исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством к-рой об-во упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Эти отношения имеют как правовое регулирование, закрепленное в соответствующих кодексах (напр., о браке и семье), так и морально-нравственное, связанное с пропагандой социально ценностных и социально значимых образцов и норм поведения. Ценности, нормы, санкции обусловливают все стороны брачных отношений между супругами: сексуальную, эмоциональную, духовную. Нормы, нарушение к-рых представляет опасность для об-ва, имеют правовое санкционирование (напр., воспитание детей, жилищные, имущественные отношения), др. регулируются традициями, обычаями, поддерживающим обществ. мнением. Регуляции подлежат и др. области брачно-семейных отношений - с родственниками, друзьями и т. д. Наконец, важно выделить комплекс норм, связанных с ин-том расторжения брака. Эти нормы основаны на юри-дич. регулировании развода, установлении бракоразводной процедуры, правах и обязанностях - каждого из супругов по воспитанию детей, владении имуществом после развода. Нормы и традиции изменяются со временем, различаются по отношению к семье на разных стадиях их жизненного цикла. Существенная дифференциация ценностей и норм в сфере брачно-семейных отношений, а также неформальных санкций за их нарушение наблюдается в различн. регионах России. Такая дифференциация во многом обусловлена традициями и обычаями, имеющими множество истоков, в том числе религиозных. Ин-ты ухаживания, родства, родительства и даже брака и развода (если не считать относительно общих для всей страны правовых норм) отличаются также весьма значительно. Лит.: Вишневский А.Г. Демографическая революция. М., 1976; Волков А.Г. Семья - объект демографии. М., 1986; Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М., 1989; Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987; Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979; Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978; Антонов А.И. Семья как социальный институт/ /Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.). Ч. II. М., 1994; Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996; Кеп-kel W. The family in perspective. Houston, 1983; Olson D. et al. Families: what makes them work. N.Y., 1989. М.С. Мацковский.

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ (МИС)

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ (МИС) (LInstitut International de Sociologie) - основан в 1893 г. и является старейшим из ныне существующих ин-тов социологич. профиля. У его истоков стоял Рене Вормс. Среди его членов были такие выдающиеся ученые, как Л. Брентано, Э. Ферри, Л. Гумплович, А.Маршалл, К. Менгер, Э. Росс, Г. Шмоллер, Г. Зиммель, А. Смолл, Г. Тард, Э. Тейлор, Ф. Теннис, А. Чупров, Т. Веблен, Л. Уорд, В. Вунд. В настоящее время МИС возглавляется интернац. Исполнительным Комитетом. МИС - это научн. форум, цель к-рого - развитие профессиональных интересов посредством свободного обмена идеями и открытых дискуссий, не органиченных к.-л. идеологическими соображениями. Основная функция Ин-та - организация междунар. конгрессов. Выбор их тематики, а также комплектование состава и организационно-подготовительная работа - прерогатива самих участников. Их деятельность координируется нац. и местными организационными комитетами. Участники конгрессов представляют доклады по избранной теме. В настоящее время конгрессы проводятся один раз в два года. Численный состав участников, как правило, не более 500 чел. Основной печатный орган МИС - ежегодник "Летопись Междунар. Ин-та Социологии". Первый этап его издания - с момента основания Рене Вормсом и до 1931 г.; новая серия - журнал "Анналы" издается с 1900 г.  под общим руководством Президента Ин-та. М.Р. Тульчинский.

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН (ИС РосАН) - основан в 1968 г. на базе отдела социологич. исследований Ин-та философии АН СССР (зав. Г.В. Осипов) как Ин-т конкретных социальных исследований (ИКСИ АН СССР). В 1972 г. изменил название на Ин-т социологич. исследований (ИСИ АН СССР). В 1988 г. получил свое нынешнее название, в 1991 г.  в связи с распадом СССР вошел в Российскую Академию наук. За более чем четверть века своего существования в Ин-те сложилась основная проблематика исследовательской деятельности. Это - теория, история и методология, методы и техника социологич. исследований, исследование соц. структуры, социология труда  и организаций, социология города  и деревни, исследования в области соц. планирования и прогнозирования, обществ.-политической жизни, социология личности,  массовых коммуникаций и обществ. мнения, соц. демография. Ин-т работает над теоретическим осмыслением соц. преобразований в российском об-ве и странах СНГ в контексте общих тенденций развития современной цивилизации, соц.-исторических и социокультурных ососбенностей России. Приоритетные направления - исследование структурных и иных преобразований в обществ. системе, соц. ин-тов, формирования новых соц. слоев, социодемографических процессов, состояния массового сознания, массовых действий. Исследуются соц. и нац. конфликты, соц.-стратификационная дифференциация, состояние человека в кризисном об-ве. В Ин-те ежегодно выполняется до 20 исследований обществ. мнения в России и странах содружества, в т.ч. ежеквартальный мониторинг по представительной всероссийской выборке, фиксирующей динамику соц. процессов и отношение к ним различн. групп населения. С 1995 г. исследования проводятся в рамках общеинститутской исследовательской программы "Соц. динамика и соц. порядок (институционализация соц. отношений и процессы формирования гражданского об-ва)". Ин-т осуществляет совместные исследовательские проекты, проводит сравнительные исследования, научн. конференции, симпозиумы, "круглые столы" в рамках двусторонних соглашений с социологич. центрами многих стран: Австралии, Австрии, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Канады, Китая, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, США, Украины, Финляндии, Франции, Эстонии и др. За последние пять лет институт издал следующие работы по истории социологии: Очерки по истории теоретической социологии XIX-XX вв. М., 1994; Очерки по истории теоретической социологии XX в. М., 1994; История теоретической социологии от Платона до Конта. М., 1995; Социология в России. М., 1996; История теоретической социологии. М., 1997, а также подготовил и издал из серии "Социологическое наследие": Сорокин П. Система социологии. Т. 1, 2. М., 1993; Сорокин Я. Общедоступный учебник социологии. М., 1994; Дюркгейм Э. Социология. М., 1995; ряд работ Ковалевского М. М., Кареева Н. И. и других русских социологов; а также Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996. М.Р. Тульчинский.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ - процесс формирования различн. типов соц. деятельности в качестве соц. ин-тов. Важнейшими предпосылками этого процесса являются: 1) возникновение определенных обществ. потребностей в новых типах соц. деятельности и соответствующих им соц.-экономич. и политич. условий; 2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними соц. норм и регулятивов поведения; 3) интернализация индивидами новых соц. норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий. Завершением процесса И. является интеграция нового вида соц. деятельности в существующую структуру производст-венно-экономич. отношений. Благодаря этому формируется определенный набор формальных и неформальных санкций, с помощью к-рых осуществляется соц. контроль за соответствующими типами поведения. И. может быть исследована с двух основных т.зр. Во-первых, как историч. процесс зарождения и установления новых соц. ин-тов, что позволяет раскрыть причины и условия их возникновения. Во-вторых, в качестве функционирования соц. ин-тов в рамках соц. системы в связи с процессом адаптации индивидов и коллективов к ее нормативным требованиям, в ходе к-рого формируются соц.-психологич. механизмы, обеспечивающие стабильность и устойчивость обществ. организации. Лит.: Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализации науки//Социологические проблемы науки. М., 1974; Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985; Кудрявцев В.Н. Механизм социальной деформации//Вопр. филос. 1989, №11; Turk H., Simpson R.L. Institutions and social exchange. N.Y., 1971. M.C. Комаров

ИНСТРУКЦИЯ

ИНСТРУКЦИЯ (от лат. instructio - наставление) - нормативный акт, изданный органами государственного управления, в к-ром дается разъяснение отдельных положений, законов, указов и постановлений, устанавливается порядок и условия их применения. И. призваны обеспечить наиболее рациональное распределение и взаимоувязку всех функций каждого подразделения органа управления, предприятия, организации между его работниками. Они используются также для закрепления должностных прав и обязанностей служащих. И. должны соответствовать нормативным актам органов государственной власти и управления, вышестоящих по отношению к органу, издающему И. С т.зр. социологии И. представляет собой официальный документальный источник, к-рый может дать важную информацию о целевых намерениях и мотивации составителя документа (см. Анализ документов). В то же время описание последовательности выполнения действий до нек-рой степени роднит И. с методикой. Лит.: Кузнецова Т.В., Лосев В.И. Управленческая документация. М., 1985. А.П. Проскурин.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ АНКЕТЕРА

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ АНКЕТЕРА - письменный нормативный документ, содержат-описание правил проведения опроса методом анкетирования в конкретной исследовательской ситуации, а также определяющий права и обязанности анкетера в данном исследовании. Инструкция является обязательным индивидуальным справочным пособием для анкете: к к-рому он многократно обращается в процессг-работы, особенно в период начальной адаптации к условиям опроса. Учитывая, что в большинстве анкетных опросов работают анкетеры-общественники, совершенно недопустимо ограничиваться проведением только устного инструктажа. Инструкция содержит следующие обязательные разделы: а) популярное изложение темы целей, задач исследования, в к-ром участвует анкетер, а также краткие сведения об организации, к-рая проводит опрос; б) указание на важную роль и большое значение добросовестной работы анкетера для обеспечения качества рез-тов опроса; в) перечень обязанностей и прав анкетера (список документов, с к-рыми обязан работать анкетер, указания на необходимость соблюдать инструкцию, отчетность о работе и на ответственность за качество ее исполнения): г) описание правил отбора респондентов (если анкетер сам формирует последнюю ступень выборки); д) правила установления контакта с респондентом и примерный текст вступительной беседы (как представиться респонденту; как рассказать о цели опроса, о правилах отбора респондентов; о времени, необходимом для беседы; об анонимности опроса, если это необходимо); е) правила обеспечения стандартной ситуации опроса (указывается место опроса, его условия, дается объяснение техники заполнения, контроля возврата, сбора анкет и т. д.); ж) правила обеспечения психологич. комфорта при опросе (указываются темы опроса, стиль поведения анкетера, его ответы на вопросы, восприятие вопросов респондентом и т. д.); з) объяснение техники заполнения анкеты и особенностей работы с отдельными вопросами; и) правила связи с организаторами исследования в случае возникновения конфликтных или неясных ситуаций в ходе опроса (указываются телефоны и данные о дежурных руководителях опроса). Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслом

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОДИРОВАНИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕГРАЦИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integratio - восстановление, соединение) - 1. Процесс, рез-том к-рого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости и взаимодополняемости отдельных специализированных элементов. 2. По Т. Парсонсу - процесс становления и поддержания соц. взаимодействий и взаимоотношений между деятелями (актерами), являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия соц. системы наряду с адаптацией, достижением цели и сохранением ценностных образцов (см. Дифференциация).

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ - процесс превращения группы в единое целое на основе взаимного приспособления членов группы друг к другу. И.г. сопровождается процессами объединения и сплочения группы, увеличения ее автономии по отношению к др. соц. образованиям. В основе И.г. лежат групповые интересы; осуществляется она в рез-те соц.-психологич. процессов подражания, адаптации, идентификации. Степень И.г. связана с формированием устойчивого чувства "мы", осознанием своей принадлежности к группе, признанием ее целей, ценностей и норм. Г.С. Антипина

ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ - вид объединительных процессов этнических (см.), заключающихся во взаимодействии уже сложившихся более или менее разнообразных по своим языково-культурным и др. параметрам этносов (типа народностей и наций), обычно в рамках многонац. гос-в, что ведет к их постепенному сближению и слиянию, к выработке общего самосознания и т. п. Рез-том таких процессов может быть появление т.н. метаэтнич. общностей. В докапиталистич. формациях они выступали в виде этнокультурных и этноконфессиональных общностей. Развитие процессов И.м. исторически связано с эпохой зрелого капитализма. В настоящее время они, в отличие от других этнообъединительных процессов, развертываются лишь в нек-рых странах и проявляются недостаточно четко. Даже в Швейцарии, напр., где по ряду причин (демократич. решение нац. проблем, широкое развитие двуязычия и т. п.) эти процессы зашли довольно далеко. Общий термин "швейцарцы", нередко фигурирующий в литературе, носит преимущественно политич., а не этнич. смысл. В тех полиэтнич. странах, где в прошлом были завершены процессы формирования крупных народностей и наций, к И.м. в нек-рых случаях близки процессы консолидации (напр., формирование из народов Индонезии единой индонезийской нации, из народов Филиппин - филиппинской нации и т. п.). Существенное развитие процессов И.м. наблюдается в тех странах Африки, гос. границы к-рых объединили народы (или часть народов), различн. по языково-культурным признакам. Лит.: Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969; Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности//Расы и народы. 1976. Вып. 6; Этнические процессы в современном мире, М., 1987. В.И. Козлов

ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - характеристика меры совпадения целей, интересов различн. соц. групп, индивидов. Близкие понятия - соц. сплоченность, включенность индивида в группу. И.с. может быть естественной и принудительной. В первом случае объединение вокруг общих целей возникает на основе совпадения индивидуальных и групповых интересов (единство убеждений, выбор лидера, совместное получение дохода и т. п.). Принудительная И.с строится посредством запрета на различия, подчинения личных интересов заданным извне целям. Крайней формой принудительной интеграции об-ва является тоталитаризм. Естественным вариантом крайней И.с. выступает синкретизм, когда индивид в об-ве ценен не столько сам по себе, сколько в зависимости от того, к какому соц. целому он принадлежит - к какой профессиональной группе, организации и т. п. В принципе же интеграция не обязательно погашает соц. разнообразие. Напротив, самая жизнеспособная разновидность И.с. складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основе совпадения отдельных целей и интересов. См. также Концепции социальной интеграции. Лит.: Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990. А.И. Пригожш

ИНТЕНСИВНОСТЬ МИГРАЦИИ

ИНТЕНСИВНОСТЬ МИГРАЦИИ - показатель, позволяющий сравнивать подвижность миграционную (см.) населения различн. районов. Коэффициенты интенсивности позволяют сопоставлять между собой уровни подвижности населения разных по рангу и величине районов, выявлять динамику механич. движения, соответствующую изменяющейся численности населения конкретной территориальной единицы. На И.м. населения оказывают влияние разные факторы. В связи с огромной протяженностью как с севера на юг, так и с запада на восток территория России находится в нескольких климатич. поясах - в том числе большинство восточных регионов расположены в зонах с суровыми природными условиями. Незначительная, в большинстве случаев очаговая заселенность обширных пространств за Уралом, слабая освоенность транспортной сети, недостаточное соц-экономич. развитие данных районов - все это ведет к высокой подвижности населения. Динамика миграционных процессов по крупным районам подтверждает, во-первых, общую неустойчивость интенсивности миграционн движения населения, как для западных, так для восточных районов, во-вторых, отчетливо прослеживается рост миграционной подвижности населения, к-рый происходит постепенно, начиная с районов Поволжья и Урала и далее с продвижением на Восток. Л.В. Макарова

Предыдущая страница Следующая страница