Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОР"-"ПРО")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОСЕЛЕНИЕ - населенный пункт, постоянное место жительства человека. В социологии - непосредственная среда жизнедеятельности людей. Существование П. обусловлено своего рода закреплением индивидов за тем или иным видом труда, к-рый всегда территориально локализован. Условия жизнедеятельности, складывающиеся в месте жительства, в т. ч. трудовой деятельности, непосредственно предопределяют возможности населения для удовлетворения своих повседневных потребностей, для развития способностей, т. е. выступают как непосредственные фактич. основания его соц. развития. Со времени отделения ремесла и промышленности от земледелия различаются городские и сельские П. Условия жизнедеятельности в них неоднородны с соц.-экономич. т. зр., в силу чего городское и сельское население в рамках одной формации выступает как две большие соц. группы, как общности социально-территориальные (см.). Но соц.-экономич. неоднородность условий жизнедеятельности имеет место и в пределах П. городского или сельского типа. Она обусловлена неравномерностью экономич. развития и существует как первичное проявление соц. различий в территориальном плане. Постоянное место жительства, неоднородность условий жизнедеятельности в их сопоставлении между собой приводят к тому, что население конкретного П. складывается в первичную соц.-территориальную общность, общность по поселению. Лит.: Город: проблемы социального развития. Л., 1982; Антов Н.А. Отношения по расселению. Свердловск, 1987; Нерноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. М.Н. Межевич. |
ПОСТПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - направление, возникшее под влиянием постпозитивистской философии науки, включающей в себя весьма разнородные концепции - критич. Рационализм (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд), историч. направление (Т. Кун, Дж. Холтон), научн. реализм (Р. Арре) и др. В работах, посвященных проблематике соц. познания и претендующих на создание постпозитивистской методологии, можно выделить несколько течений. Первое характеризуется общей антипозитивистской направленностью, стремлением пересмотреть основополагающие принципы позитивистской соц. науки путем комбинации отдельных положений критич. Рационализма, филос. герменевтики, экзистенциализма и др. Второе направление, получившее распространении, основывается на положениях реалистич. философии науки Р. Арре. Его представители стремятся выработать концепцию нового "критического натурализма". Представители третьей точки зрения, отождествляя постэмпиризм с любой формой критики логич. позитивизма, подчеркивают преемственность между ними. Они ставят своей целью расширить мето-дологич. платформу классич. позитивизма и выработать более гибкую стратегию формирования теоретич. знания. Многообразие и разобщенность различн. концепций постпозитивистской философии соц. науки не позволяют говорить о существовании единой методологич. позиции, но тем не менее можно выделить две наиболее общие ее характеристики. Во-первых, это реабилитация "метафизики", признание важной роли философских допущений в соц. исследовании, против чего решительно протестовал традиционный позитивизм. С признанием роли филос. и мировоззренч. идей связано и стремление сторонников постпозитивистской методологии включить ценностные суждения в качестве специфич. для соц. исследования компонента познавательного процесса. Во-вторых, новая методологич. ориентация целиком воспринимает постпозитивистский тезис о качественном своеобразии теоретич. уровня знания и его определяющей роли в познании. Притягательность постпозитивизма для обществоведов объясняется тем обстоятельством, что новая методология позволяет учесть ряд специфич. сторон соц. познания, игнорировавшихся традиционным социологич. позитивизмом (см. Позитивизм в социологии). Постпозитивистская методология получает определенное признание, прежде всего в сфере теоретич. социологии, где она используется в русле "стабилизационных" тенденций, имеющих своей целью преодоление теоретич. плюрализма и создание единой логики научн. знания, способной стать основой интеграции различн. исследовательских ориентации. Лит.: Keat R., Urry J. Social theory as science. L., 1975; Thomas D. Naturalism and social science. Camb., 1979; Alexander J. Theoretical logic in sociology. N.Y., 1982; Epis-temology, methodology and the social science. Dordrecht, 1983. M.C. Комаров. |
ПОТРЕБЛЕНИЕ - использование продуктов труда для удовлетворения потребностей людей, в процессе к-рого эти продукты перестают быть потребительными стоимостями (благами). П. подразделяется на производственное и непроизводственное. Непроизводственное П. - особый процесс, входящий в обществ. производство наряду с собственно производством, распределением и обменом. В ходе его произведенные предметы потребления перестают быть потребительными стоимостями. Наряду с использованием вещей оно включает в себя П. услуг. Непроизводственное П. делится на личное, в ходе к-рого удовлетворяются потребности отдельных людей, и обществ., в процессе к-рого удовлетворяются потребности соц. организма. Непроизводственное П. - это собственно П. Производственное же П. - это само собственно производство, но выступающее потребителем средств производства, в ходе к-рого последние перестают быть тем, чем были. В собственно производстве потребляются не только средства производства, но и рабочая сила. П. - необходимый момент обществ. производства, без к-рого последнее существовать не может. Характер П. в том или ином конкретном об-ве зависит прежде всего от уровня развития сил производительных (см.) и типа отношений производственных (см.). Важную роль в определении характера потребления играют виды хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, земледелие и т. п.), а также особенности природной среды. Но наряду с этими факторами на П. в значительной степени влияли и культурные традиции, к-рые особенно сильно сказывались на личном П. Люди, находившиеся на одной и той же стадии обществ. развития и жившие в одних и тех же природных условиях, но относящиеся к разным народам, по-разному питались, одевались, имели разные жилища, домашнюю утварь, украшения и т. п. С процессом личного П. связано множество различн. норм, предписаний, обычаев. У разных народов существуют, напр., не только разные блюда и разные приемы приготовления пищи, но и свои нормы, определяющие, где, когда, с кем и каким именно образом люди должны ее потреблять. Акты П. нередко имели не только чисто утилитарное, но и символическое значение. Этнич. специфика П. была особенно значительной в докапиталистич. об-вах, включая первобытное. С переходом к капитализму она начинает утрачиваться, однако этот процесс далек от завершения. Лит.: Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. М., 1979; Этнография питания народов стран зарубежной Азии: опыт сравнительной типологии. М., 1981. ЮМ. Семенов. |
ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ - особый вид потребностей человека. Потребности, нужда в ч.-л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, соц. группы, об-ва в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: естественные и созданные об-вом. Естественные потребности - это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д. П.с. - это потребности человека в трудовой деятельности, соц.-экономич. активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом обществ. жизни. Естественные потребности являются основой, на к-рой возникают, развиваются и получают удовлетворение П.с. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальной деятельности, направляемой на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т. е. к деятельности производственной. Без потребностей нет и не может быть производства Они - исходный побудитель человека к деятельности, выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К П.с относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные соц. группы и коллективы, в различн. сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность об-ва в целом. П.с. являются выражением объективных закономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и об-ва. Условия окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворения. Фиксация П.с. в форме ценностных ориентации, осознание реальных возможностей их реализации и определение путей и способов их достижения означают переход от стадии побуждения деятельности к стадии более или менее адекватного отражения потребностей в сознании человека. Лит.: Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. А.Д. Налетова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПРАВО - форма обществ. сознания, суть к-рой состоит в соц. регуляции. Выражена в соц. нормах, обеспеченных принуждением со стороны гос-ва, в чем заключается основное отличие П. от морали. В социологич. теории П. и юридич. этнографии преобладает взгляд, что П. развилось из соц. норм или обычаев, т. е. привычных правил поведения, из числа к-рых формирующееся или сформировавшееся гос-во отобрало наиболее выгодные для господствующего класса (прежде всего обеспечивающие защиту собственности, власти и привилегий) и, придав им силу закона, сделало т. н. юридическими обычаями. В отличие от моральных норм с их дуализмом юридич. обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой П. Этот первоначальный пласт - т. н. обычное П. - по большей части сохраняет черты своего позднепервобытного происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям, слитности с религиозными предписаниями. Поэтому, а также вследствие своей нередкой окрашенности специфич. символами, ритуалами, сценариями судопроизводства обычное П. всегда этничнее др. источников, или форм, П. Др. источники, или формы, П. - судебная практика (казуальное, или прецедентное, П.) и законодательство (статутное П.) - также имели свои символы и сценарии, но они возникли позднее и поэтому были менее этничными. Все три источника, или формы, П. вошли в правовые системы мира, однако в разном соотношении, в силу чего степень их этничности различна. Наиболее этничны системы П. в индуизме и конфуцианстве, в к-рых велика доля освященных религией юридич. обычаев (близкий к ним в этом отношении шариат скорее межэтничен), наименее - статутные системы континентальной Европы, промежуточное положение занимает англо-амер. П., в значительной мере основанное на прецеденте и сохранившее много старинных норм и традиций. С постепенным вытеснением в правовых системах мира обычного и казуального П. статутным связана постепенно уменьшающаяся в ходе истории этничность П. Лит.: Мейхью Л. Социология права//Американская социология. М., 1972; Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии//Исследования по общей этнографии. М., 1979; Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1-2, М., 1981-1982; Нерсесянц B.C. Право - математика свободы. М., 1996. Diamond AS. Primitive law, past and present. L., 1971; Pospisill L. Anthropology of law: A comparative theory. N.Y., 1971. А.И. Першиц. |
ПРЕДВИДЕНИЕ - определение явлений природы и об-ва, относящихся к будущему или неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению (напр., залежи полезных ископаемых). Является по существу информационным (описательно-познавательным) аспектом опережающего отражения как имманентного свойства высших форм материи. Разделяется на научное и ненаучное П., а последнее - на интуитивное (связанное с подсознанием), обыденное (по народным приметам на основе жизненного опыта) и мантическое (псевдопредвидение в виде пророчеств, прорицаний, "откровений", гаданий и т. п.) П. Как абстрактная категория П. имеет несколько форм конкретизации: предчувствие (простое предвосхищение), свойственное любому организму; предугадывание (сложное предвосхищение) - вид интеллектуальной деятельности человека, размышления о будущем на основе личного опыта; прогнозирование - специальное научн. исследование перспектив к.-л. явления; конкретное научн. предвидение - вывод из законов развития природы и об-ва, открытых наукой; предсказание - локализованное во времени и пространстве конкретное П. Встречается также квазипредвидение неизвестных явлений прошлого и настоящего, к к-рым, с целью их изучения, подходят так, как если бы они относились к будущему: реконструктивное П. - П. явлений прошлого по нек-рым сохранившимся фрагментам (напр., мысленная реконструкция остатков древних сооружений или текстов); реверсивное (логич. продолжение тенденции от настоящего к прошлому или от прошлого к более отдаленному прошлому); презентивное (напр., П. возможных действий противника, совершенных или совершаемых им в настоящий момент, но еще неизвестных субъекту П.); имитационное (П. известного развития явления от более отдаленного к менее отдаленному прошлому с целью выявления надежности того или иного метода П.) и т. д. Исторически сначала в глубокой древности развилось интуитивное, а затем обыденное П. Позднее появились различн. формы мантического псевдопредвидения. Отдельные элементы научн. П., существовавшие еще в древнем мире (напр., предсказание Фалесом солнечного затмения в 585 г. до н. э.), в XV-XVII вв., одновременно с развитием современной науки, начали складываться в систему. Этот процесс завершился к середине XIX в., с к-рого обычно датируют начало собственно истории научн. П. В современной литературе научн. П. обычно подразделяется на естественнонаучн., или просто научн. (перспективы развития явлений природы), и обществ.-научн., или соц. (перспективы развития личности и об-ва). То и др. в виде предсказания (прогноза) является, наряду с описанием (анализом) и объяснением (диагнозом), имманентной функцией каждой соответствующей науки. В силу этого соц. П. тесно связано с соц. управлением, одной из научн. основ последнего. Лит.: Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970; Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М., 1972; Методологические проблемы социального предвидения к. Киев, 1977. И.В. Бестужев-Лада. |
ПРЕДЕЛ СОЦИАЛЬНЫЙ - понятие, введенное неоконсерваторами, в к-ром находит вы ражение тезис, согласно к-рому существует достаточно жестко фиксируемая граница соц. возможностей любого об-ва, учет к-рой ведет к стабилизации об-ва, а нарушение - к его дисгармонии. Сторонники этой концепции утверждают, что либералы 60-х гг., побуждавшие человечество к чрезмерной соц. благотворительности перешли П.с. и тем самым нарушили "органический закон" об-ва. Ссылкой на этот "факт" неоконсерваторы, как правило, объясняют волнения, беспорядки, "хаос 60-х годов". Согласно концепции П.с, к его нарушению об-во приходит с неизбежностью, если допускает "чрезмерную" демократию, порождающую у определенных слоев населения "революцию растущих притязаний", сопровождающуюся стремлением части об-ва паразитировать за счет налогоплательщиков. оплачивающих соц. благотворительность гос-ва. "Чрезмерной демократией", толкающей об-во к нарушению П.с, объясняются, по мнению идеологов неоконсерватизма, и экономические кризисы, инфляция, безработица и моральный упадок капиталистического об-ва, забывающего о трудовой этике, лежащей в его основе. Нереалистические требования, стимулируемые "чрезмерной демократией", ведут к "перегрузкам об-ва", к-рые, подобно перегрузкам в телефонной сети, приводят к тому, что остаются неудовлетворенными желания определенной части населения. Отсюда - массовые забастовки, вызывающие, в свою очередь, еще большие перегрузки, поскольку решать соц. проблемы должны не гос. ин-ты, занимающиеся перераспределением уже произведенных благ, а экономические механизмы свободного рынка, внутренним образом связывающие производство и распределение. Свободная рыночная экономика - именно это, согласно воззрению неоконсерваторов, единственный путь учета П.с. и снятия перегрузок в об-ве, а не демократия, призывающая к "равенству рез-тов вместо того, чтобы ограничиться призывами к "равенству возможностей". Н.В. Новиков. |
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - представляет собой различн. формы не запрещенной законом негос. хозяйственной активности во всех отраслях нар. хоз-ва (производственная деятельность, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами и т. д). Предпринимательство исторически обусловлено и прямо зависит от многих, отнюдь не только экомич. факторов. Условия, в к-рых осуществляется предпринимательство, подвержены изменениям, особенно резким, когда об-во находится в переходном состоянии, в состоянии реформирования. Начальный импульс радикальным трансформациям примет проводимая реформаторами политика. Но, конечно, их основным источником является инициатива и созидательная энергия различн. групп занятого населения. Заинтересованность и вовлеченность последних в предпринимательскую деятельность является главной предпосылкой успеха в развитии предпринимательства. Лит: Гинс Г.К. Предприниматель. М., 1992. Социальная политика и предпринимательство. М., 1996; Грачев М.Г. Предприниматель в современной экономике//Общество и экономика. 1993, № 4; Бунин И.М. Предприниматели в посткоммунистической России//Мировая экономика и международные отношения. 1992, № 5. В.Н. Иванов. |
ПРЕДРАССУДОК - устойчивое предубеждение по поводу к.-л. аспекта реальности, отдельных индивидов (представителей отдельных соц. групп и др.). |
ПРЕДРАССУДОК ЭТНИЧЕСКИЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ) - неблагоприятная соц. установка, определяющая соответствующую направленность поведения по отношению к отдельным представителям иноэтнич. группы или к группе в целом. В зарубежной соц. психологии П.э. рассматривается обычно как "вечная" проблема обществ. жизни, универсальное соц.-психологич. явление, формирующееся на основе изначально присущей группе враждебности по отношению к "внешним" группам. Такая теоретич. ориентация лежит в основе двух главных направлений исследования П.э. - социологич. (изучается в основном социокультурная обусловленность П.э.) и соц.-психологич., имеющего большое число последователей. В рамках второго направления П.э. определяется обычно как "неблагоприятная этнич. установка (М. Эрлих), особая "предрассудочная установка" (О. Клайнберг) и придается существенное значение теории и методике установки. П.э. исследуется в трех аспектах: когнитивном (исследуются содержание и генезис (происхождение) мнений, убеждений, стереотипов определенных этнич. группах, аффективном (исследуются эмоциональная и ценностная стороны и коннотативном, поведенческом (исследуется связь П.э. с фактич. поведением) аспектах. Психологич. основой П.э. служат этнич. предупреждения, имеющие групповой характер. Их преломление сквозь призму этноцентризма (см.) повышает концентрацию негативного аффективного заряда, направленного на внешнюю этнич. группу, и определяет превращение предупреждения в П.э. Основой П.э. являются нац. ограниченность и эгоизм, чрезмерное восхваление достижений и качеств своей нации в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к др. Резкая аффективная поляризация структуры П.э. делает его реальной движущей силой в ситуациях межэтнич. общения. Это сокращает дистанцию между самим предрассудком и реальным поведением. Лит.: Кон И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений//Новый мир. 1966, № 9; Allport Q.W. The nature of prejudice. Cambridge, 1954; Ehrlich M.J. The social psychology of prejudice: a systematic theoretical review and propositional inventory of the American psychological study of prejudice. N.Y., 1973. Г.У. Кцоева. |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ГРАФИЧЕСКОЕ - наглядное изображение распределения эмпирического (см.). Дает возможность определить структуру и состав изучаемой совокупности, структурные сдвиги и т. д. При анализе социологич. информации наиболее распространены такие виды П.д.г., как гистограмма, полигон и кумулята распределения, различн. виды диаграмм. Гистограмма - графическое приближенное представление плотности вероятности (см. Распределение вероятностей) нек-рой числовой случайной величины (признака) X. Лит.: Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979; Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982; Рабочая книга социолога. М., 1983; Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М, 1976;Андреенков В.Г. Анализ и интерпретация эмпирических данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.Г. Татарова, Ю.Н. Толстова. |
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ - одно из основных понятий социологии Э. Дюркгейма. К.п. выражают коллективные чувства и идеи, к-рые обеспечивают единство и сплоченность соц. группы, являясь т. обр. важнейшим фактором соц. солидарности (см. Теории солидарности). Они выражаются в моральных максимах, юридич. кодексах, религиозных верованиях и т. п. Могут находить выражение в разного рода материальных символах, имеющих важное значение для жизни соц. группы или всего об-ва. а также в общих концептах (категориях), сражающих коллективный опыт. Будучи важнейшими соц. факторами П.к. являются, по Дюркгейму, предметом социологии. Е.В. Осипова. |
ПРЕСТИЖ - авторитет, влияние, уважение. |
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ - феномен обществ. сознания, в к-ром опосредствованно отражается существующая в об-ве иерархия профессий, видов трудовой деятельности, определяемая различиями в степени сложности и ответственности труда, продолжительностью необходимого для него образования профессиональную (см.), уровнем его оплаты и др. П.п. обладает относительной самостоятельностью от отражаемого им объективного положения профессий в об-ве, а шкала П.п. - относительной устойчивостью. Ф.Р. Филиппов. |
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ - отражение обществ. сознании реального положения в системе обществ. отношений отдельного человека, соц., профессиональной группы (слоя), трудового коллектива и т. п., характеризующее то влияние, уважение, к-рыми они пользуются в об-ве. Критерий П.с. применяется для анализа соц. стратификации наряду с критериями дохода, власти и др. В более узком смысле П.с. означает то место, к-рое с т. зр. мнения общественного (см.) занимает тот или иной статус социальный (см.) в иерархии др. статусов. На основе опросов обществ. мнения строятся шкалы П.с. проводится сопоставительный анализ таких шкал в различн. странах. П.с. тесно связан с престижем профессий (см.) и редко выделяется для самостоятельного изучения. В отечественной социологии П.с. я в связи с ориентацией социальной (см.) преимущественно молодежи. Ф.Р. Филиппов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПРИГОЖИН Аркадий Ильич (1940) - Российский философ и социолог. Основные научн. интересы - социология организаций, управленческое консультирование, социология катастроф. Соч.: Организации: системы и люди. М., 1983. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989; Современная социология организаций. М., 1995. |
ПРИЖИВАЕМОСТЬ НОВОСЕЛОВ - сложный соц.-биологич. процесс адаптации новоселов и удовлетворения их потребностей в местах вселения, в рез-те к-рого происходит преобразование их соц.-демографич. структуры в близкую по своим характеристикам к структуре постоянного населения. Приживаемость является итогом миграции населения (см.). В условиях высокой интенсивности миграции процесс приживаемости обретает особую значимость особенно в районах нового освоения, где происходит формирование населения и трудовых ресурсов. В исследовании проблемы приживаемости имеются различн. подходы и далеко неодинаково понимается ее сущность. В 60-70 гг. т. зр. на процесс приживаемости совпадали: считалось, что в ее основе лежит подвижность миграционная (см.), к-рая являлась рез-том изменения общих условий жизни. Новоселы могут считаться прижившимися в местах вселения в том случае, если средняя их миграционной подвижности не будет существенно отличаться от средней миграционной подвижности старожилов в местах вселения. Показатель интенсивности миграционной подвижности, безусловно, отражает поведение человека, его адаптированность к новым условиям. Только через определенный срок наступает определенное экономич., обществ., биологич. изменение индивида как такового, а также количественное и качественное изменение всей структуры новоселов. Поэтому через определенное время миграционная подвижность новоселов по своей интенсивности приближается к ее уровню у постоянного населения. На процессы приживаемости населения о ромное влияние оказывает развитие соц. инфраструктуры районов. Поэтому не случайно в последние годы исследования этой проблемы ведутся на основе социологич. подхода. Такой поход дает возможность выяснить причины несоответствия между потребностями и установками личности, с одной стороны, и теми условиями труда и быта, к-рые существуют в реальной действительности, с др. Приживаемость в этом е рассматривается как объективный соц. процесс изменения образа жизни на основе совершенствования соц. среды и формирования рациональных потребностей личности. Указанный подход позволяет выявить качественные характеристики новоселов и определить их потребности в сфере труда, быта и досуга, а также определить рациональную структуру переселенцев в местах вселения. В последние годы приживаемость отожествляется с адаптацией. И действительно, в настоящее время адаптация в условиях современной интенсификации производства и обществ. жизни занимает одно из ведущих мест при изучении взаимодействия человека с внешней средой. Взаимодействие человека с внешней средой порождает противоречие между потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Это связано с несоответствием темпов научно-технич. прогресса, условий жизни, труда и отдыха, технологии производства с физич. и физиологич. особенностями человека. Реакцией на это противоречие (попытка его разрешения) становятся территориальные, соц., отраслевые, профессиональные и др. виды мобильности населения, к-рые непосредственно вызывают его миграцию. А т. к. миграция направлена на более полную реализацию потребностей, то ее тесная сзязь с адаптацией несомненна. Являясь главным и обязательным условием приживаемости, различн. формы адаптации не всегда становятся конечным рез-том этого процесса. Индивид может пройти производственную, экономич., соц.-бытовую и др. формы адаптации не прижиться в новом для него районе. Только полная психологич. перестройка переселенца гарантирует его приживаемость на новом месте. Г.Ф. Морозова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача) - 1. Все то, что требует изучения и решения. 2. Объективно возникающий комплекс вопросов, решение к-рых представляет существенный практический или теоретический интерес. |
ПРОБЛЕМА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ - отражение проблемной ситуации, возникающей в процессе соц. развития, - противоречия между знанием о потребностях людей в к.-л. результативных теоретич. или практич. действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий. Последнее, в свою очередь, обусловливается отсутствием или недостаточностью знаний о закономерностях функционирования и развития изучаемых исследователем объектов. П. в с.и. выражение необходимости изучения какой-либо области соц. жизни в целях активного влияния на разрешение соц. противоречий, природа особенности к-рых еще не вполне ясны. Решить ее - значит получить новое знание или создать теоретич. модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желательном направлении. Лит.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М" 1975; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы М., 1987. В. Д. Войнова. |
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНАЯ - объективно возникающее в процессе функционирования и развития об-ва противоречие; задача, требующая решения средствами соц. управления. П.с. различаются в зависимости от глубины обществ. преобразований, обеспечивающих их решение. Так, существуют П.с, затрагивающие в основном частные сферы обществ. жизни; выходящие на уровень соц. ин-тов; наконец, требующие структурных преобразований в обществ. организме. П.с. - главный объект социологич. исследования, в ходе к-рого дается всесторонний анализ проблемы и обосновываются конкретные решения, учитывающие специфику объекта исследования и реальные возможности соц. преобразований. П.с. рассматривается в исследовании как системный объект. В необходимости учитывать многообразные аспекты П.с. состоит одна из основных трудностей социологич. исследования. Специфика социологич. подхода связана с анализом обществ. потребностей и противоречивых интересов, к-рые породили конкретную проблему. Необходимо различать объективно существующую в об-ве проблему и исследовательский вопрос, к-рый является определенной формой ее воспроизведения. Неадекватность воспроизведения в сознании реальной П.с. создает возможность постановки ложной исследовательской задачи. Исследование той или иной П.с. предполагает необходимость назревших в об-ве изменении. В ходе социологич. анализа формируется представление о различн. вариантах решения проблемы, из числа к-рых выбирается вариант, наиболее оптимальный с т. зр. реальных условий, возможностей управленческого воздействия и перспектив развития об-ва. Таким образом, исследование П.с. включает в себя в качестве необходимого элемента разработку прогноза, опирающегося на обнаруженные в рез-те социологич. анализа тенденции развития и возможности конкретной П.с. Лит.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. О.М. Здравомыслова. |
ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНЫЕ - совокупность проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего разрешения согласованных междунар. действий в масштабах мирового сооб-ва. От решения П.г. зависит дальнейший соц. прогресс в современную эпоху. К П.г. относятся проблемы предотвращения мировой термоядерной войны и обеспечения мирных условий развития всех народов, преодоления возрастающего разрыва в экономич. уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами, проблемы устранения голода, нищеты и неграмотности на земном шаре, демографич. и экологич. проблемы. Появление П.г. свидетельствует об усилении взаимосвязей между всеми народами и превращении человечества в противоречивый системный комплекс, к-рый развивается во многом стихийно и сталкивается со специфическими проблемами. Между различн. П.г. существуют тесные взаимосвязи, что значительно осложняет решение каждой проблемы. Научн. исследование характера П.г. и путей их решения представляет собой комплексную, междисциплинарную задачу. Поисками конструктивных решений П.г. современности занимается Римский клуб. В книгах, издаваемых под эгидой Римского клуба, находят свое отражение прогнозы-предостережения, касающиеся экономич. и соц. последствий научно-технич. революции, экологич. кризиса во взаимодействии об-ва и природы, нарастающих контрастов между бедностью и богатством, кризиса духовных ценностей цивилизации. С помощью моделей в докладах Римского клуба выявлены кризисные тенденции глобального развития, к к-рым было привлечено внимание общественности. Исходная предпосылка решения П.г. - выработка нового мышления, способного выявить закономерности взаимодействия различн. соц. сил в условиях целостного мира, перед к-рым в настоящее время особенно остро стоит проблема выживания и в к-ром общечеловеческие ценности приобретают приоритетное значение. Лит.: Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. М., 1978; Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека: критический анализ идей Римского клуба. М., 1982; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. А.Д. Налетова. |
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИИ - сложные практич. и научн. задачи, требующие своего разрешения. Проблемы возникают в функционировании информационных систем и в научн. исследованиях. Для человечества информационные проблемы вызваны тем, что в последние десятилетия количество циркулирующих сведений увеличивается значительно быстрее, нежели возможности их переработки. Это стимулирует интенсивное развитие новых и совершенствование традиционных технологий (телекоммуникации, вычислительные системы и т. д.). Проблемы связаны также с тем, что и психофизич. возможности человека по усвоению знаний остаются практически неизменными, хотя нагрузки (особенно в постоянно растут. В функционировании всякой системы информации (см.) основная проблема состоит в том, чтобы, несмотря на многочисленные помехи, обеспечить передачу полной и неискаженной информации. В соц. системах значительные трудности связаны также с тем, что информация должна быть представлена в форме, удобной людям, принимающим решение. Острота и многообразие науч. П.и. обусловлены практикой. Лит.: Черри К. Человек и информация. М., 1972; Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. М., 1975; Управление, информация, интеллект. М., 1976; Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988. B.C. Толстой. |
ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ - один из основных разделов статистики математической (см.), в к-ром развиваются идеи и методы статистич. проверки соответствия между экспериментальными данными и гипотезами об их вероятностной природе (см. Вероятностная природа данных). Следует различать понятия научной гипотезы (обоснованного предполагаемого решения проблемы) и статистической гипотезы (утверждения относительно неизвестных параметров генеральной совокупности). Примеры статистич. гипотез: математич. ожидание (см. Величины средние) нек-рой случайной величины равно нек-рому числу; коэффициент корреляции в двумерном нормальном распределении равен 0; дисперсии совокупностей равны. Метод, к-рым можно пользоваться для принятия решения относительно справедливости статистич. гипотезы, наз. проверкой гипотезы. Такая проверка осуществляется на основе анализа выборочн. данных. При проверке любой статистич. гипотезы решение никогда не принимается с полной уверенностью; всегда допускается риск принятия неправильного решения. П.с.г. является средством контроля и оценки этого риска. Неопределенность в принятии решения возникает из-за флуктуации выборки, обычно называемой ошибкой выборки. Проверяемую гипотезу наз. нуль-гипотезой. Логику процесса проверки статистич. гипотезы продемонстрируем на примере (Гласе Дж., Стэнли Дж.). Лит.: Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976; Статистические методы анализа социологической информации. М., 1979; Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982. Ю.Н. Толстова. |
ПРОГНОЗ (греч. prognosis, pro - наперед, gnosis - познание) - первоначально - предсказание хода болезни, основанное на ее распознавании, диагнозе; затем вообще всякое конкретное предсказание, суждение о состоянии к.-л. явления в будущем (П. погоды, исхода выборов и т. п.). В современном понимании П. - научно обоснованное суждение о возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний. В данном значении П., как правило, рез-т специального исследования (см. Прогнозирование, Прогностика). П., как и анализ, синтез, диагноз - имманентная функция каждой научн. дисциплины, общенаучн. метод (в смысле подхода к изучаемым явлениям). Лит.: см. к ст. Прогнозирование. Прогностика. И.В. Бестужев-Лада. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - разработка прогноза (см.); в узком значении - специальное научн. исследование конкретных перспектив развития к.-л. явления, одна из форм конкретизации научн. предвидения. Поскольку прогноз наряду с анализом, диагнозом, синтезом является имманентной функцией каждой научн. дисциплины, П. можно и должно вести во всех без исключения науках сообразно задачам и особенностям каждой из них. В естественных науках разрабатываются прогнозы: метеорологические (погоды, воздушных потоков и др. атмосферных явлений); гидрологические (морских волнений, режима стока вод, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акваторий, др. гидросферных явлений); геологические (залежей полезных ископаемых, землетрясений, срыва лавин, др. литосферных явлений); биология., включая фенологич. и сельскохозяйственные (урожайности, заболеваемости, др. явлений в растительном и животном мире, вообще в биосфере); медико-биологич. (ныне преимущественно оолезно человека); космологические (состояния и движения небесных тел, газов, излучений, всех явлений космосферы). В технич. науках охватывает перспективы состояния материалов и режима работы механизмов, маши, приборов, аппаратов, всех явлении техносфер (в этом смысле оно называется иногда инженерным П.). П. в каждой науке и тем более в каждом из всех упомянутых выше классов наук имеет свою специфику. Однако во всех случаях имеются и нек-рые общие черты процесса разработки прогнозов. Так, П. всюду начинается с разработки программы исследования (предпрогнозной ориентации), к-рая включает определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач рабочих гипотез, периодов основания (ретроспективы) и упреждения (перспективы) прогноза, структуры, методов и организации исследования. Затем следуют построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта в виде той или иной упорядоченной совокупности показателей; построение аналогичной модели т. н. прогнозного фона - внешних факторов, влияющих на развитие объекта П.; операции собственно П. - преобразование исходной модели в прогнозные по законам прогностики (см.); верификация (проверка достоверности) прогнозных моделей; наконец, в соц. П. - выработка рекомендаций для повышения эффективности управления на основе данных П. Лит.: Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., 1974; Мартино Дж. Технологическое прогнозирование. М., 1977; Рабочая книга по прогнозированию. М.. 1982; Fowles J. Handbook of future researches. L., 1978. И.В. Бестужев-Лада. |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ - одно из направлений прогнозирования, охватывающее всю область социологич. исследований, т.е. прогнозы собственно соц. отношений (в отличие от экономич., нац., культурных, правовых, этич., политич. и др.). Наиболее важные поднаправления П. в с. по линии соц. последствий научно-технич. прогресса - ожидаемые и желательные изменения в области соц. структуры и потребностей, соц. организации и соц. управления, соц. времени (структуры времени об-ва) пространства (жизненной среды об-ва, расселения людей), а по линии образа жизни - соц. аспектов труда и быта, образования и культуры, обществ. жизни и антиобществ. явлений. Вместе с тем прогнозы могут и должны разрабатываться в рамках практически каждой из многих десятков развивающихся ныне специальных социологич. теорий. В этой связи П. в с. тесно смыкается с соц. аспектами научно-технич. прогнозирования, а также с обществоведч. прогнозами медицинского, географич., экологич., космич., экономич., психологич., демографич., этно-графич., градостроительного, педагогич., эстетич., этич., юридич., политич., военного характера и др. По эшелонам периода упреждения и по методам разработки П. в с. ничем существенно не отличается от прогнозирования социального (см.) в целом. По масштабам и уровню исследований оно пока что значительно уступает научно-технич., военному, экономич., демографич. и крими-нологич. (остальные направления, перечисленные в ст. Прогнозирование социальное, находятся примерно на том же уровне). Из-за относительно низкой математизации социологии здесь гораздо уже возможности математич. моделирования. Относительная неполнота информационных массивов крайне затрудняет построение динамич. рядов исходных показателей по времени основания прогноза и их экстраполяцию на период упреждения. Эти недочеты приходится компенсировать повышенным вниманием к опросам экспертов (к-рым, кстати, работать гораздо труднее, чем их коллегам по смежным направлениям прогнозирования, из-за чрезвычайной сложности объектов П. в с), а также к опросам представителей различн. групп населения, что пока почти не находит применения в др. областях прогнозирования. Все это делает особенно актуальными разработки теоретич. проблем П. в с. (см. Прогностика). Лит.: Прогнозирование в социологических исследованиях. М., 1978; Bell W., Май J. The sociology of the future. N.Y., 1971; Ackoff R. Redesigning the future: A system approach to societal problems. N.Y., 1974; см. также лит. к ст. Прогнозирование, Прогнозирование социальное. И.В. Бестужев-Лада. |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЕ - разработка прогнозов общемирового масштаба, касающихся перспектив развития человечества в целом (в отличие от отраслевых, региональных, локальных и т. д.). П.г. получило развитие с конца 60-х - нач. 70-х гг., когда были сделаны попытки применить современный научно-методич. инструментарий прогнозирования, особенно разработку математич. моделей с помощью ЭВМ, к исследованию перспектив развития мирового научно-технич. прогресса и его соц.-экономич. последствий. В частности, были детально изучены тенденции и проистекающие из них перспективы развития мирового топливно-энергетич., материально-сырьевого, транспортно-коммуникационного, экологич., демографич., продовольственного и др. балансов. Исследования позволили выявить и уточнить т. н. глобальные проблемы современности, т. е. основные препятствия и трудности, стоящие на пути дальнейшего развития человечества. Основополагающими среди этих проблем являются - коренные соц. преобразования глобальных масштабов, необходимые для успешного решения др. проблем. Другая проблема, также носящая по отношению к остальным ключевой характер - упрочение мира, разрядка напряженности междунар. отношений, прекращение гонки вооружений, всеобщее и полное разоружение. Из др. проблем выделяется по значению комплекс проблем ликвидации последствий колониализма и преодоления отсталости развивающихся стран, проблем обеспечения растущего человечества средствами существования (энергия, сырье, продовольствие), комплексы проблем установления экологич. и демографич. равновесия планеты, оптимизации расселения человечества и дальнейшего развития его культуры, проблем здравоохранения и преодоления антиобществ. явлений, повышения эффективности междунар. организаций. Исследования показали бесперспективность научно-технич. прогресса в его современных формах, т. е. неизбежность и необходимость качеств, изменений в дальнейшем развитии науки и техники с соответствующими изменениями - соц.-экономич., экологич., демографич., социокультурного характера. Лит.: Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. М., 1978; Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978; Леонтьев В. Будущее мировой экономики. М., 1979; Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980; Печчеи А. Человеческие качества. М-., 1980; Mesarovic M., Pestel Ё. Mankind at turning point. N.Y., 1974; Laszlo E., et al. Goals for mankind. N.Y., 1977. V. 1-2; Gabor D., et al. Beyond the age waste. N.Y., 1978. И.В. Бестужев-Лада. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |