Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИН")

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ - способ построения целевой структуры к.-л., как правило, крупномасштабной коллективной деятельности, отличительная особенность к-рой состоит в том, что общая цель делится на ряд составляющих, каждая из них делится на более частные и т. д. Использование Д.ц. дает возможность системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое и достаточное число задач, требующих решений на пути к их достижению. Применяется в программах типа ПЕРТ, ПАТТЕРН, в сетевых графиках и т. д. Уязвимым местом Д.ц. являются "узлы деления", т. е. точки разложения общих целей на более частные, поскольку нередко бывает трудно обеспечить полноту деления и совместимость, единство основания для деления и т.п. Лит.: Поспелов Г.С, Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. М., 1976; Ларине в О. И. Наука и искусство принятия решений. М., 1979; Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.,

1980. A.M. Пригожин.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ

ДЕТЕРМИНАЦИЯ (от лат. determinate - ограничение, определение). Термин был впервые введен в научн. оборот в области биологии нем. ученым К.Гайдером в 1900 г.  Используется для обозначения ситуации, когда одно свойство, событие, явление оказывает определяющее влияние на др. свойство, событие, явление. Безотносительно к биологии понятие Д. используется в работах по филос. проблемам теории вероятностей (А.С. Кравец), встречается в работах по методам анализа данных (В.А. Устинов, А.Ф. Феллингер). Понятие Д. является ключевым в анализе детерминационном (см.), где оно приобретает точный формальный смысл. Здесь Д. - точечное соответствие а->b между свойствами (событиями, явлениями) а и b, для к-рого определены условные эмпирич. частоты Р(b/а) (доля случаев реализации среди случаев реализации а) и Р(а/b) (доля случаев реализации а среди всех случаев реализации b). Первая носит название интенсивности Д. а->b и обозначается символом I (а->b), вторая наз. емкостью Д. а->b и обозначается символом С (а->b). Интенсивность интерпретируется как истинность, точность, а емкость - как полнота соответствующей Д. Так понимаемое точное понятие Д. является расширением обычного понятия Д., о к-ром шла речь вначале. Понятие Д. в детерминационном анализе совпадает с обычным понятием Д. в случае, когда интенсивность либо строго равна единице, либо отличается от единицы, но лишь незначительно, т. е. когда Д. является точной или почти точной. Лит. см. к ст. Анализ детерминационный. С.В. Чесиоков.

ДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinare - определять) - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и об-ве в противоположность индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. Современный Д. включает разные формы взаимосвязи явлений, не имеющие непосредственного причинно-следственного характера (пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т. д.).

ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ

ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ - крайняя методологич. установка внутри школы в социологии географической (см.), допускавшая, что психическая жизнь и деятельность человека обусловлена его естеств. средой, к-рая однозначно направляет эволюцию данного об-ва и культуры. Филос. базой Д.г., коль скоро он признает, что психич. и культурные процессы однозначно определяются физич. факторами внешней среды, является физич. монизм, механистич. миропонимание. "Чистый" географич. Детерминизм редок. Чаще он сложно переплетается с детер

минизмом культурным (см.), психологизмом (см. Направление в социологии психологическое), поскольку само понятие географич. "среды" неявно включает те или иные антропогенные факторы из мира труда и культуры, веками формировавшие ее. А.Д. Ковалев.

ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ

ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ - концепция, согласно к-рой (1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии об-ва; (2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от др. сфер обществ. жизни. Д.к. характеризуется, как правило, чрезмерно широким толкованием понятия культуры, под к-рой обычно понимается "совокупность общеразделяемых символов и значений", включающая в свое содержание фундаментальные обществ. идеи и ценности, обычаи и традиции и т.п. В версиях Д.к. (напр., в структурном фуи лизме Т. Парсонса, социологии религии Р. Беллы и др.) общеразделяемые символы и ценност рассматриваются как "культурный код", аналгь гичный генетич. коду, предопределяющему программу поведения организма. Д.к. ведет свое начало от работ М. Вебепа по социологии религии, в к-рых он рассматривал развитие об-ва в зависимости от господствующих в нем религиозных ценностей. На фор! мирование современного Д.к. оказала влияние также школа культурной антропологии (Л. Уайт А. Кардинер, М. Мид и др.). Ее представители изучали примитивные об-ва как культурные системы, жизнедеятельность к-рых целиком регулируется обычаями и традициями. Лит.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983; Bellah R. Beyond beliefs. N.Y., 1971 Parsons T. Action theory and the human condition. NY 1978; Robertson R. Meaning and change. N.Y., 1978. M.C. Комаров.

ДЕТЕРМИНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ

ДЕТЕРМИНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ - теория материализма исторического (см.) К. Маркса, рассматриваемая с позиций исследования закономерностей взаимодействия об-ва и человека; один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность соц. явлений. Исходным принципом детерминизма является то. что все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях. Детерминизм не сводится только к причинно-следственным связям. Помимо последних сюда входят связи случайные и необходимые, возможные и необходимые, прямые и косвенные, связи функционирования, развития и т. д. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития. Именно поэтому материалистич. диалектика, будучи теорией развития, является вместе с тем теорией детерминизма. Д.с.-и. выражает специфику конкретно-историч. бытия об-ва. Он имеет две формы. Во-первых, это строгая детерминация одного соц. явления другим. Например, экономич. отношений производительными силами, соц.-классовой структуры об-ва экономич. отношениями и т. д. Во-вторых, понятие Д.с.-и. относится к характеристике нек-рых свойств или качеств, присущих не отдельному объекту, а классу объектов в целом. При этом содержание и характер поведения этого класса объектов рассматриваются не как случайные, а как детерминированные определенной системой условий, свойств и качеств, включенных в эту систему объектов. Главная особенность Д.с.-и. состоит в том, что его объектом является деятельность людей, к-рые в то же время выступают субъектами деятельности. Лит.: Бунге М. Причинность. М., 1962; Барулин В - Исторический материализм. М., 1976; Осипов Природа и общество// Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов.

ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ - методология, установка, приписывающая решающую роль в обществ.-экономич. развитии технологич. изменениям современного крупнокорпора-тивного производства. Д.т. предполагает, что любое достаточно масштабное технико-технологич. изменение влечет за собой определенное соц. изменение. В большей или меньшей степени Д.т. присущ теориям соц. изменений, теориям культурного отставания, объясняющим конфликты, противоречия реальности тем, что социокультурные организации не поспевают за технологич. изменениями. Это концепции индустриального, постиндустриального, технократич. и технотронного об-в, в к-рых центром проблемы соц. развития становятся управление, регулирование, контроль за технологич. изменениями в первую очередь. Прямолинейность, бесконфликтность, глобальность проектов совершенствования капиталистич. об-ва, содержащиеся в принципе Д.т., послужили фундаментом либерально-реформистской идеологии. Примерно с середины 60-х гг. XX в. наряду с леворадикальной критикой техницистской политики и идеологии подверглись критич. анализу и теоретич. установки Д.т. Со стороны отдельных социологов критика прозвучала уже в 50-х гг. Позже абсолютизация возможностей научно-технич. прогресса и однозначного прямого влияния его на соц. прогресс подверглась пересмотру также с правых и консервативных позиций. Целью этого пересмотра является установление соц. пределов технологич. изменениям, перемещение вопроса о значимости технологии с социетального уровня (т. е. значимости ее для об-ва в целом) на организационный уровень. Лит.: Титаренко Л.Г. Технократический детерминизм: концепции, идеологические функции. Минск, 1981; Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. М.С. Ковалева

ДЕТЕРМИНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ)

ДЕТЕРМИНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ) - экономич. интерпретация истории, вульгарно-материалистич. концепция, согласно к-рой обществ.-историч. развитие всецело определяется действием экономич. фактора (или экономич. среды). Политич., идеологич., моральная и др. сферы соц. жизни предстают лишь как следствие действия экономич. фактора, лишенные своей самостоятельности и способности активно воздействовать на ход истории. В Д.э. из производительных сил и производственных отношений механически выводятся все остальные явления обществ. жизни. Люди выступают в теориях Д.э. лишь как персонификаторы экономич. категорий. Д.э. возник в конце XIX в. в рез-те искаженного толкования марксизма его противниками и вульганизаторами (В.М. Шулятиков, Э. Бернштейн и др.). Д.э. нашел отражение и в произ-ь-Дгниях ряда марксистов (П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург и др.). Этому в известной степени способствовала сложность и недостаточная разработанность проблем, связанных с формами воздействия экономич. фактора на политич., правовые и прочие идеологич. представления и обусловленные ими действия. Критика позиций Д.э. была дана Ф. Энгельсом в его письмах 90-х гг. к Э. Бернштейну, П. Лафаргу, К. Шмидту и др., когда угроза подобного рода извращений выявилась со всей очевидностью, когда не учитывалось, что надстроечные явления оказывают активное обратное воздействие на экономику, способствуя соц.-экономич. прогрессу или препятствуя ему. В условиях научно-технич. революции традиции Э.д. в своеобразной форме продолжаются представителями технологич. детерминизма, в концепциях индустриального, постиндустриального, технологич. об-в. (Д. Белл, Ж. Эллюль и др.). Лит.: Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М., 1976; Детерминизм, причинность, организация. Л., 1977; Детерминизм: системы, развитие. Минск, 1985. Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. И.Б. Орлова.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Д. - это процесс, включающий цель, средства и рез-т. Типы и формы Д. различаются по субъекту, объекту, функциям и целям: индивидуальная, обществ., производственная, идеологическая, полит., научная, культурно-воспитательная, воспроизводящая и творческая (см. Активность).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ - соц. деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей об-ва. Культурное содержание можно выделить в любой сфере целенаправленной соц. деятельности человека: труде, быту, политике, образовании и т. д., чтобы развить заложенные в человеке способности, реализовать его соц. цели. Такая трактовка Д.к. основана на понимании культуры в широком смысле как специфич. срезе любой соц. деятельности. В социологич. литературе Д.к. чаще трактуется в более узком, специальном смысле, ее связывают с одним лишь видом культуры - духовной - в этом случае Д.к. выступает в наиболее привычном виде. На узкой трактовке этого понятия построены и многие социологич. исследования, в к-рых основное внимание уделяется изучению таких видов Д.к., как чтение, просмотр телепередач, посещение кино, театров, участие в творческих коллективах и т.п., что является, однако, лишь частью К.д., а именно - досуговой. Рассмотрение Д.к. как среза любой соц. деятельности или же как относительно самостоятельной системы, локализующейся в духовной сфере, в известной степени искусственно. Д.к. Середина, ибо и в том, и в другом случае она представляет собой деятельность самореализации сущностных сил человека, его способностей, потребностей. В любом случае - это человекотвор-ческая деятельность, цель к-рой - формирование гармонично развитой личности. Субъект и объект Д.к. - человек. Культурной следует считать такую деятельность, к-рая осуществляется для пользы человека и в гуманистич. целях, служит развитию прогрессивных форм обществ. жизни, соответствует логике объективных законов соц. развития. Д.к. выступает как всеобщий, универсальный процесс обществ. взаимодействия, в ходе к-рого человек преодолевает ограниченность ближайшего окружения, свою региональную ограниченность; индивидуальная человеческая деятельность возвышается до уровня всеобщего, общих для данного вида деятельности норм, правил, принципов. Именно все более полное и глубокое присвоение обществ. отношений и означает "наполнение" индивидуальной деятельности обществ. содержанием, развитие универсальности личности как одного из составных моментов ее духовного богатства. При этом индивидуальные особенности соц. деятельности не только не теряются, но обнаруживаются еще рельефнее. Др. словами, деятельность человека невысокой культуры всегда более шаблонна, стереотипна, более конформна, чем культурного. Культура оказывается как бы катализатором проявления индивидуальности. Следовательно, Д.к., с одной стороны, возвышает индивидуальную деятельность до уровня всеобщего, делает ее более универсальной, а с другой - способствует ее индивидуализации. Таково внутреннее противоречие К.д., представляющее собой выражение более общего, свойственного культуре противоречия между опредмечиванием и распредмечиванием, ибо опредмечивание и есть поднятие индивидуального до уровня всеобщего, а распредмечивание - освоение этого всеобщего в его индивидуальной форме. Лит.: Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984; Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы развития. М., 1988; Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М., 1981. И.Б. Орлова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ - специфич форма трудовой деятельности, предметом и продуктом к-рой является научн. знание. Д.н. является по своей природе всеобщим трудом, т. е. обусловливается частично кооперацией современников, частично использованием труда предшественников. Тем самым задаются главные основания структурирования субъекта Д.н.: совместность труда (научн. коллективы) и его преемственность (научн. сооб-ва). Историч. преемственность Д.н. обеспечивается сохранением и передачей профессиональных норм предметной деятельности и коммуникации в процессе воспроизводства научн. сооб-ва. Выделение Д.н. и ее относительное обособление как самостоятельного занятия в общест разделении труда обусловлено становлением крупного капиталистич. производства, к-рое нуждалось в постоянном притоке нововведений Одновременно началась интенсивная внутренняя дифференциация Д.н. по ее предмету, стадиям и организационным формам. Со спецификой Д.н. связаны трудности определения ее границ. Одни авторы фактически ограничивают Д.н. фундаментальными и прикладными исследованиями, др. включают в нее проектирование и опытно-экспериментальное производство. Третьи наряду с деятельностью по накоплению знаний включают и труд по консервации поколениям, т. е. чтение научн. лекций, составление аналитич. обзоров, подготовку учебников. В этом самом широком смысле слова научн. труд включает в себя не только высококвалифицированный труд по производству научн. знаний (собственно научн. исследование), но и умственный труд  по их использованию в процессе обращения и потребления. В настоящее время одна из важнейших особенностей Д.н. - ее коллективный характер. Усиление коллективности обусловлено фундаментальными тенденциями развития современной науки. Углубление специализации ученых, развитие междисциплинарных исследований, технизация экспериментальных работ, сближение науки с производством расширяют контакты ученых разных отраслей науки, умножают и делают более устойчивым общение в сфере Д.н. Научн. коллективы становятся основными ячейками научн. сооб-ва. Выдвижение на первый план коллективных форм Д.н. вносит существенные изменения в требования к качествам научн. работника, к-рые связаны с особенностями коллективного труда: контактность, умение уважать чужое мнение, сочетать свои научн. интересы с планом исследовательских работ коллектива. По-видимому, и в будущем удельный вес коллективного компонента в совокупном научн. труде будет возрастать. Но индивидуальный труд не будет вытеснен полностью, не говоря уже о том, что коллективный научн. труд требует сохранения творческой индивидуальности. Лит.: Организация научной деятельности. М., 1968; Основы науковедения. М., 1985; Социальные показатели в системе научно-технической политики. М., 1986; Ученые о науке и ее развитии: творцы о науке. М., 1971; Ученый научный коллектив: социальные аспекты деятельности. М., 1986. П.Б. Шелищ, С.А. Кугель

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (об-во, класс, группа, личность) в различн. сферах и на различн. уровнях соц. организации об-ва, преследующих определенные соц. цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различн. средства - экономия., соц.. политич. и идеологические. Д.с. имеет место тогда, когда личность, группа, класс или об-во в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Многообразие соц. действий можно свести к 4 основным группам: 1) целенаправленное действие, связанное с изменением данной соц. системы или условий деятельности; 2) действие, направленное на их стабилизацию; 3) действие, преследующее цель адаптации к данной соц. системе и условиям деятельности; 4) интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную соц. общность или систему. Д.с. характеризует активность субъекта. Ее элементами являются предметность, обусловленная рез-тами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями, целесообразность, преобразование объекта, на к-рый направлена деятельность, или создание нового, ранее неизвестного объекта. Любая деятельность включает 4 взаимосвязанные подсистемы: объективно-предпосылочную (потребности и интересы); субъективно-регулятивную (диспозиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели); объективно-результативную (рез-ты деятельности). Лит.: Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа М., 1974; Сагатовский В.Н. Структура

деятельности//3акономерности научного познания. Томск, 1982. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов

ДЖЕННИНГС (JENNINGS) ХЕЛЕН ХОЛЛ

ДЖЕННИНГС (JENNINGS) Хелен Холл (1905) - амер. социолог необихевиористской ориентации. Наряду с Я.(Дж.) Морено явилась основоположником социометрии (см.). Разработала ряд психометрич. и социометрич. тестов оценки реципиентом степени интеграции его группы, объема и интенсивности интеракций (по показателю симпатии - антипатии), самооценки индивидом своего положения в группе в рамках шкалы "лидеры - отверженные". Изучая проблему лидерства, Д. выработала методы тестирования для отбора эффективных лидеров. В ходе исследований Д. использовала, как и нек-рые др. социологи (К. Левин), заимствованные из физики понятия поля, валентности. Соч.: Structure Of Leadershi p Development And Sphere Of Influence // "Socm", 1 (July-October 1934). p. 93-143. A Socjometric Study Of Emotional And Social Expansiveness // Child Behavior And Development. N.Y., 1943. СМ. Митина

ДЖУНУСОВ МАСХУД САДЫКОВИЧ

ДЖУНУСОВ Масхуд Садыкович (1920) - российский социолог и философ, действительный член Академии информатизации. Основные направления деятельности: философия, социология, политология, психология нац. проблем, проблем суверенитета, отечества, патриотизма, национализма. Д. обосновал соотношение этноса и нации, "одверг критике противопоставление исторической и этнической общности, обосновал принцип историзма и критерии типологии национализма, систему нациообразующих факторов, выявил своеобразие национализма больших и малых наций, светского и религиозного национализма. Д. выдвинул идею различения нац. и ино-нац. национализма. Проследил место нац. исключительности, нац. эгоизма в иррациональных элементах обыденного сознания. Суверенитет определяется Д. как атрибут соц. субъекта. Им раскрывается юридическая, метаюридическая, социологич. концепция суверенитета. Соч.: Теория и практика национальных отношений. Алма-Ата, 1968.

ДИАГНОСТИКА

ДИАГНОСТИКА (от греч. diagnostikos - способный распознавать) - учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза.

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ - 1. Совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности. 2. Процесс определения указанных особенностей. Заимствовано из кли-нич. психологии, где цель психодиагностики состоит в классификации индивидов на основе выводов о наличии или отсутствии у них психич. расстройств и установления их причин и природы. В неклинич. условиях задачи диагностики личности заключаются в том, что на основе конкретной теоретич. модели, содержащей нек-рую систему и принципы классификации, а также на основе выбранных в соответствии с этими принципами существенных признаков выявляются личностные особенности. Наличие классов, существенных признаков, правил классификации позволяет производить формализацию и алгоритмизацию диагностич. процедуры при применении психометрич. тестов. Формализация психодиагностики предъявляет определенные требования к методике, к-рая для того, чтобы быть психодиагностич., должна помимо надежности и валидности обеспечивать также требования нормативности и стандарти-зованности. Получение нормативных показателей, объективизация и стандартизация теста - необходимое условие создания диагностич. методики, так как только при этом становится возможным сравнение выявляемых с ее помощью феноменов и измеряемых ею параметров. Разработка алгоритмов в психометрии привела к созданию вычислительных (аппаратурных) методов диагностики. При сравнительном изучении эффективности диагностики, полученной безлично-формализованным статистич. и индивидуализированным ("клинич.") способами, были получены данные, свидетельствующие о несколько большей точности статистич. диагноза. Следует, однако, иметь в виду, что в этих исследованиях рассматривались лишь такие методы обобщения показателей тестов, в к-рых использовался один и тот же ограниченный набор психометрич. данных. Основной вклад математически и логически неформализованного (клинич.) исследования как раз и проявляется в том, что в его процессе появляется возможность получения таких данных, к-рые изначально не заложены в методику или относительно к-рых ее разрешающая способность недостаточна. Сложность личности как соц.-психологич. феномена делает очевидной важность сочетания обоих подходов. Ценность психодиагностич. тестов состоит в их способности к обоснованному прогнозу. Выделение из психодиагностики особого раздела - психопрогностики - цель и специфич. требования развития большинства личностных методов. Лит.: Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М., 1981; Анастази З.А. Психологическое тестирование. М., 1982; Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л., 1982; Ерофеев, А.К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М., 1987; Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. Т.Б. Карцева.

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНАЯ - изучение соц. мотивов и причин поведения личности, группы; поиск соц. детерминант процессов и явлений обществ. жизни. Основной целью Д.с. является выявление соц. содержания факторов, действующих в экономич., психологич., демографич., правовой и др. сферах обществ. жизни. Так, Д.с. поведения личности означает поиск детерминант поведения через призму соц. отношений, что позволяет установить общие, неиндивидуальные характеристики, относящиеся к соц.-классовой структуре об-ва. В свое время Э.Дюркгейм осуществил Д.с. такого феномена, как самоубийство. В качестве объясняющих факторов он утверждал сугубо соц. причины, отвергая индивидуально-психологич. Д.с. экономич. ситуации, напр., преследует цель "распознать" те соц. последствия или изменения, к к-рым закономерно приведет данный экономич. порядок, либо система хозяйствования, выявить реальные и возможные перемены в структуре обществ. отношений, настроений в обществ. сознании и обществ. мнении соц. групп, находящихся в данной экономич. ситуации. Процедура Д.с. направлена не столько на изучение соц. корней правонарушений и отклоняющегося поведения, сколько на исследование соц. последствий и изменений в структуре обществ. отношений, образе жизни людей, вследствие функционирования тех или иных норм права. Помимо этого Д.с. правовой ситуации предполагает также возможность выработки неюридич. мер по предупреждению и борьбе с правонарушениями. Лит.: Dictionary of Sociology. Westport, 1970. Г.А. Погосян

ДИАЛЕКТИКА НЕГАТИВНАЯ

ДИАЛЕКТИКА НЕГАТИВНАЯ - неомарксистская (см. Неомарксизм) программа "критич. переосмысления" диалектики, осуществляемого на путях соц.-филос. редукции (см. Редукционизм социологический) категорий диалектики Гегеля к тем или иным аспектам обществ.-экономич. реальности и подмены логико-гносеологического и онтологического содержания этих категорий - политэкономич. и социологом Эт-программа наметилась уже в ранней книге Д. jjv* кача "История и классовое сознание"  (1923) ~-ложившего начало "левой" версии неогег янства; попытки ее реализации предпринима лись Г. Маркузе (в книге "Разум и революция 1941 г.), Ж.-П. Сартром ("Критика диалектического разума", 1960 г.)  и Т. Адорно ("Негативна? диалектика", 1966 г.), зашедшего на этом пуп-дальше других неомарксистов. Основные тенденции сторонников Д.н.: 1) де_ онтологизация диалектики, ограничение ссрерь ее значимости областью человеческой деятельности - отношения человека к природе, данног ему в виде его витальных влечений и сопровождающих их переживаний; 2) критика традиционных понятий и категорий диалектики ("диалектического разума") как выражения "овеществления" и "отчуждения" теоретического сознания в условиях буржуазного об-ва с его "рыночно-калькуляторской" рациональностью; 3) гипертрофия разрушительной, отрицательной роли диалектики - абсолютизация принципа негативности, доведенная до вывода о том, что утверждение ("синтез") не может рассматриваться даже в качестве подчиненного момента диалектики (отсюда и само название Д.н.); 4) отрицание требования систематичности в диалектическом мышлении, логически последовательного развития диалектической мысли (обеспечиваемое принятием формальной логики в диалектическую на правах ее "момента", как это было у Гегеля): в противоположность гегелевскому "истинное есть целое" Т. Адорно, напр., утверждает, что "целое - неистинно". Отсюда принципиальная аси-стематичность, "эссеистичность" Д.н., в сколь бы объемистых трактатах она ни излагалась. Ю.Н. Давыдов.

ДИАЛОГ С ЭВМ

ДИАЛОГ С ЭВМ - один из режимов обработки данных. Обработка данных на современных ЭВМ может выполняться в двух различи. режимах - пакетном и диалоговом. Пакетный режим обработки данных подразумевает, во-первых, составление задания на обработку и, во-вторых, выполнение этого задания. При этом в процессе выполнения не предусматривается к.-л. взаимодействия человека с ЭВМ, обработка ведется исключительно в соответствии с подготовленным заранее заданием. Обработка данных на ЭВМ в диалоговом режиме предусматривает активное вмешательство человека в ход вычислительного процесса. ЭВМ задает на каждом шаге вопросы, ответы человека на к-рые определяют дальнейший путь обработки информации. Как пакетный, так и диалоговый режимы обработки выполняются с помощью заранее создаваемых программ. Программы, рассчитанные на диалоговый режим работы, обязательно включают в себя сообщения о рез-тах выполнения определенных шагов работы, перечни возможных вопросов к человеку и списки возможных ответов человека. Каждая диалоговая программа допускает на каждом из этапов работы строго определенный набор ответов. Любой ответ вне этого набора рассматривается как ошибочный. Можно выделить два подхода к организа-диалога человека с ЭВМ. Первый - диалог, при котором человеку предлагается список возможных ответов на каждый из вопросов вычислительной машины. Человеку остается только выбрать подходящий для него вариант. (Этот тип диалога практически идентичен опросу по анкете с закрытыми вопросами.) Второй тип диалога не предусматривает предоставление человеку списка возможных ответов на тот или иной запрос ЭВМ. Такой диалог предполагает более высокую квалификацию человека, поскольку необходимо знать заранее то, какие ответы являются для ЭВМ приемлемыми в каждой конкретной ситуации. Диалоговый режим обработки данных на ЭВМ является более прогрессивным по сравнению с пакетным, особенно при решении задач исследовательского характера, поскольку дает возможность оперативного вмешательства в ход обработки, выбора различн. направлений дальнейшего анализа. Диалоговые программы позволяют существенно повысить эффективность использования ЭВМ. Вместе с тем они предъявляют более жесткие требования к ресурсам и надежности вычислительных машин. Лит: Денниг В., Эссиг Г., Маас С. Диалоговые системы "человек - ЭВМ": адаптация к требованиям пользователя. М., 1984. А.О. Крыштановский

ДИАПАЗОН РУКОВОДСТВА

ДИАПАЗОН РУКОВОДСТВА - тот объем организационного пространства, к-рый руководитель в состоянии контролировать. Исходный принцип определения Д.р. - один руководитель может контролировать лишь ограниченное число подчиненных. В качестве единицы измерения Др. в социологии принимается число возможных отношений, возникающих в контролируемой руководителем сфере. Причем возможно, что некрое число таких отношений перекроет способность руководителя регулировать их. Специалисты используют ряд формализованных процедур определения объема руководства. Надо учитывать, что многие из отношений в какой-то данный момент могут и не возникать, а если и возникают, то не всегда касаются отношений руководства-подчинения. Все эти отношения возможны, но они обычно не одновременны и не характеризуют действительную нагрузку на руководителя. Такой подход содержит и элементы упрощения, когда, напр., Д.р. отождествляется с диапазоном внимания, данные инженерной психологии непосредственно переносятся на анализ коллективов. Нельзя не учитывать соц.-психологич. характеристику руководимого коллектива. Ведь если с позиций чисто количеств. подхода увеличение численности группы снижает ее управляемость, то с учетом соц.-психологич. механизма саморегулирования такая механич. зависимость исчезает: так, большой, но сплоченный коллектив оказывается более управляемым, чем малый, но разобщенный. Существуют и др. способы определения Д.р. В основе одного из них лежит измерение времени, точнее, числа и частоты контактов, к-рые руководитель в состоянии иметь с каждым подчиненным за какой-то период. В этом случае необходимы поправки на квалификацию подчиненных, технологию, сложность и длительность операций и т. д. В целом исследователи определяют следующие основные организационные факторы, влияющие на Д.р. и нагрузку руководителя: сходство функций, выполняемых подчиненными, пространственное размещение работников и связь, сложность выполняемых задач, степень интеграции, сработанность коллектива, возможность предвидения и планирования, организационная стабильность. С помощью исследования Д.р. решается важная практич. задача, а именно определение оптимального числа подчиненных. На основании исследований сформулированы нек-рые рекомендации, согласно к-рым для высшего и среднего уровня наиболее эффективно руководство при наличии 4-6 непосредственно подчиненных, для низового уровня - до 30. Сказанное не означает, что каждый руководитель должен стремиться к минимуму подчиненных, ибо тогда возрастает число руководителей и организационных уровней. В идеале Д.р. должен быть так широк, чтобы число руководителей и уровней в организации было минимальным. Лит.: Яковлев Г.С. Аппарат управления: принцип организации. М., 1974; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; Papers on the science of administration. N.Y.,

1937. A.M. Пригожин.

ДИЛЕММА УЗНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЛЬТЕИ (DILTHEY) ВИЛЬГЕЛЬМ

ДИЛЬТЕИ (DILTHEY) Вильгельм (1833-1911) - нем. историк культуры и соц. философ. Представитель философии жизни; создатель т.наз. понимающей психологии, послужившей толчком к созданию социологии понимающей (см.) и школы "истории духа" (истории идей) в нем. истории культуры конца XIX - нач. XX вв. Философские воззрения Д. формировались под влиянием, с одной стороны, нем. романтизма и идеализма, особенно гегелевского (внимание к миру субъекта и интерес к истории), с др. - англо-франц. позитивизма (Дж.С. Милль, О. Конт: антиметафизич. установка и метод психологизма как анализ непосредственных данных сознания). Центральным у Д. является понятие жизни, к-рую он толкует не биологически, а культурно-исторически. Д. оказал большое влияние на развитие философии и социологии XX в. - на экзистенциализм, филос. герменевтику, историч. социологию, особенно на М. Вебера и отчасти Г. Зиммеля. Соч.: Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912; Сущность философии. "Философия в систематическом изложении". СПб., 1912; Описательная психология. М., 1996; The Construction Of The Historical World In The Social Sciences. N.Y., 1910; Gesammelte Schriften. Lpz. - В., 1942. П.П. Гайденко

ДИНАМИКА

ДИНАМИКА (от греч. dynamikos - обладающий силой, сильный) - развитие, изменение к.-л. явления под влиянием действующих на него сил, противопоставляемое состоянию относительного равновесия.

ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ

ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ - одно из направлений микросоциологии, изучающее соц.-психологич. особенности группового поведения. Как научное направление возникла в США в 30-х гг. XX в. благодаря работам К.Левина и его учеников, опирающихся на общий системный подход  к группам, разработанный в гештальт-психологии. Основные теоретич. принципы Д.г.: группа есть целое, существующее в большом соц. "поле" со многими перекрещивающимися дина-мич. связями; группа есть нечто большее, чем сумма составляющих ее членов, она имеет свою собственную структуру и свои цели; критерий определения группы есть взаимозависимость ее членов; группа является "динамич. целым", изменение в любой ее части ведет к изменению целого; каждый член группы существует в соц. поле, в к-ром все индивидуальные проблемы непосредственно связаны с групповыми; каждая группа имеет определенные структурные (тип организации, уровень единства и дифференциации частей) и динамич. свойства (групповые цели, групповая идеология, представленная системой ценностей). Особенностями исследований Д.г. являются широкое использование лабораторных контролируемых экспериментов с группами и практическая направленность полученных рез-тов. Наиболее известные исследования Д.г. связаны с изучением стилей лидерства, мотивации принятия группового решения, проведенные в 30-40-е гг. под непосредственным руководством К. Левина. Современные исследования Д.г. включают практически все вопросы, связанные со структурой и функционированием групп и поведением индивидов в групповой ситуации. Лит.: Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология  на Западе. М., 1978; Антипина Г.С. Теретико-методологические про

блемы исследования малых социальных групп. Л., 1982; Cart-wright D., Zander A. Group dynamics: Theory and research. L., 1960 (1968). Г.С.Антипина.

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ - 1. Постоянные изменения ситуации демографической (см.). 2. Система данных за исследуемый период времени, с помощью к-рых изучаются непрерывные демографич. процессы: рождение, смерть, браки, разводы, переход из одной возрастной группы в др., изменение места жительства и т.п. Выяснение и анализ этих изменений - одна из важнейших задач демографич. науки. Изменения абсолютных чисел родившихся, умерших, заключивших брак и т. д. или показателей, характеризующих демографич. процессы во времени, напр., числа родившихся в России за ряд лет, исследуются с помощью построения и анализа рядов динамики, к-рые иногда называют временными, или хронологическими, рядами. Для характеристики и анализа изменения численности и состава населения, а также различн. демографич. процессов, пользуются следующими показателями динамики: уровень, абсолютный прирост, темп роста, абсолютное значение одного Процента прироста. Г.Л. Киселева

Предыдущая страница Следующая страница