Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Ж"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖИГУЛЬСКИЙ (ZYGULSKI) КАЗИМИР

ЖИГУЛЬСКИЙ (ZYGULSKI) Казимир (1919) - польск. социолог, проводил исследования в области социологии культуры.

ЖИЗНЬ

ЖИЗНЬ - форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития, реализующаяся в живых организмах. Основные черты Ж.: обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, рост, активная регуляция своего состояния и функций, приспособляемость к среде и т. д.

ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ДУХОВНАЯ

ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ДУХОВНАЯ - относительно самостоятельная область обществ. жизни, основу к-рой составляют специфич. виды специализированной духовной деятельности и обществ. отношений, регулирующих духовную деятельность и функционирование обществ. сознания. Традиционно использовавшееся в качестве описательного понятия Ж.о.д. охватывало совокупность духовных процессов в об-ве как внутренне расчлененном совокупном субъекте. Его место и роль в теоретич. социологии устанавливается в соотнесении с категорией "обществ. сознание": в отличие от обществ. сознания, представляющего собой совокупность духовных процессов, т. е. прежде всего состояний сознания, в понятии Ж.о.д. внимание акцентируется на процессах взаимодействия коллективного и индивидуального носителей сознания и соответственно на исторически меняющихся обществ. формах организации духовной деятельности и функционирования ее продуктов. Центральным пунктом исследований Ж.о.д. в социологии являются свойственные ему обществ. отношения, выступающие в качестве условий, обществ. форм и рез-тов духовной деятельности (поскольку они ею воспроизводятся). Теоретич. основой исследований Ж.о.д. стали выводы об историч. типах и формах духовного общения, об историч. отделении умственного труда от физич., о неразрывной связи обществ. сознания с его носителями (этносами, классами, обществ. движениями и группами), а также проведенный еще К.Марксом анализ взаимосвязей духовного и материального производства, духовного производства и духовного потребления и их роли в воспроизводстве об-ва и человека. В марксистской социологич. теории значительное внимание уделялось обоснованию классового (по содержанию и формам организации) характера Ж.о.д., раскрытию возможностей контроля экономически и политически господствовавших классов за духовным производством и превращением интересов, идеалов, ценностей и норм в общезначимые. В структуру Ж.о.д. включаются: а) процессы духовной деятельности: производства, распространения и усвоения обществ. сознания в общественно организованных формах; б) обществ. отношения (в т.ч. и институализированные) между субъектами духовной деятельности; в) обществ. сознание. Обществ. сознание - это содержательная сторона Ж.о.д., а отношения, ин-ты предстают как способ детерминации и условие его функционирования. Основные направления исследований Ж.о.д. включают анализ ее историч. типов, разработку теории ее функционирования, изучение организации и эффективности систем воспитания, образования. Развернулись исследования форм и механизмов духовного общения (включая массоЛит: Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Щ 1980; Духовное производство: социально-философский лиз проблемы духовной деятельности. М., 1981; Дух,-сфера социалистического общества. М., 1987; Горшков МТ Общественное мнение: история и современность. М., 1988

ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - относительно самостоятельная область обществ. жизни, основу к-рой составляют специфич. виды художественного творчества и обществ. отношений, регулирующих функционирование искусства, взаимосвязь художников и публики. В социологич. теории понятие Ж.ох. формируется как видовое по отношению к духовной жизни об-ва. Все сущностные характеристики последней специфич. образом проявляются в Ж.о.х. В центре социологич. анализа Ж.ох от искусствоведческого, культурологии, психологич. стоят обществ. отношения как ее условие а также соц. формы и продукты (поскольку они в ней воспроизводятся) этой художественной деятельности. Ж.о.х. - способ существования и функционирования художественной культуры данного об-ва. Структура Ж.о.х. включает: а) процессы художественной деятельности - художественного производства и потребления, опосредствованные распространением и доставкой искусства; б) отношения между индивидуальными и коллективными субъектами (в том числе институа-лизированными), в свою очередь, дифференцирующиеся по видам обществ. отношений - экономич., юридич., организационные и пр.; в) художественное сознание об-ва, включая структуру искусства. В структуре Ж.о.х. проявляются соц. и классовая структура  об-ва, обществ. отношения и интересы. В соответствии со сложившейся системой видов искусства принято деление Жох на театральную, музыкальную, литературную и пр. В основе внутренней историч. динамики Ж.о.х. лежит диалектика художественного производства и художественного потребления, персонифицированная в отношениях между художниками и публикой и реализующаяся в их взаимной деятельности. Взаимосвязь художников и публики опосредствуется многообразными зависимостями и ин-тами, складывающимися и функционирующими внутри Ж.о.х. Лит.: Конев В.А. Социальное бытие. Саратов, 1976; Социологические исследования театральной жизни. Л., 1978; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л., 1980; Человек художественной культуры. М., 1982; Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986; Журавлев В.В. Мир художественной кульуры. М., 1987. Перов Ю.В.

Предыдущая страница Следующая страница