Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГОС"-"ГЭЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГОС"-"ГЭЛ")

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОУЛДНЕР (GOULDNER) АЛВИН

ГОУЛДНЕР (GOULDNER) Алвин (1920-1980) - амер. социолог, представитель социологии альтернативной (см.). Г. выступал с критикой существующей капиталистич. системы, предложил концепцию рефлексивной социологии, в к-рой основная задача социолога - выявление причин кризиса зап. об-ва и поиски путей его преодоления при помощи "критич. рефлексии". Самые глубокие причины кризиса зап. об-ва Г. видел в деперсонализации человека, разрушении целостности и общезначимого взгляда на мир, антиномически-противоречивом отношении между знанием и властью. Г. утверждал, что наделенное критич. элементом знание способно выполнить роль непосредственного преобразующего средства трансформации соц. бытия. Со-ч.: The Coming Crisis Of Western Sociology. L., 1971; For Sociology. L., 1973; Dialectics Of Ideology And Technology. N-Y, 1976; The Future Of Intellectuals And The Rise Of The New Class. N.Y., 1979. B.H. Фомина.

ГОФФМАН (GOFFMAN) ИРВИНГ

ГОФФМАН (GOFFMAN) Ирвинг (1922-1982) - амер. социолог, представитель символич. инте-ракционизма. Наибольшую известность получил как создатель драматургич. направления в социологии, к-рое уподобляет соц. жизнь театру: актеры создают впечатление о себе и играют спектакль перед зрителями, одновременно выполняя роль зрителей по отношению к др. актерам. Наблюдал повседневную жизнь во всех ее деталях и механизмы, к-рые используют люди, чтобы ориентироваться во всем многообразии их взаимодействий с др. людьми. Свой концептуальный подход Г. использовал для изучения поведения ролевого (см.), поведения отклоняющегося (девиантного) (см.) и его воздействия на идентичность индивида (см. Стигма), психиатрических лечебниц и роли саморекламы в гендерном неравенстве. Соч.: The Presentation Of Self In Everyday Life. Edinburg, 1959; Behavior In Public Places. Glencoe, 1963; Interaction Ritual. N.Y., 1967; Strategic Interaction. Philadelphia, 1969.

ГРАМШИ (GRAMSCI) АНТОНИО

ГРАМШИ (GRAMSCI) Антонио (1891-1937) - итальянский философ и политич. деятель. Стремился найти альтернативу экономич. детерминизму, присущему ортодоксальному марксизму. Г. утверждал, что классовое угнетение зависит гл.обр. не от экономич. мер или принудительных акций со стороны гос-ва, но от принятия их рабочим классом. В качестве сторонника радикальных соц. изменений Г. подчеркивал важность соединения теории с практикой. Соч.: Избранные произведения. В 3-х т. М., 1957-1959.

ГРУППА

ГРУППА - совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономич., демографич., этнографич., психологич. и др. характеристиками. Термин "Г." является общим для всех гуманитарных наук: экономики, истории, этнографии, демографии, психологии и др. В социологии употребляется понятие "группа социальная"  (см.). Г.С. Антипина

ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ

ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ - группа испытуемых в эксперименте, деятельность к-рых проходит без воздействия экспериментального фактора. По условиям деятельности Г.к. не отличается от экспериментальной группы, подверженной воздействию экспериментального фактора - гипотетич. причины определенных изменений в соц. деятельности. Если в экспериментальной группе наблюдаются изменения в деятельности, а в Т.к. нет, то гипотеза считается доказанной. Выравнивание состава экспериментальной группы и Т.к., а также ситуаций их деятельности - очень сложная задача. Достичь полного сходства групп и внешних условий деятельности в соц. экспериментах практически не удается. Выработан ряд приемов выравнивания состава экспериментальной и контрольной группы. 1. Попарный отбор (точечное выравнивание) заключается в том, что каждому члену экспериментальной группы находят сходный член Г.к. на основе комбинации признаков, выделенных как существенные. Если существенных для данного эксперимента признаков много, этот прием составления групп очень сложен и в реальных экспериментах трудно применим. В мысленных экспериментах больше возможностей его применения, но и здесь он требует большого количества индивидов, из к-рых формируются экспериментальная и контрольная группы. К тому же утрачивается репрезентативность групп в отношении генеральной совокупности. 2. Частотное выравнивание предполагает сопоставление экспериментальной и контрольной групп в целом по процентному распределению или средним значениям существенных признаков. Недостатком этого приема является опасность неодинаковых сочетаний признаков, к-рые (каждый в отдельности) неодинаково распределяются в рассматриваемых группах. 3. Выравнивание по квоте означает построение одинаковой как для генеральной совокупности, так и для обеих групп модели распределения признаков (как отдельных признаков, так и их комбинаций) и формирование групп по этой модели. Данный прием составления групп позволяет преодолеть недостатки вышеописанных приемов, но по своему практич. применению может все же оказаться слишком сложным. 4. Случайное распределение (рандомизация) производится по правилам вероятностного отбора. Этот прием считается самым надежным, т. к. процедуры случайных выборок детально разработаны. 5. Сочетания различн. приемов обеспечивают надежность выравнивания групп и при небольших выборках. При сочетании частотного распределения с рандомизацией берутся списки групп, составленных выравниванием частотных распределений, а затем эти группы переформируются при помощи приемов вероятностного отбора. Если при первом выравнивании упускался какой-нибудь существенный фактор, то предполагается, что люди, к-рым он свойствен, с примерно одинаковой вероятностью попадут в обегруппы. Сочетание рандомизации и квотного отбора состоит в том, что составленные на основе случайного отбора списки групп корректируются на основе модели распределения существенных признаков в генеральной совокупности. Этот прием обеспечивает сходство и репрезентативность групп испытуемых и при небольших выборках. Лит.: Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987. П.А. Вихалвмм.

ГРУППА МАЛАЯ

ГРУППА МАЛАЯ - малочисленная по составу соц. группа, члены к-рой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком Г.м. является принадлежность к со группам, видовым - непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами Г.м. являются семья, производственная бригада, школьный класс, научн. воинский и др. первичные коллективы, коллективы космич., арктич. и антарктич. станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер Г.м. - два чел., максимальный - неск десятков человек. По данным соц.-психологич. исследований, наиболее эффективной является Г.м. из 5-7 чел. Виды Г.м.: формальная, неформальная, первичная. Г.м. - непосредственное соц. окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе "личность - об-во". Человек осознает свою принадлежность к об-ву и свои обществ. интересы через принадлежность к определенным соц. группам и организациям, посредством к-рых он участвует в жизни всего об-ва. Г.м. играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, являясь проводником тех идей, установок, ценностей и норм поведения, к-рые существуют в данном об-ве как целостной системе. Г.м. являются относительно самостоятельными субъектами обществ. отношений. С одной стороны, они отражают в себе те обществ. отношения, в к-рые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой - на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологич. отношений. Обе системы отношений - объективных (обществ.) и субъективных (психологич.) сливаются в единую систему межличностных групповых отношений, что придает Г.м. особое качество, отличающее ее от др. соц. групп. Принцип образования Г.м., природа и функционирование зависят от соц. структуры об-ва, отражают происходящие в нем процессы. Тем не менее Г.м. не является "зеркальным отражением" об-ва. Механизм влияния об-ва на природу Г.м. сложен и многократно опосредствован. См. также Теория малых групп. Лит.: Миллз Т.М. О социологии малых групп//Американская социология. М., 1972; Вачеишвили А.Ш. Методические вопросы исследования малых социальных групп. Тбилиси, 1978; Десев Л. Психология малых групп. М., 1979; Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982. Г.С. Антипина.

ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ

ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ - вид группы малой (см.) возникает в рамках формальной соц. организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатии и т. д. Это такой тип организации соц. отношений, к-рый характеризуется относительной независимостью от соц. структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. Эту группу называют также "психология." или "группой по интересам", т. к. в основе ее образования лежат либо чисто психологич., эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Существенную роль при ее образовании играет ситуация. Она образуется на личностной основе в рез-те инициативы индивидов, ее составляющих. В группе в целом самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению потребностей ее членов. Г.н. может образовываться как в рамках формальной группы, так и помимо ее. В первом случае она вторична По отношению к общей групповой организации - это различ. группировки, круги друзей. Во втором случае она не зависит от формальной, образуется на основе пространственной близости (соседи), общности интересов ("неформалы" среди молодежи и в политической жизни), единства психологич. характеристик (подростки-сверстники), личной симпатии (друзья) и др. Контакты членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет строгую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет неформального лидера, контроль осуществляется с помощью неформальных норм и традиций, сущность к-рых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее "закрытости" для членов др. соц. систем. Термин "Г.н." стал широко применяться в социологии после Хоторнских экспериментов, проведенных под руководством Э. Мэйо, в к-рых была выявлена сущность рабочей бригады как малой соц. группы: каждый работник чувствовал себя не одиночкой, а членом спаянной соц. организации - неформальной группы, спонтанно возникшей в формальной организации промышленного предприятия. Основная функция Г.н. состояла в защите рабочими своих экономич. интересов: сохранение неизменной нормы выработки, соответствующей неформальному групповому стандарту. Исследования показали, что индивидуальная производительность труда находится под сильным влиянием межличностных отношений в бригаде. Обществ. мнение на уровне малой Г.н. является моральным регулятором отношения к труду. Поэтому Мэйо и его последователи в понимании и объяснении неформальных рабочих групп в целом и образа действия их членов, в частности, видели центральную проблему социологич. исследования на производстве. Лит.: Лапин Н.И. Проблема неформальной группы в "индустриальной социологии"//Социальные исследования. Вып. 2. М., 1968; Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988; Roethlisberger F.J., Dickson W.J. Management and the worker. Cambridge, 1939. Г.С. Антипина

ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ

ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ - вид группы малой (см.), отличается высокой степенью солидарности, глубоко развитым чувством "мы". Характерные черты: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов. Через Г.п. человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции об-ва, в них происходит первичная социализация  личности. Считается, что отсутствие или недостаток связей первичного типа может обернуться ухудшением личных качеств человека и основных характеристик человеческой природы вообще, что проявится в духовной неполноценности и негативном поведении человека. Термин "Г.п." был введен в начале XX в. амер. социологом Ч.Кули. Рассматривая такие малые группы, как семья, дружеская группа детей-сверстников, традиционное соседство, Кули ввел это понятие для определения групп, к-рые "характеризуются интимным, лицом к лицу, контактом и сотрудничеством" (Cooley C.H. Social organization. N.Y. 1909. P. 23-26). Эти группы оказывают наибольшее влияние на формирование соц. идеалов индивида и "первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт соц. единства" (там же). Эти группы формируют, обновляют и укрепляют моральные стандарты своих членов. Кули указывал на две основные функции Г.п.: 1) быть источником моральных норм, к-рые человек получает в детстве и к-рыми руководствуется в течение всей своей жизни; 2) быть средством поддержки и стабилизации взрослого человека. По Кули, малая первичная группа  формирует личность. Но каждая первичная группа есть часть об-ва, большой соц. группы, поэтому она является проводником идей, установок и норм, существующих в об-ве как целостной системе. Следовательно, первичные группы формируют личность не сами по себе, а как органическая часть об-ва, всей соц. системы в целом. Хотя формально Г.п. присущи человеческому об-ву на всех ступенях его развития, содержание групповых отношений и значение этих групп для личности меняется с преобразованием как соц.-экономич. отношений в об-ве в целом, так и отдельных свойственных ему черт и процессов. В противопоставление термину Г.п. введен термин "вторичная группа"  - совокупность людей, к-рые опосредствованно связаны общей деятельностью по достижению общей цели. В соц. связях вторичного типа отсутствует полностью или частично непосредственное взаимодействие членов соц. объединения друг с другом (лицом к лицу). Напр., для рабочего бригада является первичной, а коллектив предприятия в целом - вторичной группой. Лит: Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. Г.С. Антипина

ГРУППА ПРОБЛЕМНАЯ

ГРУППА ПРОБЛЕМНАЯ - формально организованный коллектив научно-технич. работников, созданный для исследования или решения четко сформулированной проблемы. Работа членов Г.п. четко координирована и направлена на достижение общей цели. Состав Г.п определяется структурой проблемы и обычно имеет многодисциплинарный характер. По мере изучения проблемы Г.п. может меняться. Статус Г.п. в организации может быть весьма различным. Часто Г.п. является временным коллективом, создаваемым в рамках гибкой структуры организации (проектной или матричной) или из представителей разных организаций. В других случаях Г.п., созданная вначале целевым назначением, со временем превращается в стабильное подразделение с предметной или дисциплинарной направленностью и утрачивает проблемный характер. Эффективность работы Г.п. обеспечивается интенсивными внутригрупповыми и внешними междисциплинарными коммуникациями, сильной мотивацией коллектива, сплоченного общей целью, срочностью и важностью проблемы. Кри-тич. фактором в деятельности Г.п. является личность руководителя, к-рый должен обладать авторитетом в среде специалистов, в формальной организации и в то же время иметь полную поддержку неформальной организации Г.п. (или быть ее неформальным лидером). Необходимым условием успешной работы Г.п. является разнообразие профессионального профиля и личностных качеств членов коллектива, обеспечивающее выполнение всех ключевых ролевых функций (технич. и соц.). С.Г. Кара-Мурза

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ - реальная или воображаемая соц. группа, система ценностей и норм к-рой выступает для индивида эталоном. Понятие "Г.р." было введено амер. соц. психологом Г. Хайменом. Рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, др. амер. исследователь, М. Шериф, разделил их на два вида: группы членства, членом к-рых индивид является, и нечленские, или референтные, членом к-рых индивид не является, но с ценностями и нормами к-рых соотносит свои взгляды и поведение. Позднее др. исследователи (Р. Мертон, Т. Ньюком) распространили понятие Г.р. на все объединения, к-рые являются для индивида эта лоном при оценке им собственного соц. полож * ния, действий, взглядов и т. д. Это может быть как группа, к к-рой принадлежит данный индивид, так и группа, членом к-рой он хотел бы быть или был раньше. Различают реальную и воображаемую Г р Реальная - это группа людей, служащих для личности эталоном реализации оптимальных для нее соц. норм и ценностей; воображаемая - отраженные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, его жизненные идеалы, выступающие в форме персонифицированных эталонов и идеалов. Эти персонифицированные образы людей представляют "внутреннюю аудиторию", на к-рую личность ориентируется в своих мыслях и действиях. В системе отношений "личность - об-во" Г.р. выполняют три главные функции: статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в соц. структуре об-ва, его соц. статусе и эталоне исполнения соц. ролей, соответствующих этому статусу; регулятивную (или нормативную), устанавливающую и интерпретирующую для личности соц. нормы об-ва и др. соц. групп и через них обусловливающую определенный тип поведения; мировоззренческую (ценностно-оценочную), определяющую установки, ценности, идеалы и цели личности. На практике теория референтных групп применяется при изучении соц. мобильности, процесса адаптации личности к различн. соц. средам, эффективности средств массовой коммуникации. См. также Концепции референтной группы. Лит.: Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений//Психологическая теория коллектива. М., 1979; Sherif M. An outline of social psychology. N.Y., 1948. Г.С. Антипина.

ГРУППА РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ГРУППА РУКОВОДИТЕЛЕЙ - полуконтактная (периодически взаимодействующая, но не объединенная общими подразделенческими рамками) совокупность руководителей подразделений организации, вступающих между собой в "горизонтальные" и "вертикальные" управленческие отношения  как на формальной, так и на неформальной основе. Структурируется по ие-рархич. уровням, подразделениям и службам, квалификационным и демографич. признакам, а также применительно к конкретным исследовательским задачам (место в научно-технич. прогрессе, в выработке отдельных решений, в конфликтных ситуациях и т. п.). Г.р. выделяется в исследованиях процессов выработки, принятия и осуществления решений в целях консультирования управленческого (см.), проблем служебного продвижения и т. д. Лит.: Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. М., 1982. A.M. Пригожин

ГРУППА СЕМЕЙНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность людей, имеющих общий соц. признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре обществ. разделения труда и деятельности. Понятие Г.с. является общесоцио-логич., обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов обществ. отношений, образовавшихся в рез-те историч. дифференциации об-ва как единого целого на отдельные структурные составляющие. Понятие Г.с. является родовым по отношению к понятиям "класс", "соц. слой", "коллектив", "нация", а также по отношению к понятиям этнич., территориальной, религиозной и др. общностей, т. к. фиксирует соц. различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, нац. принадлежности, места жительства, образа жизни и др. В истории социологии самостоятельное понятие группы наряду с понятиями личности (индивида) и об-ва встречается уже у Аристотеля. Т. Гоббс первый определил группу как "известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом" (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 244-245) и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политич. и частные, законные и противозаконные. Социологи конца XIX - нач. XX вв. (Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Зиммель, Л. Гумплович, Ч. Кули, Ф. Теннис и др.) предпринимают первые попытки создания социологич. теории групп в виде двух концепций, в к-рых проблема группы решалась или путем соотнесения групповых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой "мистической групповой связи", имеющей независимую "реальность саму по себе". Австрийский социолог Л.Гумплович считал, что "в социологии единицами, элементами являются соц. группы... Социологию нельзя строить на отношениях индивидов друг к другу, и из природы индивидов нельзя постичь природу группы" (Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899. С. 13). Основатель формальной школы в социологии Г.Зиммель видел в группе только форму соц. взаимодействия (Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 22-23). Нем. социолог Ф.Тённис различал "эмансипированную", договорную, неличную групповую организацию города (Gesellschaft) и традиционную, интимную, "лицом к лицу", групповую организацию деревни (Gemeinschaft). Франц. социолог Э. Дюркгейм придавал группе самостоятельное значение как особому элементу соц. реальности, выполняющему в об-ве свою специфич. функцию. Так, в работе "Самоубийство" он показал причинную зависимость между увеличением самоубийств и дезинтеграцией групп в современном ему капиталистич. об-ве. "Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех соц. групп, в к-рые входит индивид" (Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912. С. 266). Общегуманистич. подход к об-ву в современной социологии признает значимость всех соц. групп, поскольку различие в их положении приводит к разным интересам, согласование к-рых является основной целью соц. политики об-ва. См. также Теория социальных групп. Лит: Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982; Homans G.C. The human group. N.Y., 1950; Merton R. Social theory and social structure. N.Y., 1957. Г.С. Антипина

ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ

ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ - вид малой группы, положение и поведение отдельных членов к-рой строго регламентируется официаль ными правилами организации и соц. ин-тами такой тип организации соц. отношений, к-рые характеризуется разделением функций, безличностью и договорностью отношений, одной, стгу. определенной, целью сотрудничества, крайней рационализацией функций (как общегрупповых так и индивидуальных), низкой зависимостью от традиций и т. д. Г.ф. - объективное соц. образование, элемент соц. структуры об-ва (напр., семья) или элемент его структурных подсистем (производственная бригада, науч. кафедра, воинское подразделение, экипаж космического корабля и др.). Г.ф. создается для выполнения функций, строго определенных системой более высокого уровня. Так, производственное предприятие определяет основную функцию производственной бригады, внутри бригады происходит дифференциация этой функции в зависимости от индивидуальной позиции каждого члена бригады. Структура Г.ф. и тип ее поведения определяются группой большего масштаба или об-ва в целом. По отношению к индивидам, ее составляющим, Г.ф. выступает чем-то внешним, не зависящим от их воли, желаний, эмоций; предписывает каждому члену определенную функцию; предлагает определенный и безотносительный к его личным особенностям режим исполнения этой функции; предусматривает соответствующие нормы отношений с др. членами группы, а также формы и критерии оценки его деятельности, вознаграждения и стимулирования. Межличностные отношения в Г.ф. складываются внутри установленных официальных рамок. Авторитет определяется должностью, а не личными качествами. Примером может служить производственная бригада, в к-рой размер, структура, функции, производственное задание и лидер (бригадир) регламентированы правилами производственной организации. Г.С. Антипина.

ГРУППИРОВКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУППИРОВКИ ВОЗРАСТНЫЕ В ДЕМОГРАФИИ

ГРУППИРОВКИ ВОЗРАСТНЫЕ В ДЕМОГРАФИИ - принятая в статистике населения система возрастных интервалов, применяемых для расчетов тех или иных демографич. показателей, зависимых от возраста. Выбирая возрастные интервалы для изучения того или иного демографич. процесса, следует исходить из следующих условий. 1. Исследуемые демографич. события (рождения, смерти, браки, разводы, миграция) должны распределяться внутри интервалов относительно равномерно. 2. Желательно, чтобы не более 10% изучаемой совокупности приходилось на крайние интервалы. 3. Если данные статистич. материалы будут использоваться для прогнозирования, то длина интервалов, кроме последнего, открытого, должна совпадать с шагом прогноза (1 год или 5 лет). 4. Возрастные интервалы, как правило, должны начинаться с возрастов, кратных 5 или 10, и быть соответственно 5- или 10-летними. Если необходима более дробная группировка, то разукрупнение должно проводиться внутри 5- или 10-летних интервалов без нарушения их границ. Наиболее точной является однолетняя группировка возрастов - от 0 до 100 и более лет. Но из-за ее громоздкости она может быть свернута следующим образом: 0 лет, 1-2 года, 3-4 года, 5-6 лет, 7-9, 10-14, 15, 16-17, 18-19 лет, 20-24 года и далее по пятилетним группам вплоть до 80-84 лет, последний интервал открытый - 85 лет и старше. При желании ее можно агрегировать в 5- или 10-летние интервалы и сопоставить с др. данными государственной статистики. В то же время часто применяемые в социологич. исследованиях группировки типа: 18-20, 21-25, 26-30 лет очень затрудняют такое сопоставление. В.А. Борисов

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ - специально организованные группы для оказания влияния на официальных государственных должностных лиц. Теория группового давления возникла в начале XX в. в США. Родоначальником теории Г.д. считается амер. политолог А.Бентли, изложивший ее основы в книге " Процесс гос. управления". Предложенная им конструкция Г.д. сводится к следующему: процесс управления экономич. развитием и обществ. делами в конечном счете определяется интересами влиятельных групп различн. стелени активности. Поскольку интересы групп, как правило, не совпадают, между ними возникает противоборство. Оно выливается в форму давления на законодательную, исполнительную и судебную власть. Создаваемое при этом равновесие групповых давлений якобы придает устойчивость обществ. структурам. Следовательно, сущность гос. управления, по Бентли, заключается в искусном соединении и нивелировании групповых интересов. Группы интересов проявляются через политич. объединения, к-рые организуются в партии и объективируются через систему управления на всех его уровнях. Утверждая тождество групповых интересов с политич. активностью в широком смысле, Бентли идеализирует роль бурж. гос-ва как якобы надклассового арбитра, способного устранить возникающие в об-ве экономич. и соц. противоречия, антагонизм к-рых заранее отрицается. В США официально оформленные Г.д. представляют основные соц. категории граждан: влиятельных бизнесменов, служащих, рабочих, фермеров, промышленников, финансистов, военнослужащих и т. д. Политич. штабы этих групп располагают общим фондом для давления на официальных гос. должностных лиц - законодателей, судей, администраторов (см. Лоббизм). Деятельность Г.д. ныне не является специфически амер. феноменом; она проявляется на всех уровнях реализации политич. процесса в таких странах, как Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, Италия, Канада. Во всех этих странах группы ученых изучают формы и способы давления на аппарат власти. Франц. политолог Ж.Мейо в основу определения Г.д. кладет три главных фактора: 1) наличие устойчивых связей во взаимоотношениях между членами группы, 2) чувство коллективной солидарности, 3) общность интересов и целей, стабилизирующих деятельность группы. Во Франции существует несколько тысяч органов, полуофициально осуществляющих связи между гос-вом и заинтересованными группами, как правило, на уровне центрального управленческого аппарата. Типич. способами воздействия Г.д. на деятельность аппарата власти являются: 1) непосредственное выдвижение своих ставленников в органы власти, напр, в качестве парламентария члена кабинета или функционера администра" тивного аппарата; 2) участие членов группы в работе парламентских комиссий, подкомиссий ассоциаций, в межведомственных комитетах и службах; 3) поддержание личных "приятельских" контактов между заправилами бизнеса и гос чиновниками на местах. Лит.: Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959 Брэбан Г. Французское административное право. М. 1983-Allum P. Les groupes de pression en Italie//Revue franc de science politique. 1980. Vol. 30, №5; Beer S.H. Modern british politics: parties and pressure groups in the collectivist age. N.Y., L., 1982; Thorburn H.Y. Interest groups in the Canadian federal system. Toronto, 1985; Wootton G. Interest groups-policy and politics in America. Prentice-Hall, 1985. СВ. Боботов

ГРУШИН БОРИС АНДРЕЕВИЧ

ГРУШИН Борис Андреевич (1929) - российский социолог и философ, член-корр. Российской Академии образования. Основной предмет науч. исследований - логика и методология на-учн. познания, социология сознания, социология средств массовой информации,  обществ. мнения. Соч.: Мнение о мире и мир мнений. М., 1967; Массовая информация в советском промышленном городе (в соавторстве). М., 1980; Массовое сознание. М., 1987.

ГУД (GOODE) ВИЛЬЯМ ДЖ.

ГУД (GOODE) Вильям Дж. (1917) - амер. социолог, основные направления исследований - динамика современного об-ва, социология семьи.  Автор известного труда по методике социологич. исследования. Соч.: Methods and Social Research (with P.K. Hatt). N.Y., 1952; The Family. Englewood Cliffs, 1964; Explorations in Social Theory. N.Y., 1973; Principles of Sociology. N.Y., 1977.

ГУМПЛОВИЧ (GUMPLOWICZ) ЛЮДВИГ

ГУМПЛОВИЧ (GUMPLOWICZ) Людвиг (1838-1909) - польско-австр. социолог и юрист, представитель дарвинизма социального (см.). Предметом социологии считал соц. группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними - главным фактором соц. жизни. Основа соц. процессов в целом, по Г., - в стремлении человека к удовлетворению материальных потребностей. Соч.: Социология и политика. М., 1895; Основы социологии. СПб., 1899; Социологические очерки. Одесса, 1899. А.Б. Гофман

ГУРВИЧ (GURVITCH) ЖОРЖ (ГЕОРГИЙ ДАВИДОВИЧ)

ГУРВИЧ (GURVITCH) Жорж (Георгий Давидович) (1894-1965) - французский философ, социолог. В традиции П. Прудона и К. Маркса ставит в качестве задачи для социологии анализ глобальных об-в и выражает свое недоверие в отношении к работам фрагментарным, не связанным с тотализирующей рефлексией. При этом он подчеркивает важность понятия "тотального социального факта" М. Мосса, понятия, к-рое ориентирует к изучению отдельных феноменов, но при этом их рассматривает в отношении к феноменам глобального об-ва. Считая, что К. Маркс и марксисты слишком все упрощают, Г. призывал использовать более сложные инструменты анализа. Нельзя свести об-во к жестким рамкам базиса и надстройки, поэтому необходимо умножать "ступеньки" к анализа, начиная от морфологического уровня, за что выступал Э. Дюркгейм, и кончая изучением различ. форм знания и идеологий, к-рые также изменяются и влияют на развитие об-ва. Аналогичным образом необходимо видеть за диалектикой борьбы классов диалектику иных обществ. отношений, от насильственных конфликтов до более мирных их форм. Именно поэтому Г. выдвигает принцип радикального эмпиризма в социологии ("диалектического гиперэмпиризма"), то есть уважительного отношения к изменяющимся конкретным формам обществ. жизни. Метод, к-рый он предлагает, уходит как от концептуализма, так и от субъективного номинализма. Этот особый, специфически понимаемый диалектический метод, предложенный Г., был, согласно его замыслу, предназначен решить проблему субъекта и объекта, исследователя и исследуемого. Так, приписывая универсальное значение типологич. методу, Г. выделяет микросоциальные детерминизмы (или типы), детерминизмы частных групп, детерминизмы соц. классов и глобальных об-в (горизонтальное деление соц. реальности). Вертикальный срез соц. реальности, по Г., состоит в делении на "глубинные уровни" (от эколого-морфологической основы до коллективных умонастроений и психич. актов), изучаемые "глубинной социологией". Отсюда деление на микро- и макросоциологию. Соц. реальность, полагает Г., может изучаться тремя различными методами. Первый из этих методов - систематизирующий и анали-тич. - обычно преследует практич. цели и направлен лишь на один из уровней соц. реальности, более или менее искусственно отделенный от целостности. Это метод большинства частных соц. наук, например наук о праве. Второй метод - индивидуализирующий (сингуляризирующий) применяется в двух частных соц. науках - истории и этнографии. Примерами их могут служить клан в архаическом обществе или семья. Наконец, третий метод - метод качеств, и дискретной типологии, к-рый и является основным методом социологии. Последняя изучает, по Г., три категории типов соц. реальности: микросоциологические типы, типы частных групп, типы соц. классов и глобальных об-в. Все три рода типов соц. реальности находятся, по Г., в диа-лектич. отношении взаимодополнительности. Т.о., исходя из указанного понимания социологич. метода и соц. реальности, Г., будучи как никто др. склонным ко всякого рода дефинициям и громоздким классификациям, следующим образом определяет социологию: "Социология представляет собой качеств, и дискретную типологию, основанную на диалектике тотальных соц. феноменов, аструктурных, структурируемых и структурированных, к-рые она изучает одновременно на всех глубинных уровнях, во всех измерениях и секторах с тем, чтобы прослеживать их движение структурации, деструктурации и взрыва, находя объяснение этих феноменов в сотрудничестве с историч. наукой". Лит.: Essais de sociologie. P., 1938; Twentieth Century Sociology (with W.E. Moore). N.Y., 1945; Dialectique et sociologie. P., 1962. Н.Г. Осипова

ГУСТИ ДИМИТРИЕ

ГУСТИ Димитрие (1880-1955) - румынский социолог. Руководил составлением монографий о 60 селах Румынии, являлся основателем Бухарестской монографич. школы, в основе к-рой лежал монографич. метод. Социологическое исследование молдавского села "Копапка", проведенное под руководством Г. в 1940 г., является классическим. Главная ориентация - комплексное изучение соц. действительности с конкретным ее анализом и использованием оригинальных способов и методов исследования. Акцент делался на психич. и волевых факторах в развитии об-ва. З.Т. Голенкова.

ГУТТМАН (GUTTMAN) ЛУИС

ГУТТМАН (GUTTMAN) Луис (1916) - амер. социолог, автор шкалы измерения, получившей его имя (см. Шкала Гуттмана). Специалист по социальным проблемам израильского об-ва, модернизации сельского хоз-ва, соц. ценностей и установок израильской молодежи. Соч.: Основные компоненты шкального анализа// Математические методы в современной буржуазной социологии. М., 1966.

ГЭЛБРЕЙТ (ГОЛБРЕЙТ, ГАЛБРЕЙТ)

ГЭЛБРЕЙТ (ГОЛБРЕЙТ, ГАЛБРЕЙТ) (Galbraith) Джон Кеннет (1908) - амер. экономист и публицист. Подвергая критике неоклас-сич. школу, к-рая отводит ведущую роль в экономич. системе рынку и свободной конкуренции, Г. стремился создать экономич. теорию, учитывающую воздействие на экономику политики и др. соц. ин-тов. В рез-те изучения организации крупных корпораций и механизмов их связи с госуд. аппаратом Г. создал теорию "нового индустриального об-ва", в к-рой намечал пути усовершенствования капитализма посредством образования "техноструктуры" - воплощения коллективной власти специалистов различн. уровней квалификации и компетентности, приобщенных к процессу принятия решений внутри корпораций. Идеологич. содержание соц.-экономич. программ Г. со временем существенно менялось от антикоммунистич. направленности к концепции конвергенции - сближения двух политич. систем на единой индустриальной основе - и, наконец, к приписыванию амер. об-ву 70-х гг. XX в. черт социализма. Соч.: Новое индустриальное общество.  М., 1969; Экономические теории и цели общества. М., 1979. М.С. Ковалева.

Предыдущая страница Следующая страница