Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРИ"-"ОША")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРИ"-"ОША")

ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ

ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ - разделяемые личностью соц. ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов соц. поведения индивидов. О.ц.л. - продукт социализации индивидов, т. е. освоения обществ.-политич., нравственных, эстетич. идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как членам данных соц. общностей. В диспозиционной структуре личности (см. Диспозиция личности) О.ц.л. образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности и к поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора служат опорными критериями принятия жизненно важных решений. Понятие "О.ц.л." было введено в 20-е гг. социологию У. Томасом и Ф. Знанецким, к-рые рассматривали О.ц.л. в качестве соц. установки личности (соц. аттитюд), регулирующей ее поведение. В качестве таковой О.ц.л. стала предметом многочисленных исследований в амер. и западноевропейской социологии, но особенно в соц. психологии. В социологии и соц. психологии акцентируется внимание, во-первых, на выявлении зависимости О.ц.л. от соц.-экономич. и социокультурной природы об-ва и объективных условий предметной деятельности субъекта. Во-вторых, подчеркивается отличительная особенность О.ц.л. как соц. установок высшего уровня, к-рые соотносятся с целостностью образа жизни личности, от соц. установок, соотносящихся с частными соц. объектами и ситуациями, регулирующими отдельные поступки. Будучи отражением фундаментальных соц. интересов личности, О.ц.л. выражают субъективную обществ. позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы. Непротиворечивость О.ц.л. - показатель устойчивости личности, тогда как противоречивость свидетельствует о неустойчивости: незрелости, маргинальности (совмещении О.ц.л. нескольких соц. групп, интересы к-рых существенно различаются). Формирование системы О.ц.л. знаменует, т. обр. становление личности как активного субъекта соц. деятельности. Лит.: Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения: личность и ее ценностные ориентации/ /Инф. бюлл. ССА. 1969. Вып. 1, № 19; Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; Ядов В. А. О дис-:эзицнонной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения//Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. В.А. Ядов

ОРИЕНТАЦИЯ

ОРИЕНТАЦИЯ (от лат. oriens (orientis) - восток) - 1. Определение своего положения в пространстве (первоначально к странам света, в частности, к востоку). 2. Совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения. 3. Умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность в ч.-л. 4. Направленность научн., соц.-политич. и др. деятельности. 5. В структурно-функциональной теории - способность субъекта действия: вычленять объекты из окружающей среды (О. познавательная или когнитивная); различать объекты, имеющие значение для удовлетворения его потребностей (О. катектическая), производить сравнительную оценку объектов в плане направленности действия (О. оценочная). Т. Парсонс различает ценностные ориентации,  регулирующие решения альтернатив действия: О. аффективная - аффективно-нейтральная (эмоциональное или равнодушное отношение к объекту); О. специфичная - диффузная (стремление к определенной ограниченной цели или к нескольким смешанным целям); О. универсальная - партикулярная (применение общих либо уникальных критериев оценки объекта); О. на предписание - достижение цели (ожидание действий, связанных с предписанными либо достигнутыми целями, ролями и статусами); О. коллективная - стремление к достижению преимущественно коллективных целей.

ОРИЕНТАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

ОРИЕНТАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ - ориентация на определенный объект или вид деятельности,  рассматриваемые как средство достижения целей.

ОРИЕНТАЦИЯ МОРАЛЬНАЯ

ОРИЕНТАЦИЯ МОРАЛЬНАЯ - одна из составляющих ориентации ценностной (см.), обусловливающая направленность личности, ее поведение. Основными структурными элементами О.м. можно назвать: а) объект, выступающий в форме моральной ценности; б) способность субъекта проникнуться идеей данной ценности, т. е. готовность и настроенность личности на определенную линию поведения. На формирование О.м. индивида огромное влияние оказывают как обществ. мораль, выраженная в определенных нравственных нормах, так и обществ. психология - привычки, настроения, чувства, характерные для среды, окружающей человека. Обществ. сознание может воздействовать на личность в форме обыденных представлений и системы знаний, а также в императивно-повелительной форме - в виде определенных требований. Как звено внутренней структуры личности О.м. представляет собой совокупность нравственных качеств и одновременно является движущей силой в процессе активной деятельности индивида, оказывая тем самым обратное влияние на сложившуюся в конкретном об-ве систему моральных ценностей, способствуя зарождению и усвоению новых ценностных представлений. О.м. отражает своеобразную иерархию моральных ценностей в сознании индивида, определяет устойчивое ценностное ядро, на основе к-рого личность способна последовательно действовать. Моральные ценности, на к-рые ориентируется человек, образуют особую систему представлений о добре и зле, характер к-рых всегда обусловлен конкретно-историч. уровнем обществ.-экономич. развития, культуры и т. д. Критерием О.м. может служить ориентированность на общечеловеческие ценности,  что проявляется в деятельности индивида, в рез-тах его поступков - т. е. в том, насколько они способствуют совершенствованию межличностных отношений и главной ценности - самого человека, его свободного развития. Лит.: Моральный выбор. М., 1980; Мораль: сознание и поведение. М., 1986. И.Н. Михеева

ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - процесс осознания индивидом существующих в об-ве конкретных видов трудовой деятельности - профессий (см.), собственных склонностей и способностей к одному (или нескольким) из них, путей или средств овладения знаниями и навыками, необходимыми для выполнения профессионально - трудовых функций. Формирование О.п. и выбор профессии  (специальности) могут осуществляться человеком самостоятельно, под влиянием друзей, знакомых, родителей и др. ближайшего окружения, а также благодаря целенаправленному воздействию школы, специализированных учреждений (центров, кабинетов, консультационных пунктов О.п.), предприятий и организаций, заинтересованных в привлечении новых работников. Внутренняя противоречивость процесса О.п., в к-ром субъективные интересы и склонности человека взаимодействуют с объективными потребностями об-ва, приводит к расхождению между индивидуальными предпочтениями и реальностью, в рез-те к-рого возникает неудовлетворенность сделанным выбором, стремление переменить профессию. При этом процесс О.п. продолжается в новой жизненной ситуации индивида. Общепризнана необходимость создания государственной системы О.п., однако в этом направлении сделаны пока лишь первые шаги. Лит.: Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.  М., 1975; Назимов И.Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. Киев, 1976; Оссов-ский В.Л. Формирование трудовых ориентации молодежи. Киев, 1985; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985; Бабосов Е.М. и др. Выпускник перед выбором пути. Минск, 1988. Ф.Р. Филиппов

ОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ В СОЦИОЛОГИИ

ОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ В СОЦИОЛОГИИ - включает соц.-фи-лос. и социологич. идеи и концепции 3. Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов, нек-рые социологич. теории, в к-рых значителен удельный вес фрейдистских компонентов, и конкретные социологич. исследования, основанные на принципах психоанализа (см.). В процессе развития психоаналитич. доктрины как у самого Фрейда, так и у ряда его последователей подвергались все большей "социологизации". При этом нек-рые исходные постулаты (психологизм, роль бессознательного и др.) сохранялись, хотя и претерпевали иногда существенную трансформацию, другие (концепция либидо, Эдипова комплекса и др.) нередко отвергались. Основная проблема О.п. - проблема конфликта личности и об-ва. Согласно О.п., цивилизация, соц. и моральные нормы, запреты, санкции, контроль социальный  (см.) и соц. репрессивность, искажая, подавляя и вытесняя исходные влечения и потребности человека, неизбежно ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов. Вместе с тем Фрейдом и большинством его последователей существующие соц. нормы и ин-ты рассматриваются чаще всего как необходимое условие существования человечества, предохраняющее его от самоуничтожения. Психоаналитич. техника и предназначена собственно для разрешения этой драматической ситуации, помогая человеку приспособиться к ней. Лит.: Психоаналитическая психология//История буржуазной социологии первой половины XX в. М., 1967; Psychoanalysis and social science. N.Y., 1962; Roazen P. Freud: political and social thought. L., 1968. C.A. Эфиров

ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - осознание индивидом своего положения в системе соц. отношений как частицы класса, слоя и т. п. В более узком смысле О.с. - выбор человеком предпочитаемого им соц. положения и путей его достижения. О.с. имеет ретроспективную (связанную с соц. происхождением человека), ситуативную (обусловленную наличными соц. "позициями", к-рые могут быть объектами выбора) и перспективную (связанную с жизненными планами человека) стороны. О.с. не одномоментный акт, а процесс, имеющий циклический характер: по мере достижения человеком желаемой соц. "позиции" складывается его намерение перейти на следующую. У разных обществ. групп имеются типологические особенности О.с. как феномена группового сознания. О.с. - важнейший субъективный фактор мобильности социальной (см.), обусловливающий формирование и реализацию планов жизненных (см.) на разных этапах соц. становления личности. О.с. тесно связана с ориентацией профессиональной (см.), но не тождественна ей. Последняя может быть использована для построения эмпирич. показателей О.с. По данным исследований, О.с. предшествует выбору профессии, причем в последние годы отмечено зарождение О.с. в более раннем возрасте, чем раньше. В России исследования Ос ведутся, как правило, в рамках социологии образования (см.). Лит.: Филиппов Ф.Р. Социология образования. М. 1980; его же. От поколения к поколению. М., 1989. Ф.Р. Филиппов.

ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНАЯ

ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНАЯ - осознание человеком, обществ. группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. В О.ц. опосредствованно отражаются интересы индивидов и групп, к-рые в конечном счете определяются системой соц.-экономич. отношений данного об-ва. О.ц. - относительно самостоятельный феномен группового и индивидуального сознания, один из важнейших мотивов формирования и реализации планов жизненных (см.) людей, выбора профессии (см.), тесно связанный с ориентацией социальной (см.). Науч. анализ О.ц. основывается на изучении всей системы ценностного отношения индивида или группы к различн. видам жизнедеятельности - к труду (его характеру, содержанию; его условиям, включая заработок, степень комфортности производственной среды, морально-психологич. климат в коллективе, возможности профессионального роста, соц. продвижения, самореализации физич. и интеллектуального потенциала личности; а также к его обществ. значимости), к образованию (его значению для об-ва и личности, средству самосовершенствования, сфере общения, условию получения желаемой профессии, способу самоутверждения личности, достижения желаемого соц. положения и др.), к семье (ее роли в жизни человека и об-ва как союза любящих супругов соц-экономич. ячейки общества, ее значения для воспитания детей и т.д.), к быту, обществ.-политич. деятельности О.ц. может исследоваться также на основе ранжирования индивидами или группами ценностей (см.). О.ц. широко исследуются в мировой социологии с использованием специально разработанных систем показателей, их факторного анализа, дающего возможность выявить типологич. группы людей, объединяемых общими существенными чертами О.ц. Однако надо иметь в виду, что О.ц. не может рассматриваться в качестве единственного и решающего группообразующего фактора, как это предлагается в нек-рых социологич. теориях. Изучение О.ц. в рамках социологии тесно связано с соц.-филос. теорией ценностей (аксиологией), но в отличие от последней позволяет обеспечить единство теоретических и эмпирических науч. знаний об О.ц. и ее роли в сознании и поведении людей. Одно из важных направлений социологич. анализа О.ц. - изучение ее динамики в зависимости от изменяющихся соц.-историч. условий, становления и развития соц. качеств личности, накопления ею знаний и практич. жизненного опыта. О.ц. целенаправленно формируются в системе образования и воспитания, и процесс этот изучается в рамках социологии образования (см.), социологии воспитания (см.), а также социологии личности (СМ.). Ф.Р. Филиппов

ОРЛОВА ЭЛЬНА АЛЕКСАНДРОВНА

ОРЛОВА Эльна Александровна (1939) - российский социолог и философ. Область научн. интересов - соц. и культурная антропология, теория динамики культуры и культурных процессов, культурная политика,  процессы модернизации в об-ве и культуре. Соч.: Современная городская культура и человек. М., 1987; Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Основы социокультурного проектирования (в соавторстве с Т.М. Дридзе). 1995.

ОСИПОВ ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ОСИПОВ Геннадий Васильевич (1929) - академик РАН по социологии, является автором многих научных работ по актуальным проблемам философии и социологии. Он выступил инициатором и организатором проведения первых в СССР конкретных социологии, исследований и утверждения социологии в статусе независимой научной дисциплины, что было сразу же отмечено в зарубежных публикациях. Итоги исследований, проводимых под его руководством, опубликованы в трудах: "Социология в СССР" (т. 1-2, 1965) - первая хрестоматия по социологии, "Рабочий класс и технич. прогресс" (1965), "Копанка 25 лет спустя" (1965), Соц. проблемы труда и производства" (1969), сравнительное советско-польское социологическое исследование.  О. - Руководитель и ответственный редактор первого учебно-методического пособия по социологии - "Рабочая книга социолога" (1-е изд. - 1977 г., 2-е изд. - 1983 г.). Научно-исследовательская деятельность О. ведется следующим направлениям: теоретико-методологич. проблемы социологии, предмет и структура социологич. знания; методология и методика социологич. исследований, применения математич. методов в социологии; теория и методология построения системы показателей соц. развития об-ва; история социологии. О. внес значительный вклад в разработку методологических основ изучения новейших направлений философско-социологич. мысли (теория технократии и менеджеризма, теорий структурного функционализма и соц. конфликта, современного субъективизма и психологизма в социологии, теории неомарксизма и т. д.). По этим проблемам им опубликованы монографии: "Техника и обществ. прогресс" (1959), "Автоматизация в СССР" (1961), "Современная бурж. социология" (1964), "Социология" (1969), "Методы измерения в социологии" (в соавторстве с Э.П.Андреевым, 1978), "Теория и практика социологич. исследований в СССР" (1979). Также опубликованы монографии: "Принципы социологии" (на франц. и арабском яз., 1988), "Социология" (в соавторстве, 1990), "Социология и социализм" (1990), учебник "Социология. Основы общей теории" (в соавторстве) (1995), "Социология и политика" (1995). Под его редакцией и с его авторскими разделами в последние годы вышли в свет книги: "История социологии в Зап. Европе и США" (1993), "Реформирование России: мифы и реальность" (1994), "Соц. и соц.-политич. ситуация в России: анализ и прогноз" (1995), "Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты" (1997), "Россия у критической черты: возрождение или катастрофа" (1997). О. - автор монографии "Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты" (1997), отв. ред. "Социологического энциклопедического словаря" (1995). Директор Ин-та соц.-политич. исследований РАН, Президент академии социальных наук РФ, Президент Советской социологической ассоциации (1962-1972).

ОСИПОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ОСИПОВА Елена Владимировна (1927) - российский философ, социолог. Темы научн. исследований: история философии и социологии, проблемы власти, взаимодействия личности и об-ва, теоретич. обоснования либерализма и консерватизма. О. - одна из немногих российских социологов, исследовавших процесс развития социологич. мысли в социалистич. странах, в частности в Польше. В центре внимания О. как историка зап. социологии - выявление основных историч. этапов формирования теоретич. фундамента социологич. знания. Соч.: Социология Э. Дюркгейма. М., 1978; О. Конт и возникновение позитивистской социологии // История буржуазной социологии XIX - начала XX века. М., 1979; Социология Г. Зиммеля. Там же. Социология Т. Спенсера. М., 1995.

ОССОВСКИЙ (OSSOWSKI) СТАНИСЛАВ

ОССОВСКИЙ (OSSOWSKI) Станислав (1897-1963) - польск. социолог, работал в области теории социологии, исследовал проблему соц.-классовой структуры польск. об-ва.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - 1. Синоним обязанности что-либо сделать. 2. Последствие нарушения обязанности. 3. Принятие или возложение определенных обязательств, предъявление на этой основе требований к соответствующему лицу, группе, организации с последующим применением санкций в случае невыполнения подобных обязательств. Соц. О. - это элемент взаимодействия между индивидами, индивидом и коллективом, индивидом и об-вом, между организациями и т. д. В зависимости от формы, в к-рой проявляются объективные отношения, и норм, к-рые их регулируют, различают ответственность юридич., экономич., нравственную, политическую. В более широком смысле соц. О. выступает как определенные ожидания окружающей соц. среды по отношению к лицам, обществ. органам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед об-вом, коллективом, индивидом - с др. В этом смысле О. возникает на основе соц. норм и реализуется как через формы соц. контроля (обществ. мнение, устав, закон), так и через понимание своей обществ. роли ответственными субъектами.

Важно различать сферы и формы индивидуальной и коллективной О. В этой связи выделяют О. как свойство личности, как внутреннее ее качество. Это - понимание, осознание О. перед собой, перед др. людьми, перед об-вом. При этом индивид формирует позицию (положительную или отрицательную) к отношениям, в к-рых участвует, к нормам и правилам поведения. Это его качество обнаруживается в действиях, в том, какие решения он принимает, в какие отношения и с кем вступает, как себя ведет и т. д. Как внутреннее свойство личности О. имеет сложную структуру, включая в себя: 1) понимание своего места в системе обществ. отношений; 2) осознание необходимости признавать и соблюдать стихийно возникшие или установленные об-вом нормы; 3) оценку своих поступков с т. зр. их последствий для себя и для об-ва; 4) готовность принять санкции в случае допущенных нарушений. Лит.: Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. М., 1974; Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности. Харьков, 1981; Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. A.M. Пригожин, B.C. Толстой.

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМ СОЦИАЛЬНЫХ

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМ СОЦИАЛЬНЫХ - форма проявления нарушений и нравственных императивов, устоев и норм. О.о.н.с. может иметь негативный и позитивный смысл. Чаще под О.о.н.с. понимается сфера отрицательного, негативного поведения. О.о.н.с. многолики, подвижны и в определенной степени способны модернизироваться и приспособляться к изменившимся условиям, воспроизводиться в новых поколениях людей. Существование О.о.н.с. можно объяснить не одной какой-то причиной, а целым комплексом объективных и субъективных факторов. Виды и формы О.о.н.с. можно разделить на две большие группы: в первую включаются те из них, к-рые одновременно относятся к действию морали и права, т. е. правонарушения и преступления; во вторую - те, к-рые относятся лишь к действию морали. Но и вторая группа не однородна как по форме проявления, так и по механизму соц.-нравственного действия. Хулиганство, пьянство, хищения - все это очевидные проступки, осуждаемые обществ. мнением с позиций большинства. Но есть много скрытых нравственных пороков: протекционизм и карьеризм, подхалимство, иждивенчество, бюрократизм - все эти отклонения могут быть тайными, латентными. Понятие О.о.н.с. неоднозначно. Оно может выступать требованием, опережающим время, быть формой рождения новых нравственных отношений, выступать против конформизма и догматизма в нравственности. Лит.: Дубинин Н.П., Карпец И.И. Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М., 1982; Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982; Скрипник А.П. Моральные отклонения в поведении и сознании личности: (этико-правовой аспект проблемы)//Мораль: сознание и поведение. М., 1986; Гудилина Э.Б. Сущность отклоняющегося поведения и формы его проявления в нравственности//Мораль: противоречия и конфликты. М., 1987. Э.Б. Гудилина.

ОТНОШЕНИЕ

ОТНОШЕНИЕ - 1. Взаимная связь различных величин, предметов, действий. 2. Взаимосвязь и характер расположения элементов определенной системы или одной системы к другой. 3. Эмоционально-волевая установка личности на ч.-л., т. е. выражение ее позиции. 4. Мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта.

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТНОШЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ОТНОШЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ - характеризуют интересы и ценностные ориентации  соц. групп и индивидов на уровне как обыденного, так и научн. сознания, отражающие их взаимное экономич., соц. и политич. положение и их роль в данном об-ве. О.и. включают представления, концепции и теории о целях и способах как отдельных индивидов и групп, так и об-ва в целом. В соц. системе О.и. выполняют функцию интеграции, объединяют индивидов вокруг определенных интересов, целей и способов их реализации, образуя соц. механизм связи, единства действий различн. индивидов и соц. групп. В системах "идей" формируются правила и нормы отношений людей, осуществляется регулирование связи между индивидом и соц. общностями (классом, нацией и т. д.), а также между соц. общностями. А.Д. Налетова.

ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ - установки, ценностные ориентации  и механизм адаптации к окружающей среде. О.л. строятся в зависимости от понимания индивидом смысла и цели своей конкретной деятельности, от убеждения в необходимости именно этого вида деятельности, от чувства удовлетворенности (неудовлетворенности) своей деятельностью. Потребности, их природа и способ удовлетворения ставят индивидов в зависимость друг от друга (отношения между полами, обмен, разделение труда  и т. п.), обусловливают объективную необходимость их взаимодействия и вызывают к жизни соц. О.л. Люди вступают во взаимодействие друг с другом не как изолированные элементы, а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития об-ва и испытывающие на себе его влияние. Именно поэтому их индивидуальное отношение друг к другу, складывающееся на основе принимаемых (или непринимаемых) ими норм и ценностей данного об-ва, создает и повседневно воссоздает отношения социальные  (см.). В процессе взаимодействия индивидов не только проявляются (реализуются) уже сложившиеся соц. отношения, но и формируются новые, соответствующие новым экономич. (производственным) отношениям, а следовательно, и новым производительным силам. Как индивидуальные, так и соц. О.л. не могут быть поняты в отрыве друг от друга. Сведение индивидуального к социальному возможно только посредством типологизации личностей ("система личности"), условий и обстоятельств (см. Система социальная, Среда социальная), в пределах к-рых люди осуществляют свою деятельность. Механизмы перехода от индивидуальных отношений к соц. обусловлены гл. обр. характером взаимодействия личности и соц. системы. Г.В. Осипов.

ОТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЕ - специфическая форма проявления обществ. отношений, выражающая внутреннюю связь взаимодействующих субъектов нац. общности в связи с нац. вопросом. Их основная направленность детерминируется потребностью достижения внутринац. единства (консолидации). В структуре нац. отношений различают разные аспекты: соц., культурный, политич., этнич., правовой. В широком смысле нац. отношения трактуются как внутринац. и межнац. (отношения между нац. общностями в рамках многонац. гос-ва). Лит.: Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М., 1996; Социология межнациональных отношений. М., 1996; Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 1996. В.Н. Иванов

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ - совокупность всех видов отношений данного об-ва или данной формации об-ва. О.о. не являются однопорядковыми, напр., с отношениями экономич. или политич., а соотносятся с ними как род с видом. В то же время каждый вид играет в общей системе этих отношений определенную роль. В системе О.о. экономич. отношения выполняют детерминирующую роль по отношению к содержанию и характеру всех др. О.о. Наряду с экономич. отношениями существуют и соц., идеологич., политич. отношения. А.Д. Налетова

ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ - один из видов отношений общественных (см.). О.п. включают, во-первых, общепринятые или юридически установленные нормы и ценности, определяющие статус (положение) и роль различ. индивидов и групп индивидов в тех или иных структурах, т. е. соц. ин-тах (экономич., политич., правовых, семейных, научн., воспитательных, религиозных и др.); во-вторых, организации и учреждения, контролирующие соблюдение группами индивидов и индивидами соц. норм и обладающие для этого необходимой властью, авторитетом и материальными средствами. О.п. выполняют в системе обществ. отношений функцию контроля за соц. поведением индивидов и групп индивидов. Специфика О.п. заключается в том, что они складываются по поводу государ, власти - ее обладания, использования, придания ей нужной направленности и т. п. О.п. возникают между классами и соц. группами, а также между нациями, народностями, между самой властью и различн. классами об-ва, между властью и гражданами, что также опосредствуется той или иной их классовой принадлежностью. Т. обр., О.п. прямо или опосредствованно связаны с классовыми интересами и проблемами власти. Система О.п. - это официальное выражение системы отношений социальных (см.). А.Д. Налетова.

ОТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

ОТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ - отношения, в к-рые вступают люди в процессе производства материальных благ, обществ. форма производства. Производительная деятельность людей всегда носила совместный характер. На первой ступени развития об-ва, обладая весьма несовершенными орудиями труда, человек не мог вступить в борьбу с природой в одиночку, без поддержки других людей. По мере развития об-ва, с усложнением производства, его расчлененностью, связи между людьми укреплялись благодаря взаимному обмену деятельностью. В рез-те дифференциации людей по отношению к средствам производства (возникновение различн. форм собственности) произошло классовое расслоение об-ва. О.п. стали сложной системой связей между людьми, главные элементы к-рой это отношения собственности на средства производства  отношения, к обмену и распределению произведенных материальных благ, а также отношения производителей друг к другу, обусловленные их специализацией. Т. обр., О.п. - это совокупность объективных материальных и экономич. отношений, складывающихся в процессе обществ. производства и движения обществ. продукта от производства до потребления. О.п. К. Маркс называл "вещными отношениями", объективно противостоящими отношениям людей, групп, коллективов. Отношения людей к вещам, в первую очередь отношения собственности, устанавливаются не по их воле, желанию, а та или иная форма О.п. определяется уровнем развития сил производительных (см.) об-ва, степенью господства человека над природой. Все остальные виды отношений между людьми, названные К. Марксом отношениями общения, возникают на их основу. Сущность О.п. определяется тем, в чьей собственности находятся средства производства. Форма собственности выражает самую суть О.п., определяет их характер. О.п. находятся в постоянном развитии, причем не сами по себе, а в тесной связи с развитием производительных сил. В свою очередь. иа активно влияют на развитие производительных сил, ускоряя или замедляя его. О.п. являются базисными, первичными, т.к. складываются в основной сфере жизни об-ва сфере материального производства. На их основе возникают все др. обществ отношения. И.В. Андреенкова.

ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ В СЕМЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ - определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного об-ва. О.с. по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. О.с. преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности. О.с. личности - это проявление в соц. деятельности и поведении человека его соц. качеств. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают объективную необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни О.с. Индивиды вступают во взаимодействие друг с другом не как чистые "Я", а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей. Именно поэтому их личное, индивидуальное отношение друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей данного об-ва создало и повседневно воссоздает О.с. В процессе взаимодействия индивидов не только проявляются уже сложившиеся О.с, но и складываются новые, соответствующие новым экономич. отношениям. Лит.: Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов

ОТНОШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОТНОШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - способ, каким люди определенного об-ва производят средства к жизни и обмениваются между собой продуктами (поскольку существует разделение труда) . Сюда входит также вся техника, к-рая определяет способ обмена и распределения продуктов. В понятие О.э. включается и географич. основа, на к-рой эти отношения развиваются, и фактически перешедшие из прошлого старые формы экономич. развития, к-рые продолжают сохраняться зачастую только по традиции или благодаря силе инерции, а также внешняя среда, окружающая жизнь об-ва. О.э. выполняют функцию самообеспечения обществ. формации как социетальной системы. Они включают: во-первых, отношение людей к средствам производства (владение - невладение); во-вторых, определяемое этими отношениями их место в системе обществ. производства (господство - подчинение); в-третьих, вытекающую отсюда их роль в системе производства (умственный - физический труд,  труд управленческий - исполнительный); в-четвертых, размер и способы получения доли обществ. богатства. В системе отношений общественных (см.) О.э выполняют детерминирующую роль по отношению к характеру и содержанию всех др. обществ. отношений. А.Д. Налетова.

ОТСТАВАНИЕ КУЛЬТУРНОЕ

ОТСТАВАНИЕ КУЛЬТУРНОЕ - интервал между временными точками развития различных сфер или элементов культуры в тот или иной период. Одним из вариантов идеи О.к. является концепция У. Огборна, к-рый проводит о том, что материальная культура  развивается относительно быстрее, чем нематериальная ("адаптивная"). Он видит основные причины О.к.: 1) в малом количестве изобретений в адаптивной культуре, 2) в препятствиях адаптивным изменениям, 3) в опосредованности контакта между адаптивной и материальной культурой, 4) в связи адаптивной культуры с другими элементами культуры, 5) в сопротивлении адаптации, вызываемом оценками группы, ее ориентациями и пр. А.П. Огурцов.

ОТЦОВСТВО

ОТЦОВСТВО - совокупность биологич., правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям. Биологич. механизмы продолжения рода у людей подчинены законам полового диморфизма, т. е. предполагают обязательное участие особей двух полов (мужского и женского) для воспроизводства человеч. жизни. Представитель мужского пола, участвующий в зачатии ребенка, является биологич. отцом этого ребенка. Юридически отцом ребенка является мужчина, официально зарегистрированный в качестве родителя в установленном порядке. Отец имеет в отношении своих детей определенный набор прав и обязанностей, к-рые делятся на личные и имущественные. К личным правам и обязанностям отца (наравне с матерью) относится право присваивать ребенку фамилию и имя. право и обязанность на воспитание и обучение своих детей, право на представительство и защиту интересов своих детей. К имущественным обязанностям отца относится необходимость материального обеспечения своего ребенка до достижения им совершеннолетия. В случае раздельного проживания (развод родителей) это юридич. отношение выступает как алиментная обязанность, т. е. обязанность обеспечивать содержание своим несовершеннолетним и нетрудоспособным детям, нуждающимся в помощи. Биологич. О. в целом ряде случаев не совпадает с О. юридич. Воспитательная деятельность мужчины-отца предполагает широкий спектр социализирующего воздействия на детей. В общении с отцами дети знакомятся с образцами мужского ролевого поведения как в семье, так и в об-ве. Общение с отцом оказывает решающее влияние на формирование одного из важнейших элементов самосознания личности - полового самосознания, т. е. осознания своей половой принадлежности. Это в равной степени касается как сыновей, так и дочерей. Образцы фактич. деятельности отца в семье - основа для формирования представлений об идеальном мужском поведении и во многом определяет последующую деятельность детей. В целом воспитательное значение О. состоит в том, что оно является, во-первых, необходимой предпосылкой формирования в сознании ребенка гармоничности мира (отсутствие одного из родителей воспринимается как дисгармония мира в целом и способствует развитию различных нарушений в психологии и сознании детей), во-торых, О. способствует формированию полового самосознания детей и, в-третьих, под воздействием О. у детей складывается представление о соц. образцах фактич. мужского поведения. Юридическое О. не эквивалентно О. как воспитательной деятельности. Функции мужчины-воспитателя в семье может выполнять не только родной отец ребенка, но также отчим, дедушка или какой-либо другой взрослый родственник-мужчина. Вместе с тем родные или юридич. отцы далеко не всегда оказываются воспитателями. Это имеет место в семьях, где они по тем или иным причинам (напр., длительное отсутствие в семье мужчин, имеющих определенные профессии - военных, моряков, геологов и т. д.) отстраняются от воспитательной деятельности. Мужское поведение, только тогда оказывает воспитательное воздействие, когда оно протекает на глазах у детей и при непосредственном участии мужчины. В семьях, где отцы не ведут воспитательной деятельности, формируется скрытая безотцовщина (женское однополовое воспитание). В условиях скрытой безотцовщины отец не передает детям соц. опыт мужского поведения. Лит.: Отец в семье. М., 1970; Андреева И.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи//Вопр. филос. 1980, № 1; Юферова Т.И. Формирование представления подростков о мужественности - женственности как одно из условий подготовки молодежи к семейной жизни. 1980. Ю.Л. Конусов.

ОТЧЕТ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЦЕНИВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ

ОЦЕНИВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ - один из основных разделов статистики математич. (см.), посвященный оцениванию по случайным наблюдениям тех или иных характеристик из распределения. В социологич. исследованиях чаще всего используются два вида О.с. - точечное и интервальное. Точечное оценивание значения параметров генеральной совокупности - это нахождение его точечной оценки, т. е. такого значения нек-рой выборочн. статистики, о к-ром имеет смысл говорить как о хорошем приближении к неизвестному значению параметра. Существует аналогия между способами расчета выборочн. и генерального среднего.

Оценка нек-рого параметра генеральной совокупности называется несмещенной, если среднее выборочного распределения оценки (см. Статистика, п. 3) равно величине оцениваемого параметра. Независимо от характера совокупности выборочное среднее представляет собой несмещенную оценку генерального. Если выборки извлекаются из нормального или любого другого симметричного распределения случайным образом, то выборочн. медиана - также несмещенная оценка генерального среднего "Mu". Иными словами, среднее медиан бесконечного числа случайных выборок из нормального (любого симметричного) распределения равно среднему нормального распределения (к-рое, разумеется, есть также его медиана и мода). Известно много примеров смещенных оценок. Так, вычисленное для выборки значение коэффициента корреляции г является отрицательно смещенной оценкой генерального коэффициента корреляции р (среднее выборочн. распределения коэффициента корреляции р будет меньше р для любого конечного объема выборки). Несмещенной такая оценка будет только в том случае, если р=0. Известны и несмещенные оценки р, но их вычисление очень трудоемко. Лит.: Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976; Статистические методы анализа социологической информации. М., 1979. Ю.Н. Толстова.

ОЦЕНКА

ОЦЕНКА - одобрение или неодобрение, к-рое проявляет индивид, группа, организация или об-во в целом по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявляемых к ним требований. Социально обусловленный процесс О. актов индивидуального действия - никогда не прекращающийся (хотя и не всегда осознаваемый) первый этап действия системы соц. контроля. По существу, соц. контроль начинается именно с О. индивидуальных актов с соц. позиций. Перед индивидом возникает факт существования об-ва как инстанции, противостоящей ему. Индивидуальное действие, вступая в соц. мир, получает свое определение, свою О.; ее сущность, смысл и значение определяются соц. целями. Существенную роль при этом играют восприятие, обществ. мнение, пропаганда. Приобретение индивидуальным актом соц. качества, соц. определенности, О. его смысла и значения со стороны об-ва есть вместе с тем и форма реакции об-ва на индивидуальный акт. От характера указанной реакции, от О. зависит судьба последующих индивидуальных актов: их повторение, изменение либо прекращение. А.Д. Налетова.

ОЦЕНКА НАУЧНОГО ТРУДА

ОЦЕНКА НАУЧНОГО ТРУДА - одна из форм соц. контроля в научн. сооб-вах, определение вклада научн. работников в совокупный конечный рез-т их труда. По современным воззрениям О.н.т. представляет собой совокупность протяженных и диффузных соц. процессов, непосредственным эффектом к-рых является: признание индивида или коллектива локальным партнером по обмену деятельностью, публикация научн. работы или библиографич. сведений о ней (реферирование или цитирование), присуждение наград, выплата материальных вознаграждений (включая заработную плату), а также продвижение в неформальной или должностной иерархии. В "слабых" формах О.н.т. осуществляется практически каждым научн. работником и определяется ее текущим контекстом, тогда как "сильные" формы институционализированы и составляют прерогативу наиболее авторитетных и влиятельных представителей научн. сооб-ва. Любая из форм О.н.т. отражает различия не только в значимости рез-тов труда, но и в уровне социализации научн. работников: более социализированные индивиды или коллективы находятся в более благоприятных условиях для поддержания устойчивых профессиональных отношений с др. представителями научн. сооб-ва, вследствие чего получают т.н. накопляемое преимущество ("accumulative advantage") в качестве партнеров по обмену деятельностью; это преимущество - одна из причин статусного разделения научн. труда, а также крайне неравномерного распределения его продуктивности, известного как "закон Лотки" или "эффект Матфея". В общем случае О.н.т. направлена на выполнение двух взаимосвязанных функций: дифференциацию вкладов в совокупный конечный рез-т научн. труда по их соответствию определенным интеллектуальным и соц. стандартам, чем обеспечивается накопление внутри научн. сооб-ва достоверного и потенциально полезного знания; распределение вознаграждений за индивидуальные или коллективные вклады в рез-т научн. труда, благодаря чему обеспечивается воспроизводство профессиональных отношений в научн. сооб-ве. До настоящего времени О.н.т. сохраняет качественный характер и основывается главным образом на неформальных предпочтениях, разделяемых самими науч. работниками, однако наметившаяся в последние десятилетия тенденция к подчинению науч. сооб-ва контролю со стороны органов управления стимулировала разработку и попытки внедрения формализованных процедур оценки, основывающихся на использовании количественных показателей. Лит.: Монфор А.О. Методы оценки и стимулирования научного труда в США. М., 1979; Основы науковедения. М., 1985. С. 312-321; Татаринов Ю.Б. Проблемы оценки эффективности фундаментальных исследований: логико-методологические аспекты. М., 1986; Cole S., Cole J.R. Social stratification in science. N.Y., 1973; Caston J. Reward systems of British and American Science. Oxford, 1981. A.A. Игнатьев.

ОЦИФРОВКА КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОШАВКОВ ЖИВКО

ОШАВКОВ Живко (1913-1982) - болгар, социолог и философ. Основные направления исследований в области социологии - общая социология, теория, методология и методика эмпирич. исследований, проблемы социологии религии, социология и статистика.

Предыдущая страница Следующая страница