Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 3, "МИФ"-"МЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МИФ"-"МЮР")

МИФ СОЦИАЛЬНЫЙ

МИФ СОЦИАЛЬНЫЙ - фантастическое, утопическое или превратное представление о соц. реальности в виде четких лозунгов. Воздействуя на обыденное сознание, М.с. может стимулировать соответствующие соц. действия людей. Напр., "Коммунизм - светлое будущее всего человечества", "Коллективизация решает все", "Приватизация решает все", "Рынок решает все", "Москва - образцовый коммунистический город" и т. д. Со временем М.с. и их практическая реализация приходят в резкое противоречие с объективной соц. реальностью, что приводит к трагическим для данного об-ва последствиям, массовой гибели людей. Соч.: Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994. Г.В. Осипов

МИХАЙЛОВ СТОЯН

МИХАЙЛОВ Стоян (1930) - болгар, социолог, член-корр. БАН. Сфера научн. интересов и исследований - теоретико-методологич. проблемы социологич. познания, теория эмпирич. социологич. исследований, социология соц. управления, проблемы молодежи и др. Соч.: Эмпирическое социологическое исследование.  М., 1975; Личность как специфическая социологическая система // Социологические исследования, 1978, № 2.

МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842-1904) - русский социолог. История, по М., управляется стабильными законами, ведающими порядком и сменой фаз историч. движения, они определяют необходимость и направление развития, полагая пределы личности, за к-рые она не в состоянии переступить. Но внутри этих пределов личность "ставит цели в истории" и "двигает к ним события", иначе говоря, реальное содержание законам истории дает идеал. Поэтому социология должна начинать с "нек-рой утопии", т. е. с построения соц. идеала. М. стремится в науке слить "правду-истину", добытую путем беспристрастного, объективного наблюдения, с "правдой-справедливостью", соответствующей нравственным представлениям социолога. Если достижение "правды-истины" возможно на путях применения объективного метода при отборе, списании и вскрытии причин явлений, то при их оценке решающее значение имеет "правда-справедливость". Здесь, по М., суть "объективного метода" в социологии. В центре социологии стоит личность. Поэтому прак-тич. задачей социологии является "борьба за индивидуальность". М. одним из первых стал рассматривать личность на трех уровнях - биогенном, психогенном и социогенном, пытаясь представить их в единстве. Изучая влияние обществ. организма на личность, он стремился выявить экономич. принципы, благоприятствующие развитию личности. В середине 70-х гг. XIX в. М. связывает проблемы "борьбы за индивидуальность" с учением о кооперации, с конца 70-х гг. делает упор на соц. (коллективную, по терминологии М.) психологию, выступающую как основа социологии. Соч.: Что такое прогресс? СПб., 1869; Герои и толпа. СПб., 1882; Сочинения. Т. 1-6. СПб., 1896-1897; Последние сочинения. Т. 1-2. СПб., 1905. А.И. Черных

МИХЕЛЬС (MICHELS) РОБЕРТ

МИХЕЛЬС (MICHELS) Роберт (1876-1936) - один из представителей политич. социологии. Выдвинул идею неизбежности олигархич. перерождения всех демократич. систем, партий и организаций ("железный закон олигархии" ). Эти системы и организации, в частности социал-де-мократич. партии, согласно М., необходимо трансформируются в элитаристские, т. к. в них действуют имманентные механизмы "бюрократизации и олигархизации", поскольку демократия невозможна без организации, а организация - без специализированного управленческого аппарата и профессионального лидерства. Все это, по М., ведет к закреплению постов, фактич. несменяемости лидеров, возникновению и закреплению привилегий, росту нерепрезентативности партийного руководства, его стремлению к увековечению собственного положения и привилегий: из "харизматических" партийные лидеры превращаются в простых бюрократов, из революционеров - в консерваторов, заботящихся только о своих интересах, а не об интересах масс. Соч.: Zur Sociologie Des Parteiwesens in der modern Democratie. B. 1970; Antologia di scritti sociologici. Bologna, 1980. C.A. Эфиров

МНЕНИЕ

МНЕНИЕ - одно из проявлений сознания, представляющее совокупность логически связанных между собой суждений, содержащих оценку явления, процесса, человека. Вместе с тем М. имеет не только духовную, но и практическую сторону, к-рая реализуется в поведении людей в соответствии с имеющимся М. Исследователи отмечают противоречивость, неоднозначность сущности М. Так, в аспекте субъективной отнесенности оно представляет форму убежденности. Со стороны объективной отнесенности оно выступает как познавательная форма. М. возникает в условиях неопределенности гносеологич. ситуации, к-рая предполагает выбор и оценку различ. вариантов разрешения данной ситуации М. обязательно характеризуется той или другой степенью уверенности в правильности высказываемых суждений.

МНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

МНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - продукт индивидуального сознания, оценка им окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. В той или иной мере оно отражает также позицию соц. группы к к-рой принадлежит индивид, и всего об-ва в целом. Это означает, что М.и. в ряде случаев может иметь важное обществ. значение. B.C. Коробейников

МНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ

МНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - совокупность оценочных суждений людей, входящих в те или иные формальные и неформальные группы. Основой возникновения его являются коллективные, чаще всего групповые интересы. B.C. Коробейников.

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ - такое проявление обществ. сознания, в к-ром отражается отношение (оценка) больших соц. групп, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим обществ. интерес, на основе существующих обществ. отношений. Оценка окружающей действительности отражает классовую позицию слоев и групп населения, выражающих М.о. Поскольку М.о. отражает определенную коллективную позицию, проявляющуюся как в отношениях, так и поведении людей, то оно возникает только по проблемам, представляющим обществ. интерес. Причем этот интерес выражается не в строго теоретич. форме (что характерно, напр., для идеологии), а в виде симбиоза положений "здравого смысла", отдельных теоретич. положений и даже заблуждений. М.о. - это не просто "состояние умов", "коллективность чувств" и т. д., а один из важных механизмов соц. взаимодействия людей. Ведь нормальное функционирование любой соц. или соц.-территориальной группы (рода, общности, класса) невозможно без выработки коллективных представлений, суждений об общих делах, без общественно вырабатываемых оценок к.-л. событии, установления норм поведения, определения пра тич. путей решения насущных проблем. Лит.: Мансуров В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мнения в России и СССР//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996; см. также лит. к ст. Изучение социологическое общественного мнения. В.С. Коробейников.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - изменение индивидом, семьей места в соц. структуре об-ва. В социологии термин "М.с." был введен П. Сорокиным (1927), к-рый дал расширительную трактовку этого понятия, включив в М.с. не только переходы лиц и семей из одних соц. групп и слоев в др., но и любые изменения в их соц. положении. В дальнейшем социология на Западе при изучении М.с. сосредоточилась на исследовании переходов, перемещений из одних соц. слоев в др. Тем самым теории М.с. оказались тесно связанными с теориями соц. стратификации, поскольку в последних выдвигаются те или иные критерии деления об-ва на соц. слои (страты). С Липсет и Л. Бендикс (1959) рассматривали М.с. в зависимости от деления на слои любого индустриального об-ва по уровню дохода и по месту в иерархии престижа. Теории М.с. в социологии используют весьма тонко разработанный аппарат для исчисления показателей межгенерационной и внутригенерационной мобильности. Понятие М.с. используется в отечественной социологич. литературе с опорой на марксистскую теорию классов, включая их деление на слои. Лит.: Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. Социальное перемещение. М., 1970; Аванесова Г.А. Социальная стратификация//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Пушкарева Г.В. Социальная стратификация//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.) Ч. II. М., 1994; Голенкова З.Т., Игитха-нян Е.Д. Социальная структура и стратификация//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М, 1996; Sorocin P. Social mobility. N.Y., 1927; Lipset S., Bendix R. Social mobility in industrial society. Berkeley, Los Angeles, 1959; Katz L. Patterns of social mobility in the USSR. Berkeley, 1972; Tekkenberg W. Soziale Struktur der Sowjetischen Ar-beiterklasse. Munchen; Wien. 1977. M.H. Руткевич

МОДЕЛИРОВАНИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ (от лат. modulus - мера, образец) - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИМИТАЦИОННОЕ В СОЦИОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕЛИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ В СОЦИОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ (от лат. modulus - мера, образец) - 1. Мысленный или условный образ, аналог к.-л. объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основныетипические черты. 2. Формализованная теория, на основе к-рой может быть сделан ряд предположений. 3. Символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в соц. процессах. 4. Стандарт для измерения отклонений в реальных процессах от предпологаемых. 5. В психологии - образец для подражания.

МОДЕЛЬ ПОРОЖДЕНИЯ ДАННЫХ

МОДЕЛЬ ПОРОЖДЕНИЯ ДАННЫХ - совокупность определенного рода предположений о характере исходных данных, их формализации с использованием математич. методов. Необходимость формирования М.п.д. обусловливая следующими обстоятельствами. Различн. методы обработки эмпирич. данных (см. Анализ данных, Анализ многомерный статистический) имеют целью выяснение тех закономерностей, к-рым подчиняется изучаемый объект. Иными словами, мы верим, что если к.-л. объект подвергнуть новому обследованию и получить, вообще говоря, др. матрицу данных, то после обработки ее теми же методами будут получены рез-ты, в той или иной степени совпадающие с рез-тами обработки первоначальной матрицы данных. Для этого можно предложить нек-рую гипотезу, схему порождения различн. матриц данных (см.) при различн. обследованиях одного и того же объекта и, опираясь на эту гипотезу, делать соответствующие выводы. Наиболее распространенными гипотезами такого рода являются различн. статистич. гипотезы, к-рые предполагают, что матрицы данных порождаются нек-рым случайным образом в соответствии с той или иной вероятностной закономерностью. Лит.: Айвазян С.А., Енюков Е.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. В 2-х т. М., 1983-1985. И.Б. Мучник.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ - см. ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ.

МОЛОДЕЖЬ

МОЛОДЕЖЬ - большая обществ. группа, имеющая специфич. соц. и психологич. черты, наличие к-рых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что юс соц.-экономич. и обществ.-политич. положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К М. обычно относят (в статистике, в социологии) людей в возрасте 16-30 лет. Однако соц. неоднородность М. побуждает нек-рых исследователей определять "верхнюю" возрастную границу М. в зависимости от продолжительности формирования соц.-экономич. и профессиональных качеств различн. ее групп. ак, соц. и профессиональное становление молодого рабочего в основном завершается к 25 годам, а молодого ученого - к 35. Возрастные границы М. зависят также от особенностей конкретно-историч. ситуации в той или иной стране, ее обществ. строя. Напр., широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает "нижнюю" возрастную границу М. к более ранним годам. Общность соц. и психологич. черт М., интересов многих входящих в нее групп (учащихся, студентов, молодых рабочих и др.) - основа массовых выступлений, совместных действий М. не только в рамках одной страны, но и в междунар. масштабе. Сложность и противоречивость процecca вступления М. в самостоятельную жизнь порождает различн. формы молодежного протеста, в том числе асоциальные (преступность, наркомания, "сексуальная свобода" и т. п.), специфич. молодежную субкультуру. Однако все это не дает оснований считать М. особым классом современного об-ва. Напротив, соц. структура М. есть "слепок" классово-слоевой структуры данного конкретного об-ва. М. - наиболее мобильная его часть, оказывающая активное воздействие на динамику соц. структуры, изменения классового и слоевого состава населения. Для М. характерна высокая интенсивность как межгенерационной, так и внутригенераци-онной мобильности (наибольшее число переходов из одних соц. групп в др. приходится, напр., в России на первые 10 лет трудового стажа). Относительно наиболее однородную - и по возрасту, и по соц. характеристикам - часть М. составляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основным видом деятельности к-рых, определяющим все существенные черты их образа жизни, является учеба, подготовка к будущей трудовой жизни. Лит.: Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. На пороге гражданской зрелости. Л., 1982; Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983; Молодежь: ориентации и жизненные пути. Рига, 1988; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985; Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. М., 1984. Ф.Р. Филиппов.

МОМДЖЯН ХАЧИК НИШАНОВИЧ

МОМДЖЯН Хачик Нишанович (1909-1997) - российский соц. философ. Отождествлял социологию и историч. материализм, к-рый сводился им к социальной философии как составной части марксизма, тем самым отрицая возможность включения эмпирич. социологич. исследований в систему социологич. знания. Президент Советской социологической ассоциации с 1976 по 1986 г. Соч.: Марксистско-ленинская теория социального развития (в соавторстве). М., 1978; Общественно-экономические формации: Проблемы теории (в соавторстве). М., 1978; Диалектика взаимоотношений базиса и надстройки развитого социалистического общества. М., 1983.

МОНДИАЛИЗМ

МОНДИАЛИЗМ - движение за объединение мира и его отдельных регионов на федеративной основе с общим всемирным правительством.

МОРАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

МОРАЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом трудовой деятельности. М.п. - составная часть сознания об-ва. В ней отражаются единство и противоречивость общечеловеческого и классового. Так, в М.п. врача, педагога, адвоката, журналиста и др. общегума-нистич. требования честности, порядочности, милосердия могут сочетаться с различн. отношением к пациентам, клиентам, учащимся в зависимости от их имущественного положения, соц. статуса и т. п. Однако в М.п., как правило, общепризнанным является приоритет гуманистич. требований и норм. Для нек-рых профессий разработаны специальные кодексы М.п. (для врачей - "клятва Гиппократа", для военнослужащих и нек-рых др. профессий - присяга). Но и в тех случаях, когда нормы М.п. юридич. не зафиксированы, необходимость их соблюдения подразумевается и находится под соц. контролем, а их нарушение встречает нравственное осуждение. Ряд нарушении М.п. трактуется как противоправные действия и наказывается по приговору суда (разглашение тайны усыновления, неоказание помощи больному и др.). Формирование М.п. - необходимая часть нравственного воспитания молодежи в рамках образования профессионального (см.). Соблюдение требований М.п. - один из важных показателей нравственного здоровья профессиональных трудовых коллективов, об-ва в целом. Ф.Р. Филиппов.

МОРАЛЬ ТРУДОВАЯ

МОРАЛЬ ТРУДОВАЯ - совокупность принципов, норм и правил отношения людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности. М.т. согласовывает их действия, поступки в целях сохранения целостности производственного коллектива. Выделяя М.т. в особую сферу человеческих отношений, можно утверждать, что ее действие не ограничивается лишь регуляцией. Содержание и функции трудовой морали характеризуют труд не только как основу существенной ценности (вечного естественного условия жизни, создавшего самого человека, развившего его способности и дарования), но и как определенного регулятора производственной деятельности людей, целенаправленного воспитателя привычки трудиться и соблюдать нормы и правила в трудовых отношениях. Трудом создается благо об-ва и его членов. Труд как творчество характеризует основной смысл жизни  человека, его самоутверждения в об-ве. Влияние М.т. на личность наиболее эффективно в трудовом коллективе, когда эта мораль воздействует через его установки и принципы, нормы и правила - всю,систему практич. отношений коллектива. При этом не следует считать моральное влияние трудового коллектива на личность только положительным. Оно противоречиво. Оно может быть суррогатом коллективности (где наличествует подавление, нивелировка, трудовая и моральная незащищенность личности, нарушение принципа оплаты и др.), и подлинной коллективностью (где коллектив защищает соц. справедливость, права и свободы человека, развивает его индивидуальность, стимулирует добросовестный труд и т. д.). В современном реальном состоянии российского об-ва острота проблем, связанных с влиянием трудового коллектива, в немалой степени зависит от организации обществ. производства и возможностей личного творчества. Моральная ценность труда предполагает и нравственную оценку организации производственной деятельности, ее направленность на достижение как обществ., так и личного интереса. Одна из разновидностей М.т. - профессиональная мораль. Лит.: Человек и его работа. М., 1967. О.П. Целикова.

МОРЕНО (MORENO) ЯКОБ (ДЖЕКОБ) ЛЕВИ

МОРЕНО (MORENO) Якоб (Джекоб) Леви (1892-1974) - амер. психиатр, соц. психолог, основатель социометрии (см.). М. исходил из того, что кроме макроструктуры об-ва, изучаемой социологией, существует внутренняя неформальная микроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний. Опираясь на психоанализ и гештальтпсихологию, М. считал, что психич. здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений, симпатий и антипатий. Процедуры социометрии (социометрич. тест и др.) позволяют выявлять невидимые эмоциональные связи между людьми, измерять их и фиксировать рез-ты в специальных матрицах, индексах и графиках (напр., в социограмме). Соч.: Социометрия. М., 1958; Sociometry And The Cultural Order. N.Y., 1943; Sociodama. N.Y., 1944; Psychodrama. N.Y., 1969. C.A. Эфиров.

МОСКА (MOSCA) ГАЭТАНО

МОСКА (MOSCA) Гаэтано (1858-1941) - итал. политолог и социолог, один из основоположников современной концепции элиты. М. развивал идею необходимости и вечности разделения всякого об-ва независимо от форм гос-ва, соц. групп и "политич. формул" на два класса: "политич. класс", т. е. правящая элита, и неорганизованное большинство, управляемый класс. Исследуя анатомию и динамику элит, М. приходит к выводу, что без их обновления невозможна соц. стабильность, являющаяся основой об-ва. Между тем всякая правящая элита имеет тенденцию к превращению в "закрытую", наследственную, если не де-юре, то де-факто, что неизбежно ведет ее к вырождению. Предотвращать подобные процессы может только наличие свободы, в частности свободных дискуссий, к-рые вынуждают "политич. класс" обновляться, позволяют держать его в определенных рамках и устранять, когда он более не соответствует интересам страны. Соч.: The Ruling Class. N.Y., 1939; Elementi di scienza politica. Mil., 1953. C.A. Эфиров.

МОСКВИЧЕВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

МОСКВИЧЕВ Лев Николаевич (1932) - российский социолог и философ. Область научных интересов: философия и социология знания.  Центральная идея в этой области - динамичный рост знания, его обновление, реализация в производительных силах, трудовых ресурсах, материальной среде, соц. структурах в существенной степени определяют динамичное развитие об-ва, характер соц. изменений. В области философии и социологии соц. и гуманитарных наук наметил ряд важных подходов к исследованию процессов формирования научн. потенциала страны по соц. и гуманитарным наукам, а также гос. политике в сфере указанных наук. Ряд работ затрагивает проблемы теории обществ. сознания и идеологии. Действительный член Российской академии естественных наук, Российской академии политической науки, Российской академии гуманитарных наук. Соч.: Теория "деидеологизации": иллюзии и действительность. М., 1973; Современная буржуазная социология знания. М., 1977.

МОСС (MAUSS) МАРСЕЛЬ

МОСС (MAUSS) Марсель (1872-1950) - франц. этнограф и социолог. Приверженец теории Дюркгейма, М. в неявной форме подверг пересмотру нек-рые ее положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к сотрудничеству между социологией и психологией. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего человека как двойственное существо, воплощающее и индивидуальную, и доминирующую над ней соц. реальность, М. формулирует понятие о "тотальном" (целостном) человеке в единстве его биологич., психич. и соц. черт. Он в большей степени, чем его учитель, делает акцент на системно-структурном рассмотрении соц. объектов. Соч.: Общества. Обмен. Личность. М., 1996; Socioiogie et anthropologie. P., 1950. А.Б. Гофман.

МОТИВ

МОТИВ (от лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из фундаментальных понятий, используемых в психологии для описания и анализа сферы побуждения субъекта к деятельности. М. - предметное содержание потребности, для удовлетворения к-рой субъект осуществляет активную, направленную деятельность. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой. Потребности - это объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития. Потребности имеют постоянный и актуальный объем (зависящий, в частности от наличия или дефицита благ), а также психич. отражение в эмоциях. Понятие потребности указывает на тот факт, что по своему строению субъект в принципе нуждается в чем-то внешнем: биологич. строение наделяет его потребностями в органич. пищевых веществах, двигательной активности, сенсорной стимуляции; соц. жизнь предполагает потребность в поддержке др. людьми, полноценном общении с ними; личностное развитие связано с потребностью в самоопределении и т. п. Возможный круг предметов, явлений, состояний субъекта (предметных содержаний, служащих удовлетворению потребностей). достаточно широк и не определен изначально. Когда в актах "опредмечивания" потребность получает свое конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на к-рые направлена деятельность, привлекается понятие М. М. служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др. Конкретные деятельности могут соответствовать не одному мотиву (напр., освоению новых знаний и умений), но сразу нескольким, т. е. быть полимотивированными. М. благодаря связи с потребностью выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Деятельность обладает определенным строением, в ней можно выделить простые и сложные действия, подчиненные сознательным целям, а также операции - способы действий, связанные с условиями целей. По отношению к этим составляющим деятельности М. выполняет функцию смыслообразования: он придает смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Виды М. различают по следующим критериям: а) значимость для жизни и развития субъекта; выделяют, с одной стороны, биологически важные, фундаментальные М., соответствующие разовым потребностям, и производные от них, а с др. - самостоятельные мотивы личностного развития (самоактуализация); б) соц. адекватность: М., а также ценности, установки (в отличие от лежащих за ними потребностей) подлежат соц. оценке и могут быть нормативными, желательными, запретными и т. д.; в) место в иерархии потребностно-мотивационной сферы; Е ведущих (смыслообразующих) видов деятельности, в ходе осуществления к-рых происходит психич. развитие человека, отличаются от подчиненных им (мотивов-стимулов) побуждающих воздействий в конкретных ситуациях; г) источник побуждения к решению определенной задачи; если внешнее требование может оставаться для субъекта только понимаемым, то его внутренний М. является реально действующим; д) отношение к сознанию; М. выполняет свои функции даже тогда, когда остается неосознаваемым; осознание М. может быть адекватным (М.-цель) и неадекватным (мотивировка); М. могут проявляться в сознании в форме эмоциональных переживаний (в т. ч. имеющих личностный смысл), а также желаний, стремлений, склонностей и т. п. Лит.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986. В.В. Петухов, В.В. Столин.

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ - психологич категория, отражающая относительно устойчивую ориентацию в жизнедеятельности человека, направленную на достижение успехов в определенных видах деятельности. В содержательном плане М.д. выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различн. сферах соц. активности человека, в к-рых субъективно определенный стандарт качества принимается индивидом как обязательный. М.д. объясняет интенсивность и согласованность поведения конкретного индивида, направленного на достижение определенного рез-та. На исследования М.д. определенное влияние оказали идеи таких известных ученых, как З.Фрейд, К.Левин и В. Мак-Доугал. Однако наиболее весомый вклад в последующие исследования М.д. внес Г. Мюррей. Он первый обратил внимание на "потребность достижения" (или "эттитьюд достижения"), включив эту диспозицию в свой лист психогенных потребностей. Согласно Мюррею, "потребность достижения" проявляется в определенных стремлениях и намерениях индивида: преодолевать трудности, эффективно овладевать (или управлять) объектами окружающего мира, людьми или идеями; делать это настолько быстро и независимо, насколько возможно; преодолевать препятствия и добиваться качественного выполнения работы; самосовершенствоваться через развитие своих способностей. Мюррей разработал тематич. апперцептивный тест (ТАТ), к-рый практически полностью был принят последующими исследователями для оценки М.д. Систематич. исследования М.д. связывают с именем амер. психолога Давида Мак-Клелланда, к-рый со своими коллегами (Дж. Аткинсоном, Р. Кларком и Е. Лоуэллом) разработал теорию мотивации достижения и сделал попытку усовершенствования ТАТ. Согласно этой теории, М.д. формируется в прижизненном опыте (в процессе социализации индивида) и выражает взаимосвязь эмоционально окрашенного представления об ожидаемом успехе с конкретными условиями физич. и соц. среды (или соц. ситуации). Эти эмоционально окрашенные ожидания (позитивные или негативные) относятся к достижению или недостижению индивидуально принятого стандарта качества. В зависимости от того, будет ли ситуация способствовать успеху (или неудаче), возникает и развивается соответствующий М.д. Дальнейшее развитие теория мотивации достижения получила в работах Дж. Аткинсона, X. Хекхаузена, Б. Вейнера и др. Кроме этого, в исследовательскую практику было введено понятие группового М.д. (А. Зандер). Критич. оценка исследований мотивации достижения осуществляется по различ. основаниям (ненадежность измерений ТАТ; несовместимость рез-тов и др.). Лит.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986; Murray H.A. Explorations in personality. N.Y., 1938; McClelland D.C. The achieving society. Princeton, 1961; Atkinson G.W., Raynor G.O.Personality, motivation and achievement. N.Y., 1978; Weiner B. Achievement striving//Dimentions of personality. N.Y., 1978; Zander A.F. Team spirit vs. the individual achiever//Small groups and social interaction. Vol. 2. N.Y., 1983. B.A. Соснин

МОТИВ МОРАЛЬНЫЙ

МОТИВ МОРАЛЬНЫЙ - внутреннее побуждение личностИгК нравственному поступку. М.м. выступает в качестве движущей силы нравственного поведения человека, т. к. обусловлен воздействием как слабо, так и глубоко осознанных влечений, чувств, потребностей, намерений и т. д. При образовании М.м. происходит двусторонний процесс: осознание нравственных чувств, потребностей, намерений и соотнесение их с конкретной внешней ситуацией. При осмыслении личностью своего поведения особое значение приобретает степень ее убежденности в необходимости поступать в соответствии с чувствами совести, долга, справедливости. При этом большую роль играет воля индивида, от степени развития к-рой зависит сила проявления нравственных чувств и убеждений. Важным моментом в формировании моральных мотивов в осознании их личностью является осмысление ею цели и морального значения своего поступка, т. е. нравственный смысл решения находится в тесной связи с его мотивом, определяющим цель деятельности индивида и содержание чувств, намерений. В процессе формирования М.м. индивид соотносит нравственные нормы, требования об-ва со своими чувствами и убеждениями, что сопровождается оценкой внешней ситуации, к-рая предшествует выбору линии поведения. Формирование М.м. находится в тесной зависимости от эмоциональных состояний, настроений человека, а также от его характера и воли, психологич. свойств и особенностей. Таким образом, моральные мотивы представляют собой сложноструктурированные морально-психологич. феномены и являются многофункциональными. Можно выделить их следующие функции: побудительную, ориентирующую, регулятивную, познавательную, смыслообразующую, оценочную, коммуникативную и т. д. При этом следует учитывать специфику М.м. как осознанного (в той или иной степени) нравственного побуждения личности: собственно моральным мотив будет только тогда, когда осознание идет через различение добра и зла, т. е. так или иначе отражая моральные предпочтения субъекта в мире ценностей. Лит.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Моральный выбор. М., 1980; Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983; Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985; Мораль: сознание и поведение. М., 1986. И.Н. Михеева.

МОТИВ СОЦИАЛЬНЫЙ

МОТИВ СОЦИАЛЬНЫЙ - осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). М.с. возникает на основе высших, обусловленных развитием производства, потребностей личности как продукта историч. развития. Широким соц. основанием мотивов являются обществ. отношения, выступающие их системообразующим фактором. М.с. имеют классовую природу, в них "трансформируются" потребности об-ва, нации, класса, коллектива, индивида. На основе одной потребности обычно возникает их совокупность. Один и тот же мотив может соответствовать разным потребностям. Кроме простых, существуют сложные (собирательные) М.с, напр., интересы. Интерес к профессии часто является результирующей таких мотивов, как ее обществ. значимость, престижность, перспективность профессионального роста, зарплата и др. Мс" полняет функции: побуждающую (выражающую устремленность к деятельности), направляющую (выражающую определенность устремленности) регулирующую (связанную с доминированием в регуляции поведения тех или иных мотивов). М.с. может существовать как потенциальный (формирующийся до начала деятельности, поведения или сохраняющийся после их завершения) и как реально действующий (проявляющийся в процессе деятельности и поведения). Он всегда одномодален, т. е. выступает только в положительном значении. Возникновению М.с. способствуют соответствующие потребностям личности стимулы как своеобразные дополнительные звенья между потребностью и мотивом в виде устанавливаемого материального или морального поощрения. Чтобы влиять на поведение и деятельность, стимул должен быть "осознан" или "присвоен" личностью. М.с. не сводимы к др. психологич. явлениям, сущностям (потребностям, установкам, эмоциям, целям, чувствам), не отождествляемы с ними. Основными характеристиками М.с. является сила (как непреодолимость стремления) и устойчивость (длительность существования и про-являемость в различ. видах деятельности и поведения). Знание М.с. имеет важное значение для формирования личности и повышения эффективности деятельности. Лит.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971; Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976; Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988; Madsen К.В. Modern theories of motivation. Copenhagen, 1974. В.И. Ковалев

МУР (MOORE) БАРРИНГТОН

МУР (MOORE) Баррингтон (1913) - амер. социолог, приверженец сравнительно-исторического подхода к пониманию жизни об-ва. Специализируется в области политич. и экономия, социологии. М. стремится объяснить, каким образом классовые системы и индустриализация сформировали современные политич. системы. Ь круг его интересов входит также изучение положения людей в об-ве, проблем войны и личной жизни. Соч.: Political Power And Social Theory. Cambridge (Mass.), 1958; Privacy: Studies In Social And Cultural History N.Y., 1984.

МУР (MOORE) ВИЛЬБЕРТ ЭЛЛИС

МУР (MOORE) Вильберт Эллис (1914) - амер. социолог и экономист, проводил исследования проблем роли и места экономики в об-ве. Соч.: Economy and Society. N.Y., 1955.

МЭЙО (MAYO) ЭЛТОН

МЭЙО (MAYO) Элтон (1880-1949) - амер. социолог, психолог, один из основоположников амер. индустриальной социологии и теории человеческих отношений. Самый значительный вклад М. в развитие социологии управления и индустриальной социологии - это знаменитый эксперимент хоторнский  (см.) в "Вестерн электрик компани" близ Чикаго (США, 1927-1932 гг.). Изучая влияние - различн. факторов (условия и организация труда,  заработная плата,  межличностные отношения  и стиль руководства)  на повышение производительности труда на промышленном предприятии, М. пришел к открытию роли человеческого и группового факторов. В основе концепций М. лежат следующие положения: 1) человек представляет собой "соц. животное", ориентированное и включенное в контекст группового поведения; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократич. Организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечивает соц. стабильность об-ва и удовлетворенность индивида своей работой. Рационализация управления с учетом соц. и психологич. факторов трудовой деятельности людей - основной путь решения классовых противоречий об-ва. Соч.: The Social Problems Of An Industrial Civilization. L., 1945. А.И. Кравченко.

МЮРДАЛЬ (MYRDAL) ГУННАР

МЮРДАЛЬ (MYRDAL) Гуннар (1898-1987) - шведский экономист и социолог. Исследовал межрасовые отношения. Автор классич. труда по проблемам положения черного населения в США. Соч.: Мировая экономика. Проблемы и перспективы. М., 1958; Современные проблемы "третьего мира". М., 1972; American Dilemma. N.Y., 1944; Political Element in Economic Theory. Cambridge, 1954.

Предыдущая страница Следующая страница