Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАК"-"ПОВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАК"-"ПОВ")

ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ

ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ - совокупность программ, позволяющих выполнить весь комплекс этапов обработки информации. Все выполняемые ЭВМ операции производятся в соответствии с задаваемыми наборами команд - программами. Каждая программа реализует определенный набор правил ввода, вывода и преобразования информации, называемый алгоритмом. П.п.п. создаются в расчете на использование их на ЭВМ определенного класса (см. ЭВМ). Перенесение того или иного П.п.п. с ЭВМ одного класса на ЭВМ др. класса не всегда возможно и в любом случае требует затрат, сравнимых со стоимостью разработки нового П.п.п. Следует отметить, что разработка П.п.п. для обработки социологич. информации, включающего программы, реализующие разнообразные методы анализа данных, - задача. Требующая многолетних усилий коллектива математиков, системных аналитиков, программистов, социологов. В России и за рубежом разработаны и успешно эксплуатируются несколько П.п.п. обработки социологич. информации для разных классов ЭВМ. Характеристики и возможности этих программных систем описаны в лит-ре. Постоянное пополнение арсенала используемых социологами логико-математич. методов анализа данных приводит к постоянному совершенствованию существующих П.п.п., расширению круга включенных в них программ. Лит.: Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чу-рилов Н.Н. Опросы населения. М., 1984; Дайнтбегов Д.М., Калмыкова О.В., Черепанов А.И. Программное обеспечение статистической обработки данных. М., 1984. А.О. Крыштановский.

ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в среду сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Различают виды памяти: двигательную, сенсорную, эмоциональную, образную, словесно-логич., долговременную, кратковременную.

ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНИОТТО ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

ПАНИОТТО Владимир Ильич (1947) - украинский социолог и философ. Научн. интересы - методы социологич. исследований, математич. методы в социологии, моделирование соц. процессов, межличностные отношения  в малых группах. Соч.: Престиж профессий (в соавторстве). Киев, 1979; Опросы населения (методологический опыт) (в соавторстве). М., 1984; Качество социологической информации. Киев, 1986.

ПАРАДИГМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАДИГМА ВЗАИМООБМЕНА

ПАРАДИГМА ВЗАИМООБМЕНА - в общей теории действия Парсонса способ рассмотрения систем человеческого действия любого уровня - будь то уровень индивида сложных целостностей, как соц. система или культура, - в терминах четырех функциональных подсистем (культурной, соц., личностной и органической), находящихся в отношениях обмена вырабатываемыми внутри этих подсистем ресурсами. К числу таких ресурсов, необходимых для совершения действия, Парсонс относит ценности, цели и средства, к-рые особым образом комбинируются при совершении действия. Поступление этих ресурсов из одной подсистемы в др. регулируется и контролируется с помощью циркулирующих в системе обобщенных символич. посредников. В отличие от символич. посредников, служащих средством обращения, ресурсы реально используются и потребляются в ходе совершения действия. Парадигматич. характер построений такого рода позволяет применять представления о взаимообменах для анализа соц., культурных и психологич. явлений самого различн. уровня. Напр., наука может интерпретироваться как адаптивная подсистема культуры, находящаяся в отношениях взаимообмена с др. ее подсистемами - искусством, правосознанием и моралью, религией и космологией. В свою очередь, сама наука может аналитически члениться на подсистемы. связанные отношениями взаимообмена. Предпринимаются попытки использовать П.в. в анализе личности. П.в. позволяет не столько разрешать, сколько находить и четко фиксировать проблемы взаимосвязи различн. феноменов человеческой реальности. Она служит своего рода картой этой реальности и компасом для ориентирования в ней, создавая необходимые предпосылки для создания полностью аналитич. дедуктивных теорий или отдельных их фрагментов. Лит.: Parsons Т., Smelser N. Economy and society. N.Y., L., 1956; Exploration in general theory in social science. N.Y., L., 1976; Parsons T. Sociological theory and modem society. N.Y., L., 1976. Л.А.Седов.

ПАРАМЕТРЫ И КАТЕГОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРЕТО (PARETO) ВИЛЬФРЕДО

ПАРЕТО (PARETO) Вильфредо (1848-1923) - итал. социолог и экономист. Главным элементом и исходным пунктом социологии, теории П. была теория нелогического действия. В противоположность традициям эпохи Просвещения, приписывающим основную роль в обществ. отношениях рациональным действиям, П. сделал упор на иррациональном и алогичном характере человеческого поведения. Согласно П., большинство тех человеческих действий, из к-рых слагается история, принадлежат к числу нелогических действий. Индивид поступает определенным образом, потому что обладает психич. предиспозициями и испытывает чувства, толкающие его к поведению определенного рода. Эти чувства маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения обществ. теорий. П. доказывал, что обществ. функции идеологии основаны на создании образцов логического (псевдологического) обоснования не-логич. действий, в к-рых средства не соответствуют целям, т. е. действий, имеющих в действительности тайные, скрытые цели. Таковы политич. доктрины, религиозные концепции, моральные и юридич. кодексы и т. п. Провозглашая положение о неравномерном распределении разного рода "остатков" (чувств, детерминирующих человеческое поведение) в разных обществ. классах, П. развивал биологически обоснованную теорию элит, согласно к-рой существенной чертой всех человеческих об-в является их деление на элиту (лучших, обладающих способностями к управлению об-вом) и неэлиту. Стабилизация и последующая деградация элит, их "круговорот" являются движущей силой обществ. развития и лежат в основе всех историч. событий. Согласно этой теории, индивиды, наделенные от рождения особыми "остатками", обладают способностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана или способностью применения насилия. Эти способности определяют типы правления, к-рые приходят на смену друг другу в рез-те деградации элиты, ведущей к ее упадку. Если элита не противодействует ему путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих в изобилии соответствующими "остатками", то наступает революция, весь смысл к-рой, согласно П., заключается в обновлении персонального состава правящей элиты - верхушки об-ва. История - это "кладбище аристократии", а ее динамика находит свое объяснение в "круговороте элит". П. рассматривал об-во как систему, находящуюся в состоянии динамич. равновесия. Частями этой системы являются "остатки", различн. идеологии и соц. гетерогенность. Соч.: Trattato di sociologia generate. Mil. v. 1-2, 1964; Scritti sociologici. Torino. 1966; The Transformation Of Democracy. L., 1984. E.B. Осипова.

ПАРК (PARK) РОБЕРТ ЭЗРА

ПАРК (PARK) Роберт Эзра (1864-1944) - амер. социолог, основатель школы чикагской (см.). Для П. характерен натуралистич. подход к социологии, сказавшийся в заимствовании им понятий психологии, биологии и экологии для изучения обществ. жизни. На материалах социологич. исследований, проведенных в Чикаго и др. районах США, П. развивал концепцию влияния естественного окружения на соц. жизнь людей. П. внес определенный вклад в развитие историч. социологии, разрабатывая специфич. методы анализа историч. развития соц. явлений. Он предлагал рассматривать соц. явления в динамике, делая своеобразные "историч. срезы", выявляя типич. черты в развитии соц. явлений. По мнению П., такой подход позволял разработать идеально типическую модель (см. Тип идеальный), с помощью к-рой можно было бы исследовать историческое развитие. Соч.: Introduction To The Science Of Sociology (with E.W. Burgess). Chic, 1921; The City (with со-authors). Chic., 1925; Race And Culture. N.Y, 1939; Human Communities N.Y. 1952. В.В. Кудинов.

ПАРСОНС (PARSONS) ТОЛКОТТ

ПАРСОНС (PARSONS) Толкотт (1902-1979)!! амер. социолог-теоретик, один из представителей структурно-функционального направления в социологии (см. Анализ функциональный в социологии). П. опирался на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, а также использовал современные системные, кибернетич. и символико-семиотич. представления. П. отстаивал необходимость построения общей аналитич. логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирич. задач. Человеческое действие, по П., есть самоорганизующаяся система, специфику к-рой в отличие от систем физического и биологического действия он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличии таких символич. механизмов регуляции, как язык, ценности и т. д., во-вторых, в нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных определений ситуации. На основе этого П. строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, соц., личностную и органич. подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. Одной из главных составляющих концепций П. является т. н. инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжения, решение к-рых обеспечивается специализированными подсистемами. Так, внутри соц. системы функцию адаптации обеспечивает экономич. подсистема, функцию целедостижения - политич. подсистема, функцию интеграции - правовые ин-ты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации (включая семью и ин-ты образования). Соч.: Общетеоретические проблемы социологии //Социология сегодня М., 1965; The Structure Of Social Action. The Social System. N.Y., 1951; Toward A General Of Action (with E.A. Shils). Cambridge, 1951; Social re And Personality. N.Y., 1964; Sociological Theory And Society NY 1967; Social System And The Evolution Theory. N.Y. - L., 1977. Л.А. Седов.

ПАРТИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ПАТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - термин, образованный по аналогии с соответствующим медицинским понятием - учением о заболеваниях; в этом смысле П.с. есть проявление различн. рода заболеваний, сопровождающих развитие соц. организма и ослабляющих его функционирование. Теоретически понятие П.с. связано с метафорой "соц. организма" и наиболее широко употреблялось школой в социологии органической (см.). Вне развитых теоретич. систем термин П.с. иногда для обозначения человеческих действий, поступков, типов поведения, привычек и других соц. явлений, к-рые об-во расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и обществ. мораль. П.с. охватывает как намеренные и ненамеренные действия, нарушающие правовые нормы (преступность, хулиганство и т. д.), так и формы поведения, к-рые не караются юридич. законами, но противоречат общепринятым моральным нормам (пьянство и т. д.). Термин П.с. почти вытеснен за рубежом более теоретичными понятиями "аномия" (см. Теория социальной аномии) и "соц. дезорганизация", вышедшими из функционалистской (см. Анализ функциональный в социологии) социологии. Явления П.с. (преступность, наркомания и др.) рассматриваются, в частности, как феномены особой субкультурной традиции социально дезорганизованных ареалов, передающейся от поколения к поколению. А.Д. Ковалев.

ПАТРУШЕВ ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ПАТРУШЕВ Василий Дмитриевич (1925) - российский экономист и социолог. Круг научн. интересов П. связан с изучением соц.-экономич. проблем труда, проблем рабочего и внерабочего времени: интенсивности труда, текучести кадров, удовлетворенности трудом, отношения к труду, использования рабочего времени, отношения к рабочему времени, бюджета времени различн. соц. групп населения (трудящихся промышленности, городского и сельского населения), тенденций и закономерностей изменений в использовании рабочего и внерабочего времени, в т. ч. свободного времени; с совершенствованием методики изучения бюджетов времени и расчетом балансов времени населения. Соч.: Время как экономическая категория. М., 1966; Методика изучения бюджета времени трудящихся // Социологические исследования. 1980, № 1; Изменения в использовании бюджета времени рабочих Москвы за 1923- 1991 годы. М., 1994.

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕХОД ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867- 1931) - русский социолог, правовед. Окончил Киевский ун-т и семинарию, учрежденную в Берлине для подготовки профессоров римского права для России. Преподавал в Петербургском унте до 1918 г. Был депутатом I Гос. думы. В 1918 г. эмигрировал в Польшу, где преподавал в Варшавском ун-те. Сторонник психологич. учения о праве. Он полагал, что в его основе лежат человеческие эмоции, имеющие активно-пассивную природу. Поэтому представления человека о гос-ве и нормах права существуют независимо от самого гос-ва. Соч.: Очерки философии права. СПб., 1900; О мотивах человеческих поступков. СПб., 1904; Введение в изучение права и нравственности. СПб., 1908. З.Т. Голенкова.

ПЕТРУСЕК (PETRUSEK) МИЛОСЛАВ

ПЕТРУСЕК (PETRUSEK) Милослав (1936) - чешский социолог, действительный член Академии социальных наук РФ. Основные направления научн. исследований - социология малых группсоциология литературы и культуры, теории и методы современной социологии. Дал критич. анализ состояния социологии как науки в условиях реального социализма (Альтернативная социология, 1991). Н.П. Нарбут.

ПИРАМИДА ВОЗРАСТНО-ПОЛОВАЯ

ПИРАМИДА ВОЗРАСТНО-ПОЛОВАЯ - графич. изображение возрастно-половой структуры населения. П.в.-п. строится следующим образом. По вертикальной оси откладываются возрастные группы, а по горизонтальной - слева - численность мужчин, справа - женщин (вместо численности населения могут использоваться удельные веса населения отдельных возрастно-половых групп в общей численности населения). В рез-те численность населения отдельной возрастно-половой группы на пирамиде характеризуется площадью прямоугольника. П.в.-п. дает наглядное представление о различиях в численности населения отдельных возрастных групп, а также о различиях в численности мужчин и женщин по возрастным группам. По П.в.-п. можно судить о том, как отразилось действие соц.-экономич., демографич. и др. факторов на современной возрастно-половой структуре населения, а также можно предвидеть возможные изменения этой структуры в будущем. П.в.-п. можно использовать для характеристики состава населения не только по полу и возрасту, но и по др. соц.-демографич. параметрам. Лит.: Курс демографии. М., 1985. В.А. Борисова

ПЛАН

ПЛАН (от лат. planus - плоский, ровный) - 1. Определенный порядок, последовательность в изложении ч.-л. (напр., научн., художественного произведения и т. д.). 2. Намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения (учебный, производственный, народнохозяйственный план). 3. Замысел, предусматривающий ход, развитие ч.-л. 4. Чертеж в условных знаках, детально отображающий в масштабе на плоскости участок местности или сооружение.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ - функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением. Идея П. обществ. развития по своему происхождению - социалистич. идея. Впервые мысль о ней была высказана в трудах утопистов XVI-XIX вв. (Т. Мор, Ж. Мелье, Г. Мабли, А. Сен-Симон, Р.Оуэн), к-рые выдвинули многочисленные гипотезы "лучшего устройства жизни" и управления обществ. процессами. Первые попытки планового решения производственных задач в России связаны с деятельностью Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и аналогичных органов на местах. Первый перспективный план - план ГОЭЛРО (Гос. план электрификации России) - разработан и затем утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г.  Следующий крупный шаг в развитии П. связан с разработкой и осуществлением пятилетних планов развития нар. хоз-ва. В 60-70-х гг. созрела объективная потребность внести новые коррективы в процесс П.; эта задача стала решаться только в конце 80-х гг., в период перестройки. Бурно развивающаяся научно-технич. революция принесла с собой глубокие изменения не только в технике, но и в технологии и организации производства, всей соц. жизни об-ва. На первый план выдвинулись задачи повышения эффективности обществ. производства, лучшего использования материальных и трудовых ресурсов, достижения науки и техники, общего и специального образования, выявилась обществ. необходимость в распространении П. на всю линию "наука - производство - об-во" - от планирования фундаментальных научн. исследований до планов развития культуры и быта. В то же время серьезно возросло влияние соц. процессов на обществ. производство. В полном объеме проявилась связь экономики и политич. процессов. Все большее значение стал приобретать учет соц.-психологич. факторов и их взаимодействия с экономикой. Ж.Т. Тощенко.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - составная часть планирования социального (см.), предмет обеспечения соответствия структуры и функций системы образования в целом и ее подсистем изменяющимся потребностям об-ва. П.о. включает в себя определение типов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, форм переподготовки и повышения квалификации трудящихся, размещение (дислокацию) учебных заведений по территории страны, региона, ориентировочной численности учащихся, педагогических кадров, расходов на содержание системы образования и источников их покрытия. В планах соц. развития отраслей нар. хоз-ва, трудовых коллективов предусматриваются темпы роста уровня общего и профессионального образования различн. категорий работников (рабочих, инженерно-технич. и руководящих кадров), сроки и формы повышения их квалификации в соответствии с требованиями научно-технич. прогресса, задачами интенсификации производства и повышения обществ. активности трудящихся. Показатели П.о. широко используются в социологич. исследованиях для анализа воздействия системы образования на соц. процессы. Рез-ты социологич. исследований в свою очередь могут быть эффективно использованы в П.о. Ф.Р. Филиппов.

ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития соц. процессов и основных средств их претворения в жизнь. Объектами П.с. выступают: об-во в целом; каждая из сфер обществ. жизни; соц. процессы, происходящие в различн. сферах об-ва как в территориальном (республика, область, район, город, село), так и в функциональном разрезе (в сфере просвещения, культуры, бытового обслуживания и т. д.). П.с. предполагает определение цели, ее количественную и качественную характеристики применительно к каждому объекту планового воздействия. На современном этапе развития об-ва такой целью П.с. выступает достижение соц. справедливости, соц. равенства, соц. защищенности людей. Общим законом целесообразности в различи., в т. ч. и соц. системах, является принцип иерархичности. Это сказывается в том, что цель развития об-ва включает в себя целую иерархич. систему целей. Наличие общих для всего об-ва целей не исключает и спе-цифич. целей, поскольку об-во состоит из множества подсистем, конкретных объектов, каждый из к-рых занимает свое место в об-ве и решает свои, особые задачи. Системный анализ требует рассматривать П.с. как единство познавательной и обществ.-преобразовательной деятельности, а также видеть его специфику в различн. сферах обществ. жизни - экономике, политике, духовной жизни и т. д. При планировании необходимо учитывать территориально-административные, нац. и географич. особенности, что влечет рассмотрение региональных особенностей П.с. Лит.: Ельмеев В.Я. Методологические основы планирования социального развития. М., 1974; Керимов Д.А., Полозов В.Р., Спиридонов Л.И. Проблемы социального планирования. М., 1974; Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М., 1976; Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в СССР. М., 1981. Ж.Т. Тощенко

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАНЫ ЖИЗНЕННЫЕ

ПЛАНЫ ЖИЗНЕННЫЕ - определяемая человеком совокупность и последовательность своих целей на жизненном пути и способов их достижения, индивидуализированное отражение в сознании людей конкретной соц.-историч. ситуации, складывающейся в об-ве объективно, независимо от воли и сознания отдельного человека. В широком смысле П.ж. включает в себя намерения, связанные с приобретением профессии, трудовой карьерой, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, решением жилищно-бытовых вопросов, любительскими занята ми ("хобби") и т. п. В более узком смысле И.ж-исследуются социологами в связи с вступлением молодежи, заканчивающей общеобразовательную школу и профессиональное учебное заведение, в самостоятельную трудовую жизнь. Исследованиями выявлены типология, особенности П.ж., присущие различн. соц. и демографич. группам, возрастным когортам, национальным общностям. Изучены основные этапы формирования и реализации П.ж. на протяжении трудовой жизни человека. Анализируется взаимосвязь П.ж. с выбором профессии (см.) и соц. положения, с ценностными ориентациями индивидов и групп. Ф.Р. Филиппов.

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856-1918) русский социальный философ, революционер и видный теоретик. Социально-философские взгляды П. развивались на основе революционно-демократич. идей А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Е. А. Добролюбова. Изучение марксизма привело П. к перевороту в воззрениях. От прежнего отрицания политич. борьбы он пришел к признанию первостепенного значения политич. борьбы для русского революционного движения. П. считал материализм синонимом обществ. науки, к-рую нередко называли социологией. Он был крупным философом, исследователем в области истории, экономики, социологии, эстетики, религии и атеизма. На его работах, среди к-рых выделяется книга "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), воспитывалось целое поколение русских марксистов. Чтобы развенчать тезис народников о том, что в России именно крестьянство является главной революционной силой, П. подчеркивал отсталость и реакционность крестьянства. Наблюдая пассивное отношение русской буржуазии к революционному движению, он выступал за приобщение ее к борьбе против абсолютизма. Он рассматривал предстоящую русскую революцию в соответствии с европейскими образцами, как традиционно бурж.-демократич. Отсюда его политич. принципы, сказавшиеся позднее и на его позициях по отношению к империалистич. войне, Февральской и Октябрьской революциям. Главная идея, к-рую П. стремился ввести в обиход революционного теоретич. мышления, связана с пониманием и объяснением объективной закономерности и необходимости историч. процесса. С.М. Брайович.

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (от лат. pluralis - множественный, многообразный) - нормативная модель политич. системы, вид демократии, концепция, согласно к-рой политико-властные процессы в об-ве рассматриваются через призму борьбы и компромиссов различн. организованных интересов, а также динамич. баланса соц.-полит. ин-тов и сил. Концепция П.п. формировалась в рамках общей теории плюрализма, к-рая возникла в начале XX в. в Англии (Ф. Мейтленд, Г. Ласки, Р. Тоуни и др.) как реакция на становление индустриального капитализма и как попытка со стороны либералов, социалистов, синдикалистов и институалистов преодолеть его нек-рые отрицательные черты. Затем эта концепция развивалась преимущественно в США (А. Бентли, Е. Херринг, Д. Трумен, Е. Лат-хэм, У. Корнхаузер, Р. Дал и др.). Основными соц.-полит. элементами об-ва для П.п. являются разнообразные по составу стабильные и автономные заинтересованные группы, выступающие посредниками между индивидами и гос-вом. Индивидов плюралисты рассматривают в качестве взаимодействующих полит. актеров. Их многообразные полит. роли и интересы благодаря членству одновременно в нескольких группах или опыту общения с ними способствуют выработке и распространению общих ценностей, принятие к-рых и обеспечивает стабильность об-ва. Гос-во в условиях П.п. выполняет преимущественно функции арбитра, призванного сохранять равновесие среди соперничающих групп и примирять их интересы путем обеспечения им равного доступа к принятию решений и выработке политики, а также "ратификации соглашений", достигнутых этими группами и их лидерами. Последние не составляют единой правящей элиты - она расколота и открыта, полит. власть децентрализована, текуча и ситуационна, а неравенство дисперсионно. Функционирование плюралистич. политич. системы и демократии обеспечивается также разделением законодательной, исполнительной и судебной власти, парламентаризмом, многопартийностью, высоким уровнем полит. прав и свобод. Антиподом П.п. в филос.-методологич. плане является монизм, а в политическо-социологич. - тоталитаризм (см.). Лит.: Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986; Современный капитализм: критический анализ буржуазных политологических концепций. М., 1988; Авакьян С. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996; Gusy Ch. Legitimitat im demokratischen Pluralismus. Stuttgart, 1987; Johnson N. The welfare state in transition: The theory and practice of welfare pluralism. Brighton, 1987. B.B. Смирнов.

ПОВЕДЕНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ - 1. Процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредствованный их внешней (двигательной) и внутренней (психич.) активностью. П. различают на биологич., психологич. и соц. уровне. 2. В бихевиоризме - совокупность двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) живых существ на воздействия (стимулы) внешней среды.

ПОВЕДЕНИЕ ГРУППОВОЕ

ПОВЕДЕНИЕ ГРУППОВОЕ - см. ТЕОРИИ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ

ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ - понятие, предполагающее действие индивида, а также супругов, семьи, отдельных групп населения и т. д. в вопросах, связанных с демографии, процессами (рождаемости, смертности, сохранения здоровья, брачности и разводимости). П.д. включает в себя: репродуктивное поведение,  представляющее собой систему действий, направленных на рождение определенного числа детей или на отказ от их рождения; самосо-хранительное поведение - система действий, цель к-рых - сохранение здоровья, продление жизни; поведение в области брачности и разводимости (действия, направленные на заключение, сохранение и упрочение брака или на его расторжение); миграционное поведение. Лит.: Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980; Факторы и мотивы демографического поведения. Рига, 1984; Воспроизводство населения и демографическая политика  в СССР. М, 1987. Г.Л. Киселева.

Предыдущая страница Следующая страница