Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАК"-"ПОВ")
ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ - совокупность программ, позволяющих выполнить весь комплекс этапов обработки информации. Все выполняемые ЭВМ операции производятся в соответствии с задаваемыми наборами команд - программами. Каждая программа реализует определенный набор правил ввода, вывода и преобразования информации, называемый алгоритмом. П.п.п. создаются в расчете на использование их на ЭВМ определенного класса (см. ЭВМ). Перенесение того или иного П.п.п. с ЭВМ одного класса на ЭВМ др. класса не всегда возможно и в любом случае требует затрат, сравнимых со стоимостью разработки нового П.п.п. Следует отметить, что разработка П.п.п. для обработки социологич. информации, включающего программы, реализующие разнообразные методы анализа данных, - задача. Требующая многолетних усилий коллектива математиков, системных аналитиков, программистов, социологов. В России и за рубежом разработаны и успешно эксплуатируются несколько П.п.п. обработки социологич. информации для разных классов ЭВМ. Характеристики и возможности этих программных систем описаны в лит-ре. Постоянное пополнение арсенала используемых социологами логико-математич. методов анализа данных приводит к постоянному совершенствованию существующих П.п.п., расширению круга включенных в них программ. Лит.: Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чу-рилов Н.Н. Опросы населения. М., 1984; Дайнтбегов Д.М., Калмыкова О.В., Черепанов А.И. Программное обеспечение статистической обработки данных. М., 1984. А.О. Крыштановский. |
ПАМЯТЬ - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в среду сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Различают виды памяти: двигательную, сенсорную, эмоциональную, образную, словесно-логич., долговременную, кратковременную. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАНИОТТО Владимир Ильич (1947) - украинский социолог и философ. Научн. интересы - методы социологич. исследований, математич. методы в социологии, моделирование соц. процессов, межличностные отношения в малых группах. Соч.: Престиж профессий (в соавторстве). Киев, 1979; Опросы населения (методологический опыт) (в соавторстве). М., 1984; Качество социологической информации. Киев, 1986. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАРАДИГМА ВЗАИМООБМЕНА - в общей теории действия Парсонса способ рассмотрения систем человеческого действия любого уровня - будь то уровень индивида сложных целостностей, как соц. система или культура, - в терминах четырех функциональных подсистем (культурной, соц., личностной и органической), находящихся в отношениях обмена вырабатываемыми внутри этих подсистем ресурсами. К числу таких ресурсов, необходимых для совершения действия, Парсонс относит ценности, цели и средства, к-рые особым образом комбинируются при совершении действия. Поступление этих ресурсов из одной подсистемы в др. регулируется и контролируется с помощью циркулирующих в системе обобщенных символич. посредников. В отличие от символич. посредников, служащих средством обращения, ресурсы реально используются и потребляются в ходе совершения действия. Парадигматич. характер построений такого рода позволяет применять представления о взаимообменах для анализа соц., культурных и психологич. явлений самого различн. уровня. Напр., наука может интерпретироваться как адаптивная подсистема культуры, находящаяся в отношениях взаимообмена с др. ее подсистемами - искусством, правосознанием и моралью, религией и космологией. В свою очередь, сама наука может аналитически члениться на подсистемы. связанные отношениями взаимообмена. Предпринимаются попытки использовать П.в. в анализе личности. П.в. позволяет не столько разрешать, сколько находить и четко фиксировать проблемы взаимосвязи различн. феноменов человеческой реальности. Она служит своего рода картой этой реальности и компасом для ориентирования в ней, создавая необходимые предпосылки для создания полностью аналитич. дедуктивных теорий или отдельных их фрагментов. Лит.: Parsons Т., Smelser N. Economy and society. N.Y., L., 1956; Exploration in general theory in social science. N.Y., L., 1976; Parsons T. Sociological theory and modem society. N.Y., L., 1976. Л.А.Седов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАРЕТО (PARETO) Вильфредо (1848-1923) - итал. социолог и экономист. Главным элементом и исходным пунктом социологии, теории П. была теория нелогического действия. В противоположность традициям эпохи Просвещения, приписывающим основную роль в обществ. отношениях рациональным действиям, П. сделал упор на иррациональном и алогичном характере человеческого поведения. Согласно П., большинство тех человеческих действий, из к-рых слагается история, принадлежат к числу нелогических действий. Индивид поступает определенным образом, потому что обладает психич. предиспозициями и испытывает чувства, толкающие его к поведению определенного рода. Эти чувства маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения обществ. теорий. П. доказывал, что обществ. функции идеологии основаны на создании образцов логического (псевдологического) обоснования не-логич. действий, в к-рых средства не соответствуют целям, т. е. действий, имеющих в действительности тайные, скрытые цели. Таковы политич. доктрины, религиозные концепции, моральные и юридич. кодексы и т. п. Провозглашая положение о неравномерном распределении разного рода "остатков" (чувств, детерминирующих человеческое поведение) в разных обществ. классах, П. развивал биологически обоснованную теорию элит, согласно к-рой существенной чертой всех человеческих об-в является их деление на элиту (лучших, обладающих способностями к управлению об-вом) и неэлиту. Стабилизация и последующая деградация элит, их "круговорот" являются движущей силой обществ. развития и лежат в основе всех историч. событий. Согласно этой теории, индивиды, наделенные от рождения особыми "остатками", обладают способностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана или способностью применения насилия. Эти способности определяют типы правления, к-рые приходят на смену друг другу в рез-те деградации элиты, ведущей к ее упадку. Если элита не противодействует ему путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих в изобилии соответствующими "остатками", то наступает революция, весь смысл к-рой, согласно П., заключается в обновлении персонального состава правящей элиты - верхушки об-ва. История - это "кладбище аристократии", а ее динамика находит свое объяснение в "круговороте элит". П. рассматривал об-во как систему, находящуюся в состоянии динамич. равновесия. Частями этой системы являются "остатки", различн. идеологии и соц. гетерогенность. Соч.: Trattato di sociologia generate. Mil. v. 1-2, 1964; Scritti sociologici. Torino. 1966; The Transformation Of Democracy. L., 1984. E.B. Осипова. |
ПАРК (PARK) Роберт Эзра (1864-1944) - амер. социолог, основатель школы чикагской (см.). Для П. характерен натуралистич. подход к социологии, сказавшийся в заимствовании им понятий психологии, биологии и экологии для изучения обществ. жизни. На материалах социологич. исследований, проведенных в Чикаго и др. районах США, П. развивал концепцию влияния естественного окружения на соц. жизнь людей. П. внес определенный вклад в развитие историч. социологии, разрабатывая специфич. методы анализа историч. развития соц. явлений. Он предлагал рассматривать соц. явления в динамике, делая своеобразные "историч. срезы", выявляя типич. черты в развитии соц. явлений. По мнению П., такой подход позволял разработать идеально типическую модель (см. Тип идеальный), с помощью к-рой можно было бы исследовать историческое развитие. Соч.: Introduction To The Science Of Sociology (with E.W. Burgess). Chic, 1921; The City (with со-authors). Chic., 1925; Race And Culture. N.Y, 1939; Human Communities N.Y. 1952. В.В. Кудинов. |
ПАРСОНС (PARSONS) Толкотт (1902-1979)!! амер. социолог-теоретик, один из представителей структурно-функционального направления в социологии (см. Анализ функциональный в социологии). П. опирался на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, а также использовал современные системные, кибернетич. и символико-семиотич. представления. П. отстаивал необходимость построения общей аналитич. логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирич. задач. Человеческое действие, по П., есть самоорганизующаяся система, специфику к-рой в отличие от систем физического и биологического действия он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличии таких символич. механизмов регуляции, как язык, ценности и т. д., во-вторых, в нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных определений ситуации. На основе этого П. строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, соц., личностную и органич. подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. Одной из главных составляющих концепций П. является т. н. инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжения, решение к-рых обеспечивается специализированными подсистемами. Так, внутри соц. системы функцию адаптации обеспечивает экономич. подсистема, функцию целедостижения - политич. подсистема, функцию интеграции - правовые ин-ты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации (включая семью и ин-ты образования). Соч.: Общетеоретические проблемы социологии //Социология сегодня М., 1965; The Structure Of Social Action. The Social System. N.Y., 1951; Toward A General Of Action (with E.A. Shils). Cambridge, 1951; Social re And Personality. N.Y., 1964; Sociological Theory And Society NY 1967; Social System And The Evolution Theory. N.Y. - L., 1977. Л.А. Седов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПАТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - термин, образованный по аналогии с соответствующим медицинским понятием - учением о заболеваниях; в этом смысле П.с. есть проявление различн. рода заболеваний, сопровождающих развитие соц. организма и ослабляющих его функционирование. Теоретически понятие П.с. связано с метафорой "соц. организма" и наиболее широко употреблялось школой в социологии органической (см.). Вне развитых теоретич. систем термин П.с. иногда для обозначения человеческих действий, поступков, типов поведения, привычек и других соц. явлений, к-рые об-во расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и обществ. мораль. П.с. охватывает как намеренные и ненамеренные действия, нарушающие правовые нормы (преступность, хулиганство и т. д.), так и формы поведения, к-рые не караются юридич. законами, но противоречат общепринятым моральным нормам (пьянство и т. д.). Термин П.с. почти вытеснен за рубежом более теоретичными понятиями "аномия" (см. Теория социальной аномии) и "соц. дезорганизация", вышедшими из функционалистской (см. Анализ функциональный в социологии) социологии. Явления П.с. (преступность, наркомания и др.) рассматриваются, в частности, как феномены особой субкультурной традиции социально дезорганизованных ареалов, передающейся от поколения к поколению. А.Д. Ковалев. |
ПАТРУШЕВ Василий Дмитриевич (1925) - российский экономист и социолог. Круг научн. интересов П. связан с изучением соц.-экономич. проблем труда, проблем рабочего и внерабочего времени: интенсивности труда, текучести кадров, удовлетворенности трудом, отношения к труду, использования рабочего времени, отношения к рабочему времени, бюджета времени различн. соц. групп населения (трудящихся промышленности, городского и сельского населения), тенденций и закономерностей изменений в использовании рабочего и внерабочего времени, в т. ч. свободного времени; с совершенствованием методики изучения бюджетов времени и расчетом балансов времени населения. Соч.: Время как экономическая категория. М., 1966; Методика изучения бюджета времени трудящихся // Социологические исследования. 1980, № 1; Изменения в использовании бюджета времени рабочих Москвы за 1923- 1991 годы. М., 1994. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867- 1931) - русский социолог, правовед. Окончил Киевский ун-т и семинарию, учрежденную в Берлине для подготовки профессоров римского права для России. Преподавал в Петербургском унте до 1918 г. Был депутатом I Гос. думы. В 1918 г. эмигрировал в Польшу, где преподавал в Варшавском ун-те. Сторонник психологич. учения о праве. Он полагал, что в его основе лежат человеческие эмоции, имеющие активно-пассивную природу. Поэтому представления человека о гос-ве и нормах права существуют независимо от самого гос-ва. Соч.: Очерки философии права. СПб., 1900; О мотивах человеческих поступков. СПб., 1904; Введение в изучение права и нравственности. СПб., 1908. З.Т. Голенкова. |
ПЕТРУСЕК (PETRUSEK) Милослав (1936) - чешский социолог, действительный член Академии социальных наук РФ. Основные направления научн. исследований - социология малых групп, социология литературы и культуры, теории и методы современной социологии. Дал критич. анализ состояния социологии как науки в условиях реального социализма (Альтернативная социология, 1991). Н.П. Нарбут. |
ПИРАМИДА ВОЗРАСТНО-ПОЛОВАЯ - графич. изображение возрастно-половой структуры населения. П.в.-п. строится следующим образом. По вертикальной оси откладываются возрастные группы, а по горизонтальной - слева - численность мужчин, справа - женщин (вместо численности населения могут использоваться удельные веса населения отдельных возрастно-половых групп в общей численности населения). В рез-те численность населения отдельной возрастно-половой группы на пирамиде характеризуется площадью прямоугольника. П.в.-п. дает наглядное представление о различиях в численности населения отдельных возрастных групп, а также о различиях в численности мужчин и женщин по возрастным группам. По П.в.-п. можно судить о том, как отразилось действие соц.-экономич., демографич. и др. факторов на современной возрастно-половой структуре населения, а также можно предвидеть возможные изменения этой структуры в будущем. П.в.-п. можно использовать для характеристики состава населения не только по полу и возрасту, но и по др. соц.-демографич. параметрам. Лит.: Курс демографии. М., 1985. В.А. Борисова |
ПЛАН (от лат. planus - плоский, ровный) - 1. Определенный порядок, последовательность в изложении ч.-л. (напр., научн., художественного произведения и т. д.). 2. Намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения (учебный, производственный, народнохозяйственный план). 3. Замысел, предусматривающий ход, развитие ч.-л. 4. Чертеж в условных знаках, детально отображающий в масштабе на плоскости участок местности или сооружение. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЛАНИРОВАНИЕ - функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением. Идея П. обществ. развития по своему происхождению - социалистич. идея. Впервые мысль о ней была высказана в трудах утопистов XVI-XIX вв. (Т. Мор, Ж. Мелье, Г. Мабли, А. Сен-Симон, Р.Оуэн), к-рые выдвинули многочисленные гипотезы "лучшего устройства жизни" и управления обществ. процессами. Первые попытки планового решения производственных задач в России связаны с деятельностью Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и аналогичных органов на местах. Первый перспективный план - план ГОЭЛРО (Гос. план электрификации России) - разработан и затем утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г. Следующий крупный шаг в развитии П. связан с разработкой и осуществлением пятилетних планов развития нар. хоз-ва. В 60-70-х гг. созрела объективная потребность внести новые коррективы в процесс П.; эта задача стала решаться только в конце 80-х гг., в период перестройки. Бурно развивающаяся научно-технич. революция принесла с собой глубокие изменения не только в технике, но и в технологии и организации производства, всей соц. жизни об-ва. На первый план выдвинулись задачи повышения эффективности обществ. производства, лучшего использования материальных и трудовых ресурсов, достижения науки и техники, общего и специального образования, выявилась обществ. необходимость в распространении П. на всю линию "наука - производство - об-во" - от планирования фундаментальных научн. исследований до планов развития культуры и быта. В то же время серьезно возросло влияние соц. процессов на обществ. производство. В полном объеме проявилась связь экономики и политич. процессов. Все большее значение стал приобретать учет соц.-психологич. факторов и их взаимодействия с экономикой. Ж.Т. Тощенко. |
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - составная часть планирования социального (см.), предмет обеспечения соответствия структуры и функций системы образования в целом и ее подсистем изменяющимся потребностям об-ва. П.о. включает в себя определение типов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, форм переподготовки и повышения квалификации трудящихся, размещение (дислокацию) учебных заведений по территории страны, региона, ориентировочной численности учащихся, педагогических кадров, расходов на содержание системы образования и источников их покрытия. В планах соц. развития отраслей нар. хоз-ва, трудовых коллективов предусматриваются темпы роста уровня общего и профессионального образования различн. категорий работников (рабочих, инженерно-технич. и руководящих кадров), сроки и формы повышения их квалификации в соответствии с требованиями научно-технич. прогресса, задачами интенсификации производства и повышения обществ. активности трудящихся. Показатели П.о. широко используются в социологич. исследованиях для анализа воздействия системы образования на соц. процессы. Рез-ты социологич. исследований в свою очередь могут быть эффективно использованы в П.о. Ф.Р. Филиппов. |
ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития соц. процессов и основных средств их претворения в жизнь. Объектами П.с. выступают: об-во в целом; каждая из сфер обществ. жизни; соц. процессы, происходящие в различн. сферах об-ва как в территориальном (республика, область, район, город, село), так и в функциональном разрезе (в сфере просвещения, культуры, бытового обслуживания и т. д.). П.с. предполагает определение цели, ее количественную и качественную характеристики применительно к каждому объекту планового воздействия. На современном этапе развития об-ва такой целью П.с. выступает достижение соц. справедливости, соц. равенства, соц. защищенности людей. Общим законом целесообразности в различи., в т. ч. и соц. системах, является принцип иерархичности. Это сказывается в том, что цель развития об-ва включает в себя целую иерархич. систему целей. Наличие общих для всего об-ва целей не исключает и спе-цифич. целей, поскольку об-во состоит из множества подсистем, конкретных объектов, каждый из к-рых занимает свое место в об-ве и решает свои, особые задачи. Системный анализ требует рассматривать П.с. как единство познавательной и обществ.-преобразовательной деятельности, а также видеть его специфику в различн. сферах обществ. жизни - экономике, политике, духовной жизни и т. д. При планировании необходимо учитывать территориально-административные, нац. и географич. особенности, что влечет рассмотрение региональных особенностей П.с. Лит.: Ельмеев В.Я. Методологические основы планирования социального развития. М., 1974; Керимов Д.А., Полозов В.Р., Спиридонов Л.И. Проблемы социального планирования. М., 1974; Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М., 1976; Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в СССР. М., 1981. Ж.Т. Тощенко |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЛАНЫ ЖИЗНЕННЫЕ - определяемая человеком совокупность и последовательность своих целей на жизненном пути и способов их достижения, индивидуализированное отражение в сознании людей конкретной соц.-историч. ситуации, складывающейся в об-ве объективно, независимо от воли и сознания отдельного человека. В широком смысле П.ж. включает в себя намерения, связанные с приобретением профессии, трудовой карьерой, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, решением жилищно-бытовых вопросов, любительскими занята ми ("хобби") и т. п. В более узком смысле И.ж-исследуются социологами в связи с вступлением молодежи, заканчивающей общеобразовательную школу и профессиональное учебное заведение, в самостоятельную трудовую жизнь. Исследованиями выявлены типология, особенности П.ж., присущие различн. соц. и демографич. группам, возрастным когортам, национальным общностям. Изучены основные этапы формирования и реализации П.ж. на протяжении трудовой жизни человека. Анализируется взаимосвязь П.ж. с выбором профессии (см.) и соц. положения, с ценностными ориентациями индивидов и групп. Ф.Р. Филиппов. |
ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856-1918) русский социальный философ, революционер и видный теоретик. Социально-философские взгляды П. развивались на основе революционно-демократич. идей А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Е. А. Добролюбова. Изучение марксизма привело П. к перевороту в воззрениях. От прежнего отрицания политич. борьбы он пришел к признанию первостепенного значения политич. борьбы для русского революционного движения. П. считал материализм синонимом обществ. науки, к-рую нередко называли социологией. Он был крупным философом, исследователем в области истории, экономики, социологии, эстетики, религии и атеизма. На его работах, среди к-рых выделяется книга "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), воспитывалось целое поколение русских марксистов. Чтобы развенчать тезис народников о том, что в России именно крестьянство является главной революционной силой, П. подчеркивал отсталость и реакционность крестьянства. Наблюдая пассивное отношение русской буржуазии к революционному движению, он выступал за приобщение ее к борьбе против абсолютизма. Он рассматривал предстоящую русскую революцию в соответствии с европейскими образцами, как традиционно бурж.-демократич. Отсюда его политич. принципы, сказавшиеся позднее и на его позициях по отношению к империалистич. войне, Февральской и Октябрьской революциям. Главная идея, к-рую П. стремился ввести в обиход революционного теоретич. мышления, связана с пониманием и объяснением объективной закономерности и необходимости историч. процесса. С.М. Брайович. |
ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (от лат. pluralis - множественный, многообразный) - нормативная модель политич. системы, вид демократии, концепция, согласно к-рой политико-властные процессы в об-ве рассматриваются через призму борьбы и компромиссов различн. организованных интересов, а также динамич. баланса соц.-полит. ин-тов и сил. Концепция П.п. формировалась в рамках общей теории плюрализма, к-рая возникла в начале XX в. в Англии (Ф. Мейтленд, Г. Ласки, Р. Тоуни и др.) как реакция на становление индустриального капитализма и как попытка со стороны либералов, социалистов, синдикалистов и институалистов преодолеть его нек-рые отрицательные черты. Затем эта концепция развивалась преимущественно в США (А. Бентли, Е. Херринг, Д. Трумен, Е. Лат-хэм, У. Корнхаузер, Р. Дал и др.). Основными соц.-полит. элементами об-ва для П.п. являются разнообразные по составу стабильные и автономные заинтересованные группы, выступающие посредниками между индивидами и гос-вом. Индивидов плюралисты рассматривают в качестве взаимодействующих полит. актеров. Их многообразные полит. роли и интересы благодаря членству одновременно в нескольких группах или опыту общения с ними способствуют выработке и распространению общих ценностей, принятие к-рых и обеспечивает стабильность об-ва. Гос-во в условиях П.п. выполняет преимущественно функции арбитра, призванного сохранять равновесие среди соперничающих групп и примирять их интересы путем обеспечения им равного доступа к принятию решений и выработке политики, а также "ратификации соглашений", достигнутых этими группами и их лидерами. Последние не составляют единой правящей элиты - она расколота и открыта, полит. власть децентрализована, текуча и ситуационна, а неравенство дисперсионно. Функционирование плюралистич. политич. системы и демократии обеспечивается также разделением законодательной, исполнительной и судебной власти, парламентаризмом, многопартийностью, высоким уровнем полит. прав и свобод. Антиподом П.п. в филос.-методологич. плане является монизм, а в политическо-социологич. - тоталитаризм (см.). Лит.: Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986; Современный капитализм: критический анализ буржуазных политологических концепций. М., 1988; Авакьян С. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996; Gusy Ch. Legitimitat im demokratischen Pluralismus. Stuttgart, 1987; Johnson N. The welfare state in transition: The theory and practice of welfare pluralism. Brighton, 1987. B.B. Смирнов. |
ПОВЕДЕНИЕ - 1. Процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредствованный их внешней (двигательной) и внутренней (психич.) активностью. П. различают на биологич., психологич. и соц. уровне. 2. В бихевиоризме - совокупность двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) живых существ на воздействия (стимулы) внешней среды. |
ПОВЕДЕНИЕ ГРУППОВОЕ - см. ТЕОРИИ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ. |
ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ - понятие, предполагающее действие индивида, а также супругов, семьи, отдельных групп населения и т. д. в вопросах, связанных с демографии, процессами (рождаемости, смертности, сохранения здоровья, брачности и разводимости). П.д. включает в себя: репродуктивное поведение, представляющее собой систему действий, направленных на рождение определенного числа детей или на отказ от их рождения; самосо-хранительное поведение - система действий, цель к-рых - сохранение здоровья, продление жизни; поведение в области брачности и разводимости (действия, направленные на заключение, сохранение и упрочение брака или на его расторжение); миграционное поведение. Лит.: Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980; Факторы и мотивы демографического поведения. Рига, 1984; Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР. М, 1987. Г.Л. Киселева. |