Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 3, "СОЦ"-"СПР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СОЦ"-"СПР")

СОЦИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ - научн дисциплина, предмет к-рой - мышление во всем объеме, всей качественной специфике его историч. становления. Центральной проблемой С.м. является конкретный анализ всех историч. типов мышления в контексте их взаимосвязи с социокультурными предпосылками каждой данной эпохи; это принципиально отличает См. от т. н. чисто гносеология, подходов к мышлению, к-рым свойственно отрывать его от конкретного историч. фона и оценивать его с т. зр. априорных норм. Опасности узкого гносеологизма достаточно очевидны; по меньшей мере они сводятся к решительному искажению всей истории мышления. Устанавливая гносеология, норму мышления (в конечном счете свойственную именно его эпохе), гносеолог распространяет затем ее значимость на прошедшие эпохи как если бы она была пробным камнем мышления вообще. Цель С.м. - преодолеть этот ограниченный и внеисторич. подход. Ее основная посылка: мышление не должно рассматриваться ни на манер структуралистской автономности, ставящей под сомнение конкретную взаимосвязь различн. историч. типов мышления, ни в духе гносеологич. телеологизма, объясняющего весь историч. процесс мышления по мерке одного типа (скажем, рациональности). Иными словами, не гносеология является конечной оценочной инстанцией мышления, но сама она выступает как проблема См., и прежде чем делать из рациональности критерий мысли вообще, необходимо осмыслить саму рациональность, определив ее соц.-историч. место и ограничив тем самым ее притязания. Наряду с отмеченной общеисторич. проблематикой в задачи С.м. входит также типология, анализ уровней мышления, присущих данной эпохе или разным соц. группам. Так или инаяе, С.м. должна стать дисциплиной, самим фактом социокультурного подхода, предохраняющего логику мышления от формализма и внеисториз-ма. Это вовсе не знаяит, ято установка С.м. по отношению к гносеология, методологии альтернативна; напротив, только с ее помощью гносеология впервые обретает конкретность и история, содержательность. Истоки С.м. определить крайне трудно или пояти невозможно. Как вполне определенная дисциплина она складывается в XX в., но корни ее прослеживаются едва ли не до Аристотеля, корректирующего ситуативной логикой "Топики" общую грамматику "Аналитик". Из мыслителей Нового времени можно отметить Дж. Вико, впервые со всей силой подяеркнувшего значимость историзма в подходе к мышлению. Гегель в "Феноменологии духа" дал грандиозную конструкцию чисто историч. понимания мышления, к-рая (при всей терминология, неадекватности) и по сей день остается образцовой для С.м. Наиболее интересные концепции См. принадлежат Веберу М., Шелеру М., Мангейму К. К.А. Свасъян.

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - социологич. дисциплина, предмет к-рой - система образования  как соц. ин-т и ее взаимодействие с об-вом. Основные проблемы C.o.: обществ. условия возникновения, функционирования и развития современных систем образования, производ-ственно-технич. и соц. требования к образованию, обусловленные научно-технич. прогрессом, соц. равенство и неравенство в сфере образования, учебное заведение как соц. система, взаимодействие системы образования с политич. ин-тами, соц. структурой об-ва, нац. отношениями, духовным миром людей, роль системы образования и ее подсистем в социализации индивида. Начало создания Со. как самостоятельной дисциплины восходит к Э. Дюркгейму. В дальнейшем Со. и основные ее проблемы разрабатывались в трудах многих видных социологов, в частности, П. Бурдьё (Франция), К. Дженкса (США), Дж. Коулмэна (США), Дж. Флауд (Англия) и др. Значительного развития С.о. достигла в Польше (В. Адамский, И. Бялецкий, 3. Квециньский, М. Козакевич, Б. Суходольский, Я. Щепань-скии и др.). В СССР С.о. активно разрабатывается с конца 50-х гг. (Л. Н. Коган, М. Н. Руткевич Л. Я. Рубина, М. X. Титма, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппов, В. Н. Шубкин, Е. А. Якуба и др.). Наиболее интенсивно изучались проблемы современной "революции в образовании", роль системы образования как фактора изменения соц. структуры об-ва и канала соц. мобильности, жизненные планы  учащейся молодежи, соц. облик и образ жизни  педагогических кадров. Начато систематич. изучение обществ. мнения о системе образования. Отечественная С.о. исходит из того, что для установления правильной системы образования, с одной стороны, требуется изменение соц. условий, а с другой - для того, чтобы изменить соц. условия, нужна соответствующая система образования. Неверно, однако, понимать эту формулу упрощенно - как автоматическое изменение системы образования и ее соц. функций вслед за изменением обществ. условий. Система образования обладает относительной стабильностью даже в самые критич. моменты обществ. переворотов: необходимо также, чтобы она играла опережающую роль по отношению к уровню развития производства и обществ. условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям об-ва. Все это неизбежно порождает противоречия между системой образования и об-вом, а также внутри самой системы образования, к-рые исследуют С.о. С.о. на основе многочисленных исследований выявила реальные противоречия между количественными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллектуального потенциала об-ва и невозможностью его реализации в условиях низких темпов научно-технич. прогресса, наконец, между потребностями об-ва и жизненными планами учащейся молодежи. При участии социологов разработана концепция перестройки системы образования в России, намечены пути ее реализации, преодоления сложившегося отчуждения школы от об-ва. Однако выводы С.о. приходят в столкновение как с консер-вативно-догматич. взглядами, так и с авантюристич. предложениями разрушить существующую систему образования, заменив ее принципиально новой. Отвергая эти крайности, С.о. предлагает пути радикального реформирования действующей системы образования с сохранением всего обществ. ценного, созданного за предшествующие годы. Лит.: Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970; Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980. Ф.Р. Филиппов.

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - раздел социологии, изучающий закономерности построения, функционирования и развития гл. обр. организаций трудовых (см.) - предприятий и учреждений. Основная проблематика С.о. - соотношение личных и безличных факторов организаций, индивидуального и общего в них, руководства и подчинения, различн. целей и т. д. В зап. С.о. нет единой методологич. основы, в ней велико разнообразие подходов и традиций. Так, если в североамериканской С.о. преобладает интерес к сугубо прикладным аспектам организационных отношений, социоинженерным методам повышения их производственной эффективности, то для западноевропейской традиции характерен взгляд на организацию как на мик-рооб-во со своими квазиполитическими конфликтами. В целом же эволюция зап. С.о. прошла несколько этапов, каждый из к-рых строил свою модель организации. Организация как трудовой процесс: под именем тейлоризма эта модель известна своим упором на первичную единицу организации - "человек-труд", к-рая, в свою очередь, размельчается на элементарные составляющие, причем работник здесь выступает как пассивный придаток производства. "Организация-машина" (А. Файоль, Л. Урвик и др.): в организации выделяется, прежде всего, безличный механизм из формализованных связей и норм, где человек выступает лишь в функциональном проявлении. "Бюрократическая модель" (М. Вебер): сходная с предыдущей концепция предельной рационализации организационных отношений за счет вытеснения из них личностного начала. "Организация-община" (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.): как реакция на неудачи предыдущих моделей в центр внимания ставит психологию общения, коллективной самоорганизации, неформальные нормы и связи. "Социо-техническая модель" (Е. Трист, А. Райе и др.) подчеркивает взаимозависимость различн. технологий и форм групповых отношений. "Интеракционистская модель" (Ч. Бернард, Г. Саймон и др.): организация понимается как система длительных взаимодействий между работниками, включающая в себя формальные и неформальные компоненты, интересы индивидов и цели организации; в такой системе рациональность управления лишь частична, а непредвиденные явления играют большую роль. "Естественная организация" (Р. Мертон, А. Этциони и др.): функционирование организации рассматривается как самосовершающийся процесс, а она как гомеостатическая система; цель - лишь один из рез-тов функционирования, отклонение от цели есть не ошибка, а закономерность. Т. обр., С.о. эволюционировала от детерминистских концепций организации к неопределенности, даже размыванию своего объекта. Отечественная Со. рассматривает организационные отношения как проявление более широких обществ. отношений, прямо связывая построение и функционирование организаций со спецификой соц. строя, конкретных проблем и задач обществ. развития. Отечественные социологи разрабатывают проблематику С.о. с середины 60-х гг. XX в. В центре их внимания - оптимизация соотношения формальной и неформальной структур, совершенствование стиля руководства, повышение управляемости организаций, принятие и осуществление управленческих решений, внедрение новых форм организации труда, участие исполнителей в выработке общих решений, планирование и реализация инновационных процессов и т. д. Лит.: Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организация: системы и люди. М., 1983; Пригожин А.И. Современная социология организаций.  М., 1995. A.M. Пригожин.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ - одно из основных теоретико-методологич. направлений социологии, сформировавшееся в борьбе с позитивизмом (см.) и натурализмом в социологии (см.) и сосредоточивающееся на анализе значимых, смысловых моментов соц. жизни. С.п. ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства. В новейших версиях С.п. отразилось воздействие феноменологии и лингвистич. философии. Основоположник С.п. В. Дильтей разграничивал природу и об-во как онтологически чуждые друг другу сферы. Об-во, полагал он, конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости специфич. метода познания соц. наук, отличающего их от дисциплин естественнонаучн. цикла. Об-во как человеческое порождение, выступая в качестве объекта наблюдения, должно открываться внутреннему чувству человека. Познающий индивид является частицей обществ.-историч. реальности. Переживая и познавая себя, он познает др. части об-ва - др. индивидов, себе подобных, в их внутреннем содержании, т. е. постигает об-во изнутри. Такое усмотрение внутренним взором "конечной реальности" об-ва Дильтей именует "пониманием". В дальнейшем, несмотря на существенные различия во взглядах разных представителей С.п., для каждого из них оказывается характерным признание специфич. метода познания в соц. науках. Понимание, прямое постижение они противопоставляют характерному для естественных наук непрямому, выводному знанию, объяснению. При этом, как правило, основой противопоставления становится признание онтологич. различия природы и об-ва. Однако, абсолютизируя действительно имеющиеся различия методов соц. и естественнонаучн. познания, сторонники С.п. упускают из вида момент их сущностного единства. Следствием этого оказывается субъективистская и релятивистская трактовка ими соц. реальности и соц. познания. В начале XX вв. позиции С.п. разделяли в большей или меньшей степени М. Вебер, впервые применивший термин "понимающая социология" , Г. Зиммель, А. Фиркандт, Т. Литт, Э. Шпрангер, Ч. Кули и др.; дань понимающему подходу отдали П. Сорокин, Т. Парсонс, Ф. Зна-нецкий, Р. Макайвер, У. Томас и др. крупнейшие социологи. Прямым выражением т.зр. С.п. стала социология А. Шюца и основополагающаяся на идеях позднего Л. Витгенштейна концепция соц. науки П. Уинча. Ныне влияние С.п. заметно усиливается, что объясняется ее общей гуманистич. направленностью, кризисом традиционной, натуралистически ориентированной социологии, воздействием (связанных с С.п. по происхождению и содержанию) концепций культурно-исто-рич. герменевтики. Лит.: Ионин Л.Г. Понимающая социология: историко-критический анализ. М., 1978; Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tub., 1922; Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. 5. Lpz., В., 1925; Schuz A. The phenomenology of the social world. L., 1972. Л.Г. Ионин.

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА - 1. Часть правоведения, изучающая соц. условия возникновения (генезис), развития и действия права в об-ве. 2. Научн. направление, занимающееся изучением основ правопорядка, причин и условий соц. изменений, происходящих под воздействием права, в целях совершенствования правового регулирования обществ. отношений. С.п. (юридическая социология) - отрасль знаний, оказывающая возрастающее влияние на весь комплекс юридич. наук. Как часть общей социологии она берет на вооружение ее технич. инструментарий (анкетный опроснаблюдение, интервью, тесты, эксперимент и т. д.); широко использует междисциплинарный подход к изучению права, опираясь на достижения в таких областях знаний, как философия, соц. психология, индивидуальная психология, статистика, математика. Социологич. подход противостоит догматич. и чисто нормативистскому подходам в исследовании права и правовых явлений: он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких глобальных тем, как нормотворчество, эффективность законодательства, неформальный механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблема формирования правосознания, правовая социализация и т. д. Социологич. подход означает отход от господствовавшего в XIX в. юридич. Позитивизма. Юридич. позитивизм замыкается на изучении законодательства и подзаконных актов в их первозданном виде, в каком они были санкционированы законодательной и исполнительно-распорядительной властью. С.п., в ее широком понимании, изучает реальное действие правовых актов и отдельных норм на фоне и в сочетании со всей соц. регуляцией, включая обычаи, мораль, групповые ценности и ориентации, обществ мнение и т. д. В то же время она изучает в комплексном виде все соц.-правовые явления, в к-рых имеется правовое ядро, и где право выступает в качестве причины, следствия или главенствующего фактора (семья, собственность, хозяйственные договоры, планово-регулирующая деятельность гос-ва и т. п.). Особое внимание в С.п. уделяется изучению эффективности законов и отдельных норм, основным соц. функциям права - регулятивной, воспитательной, планово-прогностич., изучению обществ. мнения о праве и правосудии, престижу юридич. профессии и т. п. Лит.: Мэйхью Л. Социология права//Американская социология. М., 1972; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972; Право и социология. М., 1973; Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981; Лапаева В.В., Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987; Нерсесянц B.C. Право - математика свободы. М., 1996; Dictionnaire encyclopcdique de theorie et de sociologie du droit. P., 1988. С.В. Боботов.

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ - совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также соц. технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального соц. эффекта. В США С.п. называют также "проблемно ориентированной", "прикладной соц. наукой", "ориентированной на клиента", в то время как социологией академической (см.) считается фундаментальная, базисная, чистая, "ориентированная на дисциплину" наука. С.п. - это социол. работа, сделанная для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: гос. учреждение, правительственные организации, частная фирма, федеральные органы власти и др. С.п. в США отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь - ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связана с заказчиком, здесь приняты др. критерии оценок конечного рез-та, оплаты труда и профессиональной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависят от экономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда. Исторические корни С.п. восходят к работам А. Токвилля, Э. Дюркгейма, А. Смолла. Последний еще в 1895 г. высказал идею о необходимости прикладных работ в амер. социологии. Именно с этого момента специалисты начинают периодизацию С.п. и выделяют три этапа. Для ранней фазы (1895-1920) характерен интерес к соц. реформам, понимание научной теории как совокупности филос. рассуждений об идеальной модели об-ва, а ее практического использования - скорее как подвижнического акта одиночки, чем запланированной системы мероприятий. С 1920 по 1950 гг. приоритетным направлением в амер. социологии становятся эмпирические исследования,  начало к-рым положили представители школы чикагской (см.). Интенсивно разрабатываются методология, статистические методы анализа и техника сбора информации. Большая заслуга в институционализации эмпирич. С.п. принадлежит П. Лазарсфельду. В социологии прикладников различают в зависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных - инженерия социальная  (см.) и клиническая социология.  Инженер-социолог чаще пользуется маломасштаб-кыми дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты соц. перестройки небольших сооб-в (напр., молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача "клинического социолога" - поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить "терапевтические" меры. Лит.: Кравченко А.И. Прикладные исследования в США//Социологические исследования. 1987, № 3; Давидюк Г.П. Введение в прикладную социологию. Минск, 1975; Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986; Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1996; Applied sociology: opportunities and problems. N.Y., 1965; Applied sociology: roles and activities of sociologists in divorce settings. S.F., 1983; Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology //American sociology review. 1984. V. 49, № 4. A.M. Кравченко.

СОЦИОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ - отрасль социологии,  предмет к-рой - состояние и тенденции изменения профессиональной структуры об-ва, отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях (вербаль-но) и соц. поведении. С.п. рассматривает профессиональную структуру в единстве с соц. структурой об-ва (см. Профессия). В этом смысле предмет С.п. составляет также ее соц.-профессиональная структура. С.п. тесно связана с социологией труда (см.) и изучает ряд пограничных с нею проблем - профессионально-трудовую адаптацию, отношение к профессиональному труду, квалификации,экономике и организации производства со стороны занятых в нем работников. В СССР С.п. разрабатывалась с первых лет Советской власти (первоначально - в рамках проблематики научн. организации труда - НОТ). В 60-70-е гг. большинство исследований было посвящено престижу профессий, профессиональной адаптации профессиональной ориентации молодежи, профессиональному росту работников. В меньшей степени были распространены монографии, исследования социологич. проблем конкретных профессий и специальностей. Лишь в 80-е гг. стали изучаться социологич. проблемы отдельных профессий интеллигенции (врачей, учителей, инженерно-технич. кадров и др.). Особое место занимают социологич. исследования профессионального труда работников науки, их профессиональной мобильности. Отождествление С.п. с социологич. исследованиями в отраслях народного хоз-ва (промышленности, сельского хоз-ва, торговли и т. п.) представляется неправомерным. С.п. отличается, напр., от социологии промышленности, во-первых, тем, что ее объектом являются социологич. проблемы не всех вообще работников данной отрасли, а только составляющих ее профессий; во-вторых, тем, что в рамках ее изучаются социологич. проблемы профессий, выходящие за пределы отдельной отрасли производства. Вместе с тем связь С.п. с "отраслевыми" исследованиями очевидна. Лит.: Подмарков В.Г., Сиземская И.Н. О профессиональной структуре советского общества. М., 1969; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.  М., 1975; Кугель С.А. Профессиональная мобильность в науке. М., 1983; Титма М.Х., Тальюнайте М.Й. Престиж профессий. Вильнюс, 1984; Кревневич В.В. Социальные последствия автоматизации. М., 1985. Ф.Р. Филиппов.

СОЦИОЛОГИЯ РАССЕЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНОВ

СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНОВ - дисциплина, изучающая закономерности территориальной организации соц. жизни и планомерного изменения социального облика регионов. Соц. облик региона любого ранга представляет собою спе-цифич. проявление наиболее общих черт соц. облика об-ва в целом и вместе с тем более богат совокупностью своих конкретных черт. Задача региональных исследований - раскрыть механизм взаимодействия общих закономерностей и специфич. особенностей территориальной организации соц. жизни в регионе. При этом надо учитывать, что соц. облик региона отражает, во-первых, территориальную организацию материальной и экономич. базы соц. отношений об-ва; во-вторых, демографич., этнич., хозяйственные и т. п. особенности населения, проживающего на его территории. Факторы, обусловливающие появление региональной экономики и С.р. как научных направлений, во многом совпадают, ибо отражают территориальную неоднородность развития народнохозяйственного комплекса как основы экономич. и соц. организации об-ва, но задачи и цели исследований весьма специфичны. Региональная экономика изучает проблемы рационального размещения производительных сил, зависящих от природных богатств, состояния трудовых ресурсов, поиска оптимальных и наиболее экономичных плановых решений по размещению производства и капитальных вложений и т. д. Задача же региональной социологии - обосновать пути и формы обеспечения сравнительно равных соц. условий жизни населения в различн. регионах страны. Отсюда вытекают характерные черты С.р. как научного направления. Во-первых, это научн. обоснование оптимальных пропорций и темпов создания условий, необходимых для роста благосостояния и культурного развития населения всех регионов, их сближения, что требует не только глубокого изучения историч., соц.-экономич., природно-климатич., культурных и др. особенностей изучаемого региона, но и сравнения по основным параметрам соц. развития с др. территориальными системами такого же уровня сложности. Во-вторых, это научн. обоснование оптимальных путей комплексного решения соц. проблем внутрирегионального характера, а также выработки региональной политики решения их, что особенно актуально для долгосрочного соц. прогнозирования, планирования и управления. Региональная экономика закладывает фундамент решения этой задачи, но в полной мере оно реализуется лишь при опоре на региональные со-циологич. исследования материальных и духовных потребностей населения, соц. ориентации различн. обществ. групп, их сознания. В-третьих, это разработка соц. разделов комплексных планов соц.-экономич. развития региона, а также региональных программ в рамках общегос. плана народно-хозяйственного развития страны. Лит.: Социальный облик среднерусской деревни. М., 1982; Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М., 1985; Кахаров А.Г. Социология регионов. М., 1996. ЕМ. Староверов.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - см. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ СЕМЬИ, СЕМЬЯ.

СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - специальная отрасль социологии,  изучающая соц. факторы, механизмы и закономерности возникновения функционирования и развития духовного общения через прессу, телевидение, кино, радио и т. д. Для социологич. исследования системы средств массовой информации основополагающее значение имеет положение о двух типах общения - материальном и духовном. При духовном общении обмен продуктами деятельности выступает как обмен информацией между людьми. Информационное взаимодействие в рамках макросреды, т. е. всего об-ва в целом или его отдельных частей, осуществляется с помощью духовного общения через средства массовой информации.  Средства массовой информации обслуживают специфич. форму духовного общения, к-рая характеризуется массовостью, быстротой и регулярностью распространения информации, одновременностью ее потребления, стереотипностью. Важнейшие элементы этой формы общения - источник и содержание массовой информации, а также аудитория. Для системы средств массовой информации характерны нек-рые специфические признаки: косвенный характер контактов общающихся сторон, своеобразие обратной связи (преимущественно опосредствованной), одновременность воздействия на различн. группы аудитории, к-рые рассредоточены в пространстве, высокая степень частоты и регулярности передачи информации, универсальность (с элементами стереотипизации) содержания сообщений, использование разнообразных технич. средств, а также специальных организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации. Лит.: Эффективность средств массовой информации. Минск, 1986. B.C. Коробейников.

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - отрасль тшюлопи. знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся об-ве соц. отношений. С.у. изучает органы управления - гос. и обществ., прежде всего как соц. системы, весь комплекс подбора, расстановки воспитания управленческих кадров, отношения складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленч. функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем С.у. оказывается близка к социологии организации (см.). Др. группа проблем С.у. - соц. цели управления с т. зр. соц. критериев; их соответствие интересам и желаниям управляемых; анализ соц. последствий, принимаемых управленч. решений; отношение к ним исполнителей; система учета жтересов, мнений, предложений масс. К области С.у. относится также исследование проблем дисциплины, ответственности, исполнительности, поскольку соответствующие явления рассматриваются не просто как соц. качества личности, а как выражение определенных соц. отношений, к-рые возникают в процессе управления. Лит.: Омаров A.M. Социальное управление: некоторые вопр. теории и практики. М., 1980; Социальное управление в производственных коллективах: опыт, проблемы, перспективы. М, 1985; Социальное управление трудовым коллективом. М., 1987. Ю.Е. Волков.

СОЦИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ - теоретико-методологич. направление в современной социологии, рассматривающее об-во как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Филос. основой С.ф. послужили идеи Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Мерло-Понти. Основоположник С.ф. - А. Шюц, работы к-рого, получив распространение в 60-70-х гг. XX в., стали исходам пунктом множества концепций Ф.с. Однако новейшее их развитие (структурная социология Э. Тириакьяна, социология знания  П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодология, когнитивная социология  А.Сикурела и др.) ведет к пересмотру основных принципов С.ф. Л.Г. Ионин.

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ФОРМАЛЬНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ФОРМАЛЬНАЯ - социологич. направление, пользовавшееся значительным влиянием в Германии и США в конце XIX - первых десятилетиях XX вв. Главными представителями С.ф. были Ф. Теннис, Г. Зим-мель, Л. фон Визе, А. Фиркандт, Г. Беккер. В противоположность предшествующим историко-эволюционистским концепциям социологии (см. Эволюционизм) представители С.ф. стремились построить науку об об-ве на аналитич. основании. Теннис, а за ним Зиммель вырабатывали детальные классификации соц. форм, к-рые должны были лечь в фундамент широких исто-рико-социологич. обобщений. Теннис выделял три типа соц. сущностей или форм соц. жизни: соц. отношения, группы, объединения. Им были также разработаны классификации норм (нормы соц. порядка, права, морали). Каждый из этих типов разделялся на целый ряд подтипов. В рез-те складывались многоуровневые разветвленные классификации, включающие в себя все существующие в об-ве формы соц. взаимодействий. Зиммель уделял большое внимание самому понятию соц. формы. Противопоставляя форму содержанию, он противопоставлял материю соц. взаимодействия - цели, потребности, стремления индивидов - наиболее часто повторяющимся, характерным для всех эпох структурам взаимодействия. При этом Зиммель часто сочетал по формальному признаку структуры, обладающие различн. культурноисторич. содержанием: христианские секты и раннее коммунистич. движение, супружеский конфликт и военное столкновение, подчинение солдата офицеру и - рабочего предпринимателю. В отличие от Тенниса и Зиммеля, видевших в разработке классификаций соц. форм лишь аналитич. основание социологии, Л. фон Визе сосредоточился на изучении и классифицировании соц. форм, "отказав" содержанию в праве представительствовать в соц. науке. В рез-те С.ф. в трактовке Л. фон Визе оказалась гигантским "аннотированным каталогом" типов межиндивидуальных взаимодействий и формирующихся на их основе более устойчивых образований.

Классики С.ф., Теннис и Зиммель, внесли значительный вклад в развитие социологии, теории. Многие выделенные ими соц. типы и формы прочно вошли в концептуальный аппарат социологии. Лит.: Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М., 1996. Л.Г. Ионин.

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - научн. направление, предмет к-рого - соц. закономерности экономич. развития об-ва и соц. эффективность экономич. решений. С.э. изучает проблемы мотивации экономич. деятельности, экономич. поведение классов и групп, влияние соц. отношений и различн. форм организации трудовой деятельности, соц. норм и соц. ценностей на повышение производительности обществ. труда, улучшение качества производимой продукции. С.э. исследует экономич. явления и процессы как рез-т деятельности людей, занимающих разное положение в об-ве и имеющих разные интересы, и ставит целью анализ развития экономики как соц. процесса, отражающего специфич. поведение и взаимодействие классов, слоев, групп об-ва. Объектом С.э. служат не столько ряды взаимосвязанных экономич. и соц. явлении, сколько механизм связи экономич. и соц. развития, с одной стороны, и соц. механизм развития экономики, с другой. Соц. механизм развития экономики реализуется применительно к разным уровням территориальной структуры об-ва (к республике, региону, области, городу, району), а также к уровням организационной структуры производства (ведомству, объединению, предприятию, цеху). На каждом уровне этих структур функционируют специфич. группы, осуществляются особые виды деятельности и поведения, достигаются рез-ты. Это дает основание говорить о частных соц. механизмов, действующих на разных уровнях территориальной и организационной структур экономики. Изучение механизма развития экономики направлено как на фиксацию его нормального функционирования, так и на выявление дисфункций, противоречий и трудностей в развитии экономики. Анализ причин дисфункций соц. механизма должен осветить специфич. положение отдельных соц. групп, являющихся субъектами механизма, а также условия, от к-рых оно зависит. Должны быть вскрыты специфич. интересы и потребности субъектов, степень их удовлетворения об-вом. Современная С.э. на Западе выходит за рамки единого научн. направления с четкими границами и развивается как более широкое научн. движение, охватывающее наиболее актуальные соц.-экономич. проблемы об-ва в целом. Это движение получило название "Экономика и об-во"; помимо научн. исследований в его рамках разрабатываются практич. проекты, напр. экономич. развития отдельных стран. В России С.э. развивается как перспективное направление исследований, не представляющее пока вполне определившуюся, формально организованную дисциплину. Свой вклад в раз-зитие С.э. вносят экономисты, социологи, занимающиеся проблемами труда, трудовых коллективов, досуга и др. Несмотря на отсутствие четких организационных форм и многообразие источников, С.э. последовательно проводит линию на применение социологич. теории и методов исследования к деятельности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Главной причиной выделения С.э. в специфич. научн. направление является осознание узости чистого экономизма, его недостаточности для осмысления сложнейших процессов современности, для обеспечения эффективного функционирования производства в интересах человека. И.Б. Орлова.

СОЦИОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ - обозначение всего комплекса эмпирич. социологич. исследований в рамках социологии города, деревни, образования, труда, семьи и т. д. Время становления современной С.э. относится к 20- 30 гг. XX в. Если в XIX - нач. XX вв. эмпирич. исследования существовали параллельно теоретич. социологии в качестве частного интереса энтузиастов различн. профессий и отдельных ученых-социологов (напр., М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис), то в 20-30 гг. XX в. социологи-эмпирики, к-рые образовали новый вид профессиональной деятельности в это время, пытались представить С.э. синонимом социологии вообще. Задачи изучения соц. устройства и развития сводились при этом к соц. инженерии, к получению конкретных практич. рекомендаций по заданной теме, будь то отыскание средств повышения производительности труда на определенном предприятии или формирование обществ. мнения по к.-л. вопросу. С т. зр. методологии, этот процесс вытеснения социологич. теории означал доведение до крайности социологич. эмпиризма изначальных позитивистских принципов создания социологии (в противовес чисто умозрительным системам соц. философии) как положительной науки, имеющей свой эмпирич. материал и непосредственно участвующей в усовершенствовании соц. отношений. М.С. Ковалева.

СОЦИОМАТРИЦА

СОЦИОМАТРИЦА - способ представления данных, полученных с помощью социометрич. методов (прежде всего социометрич. опроса). С, построенная по данным опроса малой группы, представляет собой квадратную таблицу, состоящую из нулей и единиц. На пересечении i-й строки и j-го столбца стоит единица, если i-й член группы выбирает j-го в ответе на данный вопрос, и 0 в противном случае (каждому социометрич. вопросу соответствует одна С). В таблице приведен пример С., а на рисунке - образец соответствующей ей социограммы. С. используется в качестве исходной при различн. методах обработки данных социометрич. (см.) (расчеты социометрич. индексов, выделение подгрупп и др. подструктур и т. п.). Определение С. фактически совпадает с определением матрицы смежности вершин графа, поэтому теория графов  (см.) и матричный анализ широко используются при анализе С. Разновидностью С. является взвешенная С., к-рая строится по данным опроса в том случае, если межличностные отношения  измерены с помощью шкалы более высокого уровня, чем дихотомическая шкала (состоящая только из 0 и 1). В этом случае на пересечении i-й строки и j-ro столбца С. стоит величина, полученная в рез-те измерения отношения i-го к j-му члену группы (напр., вес выбора, интенсивность симпатий, отрицательные значения, соответствующие "отвержениям", и т. п.). См. также: Методы социометрические, Обработка данных социометрических, Опрос социометрический, Социограмма, Социометрия. В.И. Паниотто.

СОЦИОМЕТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕНСЕР (SPENCER) ГЕРБЕРТ

СПЕНСЕР (SPENCER) Герберт (1820-1903) - англ. философ и социолог. Стержень социологич. взглядов С. составляет систематически проведенная аналогия между биологич. и соц. организмами. Однако, по мнению С. эту аналогию нельзя считать полной, ибо индивидуальный организм обладает "конкретностью", тогда как соц. "дискретен". Это значит, что об-во не может и не должно поглощать отдельную личность, хотя до сих пор, по-видимому, в ходе соц. прогресса более или менее значительные части каждого об-ва приносились в жертву соц. целому. Но существенным измерением соц. прогресса как раз и является переход от об-ва, в к-ром личность целиком подчинена соц. порядку, к такому состояло при к-ром "соц. организм" служит составляющим его индивидам. Соч. Социология как предмет изучения. СПб., 1896; Основные начала. СПб, 1899; Основания социологии. Т. 1-2. СПб., 1898; Социальная статика. СПб., 1906; Синтетическая философия (В сокращенном изложении Говарда Коллинза). М., 1997. М.Л. Киссель.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - 1. В системе профессионального образования - планомерная, целенаправленная подготовка будущих работников к конкретному виду трудовой деятельности в рамках одной профессии (см.). Проводится обычно на старших курсах высших и средних специальных учебных заведений, в средних профессионально-технич. училищах - с начала обучения. Узкая С. позволяет обеспечить более глубокое усвоение учащимися профессиональных знаний, практич. учений и навыков, но затрудняет перемену специальности и профессии в связи с изменяющимися потребностями производства. Поэтому в отечественной системе профессионального образования предпочтение отдается подготовке специалистов широкого профиля, на базе к-рой осуществляется в дальнейшем более узкая С. 2. С. в организации производства - концентрация изготовления продукции или отдельных ее частей в самостоятельных отраслях, производствах, на специализированных предприятиях или в их структурных подразделениях. Отражает достигнутую в производстве степень производственно-технологич. разделения труда. Способствует росту выпуска однородной продукции, повышению ее качества, увеличению производительности труда. С. производства органически связана с его кооперированием - взаимодействием специализированных отраслей и предприятий. 3. С. в процессе труда - выполнение однородных трудовых операций работником производства в рамках его технологич. организации. Лит.: Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л., 1980; Осипова В.Г. Система образования и НТР. Ереван, 1985. Ф.Р.Филиппов.

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ - 1. Работник получивший подготовку к избранному им виду трудовой деятельности в профессиональном учебном заведении. 2. В соц. статистике - работник преимущественно умственного квалифицированного труда, окончивший, как правило, высшее или среднее специальное учебное заведение. В социологич. литературе термином "С." обозначается также работник, профессионально занятый квалифицированным умственным трудом, требующим высшего или среднего специального образования (часть должностей С. занимают "практики" - не имеющие соответствующего образования). В зависимости от степени сложности умственного труда различают специалистов наивысшей (высоквалифицированные кадры науки, искусства, системы управления и др.), высокой (инженеры, агрономы, врачи, учителя старших классов школы, юристы, журналисты, экономисты и др.) и средней (техники, фельдшеры, учителя младших классов, воспитатели детских садов, библиотекари и др.) квалификации. В зависимости от уровня ответственности труда выделяют С.-руководителей и С.-исполнителей (среди первых различают также руководителей-исполнителей и руководителей-руководителей). Термин "С." широко используется в социологич. исследованиях соц. стратификации, положения и облика интеллигенции. Ф.Р. Филиппов.

СПЛОЧЕННОСТЬ

СПЛОЧЕННОСТЬ - интегральная характеристика межличностных отношений в группе, коллективе; психологич. рез-т групповых процессов, протекающих при совместной деятельности людей. С. тесно связана с др. характеристиками соц.-психологич. структуры группы - стилем лидерства, межличностной привлекательностью, психологич. климатом, групповой направленностью. В западной соц. психологии С. рассматривается гл. обр. как равнодействующая психологич. сил, направленных на удержание индивида в группе - эмоционального притяжения к группе, межличностной привлекательности, престижа группы и удовлетворенности членством в ней. Отечественные психологи, не отрицая роли этих факторов в формировании сплоченного коллектива, считают, что наиболее важной детерминантой является целенаправленная групповая деятельность. Эмпирич. индикатором уровня С. выступает степень единства мнений, установок, мотивов, ценностей членов группы по различн. аспектам деятельности группы, важных для ее эффективного функционирования и развития. Большинство эмпирич. исследований С. направлено на анализ ее связи с эффективностью совместной деятельности. Близкими, но более частными понятиями являются "совместимость" и "срабатываемость". Под совместимостью понимается психологич. рез-т такого сочетания индивидуально-личностных характеристик членов группы, к-рое приводит к их высокой субъективной удовлетворенности, межличностной симпатии. Срабатываемость - это психологич. рез-т взаимодействия членов группы в ходе совместной деятельности, к-рый приводит к высокому уровню ее продуктивности. Лит.: Кричевский Р.Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психолопш//Вопросы психол. 1973, № 3; Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. М., 1979; Обозов Н.Н. О факторах, регулирующих социально-психологический климат  в коллективе//Социально-психологический климат коллектива. М., 1979. С.С. Паповян.

СПОНТАННОЕ В ОБЩЕСТВЕ

СПОНТАННОЕ В ОБЩЕСТВЕ - самопроизвольные, не инспирированные сознательно соц. явления. Спонтанные явления широко распространены как в об-ве в целом, так и в отдельных соц. системах. Таковы, напр., многие массовндные самосовершающиеся процессы: миграция населения,  рыночные отношения, формирование различн. общностей (род, племя, нация) и т. д. В сфере обществ. сознания продуктами спонтанного развития являются мораль, традиции, обществ. мнение и др. Можно сказать, что спонтанность характеризует значительную часть человеческой истории, где она совпадает со стихийностью. Однако в ходе соц. развития С. в о., в известной мере, уступает место сознательному началу (цель, план, управление и т. п.). Но даже в самом развитом об-ве спонтанные явления имеют большое значение. Наиболее характерное проявление С. в о. - явление самоорганизации социальной (см.) в различн. системах социальных (см.). В частности, в соц. системах, представляющих собой организации, спонтанное выступает в виде организации неформальной (см.). Вместе с тем спонтанные процессы могут вызывать и явления соц. дезорганизации, т. е. отрицательно влияют на обществ. развитие. Отсюда возникает проблема целесообразного воздействия на различн. спонтанные процессы в об-ве, стимулирования и использования одних и торможения, предупреждения др., сочетание спонтанного и сознательного факторов в соц. управлении. Лит.: Социальный прогресс и управление. М., 1980; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990. A.M. Пригожин.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - общественно определенное производство, тип обществ. производства. Каждый С.п. характеризуется определенным уровнем развития сил производительных (см.), С.п. с неизбежностью порождает систему отношений производственных (см.) определенного типа. Специфику каждого С.п. составляет особая форма соединения работников со средствами производства. Все С.п. можно разделить на основные и неосновные. Основные С.п.

соответствуют типам обществ. производства, характеризующим стадии его развития. Смена этих С.п. лежит в основе смены обществ.-экономич. формаций. К. Маркс выделял четыре С.п.: "азиатский", античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистич. Неосновные С.п. (напр., мелкобурж.) - только типы обществ. производства, но не ступени его поступательного развития. Они существуют в об-ве как дополнение к основным С.П. Ю.М. Семенов.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между: практической ролью различн. индивидов (соц. слоев, групп) в жизни об-ва и их соц. положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением; заслугами и их обществ. признанием; преступлением и наказанием.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - создание для всех членов об-ва равных возможностей для реализации своих способностей удовлетворения жизненных потребностей (в большинстве случаев - но не во всех - в соответствии с величиной трудового вклада); соразмерность вознаграждения, получаемого людьми и их различн. объединениями со стороны об-ва и его ин-тов, согласно их делам, поступкам, характеру жизнедеятельности. Осуществление принципа С.с. предполагает расширение возможностей развития способностей всех граждан и выбора в соответствии с ними видов трудовой деятельности: совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, всех видов профессиональной подготовки, системы адаптации молодых кадров в трудовых коллективах и т. д. С.с. проявляется и в том, что средства к жизни члены об-ва получают только за счет своего труда, а те, кто только еще готовится к трудовой деятельности или нетрудоспособен, обеспечиваются за счет об-ва. В соответствии с С.с. различн. системы заработной платы, распределение доходов строятся так, чтобы величина получаемых человеком благ соответствовала количеству и качеству труда. В соответствии с С.с. не только оплата труда, но и др. блага должны распределяться с учетом трудового вклада людей. Большое значение имеет воплощение принципа С.с. в соц.-политич. сфере. Его реализация означает фактическое равноправие (равенство прав и обязанностей) всех граждан независимо от их соц. и нац.-расовой принадлежности. Это предполагает предоставление всем гражданам равных возможностей участвовать в управлении обществ. жизнью об-ва в соответствии со своими интересами, затрагивающими их интересы в принятии соответствующих решений. В сфере культуры принцип С.с. находит выражение в создании все более благоприятных условий для приобщения всех членов об-ва к духовным ценностям и к процессу их создания. Ю.Е. Волков.

Предыдущая страница Следующая страница