Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Ц"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ - комплекс общеорганизационных целей трех разновидностей: 1) цели-задания: планы, поручения, задаваемые организации вышестоящей по подчинению организационной системой, и отражающие внешнее назначение организации как обществ. инструмента; 2) цели-ориентации: общие интересы участников, реализуемые через организацию, соответствуют свойству организации как человеческой общности; в них проявляются целеустремленные свойства человеческого фактора организации; 3) цели-системы: равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры. Для организации в целом эти цели не связаны между собой иерархией, последовательность в них прослеживается только генетическая: организация с ее структурой создается под цели-задания, и интересы персонала лишь потом наполняют ее. Между Ц.о. возможны и нек-рые несовпадения, противоречия. Так, если заводу, производящему трубы, цель-задание будет определена в тоннах, то цели-ориентации коллектива будут склоняться к толстостенным трубам, к увеличению веса продукции, что нерационально с т. зр. об-ва. Нововведения вызывают нек-рое нарушение равновесия внутренних связей в организациях, что обостряет проблему целей системы и может обернуться "сопротивлением организаций новшествам". Поэтому согласование всех компонентов целевой структуры организаций - важнейшая задача управления, а их рассогласование - источник дисфункций и патологии в организационных отношениях. Названные цели являются базовыми, достижение их связано с появлением множества вторичных, производных целей - повышения качества продукции, улучшения условий труда, укрепления дисциплины и др. Лит.: Лапин Н.И., Наумова Н.Ф., Коржева Э.М. Теория и практика социального планирования. М., 1975; Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. М., 1978; Пригожин А.И. Социология организаций М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988; Пригожин А.И. Современная социология организаций.  М., 1995. А.И. Пригожин.

ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ

ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ - соц. ориентиры-ценности индивида, группы индивидов, классов, об-ва, на достижение к-рых направлена их деятельность. Ц.с. представляют собой также способ организации действий социальных (см.) в нек-рую последовательность или систему. Одновременно они выступают и как стимул к определению перспектив, построению тех или иных проектов деятельности. Ц.с. об-ва конкретизируются в иерархии интересов и ценностей в соответствии со структурными уровнями об-ва, а реализация этих целей детерминируется затсонами социальными (см.). Для действия соц. законов создается тем больший простор, чем в большей степени совпадают Ц.с. об-ва и ценностные ориентации  и установки личности, субъективные устремления каждого человека. Степень совпадения или несовпадения Ц.с. об-ва и личности познается через выявление отношений личности к Ц.с. об-ва. Это могут быть отношения идентификации, когда человек отождествляет свои личные цели и цели об-ва; отношения различия, когда цели личности имеют известное отклонение от целей об-ва; отношения конфликта, когда цели личности и цели об-ва противостоят друг другу как враждебные. В каждом конкретном случае между целями об-ва и конкретной личности наблюдаются известные различия, к-рые выражаются в отклонении интересов, а следовательно, и соц. действий личности от обществ. интересов. Каждый человек, совершая те или иные действия, преследует свои личные цели, обусловленные личными индивидуальными потребностями. Приближение целей личности, характера соц. действий индивидов к требованиям соц. законов прямо пропорционально совпадению целей об-ва и личности и обратно пропорционально степени различия между ними. Чтобы способствовать этому приближению, необходимо знать механизм формирования интересов социальных (см.) и отношений личности (СМ.). Г.В. Осипов.

ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ - планируемый рез-т, единство мотивов, средств. Ц. образуется при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности, имеет природу ценностно-рациональную Ц есть исключительно соц. явление, присуща только человеку как действующему субъекту. В природе есть объективная целесообразность, т. е. функциональность определенного поведения живых организмов. Определенная целенаправленность есть у технич. систем, материализующих в себе цели создавших их людей. Однако целеустремленность, осознанное целеполагание всегда социально и свойственно как индивидуальным субъектам (личность), так и коллективным субъектам (группа, организация и т. д.). Общие Ц. возникают двояким путем: как "тактическая коалиция", т. е. взаимосогласование индивидуальных целей в группе, при к-ром каждый что-то уступает, чего-то достигает и в итоге образуется некая результирующая; как "многократный субъект", т. е. совпадение нек-рых индивидуальных целей членов группы. Правильное понимание природы целей, появляющихся в конкретных трудовых коллективах, имеет важное значение для выбора способов направленности управляющих воздействий. Лит.: Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970; Коржева Э.М. Социальные цели и их реализация в планах социального развития. Социология и производство. Казань, 1976; Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988; Пригожин А.И. Современная социология организаций  М., 1995. А.И. Пригожин.

ЦЕННОСТИ ГРУППОВЫЕ

ЦЕННОСТИ ГРУППОВЫЕ - соц и культурные значения определенных явлений групповой жизнедеятельности, выраженные в форме нормативных представлений. Они выступают ориентирами группового поведения. Система Ц.г. формируется на основе общезначимых ценностей, модифицированных на основе групповых интересов (группового эгоизма), являющихся реальными причинами группового поведения. Лит.: Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. Г.С. Антипина.

ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ

ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ - понятие этики, с помощью к-рого характеризуется значение для об-ва и человека соц.-историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных потребностей в реальной жизни. Добро ценится потому, что есть зло, нравственный поступок выступает ценностью благодаря тому, что существует реальная возможность его др. варианта. К числу Ц.м. относятся: жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений; содержание различн. форм морального сознания: норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья); нравственные характеристики деятельно сти обществ. ин-тов, группы лиц, коллективов, классов и др. обществ. движений и организаций, к-рые воздействуют на соц. жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего об-ва, способствуют или препятствуют обществ. прогрессу. Ц.м. определенных явлений и действий людей зависят не только от объективных факторов: места и роли в соц.-экономич. структуре об-ва, но и от субъективного восприятия, в частности, меры понимания человеком социально значимых потребностей и интересов, деятельного и заинтересованного отношения к задачам преобразования соц. действительности. Ц.м. служат важным фактором соц.-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений. Структура Ц.м.: моральные требования (пожелание, чтобы нечто было осуществлено); оценки соц. явлений или поступков людей с т. зр. присущих им моральных критериев; цели, к к-рым нужно стремиться, и средства их достижения. Действия людей, отвечающие нравственным требованиям и целям, представляют собой добро (положительные Ц.м.), противоречащие им - зло (отрицательные). Ц.м. как последовательные цели формирования образа жизни человека образуют связную систему, способную активно стимулировать и направлять его деятельность к творческому, сознательному выбору жизненных решений соц. и индивидуальных проблем. Ц.м. могут стать фактором нравственного отношения к действительности только будучи реализованными в реальном поведении. Обществ. сила Ц.м. - идеальных мечтаний о добре, счастье и благе человечества - проявляется в деятельности. Ц.м. могут носить статично-охранительный характер, направлять действия людей не на преобразование действительности, а на поддержание ее устоев, приспособление к наличным условиям жизни. Деформация Ц.м. происходит в определенных соц.-историч. условиях, напр., в об-ве, где выражена тенденция к подавлению любого инакомыслия, ограничения творческой деятельности и т. п. Приоритетное положение статично-охранительного содержания Ц.м. приводит к вытеснению и забвению их основного созидательно-преобразовательного смысла - гармонизации и гуманного совершенствования человеческой жизни. Статично-охранительный характер Ц.м. вступает в непримиримый конфликт с задачами динамично развивающегося об-ва; возникает потребность "переоценки" этих Ц.м. Существуют две основные взаимосвязанные характеристики содержания современных Ц.м. Первая есть не что иное, как характерные для времен и народов нравственные нормы и выработанные на протяжении истории человечества и объединенные общей целью: утверждение достоинства человека, взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Восходящие именно к этой цели общечеловеческие нравственные нормы становятся сегодня основными ценностями морали. Вторая характеристика Ц.м. - ориентация на создание условий, способствующих утверждению человеческой жизни, мира и согласия между людьми. М.А. Макаревич.

ЦЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - компонент соц. системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или обществ. сознании. Ц.с. может обладать любой объект (материальный или идеальный) как реальный, так и воображаемый в случае, если такой объект служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматривается как важное условие существования, соответствующим образом оценивается, регулирует поведение людей. Разделяемые индивидами и группами Ц.с. служат масштабом оценки поступков с т. зр. их соотношения с данной системой ценностей. Принципиальная черта объектов, наделяемых ценностью, - связанность с существующей системой культуры и с соц. структурой об-ва. Система ценностей есть эмпирически выявляемый, существенный элемент соц. организации об-ва. Элементы соц. среды, в отношении к-рых фокусируются устремления индивидов и групп, переходя в категорию Ц.с. становятся регуляторами поведения в силу того, что принятие решений  в соц. ситуациях соотносится, как правило в большей или меньшей степени с господствую щей системой ценностей. Спектр Ц.с. достаточно разнообразен - это ценности моральныеидеология, (политич.), в нек-рых системах - религиозные, нац.-этич., экономич., эстетич. и др. ценности непосредственно связаны с обществ. идеалами. Будучи сами порождением способа производства материальной жизни, к-рый обусловливает соц., политич. и духовный процесс жизни Ц.с, в свою очередь, являются регуляторами человеческих стремлений и поступков.В рамках организации об-ва социально-политического (см.) ценности взаимодействуют между собой. Это взаимодействие, взаимовлияние характеризуется двумя чертами. Во-первых, ценности распределяются по степени их обществ. значимости и важности в определенную иерар-хич. структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношение между этими ценностями может быть как гармоничным, взаимоподкрепляющим, так и нейтральным или даже антагонистич., взаимоисключающим. Это соотношение ценностей складывается в ходе ис-торич. развития об-ва. Качество соц. ценностей - быть мерилом оценок - связано с тем, что в любой системе ценностей можно выделить: 1) то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающегося к соц. идеалу; это то, чем восхищаются, но чему не всегда следуют); 2) то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев); 3) то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе - считается аморальным, преступным. Лит.: см. к ст. Нормы социальные. A.M. Яковлев.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕОРЕМА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ТЕОРЕМА - общее название ряда предельных теорем теории вероятностей (см.), указывающих условия, при выполнении к-рых суммы или др. функции от большого числа независимых или слабо зависимых величин случайных (см.) имеют распределения вероятностей (см.), близкие к нормальному распределению. Справедливость Ц.п.т. объясняют широкую распространенность нормальных распределений в социологич. исследования (и в природе вообще). Так, одна из формулировок Ц.п.т. утверждает (речь идет о теореме Ляпунова), что если значения нек-рой случайной величины складываются из значении достаточно большого количества произвольно распределенных независимых величин, каждая из к-рых действует на первую величину сравнительно слабо, то первая величина распределена нормально. Многие переменные, изучаемые в ходе социологич. исследований, интегрируют в себе большую совокупность не связанных друг с другом экономим., психологии, и др. факторов, каждый из к-рых в отдельности оказывает на итоговую переменную сравнительно слабое влияние. А такие переменные, согласно указанной теореме, должны быть распределены нормально. Многие методы статистич. анализа предполагают нормальность распределений рассматриваемых переменных, напр., методы анализа регрессионного (см.) и анализа дисперсионного (см.). Поэтому сама возможность их использования для решения стоящей перед социологом задачи в значительной мере опирается на Ц.п.т. Немаловажную роль в статистич. анализе данных играет и следующая формулировка Ц.п.т. (эквивалентная упомянутой выше теореме Ляпунова): для очень широкого круга случайных величин (здесь случайная величина  отождествляется с отвечающим ей распределением вероятностей), если будем формировать выборки достаточно большого объема и рассчитывать для каждой выборки среднее значение рассматриваемой случайной величины, распределение таких выборочн. средних будет близким к нормальному со средним (арифметич.) и дисперсией "Mu" и lower case "Sigma"2/n соответственно, где "Mu" и lower case "Sigma"2 - аналогичн. характеристики генеральной совокупности, а n - объем выборок. Именно на этом факте строятся статистич. оценки генерального среднего по выборочн. данным (см. Оценивание статистич.).

В условиях предельной теоремы нормальными также будут выбороч. распределения дисперсий, коэффициентов корреляции и др. статистик, что также находит применение при построении соответствующих статистич. оценок. Лит: Коваленко И.Н., Филиппова А.А. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1973; Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. Ю.Н. Толстова.

ЦЕНТРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

ЦЕНТРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ - научно-исследовательские центры по социологич. проблематике, действуют в форме специализированных структур (отделов, секторов, центров, кафедр, групп) академич. и отраслевых ин-тов, учебных заведений. С 1989 г.  начали функционировать социологич. факультеты Московского и др. ун-тов. В настоящее время социологич. факультеты и отделения имеются в 30 учебных заведениях, в т. ч. Алтайском, Новосибирском, Омском, Томском ун-тах, в Гос. академии управления, в Академии труда и соц. отношений, Ин-те молодежи и др. В структуре ведущих ведомств, практически во всех ин-тах повышения квалификации специалистов созданы социологич. подразделения, осуществляющие координацию деятельности отраслевых и заводских социологов и оказывающие им научно-методич. помощь. Самостоятельную исследовательскую работу проводят Ин-т экономич. политики АНХ при правительстве РФ, Ин-т системных исследований и социологии Междунар. ун-та, а также социологич. и психологич. службы крупных предприятий (объединений), концернов, акционерных об-в, банков, коммерческих структур, обществ. объединений. Важнейшую роль в развитии социологии играют Ин-т соц.-политич. исследований и Ин-т социологии РАН, а также социологич. подразделения ин-тов РАН: Ин-т соц.-экономич. проблем народонаселения, Ин-т системных исследований, Ин-т проблем занятости, экономики и прогнозирования НТП, Ин-т философии, Ин-т экономики, ЦЭМИ (г. Москва), Ин-т соц.-экономич. проблем (г. С.-Петербург), Ин-т экономики и организации промышл. производства (г. Новосибирск). Проблемные исследования по прикладной социологии проводятся научн. коллективами Дальне-восточн., Сибирского, Уральского отделений РАН, многих ее филиалов и центров. Особую практич. значимость приобретает деятельность таких исследовательско-внедрен-ческих и консультативных центров, как ВНЦ профессиональной ориентации и психологич. поддержки Минтруда РФ, Экспертный ин-т Российского союза промышленников и предпринимателей, Междунар. ин-т психологии, социологии и экономики труда, Центр сравнительных соц. и нац. проблем, Дальневосточный независимый ин-т, Сибирский кадровый центр, РСА "Мониторинг", Уфимская социологич. служба, Московское социологич. агентство и др. Социологич. изучением обществ. мнения заняты многие научн. центры, наиболее известные из к-рых - ВЦИОМ; службы: проф. Б. Грушина, проф. В. Комаровского; ин-ты: социологии парламентаризма, стратегич. исследований и др. В этой области социологич. знаний функционируют группы специалистов в структуре Федерального Собрания РФ, правительства России. Э.Н. Фетисов.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis - гражданский, гос.) - 1. Синоним культуры (см.). 2. Уровень развития об-ва или культуры. 3. Ступень развития об-ва, следующая за варварством. В широком смысле Ц. - такой уровень развития об-ва, при к-ром оно, будучи свободным от необходимости бороться за простое выживание, способно совершенствовать свою соц. структуру и культурные ценности. Основные признаки Ц. - сложная система разделения труда, наличие гос-ва, рыночная экономика,  высоко развитые искусство и религия.

ЦИТИРОВАНИЕ В НАУКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница