Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Х"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАБЕРМАС (HABERMAS) ЮРГЕН

ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген (1929) - нем. философ и социолог. Связан своими корнями с теорией критической (см.) школы франкфуртской (см.). Его научн. труды охватывают широкий круг дисциплин - от соц. наук применительно к лингвистике до философии. Предмет особого научн. интереса X. - определение роли знания в его отношениях с об-вом вообще и с капитализмом в частности. X. утверждает, что объективное научн. знание служит идеологией, поддерживающей статус-кво. Это происходит от того, что знание, чтобы стать действенным, должно рождаться в рез-те свободного и открытого диалога, однако последний в условиях капитализма строго ограничивается политич. и др. мерами сдерживания. X. проанализировал проблему легитимности в современном капиталистич. об-ве. Соч.: Демократия, разум, нравственность. М., 1995; Theorie und Praxis. В., 1967; Erkenntnis und Interesse. Fr/M., 1968; Toward A Rational Society. L., 1971; Legitimations Probleme in Spatkapitalismus. Fr/M., 1973; The Theory Of Communicative Action. Boston, 1984.

ХАЛУПНЫ (CHALUPNY) ЭММАНУИЛ

ХАЛУПНЫ (CHALUPNY) Эммануил (1879- 1958) - чешский социолог, один из последних представителей "географич. детерминизма", опираясь на к-рый объяснял, в частности, психологию выдающихся личностей чешской истории, политики и культуры. X. подробно занимался проблемами чешского нац. характера, к-рый выводил гл. обр. из особенностей языка. X. - автор одного из наиболее обширных обзоров (7 томов) социологич. мысли (1916-1935). Н.П. Нарбут

ХАЛЬБВАКС (HALBWACHS) МОРИС

ХАЛЬБВАКС (HALBWACHS) Морис (1877- 1945) - последователь Дюркгейма, активный представитель франц. социологич. школы. Сохраняя определенную дистанцию по отношению к первоначальной парадигме, боролся за создание качественной научн. продукции, укоренение социологии в эмпирич. поиске и, прежде всего, проявлял интерес к современной соц. реальности. Преодолев с дюркгеймовской избирательностью психологию и экономику, он обновил и углубил анализ коллективных представлений, изучал соц. условия как коллективной, так и индивидуальной "соц. морфологии", развивает исследования в области соц. демографии и естественной географии - и во всем этом "реабилитировал" употребление статистич. и количеств, методов. X. разрабатывал теорию соц. стратификации, к-рую применял в работах об условиях жизни рабочего класса, где показывал, выступая против радикального холизма Дюркгейма, важность соц. класса в типологии индивидуальных действий, определял характер "коллективных представлений", исходя из потребностей. Ученый познакомил франц. общественность с зарубежными авторами, до тех пор не признанными - М. Вебером, В. Парето, Т. Вебленом, а также школой чикагской (см.). Соч.: La classe ouvnere et les niveaux de la vie. P., 19U. Classes sociales et morphologie. P., 1972. Н.Г. Осипова.

ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫЙ

ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫЙ - см КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

ХАРАКТЕР ТРУДА И СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА

ХАРАКТЕР ТРУДА и СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА - основные понятия социологии труда. Х.т. определяет место и роль соц. группы в обшеств. системе труда, а С.т. - в профессиональном его разделении. С.т. отражает распределение функций (исполнительских, регистрации, контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. В показатели С.т. чаще всего включаются разнообразие, монотонность, самостоятельность, квалифицированность, физич. и нервно-психич. нагрузки, продолжительность рабочего цикла и т. д. С.т. показывает уровень развития производительных сил, технич. способ соединения личного и вещественного элементов производства, поэтому С.т. раскрывает труд прежде всего как взаимодействие человека с природой (орудиями и предметом труда). Х.т. выражает степень развитости производственных отношений, соц.-экономич. способ соединения работников со средствами труда. С.т. по отношению к Х.т. носит более частный характер. Х.т. представляет не организационно-технич., а соц. форму труда и определяется господствующими в данном об-ве производственными отношениями и поэтому отражает соц.-экономич. положение трудящихся в обществ. производстве. К показателям Х.т. относят форму собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, отношения распределения продуктов и степень соц. различий в процессе труда и др. Труд приобретает человеческую характеристику, становясь целесообразной деятельностью. В процессе взаимодействия с природой, вещественные компоненты к-рой человек преобразует по своему плану, он прежде всего осуществляет свою сознательную цель, к-рая определяет способ и характер его действия. Труд нельзя понимать только антропологически-натуралистически и отождествлять его с проявлением нервно-физиологич. структур мозга или деятельности мышц. Такая ошибка свойственна нек-рым социологам, в частности Ф. Тейлору. Он сводил труд лишь к физиологич. затратам, измерял напряжение, скорость реакций, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. С.т. (job content) трактуется узкоутилитарно как совокупность выполняемых операций и предписанных задач. На этом строится вся практика профессионального отбора, в основе к-рой лежит метод "анализа работы" (job analysis), включающий описание круга обязанностей, функциональные характеристики рабочего места, условия труда,  форму заработка и требования, предъявляемые к работнику. A.M. Кравченко.

ХАРИЗМА

ХАРИЗМА (греч. harisma - божественный дар, благодать) - в католической теологии X. означает исключительный духовный дар, ниспосылаемый Богом к.-л. ради блага Церкви (пророческий дар святых, "непогрешимость" папы и др.). В социологию термин введен Э. Трельчем и анализировался М. Вебером в его концепции идеальных типов господства. Соц.-психологич. анализ харизматического лидерства был продолжен в последующих социологич. исследованиях, в частности в рамках психоаналитич. ориентации в социологии, где предпринимались попытки изучения бессознательных механизмов связи масс с вождями. Существенную роль сыграли в этом плане также исследователи тоталитарных режимов. С.А. Эфиров.

ХАРЧЕВ АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

ХАРЧЕВ Анатолий Георгиевич (1921-1987) - советский социолог и философ. Вклад X. в советскую социологию связан прежде всего с теоретич. разработками социологии семьи. Развитие брака и семьи характеризуется, с точки зрения X., прежде всего тем, что снижается значение внешних факторов, влияющих на стабильность семейно-брачных отношений, и повышается роль внутренних факторов: любви, чувства собственного достоинства, чувства долга, моральной зрелости. Основатель и главный редактор журнала "Социологические исследования" (1974-1987). X. провел первые социологич. исследования по проблемам брака и семьи в СССР, ставшие классич. Соч.: Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования. М., 1964; Профессиональная работа женщин и семья: Социологическое исследование (в соавторстве с СИ. Голодом). Л., 1971; Современная семья и ее проблемы (в соавторстве с М.С. Мацковским). 1978; Предмет и структура социологической науки // Социологические исследования, 1981, № 2.

ХВОСТОВ ВЕНИАМИН МИХАЙЛОВИЧ

ХВОСТОВ Вениамин Михайлович (1868- 1920) - русский социолог, правовед. X. считал, что в основе обществ. жизни лежат онтологич. дуализм (плюрализм) сил или закономерностей (стихийно-естественных, свободно-целеполагающих, психич.), сказывающихся на всех соц. явлениях. Поэтому и оценка этого дуализма, а также изучение многообразных форм борьбы в об-ве (между стихийным и организованным, подсознательным и сознательным, личным и групповым) - важнейшие задачи социологии. Сущностью обществ. жизни является, по X., "духовное взаимодействие между людьми", причем он различает общественность - взаимодействие вообще и об-во - взаимодействие как обмен духовными ценностями; последнее и есть предмет социологии  как "общей теории об-ва". Правильная постановка "основных вопросов социологии", к числу к-рых X. относил вопросы о природе обществ. идеала, проблемы культуры, учение о личности и соц. группах, возможна только на психологич. основе. Поэтому выявляемые социологией специфич. закономерности обществ. жизни являются "законами соц. психики", представляя собой "общие схемы о порядке", в к-ром происходит процесс межиндивидуального духовного общения. В ходе этого процесса осуществляется "творчество культурных ценностей" - логич., правовых, моральных, эстетич., - к-рые "следует растворить в бытие". Соч.: Общественное мнение и политические партии. М., 1906; Нравственная личность и общество. Очерки по истории и социологии. М., 1911; Основы социологии. М., 1923. А.И. Черных.

ХЕГЕДЮШ АНДРАШ

ХЕГЕДЮШ Андраш (1922) - венгер. политик и социолог. Основное направление теоретич. деятельности - изучение проблемы соц. структуры об-ва и власти.

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (от греч. holon - "целое") - понятие, с помощью к-рого характеризуются теории, акцентирующие (и абсолютизирующие) несводимость исследуемого целого к его частям. В более широком (и нестрогом) смысле слова термином X. обозначаются все филос. теории, использующие понятие "о живом целом". В социологии название "холистские" закрепилось за концепциями, к-рые при рассмотрении своего предмета отправляются от постулата: "целое больше, чем сумма его частей". Холистами считаются представители школы в социологии органической (см.) и их идейные преемники. Однако позитивисты и критические рационалисты (К. Поппер) склонны иногда называть холистами всех исследователей, отправляющихся от представления о целостности изучаемого объекта независимо от того, придается ли ей органицистский смысл или нет. В современной социологии холистская т. зр. открыто и последовательно никем не разделяется, но обвинение в холизме иногда используется в дискуссиях. А.Ф. Филиппов.

ХОМАНС (HOMANS) ДЖОРДЖ КАСПАР

ХОМАНС (HOMANS) Джордж Каспар (1910) - амер. социолог и соц. психолог, один из авторов теории соц. обмена. Исходной единицей анализа X считает "элементарное соц. поведение", т. е. непосредственные контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование соц. систем различн. уровня. Соц. поведение X. исследует на основе теорий, заимствованных из психологии поведения и экономич. концепций обмена. Описывая соц. поведение как универсальный обмен и формулируя правила "справедливого обмена", X. фактически предполагает существование единого внеисторич. набора ценностей и условий свободной конкуренции. Соч.: The Human Group. N.Y., 1950; Social Behavior. N.Y., 1961; Contemporary Theory In Sociology. Chic, 1964; The Nature Of Social Science. N.Y., 1967; Behavioral Sociology L., 1969. А.Д. Ковалев.

Предыдущая страница Следующая страница