Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 2, "КЛА"-"КОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КЛА"-"КОН")

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ - распределение документов на классы по различи. основаниям. Информация в документах фиксируется с помощью букв, цифр, стенографии, и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписи и т. д. В зависимости от технич. средств фиксации информации различают следующие виды документов: письменные документы (официальная документация государственных и обществ организаций; литература: книги, брошюры; пресса: газеты, журналы; личные документы:  письма, дневники); иконографич. документы (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т. д.), фонетич. документы (радио- и магнитофонные записи, грампластинки). В последние годы появились и продолжают появляться новые доку-ментоносители (напр., микрофильмы, микрофиши) для хранения письменной и иконографич. документации. Все более распространенным способом хранения и передачи информации становится ее представление в машиночитаемой форме на магнитных лентах и дисках для ЭВМ. Напр.. предприятия хранят в ЭВМ данные по кадровому составу, рез-ты социол. опросов, экономия. информацию и др. Данные переписей населения также хранятся в Госкомстате РФ в машиночитаемой форме. Среди письменных источников социологу особенно часто приходится иметь дело со статист, источниками, к-рые подразделяются на группы. Оперативная статист, информация включает статистику естественного движения населения (регистрация рождений, смертей, браков. миграции), ведомственную статистику промышленных предприятий и учреждений методов планы и отчеты, личные карточки работников, данные об условиях труда, повышении квалификации кадров и др.), отраслевую статистику (здравоохранение, культура, образование и сводная статист. информация включает издания статистич. органов: тематические сборники и отчетные материалы по различн. статистич. исследованиям (ежегодники "Нар. хозяйство РФ", аналогичные сборники регионального содержатся материалы переписей населения, данные единовременных обследований: профессиональных учетов, обследований заработной платы, бюджетов потребления и др.). В группе личных документов выделяются документы, составленные частным лицом по собственной инициативе (письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и т. п.), и документы спровоцированные (отклики на газетные публикации, телепередачи; письменные предложения по обсуждаемым государственным мероприятиям; материалы, присланные на заочные читательские конференции, и т. п.). Лит. см. к ст. Документ. О.М. Маслова

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССИФИКАЦИЯ МИГРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ МИГРАЦИИ - для классификации миграции населения, рассматриваемой в широком смысле этого слова, применяют обычно три таксономических понятия: вид, форма и тип. Вид как классификационная единица используется для характеристики различий между миграционными явлениями. Миграция охватывает такие сходные по формальным признакам явления, как эпизодичные, маятниковые, сезонные и безвозвратные перемещения Эпизодич. миграция - это не только возвратный, но и краткосрочный вид территориального перемещения, совершающегося в деловых или рекреационных целях. Маятниковая миграция - это систематич. трудовые или учебные поездки, носящие челночный характер. Сезонный и безвозвратный виды миграции сходны по своим целям: они способствуют соединению личного и вещественного элементов производства. Их различия состоят в том, что в первом случае не ставится задача смены постоянного места жительства. Безвозвратная миграция в современных условиях осуществляется в следующих формах: сельскохозяйственные переселения, организованный набор рабочих, обществ. призывы молодежи, приглашение на работу непосредственно предприятиями, переход работников с одного предприятия на др., переезд в связи с устройством на работу по конкурсу, самостоятельное переселение и т. д. Четыре первые формы планируются в централизованном порядке. Для миграции такого типа выделяются материальные ресурсы, предпринимаются организационные меры. Однако они, как и миграции в децентрализованно планируемых формах, не составляют большей части миграционных перемещений. Самостоятельным переселениям принадлежит решающая роль в безвозвратных миграциях. Обычно выделяют межгосударственную и внутригос, или внешнюю и внутреннюю, миграции. Эти два типа территориальных перемещений населения различаются по своей природе, обусловливающим факторам и последствиям. Внешняя миграция ведет в конечном счете к изменению численности и структуры населения как той совокупности, к-рая принимает иммигрантов, та той, к-рая отдает эмигрантов. Во внутренних миграциях численность и возрастно-половая структура населения по стране в целом неизменны. Внутренние миграции ведут к изменению численности и структуры населения разных административно-территориальных единиц страны. Иногда к внутренней миграции относят перемещения, происходящие внутри административно-террриториальных образований (областей, краев, республик), а к внешней - перемещения между ними. В этом случае выделяют внутри- и межреспубликанскую, внутри- и межрайонную, внутри- и межобластную миграции. Лит. Социальные факторы и особенности миграции населения СССР М., 1978. Л.Л. Рыбаковский

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ - по степени общности различаются: 1) общие (соц.-экономич.) - законы становления, функционирования, развития и смены обществ. формаций. Они выражают строгую причинную зависимость экономич., соц., политич. и идеология, явлений. Это, например, закон, определяющий роль способа производства в развитии об-ва закон единства производительных сил и производственных отношений и т. д.; 2) структурные - законы различн. систем (экономич., соц., политич. и др.), функционирующих в рамках данной формации. Выявить тот или иной закон данной структуры - значит найти закон существования данной системы, т. к. только структура является основой ее функционирования; 3) частные законы проявляются как рез-т совокупности различн. обстоятельств и факторов в конкретных условиях места и времени. Например, удовлетворенность или неудовлетворенность трудом, высокая или низкая степень интеграции личностью групповых норм, ценностей и т. д. По способу проявления выделяются законы: 1) динамич., определяющие направление, факторы и формы соц. изменений, фиксирующие жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях; 2) статистич. (стохастические), определяющие связь явлений и процессов соц. действительности не жестко, а с определенной степенью вероятности. Статистич. законы устанавливают тенденцию поведения данного класса объектов в целом в соответствии с общими свойствами и характеристиками объектов данного класса. Статистич. законы выражают свойства и характеристики, к-рые присущи не отдельным объектам, а всему данному классу объектов. Динамич. законы делятся на: 1) причинные, фиксирующие строго детерминированные связи генезиса соц. явлений, например роль способа производства при переходе от одной информации к другой; 2) функциональные динамич. законы, Устанавливающие эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между соц. явлениями. Разновидностями статистич. законов выступают как законы развития, так и законы функционирования. По сферам действия и познания выделяются законы: онтологические - это законы обществ. выражающие объективные потребности обществ. развития и реализующиеся посредством деятельности людей; аксиологические - законы, формирующие ценности и ценностные ориентации  людей, непосредственно определяющие направление, содержание и характер соц. развития и соц. деятельности людей; гносеологические - законы отражения соц. действительности в познании, т. е. законы процесса ее познания. Также можно вычленить пять категорий соц. законов по формам связей. 1. Законы, констатирующие инвариантное сосуществование соц. или связанных с ними явлений. Согласно этим законам, если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б. 2. Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры соц. объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. 3. Законы, устанавливающие функциональную зависимость, или ковариацию, между соц. явлениями, обеспечивают укрепление, сохранение той или иной соц. системы в состоянии относительной устойчивости. 4. Законы, фиксирующие причинную связь между соц. явлениями. Функциональная связь может выражать, а может и не выражать причинность. 5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между соц. явлениями. Лит.: Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980; Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990. Г.В. Осипов.

КЛАССЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

КЛАССЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе обществ. производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в обществ. организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли обществ. богатства, к-рой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов). Между классами могут существовать как эксплуататорские отношения, так и отношения сотрудничества, справедливого обмена рез-тами их деятельности. Такая трактовка классов является достаточно общей, применимой к различным обществ. системам. Но тем более важно конкретизировать ее в связи с теми или иными обществ. отношениями, с тем или иным историч. этапом развития цивилизации. Наряду с классами существуют большие "классовоподобные" соц. группы. Это - интеллигенция, служащие и др. Интеллигенцией (специалистами) называют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом, требующим, как правило, высшего или среднего специального образования (независимо от фактич. наличия такого образования у лиц, занятых этим трудом, в состав интеллигенции входят и практики, не имеющие специального образования). Служащими (неспециалистами) называют работников преимущественно умственного труда, не требующего научной образованности (в эту группу входят, напр., секретари, кассиры, счетоводы и т. д.). Неверно было бы относить к интеллигенции (специалистам) всех лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование: многие из них трудятся в качестве рабочих. Решающим критерием отнесения тех или иных профессиональных групп работников к интеллигенции или служащим является характер их труда. В об-ве есть и иные более или менее крупные соц. группы - военнослужащие, служители религиозных культов и др. Специфич. группу составляют работники, относящиеся к высшим и средним по рангу кадрам аппарата управления ("аппаратчики", "бюрократия", "номенклатура" - под такими названиями они входят сегодня в повседневный политический лексикон). Эта группа, наряду с особым характером труда, выделяется в об-ве гл.обр. по критерию власти, а также по отдельным чертам образа жизни, к-рые определяются наличием ряда привилегий. Умножение форм собственности и организации труда порождает и новые соц. группы - кооператоров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, крестьян-фермеров и др. Ф.Р. Филиппов

КЛИКА

КЛИКА (от франц. clique - шайка, банда) - первичная группа,  члены к-рой объединены тесными неформальными связями, взаимными симпатиями, непосредственностью общения, общностью интересов, чувств, стремлений. Представляет собой группу соратников. Существуют дворцовые, финансовые, управленческие и др. К. Иногда понятие "К." употребляется для обозначения группы людей, тесно сплоченных между собой ради достижения любыми средствами определенного рода корыстных целей. С.А. Эфиров

КЛОПОВ ЭДУАРД ВИКТОРОВИЧ

КЛОПОВ Эдуард Викторович (1930) - российский социолог. Основные направления научн. исследований - соц. организация быта и свободного времени, современное рабочее движение, соц. структура российского об-ва. К. исследовал состояние, структуру и тенденции развития повседневного быта и образа жизни рабочего класса СССР, а также процессы его количественных и качественных изменений; охарактеризовал объективные и субъективные факторы утверждения в СССР государственного социализма, сталинизма; проанализировал противоречия в развитии советского об-ва в 60- 70-х гг., сделав вывод о неизбежности его трансформации; занимался изучением процессов появления новых и трансформации старых субъектов соц. действия в условиях перехода России к принципиально иному обществ. устройству. Соч.: Человек после работы (в соавторстве с Л.А. Гордоном). М., 1972.

КЛОСКОВСКАЯ (KLOSKOWSKA) AНТОНИНА

КЛОСКОВСКАЯ (KLOSKOWSKA) Aнтонина (1919) - польск. социолог, автор книг по социологии культуры, истории социологии культуры. Соч. Socjologia kultury. Warszawa. 1981.

КЛУБ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ

КЛУБ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ - специфическая форма объединения общественно-политического (см.) граждан. Это с одной стороны, обычно официально зарегистрированное обществ. объединение (имеющее статус юридич. лица), а с другой - важнейшая форма существования неформальной группы, возникающей для совместного обсуждения актуальных обществ.-политич. проблем Поэтому клуб - это также вид собрания, на к-ром происходит обмен мнениями - в какой именно форме - митинг, семинар, конференция, дискуссий и т.п. - не имеет особого значения, поскольку главное, чтобы такое собрание создавало у человека ощущение общности, единения с другими людьми. Собрания клубов предоставляют всем его участникам возможность глубокого интеллектуального, духовного общения, честной заинтересованной полемики с оппонентом, обмена информацией по различным сферам жизнедеятельности. В то же время обычно на заседаниях не принимается никаких решений - просто происходит общение. Со временем деятельность ряда клубов становится все более разнообразной, расширяются и наполняются междунар. контакты. Созданные, как правило, для узкоэлитарного интеллектуально-делового общения в неформальной обстановке, клубы порой "перерастают" свои рамки и превращаются в авторитетную обществ. организацию, притягивающую ведущих специалистов в сфере политики, бизнеса, писателей, художников, актеров. Важной особенностью клуба является то, что в его стенах происходит консолидация известных политиков, финансистов и банкиров, предпринимателей, деятелей науки, культуры, журналистов. Так, например, в регламенте ряда клубов есть один характерный момент: категорически не допускаются межпартийные и внутрипартийные распри, а также выпады в адрес присутствующих и приглашенных. Однако членам клуба не рекомендуется приглашать на заседания лиц, в чьем добром имени и умении соблюдать этику они не уверены.

КОАЛИЦИЯ

КОАЛИЦИЯ (от лат. coalutus - объединенный) - совокупность двух или более индиви дов, соц. групп или организаций, объединившихся для достижения общей цели. Люди образу с целью приобретения большей власти над другими людьми, для увеличения собственной зависимости или, например, для получения большей выгоды. Посредством К. индивиды и группы могут оказывать существенное своздействие на ситуацию социальную (см.).

КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851-1916) - русский социолог, правовед. Метод социологии К. - историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп сходных по политич., юридич., историч. и т.п. характеристикам, рассмотрение к-рых позволяет выявить основные этапы развития об-ва в целом. Критерий выделения сходных групп К видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявчение причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, К. установил главную причину изменений для каждой сферы обществ. жизни: в экономике - это биосоц. фактор - рост населения, в политике - экономич. сдвиги, в обществ. жизни - политич. практика. Т.обр., сравнительно-историч. метод позволял сделать вывод о генетич. родстве явлений, наметить общую тенденцию развития. Анализ соц. явлений на основе их происхождения К. называл "генетич. социологией", с помощью к-рой он исследовал образование основных обществ. ин-тов - семьи, собственности, гос-ва. Факторы, определяющие эволюцию этих ин-тов, в основном биосоц. (рост населения) и психологич. порядка. К. отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г.  он обращается к анализу гос-ва, к-рое понимал как расширение "замиренной сферы", возникающее в рез-те психологич. склонности людей признавать над собой власть тех, кто якобы наделен магич. силой управлять природой, - выдающихся личностей. Происхождение классов К. никак не связывает с возникновением гос-ва, считая основой соц. дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда.  Наиболее ярко существо социологич. концепции К. отразилось в понятии прогресса, вне к-рого нет и не может быть социологии. Взгляды К. на прогресс складывались под влиянием идей о росте "замирения" как главном признаке прогресса в учении его университетского учителя Д.И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и соц. динамики О. Конта (см.). Содержание прогресса К. отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным соц. законом. Солидарность - норма обществ. жизни, а классовая борьба  - отклонение от нормы. Хотя К. и признавал революцию как способ движения вперед, но считал ее "противоестественной формой", рез-том ошибок правительства. Соч.: Социология // Сочинения. Т. 1-2. СПб., 1997. Т. 1; Современные социологи // Там же. Т. 2. А.И. Черных.

КОГАН ЛЕВ НАУМОВИЧ

Коган Лев Наумович (1923) - российский социолог. Основной круг научн. интересов - проблемы социологии культуры и социологии личности. К. - организатор первых в СССР социологических исследований по проблемам культурно-технического уровня рабочего класса. Соч.: Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса (в соавторстве). М., 1961; Кино и зритель: опыт социологического исследования (в соавторстве). М., 1975; Духовное производство и народная культура. Свердловск, 1988; Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

КОГОРТА

КОГОРТА (от лат. cohors (cohortis) - множество, подразделение)- отряд, совокупность людей, переживших одновременно (в один год, период) одинаковое событие, напр., К. родившихся, вступивших в брак, разошедшихся, родивших ребенка, поступивших в учебное заведение или окончивших его, призванных на военную службу и т. п. К., образованная по году рождения, называется поколением (см.). Люди, принадлежащие к одному поколению, - ровесниками. Все др. К., образованные по отношению к иным событиям, состоят из разновозрастных современников. Изучение интенсивности соц. процессов на разных этапах жизни К. служит способом анализа их динамики в связи с конкретными изменениями условий жизни. При этом важной характеристикой является итоговая величина изучаемого явления или процесса у конкретной К. к определенному моменту времени или возрасту, напр., число рожденных детей определенным поколением или брачной К. женщин к определенному возрасту или за весь репродуктивный период  жизни; доля вступивших в брак к определенному возрасту из К. достигших совершеннолетия в определенном периоде, и т. д. Лит.: Курс демографии. М., 1985. В.А. Борисов

КОД

КОД - совокупность знаков (символов) и система правил,  при помощи к-рых информация может быть представлена в виде, наиболее приспособленном для ее передачи, обработки и хранения (запоминания). К. применяются в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и в др. областях науки и практики, где происходит обмен информацией между элементами системы. Изучение К. и разработка наиболее экономных К., позволяющих передавать информацию при помощи самого малого количества символов, является одной из задач теории информации. Источником идей для развития этой теории являются, с одной стороны, кибернетич. т.зр. на информационные процессы и системы, а с другой - потребность техники связи в преобразовании информации. Отправным пунктом для развития теории информации явились работы К. Шеннона и Н. Винера, опубликованные в 1948 г. К. бывают равномерные (все шифры содержат одинаковое количество символов) и неравномерные (шифры содержат различн. количество символов, напр., К. Морзе). Основание К. - максимальное количество различ. символов, содержащихся в его алфавите. Основание может быть любым числом - 2, 8, 10 и др. Выбор основания зависит от особенностей построения систем обработки и передачи информации. Для записи шифров К. используются цифры, буквы и др. знаки. Для социологии характерно применение равномерных К., шифры (кодовые позиции) к-рых изображаются отдельными цифрами. Лит.: Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Основные теории вероятностей и математической статистики. М., 1968; Майоров Ф.В. Кодирование экономической информации и машиночитаемые документы. М., 1973; Энциклопедия кибернетики. Киев, 1975. Н.И. Ростегаева.

КОДИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЗЕР (COSER) ЛЬЮИС Э.

КОЗЕР (COSER) Льюис Э. (1913) - амер. социолог, проф. Один из основоположников функционалистской модификации теории соц. конфликта. В отличие от Р.Дарендорфа он трактует соц. конфликт не столько как деструктивный фактор, сколько как импульс соц. развития и даже соц. сплочения (групп в процессе межгруппового конфликта). Критикуя "равновесную" концепцию, свойственную эволюционному функционализму Т. Парсонса, К. исходит из тех же клас-сич. постулатов, что и последний (они выдвигались Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем и др.). В соответствии с этими постулатами процесс соц. дифференциации и рост независимости индивидов и структур ведут к углублению соц. конфликта, но одновременно возрастают гибкость соц. ин-тов и их способность справляться с последствиями конфликта. Т. обр., К. сближает теорию конфликта с теорией эволюционного функционализма. Соч.: The Functions Of Social Conflict. N.Y., 1956; Continuities In The Study Of Social Conflict. N.Y., 1967; Masters Of Sociological Thought. N.Y., 1971. С.М. Митина

КОЗЕР (COSER) РОЗ ЛАУБ

КОЗЕР (COSER) Роз Лауб (1916) - амер. социолог. Наибольшую известность получили ее работы по социологии труда, семьи и статуса женщин. К. исследовала проблемы бюрократической организации в больницах и других медицинских учреждениях. Выполнила серьезные работы, касающиеся воздействия соц. структуры на жизнь семьи и статуса женщин в различных культурах. Способствовала более четкому и ясному пониманию ролевой дистанции. Соч.: Life In The Ward. Chic, 1962; In Defense Of Modernity. Stanford, 1991; The World Of Our Mothers. N.Y 1992.

КОЛБАНОВСКИЙ ВАРЛЕН ВИКТОРОВИЧ

КОЛБАНОВСКИЙ Варлен Викторович (1926) - российский социолог и философ, первый поддержал идею Ю. Кучинского о социоло-гич. законах как предмете социологии, что послужило началом дискуссии о признании социологии в качестве самостоятельной науки. Соч.: О предмете марксистской социологии // Вопросы философии. 1958. № 8; Показатели социального развития и планирования (в соавторстве). М., 1980.

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ - принцип управления, при к-ром руководство осуществляется группой уполномоченных лиц (коллегией). Каждый член коллегии при этом обычно несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности. К основным признакам К. относятся: коллективный характер выработки и принятия решений; горизонтальные потоки управленч. информации; использование в руководстве совместного обсуждения, согласования и контроля. Различают две формы коллегиальных органов. Первая - коллективные органы, работающие на обществ. началах (научно-технич. и на-учно-методич. советы и т. п.). Вторая - административные органы, входящие в состав министерств и ведомств. Дальнейшее совершенствование управления предполагает последовательное укрепление принципа К. в работе всех звеньев хозяйственного и соц. управления и его всемерного развития. Лит.: Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1979; Омаров A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. М., 1987; Основы научного управления социально-экономическими процессами. М., 1989. АЛ. Проскурин

КОЛЛЕКТИВ

КОЛЛЕКТИВ - вид соц. организации групповой жизнедеятельности, при к-рой связи и отношения между индивидами опосредствованы общественно значимыми целями. Основы теории К. изложены в работах известных социологов, развиты педагогами (В.А. Сухомлинский и др.), продолжены в современных социологич. и соц.-психологич. исследованиях. В них К. рассматривается как высший уровень развития группы, характеризуемый высокой сплоченностью, единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой идентификацией и ответственностью за рез-ты совместной групповой деятельности. Лит.: Ратников В.П. Коллектив как социальная общность.  М., 1978; Психологическая теория коллектива. М., 1979. Г.С. Антипина

КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ

КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ - группа научн работников, включенных в совместное исследование по единой программе. Отличительные признаки К.н.: 1) научно-исследовательская программа, организующая и координирующая совместную деятельность; 2) наличие руководителя - автора научно-исследовательской программы и организатора совместной деятельности; 3) сложившаяся функционально-ролевая структура; 4) преобладание у членов коллектива внутренней мотивации над внешней. К.н. - объект науковед., социологич. и соц.-психологич. исследований. В социологии наибольшее внимание уделяется изучению проблем организации управления деятельностью К.н., исследованию соц.-психологич. климата в нем. В соц. психологии К.н. исследуется с позиций программно-ролевого подхода. В этой традиции были проведены исследования адаптации молодого специалиста, конструктивные и деструктивные конфликты в первичном К.н., ролевого ансамбля, межличностных и предметно-рефлексивных отношений. Лит.: Белкин П.Г., Емельянов Е.Н. Иванов М.А. Социальная психология коллектива. М., 1987. М.А. Иванов.

КОЛЛЕКТИВ ПЕРВИЧНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

КОЛЛЕКТИВ ПЕРВИЧНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ - группа работников низового п. разделения предприятия, к-рые выполняют инородные или взаимосвязанные операции объединены друг с другом непосредственными устойчивыми личными контактами в процессе то довой деятельности. К.п.п. является неделимой далее, нерасчленяющейся более ни на какие административно-производственные единицы группой. Это коллективы участков, бригад, смены отделов предприятия. К.п.п. создается по организационно-производственному Признаку дад выполнения определенной производственной научно-технич. или иной задачи. К.п.п., аналсь гично целевой группе, всегда имеет общую для всех членов цель, но в отличие от последней взаимоотношения в нем носят большей частью непосредственный контактный характер. К.п.п. характеризует также высокая степень соц.-профессио-нальной однородности его членов, ибо, как правило, все они принадлежат к одной и той же соц.-классовой и профессиональной группе. Именно наличие в К.п.п. соц.-профессиональной однородности и непосредственных контактов между его членами служит основной предпосылкой для формирования у них общности интересов и выраженного единства соц.-психологич. норм поведения. В структуре К.п.п. выделяют три главных элемента: лидерская группа (или лидер), ядро я периферийная часть. Лидерскую группу составляют те члены К.п.п., на к-рых официально возложена функция руководителя К.п.п., или тот член К.п.п., к-рый, хотя и никаких официальных полномочий не имеет, но благодаря своим личным качествам пользуется авторитетом у большинства членов К.п.п. Ядро (его называют также "идентификационным ядром", имея в виду процесс включения индивида в К.п.п.) составляют те члены К.п.п., к-рые уже стабилизировались в коллективе, занимают определенную позицию по отношению к др. членам и пользуются авторитетом. Члены "идентификационного ядра и есть истинные носители коллективного сознания. Периферийную часть структуры К.п.п. составляют те ее члены, к-рые либо сравнительно недавно включились в систему коллективных отношений и находятся на поисковой стадии, рассматривают данный К.п.п. как сквозной этап, не идентифицируя себя с ним ("летуны") и присутствуют в коллективе чисто функционально. В зависимости от периферийной части в К.п.п. возможны сдвиги в сторону отклоняющихся структур (при наличии двухъядерных групп, дисперсных групп и т. п.). При благоприятном соц.-психологич. климате в К.п.п. нивелируется вероятность возникновения отклоняющихся структур. Лит.: Первичный производственный коллектив: формирование, управление, эффективность. М., 1980; Руководитель коллектива. М, 1974; Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. М., 1978. Л.А. Меликян.

КОЛЛЕКТИВ ТРУДОВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛИНЗ (COLLINS) РЭНДЕЛ

КОЛЛИНЗ (COLLINS) Рэндел (1913) - амер. социолог, проф. ун-та Калифорния Ривер-Сайд, Калифорния. Его теоретич. позицию можно отнести, скорее всего, к интеракционизму символическому (см.). Сам он указывает на связь своих концепций с феноменологич. социологией и этнометодологией. В центре его интересов - теория соц. конфликта, исследуемая в основном с позиций микросоциологии. Однако К. полагает, что не следует замыкаться на микроуровневых решениях. В своей "радикальной микросоциологии" он стремится интегрировать макро- и микроподходы. Так, разрабатывая тему соц. стратификации, он выходит на позиции функционализма; утверждает, что классовая теория Маркса была "основой конфликтной теории стратификации"; использует понятия классового сознания, внутригрупповой солидарности и т. п. Но в конечном итоге К. убежден, что все макрофеномены могут быть сведены к комбинациям микрособытий, что соц. структуры могут быть эмпирически переведены в "модели повторяемых микроинтеракций" и что на микроуровне в достаточно полной мере выявляется каузальность. Соч.: The Discovery Of Society (with M. Makowsky). N.Y., 1972; Conflict Sociology: Toward An Explonatory Science // American Sociological Review. 1975, № 45; On The Microfoundations Of Macrosociology // American Journal Of Sociology. 1981. Vol. 86. С.М. Митина

КОММУНИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ - форма коммуникации, развившаяся на основе использования технич. средств размножения и передачи сообщений. К.м. осуществляется специальными организациями (издательствами, агентствами, редакциями, студиями), образующими соц. ин-т (еж. также Средства массовой информации). Особенность процессов К.м. - в соединении централизованного, институционально организованного производства информации с ее рассредоточенным массовым потреблением. Вследствие этого К.м. стала одним из наиболее эффективных способов соц. контроля над массовым поведением. Историч. предпосылки возникновения и развития К.м. связаны с развитием капитализма: массовое производство  и сбыт товаров потребовали формирования с помощью рекламы стандартизированных запросов массового потребителя; расширение рынка рабочей силы привело к повышению мобильности трудящихся масс и вместе с тем к расширению диапазона их информационных потребностей; необходимость в более квалифицированной рабочей силе способствовала всеобщей грамотности; политич. форма капиталистич. об-ва предполагала распространение политич. влияния ин-тов власти на широкие слои населения не только методами прямого подчинения, но и "обработкой умов"; повышение производительности труда создало предпосылки для уменьшения рабочей недели и вместе с тем породило новые потребности, связанные с проведением свободного времени. В широко распространенных социологич. концепциях технологич. детерминизма утверждается, что К.м. - плод усовершенствования только технич. средств переработки и распространения информации, позволяющих получить практически одновременный доступ к соц. значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места жительства и соц. статуса. Т.обр., основная задача К.м. в современном об-ве - демократизация обществ. жизни, возникновение "глобальной связи" между людьми. Лит.: Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Трескова СИ. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989; DeFleur M., Ball-Rokeach S. Theories of mass communication. N.Y., Z., 1977; McQuail D. Mass comunication theory: An introduction. L., 1987. М.Й. Лауристин

КОММУНИКАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ

КОММУНИКАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ - форма коммуникации, при к-рой в ролях как отправителя, так и получателя выступают отдельные индивиды. Для К.м. характерен непосредственный контакт между субъектами общения, что обусловливает ряд особенностей этой формы коммуникации:  тесную обратную связь, регулирующую ход общения; богатство используемых кодов, в т.ч. невербальных; двухсторонний обмен информацией, происходящий в виде диалога. При К.м. обмен информацией между субъектами тесно переплетен с их психологич. взаимодействием, образуя единый процесс общения. По характеру взаимодействия можно различать личностную и ролевую К.м. Первая носит более экспрессивный характер, связанный с самовыражением "Я". Само участие в коммуникации имеет при личностной коммуникации самодовлеющую ценность. Как форма, так и содержание личностной коммуникации не связаны сколько-нибудь строгими нормами, а имеют индивидуализированный и ситуативный неформальный характер. Ролевая разновидность К.м. более формализована в своих проявлениях, ее содержание и форма определены ролевыми отношениями партнеров, а процесс передачи информации нацелен на достижение определенного рез-та. Поэтому коммуникация носит более стандартный, рациональный и инструментальный характер. Являясь наиболее древней формой, К.м. сохраняет и в современном об-ве ведущую роль в формировании личности и ее отношений с внешним миром. В сложных информационных процессах современного об-ва К.м. выступает как противовес массовым формам коммуникации, опосредствуя их влияние на личность. Ролевая разновидность К.м. наряду с групповой коммуникацией составляет основу системы коммуникации в организациях. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. М.Й. Лауристин

КОММУНИКАЦИЯ НАУЧНАЯ

КОММУНИКАЦИЯ НАУЧНАЯ - установление познавательных и соц. отношений внутри научн. сооб-ва, а также между научн. сооб-вом, с одной стороны, и др. субъектами обществ. жизни - с другой, для производства и применения научн. знания, обмена информацией, коллективной оценки научн. труда. К.н. - средство взаимного стимулирования творческой активности. К.н. - основной механизм функционирования и развития науки, один из важных механизмов ее связей с об-вом, является также ходимым условием формирования и личности ученого, ее ценностной и ной структуры. Состояние К.н. (широта, протяженно, интенсивность) определяет жизнеспособность науч. сооб-ва, непосредственно отражается на уровне эффективности науч. исследований в конкретных областях науки, на их связи с практикой. Основу К.н. составляет профессиональное общение ее участников. Структуру К.н. с точки зрения видов и характера контактов между участниками коммуникационного процесса составляют следующи компоненты: а) связи, опосредствованные технич. средствами тиражирования информации, - публикации (книги, научн. журналы, реферативные журналы и др.), препринты, непубликуемыё материалы (научн. отчеты, отчеты об экспериментах и др.); б) непосредственные связи - личные беседы, очные научн. дискуссии, устные доклады; в) смешанные связи - научн. конференции, научно-технич. выставки и др. По характеру связей К.н. может также осуществляться в форме как официальных, так и неофициальных контактов, быть адресной и безадресной. Своеобразие нынешнего, связанного с НТР. этапа развития К.н. определяется появлением принципиально нового средства связи - ЭВМ, к-рые становятся неизменным участником коммуникационных процессов в об-ве в целом и в науке, составным элементом информационных систем. К.н. - объект изучения ряда наук: социологии науки, науковедения, информатики, психологии, лингвистики и др. Лит.: Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляровский Р.С. Научные коммуникации и информатика. М., 1976; Коммуникация в современной науке. М., 1978; Райкова Д.Д. Особенности отношения ученых к различным средствам научной коммуникации//Научный коллектив: опыт социологического исследования. М., 1980; Научная информация и система научных коммуникаций. М., 1981; Дюментон Г.Г. Сети научных коммуникаций и организация фундаментальных исследований. М., 1987. Д.Д. Райкош

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ - один из принципов методологии применения математич. методов в социологии. Можно выделить два направления комплексного использования методов. последовательное (использование разных методов на разных этапах исследования) и параллельное (применение различн. методов одновременно, на одном и том же этапе). Потребность в последовательном использовании методов может вызываться следующими причинами: социологич. задачи сложны, направленные на их решение исследования многоэтапны, и на каждом этапе может использовать свой математич. метод (на этапе построения борки, при подготовке инструментария исследования при построении индексов, при изучении связей признаков и т. д.); при проверке условий применимости одного метода часто бывает возможным использование др. метода; то же можно сказать об этапе интерпретации рез-тов применения математич. метода. Необходимость параллельного применения зных методов также может вызываться раз-шми причинами: такой подход дает возможность сравнения моделей (предполагаемых каждым методом) с т.зр. их адекватности содержанию решаемой задачи; при совпадении рез-тов применения разных методов исследователь приобретает большую уверенность в том, что каждая построенная модель действительно в определенной степени отражает реальность; при различии рез-тов, полученных разными методами, исследователь получает возможность более глубоко проанализировать соотношение реальности и ее формальных моделей с целью корректировки последних; одновременное использование нескольких методов может способствовать преодолению узости, односторонности каждого из них; при использовании алгоритмов, позволяющих рассмотреть изучаемое явление с разных сторон, исследователь получает возможность более тщательно изучить действительность. Естественно, что разрабатывать подходы к комплексному использованию методов можно только на основе их сравнительного анализа, что должно базироваться на глубоком изучении каждого из них. Глубина эта в первую очередь должна проявляться в выделении "точек соприкосновения" социолога и математика (см. Гипотеза в процессе применения математического метода), в процессе реализации метода, напр., в тщательном продумывании шагов интерпретации, в попытках глубже оценить, что дает каждый метод в ходе решения стоящей перед социологом задачи. Др. условием, обеспечивающим возможность комплексного использования методов для решения задач того или иного класса, является выделение соответствующих классов задач (хотя такое выделение - процесс с обратными связями: с одной стороны, класс задач определяет то, какими методами входящие в него задачи можно решить, с другой стороны, круг рассматриваемых методов ограничивает множество задач, которые с их помощью решаются). См. также Анализ документов. Лит.: Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982; Комплексное применение математических анализов методов в социологии. М., 1983; Интерпретация и анализ данных  в социологических исследованиях. М., 1987; Толстова Ю. Н. Логика математического анализа социологических данных. М., 1991. Ю.Н. Телешова

КОН ИГОРЬ СЕМЕНОВИЧ

КОН Игорь Семенович (1928) - российский филисоф, социолог и историк, академик Российской академии образования. Сфера научн. интересов - философия и методология истории, история социологии, междисциплинарные исследования, соц. и историч. психология, теория личности, соц. и психологич. проблемы юношеского возраста, этика, социология и этнография детства, сексология. Соч.: Позитивизм в социологии. Л., 1964; Социология личности. М., 1967; Открытие "Я". М., 1978; В поисках себя. М., 1984; Ребенок и общество. М., 1988; Введение в сексологию. М., 1989.

Предыдущая страница Следующая страница