Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕС"-"ТУР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕС"-"ТУР")

ТЕСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНИКА

ТЕХНИКА (от греч. techne - искусство, мастерство, умение) - совокупность навыков и приемов деятельности. В первоначальном своем значении это слово сохранилось и теперь (Т. музыканта, спортсмена и т. д.). Но вместе с развитием средств труда, особенно благодаря появлению машин, содержание понятия  Т. изменилось. Т. стали называть совокупность средств, с помощью к-рых человек воздействует на предметы труда  в процессе материального производства. Т. - один из основных элементов производительных сил, прежде всего средств труда, и как часть материально-технич. базы об-ва оказывает решающее воздействие на его соц.-эко-номич. развитие. Современную технику можно разделить на следующие функциональные отрасли: производственная, транспорта и связи, научн. исследований, военная, обучения, культуры и быта, медицинская, управления. Закономерности развития Т. не сводимы к соц.-экономич. закономерностям. Исходным пунктом в социологич. исследовании развития Т. выступает анализ взаимоотношения ее с человеком в процессе труда. В этом процессе Т. занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. При создании Т. и затем при ее использовании закладывается и реализуется система "человек - техника", в к-рой определенным образом сочетаются и распределяются функции, устанавливается необходимое согласование каждой из сторон. В итоге определенному уровню развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая Т. и, наоборот, каждый достигнутый уровень технич. развития требует адекватного развития работника, его знаний, квалификации. Развитие Т. всегда соц.-экономически детерминировано, обусловлено растущими потребностями и противоречиями, возникающими в различн. сферах обществ. жизни и регулируемыми господствующими обществ. отношениями. На этой основе на протяжении всей истории в каждой формации складываются специфич. законы развития Т., определяющие характер, темпы, масштабы, ритм, важнейшие направления, а также основные последствия (экономич., соц.) технич. прогресса. Критерием различения историч. этапов в развитии Т. является перемещение от человека к Т. таких функций, к-рые вызывают коренное изменение в технологич. способе соединения человека и Т. Соответственно в истории Т. обычно выделяют три основные ступени ее развития: орудия ручного труда (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (на уровне автоматизации). В рез-те действия внутренних закономерностей развития Т., а также тех, к-рые складываются под влиянием существующих соц.-экономич. условий, на смену эволюционным периодам закономерно приходят периоды технич. революций. Эти революции связаны с коренным преобразованием средств труда и технологии (см.). Они могут быть локальными, охватывающими отдельные стороны или отрасли Т., или общими, преобразующими весь технич. базис об-ва, утверждающими новый технологич. способ производства.  Происходит общая технич. революция, к-рая так или иначе затрагивает все отрасли и все стороны Т. Особенность ее состоит в том, что она органически связана с современной революцией в науке. В рез-те образуется единый процесс революции научно-технической (см.). Лит.: Шухардин СВ. Основы истории техники. М., 1965; Епископосов Г.Л. Техника и социология. М., 1967; Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970; Товмасян С.С. Философские проблемы труда и техники. М., 1972; Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976; Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: социальные последствия НТР. Год 2000. М., 1986. И.Б. Орлова.

ТЕХНИЦИЗМ И АНТИТЕХНИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ - совокупность методов воздействия орудиями труда на физич., химич. и иные свойства предмета труда. Т. обработки определенного предмета труда выражается в технологич. процессе, т. е. процессе физич., механич., химич. воздействия орудий труда на предмет труда. Технологич. процессы определяются господствующим технологич. способом производства - исторически определенным способом соединения человека и технич. средств труда в системе производительных сил. Технологич. процесс расчленяется на операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда, рабочих-исполнителей и охватывающие все действия по обработке предмета труда данного вида, на одном рабочем месте в определенное рабочее время. Операция - основная единица разделения труда в производственном процессе, организации труда, планировании, нормировании и учете труда в производстве. Для нормального хода производства необходимо соблюдение технологич. дисциплины - строгая последовательность технологич. операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет mv да в установленных пределах. В ходе революции научно-технической (см. значительные изменения связаны с разработкой и внедрением новых Т.: биотехнич., безотходных энергосберегающих и т. д. Полная автоматизация производственных процессов достигается на основе т. н. безлюдной Т. Основанная на применении производственных роботов, она освобождает человека от выполнения операций по обслуживанию машин и механизмов, предоставляя ему более широкие возможности для занятий интеллектуальным трудом. Новый шаг в развитии научно-технич. прогресса на основе внедрения "безлюдных Т." требует принципиально нового подхода в решении ряда соц. вопросов таких, как подготовка и расстановка кадров, развитие системы непрерывного образования. Н.В. Андреенкова.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОФОБИЯ

ТЕХНОФОБИЯ - негативное восприятие соц. последствий технич. прогресса в обществ. сознании второй половины XX в.; боязнь засилия техники, и особенно электронной, над человеком, подавления ею индивидуальности человека в труде и быту, превращения его в придаток машины; пророчество гибели гуманистических идеалов и нравственных норм в об-ве, где властвуют ценности неограниченного потребительства и беспредельного внедрения технических средств во все сферы жизни человека. М.С. Ковалева.

ТИМАШЕВ (TIMASHEFF) НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ

ТИМАШЕВ (TIMASHEFF) Николай СергееВИЧ (1886-1970) - русско-амер. социолог, правовед и историк обществ. мысли. Проф. юриспруденции Петроградского политехнич. ин-та (1916-1920 гг.). В 1921 г. эмигрировал из СССР; после 1936 г. жил в США. Согласно Т., правовая система - это измеритель, показатель и основной "рефлектор" соц. системы и ее изменений. Вслед за Л. И. Петражицким Т. считал, что право как соц. явление возникает при слиянии двух уже сложившихся особенностей соц. бытия (к-рые в общем могут существовать и независимо друг от друга). Первая из них - наличие в каждой длительно существующей соц. группе такого порядка, к-рый может быть выражен в правовых нормах и к-рый через посредство сложных механизмов делается обязательным для членов группы; вторая - наличие соц. власти. В работах по общей социологии Т. излагал идеи, близкие к взглядам П. Сорокина. Он считал, что социология изучает "биопсихологич. коллективный опыт людей", что нет минимального принципа или субстрата, к к-рому можно свести все обществ. процессы, т. е. отвергал историч. монизм, утверждая, что историч. процессы определяются взаимодействием многих факторов: экономических, демографич., религиозных, психологич. и др. Т. склонялся к убеждению, что основным соц. явлением, единицей, подлежащей социологич. анализу, нужно считать взаимодействие между двумя или более человеческими существами. Т. принадлежит также несколько работ по истории социологии. Соч.: An Introduction To The Sociology Of Law. Camb., 1939; Sociological Theory, Its Nature And Growth. N.Y., 1954. И.С. Добронравов.

ТИП ИДЕАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИП КОНСТРУИРОВАННЫЙ

ТИП КОНСТРУИРОВАННЫЙ - методологич. понятие, введенное Г. Беккером по аналогии с типом идеальным (см.) М. Вебера. Отличие Т.к. от идеального типа состоит в том, что элементы, из к-рых он состоит (черты, аспекты и проч., указанное в нем), считаются имеющими поддающиеся обнаружению референты в эмпирич. реальности или же могут быть законным образом выведены из эмпирической очевидности. Т.к. помогает не только при упорядочении эмпирических данных, но и при генерализации. Однако, как и идеальный тип,  он не описывает реальных феноменов. Пример Т.к. - беккеров-ская дихотомия священного и светского (см.). А.Ф. Филиппов.

ТИП ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЙ

ТИП ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЙ - обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных качеств социальных (еж.) личности, входящих в к.-л. общность социальную (см.). Соц.-типич. черты личности выходят за пределы ее индивидуальности, означают обусловленность индивидуального социальным. Это, однако, не значит, что личность утрачивает свою индивидуальность, растворяется в социальном. Будучи проекцией социального, сама индивидуальность личности выступает как соц. факт. Если же связь между социальным и индивидуальным прерывается (или нарушается), то на первый план могут выдвинуться факторы самодетерминации личности и, как следствие этого, индивидуализм, в равной степени противоречащий как социальности, так и индивидуальности. Повторяющиеся и относительно устойчивые сочетания соц. и индивидуальных качеств личностей, действующих в конкретных условиях места и времени, позволяют выделить основания типологизации личностей. Преобладание индивидуальных качеств, обусловленных в известной степени соц. характером личности, служат основанием для формирования авторитарных, толерантных и конформистских типов личностей. Преобладание социального над индивидуальным имеет своим следствием демократич. тип личности. Исходной теоретико-методологич. посылкой для соц. типологии является тип об-ва - обществ. формация. Путь от анализа обществ. формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типич., закономерно формирующееся в конкретно-историч. системе соц. отношении, в рамках определенного класса или соц. группы, к-рой принадлежит личность. Можно говорить о личности рабочего или интеллигента как об определенных соц. типах, равно как о личностях американского или китайского рабочего, амер. или китайского инженера как о типах личностей, -формировавшихся в условиях различн. типов тб-ва. Индивиды, включенные в процесс классового или группового взаимодействия, обладают бесчисленным множеством свойств. Учесть все эти свойства практически невозможно. Следовательно, когда речь идет о личностях как о членах соц. групп и классов, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а соц. типы личностей. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976. Г.В. Осипов.

ТИПОЛОГИЯ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ (ТИПОЛОГИЯ СПЕЦИФИЧНЫХ СТРУКТУР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ)

ТИПОЛОГИЯ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ (ТИПОЛОГИЯ СПЕЦИФИЧНЫХ СТРУКТУР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ) - определяется важнейшими потребностями (соц.-экономич.. физиологич. и др.) разных соц. групп населения и конкретными условиями их реализации при данном уровне развития производительных сил и характере производственных отношений. На использование времени (рабочего, внерабочего, свободного, бюджета времени в целом) воздействуют многообразные факторы: производственные и внепроизводственные. Так, рабочее время преподавателей вузов рассредоточено по времени суток и месту осуществления. Рабочее же время большинства рабочих строго ограничено определенным периодом суток и одним рабочим местом. У одних соц. групп населения значительная часть их активного внерабочего времени (еж. Время внерабочее) посвящается домашнему труду и семейным обязанностям, У других - телевизору, у третьих - отдыху и развлечениям и т. д. В конечном счете для разных соц. групп населения характерен присущий им специфич. способ времяпрепровождения в производственной и внепроизводственной сферах жизни, отражающий их реальное поведение. Многообразные способы времяпрепровождения в будние и выходные дни, в праздники, в период отпуска - могут быть объединены в сравнительно небольшое число сходных типов, что важно для понимания закономерностей использования времени, для определения соц.-экономич. политики и разработки мероприятий по улучщению использования рабочего и нерабочего времени. Используются два метода по выявлению в времяпрепровождения: на основе типологии людей по их соц.-демографич. и профессиональным характеристикам и типологии людей по их реальному поведению, отраженному в повремени (см.), а также их сочетание. Первый - "традиционный" метод, начало использованию к-рого было положено С. Г. Струмилиным. Он строится на том основании, что для разных соц. групп (рабочих - колхозников - служащих; работающих - неработающих; семейных - несемейных; мужчин - женщин; молодых - среднего возраста - пожилых и т. д.) характерно свое использование бюджета времени. Для выявления типов времяпрепровождения необходимо первоначально в обследуемой совокупности выявить научно обоснованные соц. группы. В России, как и за рубежом, для выявления типов времяпрепровождения начали использоваться методы многомерного статистич. анализа. Обследуемые лица объединяются в группы по типам времяпрепровождения на базе одинаковых наборов видов деятельности и их продолжительности. Выбор метода зависит в конечном счете от целей анализа. Т.в. может производиться как по отдельным группам затрат времени - внерабочее, свободное и т. д. (см. Времени затраты), так и по бюджету времени в целом. Однако более обоснованной представляется типология на основе данных о всех видах деятельности за сутки (неделю и т. д.), поскольку все виды деятельности (и их продолжительность) взаимосвязаны. Так, поведение в свободное время  зависит от продолжительности, тяжести труда на производстве и в домашнем хоз-ве. Лит.: Гордон Л.А., Волк В.Я. и др. Некоторые проблемы типологии свободного времени (опыт использования методов многомерного анализа)//Научно-технический прогресс, социальное развитие  и свободное время. М., 1969; Мит-рикас А. Некоторые вопросы проведения свободного времени//Проблемы внепроизводственной деятельности трудящихся. М., 1977; Патрушев В.Д., Татарова Г.Г., Толсто в а Ю.Н. Многомерная типология времяпрепровождения// Социологич. исследования. 1980, № 4. В.Д. Патрушев.

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИРИКЬЯН (TIRYAKIAN) ЭДВАРД АШОТ

ТИРИКЬЯН (TIRYAKIAN) Эдвард Ашот (1929) - амер. социолог, автор трудов по проблемам социальной теории и теории социально-культурных изменений, исследовал проблемы взаимовлияния социологизма и экзистенциализма. Соч.: Sociologism and Existentialism. Glencoe 1962; Phenomenon of Sociology. N.Y., 1971.

ТИТМА МИКК ХАРРИЕВИЧ

ТИТМА Микк Харриевич (1939) - эстонский социолог. Основные направления деятельности Т. - проблема выбора профессии, ценностные ориентации,  нормы поведения и воспитание выпускников школ, взаимосвязь и развитие соц. структуры, изменение ценностных ориентации молодежи, выбор профессии,  проблема лон-гитюдных исследований. Т. внес большой вклад в развитие сравнительных исследований по проблемам соц. состава высших учебных заведений и соц. происхождения студентов. Соч.: Выбор профессии как социальная проблема.  М. 1975; Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев (в соавторстве с Э.А. Саар). Таллинн, 1984 Молодое поколение (в соавторстве с Э.А. Саар). М., 1986.

ТКАЧЕВ ПЕТР НИКИТИЧ

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844-1886) - русский соц. мыслитель, идеолог бланкистского крыла в демократич. народничестве. В трудах Т. идея крестьянского социализма Н. Г. Чернышевского развертывается из общесоциологич. модели в программу непосредственного политич. (революционного) действия. Рассматривая историч. реальность как объект такого действия, Т. создал "философию историч. инициативы", согласно к-рой движущей силой соц. прогресса являются воля и действие революционеров - политич. элиты ("интеллигентного меньшинства"). Как и Чернышевский, Т. отвергал теорию "самобытности" историч. пути России. Улавливая, что пореформенное развитие страны идет в том же направлении, что и экономич. развитие западноевропейских гос-в, Т. отмечал рост городской и сельской буржуазии - консервативных сил, консолидация к-рых, по его мнению, может поставить под вопрос социалистич. перспективу России. Поэтому в его концепции первостепенную роль играет фактор времени, идея немедленного революционного переворота. Т. считал необходимым пробудить революционную инициативу масс путем антиправительственных акций (заговоры, дезорганизация гос. механизма и т. п.), проводимых конспиративной централи-стской партией. Эта идея Т. была принята лишь в конце 70-х гг. XIX в. в связи с переходом народовольцев к практике индивидуального террора. В отличие от бакунистов Т. утверждал, что гос-во, реорганизованное в орган революционной диктатуры, сохранится и после переворота, с тем чтобы "интеллигентное меньшинство" смогло осуществить социалистич. переустройство всей жизни. Соч.: Сочинения. Т. 1-2. М., 1975-1976. С. М. Митина.

ТОЙНБИ (TOYNBEE) АРНОЛЬД

ТОЙНБИ (TOYNBEE) Арнольд (1889-1975) - англ. историк, философ, обществ. деятель. Главой труд его жизни "Исследование истории" есть обозрение всемирной истории в форме, по его словам, "культурно-историч. монадологии", т. е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на к-рые распадается историч. существование человечества и к-рые он называет цивилизациями. Это представление сложилось под определяющим влиянием О. Шпенг-лера, от к-рого, однако, Т. отличается в двух отношениях. Во-первых, наряду с естественной необходимостью Т. признает за человеком способность к свободному самоопределению; во-вторых, циклич. модель историч. процесса Шпенг-лера модифицируется признанием объединяющей роли "мировых проповеднических религий" (буддизм, христианство, ислам), к-рые и являются высшими ценностями и ориентирами историч. процесса. Согласно Т., динамика цивилизации (ее возникновение, рост, "надлом", упадок и разложение) определяется "законом вызова и ответа", согласно к-рому каждый шаг вперед связан с адекватным "ответом" на "вызов" историч. ситуации. Адекватный "ответ" - заслуга "творческого меньшинства", к-рое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в "господствующее меньшинство". Последнее, утрачивая творческие способности, все больше опирается на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. Банкротство "господствующего меньшинства", его неспособность справиться с обстоятельствами и беспрестанно возникающими новыми проблемами приводят к "надлому", а затем (если "болезнь" не получает своевременного лечения) к окончательной гибели цивилизации. Концепция Т. соединяет испытанные приемы позитивистской историографии (сравнительно-историч. метод, индуктивное обобщение и его экстраполяцию на Др. области) с философскими идеями "творческой эволюции" А. Бергсона и теологич. символами ("первородный грех", "исход и возвращение"). Соч.: Постижение истории. М., 1991. М.А. Киссель.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпение) - 1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в рез-те снижения чувствительности к его воздействию.

ТОЛСТОВА ЮЛИАНА НИКОЛАЕВНА

ТОЛСТОВА Юлиана Николаевна (1942) - российский социолог и математик. Область основных интересов - проблемы использования тематики в социологии. Организатор и зам. гл. ред. журнала "Социология 4М (методология, методика, математическое моделирование)".

ТОМАС (THOMAS) УИЛЬЯМ АЙЗЕК

ТОМАС (THOMAS) Уильям Айзек (1863-1947) - амер. социолог, представитель психологизма в социологии. Ядро теории Т. - понятие соц. ситуации, включающее три взаимосвязанных элемента: объективные условия (соц. нормы и ценности); установки индивида и группы; определение ситуации  действующим лицом. В написанной совместно с Ф. Знанецким книге "Польский крестьянин в Европе и Америке" (The Polish Peasant in Europe and America. Vol. 1-5. 1918-1920) основное внимание уделено анализу второго элемента. Когда определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, возникают конфликты и соц. дезинтеграция, порождающая многие болезни современного об-ва. Совместно со Знанецким Т. разработал типологию личностей по характеру приспособляемости людей к соц. окружению: мещанский тип (для него характерны традиционные установки); богемный тип (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень приспособляемости); творческий тип (для него характерна установка на творческую деятельность). Т. утверждал, что развитие обществ. жизни и культуры определяется лишь творческими личностями, способными на изобретения и нововведения; источник прогресса он видел в психологич. качествах людей, их темпераменте. Соч.: The Polish Peasant In Europe And America (with F.Znanetski).Vols 1-5. Chic, 1918-1920; The Child In America (with D.S. Thomas). N.Y., 1928; On Social Organization And Social Personality. Chic, 1966. И.С. Добронравов.

ТОТАЛИТАРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОФФЛЕР (TOFFLER) АЛВИН

ТОФФЛЕР (TOFFLER) Алвин (1928) - амер. социолог и футуролог, публицист, обществ лея тель. В яркой, образной и критич. форме он показал обострение соц. противоречий научно-технич. революции. Однако рассуждения его не выходят за рамки схемы обществ. развития как последовательного совершенствования смены "стадий роста" индустрии и принципа детерминизма технологического (см.). Т. утверждает невозможность устранения нежелательных в соц плане последствий НТР в пределах "индустриальной цивилизации" и провозглашает близость "супериндустриального об-ва". Путь перехода к нему Т. видит в гуманизации всех сфер жизни современного человека на основе повсеместного внедрения новейшей компьютерной (третьего поколения) техники, к-рое позволит перейти от стандартизированного массового обслуживания к максимально индивидуальному.

Соч.: Столкновение с будущим. М., 1972; Сдвиг власти-знание, богатство и насилие на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993, № 6; Футурошок. СПб., 1997; The Есо-spasm. Report. Toronto, 1975; The Third Wave. N.Y., 1980. M.C. Ковалева.

ТОЩЕНКО ЖАН ТЕРЕНТЬЕВИЧ

ТОЩЕНКО Жан Терентьевич (1935) - российский социолог и философ. Основные научные интересы - теоретико-методологические проблемы социологии, социальная инфраструктурасоциальное проектирование и планирование. С 1980-х годов исследует политическое сознание и поведение, социальное настроение  и этнополи-тические ориентации. Член-корр. РАН. Соч.: Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М., 1980; Социальное проектирование (в соавторстве с Н.А. Аитовым, Н.И. Лапиным). М., 1982; Социология. Общий курс. М., 1994; Социальное настроение. М., 1996.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ - соц.-филос. направление, в основе к-рого лежит представление о некой "изначальной традиции", выражающей всеобщий, космич. смысл мироздания и в ходе историч. развития проявляющей себя через те или иные конкретные этнокультурные и религиозные формы. Всякая религиозная система не только содержит представление о мироздании, но и освящает определенное обществ-политич. устройство, тем самым способствуя проявлению принципов "изначальной традиции". Поэтому Т. направлен на постижение и синтез всех духовных традиций (антитрадиционализм, напротив, связан с гипертрофией обособленных тенденций). Избегать всякого разрыва с традицией, поскольку она - хранилище истины, сохранять старые формы и ценности, ибо они есть спонтанное выражение подлинных потребностей об-ва, - такова сущность Т. Разумеется, Т. допускает, что исторически сложившийся соц. порядок может подвергнуться искажению; но исправление положения мыслится как "возвращение к истокам", снятие наслоений, очищение от искажений, приведение в соответствие "неизменной сущности" вещей и адекватной духу времени формы. Образно это выражено в понятии золотой век" - порядок, существовавший изначально, с к-рым следует соотносить всякий возникающий во времени порядок. Такое представление, свойственное культурной традиции разных народов, служит в глазах многих традиционалистов свидетельством существования скрытой единой, всеобщей традиции, древней как мир, в к-рой берут начало все религии и символы Верность традициям, скептич. отношение к обоснованности и легитимности инноваций культурных (см.) существовали во все эпохи, но вкладывание Т. в сознательное учение стало возможным только после того, как возникли глубокие сомнения в прежних истинах, внесенные философией Просвещения, и произошел решительный разрыв с прошлым в рез-те Великой франц. революции. Первым камнем, заложенным в основание Т., считается труд Э. Берка "Размышления о франц. революции" (1790), за к-рым в 1796 г. последовали произведения Ж. де Местра к Л. де Бональда, а затем, в эпоху Реставрации, - П. С. Балланша, Ф. Р. де Шатобриана, Ф. Ламенне и др. Отвергая принципы рационалистич. философии Просвещения, бурж. либерализма и народовластия, Т., особенно активный во Франции, выступил как контрреволюционное учение, связанное с феодально-аристократич. оппозицией. Основными элементами этого учения стали понятия органич. об-ва и его корпоративного устройства, к-рые получили дальнейшую разработку в учении соц. католицизма, а также в системе 0. Конта. В первой четверти XX в. ряд идей Т. - романтич. антипрогрессизм, антииндивидуализм, органицизм (см.) - были подхвачены и развиты интеллектуалами группы "Аксьон франсез" во главе с ее идеологом Ш. Моррасом и кружком "Консервативная революция" во главе с Мел-лером ван ден Бруком (Германия), деятельность к-рых способствовала становлению фашистской идеологии. Скомпрометированное политически, традиционалистское направление долгое время существовало в качестве малоизвестной школы мышления, но с середины 70-х гг. его идеи привлекают усиленное внимание со стороны идеологов неоконсерватизма, средств массовой информации. В процессе обновления современный Т. опирается на достижения наук о природе и человеке, на новые прочтения таких авторов, как Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ф. Дюмезиль, К. Лоренц и др. Лит.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Guenon R. La crise du monde moderne. P., 1968; Evola J. Revoke contre le monde moderne. P., 1972; Benoist A. de. Vue de droite. P., 1978; Petitfils J.-P. Lextreme droite en France. P., 1983. T.M. Фадеева.

ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ

ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ - представители западноевропейской, особенно франц. философии истории первой половины XIX в., выступившие защитниками феодальных порядков и возглавлявшие оппозицию просветительской мысли, гл. обр. ее интерпретации историч. процесса, в особенности идеи прогресса. Концепции Т. выражались в историософских схемах, согласно к-рым история совершается по плану провидения, как процесс постепенной реализации религиоз-но-этич. идеала. Истинные ценности воплощены в традиции, а потому опыт прошлого - высшая инстанция во всех вопросах обществ.-политич. устройства. Концепции Т. были связаны с идеологией консервативно-романтич. историзма. Нек-рые идеи были подхвачены и развиты О. Контом, а от него перешли к Э. Дюркгейму и другим социологам. Эти общие идеи, идущие от Т., состояли в следующем. Доказывалось абсолютное превосходство об-ва над индивидом. Утверждалось, что идеи, язык, мораль и т. п. отражают реальность об-ва, что отделение человека от власти традиций ведет не к свободе, а к изоляции от об-ва и к болезни. Т. настаивали на необходимости авторитета не только гос-ва, но и всех групп, ин-тов и отношений, образующих об-во, - религии, семьи, цеха. Они считали, что разрушение авторитета приводит к гибели обществ. группы. Согласно Т., утилитарная мораль невозможна, мораль может иметь своим источником только религию; главной функцией морали является обеспечение всеобщего согласия (см. Консенсус). Идея обществ. порядка основывалась у Т. на идее органического единства об-ва, к-рое не может быть перестроено, поскольку развивается по своим естественным законам. Е.В. Осипова.

ТРАШЕР (TRASHER) ФРЕДЕРИК

ТРАШЕР (TRASHER) Фредерик - амер. социолог, один из организаторов исследований субкультур. Классическим является его исследование поведения членов преступной группы. Соч.: Gang: A Study of 1313 Gangs of Chicago. Chic, 1927.

ТРЕНИНГ

ТРЕНИНГ - 1. Специальный тренировочный режим, тренировка. 2. Процесс получения навыков и умений в к.-л. области.

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Методы Т.с.-п. направлены на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. В группах Т.с.-п. вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различн. условиях и разных группах. Т.с.-п. проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реальными группами людей, связанными производственными или иными устойчивыми отношениями. В последнем случае нередко ставится задача улучшения соц.-психологич. климата в группе. Основы теории и практики Т.с.-п. были разработаны амер. психологом К. Роджерсом и базировались на идеях "гуманистич. психологии", в основном на идее "самоактуализирующейся личности". Эта идея заключается в том, что самосовершенствование личности осуществляется за счет развития групповых отношений и создания особой ситуации доверительного общения, в к-рой происходит осознание себя и др., обмен взаимоощущениями, восприятием друг друга. Роджерс строил свою концепцию, опираясь на работы нем. психолога К. Левина по "групповой динамике" (Левину принадлежит идея тренинг-групп). Роджерс предложил две формы Т.с.-п.: 1) группы интенсивного общения (группы встреч и тренинг сензитивности) и 2) группы "организационного развития". В России в качестве основных методов Т.с.-п. используются ролевые игры и групповая дискуссия. Т.с.-п. может включаться в инновационные игры и в практич. деловые игры в качестве одного из методов группо-образования, разрешения конфликтных ситуаций и создания благоприятного психологич. климата в группах; используется в обучении руководителей, а также всех специалистов, работающих с людьми (учителей, работников сферы обслуживания и т. п.) с целью повышения соц.-психологич. компетентности. Лит.: Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии//Вопр. психологии. 1982, № 2; Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982; Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического поведения//Психол. журнал. 1984. Т. 5, № 4; Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989; Modern theory and method in group training. N.Y., 1972; Rogers С Encounter groups. L., 1975. Е.И. Усенко.

ТРУД

ТРУД - целесообразная деятельность человека, в процессе к-рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Т. представляет собой единство трех моментов: 1) целенаправленной, целесообразной деятельности человека или собственно труда; 2) предметов; 3) средств труда.

ТРУД ОБЩЕСТВЕННЫЙ

ТРУД ОБЩЕСТВЕННЫЙ - 1 Деятельность людей, направленная на удовлетворение экономич. и соц. потребностей об-ва. Внутри Т.о. выделяют общественно организованный труд  т. е. деятельность, включенную в систему обществ. разделения труда, и труд, направленный на самообслуживание, представляющий собой резерв обществ. разделения труда. Общественно организованный труд составляет сущность обществ производства. Его рез-т - совокупный обществ продукт. Важнейшие сферы приложения Т.о. - материальное производство, непроизводственная сфера, домашнее хоз-во. Развитие производительных сил и обществ. отношений приводит к существенным изменениям в структуре Т.о. Возрастает обществ. и экономич. значение труда в непроизводственной сфере, в первую очередь научн., интеллектуального. Уменьшается объем затрат труда в домашнем хоз-ве. Перестраивается структура трудовых затрат в материальном производстве: сокращается доля ручного, тяжелого, нетворческого труда, возрастает доля квалифицированного, творческого труда. Особенно большие изменения в структуре Т.о. происходят в ходе революции научно-технической (см.). 2. Характеристика одного из свойств труда, заключающаяся в неразрывной связи целесообразной деятельности людей с обществ. формой бытия человечества. В этом смысле труд всегда является общественным, т. к. отдельные работники и трудовые коллективы могут производить лишь при помощи накопленных об-вом ресурсов (средств производства и т. п.). Различн. способы производства придают обществ. труду разные формы. Лит.: Производительность общественного труда: сущность, роль, факторы роста. М., 1987; Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989. И.Б. Орлова.

ТУРЕН (TOURAINE) АЛЕН

ТУРЕН (TOURAINE) Ален (1925) - франц. социолог. Концепция Т. получила свое развитие в русле социологич. направления, к-рое в целом определяется как динамическое. Отталкиваясь от веберианских постулатов и подвергая критике их ограниченность, Т. понимает социологию не как одно только исследование действующего индивида, ориентации к-рого определялись бы по отношению к объекту действия, но как изучение соц. действия, действия историч. субъекта, ориентации к-рого детерминированы совокупностью соц. условии. Ир" этом соц. реальность в целом должна анализироваться как совокупность систем действия. В концепции об-ва Т. вопрос ставится не столько о том, каким образом изменяются современные об-ва, сколько о том, каким образом ни себя воспроизводят. Специфический анали-гич инструмент, предлагаемый для переосмысления "производства" об-ва - понятие "система история, действия". "Система истории, действия" показывает посредством воплощенной в ней комбинации динамизм соц.-экономич. организации, "способ воздействия историчности на соц. практики". Т. защищает идею, о том что современный тип об-ва, более, чем к.-л. другой, должен рассматриваться как система отношений и соц. движений, культурного созидания и политич. борьбы. Об-во - это иерархизированная совокупность систем действия. Соц. движения не являются ни последствиями, ни факторами изменения, они являются коллективными действиями классов, посредством к-рых об-во нормативно организует свои отношения со своим окружением. Над функционированием об-ва доминируют как его историчность и отношения классов в нем, так и его соц. движения. Соц. движение - это действие (одновременно культурно ориентированное и соц.-конфликтное) одного соц. класса, определенное его позицией в способе присвоения историчности, културных моделей инвестирования (вложения капитала), познания и нравственности, к к-рым он сам ориентирован. Соч.: Sociologie de laction. P., 1965; Production de la societe. P., 1973; The Post - Industrial Society., N.Y., 1971. Н.Г. Осипова.

Предыдущая страница Следующая страница