Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛИ"-"ЭФФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛИ"-"ЭФФ")

ЭЛИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛИТА НАУЧНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛИТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ЭЛИТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - в европейских странах элитаристские теории исторически концентрировались вокруг понятий "властная элита" , "политич. элита", в первую очередь связывая определение элиты с функциями политич. управления. В России довольно скоро возник вопрос об Э.э. как самостоятельном и определяющем элементе в структуре элит, в том числе по отношению к элите политич. Обычно под Э.э. понимаются люди, контролирующие основные финансово-экономич. структуры страны вне зависимости от юридич. форм собственности. Э.э. распадается на две основные группы: руководители гос. предприятий - "директора" и руководители (собственники или менеджеры) негос. структур - "бизнес-элита". Граница между этими группами все более стирается по формальному признаку в связи с массовым акционированием хозяйственных структур. Бизнес-элита возникает не на пустом месте, имеет корни в политич. хозяйственной и соц. жизни бывшего СССР. Признавая наличие этих корней - теневая экономика,  номенклатура, криминальная среда - было бы ошибочным сводить современную бизнес-элиту (как и все предпринимательство в целом) исключительно к указанным трем соц.-экономич. группам. Во внутренней структуре бизнес-элиты в России уже к 1994 году нашли отражение все основные этапы формирования бизнес-пространства на территории сначала СССР, а впоследствии РФ. Это рез-т последовательного вовлечения (вхождения) в предпринимательство под воздействием соц.-по-литич. событий различных слоев общества, отличающихся соц. опытом и соц. подвижностью в структуре обществ. производства СССР. Бизнес-элита - самостоятельная элитная группа, феномен трансформации соц. структуры СССР- РФ и рез-т формирования нового соц. слоя - предпринимателей. Тенденции, происходящие в общероссийской бизнес-элите, имеют место и на региональном уровне, где процесс активизации "номенклатуры" и прежде всего "хозяйственного генералитета" носит более выраженный характер.

Бизнес-элиту нельзя отрывать от всей элитной сферы: в то же время данная группа обладает специфич. признаками, делающими возможными ее выделение и изучение. Н.Г. Осипова.

ЭМЕРСОН (EMERSON) РИЧАРД

М. - амер. социолог-теоретик, соц. бихевиорист, центральный интерес - теория обмена.  Э. разрабатывает вместе со своими учениками (К. Кук и др.) "многостороннюю теорию обмена", делая акцент на изучение сетей обмена. Использование понятия сетей обмена способствует расширению теории обмена с микро- до макроуровня. Э. считает, что нужно исследовать обмен не только между индивидами, но и между корпоративными группами, концентрируя внимание на обменных отношениях между позициями внутри соц. сетей (отношение власти и т. п.). Сам процесс обмена, по Э., обусловлен внешними структурными моделями взаимодействия или мотивировок расположением ресурсов структуры. По мнению нек-рых теоретиков (А. Макмэгон и др.), Э. эволюционирует от теории обмена в сторону структурного функционализма. Соч.: Social Exchange Theory // Social Psichology: Social Perspectives. N.Y., 1981. С.М. Митина.

ЭМОЦИЯ

ЭМОЦИЯ (франц. emotion - волнение, эмоция, от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психич. процессов и состояний, характеризующий отношение человека к окружающему миру. Основная функция Э. заключается в регуляции активности субъекта путем оценки значимости внешних и внутренних сигналов для его жизнедеятельности в целом. При определении понятия Э. необходимо учитывать три составных: субъективное переживание Э. в форме удовольствия или неудовольствия, страха, радости и т. п.; процессы, происходящие в нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и др. системах организма; выразительные комплексы эмоций, поддающиеся внешнему наблюдению. Выражая активную сторону потребности, Э. возникают в условиях дефицита информации, необходимой для удовлетворения потребности. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Э. человека можно разделить на Э. реакции, или ситуативные Э.; Э. состояния; Э. отношения, или чувства. В обыденном языке Э. часто употребляется как синоним чувства. Формирование Э. человека - важнейшее условие развития его личности. Творчески активную, гармонически развитую личность характеризует богатый мир разнообразных Э., отражающих разнообразие социально ценных мотиваций. Лит.: Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства.  М., 1966; Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1971; Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1979; Изард К. Эмоции человека. М., 1980; Психология эмоций. Тексты. М., 1984; Young P.I. Emotion in man and animal, its nature and dynamic basis. N.Y., 1973. H.B. Тарабрина.

ЭМПИРИЗМ

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт) - познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об об-ве, основанной на конкретных, объективных данных опыта и способствующей рациональному управлению соц. процессами. При этом научн. функции социологии  сводятся к обоснованию практич. поведения, а функции добывания знаний об об-ве низводятся до технич. операций с верифицируемыми данными, собранными разными социоло-гич. методами. Тем самым теоретич. знание выводится за пределы социологии. В истории социологии Э. получил развитие как сознательный уход от стилей "соц. философии" и "критич. журнализма". Однако абсолютизация Э. на практике приводит социологию не столько к бескорыстному служению об-ву и построению точной науки об об-ве, сколько к замыканию на узких, внутрипрофессиональных заботах о совершенствовании технико-методич. обеспечения сбора и обработки соц. информации. М.С. Ковалева.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНГЕЛЬС (ENGELS) ФРИДРИХ

ЭНГЕЛЬС (ENGELS) Фридрих (1820-1895) - философ, соц. мыслитель, давший переходную теорию от соц. философии к социологич. мышлению. В книге "Положение рабочего класса в Англии" пришел к выводу, что индустриальное развитие является двигателем соц.-историч. изменений. Эта книга - одна из первых попыток конкретного социологич. исследования, объединившего богатые эмпирич. данные с масштабными теоретич. выводами. Вместе с К. Марксом считается одним из основоположников системного подхода к исследуемой соц. действительности, разрабатывал концепцию соц. природы человека и человеческого действия, разделения труда, теории отчуждения, соц.-классовой сущности идеологии. После смерти Маркса критиковал одностороннее, экономически детерминистское толкование его учения марксистами. Стремился осмыслить достижения современного ему естествознания с т. зр. историч. материализма. Его работа "Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва" - значительный вклад в развитие материалистически трактуемой антропологии. Он настойчиво пытался в своих и совместных с Марксом работах связать проблемы современного ему об-ва с конкретной практикой классовой борьбы пролетариата, развивал марксистскую социалистич. концепцию. Г.В. Осипов. Соч.: Положение рабочего класса в Англии// Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 2; Происхождение семьи, частной собственности и государства. Там же. Т. 21; Крестьянская война в Германии. Там же. Т. 7; К жилищному вопросу. Там же. Т. 18.

ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - в целостной структуре исследовательского процесса специфич. виды деятельности социолога, связанные с решением промежуточных целей и задач. Выделяются следующие основные Э.с.и.: разработка программы социологич. исследования, сбор эмпирич. данных (полевой этап), обработка эмпирич. информации, ее анализ и интерпретация. Каждый Э.с.и. характеризуется относительной самостоятельностью. Деятельность социолога в рамках каждого этапа разделяется на более дробные структурные элементы, регламентируется специфич. нормативными требованиями, имеет собственные критерии для оценки качества исполнения и рез-тов. Напр., этап разработки программы включает следующие виды работ: 1) разработку теоретич. концепции исследования (анализ проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования, определение предмета и объекта исследования, определение целей и задач, формулировка гипотез, интерпретация и операционализация понятий) ; 2) разработку методич. раздела программы (определение принципиального плана исследования, обоснование выборочн. процедур, обоснование методов сбора эмпирич. данных, разработка инструментария для сбора данных в рамках выбранных методов, пилотаж методич. инструментария и его доработка, определение методики обработки и анализа данных); 3) разработку организационного раздела программы (определение трудозатрат, расчет финансовых затрат, определение сроков исполнения отдельных видов работ).Во времени отдельные этапы могут осуществляться параллельно, напр., разработка выборки и методики опроса или проведение опроса и анализ документов.  Последовательность и взаимосвязь Э.с.и. определяются логикой исследовательского процесса. Качество конечн. рез-та социологич. исследования непосредственно связано с качеством исполнения требований каждого этапа. Напр., ошибки, допущенные при разработке или исполнении выборочн. процедур, не компенсируются отличным исполнением процедур опроса или обработки данных. Целостность исследовательского процесса обеспечивается взаимной обусловленностью, содержательной и логич. преемственностью Э.с.и. Так, методы обработки и анализа эмпирия, данных определяются на этапе разработки методич. инструментария для сбора данных, а тип выборки существенно зависит, с одной стороны, от теоретич. посылок исследования, а с др. - от методики сбора данных. О.М. Маслова.

ЭТИКЕТ

ЭТИКЕТ (от франц. etiquette - малая этика) - в узком, исторически первоначальном значении - свод правил обхождения, принятых при дворе, в дипломатическом кругу и т. п.; в широком значении - совокупность правил поведения, вежливости, принятых в к.-л. об-ве или его части (половозрастной, кастовой, сословной, профессиональной и т. п. Э.). Как обязательные и привычные, правила Э. становятся соц. нормами и обычаями, однако они не имеют такого сущностного значения, как нормы морали. Иначе говоря, в то время как последние обычно отражают внутреннее содержание поведения, первые относятся скорее к его внешним проявлениям. Так, в обращении с лицами своего или противоположного пола, своей или др. возрастной категории, вышестоящими или нижестоящими на соц. лестнице и т. д. различаются регулирующие подобное обращение нормы (напр., общие представления о соц. дистанции) и такие формы их этикетной реализации, как предписанные приветствия или позиции. Амер. антрополог Л. Уайт предложил различать Э. и мораль как регуляцию поведения членов, с одной стороны, разных половозрастных и соц. групп, с другой - всего об-ва; по его мысли, Э. служит соц. интеграции и поэтому строже, чем мораль. На деле мораль также служит интеграции об-ва, к-рое санкционирует многие моральные нормы не менее строго, чем правила Э. Обязательность требований Э. как в узком, так и особенно в широком значении термина обусловлена соц.-исторически и зависит от того, насколько жестко в разные историч. эпохи поведение индивида связано традицией. В целом эти требования намного выраженнее в докапиталистич. об-вах; напротив, в Новое время этикетизированность поведения постепенно снижается. С интернационализацией культуры общения постепенно снижается также и высокая этничность Э. Лит.: Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура//Сов. этнография. 1978, № 5; White L. The evolution of culture. N.Y., 1959. А.И. Першиц.

ЭТНОГРАФИЯ

ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos - народ и grapho - писать, описывать) - наука о народах мира (этносах), их характерных чертах. Во многих зарубежных странах, прежде всего в ро-маноязычных, в тех же целях употребляется термин "этнология". При этом последняя рассматривается иногда как теоретич. дисциплина и противопоставляется Э., к-рой отводится роль чисто описательной науки. В СССР в 20-х - нач. 30-х гг. термин "этнология" также получил некрое хождение. Однако в дальнейшем, в пору борьбы с "бурж." наукой, он был искусственно выве ден из употребления, а за Э. закрепилось пррд ставление как о науке, ведущей исследование народов не только на описательном, но и на теоретич. уровне. Сегодня значительная часть советских этнографов выступает за возвращение в научн. оборот термина "этнология" и употребление его наряду с термином "Э." При этом нередко имеется в виду необходимость "этнологизации" Э., т. е. более активное внедрение новых методик, развитие новых исследовательских направлений, углубление изысканий в области эт-нологич. методологии и теории. Существующие терминологич. различия сопряжены с разными научн. традициями в изучении этнографич. проблематики. Далеко неодинаковы даже представления об основном объекте подобного изучения. Одни ученые таковыми считают человека, др. - культуру, третьи - об-во. Подобные вопросы возникают и при соотнесении Э. (этнологии) с родственными научн. дисциплинами, напр., с амер. культурной антропологией и британской соц. антропологией. Среди специалистов, в России и за рубежом, широкое признание получило представление, что основным объектом Э. являются все этносы - народы как высокоразвитые, так и отставшие в своем развитии; как малочисленные, так и многочисленные; как существовавшие в прошлом, так и существующие ныне. Соответственно, охватывая в пространственном отношении всю заселенную человеком территорию земного шара, Э. в хронологич. плане простирается от древнейших времен до наших дней. Поскольку Э. представляет собой комплексную науку об этносах, то она тесно сопряжена с археологией, историей, культурологией, социологией, антропологией, демографией и др. науками. В рез-те их взаимодействия сформировался целый ряд смежных дисциплин: этносоциология, этноэкология, этнопсихология, этнодемография и др. Лит.: Толстов СП. Советская школа в этнографии// Сов. этнография. 1947, № 4; Толстов С.П., Жданко Т.А. Пути развития и проблемы советской этнографии//Вопр. истории 1964 № 7; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Ю.В. Бромлей.

ЭТНОЛОГИЯ

ЭТНОЛОГИЯ - см. ЭТНОГРАФИЯ.

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ - теоретич. и ме-тодологич. направление в амер. социологии, превращающее методы этнографии и соц. антропологии в общую методологию всех соц. наук. Основателем Э. является Г. Гарфинкель. Будучи весьма экзотичной по своей терминологии, по способу определения предмета и методов исследования, резко противопоставляемых предмету и методам всей прежней социологии, Э. имеет свои идейные истоки, прежде всего экзистенциализм, феноменологич. социологию, культурную и соц. антропологию. Э. распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Г. Сакс, Дж. Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П. Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д. Циммерман, М. Поллнер), этнография, исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К. Д. Кнорр-Це-тин, Б. Латур, С. Вулгар и др.). Э. пытается превратить методы исследования  антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения соц. и культурных явлений. Тем самым Э. универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, пытается увидеть в них основание социологич. анализа современной соц. жизни. Предмет Э. - процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы соц. коммуникации между людьми. Причем все формы соц. коммуникации сводятся Э. к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, Э. отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата: рефлексия по сути дела формирует когнитивные структуры различн. уровня - и повседневные представления о соц. реальности, и социологич. теории, вырастающие на почве обыденных представлений. Э. основывается на определенных теоретич. допущениях, к-рые по-разному были встречены в амер. и европейской социологии. Среди этих допущений следует отметить, во-первых, отождествление соц. взаимодействия с речевой коммуникацией, во-вторых, отождествление исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого - собеседника; в-третьих, выделение двух слоев в интерпретации - понимания и разговора; в-четвертых, отождествление структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи. Э. не приемлет принципиального разрыва между субъектом и объектом описания, полагая, что подобное противопоставление характерно для позитивистской модели научн. исследования. Согласно Э., необходимо построить социологич. исследование на взаимосопряженности исследователя и исследуемого. Поэтому Э. принимает методы организации речи и жизнедеятельности, характерные для примитивных культур, не только в качестве объекта, но и средства описания. Подчеркивая, что этнометодолог и социолог (поскольку Э. стремится стать общей методологией социологии) не могут занять позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, что он всегда включен в контекст повседневного общения и разговора, представители Э. обращают внимание на то, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та, к-рая выражена вербально, что существует неявное, фоновое знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их. Э. понимает язык повседневного общения весьма широко, включая в него не только вербальный язык, но и язык жестов, выразительных движений, ритуал и даже молчание. Так истолкованный язык повседневного общения оказывается фундаментальной сокровищницей соц. смыслов и значений и задает горизонт осмысления мира, в т. ч. и научн. постижения реальности. Л.Г. Ионин.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ) - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнич. особенности психики людей, нац. характер, закономерности формирования и функции нац. самосознания этнич. стереотипов и т. д. Создание особой дисциплины - "психологии народов" - было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, к-рые трактовали "нар. дух" как психич. сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно - как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В нач. XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в 10-томной "Психологии народов" В. Вунд-та. В амер. науке 1930-1950 гг. Э. практически отождествляется с неофрейдистской теорией "культуры и личности", в к-рой делалась попытка вывести свойства нац. характера из т. н. базовой, или модельной, личности, к-рая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная Э. не представляет собой единого целого ни по своей тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений. 1. Сравнительные, кросскуль-турные исследования этнич. особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., к-рые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов психологии. 2. Культуро-логич. исследования, направленные на раскрытие особенностей символичности мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п. 3. Исследования этнич. сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов соц. психологии (теория соц. перцепции, соц. установок, межгрупповых отношений и т. д.). 4. Исследования этнич. особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы к-рых ближе всего к социологии воспитания. Методология Э. очень сложна. Поскольку свойства нац. культуры как целого и свойства составляющих этнос индивидов не тождественны, между культурология, и психология, исследованиями Э. всегда имеется определенный зазор. Кроме того, все заключения об этнич. особенностях подразумевают какое-то сравнение, масштаб к-рого требует уточнения, чтобы избежать возможного этноцентризма. Абстрактные, необоснованные заключения о психологич. особенностях народов вредны и могут оскорбить нац. чувства. Для психологов больной проблемой является кросс-культурная валидность тестов и экспериментальных процедур. Вместе с тем разработка Э., особенно ее соц.-психологич. аспектов, имеет важное значение для интернац. воспитания, преодоления национализма и т. д. Лит.: Брунер Дж. Психология. М., 1977; Коул М., л/оД6(tm) кУльтУРа и мышление: психологический очерк. м., 19//; Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Материалы "круглого стола" по про-олемам этнопсихологии//Сов. этнография. 1983 № 2- Bour-guignon E. Psychological Anthropology//Handbook of social and cultural anthropology. Chic, 1973; Handbook of cross-cultural Human development. N.Y., L, 1981; Jahoda G. Psychology and anthropology: Psychological perspective. L., N.Y., ГЛГГ.ТТ И.С. Кон.

ЭТНОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОСЕКСОЛОГИЯ

ЭТНОСЕКСОЛОГИЯ - раздел этнологии (культурной антропологии), посвященный изучению этнокультурных норм и вариаций человеческой сексуальности. Специфич. предмет Э. - этнокультурные вариации и детерминанты сексуального поведения и установок, в т. ч. особенности эротич. кода, семантика сексуального поведения, техника и условия коитуса и т. п. Все это можно понять только в широкой социокультурной перспективе, включая дифференциацию ролей половых (см.), стереотипы маскулинности и фемининности, половой символизм, особенности половой социализации и брачно-семейных отношений, а также сами нормы половой морали. Уже у высших животных сексуальное поведение  является в значительной степени продуктом научения, приобщающего индивида к свойственной данному виду социосексуальной матрице. У человека эта социосексуальная матрица превращается в сексуальную культуру, к-рую и изучает Э., используя данные непосредственного наблюдения, отчеты информаторов и различн. культурные источники (данные языка, религии, искусства и т. п.). Предметная область Э. очень сложна. Необходимо строго различать: 1) фактическое поведение индивидов, 2) их установки и ценностные ориентации,  3) стоящий за ними культурный символизм, 4) ритуалы и обычаи, посредством к-рых оформляются соответствующие действия, и 5) соц. ин-ты, к-рые эту деятельность направляют и регулируют. Самая элементарная этносексологическая классификация основывается на делении разных об-в и культур на просексуальные (терпимые, либеральные, пермиссивные) и антисексуальные (рестриктивные, ограничительные, подчиняющие сексуальное поведение строгому контролю и запретам). Однако ценность такой дихотомизации проблематична, т. к. не учитывается конкретное значение и содержание соответствующих норм: кто, кому, что, с кем, насколько и почему запрещает. Сексуальные табу и запреты многообразны, их нельзя понять вне соц. и этнокультурного контекста, образа жизни. В большинстве об-в существуют разные нормы сексуального поведения для мужчин, для женщин (т. н. "двойной стандарт"), для разных возрастных групп. Мастурбация нередко допускается для подростков, но осуждается у взрослых и т. д. Кроме негативных санкций, сексуальное поведение регулируется позитивными способами - одобрением и поэтизацией определенных видов любви, культивацией соответствующего телесного канона, отношением к эмоциям, эротике и т. д. Поэтому Э. неразрывно связана с этнопсихологией, социологией брака и семьи, этнопсихиатрией и др. дисциплинами. Лит.: Семенов Ю.И. Происхождение семьи и брака. М., 1974; Ford C.S., Beach F.A. Patterns of sexual behaviour. N.Y., 1951; Human sexual behaviour: Variations in the ethnographic spectrum. N.Y., L, 1971; Foucault M. Histoire de la sexualite. T. 1. La volonte de savoir. P., 1976; Davenport W.H. Sex in cross-cultural perspective//Human sexuality in four perspectives. Baltimore, L., 1977; Frazer S.G. Varieties of sexual experience. New Haven, 1985; Davenport W.H. An anthropological approach//Theories of humen sexuality. N.Y., 1987; Neto J.A. Cultura у sociedad en las practicas sexuales. Madrid, 1989. И.С. Кон.

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ - дисциплина сложившаяся на стыке социологии, этнографии и истории. Предметом этносоциологич. исследований является взаимосвязь общих соц. явлений и процессов с этнич. Основные темы, разрабатываемые этносоциологами, это: влияние нац. факторов на соц. структуру и миграцию населения; использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнич. принадлежности; соц. детерминированность нац. самосознания, межнац. отношений; межэтнич. конфликты; нац. особенности ценностных ориентации, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в соц. группах; этноязыковые процессы, в т. ч. билингвизм. Вопросы, к-рые находятся в поле зрения Э., тесно связаны с изучением соц. структуры, социологией культуры, быта, семьи, соц. психологией, исследованием соц.-демографич. процессов, соц. сближения города и деревни. В Э. четко выделяются два тесно взаимосвязанных, но относительно автономных направления: одно - изучение этнич. специфики общих соц. явлений; другое - исследование собственно этнич. признаков: нац. самосознания, языков, обычаев и др. элементов культуры. Особое внимание уделяется: изучению причин межэтнич. конфликтов и способов их урегулирования; факторам, влияющим на развитие нац. движений, их связи с соц. и политич. процессами в об-ве; реализации интересов этнич. меньшинств; изменениям в этнич. автостереотипах и межэтнич. установках в разных соц.-политич. ситуациях. Лит.: Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984; Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987; Духовная культура и этническое самосознание.  М., 1990; Дробижева Л.М. Этническая социология в СССР и постсоветской России//Социология в России (под ред. Ядова В.А.) М., 1996. Л.М. Дробижева.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

ЭТНОЦЕНТРИЗМ - система взглядов, в к-рых жизнь др. народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентации своей этнич. общности. Э. в бытовой сфере, на личностно-семейном уровне связан с тем естественным противопоставлением "мы - они", к-рое лежит в основе этнич. идентификации, уходит своими корнями в особенности психики, негативно реагирующей на все незнакомое, и в конечном счете обусловлен этнокультурной апперцепцией, т. е. спецификой всего процесса социализации личности в определенной этнокультурной среде, восприятием бытующих в ней стереотипов и т. д. В более широких соц. группах Э. обусловлен также установками и представлениями, полученными в ходе школьного обучения и обществ. воспитания на родном языке, под воздействием этнически окрашенной литературы и искусства, средств массовой информации и т. д. На этом уровне Э. нередко смыкается с идеологией национальной (см.) и может быть направлен в сторону резкого обособления народов, разжигания неприязни между ними. Э. обычно преодолевается в процессе общения с людьми, принадлежащими к др. этносам, с ростом уважения к их культуре, с распространением интернационализма. Лит.: Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика//История СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

ЭТЦИОНИ (ETZIONI) АМИТАЙ ВЕРНЕР

ЭТЦИОНИ (ETZIONI) Амитай Вернер (1929) - амер. социолог, последователь М. Вебера, сторонник системного подхода; основные работы в области политич. социологии, теории организаций, соц. изменений. Э. отстаивает системно-кибернетич. подход к теории об-ва, посредством к-рого пытается соединить методы системного подхода в социологии с идеями эволюционизма; на рассмотрение же соц. макросистем - об-ва и меж-гос. систем - распространяются приемы и понятия, полученные при исследовании организаций. При этом акцент смещается с изучения стихийных обществ. процессов на теоретич. разработку планируемых перемен. В работе "Сравнительный анализ сложных организаций" (1961) Э. разрабатывает типологию механизмов соц. контроля, близкую по характеру к концепции сим-волич. посредников у Т. Парсонса. Согласно Э., любая организация может быть проанализирована с т. зр. соотношения применяемых в ней принудительных, утилитарных и соц.-нормативных образцов и способов соц. регулирования. В своем главн. труде "Активное об-во: теория соц. и политич. процессов" (1968) Э. выступает в кач-ве соц. проектанта, стремящегося создать такую схему обществ. устройства, в к-рой наилучшим образом реализовались бы общечеловеческие ценности.  Ключевыми понятиями здесь выступают "респонсивность" (т. е. чувствительность правящих верхов к нуждам членов об-ва, занимающих нижние ступени соц. иерархии) и "аутентичность" (или подлинность самих человеч. потребностей, к-рые, по Э., едины для всех людей независимо от их культурной принадлежности). Один из главн. путей повышения "активности" совр. индустриального об-ва Э. усматривает в усилении централиз. контроля (в кибернетич. смысле) над функционированием системы, понимая под контролем, в отличие от Парсонса, не нормативное регулирование, а сложное взаимодействие власти и информации. В более поздних работах Э. все большее внимание уделяет рассмотрению конкретных соц. проблем и, в частности, созданию системы соц. индикаторов, позволяющих очерчивать и решать эти проблемы. Соч.: A Comparative Analysis Of Complex Organization N.Y., 1961; Political Unification. N.Y., 1965; The Active Society N.Y., 1968; Social Problem. N.Y., 1976. Л.А. Седов.

ЭФФЕКТ

ЭФФЕКТ (от лат. effectus - исполнение, действие) - 1. Рез-т, следствие к.-л. причин. действий. 2. Впечатление, производимое на к.-л. 3. Средство, прием для создания определенного впечатления, иллюзии ч.-л. 4. Физич. явление.

ЭФФЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА

ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА - проявление иредубежденности экспериментатора, влияющее на рез-т эксперимента. Открыт Р. Розенталем, в исследованиях к-рого было показано, что, сформировав отношение экспериментатора к испытуемому, можно предсказать в ряде случаев исход эксперимента. Так, напр., когда учителям характеризовали учеников в одном случае как способных, а в другом как неспособных (при их фактически одинаковых способностях), то положительное отношение  к ученикам в первом случае отражалось положительно на педагогич. ситуации в целом и успехах учащихся, а также их оценках. Лит.: Шихирев П.Н. Современная социальная психология  США. М., 1979; Rosenthal R. Experimental effects in behavioral research. N.Y., 1966. П.Н. Шихирев.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - отношение полезного рез-та (эффекта) к затратам на его получение; отражает планомерную взаимообусловленность затрат обществ. труда и получаемого об-вом конечного рез-та. Эффектно все то, что в наибольшей мере способствует скорейшему достижению экономич., соц. задач, поставленных об-вом, обеспечивает оптимальные темпы роста в целях повышения его благосостояния. Количественные показатели эффективности, позволяющие определить величину эффекта и выбрать лучшие варианты решения экономич. проблем, разделяются на стоимостные и натуральные. Первые применяются для установления общих объемов эффекта и соизмерения различн. конкретных видов затрат и рез-тов, вторые - гл. обр. для оценки тех видов эффектов, к-рые не могут быть исчерпывающе измерены стоимостными показателями (напр., эффект образования или здравохранения). Э.о.п. можно рассматривать на различн. уровнях. Народнохозяйственная эффективность тесно связана с эффективностью отраслевой, предприятий. Отсюда и необходимость изучения эффективности на всех уровнях хозяйствования - вплоть до цеха, бригады, группы, отдельного работника. Помимо экономич. эффекта в рез-те роста нац. дохода необходимо учитывать и эффект соц. Этот эффект состоит в том, что вложения в непроизводственную сферу способствуют повышению уровня знаний и культуры, укреплению здоровья, увеличению свободного времени. Соц. эффект состоит также в том, что отдача увеличивающихся капитальных вложений в непроизводственную сферу оказывает влияние на функционирование производственных отраслей. Напр., развитие науки обеспечивает создание и внедрение новой техники и прогрессивной технологии; вложения в образование способствуют более быстрому овладению новой техникой в производстве, улучшению организации производства и повышению производительности труда. Рост экономич. эффективности сам по себе всегда социально желателен, он обеспечивает и ускоряет достижение соц. целей. Однако при решении конкретных хозяйственных задач требуется тщательная оценка соц. возможности и приемлемости тех или иных путей и методов повышения экономия, эффективности, учет всех соц. явлений, сопутствующих их использованию. Лит.: Белкин В.Н. Повышение экономической и социальной эффективности труда (методологический аспект) М., 1980; Покровский В.А. Ускорение научно-технического прогресса (организация и методы). М., 1983; Рабочий и инженер: социальные факторы эффективности труда. М., 1985. И.Б. Орлова.

Предыдущая страница Следующая страница