Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Ч"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект обществ.-историч. деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам Ч. является в конечном счете продуктом собственной материальной и духовной деятельности со всеми его качествалш социальными (см.) и его сознанием. Ч. не только продукт обществ. бытия (обстоятельств и воспитания), но и само обществ. бытие - рез-т человеческой деятельности. Ч. создает условия своей собственной жизнедеятельности, к-рые, в свою очередь активно, воздействуют на его социализацию (см.), определяют не только характер и содержание его деятельности, но и его отношение к самим этим условиям. Поскольку условия жизнедеятельности Ч. или его обществ. бытие изменяются им самим, то, для того чтобы эти условия (соц. бытие) стали действительно человеческими, чтобы человек мог начать жить полной соц. жизнью, самого человека надо воспитывать. Воспитание Ч. означает сознательное управление процессом интериоризации целей обществ. развития, или целей социальных (см.), в качестве ценностей, определяющих направление, характер и содержание его практич. деятельности. Положение К. Маркса о том, что, изменяя свое соц. бытие, человек изменяет самого себя и тем самым создает самого себя как существо соц., подразумевает, что наилучший метод воспитания будет неэффективным до тех пор, пока он не согласуется с господствующими условиями соц. бытия, к-рые должны быть изменены в первую очередь. Филос. материализм К. Маркса исходит из того, что Ч. - не только объект воздействия окружающего мира, но и его субъект, т. е. он является великой созидательной силой, изменяющей окружающий мир - природу, об-во и мышление в соответствии с познаваемыми соц. целями, направленными на создание условий своей соц. жизни (или своего соц. бытия). Ч. как уникальный биологич. вид Homo sapiens возник 2 млн. лет назад в рез-те длительного процесса становления об-ва, к-рый одновременно являлся и периодом формирования Ч., т. е. в рез-те антропосоциогенеза. По своей природе Ч. - целостное биосоц. существо. Социальное в Ч. не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. Уже от рождения Ч. получает такую телесную организацию, в к-рой изначально запрограммирована возможность ее универсального соц.-деятельного развития. Это означает, что "соц. жизнь" не создает в каждом Ч. заново человеч. природу. Она утверждает и развивает социализированные еще в антропогенезе специфически человеч. качества. Сущность Ч., по К. Марксу, есть совокупность всех обществ. отношений. Но было бы ошибкой сводить все богатство бытия Ч. к одним обществ. отношениям. Определение сущности Ч. призвано отразить лишь те устойчивые связи, отношения, к-рые определяют внутреннюю логику развития Ч. Совокупность же конкретных соц., биологич. и психологич. качеств Ч. выражается в многообразных аспектах его существования. А.Д. Налетова.

ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ

ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ - эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Ч.н. являются переживаниями, отражающими отношение человека к об-ву, др. людям, самому себе на основе ценностей моральных (см.). Они всегда социально обусловлены и носят историч. характер: от одной обществ.-экономич. формации к др. меняется их содержание и направленность. Ч.н. многообразны - это чувства совести, долга, ответственности, справедливости, чести и т. д., но в их основе всегда лежит психологич. способность сопереживания др. людям, стремление облегчить чужую боль, страдания, прийти на помощь в трудную минуту. Ч.н. условно можно разделить на простые и сложные. Простые Ч.н. тесно связаны с эмоциями (чувства стыда, гнева, возмущения и т. д.) и не всегда бывают достаточно осознанными. Сложные Ч.н., как правило, опосредствованы размышлениями (напр., чувства вины, раскаяния) и мироощущением личности. Осмысление Ч.н. приводит человека к подчинению собственных, узко личных интересов интересам др. людей, интересам коллектива, а также обществ. идеалам и нормам моральным (см.). Это не означает, однако, что Ч.н. не выходят за рамки сознания индивида - они реализуются в процессе деятельности человека в об-ве, т. е. в его поступках. Именно в этом и заключается их функциональная роль: Ч.н. выступает как побудительная сила к действию. При этом в структуре Ч.н. важное значение приобретает способность личности к верной моральной оценке ситуации и воля. Лит.: Машкове кий И. И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М., 1976; Ни-колаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном повелении личности. М., 1976; Моральный выбор. М., 1980; Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983; Мораль: сознание и поведение. М., 1986. И.Н. Михеева

ЧУВСТВО

ЧУВСТВО - высший продукт развития эмоций человека, к-рые возникают в онтогенезе как рез-т конкретных ситуативных эмоций. Ч. отвечают высшим соц. потребностям и выражают отношение человека к обществ. явлениям, др. людям, самому себе (патриотич., нравственные, эстетич., родительские, дружеские и др.). В отличие от эмоций Ч. присущи стабильность, независимость от функционального состояния организма и конкретной ситуации. Личности свойственна иерархич. система Ч.; содержание доминирующих Ч. определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее Ч. называется страстью. Сформированные Ч. становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от к-рых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и то же Ч. может реализоваться в различн. эмоциях. Так, Ч. глубокой любви или ненависти к д-j человеку при определенных обстоятельствах может порождать эмоцию радости, гнева или печали. В формировании и развитии высших человеческих Ч. значительную роль играют соц ин-ты, соц. символика, обряды, обычаи и церемонии. Так же, как и эмоции, Ч. человека, имея свои природные предпосылки, являются продуктом его жизни в об-ве, рез-том общения и воспитания. Отличительной чертой Ч. является то что они несут функцию приспособления к обществ. среде с т. зр. не только личности, но и об-ва. Лит.: Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб, 1879-1880; Что такое эмоции М., 1966; Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М. 1971; Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976; Доронов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978; Ла-бунская В.А. Психология экспрессивного поведения. Ы, 1989; Murray J.E. Motivation and emotion. N.Y., 1964; Lazarus A.A. Cognitive and caping processes in emotion// Cognitive views of human motivation. N.Y., 1974. H.B. Тарабрина.

Предыдущая страница Следующая страница