Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИВА"-"ИМП")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИВА"-"ИМП")

ИВАНОВ ВИЛЕН НИКОЛАЕВИЧ

ИВАНОВ Вилен Николаевич (1934) - российский социолог и философ, член-корр. РАН по социологии, действ, член Академии соц. наук. Основные направления научн. исследований - проблемы соц. сферы, межнац. отношений и массового сознания. И. предложил трактовку социологии как науки, изучающей соц. отношения (соц. сферу об-ва), показал влияние соц. отношений на др. сферы обществ. жизнедеятельности; обозначил область исследований политич. социологии в условиях современного российского об-ва, раскрыл природу соц. конфликтов, в т.ч. в области межнац. отношений, показал зависимость межнац. отношений от соц.-экономич., политических и духовно-нравственных отношений в об-ве; предложил систему мер и механизмов по оптимизации этнополитич. ситуации в регионах РФ. Директор Ин-та социологич. исследований (Ин-та социологии) АН СССР (1983-1988). Соч.: Социология сегодня. М., 1989; Россия: социальная ситуация и междисциплинарные отношения в регионах (в соавторстве). М., 1996; Мир и война: человеческое измерение (в соавторстве с В.Н. Ксенофонтовым). М., 1996; Россия: обретение будущего. М., 1997.

ИГРА

ИГРА - 1. Свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений. 2. Согласно Дж.Г. Миду - деятельность, в процессе к-рой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.

ИГРА ДЕЛОВАЯ

ИГРА ДЕЛОВАЯ - метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании. Виды И.д.: управленч. производственные, экономич., исследовательские, учебные. Исторически И.д. связаны с военными играми, служившими для подготовки военных руководителей (шахматы, игры на картах, игры на "ящиках с песком"). Первая И.д. применительно к производственным организациям была проведена в СССР в 1932 г. и называлась "организационно-производственным испытанием". В 1956 г. в США была разработана первая игра с применением ЭВМ, ставшая началом использования имитационных И.д. в промышленности. В 60-70-е гг. развитие И.д. за рубежом пошло по пути усложнения содержания И.д., повышения их научно-технич. уровня, увеличения длительности, усложнения структуры, создания модификаций, увеличения числа участников, использования экстремальных ситуаций. Методич. материалы И.д. широко тиражируются и доступны для всех заинтересованных лиц. В СССР И.д. интенсивно развивались с начала 70-х гг. Создавались научно-методич. центры, лаборатории, кафедры, проводились конференции, школы-семинары. В начале 80-х гг. И.д. перешли в фазу формирования тематич. и учебных комплексов, комплексных систем активных методов обучения, единых программ развития И.д. в масштабах страны. По теоретич. основаниям можно выделить следующие подходы к И.д. Согласно системно-психологич. подходу И.д. примыкает к классу естественных игр (детских, спортивных, салонных) и одновременно является искусствен системой, предназначенной для изучения &, ционирования организации. Группа участ; рассматривается как соц. организм, действующий в экспериментальной ситуации. Игрг этом трактуется как деятельность ("упра имитационные игры"). Семиотич. подход состоит в выделении в И.д. синтаксиса (структуры игрьп семантики (интерпретации игры) и прагматики (разработки и использования игр). Нек-рые ав торы рассматривают игру как средство решения проблем коммуникации. Экономико-математич. подход заключается в акцентировании модельного характера И.д. (И.д. как имитационная модель) , математич. аппарата и колич. данных машинных средств обработки информации. Ocoбое внимание при этом уделяется теории имитационных систем, логич. моделированию интеллектуальных процессов, проблеме языков моделирования, рефлексивным процессам и нек-рым др Указанные и др. подходы к И.д. имеют ряд ограничений, вытекающих из теоретико-методо-логич. акцента на их имитационном характере. Так, И.д. ориентированы на рациональные действия участников, ограничены возможностями имитируемых объектов и ситуаций, ориентированы на действия в стандартных ситуациях. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, Ид являются полезным инструментом решения ряда важных хозяйственных и соц. задач. Лит.: Бирштейн М.М. Опыт организационно-производственных испытаний//Легкая пром-сть. 1938, №3; Смолкин A.M. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. М., 1976; Ефимов В.М.. Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М., 1980. B.C. Дудченко.

ИГРА ОРГАНИЗОВАННАЯ

ИГРА ОРГАНИЗОВАННАЯ - 1. Игра, основанная на соблюдении определенных общих норм и правил. 2. По ДжТ. Миду - ролевая деятельность, характерная для определенного этапа социализации, при к-ром "Я" возникает в качестве объекта по отношению к самому себе, принимая установку "обобщенного другого", индивид может исполнять роль любого другого.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат. identificare - отождествлять) - психологич. категория, отражающая процесс и рез-т эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком, группой, образцом или идеалом. Термин "И. берет начало в психоанализе, в к-ром И. интерпретируется главным образом как бессознательный процесс подражания поведению или определенным качествам того лица, с к-рым индивид себя отождествляет. В соц.-психологич. и социологич. литературе термин приобрел более широкое значение. соц. психологии и психологии личности И. означает имитацию, подражательное поведение эмоциональное слияние, переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом. В социологич. литературе под И. обычно понимают один из механизмов социализации личности, посредством к-рого приобретаются и усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли и моральные качества представителей тех соц. групп, к к-рым принадлежит данный индивид. И. - одно из основных понятий психоанализа. Введено З. Фрейдом, в теории к-рого оно употребляется в двух значениях. В исторически первом из них оно обозначает установление тождества между галлюцинаторными образами, к-рые якобы способны порождаться сами по себе, без участия внешнего мира, неудовлетворенными инстинктами, с одной стороны, и образами действительных объектов, реально удовлетворяющих желание человека, с другой. Во втором, более позднем и основном для психоанализа значении И. понимается как один из существенных механизмов формирования личностно-моральной инстанции супер-Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок частично отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами, и этим путем интериоризи-рует их ценности, моральные нормы и запреты, а также соответствующие формы поведения. В работах Анны Фрейд И. толкуется как один из комплексных механизмов психологич. защиты своего "Я". Этот механизм включает более частные механизмы интроекции и проекции. Проекция - это процесс непроизвольного приписывания субъектом др. человеку тех своих мыслей и чувств, к-рые вызывают у самого субъекта чувства вины и тревоги. Интроекция - воплощение в своей индивидуальной форме личностных свойств др. человека. Если у 3. Фрейда И. выступает прежде всего как способ защиты личности от давления инстинктов, то у А. Фрейд И. толкуется как механизм защиты "Я" от внешних угрожающих объектов. Таков механизм "идентификации с агрессором": испытывая или антиципируя угрозу со стороны другого, субъект бессознательно уподобляется ему, имитирует его позицию и своими агрессивными действиями блокирует угрозу. В настоящее время термин И. все шире применяется в возрастной психологии для обозначения одного из существенных механизмов становления личности через неосознаваемое уподобление себя своему герою, идеалу, авторитетному лицу. Лит.: Freud S. Introductory lectures on psychoanalysis. L., 1929; Bandura A., Walters R.A. Social learning and personality development. N.Y., 1963; Identification, Socialisations/Encyclopedia of Psychology. N.Y., 1972. Vol. 2; Freud A. The ego and the mechanisms of defence. N.Y., 1977; Hergenbahn B.R. An introduction to theories of personality. Englewood Cliffs, 1980. Л.А. Анциферова, В.А. Соснин.

ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - характеристика индивида с т.зр. его принадлежности к к.-л. соц. общности, группе (половой, возрастной, экономич., этнич., профессиональной и т. д.). Определение И.с. отвечает на вопрос "Кто это?" Все личностные дескрипторы (описания, характеристики, оценки), отвечающие на вопрос "Какой это человек?", непосредственно соотносятся с И.с. или подразумевают ее. Никакие психологич. описания и нормативы поэтому не имеют смысла без учета И.с, причем каждый индивид обладает несколькими разными И.с. Это создает в сложных об-вах проблему индивидуальной идентичности или самости, т. е. интеграции и иерархизации разных соц. ролей индивида в его самосознании. Проблема И.с. также имеет свой этнокультурный аспект. В одних культурах (напр., западноевропейская традиция) подчеркивается единство и цельность личности независимо от ее конкретных соц. идентичностей; текучесть и зависимость личностных свойств от системы соц. ролей рассматривается как нечто болезненное или как показатель "кризиса идентичности". В др. культурах (напр., японской) акцентируется множественность "Я", представленная совокупностью относительно автономных рядов отношений, прав и обязанностей. Эти разные ориентации проявляются на уровне как теоретич. идеологии (религиозные, филос. и т. п. представления), так и обыденного массового сознания и языка. Лит.: Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Robbins R.H. Identity: culture and behavior//Handbook of social and cultural anthropology. Chicago, 1973; LIdentite. Seminaire interdisci plin aire dirige par С Leyi-Strauss. P., 1977; Ogilvy J. Many dimensional man: decentralizing self, society and sacred. N.Y., 1977; Wegner D.M., Vallacher R.R. The self in social psychology. N.Y., 1980. И.С. Кон.

ИДЕОЛОГИЯ

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea - идея, образ и logos - слово, понятие) - система взглядов, идей, выражающих коренные интересы больших обществ. групп: народов, классов, об-в, соц. движений. Термин "И.", введенный в начале XIX в. франц. философом А.Дестют де Траси и использованный Наполеоном в пренебрежительном смысле, означал ложное сознание, иллюзорное соц. мышление. Выражая соц. интересы в форме ценностей, идеалов, нормативных требований и программ поведения, И. выполняет важную функцию сплочения представителей данной соц. общности, стимулирует солидарность и служит идейной основой политич. программ. В социологич. литературе И. рассматривается в качестве средоточия классового, соц. интереса в отличие от объективного научн. отражения соц. реальности и представляет важнейший предмет особой отрасли социологии - социологии знания (К. Маннгейм, В. Штарк и др.). Соц. наука, опирающаяся на идеологию, оправдывающая соц. интерес, утрачивает объективность. Вместе с тем И., опирающаяся на объективное соц. знание, становится научн. История развития России убеждает в том, что строительство гос-ва на основе идеологич. схем и концепций ведет в конечном счете к идеологизации самой науки об об-ве так, что становится препятствием реалистич. объективного анализа обществ. процессов. Труднейшая проблема совмещения идеологич. и научн. видения соц. реальности остается открытой. Одно из решений, предлагаемых социологией знания, - поиск зон совпадения интересов различн. обществ. сил и классов. Другое, представляющееся более адекватным, - идея объективного анализа, состоящая в том, чтобы непредвзято исследовать обществ. реальность и только затем ставить вопрос об отношении соц., классового интереса к полученному знанию и его использованию в интересах прогрессивного обществ. развития. Лит.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994. В.А. Ядов.

ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ

ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ - система взглядов, основанная на принципах общности нации и приоритета ее интересов во всех сферах обществ. жизни. И.н. требует конкретно-историч. подхода. В определенных условиях (междунар. и внутренних) оно может способствовать консолидации наций в борьбе за их самостоятельное экономим, и политич. развитие, за гос. независимость и суверенитет. В истории нац.-освободительного движения немало таких примеров. В СССР понятие И.н. перестало употребляться в политике в связи с господством концепции бесконфликтного развития межнац. отношений, единой советской нации, официальным провозглашением непоколебимого единства и дружбы народов. Рост нац. самосознания за последние годы привел к возрождению И.н. в нац. республиках, к противопоставлению ее интернационализму. Нек-рые неформальные обществ. движения поставили себе на службу И.н. и используют ее в целях пропаганды национализма и сепаратизма. В современных условиях в России И.н. играет консервативную роль. Ее сторонники отстаивают приоритет политич., экономич., культурных, духовных интересов коренной нации в нац. республиках, ее языка, культуры, традиций, символики, попирая законные права населения др. национальностей в вопросах избирательного права, труда, гражданства, пользования родным языком, сохранения и развития нац. культуры. И.н. проявляется в определенных формах поведения представителей коренных наций в республиках: пренебрежительном отношении к интересам др. наций и нац. групп, проживающих в республике; в высокомерии, демонстрациях личного превосходства, стремлении подчинить гос., федеральные интересы региональным, республиканским и даже местным. В своих крайних проявлениях И.н. смыкается с национализмом, сепаратизмом и экстремизмом, служит обоснованием для стремлений националистич. элементов и групп к политич. лидерству и захвату гос. власти. Лит.: Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994. Г.Г. Силласте.

ИЕРАРХИЯ

ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros - священный и arche - власть) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные, многоуровневые системы (соц., политич., лингвистические и т. д.). И. бюрократическая - см. Бюрократия И профессиональная - ранжирование профессий на основе престижа, дохода или других критериев; И. соц. - иерархическая структура характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т.д.

ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ - универсальная форма построения организацион" ных систем (гос-во, организация, поселение отрасль народного хозяйства, семья и т. п.) на основе соподчинения, когда "нижние" уровни кон" тролируются "верхними". При этом чем "выше" уровень, тем уже его соц. состав, отчего иерар хич. структура принимает вид пирамиды. В Ио проявляется централизация управления, единоначалие, лидерство. Эта функция И.о. следует из невозможности (за нек-рым пределом) непосредственного взаимодействия какого-то числа людей и естественной необходимости выделения посредника - должности, функции, органа. И.о. выступает как обобщенная функция совместной деятельности в виде координации, начала общего процесса интеграции индивидуальных действий в целое. В таком смысле И.о. представляет собой разделение труда  не только по "горизонтали", но и по "вертикали" на более общие и более частные функции, на решение и исполнение. Как и всякое разделение труда, И.о. вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизацией. И.о. выступает как односторонняя личная зависимость одного индивида от другого. Такая зависимость закрепляется в статусах и составляет одну из сторон соц. неравенства. Суть этой стороны иерархич. отношений состоит в том, что связь по субординации не может регламентироваться полностью. Поэтому в должностном поведении работника "верхнего" уровня остается диапазон выбора характера и способов воздействия на работника "нижнего" уровня, когда решение ряда вопросов предоставляется "на личное усмотрение" работника управления, руководителя. Отсюда возникает т.наз. личный режим в организации, т. е. законное проявление субъективных качеств одного работника по отношению к др. по линии их субординации. И.о. функционирует как власть (см.), т. е. подчинение членов данной организационной системы правилам и указаниям. Специфика этой стороны иерархич. отношений состоит в контроле над волей работника безличных требований, в необходимости приспособления его индивидуальности к организационным функциям. Власть - это присвоение чужой воли, что достигается посредством ограничения свободы поведения индивида, предписания ему требований поведенческого и деятельностного характера. Поэтому власть предполагает принуждение, ибо подобные требования могут противоречить нек-рым собственным намерениям и интересам работника, отчего возникает обязательный атрибут власти - санкции за отклонение. Формы И.о. бывают не только линейные, "вертикальные". Так, существует феномен влияния в виде экспертности и др. варианты "боковой" И.о. Напр., элементы системной субординации заложены в организациях между контролирующими, санкционирующими службами (бухгалтерия, отдел кадров, охрана) и др. подразделениями. Лит.: Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. Л., 1973; Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. М., 1974; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980. А.И. Пригожин.

ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ (греч. hierarchia - букв, священная власть) - форма построения сложных соц. систем в порядке подчинения и перехода от высшего к низшему. Суперсистемой, или соц. системой, является об-во. Важнейшие элементы соц. системы - ее экономич., соц., политич. и идеологич. структуры. Каждая из этих наиболее общих соц. систем занимает определенное место в социетальной системе и выполняет строго очерченные функции. В свою очередь, каждая из наиболее общих систем включает в свою структуру в качестве элементов бесконечное множество соц. систем менее общего порядка (семья, трудовой коллектив и т. д.). С развитием об-ва как социетальной системы в нем наряду с названными возникают и другие системы и органы соц. воздействия на социализацию индивида (система воспитания, образования), - на его эстетич. (система эсте-тич. воспитания), нравственное (система нравственного воспитания и борьба с различ. формами девиантного поведения), физич. (система здравоохранения,  система физич. воспитания) и т. п. развитие. "Сама эта органич. система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы об-ва или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе историч. развития превращается в целостность" (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. 1. С. 229). Г.В. Осипов.

ИЗМЕНЕНИЕ

ИЗМЕНЕНИЕ - процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - переход соц. объекта из одного состояния в другое; любая модификация в соц. организации об-ва, его соц. ин-тах и соц. структуре, установленных в нем образцов поведения.

ИЗМЕРЕНИЕ

ИЗМЕРЕНИЕ - определение соотношения к.-л. величины с однородной ей величиной, принимаемой за единицу меры. Рез-т И. выражается числом, показывающим, сколько раз выбранная единица содержится в измеряемой величине. Различают прямые и косвенные И.; в последнем случае измеряется некая величина, связанная с измеряемой величиной заранее известным отношением. См. также Теория измерений.

ИЗМЕРЕНИЕ (В СОЦИОЛОГИИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗМЕРЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ (ВАЛИДНОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

ИЗМЕРЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ (ВАЛИДНОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - один из этапов измерения надежности социологич. информации. Под обоснованностью информации понимают отсутствие теоре-тич. ошибок: полученные данные обоснованы если верны теоретич. посылки, положенные в основу измерительной процедуры, т. е. если исследователь измеряет именно то свойство изучаемого объекта, к-рое требовалось измерить. Ошибку обоснованности иногда наз. также квазипогрешностью согласования. Выделяют два вида обоснованности - теоретич. (или конструктную) и эмпирич. (обосно-ванность "по критерию"). С теоретич. обоснованностью исследователь имеет дело чаще всего тогда, когда его методика предназначена для измерения введенного им теоретич. понятия (конструкта), напр. соц. активность, интроверсия и т. п. В этом случае обоснованность может определяться лишь теоретич. путем (анализ процесса конструирования теста, корректности редукции понятия, адекватности эмпирич. рефератов и т. п.). Измерение возможно лишь для эмпирич. обоснованности и состоит в сравнении рез-тов, полученных с помощью данной методики, с какой-либо др. информацией, к-рая является более обоснованной. Напр., прогностич. валидность теста, предназначенного для прогноза поведения, определяется путем сопоставления прогноза с реальным поведением респондента. Процесс определения обоснованности инструмента исследова-ния наз. его валидацией (валидизацией), а используемая для этого информация - критерием валидации. В качестве показателя эмпирии обоснованности используется коэффициент корреляции  между данными, полученными на том же массиве с помощью исследуемого инструмента и критерия валидации. Недостаток теоретич. валидации заключается в сложности контроля систематич. ошиоок процесса операционализации понятий. Недостаток же эмпирич. валидации - в необходимости доказательства обоснованности критерия валидации. Для этого данный критерий может быть сопоставлен с др. критерием и т. д. до тех пор, пока не будет найден критерий, обоснованность к-рого очевидна (эталон). Измеряемые признаки могут быть разбиты на классы в зависимости от того, что является для данного признака эталоном. С этой т.зр. можно выделить признаки (возраст, удовлетворенность, доброта и др.), для к-рых при обосновании валидности измерения эталоном являются официальные документы, экспертные - в широком смысле - оценки, т. е. оценки др. людей, самооценки. Процесс измерения обоснованности заключается, т.обр., в поиске эталона и определении коэффициента корреляции между данными, полученными с помощью инструмента исследования и с помощью эталона. Хотя эталонный критерий является априорно валидным, это не значит, что полученная с его помощью информация лишена к.-л. др. недостатков, поэтому необходим контроль точности, правильности и др. характеристик надежности информации, получаемой с помощью эталона. См. также: Измерение надежности социологической информации, Измерение правильности социологической информации, Измерение точности социологической информации, Качество социологического исследования. В.И. Паниотто.

ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - один из этапов измерения надежности социологич. информации (см.). Под правильностью информации понимают отсутствие систематич. ошибок, связанных с процедурой и инструментом исследования. Измерение правильности осуществляется путем выдвижения гипотез о возможных систематич. ошибках измерения и проверки этих гипотез. Напр., не связано ли данное распределение опрошенных по изучаемому признаку с тем, что респонденты используют лишь часть шкалы? Не влияет ли порядок предъявления проблем экспертам на их ранжирование по важности? Не влияет ли оценка респондентами престижа первой профессии в списке на оценку престижа остальных профессий? Поэтому при измерении правильности используются обычно те или иные статистич. показатели, применяемые для проверки гипотез (критерии значимости различий долей, средних и т. п.). Исследователь никогда не гарантирован, что ему удалось учесть все возможные систематич. ошибки, но чем больше факторов, к-рые могли бы привести к систематич. смещениям, учтено, тем более правильной является полученная информация. См. также: Измерение надежности социологической информации, Измерение обоснованности социологической информации, Измерение точности социологической информации, Измерения ошибки, Качество социологического исследования. В.И. Паниотто.

ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - один из этапов измерения надежности информации социологической (см.). Под точностью (или устойчивостью) понимают отсутствие случайных ошибок, связанных с процедурой и инструментом измерения. Теоретич. показателем величины случайной ошибки является дисперсия распределения ответов респондентов вокруг истинного значения признака, но т. к. такое измерение практически неосуществимо, используются др. методы, позволяющие приближенно оценить эту дисперсию. Одним из основных методов является повторный опрос (test - retest), к-рый проводится с таким интервалом времени, чтобы, с одной стороны, не успели произойти изменения в изучаемом объекте, с другой - рез-ты первого измерения не повлияли бы на рез-ты второго (напр., в силу запоминания своих ответов респондентом). По рез-там повторного измерения рассчитывают статистич. показатели, характеризующие совпадение ответов в первом и втором измерениях (напр., доля лиц, давших идентичные ответы в обоих опросах; средняя арифметическая разности ответов для всех опрошенных; средняя квадратич. ошибка; относительная ошибка; коэффициент корреляции  и т. п.). Если рез-том измерения является показатель, рассчитываемый по множеству однородных вопросов, оценка указанной дисперсии может проводиться путем выделения эквивалентных групп вопросов и сопоставления информации, полученной от каждой из групп в том же опросе (метод расщепления, split - half) или с интервалом времени (метод альтернативных форм). В этих случаях, однако, возникают сложности с доказательством эквивалентности групп вопросов. См. также: Измерение надежности социологической информации, Измерение обоснованности социологич. информации, Измерение правильности социологич. информации, Измерения ошибки, Качество социологического исследования. В.И. Паниотто.

ИЗМЕРЕНИЯ ОШИБКИ

ИЗМЕРЕНИЯ ОШИБКИ - отличие рез-та измерения от истинного значения признака. Различают ошибки теоретич. и инструментальные, случайные и систематич. и т. п. Теоретич. ошибки - это ошибки, связанные с недостатками в теоретич. положениях, являющихся основой при разработке методики; инструментальные ошибки - ошибки, связанные с конкретным воплощением методологии (возможно, правильной) в процедуре и инструменте исследования. Случайные ошибки - это ошибки, подчиняющиеся статистич. закономерностям (как правило, они нормально распределены вокруг истинного значения признака), систематич. ошибки - односторонние (постоянные, систематич.) смещения измерения от истинного значения признака. Типология ошибок индуцирует типологию тех или иных характеристик социология, информации. Напр., отсутствие теоретич. ошибок наз. обоснованностью информации, отсутствие случайных инструментальных ошибок измерения - точностью, отсутствие систематич. ошибок - правильностью информации, а отсутствие ошибок отбора респондентов - репрезентативностью. В зависимости от типа ошибок используются те или иные методы их измерения и устранения. См. также: Измерение надежности социологической информации, Измерение обоснованности социологической информации, Измерение правильности социологической информации, Измерение точности социологической информации, Качество социологического исследования. В.И. Паниотто.

ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ГРУПП

ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ГРУПП - одна из популярных и развитых областей исследования в современной амер. социологии. И.м.г. в США началось в конце 20-х - нач. 30-х гг. и получило развитие в годы второй мировой войны и особенно после нее. Амер. социолог Т.М. Миллз отметил четыре момента, способствовавших широкому изучению малых соц. групп: 1) прагматич. интерес, поскольку решения, принимаемые в малых группах, воздействуют на образ жизни  многих соц. общностей; 2) интерес к познанию соц.-психологич. законов, управляющих поведением индивидов в групповых ситуациях, что должно помочь индивиду справиться с насущными проблемами соц. реальности; 3) задачи разработки эмпирически обоснованных социология, теорий; 4) интерес к малым группам как особым соц. микросистемам, представляющим в миниатюре многие соц. процессы. В течение полувековой истории исследований малых групп сложились различн. направления микросоциологии, к-рые хотя и имеют общую методологич. основу, представленную философией неопозитивизма и прагматизма, непосредственно связанного с утилитаризмом, тем не менее различаются относительно самостоятельными теоретич. концепциями. Главными из них являются: социометрич. направление, идущее от психиатрии; теория "групповой динамики", представляющая собой соц.-психологич. исследование малых групп; бихевиористское направление, сложившееся в рамках социологии. Общие яерты теоретия. концепций этих направлений следующие. Во-первых, по сути ни одна из концепций не является социология., поскольку предметное "поле" этих теорий и соответствующий ему понятийный аппарат ограничиваются либо эмоц.-психологич. отношениями (социометрия Морено), либо соц.-психологич. процессами влияния группы на индивида (школа "групповой динамики"), либо поведением индивида в групповой ситуации ("теория соц. Обмена Хоманса). Во-вторых, в этих концепцияу отсутствуют любые соотнесения малых гругш более широким соц. контекстом. Малые группы рассматриваются как независимые соц. явления сами себя порождающие и сами собой развивающиеся. В-третьих, малые группы рассматриваются внеисторияески. Законы, управляющие поведением группы и ее яленов, признаются универсальными, присущими об-ву на всех ступенях его развития. В-четвертых, малые группы анализируются как миниатюрные соц. системы а выводы, полученные при их изучении, экстраполируются на соц. системы более высокого уровня, вплоть до об-ва в целом. И наконец, эти концепции ограничиваются эмпирия, обобщениями на уровне "теории среднего ранга", фиксирующими функциональные связи между отдельными элементами поведения индивидов в группе. Лит.: Эйстер А.У. Основные направления в изучении малых групп//Беккер Г., Босков А. (ред.) Современная социологическая теория.  М., 1961; Миллз Т.М. О социологии малых групп//Американская социология. М., 1972 Десев Л. Психология малых групп: социальные иллюзии и проблемы. М., 1979; Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых групп. Л., 1982; Homans G.C. The human group. N.Y., 1950; Hare A.P. Handbook of small group research. N.Y., 1963; Cartwright D., Zander A. Group dynamics: theory and research. L., 1968. Г.С. Антипина

ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ - процесс накопления знаний о закономерностях построения, функционирования и развития организаций. Первонаяально И.о. проводилось самими предпринимателями и управляющими капиталистич. организаций и носило несистематич. характер осмысления собственного опыта организационной работы. Чаще всего это были наблюдения за самим процессом труда. Из них впоследствии выросли профессиональные исследования организаций. Первое из них было изложено в книге Ч. Бабаджа "Об экономике машинного производства" (1832, США). Но науян. этап в И.о. связано появлением ряда концепций социологии организаций (см.), работ по административному управлению, теорий организационного управления в экономике. Своеобразное место в истории И.о. заняли труды А.А.Богданова, а также праксеологическое направление, развиваемое польск. уяеными (Т. Котарбиньский, Я. Зеленевский и др.). В России большая заслуга в становлении и развитии И.о. принадлежит А. Гастеву и П. Керженцеву. Среди методов И.о. наиболее эффективны: анализ документов,  фиксированное наблюдение, интервьюирование. В последние годы находит также применение "анализ случая". Лит.: Каменицер СЕ. Основы управления промышленным производством. М, 1971; Гвишиани ДМ. Организация и управление. М., 1972; Подмарков В.Г. Введение промышленную социологию. М., 1973; Сетров М.И. Основу функциональной теории организации. Л., 1973; Попов. Проблемы теории управления. М., 1974; Шкаратав Промышленное предприятие. М., 1978; Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М., 1989; его же. Современная социология организаций.  М., 1995. A.M. Пригожин.

ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ - исследование отношения больших соц. групп людей к актуальным проблемам действительности с помощью социологич. методов - различн. рода опросов, наблюдений, анализа документов и т. д. Обществ. мнение изучается и др. способами, в том числе в ходе всенародных обсуждений, выборов, референдумов и т. д. И.с.о.м. - важное средство выявления и исследования мнений и настроений широких масс трудящихся, всего населения. В процессе И.с.о.м. фиксируется прежде всего направленность (знак) мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к к.-л. проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Т.обр., И.с.о.м. становится необходимым элементом принятия управленческих решений. Особое значение имеет опрос обществ. мнения. Это - группа методов выявления и фиксирования отношения больших соц. групп людей к актуальным проблемам действительности. Основным его видом является выборочный анкетный опрос.  Он имеет разновидности: индивидуальный или групповой, проводимый по месту работы (учебы) или месту жительства; устный, письменный или смешанный; почтовый, прессовый и др. Особо могут быть выделены опросы обществ. мнения в оперативных исследованиях. К ним относятся зондажи и экспресс-опросы. Для них характерно использование более короткого опросного листа, использование преимущественно т.н. закрытых вопросов. Более подробно см. Опрос. Лит.: Андрющенко Е.Г. Общественное мнение и гласность в системе управления обществом. М., 1988; Горшков М.К. Общественное мнение. М., 1988; Коробейников B.C. Авторитет общественного мнения. М., 1989. B.C. Коробейников

ИММУНИТЕТ

ИММУНИТЕТ (от лат. immunitas - освобождение, избавление) - способность живых существ противостоять действию нарушающих агентов, сохраняя свою целостность и индивидуальность; защитная реакция организма.

ИММУНИТЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ

ИММУНИТЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ - механизм невосприятия об-вом любых аномальных для его естественноисторич. развития отклонений, способных перерождаться в соц.-патологич. форму и сдерживать прогресс тех систем, на базе к-рых они воспроизведены. При определенных условиях элементы соц.-иммунных механизмов об-ва (к примеру, стереотипы мышления) могут стать тормозом нововведений (см.) прогрессивного порядка. Одной из ведущих функций рассматриваемого феномена является поддержание соц бильности систем в рамках их определенно-динамич. характеристик путем регулирования соц. напряженности, ускорения или сдержания развития соц. движений, реформ, измене ний и прочих явлений, к-рые могут быть стрессорами выживания или разрушения об-ва. Из-за своей неразвитости институированные механизмы И.с. об-ва чаще всего проявляются сегодня в стихийной форме и помимо вопи субъекта управления. Именно поэтому в системе методов управления пока отсутствуют механизмы спонтанного реагирования на отклонения патологич. формы. Дестабилизация соц. систем может наступать не только вследствие избыточной соц. напряженности, отсутствия развитых механизмов И.с, но и из-за неотработанности соц.-технологич. алгоритмов реорганизаций, перестройки разного уровня систем. Развитие здорового соц. организма предполагает закономерное развитие в его подсистемах механизмов И.с. Данные механизмы характеризуются определенными этапами развития и функционирования, формами проявления, характером существования и взаимодействия с др. элементами соц. систем. Отсюда следует одна из задач науки - исследование законов взаимодействия механизмов И.с. с др. соц. процессами. А.Н. Колесников, В.А. Щегорин.

ИМПЕРАТИВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ИМПЕРАТИВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - понятие функционалистской социологии, означающее самые общие требования (обобщенные для всех случаев - от об-ва до малой группы). выполнение к-рых необходимо для выживания соц. системы. Таковы приспособление к окружающей среде, организация межличностного общения среди членов системы и обеспечение контроля и управления конфликтами и напряжениями в системе. Когда пишут о какой-нибудь определенной соц. системе (или типе соц. системы), понятие И.ф. конкретизируется до понятия о функциональных требованиях, но и в этом случае речь идет о том, что необходимо для выживания системы. См. Анализ функциональный в социологии. А.Ф. Филиппов.

Предыдущая страница Следующая страница