Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЛ"-"ОБЩ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЛ"-"ОБЩ")

ОБЛИК НРАВСТВЕННЫЙ

ОБЛИК НРАВСТВЕННЫЙ - нравственное лицо человека, склад его ума и характера, отличительные черты и особенности жизнепонимания и поведения. Если понятие нравственных свойств характеризует человека с отдельных сторон, то О.н. заключает в себе его общую характеристику, нравственный портрет. О.н. не сводится к сумме нравственных свойств и качеств, а представляет собой некую целостность, содержащую нечто большее, чем свойства. Эта целостность является внутренней основой внешних проявлений, предопределяет нравственные реакции личности, их характер и силу на внешние влияния. О.н. - единство внешнего и внутреннего, свойств и целого, сознания и поведения. Целостность, выражающаяся понятием О.н. может быть выражена через основную, доминирующую черту этой целостности. В.Н. Щербаков.

ОБМЕН СОЦИАЛЬНЫЙ

ОБМЕН СОЦИАЛЬНЫЙ - см. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА.

ОБМЕН ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБОГАЩЕНИЕ ТРУДА

ОБОГАЩЕНИЕ ТРУДА - концепция организации труда в западной социологии, ориентирующаяся на "сложную" мотивацию работника. На смену "экономич. человеку" в методологии О.т. приходит работник, чьи интересы не сводятся только к заработку, но предполагают также заинтересованность в содержании самого процесса труда. И чем больше элементов разнообразия, сложности в нем, чем больше он дает возможности для самоактуализации личности, применения широкого диапазона ее способностей, тем выше удовлетворенность работника трудом и качество его работы. Отсюда - отказ от свойственного тейлоризму расчленения операций и регламентации, установка на больший набор операций и функций для каждого рабочего, возможность его маневра в заданных, но более широких рамках, усиление его самостоятельности и личной ответственности. Так, на предприятиях компании "Филлипс" (Нидерланды) производство телевизоров стало вестись не на конвейерах с быстрым ритмом, а отдельными группами рабочих, отвечающих за выполнение целых циклов операций и самостоятельно устанавливающих ритм работы. На автозаводе компании "Вольво" (Швеция) вместо раздельных функций стали поручать рабочим организацию собственных рабочих мест. При коллективной ответственности они сменяют друг друга на операциях, участвуют в дележе общего заработка. Рабочих информируют о состоянии дел фирмы. Иногда им предлагают самим избирать бригадиров или выполнять их функции по очередн. Концепция О.т. рассчитана на большую интеграцию персонала на предприятии, ослабление соц. противоречий. Лит.: Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983. А.И. Пригожин

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗ

ОБРАЗ - 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий к.-л. объект. 2. Целостное, но неполное представление о к.-л. объекте или классе объектов. 3. В психологии - идеальный продукт псих, деятельности, к-рый конкретизируется в той или иной форме пси-да. отражения (ощущения, восприятия и т. д.). 4. Совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности индивида, соц. группы и т. д. (О. жизни).

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ - социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, соц. группы, об-за в целом, к-рая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. Эта категория дает возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, обществ. жизнь и культуру, выявлять причины их поведения (стиль жизни) , обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Различаются нормативно-формационный О.ж., характерный для ведущего класса той или иной обществ.-экономич. формации и хонкретно-историч. О.ж. индивида, соц. группы, сю-ва на определенном этапе историч. развития (напр., О.ж. современного российского об-ва). В свою очередь, тот и другой разделяются на частные О.ж. по различным критериям (напр., городской или сельский). В социологич. исследованиях обращение к категории О.ж. используется для повышения научной обоснованности соц.-экономич. планирования, управления соц. процессами путем комплексного подхода к его объектам. С этой целью О.ж. условно расчленяется на блоки показателей трудовой, культурно-бытовой и обществ.политич. деятельности (включая показатели брака и семьи, образования, нац. отношений и др.), сопряженные с показателями условий жизни - материального благосостояния людей, соц. обеспечения и здравоохранения, охраны окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную (базовую) модель О.ж., к-рая затем преобразуется в поисковую и нормативную прогнозные модели (см. Прогнозирование социальное). На основе сопоставления последних вырабатываются соответствующие рекомендации для планирования, управления. Лит.: Социальные показатели образа жизни советского общества. М., 1980; Социалистический образ жизни.  М., 1984. И.B. Бестужев-Лада.

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ - 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное (профессиональное) О.; технич., гуманитарное, естественнонаучное. О. - один из показателей соц. статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства соц. структуры об-ва. 2. Соц. ин-т, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различн. сферы жизнедеятельности об-ва, приобщения его к культуре данного об-ва.

ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ - принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное - повышение квалификации и переподготовка) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости. Соответственно этому принципу строится и содержание образования, обеспечивающее последовательность и преемственность усвоения знаний на разных этапах О.н. Концепция О.н. сформировалась на рубеже 50-60-х гг. под воздействием начавшейся в мире научно-технич. революции. Однако по мере дальнейшей разработки этой концепции все больше подчеркивается общедемократич. и гуманистич. направление соц. функций О.н., его воздействие на классово-слоевую структуру об-ва, обществ.-политич. отношения и духовно-нравственный прогресс. Проблемы О.н. постоянно находятся в центре внимания междунар. организаций (ЮНЕСКО и др.), а также социологии образования (см.). Несмотря на большое обществ. значение принципа О.н., его практич. реализация достигнута лишь частично. Необходима единая система И.о., в основном завершена разработка ее концепции. Но ее реализация сталкивается с большими трудностями, порождаемыми консерватизмом бюро-кратич. системы управления, экономич. трудностями, низкими темпами научно-технич. нововведений, неразвитостью у значительной части населения потребности в образовании. Лит.: Аббасова О.С, Владиславлев А.П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. Ташкент, 1983; Осипова В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989. Ф.Р. Филиппов.

ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ - 1. Система знаний об основах наук и навыках, необходимых для их применения в практич. деятельности. 2. Система учебных заведений (школ), обеспечивающих допрофессиональное обучение и воспитание детей и подростков, а также общеобразовательную подготовку взрослого населения. В России действует следующая структура учреждений О.о.: начальная (1-4 кл.), неполная средняя (5-9 кл.), полная средняя (10-11 кл.) школы, специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов (физико-мате-матич., биологич. и др.) или с преподаванием на одном из иностранных языков, общеобразовательные гимназии с повышенным уровнем подготовки учащихся, вспомогательные школы для детей с недостатками физич. и умственного развития, вечерние (сменные) школы - для работающей молодежи. О.о. в объеме программ полной средней школы осуществляется также средними профессионально-технич. училищами и средними специальными учебными заведениями. В России осуществляется принцип единства содержания и функций О.о. Вместе с тем взят курс на придание системе О.о. большей гибкости, увеличение многообразия методов обучения и воспитания детей с учетом региональных и национальных черт образа жизни населения, их индивидуальных особенностей, применение различ. вариантов программ и учебников. Гуманитаризация О.о. призвана обеспечить усвоение учащимися приоритетных общечеловеческих ценностей, демократизация управления системой О.о. должна обеспечить активное участие в жизни школы учащихся, педагогов, родителей, обществ. организаций. Лит.: Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие  общества. М., 1990. Ф.Р. Филиппов

ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ - 1. Подготовленность человека к определенному виду деятельности, профессии (см.), засвидетельствованная документом (аттестатом, дипломом) об окончании соответствующего учебного заведения. 2. Система профессиональных учебных заведений. В современных условиях О.п. - один из необходимых этапов формирования личности, предпосылка ее включения в систему обществ. и производственно-технич. разделения труда. Всеобщая доступность О.п., гибкость его структуры обеспечивает соц. гарантированность самореализации личности, возможность развития индивидуальных способностей, таланта. О.п. - одно из звеньев единой системы непрерывного образования. В России система учебных заведений О.п. включает в себя профессионально-технич., средние специальные и высшие учебные заведения различн. типов, а также многообразные формы переподготовки и повышения квалификации работников, индивидуальное, бригадное обучение и др. Реформа образования в стране ориентирована на отказ от всеобщей унификации видов и форм О.п., на максимальный учет потребностей республик, регионов в профессионально подготовленных кадрах, учет особенностей отраслей народного хоз-ва, конкретных профессий. Так, в профессионально-технич. образовании создаются учебные заведения для подготовки молодых рабочих к сравнительно простым видам труда с более коротким сроком обучения к труду средней и высокой сложности, требующему более продолжительной подготовки, и к труду наивысшей сложности (технические лицеи); вводятся различн. программы и сроки обучения для лиц с неполным и с полным средним образованием, профессиональная подготовка может сочетаться с общеобразовательной в объеме программ средней школы. Складывается также более гибкая система высших учебных заведений (ун-ты, технич. ун-ты, ин-ты и др.). Различн. варианты профессиональной подготовки вводятся в средних специальных учебных заведениях. Обществ. функции системы О.п., ее взаимодействие с соц. процессами исследуются в рамках социологии образования (см.). Особое внимание при этом уделяется соц. составу учащихся и студентов, их образу жизни, ориентация:,: личным планам, обществ. мнению населения-учащихся о системе О.п. Проводятся сравнительные междунар. исследования, позволяющие раскрыть взаимосвязь общего и частного в структуре, функциях, соц. значении системы О.п. на современном этапе развития мировой цивилизации. Лит.: Матулёнис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983; Трудящаяся молодеж образование, профессия, мобильность. М., 1984; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985; Иванов А.И. Будущие рабочие. Рига, 1986; Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования,  молодежь. М., 1988. Ф.Р. Филиппов.

ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ - соц. общности, обладающие нек-рыми признаками организаций (разделение функций, иерархия, принятие решений,  фиксированное членство и т. д.). Наличием подобных признаков О. в о.о. отличаются от таких соц. общностей, как классы, нации и т. п. Выделяют следующие организационные формы. Трудовые организации - предприятия и учреждения, к-рые создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Задаваемая им извне цель по своему содержанию не связана с непосредственными целями участников. Членство в них обеспечивает средства к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности. Обществ. (союзные) организации, цели к-рых вырабатываются "изнутри", представляют обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно с принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политич., соц., экономич. любительских потребностей. Существуют промежуточные формы организаций, напр., оперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), к-рые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют трудовые, производственные функции Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы и т. д.). В об-ве возникают организационные образования и др. рода, к-рые не являются собственно организациями, но имеют нек-рые признаки последних. Это - ассоциативные организации - семья, научн. школа, неформальная группа. В них заметны нек-рая автономия от среды: относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников по ролям, престижу, принятие общих решений. Регулятивные функции в ассоциативных организациях осуществляют спонтанно складывающиеся коллективные нормы и ценности. Степень их формализации незначительна. Важное их отличие от организаций первых двух типов в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, т. е. цель одного участника служит средством достижения л ели другого. Целое здесь не тождественно его составляющим, но общие цели являются рез-том совпадения индивидуальных. Сходными организационными признаками обладает и такой тип общности, как поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельностные способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т. д.), к-рая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает. Очевидно, что все эти организационные формы взаимосвязаны между собой. На территории большинства поселений находятся трудовые организации, в последних немало различн. союзных и ассоциативных организаций, многие союзные организации имеют административный аппарат, предприятия и т. д. Иногда оказывается эффективным их слияние, когда, напр., исследовательский ин-т создается на базе научн. школы или персонал отдаленной метеорологической станции формируется из членов одной семьи. В др. же случаях подобные сочетания считаются вредными, дезорганизующими. Лит.: Пригожин А.И. Социология организаций. М., А.И. Пригожин.

ОБРЯД (РИТУАЛ)

ОБРЯД (РИТУАЛ) - совокупность символич. стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные соц. идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства. О. возникли еще в первобытном об-ве, где они были важной формой объективизации мифов. В отличие от др. соц. действий О. не имеет непосредственного предметного рез-та. Смысл О. - в усвоении личностью определенных соц. идей, норм и ценностей. Соц. роль О. определяется содержанием тех идей и представлений, к-рые он воплощает. Неправильно связывать любые О. с религией. О. могут носить и светский, и даже атеистич. характер. Сила О. - в его эмоционально-психологич. воздействии на личность. В О. происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. Этому способствует эстетич. сторона О., - элементы изобразительного искусства, музыка, танцы, включенные в ритуал. Лит.: Угринович Д.М. Обряды: за и против. М., 1975. Д.М. Угринович.

ОБЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органич. и неорганич. Существуют различн. подходы к сущности О. В истории философии и социологии О. часто понималось как совокупность человеческих индивидов. В основу этого понимания О. клались самые различ. мифологические, теологические, телеологические, идеалистические представления, общим для к-рых было то, что О. - это результат деятельности Бога или субъективного проявления воли человека. В середине XIX в. стали складываться представления об О. как объективной реальности sin generis, развизающейся по своим имманентным законам. Впервые этот подход к О. был сформулирован К. Марксом. Он рассматривал его как особый соц. организм, как особую соц. форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт бытия человека не может раскрыть сущности О. О. - это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Его специфика как соц. реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в к-рых эти индивиды находятся друг к другу. Распространив филос. материализм на О., К. Маркс обратил внимание на ту материальную основу в О., к-рую отражает сознание и к-рая, следовательно, является фактором, определяющим характер и содержание соц. деятельности людей. Решение этого вопроса и означало открытие материалистич. понимания истории. В основу понимания О. как соц. реальности был положен принцип материалистич. детерминизма. Исходя из основных принципов материалистич. детерминизма, К. Маркс обосновал последовательную причинную зависимость основных структур об-ва. Развитие О. он понимал как последовательную смену обществ. формаций. Более глубокое обоснование О. как объективной соц. реальности сформулировал Э. Дюркгейм. Он считал объективными фактами-видами не только материальные, но и духовные элементы О. В отечеств, науке О. понимается как определившаяся в процессе историч. развития человечества относительно устойчивая система соц. связей и ношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, соц. ин-тов и т. д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребление материальных и духовных благ. Каждая конкретная форма О. связана с определенной территорией и политической властью. Люди, вкюченные в данную территориально-политич. гос. систему, содержание, формы и направленность соц. действий не только самодетерминируются, и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации О. создается людьми или, вернее, властными структурами неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково О. (тоталитарное, автократическое, демократическое и т. д.), таковы соответственно и люди, и их соц. действия, какова властная структура, таково и О. Лит.: Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.) М 1996; Пушкарева В.Г. Общество//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.). Ч. II. М., 1994. Г.В. Осипов, А.Д. Налетова.

ОБЩЕСТВО ВОЕННОЕ

ОБЩЕСТВО ВОЕННОЕ - в историч. социологии О. Конта и Г. Спенсера - строй, предшествующий промышленному (индустриальному) об-ву. Конт делил эпоху О.в. (именуемого им также теократическим или жреческо-военным) на два подпериода - наступательного и оборонительного милитаризма. Первый приблизительно соответствует родоплеменным организациям во главе с военными вождями и эпохе их наступления на культурные империи, второй - победившему феодальному укладу, сложившемуся после распада Римской империи и совмещавшему военно-оборонительную и хозяйственную функции. Здесь функции главы военного отряда и администратора хозяйственного округа соединялись в одном лице. Благодаря этому складывалась военно-хозяйственная иерархия (прообраз пирамиды отношений периода зрелого феодализма), в к-рой все свободные люди получали от вышестоящих лиц доступ к земле как вознаграждение за военную службу. Согласно теории соц. эволюции Спенсера, О.в. возможно в основном в докапиталистич. эпоху. В ходе эволюции стремление к достижению равновесия отношений между об-вами как естественными системами принимает форму борьбы за существование, конфликта. Повседневный организованный конфликт, направляемый политич. и религиозной властью, составляет суть О.в., формирующего человеческую психику, поведение и соц. организацию соответственно состоянию постоянной войны. Но и на стадии О.в. прогрессирует соц. интеграция благодаря победам лучше организованных групп, объединяющих обществ. группы во все более крупные. Этот процесс расширяет пространство, на к-ром часть человечества имеет возможность жить в мире и заниматься творческим трудом. Тем самым накапливаются условия для перехода О.в. в промышленное об-во. Лит.: Spenser H. The principles of sociology. L., 1896. А.Д. Ковалев.

ОБЩЕСТВО ВСЕРОССИЙСКОЕ НАУЧНОЕ СОЦИОЛОГОВ И ДЕМОГРАФОВ

ОБЩЕСТВО ВСЕРОССИЙСКОЕ НАУЧНОЕ СОЦИОЛОГОВ И ДЕМОГРАФОВ - учреждено съездом учредителей в ноябре 1989 г.  Президентом об-ва был избран Осипов Г. В. - ныне академик Российской академии наук. Цель об-ва - содействие развитию и совершенствованию социологии, повышению ее роли в решении фундаментальных и прикладных проблем соц. и гуманитарного развития России. Задачи об-ва: развитие социологии, демографии, этносоциологии, политич. социологии, социологии права, экономич. социологии в Российской Федерации; совершенствование соц. исследований, их связи с практикой; проведение научн. обществ. экспертизы соц., демографических, гуманитарных и иных соц. исследований; прогнозирование, планирование и управление соц., демографическим и гуманитарным развитием России и ее регионов; развитие соц. статистики; создание целостной системы образования в областях: социологии, демографии, этносоциологии в ун-тах и ин-тах Российской Федерации, развитие различн. форм повышения квалификации специалистов; формирование авторитета и распространение в Российской Федерации обществ. признания социологич., демографич., этносоциологич. И других гуманитарных знаний; развитие общероссийских и междунар. связей и научн. сотрудничества российских и зарубежных ученых. Об-во проводит научн. конференции, симпозиумы, совещания. М.Ф. Дороговцев.

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ

ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ - термин, применяемый для обозначения современного состояния капиталистич. об-ва, в к-ром посредством экономич. роста и технологич. нововведений обеспечивается производство товаров массового потребления; возник в контектсе теорий общества всеобщего благосостояния и об-ва потребления. Согласно концепции О.и., изобилие и доступность товаров для каждого члена об-ва должны дать возможность благополучного счастливого существования граждан и бесконфликтного состояния всего об-ва. Радикальные движения 60-х гг. подвергли критике потребительские идеалы капиталистич. об-ва. Происходит известная переориентация с "потребительских" ценностей на "производительные", стимулирующие частнокапиталистич. инициативу в традиционном для капитализма протестанском духе индивидуального труда" и персональной ответственности. В.Н. Фомина.

ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ - понятие, употребляемое для обозначения определенного состояния об-ва, для к-рого характерны развитая и сложная система разделения труда при сильной его специализации, массовое производство  товаров на широкий рынок, машинизация и автоматизация производства и управления, научно-технич. революция. Следствий этих процессов являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. В О. и. основные характеристики крупной промышленности и задаваемые ею модели поведения становятся определяющими для соц. общения в об-ве в целом и для большей части населения. Теория О.и. была сформулирована в двух вариантах: франц. соц. философом Р. Ароном в лекциях в Сорбонне в 1956-1959 гг. и амер. экономистом и политологом У. Ростоу в книге "Стадии экономического роста" (The stages of economic growth. Cambr., 1960). Теория Си. сводит соц. прогресс к переходу от отсталого. аграрного, "традиционного" (докапиталистич.) об-ва, в к-ром господствуют натуральное хоз-во и сословная иерархия, к передовому, промышлен-но развитому, "индустриальному" (капиталистич.) об-ву с массовым рыночным производством и бурж.-демократич. строем. Согласно теории О.и., в основе этого перехода лежит процесс последовательных технич. нововведений в производстве, во многом объясняемый стечением случайных обстоятельств в сочетании с различи. психологич. мотивами деятельности (национализмом, протестантской этикой, духом предпринимательства и конкуренции, личными амоицшь политич. деятелей и т. п.). Главным критерии прогрессивности об-ва считается достигнутый уровень промышленного производства, а по Ростоу - производства товаров массового потребления длительного пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.). Лит.: Dahrendorf R. Class and class conflict in industrial society. Stanford, 1959; Bendix R. Nation-building and citizenship.N.Y., 1964; Berle A. A., Means С.С. The modern corporation and private property. N.Y., 1968; Touraine A. The post-industrial society. N.Y., 1971; Bell D. The coming of post-industrial society. N.Y.. 1973. К.Г. Мяло, Э.А. Араб-Оглы.

ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ - соц. система, в к-рой производство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации. Если индустриализация сделала возможным производство огромных количеств различн. товаров, то наступление эры информационных (компьютерных) технологий обеспечило возможность производить, обрабатывать и передавать огромное количество информации.

ОБЩЕСТВО МАССОВОЕ

ОБЩЕСТВО МАССОВОЕ - см ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА.

ОБЩЕСТВО ОРГАНИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ

ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ - понятия, введенные К. Поппером для описания культурно-историч. и политич. систем, характерных для различн. об-в на разных этапах их развития. "Открытое" об-во - демократичное, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды, противопоставляется "закрытому" - догматически авторитарному, неподвижному, застывшему на относительно ранней стадии развития.  На этом противопоставлении строится соц. и политич. философия Поппера, а также его философия истории.  Развитие цивилизации, согласно Попперу, идет от закрытых к открытым обществ. системам. Примером закрытых систем служат такие разнообразные по своей соц. и политич. организации об-ва, как Спарта, Пруссия, царская Россия, нацистская Германия. Образцом "открытого" об-ва в древности выступали Афины, ныне - зап. демократии. Лит.: Popper К. The open society and its enemies. L., 1942. Л.Г. Ионин.

ОБЩЕСТВО ПЕРВОБЫТНООБЩИННОЕ

ОБЩЕСТВО ПЕРВОБЫТНООБЩИННОЕ - первичная, архаическая формация, характеризующаяся общей собственностью на средства пр-ва, коллективным трудом и потреблением, низким уровнем развития производительных сил.

ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ

ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ - распространенное в современной социологии и футурологии обозначение новой стадии обществ. развития. Концепция О.п. представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60-х гг. теорий "индустриального об-ва" франц. социолога Р. Арона и "стадий экономич. роста" амер. социолога У. Ростоу. Наиболее видные ее представители - Д. Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский, А. Тоф-флер (США), Ж. Фурастье и А. Турен (Франция). Основные положения концепции О.п. разделяют также многие др. социологи, экономисты, политологи и футурологи. В целом концепция О.п. претендует на роль общесоциологич. теории поступательного развития человечества. В основу членения всемирной истории на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное об-ва кладется уровень техники производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда.  В концепции О.п. утверждается, что в зависимости от уровня техники (см. Детерминизм технологический) в об-ве последовательно преобладают "первичная" сфера экономич. деятельности (сельское хоз-во), "вторичная" сфера (промышленность), а ныне выдвигается "третичная" сфера - услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование. Каждой из этих трех стадий присущи специфич. формы соц. организации (церковь и армия в аграрном об-ве, корпорация в индустриальном, университеты в постиндустриальном), а также господствующее положение определенного сословия. Лит.: Touraine A. La socicte postindustrielle. P., 1969; Bell D. The coming of postindustrial society. N.Y., 1973. Э.А. Араб-Оглы.

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ (ОБЩЕСТВО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ)

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ (ОБЩЕСТВО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ) - понятие, не имеющее строгого теоретич. или прикладного, эмпирич. характера, оформившееся в амер. соц. мысли второй половины 40-х - начала 50-х гг. О.п. связано в обыденном сознании с определенной степенью развития производства, обеспечивающего для каждого члена об-ва высокий жизненный уровень. Коррелятом идеи О.п. явилось распространение обновленной экономич. теории Д. М. Кейнса с ее акцентом на проблеме спроса, а также теории и практики "об-ва всеобщего благосостояния" (соответственно представлений о соц. - а не личной - ответственности людей за тяжелое материальное положение малоимущих слоев). Индивидуальное потребление тем самым выступило в обществ. сознании важным показателем "гуманности" и "справедливости соц. устройства ("недопотребление" является сегодня устойчивым признаком маргинальности). Связь О.п. с "об-вом всеобщего благосостояния подвергается резкой критике в концепциях неоконсерватизма. В.П. Терин.

ОБЩЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОЕ

ОБЩЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОЕ - в социологии О. Конта и Г. Спенсера высший тип об-ва, приходящий на смену военному типу (см. Общество военное) в ходе эволюционного развития. О.п. характеризуется высоким yровнем разделения труда, развитием промышленно а отсюда и исключительно мирными це Главная функция правительства состоит в т питании граждан. Слепое подчинение власти" сменяется убеждением, что главной обществ добродетелью является свобода индивида Добровольное взаимодействие индивидов сменяет принудительную кооперацию: система доге" вора - иерархия, систему статусов. Индустриальный обществ. порядок, основанный на обмене производственной деятельностью, предоставляет индивидуальности каждого гражданина полнейшую свободу действий, согласующуюся со свободой действий др. индивидов. Место силы занимают симпатии и право. Лит.: Spenser H. The principles of sociology. L, 1896. E.B. Осипова.

ОБЩЕСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ - Формация, характеризующаяся частной собственностью на средства пр-ва и непосредственных производителей; основные классы О.р. - рабы и рабовладельцы.

ОБЩЕСТВО РУССКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ (РСО)

ОБЩЕСТВО РУССКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ (РСО) - им. М.М. Ковалевского - создано в 1916 г.  в С.-Петербурге и воссоздано в 1993 г. Цели Общества: содействие развитию социологии и социология, образования в России, освоение наследия отечественной социологии, развитие научн. контактов между российскими и зарубежными социологами. Организационная структура общества включает два исследовательских центра - "Русская социология: история, теория, опыт", ориентированный на освоение наследия отечественной социологии и Центр им. П.А. Сорокина, ориентированный на сотрудничество с зарубежными социологами, а также региональные отделения - Алтайское, Якутское. Сыктывкарское. Членство в Обществе индивидуальное и коллективное. Председатель комитета Общества проф. А.О. Бороноев. А.О. Бореноев.

ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НЕМЕЦКОЕ

ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НЕМЕЦКОЕ (Deutsche Gesellschaft fur Soaologie DGS) - было основано в 1909 г. по инициативе Р. Гольтшейда, Ф. Тенниса, В.Зомбарта, М. Вебера и др. В 1933 г. Об-во было распущено и возобновило свою деятельность после второй мировой войны. Оно состоит из индивидуальных членов (около 900 чел.). Ин-ты и др. коллективные учреждения имеют свою собственную организацию - "Рабочее содружество соц.-научн. ин-в" (Arbeitsgemeinschaft Sozialunssenschaftlicher institute) в Бонне. Об-во ставит перед собой задачу обсуждения научн. проблем, а также прочем, связанных с организацией научн. деятельности ученых и обучением студентов, проблем углубления вклада социологов в решение насущных соц. вопросов. Внутренняя структура Об-ва имеет ряд особенностей. Правление состоит из 7 членов; несмотря на то, что проводятся пленарные заседания, выборы руководящих органов и голосова-нияпроводятся путем почтового опроса. Между пленарными заседаниями функции представительства берет на себя Совет, состоящий из 30 членов. Данная структура была принята в 1970 г. Каждые два года Об-во организует "Дни немецкой социологии". Оно активно участвовало з подготовке XIII Всемирного социологич. конгресса в Билефельде (июль 1994 г.). Обсуждение научн. проблем происходит по большей части в Исследовательских комиссиях, называемых секциями. Каждая секция, на заседаниях к-рой присутствует иногда до 100 участников, собирается один раз в год. Издания Об-ва: "Soziologie" - бюллетень, выходит два раза в год. "Deutsche Soziologentage" - сборник протоколов заседаний "Дней немецкой социологии". Выходит каждые два года. М.Р. Тульчинский.

ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ

ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ (Societe Francaise de Sociologie - SFS) - было создано в 1962 г.  в целях объединения франц. социологов, улучшения их связей с представителями др. обществ. дисциплин, использования соц. наук в практич. деятельности, обеспечения представительства франц. социологов в Ассоциации социологической международной (см.). ФСО также помогает молодым социологам в поисках работы, информирует о наличии рабочих мест. Оно учреждает премии w выдающиеся работы по социологич. теории и лучшее социологич. исследование, разрабатывает образовательные программы в области социологии. В ФСО насчитывает более 500 членов. Во главе об-ва находится Правление, состоящее из Президента, Генерального секретаря, Исполнительного секретаря и 10 членов. В последние годы в работе ФСО приоритет давался теоретич. исследованиям, а также изучению вопросов взаимосвязи социологии с др. обществ. дисциплинами, что нашло свое отражение в издаваемых об-вом сериях: "Социология и статистика", "Социология и искусство", "Социологич. исследования", "Экономика и социология", "Социология и право". М.Р. Тульчинский.

Предыдущая страница Следующая страница