Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Л"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАБОРАТОРИЯ ПОЛЕВАЯ

ЛАБОРАТОРИЯ ПОЛЕВАЯ - наиболее распространенная и оправдавшая себя на практике форма проведения полевого исследования. Ее основные задачи - обеспечение соблюдения инструкций, определяющих основные методич. принципы и технику проведения полевого исследования, контроля, надежности и достоверности эмпирия, данных; организация системы хранения собираемой первичной информации; составление бюджета расходов на проведение полевого исследования и т. п. Л.п. создаются для реализации исследований различн. типов: от единичных опросов на отдельном предприятии до масштабных комплексных, репрезентативных исследований, проводимых на уровне страны в целом, крупных регионов и т. п. Функции, связанные с руководством Л.п. на всех основных этапах реализации полевого исследования, должны осуществлять социологи-профессионалы. При проведении крупномасштабных оперативных исследований, в к-рых, как правило, задействовано большое число исполнителей, целесообразно на стадии обучения формировать из них бригады и включать в штат Л.п. т. н. бригадиров, в функции к-рых входят выдача индивидуальных заданий, прием заполненных документов, контроль за работой членов своей бригады в период проведения полевого исследования, сдача массива принятых документов руководству Л.п. В.Д. Воинова, Н.Е. Чернакова.

ЛАБРИОЛА (LABRIOLA) АНТОНИО

ЛАБРИОЛА (LABRIOLA) Антонио (1843-1904) - итал. философ и соц. мыслитель. Автор первого в истории марксизма системного изложения материалистич. понимания истории, что в дальнейшем позволило трактовать этот филос. принцип как соц. теорию об-ва - материализм исторический  (см.). Подвергался критике со стороны Э. Дюркгейма. Соч.: К кризису марксизма. Киев, 1906; О социализме. Очерки материалистического понимания истории М., 1960.

ЛАВРОВ ПЕТР ЛАВРОВИЧ

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900) - Русский социолог и философ. Социология, по Л., тиснеишим образом связана с историей. Предмет первой - формы проявления солидарности в обществе предмет второй - прогресс смены неповторяющихся явлений. Социологич. наблюдению подлежат: 1) "животные об-ва", в к-рых выработалось индивидуальное сознание; 2) существующие формы человеческого общежития; 3) обществ. идеалы как основа солидарности и справедливого об-ва; 4) практич. задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Социолог должен практиковать субъективный метод, т. е. уметь стать на место страждущих членов об-ва, а не бесстрастного постороннего наблюдателя обществ. механизма. Понимание об-ва воплощено в теории прогресса Л. Ведущей силой, "органом прогресса является личность, характеризующаяся критич. сознанием, стремлением к изменению застывших обществ. форм". В качестве побудительных причин деятельности человека Л. называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критич. личностей начинается историч. жизнь человечества. Л. намечает следующие фазы борьбы за прогресс в об-ве: появление отдельных провозвестников новых идей; открытое выступление против царящего зла героич. одиночек - эпоха мученичества и жертв; организация партии, позволяющей одиноким критически мыслящим личностям превратиться в реальную силу путем завоевания на свою сторону "неизбежного союзника", "реальной почвы партии" - широких народных масс. С 80-х гг., отойдя от крайностей субъективной социологии, Л. начинает рассматривать личность и как члена "коллективного организма". В связи с этим меняется и трактовка соц. прогресса, понимаемого не только как рез-т деятельности критически мыслящей личности, но и как "усиление и расширение обществ. солидарности", достижение к-рой во всех сферах обществ. жизни - экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности - "единственная возможная цель прогресса". Соч.: Философия и социология. Избранные произведения. Т. 1-2. М., .1965. А.И. Черных

ЛАЗАРСФЕЛЬД (LAZARSFELD) ПОЛ ФЕЛИКС

ЛАЗАРСФЕЛЬД (LAZARSFELD) Пол Феликс (1901-1976) - амер. социолог, разрабатывавший проблематику методологии соц. наук и применения математич. методов в соц. познании. Методология, с т. зр. Л., есть прежде всего аналитич. деятельность, связанная с оценкой и критич. анализом методов и процедур социологич. исследования, выявлением смысла и значений используемых понятий, обнаружением научн. содержания социологич. теорий. Основным критерием истинности научн. знания у Л. выступает принцип верификации.  Л. впервые ввел в методику социологии, исследования ряд новых методов: панельный метод, к-рый он впервые использовал при обработке рез-тов избирательной кампании 1940 г. в США; латентно-структурный анализ. Соч.: Методологические проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965; Измерение в социологии // Американская социология. М., 1972; Mathematical Thinking In Social Sciences (with co-authors). Glencoe, 1954; Language Of Social Research (with M. Rosenberg). Glencoe, 1955; The Peoples Choice (with co-authors). N.Y., 1969; Qualitative Analysis. Historical And Critical Essays. Boston, 1972. B.H. Фомина.

ЛАИКЕРТ (LIKERT) РЕНСИС

ЛАИКЕРТ (LIKERT) Ренсис (1903) - амер. психолог и социолог. Основные направления исследований - проблема соц. управления, обществ. мнения, методы исследования  соц. поведения. См. также Шкала Лайкерта. Соч.: Public Opinion and the Individual. N.Y., 1961; New Pattern of Management. N.J. (111.), 1961; The Human Organizations. Chic, 1967.

ЛАНДБЕРГ (LUNDBERG) ДЖОРДЖ ЭНДРУ

ЛАНДБЕРГ (LUNDBERG) Джордж Эндру (1895-1966) - амер. социолог. Один из основоположников неопозитивистской социологии. Филос. основа его концепции - прагматич. эпистемология Д. Дьюи, операционализм. Разработанная Л. система методологич. принципов построения естественно-научн. социологии представляла существенный шаг вперед по сравнению с примитивным статистич. подходом его предшественников в эмпирич. социологии. Идеалом научн. познания он считал физику и ее методы, был сторонником использования математич. методов исследования. Значительное влияние на взгляды Л. оказал бихевиоризм в его радикалистском варианте (Дж. Б. Уотсон): стимул и мотив человеческого поведения, по Л., тождественны сумме их последствий, поэтому предметом социологич. исследования является лишь внешне наблюдаемое поведение индивидов и групп. Соч.: Foundations Of Sociology. N.Y., 1939; Social Research. N.Y., 1942; Sociology. N.Y., 1968. С.М. Митина

ЛАПИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ЛАПИН Николай Иванович (1931) - российский философ и социолог, член-корр. РАН по философии и социологии, действительный член Академии социальных наук РФ. Основные направления деятельности: социология организации  и управления, социология изменений, нововведений, динамики ценностей. Л. одним из первых в стране применил теорию соц. организации к исследованию советских предприятий; критически проанализировал опыт соц. планирования на предприятиях, разработал и реализовал в применении к советским реалиям методологию социологич. исследований организационных и технич. нововведений, обосновал подход к решению задач соц. проектирования производственных объектов; предложил и апробировал систему неформализованных элементов моделирования глобального развития. С конца 80-х гг. исследует генезис и структуру отчуждения человека в об-ве, особенности и динамику кризиса российского об-ва на современном этапе, изменение структуры базовых ценностей населения реформируемой России, разрабатывает проблему социокультурной реформации российского об-ва на рубеже XX-XXI вв. Соч.: Руководитель коллектива. М.: 1974; Теория и практика социального планирования (в соавторстве). М., 1975; Социальное проектирование (в соавторстве) М., 1982.

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИИ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИИ Александр Сергеевич (1863-1919) - русский историк и социолог, президент первого в стране Русского социологич. об-ва им. М.М.Ковалевского. Сфера научн. интересов - методология исследования истории соц. мысли. Выступал против историко-социологич. идей позитивизма контовского типа, полагая, что нельзя подходить к историч. peaльности только с номотетич. т. зр., ибо в ней не учитывается специфика историч. факта. Историч. фактом Л.-Д. считал воздействие сознания индивидуальности на среду, в особенности на общественную. Ближе к истине, по Л.-Д., находится идиографич. метод, способствующий воспроизведению своеобразия фактов истории. С позиций неокантианства (Баденской школы) он утверждал, что установление истории, роли события достигается отнесением его к ценности. Недостаток идиографич. подхода, по Л.-Д., состоит в отказе от нек-рых общих понятий, в недооценке категорий "целое" и "эволюция". Л.-Д. полагал, что соц. ученый, сознательно различая номотетич. и идиографич. подходы, может соединять их в своей работе. Соч.: Русская история. СПб., 1900; Методология истории. СПб., 1913. СМ. Митима.

ЛАССУЭЛ (LASSWELL) ГАРОЛЬД ДУАЙТ

ЛАССУЭЛ (LASSWELL) Гарольд Дуайт (1902-1978) - амер. политолог, представитель бихевиористского (см. Бихевиоризм) подхода к политич. науке. С влиянием чикагской школы социологии связаны многолетние усилия Л. по созданию единой интегрированной политич. науки, ориентированной гл. обр. не на "библиотечные, а на полевые исследования, преодолевающей внутриинституциональную разобщенность и сопряженной с потребностями политич. практики. В этой связи Л. разрабатывает проблемы функционального подхода к политике (напр., большое распространение получила предложенная Л. схема анализа принятия политич. решений); использует методы соц. психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политич. поведения и пропаганды; выявляет роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политич. власти. Л. одним из первых исследует проблему количественного контент-анализа политич. (в т. ч. массовой) коммуникации; предлагает ставшую классич. в социлогии массовой коммуникации формулировку, согласно к-рой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопрос: КТО-ЧТО сообщает - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?" Согласно Л., все науки являются политич., поскольку позволяют процесс политики или поставляют данные, необходимые и самосовершенствования человечества в процессе общекосмич. эволюции. На современном этапе человеческой истории, когда под действием технологич. революций резко возрастает взаимозависимость всех форм обществ. жизни и в рез-те освоения космич. пространства человечество соотносит себя с миром в целом, начиная на практике относиться к себе как к единому организму, первоочередное значение, по Л., приобретает создание междунар. правового порядка, способного служить утверждению человеческого достоинства. Л. подчеркивает ключевое значение понимания общения людей как "открытого форума для постоянного обсуждения вопросов взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни". В этой связи новое звучание приобретают традиционные для Л. Исследования "злит" и "гарнизонного гос-ва" (понятие введено в 1937 г.). Выявляя "властвующие (правящие) элиты" (т. е. политически наиболее влиятельные группы об-ва), Л. указывает на опасность утверждения в современном мире господства идеи "гарнизонного гос-ва", т. е. об-ва, наиболее мощной группой к-рого являются специалисты по осуществлению насилия, использующие современные технич. возможности реализации власти. Противоположность "гарнизонного гос-ва" - об-во, в к-ром ведущая роль принадлежит деловым кругам; промежуточные формы - "гос-во, управляемое аппаратом партийной пропаганды", "гос-во партийной бюрократии", различн. сочетания монополий партийной и рыночной власти. Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, согласно Л., как междунар. действий, напр, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологич. развития, отказа от идеология, конфронтации при решении междунар. проблем, так и изменений внутри соц. системы. Соч.: Propagand, Communication and Public Order. Princeton, 1946; Power And Society (with A. Kaplan). В.П. Терин

ЛЕ ПЛЕ (LE РLАУ) ФРЕДЕРИК ПЬЕР ГИЙОМ

Ле Пле (LE Рlау) Фредерик Пьер Гийом (1806-1882) - франц. социолог и экономист. В трактовке соц. развития сочетал идеи технологич. и географич. детерминизма (см.), с одной стороны, и ведущей роли религиозного и морального авторитета - с др. Выступая против идеи изначальном совершенстве человеческой природы Л.П. доказывал, что об-во призвано удовлетворять две основные потребности человека: 1) в знании и соблюдении моральных норм, сконцентрированных в десяти библейских заповедях и подавляющих стремление ко злу; 2) в добывании средств существования. высшее предназначение соц. науки, с его т. зр., состоит в выяснении условий удовлетворения этих двух потреб-ностей с целью обеспечения соц. мира. Основной адресат социологии Л.П. - "высшие" классы, обязанные "покровительствовать" остальным классам и слоям об-ва. Социологич. консервативные установки Л.П. получили выражение в его программе соц. переустройства - "соц. реформе", в к-рой он проповедовал укрепление патриархальных ин-тов, в частности традиционных форм семьи, возврат к архаич. законам о наследовании, препятствующим дроблению имущества и т. д. Соч.: Основная конституция человеческого рода. М.,

1897. А.Б. Гофман

ЛЕБОН (LE BON) ГЮСТАВ

ЛЕБОН (LE BON) Гюстав (1841-1931) - франц. социолог, соц. психолог и публицист; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Отстаивал концепцию расового детерминизма, подчеркивая иерархический характер расового деления и особую значимость расовой принадлежности в развитии цивилизации. Выступал против всех форм соц. равенства и демократии, стремясь доказать, что все достижения цивилизации - рез-т деятельности элиты (см.). Л.- автор одной из первых концепций общества массового (см.); отождествляя маесу с толпой, он пророчил-наступление "эры масс" и следующий за этим упадок цивилизации. В рез-те промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации современная жизнь, по Л., все больше определяется поведением толп, к-рые всегда представляют собой слепую, разрушительную силу. В толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, т. к. ими управляет закон "духовного единства толпы". Важнейшую роль в обществ. развитии Л. приписывал идеям, навязываемым массам немногими лидерами. Соч.: Эволюция цивилизации. Одесса, 1895; Психология народов и масс. СПб. 1896; Психология социализма. СПб., 1908; The Crowd. N.Y., 1960. А.Б. Гофман

ЛЕВАДА ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЛЕВАДА Юрий Александрович (1930) - российский социолог, философ. Ведет исследования в области истории и методологии социологии, философии истории, социологии религии, экономич. социологии. Директор (с 1992 г.) Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Соч.: Социальная природа религии. М., 1965; Лекции по социологии. М., 1969; Советский простой человек (в соавторстве). М., 1993.

ЛЕВАЙН (LEVINE) РОБЕРТ АРТУР

ЛЕВАЙН (LEVINE) Роберт Артур (1932) - амер. культурный антрополог, исследователь проблем этноцентризма, влияния различн. культур на соц. поведение. Соч.: Culture, Behavior and Personality. Chic, 1973-Human Conditions. N.Y., 1986.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (LEVY-BRUHL) ЛЮСЬЕН

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (LEVY-BRUHL) Люсьен (1857-1939) - франц. этнолог и социолог, исследователь менталитета людей примитивных об-в, роли мистики и символов в сознании и поведении человека. Соч.: Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

ЛЕВИН (LEWIN) КУРТ

ЛЕВИН (LEWIN) Курт (1890-1947) - амер. соц. психолог. Автор динамической теории личности, соц. теории поля, теории решения соц. конфликтов. Соч.: A Dynamic Theory of Personality.N.Y., 1935; Principles of Topological Psychology. L. 1936; Field Theory in Social Science. N.Y., 1951.

ЛЕВИ-СТРОСС (LEVI-STRAUSS) КЛОД

ЛЕВИ-СТРОСС (LEVI-STRAUSS) Клод (1908) - франц. этнолог и социолог, один из главных представителей франц. структурализма. Концепция Л.-С. связана с социологии, школой Дюркгейма - Мосса и амер. культурной антропологией (Ф. Боас, А. Крёбер). Он утверждает, что историч. подход ("диахронический разрез") только облегчает понимание того, как возникают те или иные обществ. ин-ты; главная же цель научн. изучения об-ва - "синхронный разрез", т. е. раскрытие формальной структуры взаимоотношений, вытекающих, в свою очередь, из "бессознательной" природы коллективных феноменов. Это "бессознательное" есть универсальное для всех времен и народов стремление заключить исторически конкретное многообразие действительности в символич. формы традиций, ритуалов и в первую очередь языка. Соч.: Структурная антропология. М., 1983; Печальные тропики. М., 1984; Первобытное мышление. М., 1994. М.С. Роговин

ЛЕГАЛИЗМ

ЛЕГАЛИЗМ - установка на неукоснительное соблюдение правовых норм согласно критериям, определенным законом. С общетеоретич. позиций легалисты выступают за узконормативное представление о праве и буквально-формалистич. его истолкование, против либерального подхода в выборе правовых решений. В социологич. плане в отношении соблюдения правовых норм существуют две крайние позиции - ригористическая и терпимая (толерантная). Ригоризм означает принципиальную критич. линию в правовом поведении, терпимость же означает полное доверие к законодателю и снисходительное отношение к противоправным действиям. Социологич. исследования показали, что существуют, по крайней мере, четыре типовые позиции легализма: 1) безоговорочное признание права как единственной и самодовлеющей системы контроля за поведением (абсолютно конформная позиция); 2) признание права в качестве основного, но не единственного источника мотивации действий; к этой категории относятся моралисты, т. е. лица, оценивающие и сопоставляющие нормы права и закон с др. стимулами мотивации действий (мораль, обычаи, традиции и т. п.); 3) критич. отношение к праву и сопутствующим формам соц. контроля; к этой категории относятся лица, добивающиеся большей справедливости, а также сторонники реформ в области права и те, кто соблюдает действующий правопорядок не по убеждению, а вынужденно, из-за боязни санкций и наступления неблагоприятных последствий; 4) нигилистич. отношение к закону и правопорядку; к этой категории относятся лица с деформированной психикой, низкой жизненной приспособляемостью, повышенной самооценкой, а также лица, склонные к правонарушениям. Внутри указанных групп можно установи более дробную типологич. классификацию л лизма в зависимости от профессии, возв субъективно-психич. особенностей индивида и т.д. Лит.: Подгурецкий А. Очерк социологии права М., 1974; Вопросы эффективности правового воспитания М. 1977; Личность и уважение к закону: Социологический аспект М., 1979; Dictionnaire encyclopcdique de thcorie et rio sociologie du droit. P., 1988. С.В. Боботов.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

ЛЕГИТИМНОСТЬ (от лат. legitimus - гласный с законами, законный, правомерный надлежащий, должный, правильный) - термин применяемый в социологии для характеристики порядка социального (см.), обладающего престижем, в силу к-рого он диктует индивидам обязательные требования и устанавливает образцы поведения. В своем специфически социология. смысле введен М. Вебером, чтобы отличить "эмпирическую" Л. соц. порядка от нормативной. "Значимость" всякого данного соц. порядка, по М. Веберу, - это возможность ориентации соц. поведения (и соц. отношений) индивидов на их представление о существовании легитимного порядка. Л. оказывается, таким образом, не свойством самого соц. порядка, но свойством определенного представления о нем, отправляясь от к-рого, люди ведут себя определенным образом. устанавливая определенные отношения друг с другом. Л. соц. порядка, выражающаяся в "значимости" его норм как требований и образцов поведения индивидов, может сохраняться и при их нарушении в тех или иных отдельных случаях, коль скоро нарушители оказываются вынужденными скрывать свои проступки или преступления. Сам факт необходимости для преступника скрывать свои поступки, нарушающие соц. порядок, свидетельствует о том, что он по-прежнему "значим" в качестве легитимного, задающего норму поведения. То же происходит и в случае достаточно многочисленных "частичных проступков и нарушений, без к-рых не обходится ни один эмпирически существующий соц. порядок. Поскольку им пытаются придать вид Л.. постольку сами эти попытки свидетельствуют о том, что этот порядок сохраняет свою легитимную "значимость", по крайней мере, в определенной среде. В противоположность юриспруденции непреложными целями для социологич. понимания Л., согласно М. Веберу, нет абсолютной противоположности между легитимной значимостью соц. порядка и отсутствием таковой. Социологич. "значимость" и, соответственно, Л. каждой из нормативных систем определяется тем, в какой мере существует вероятность того, что поведение будет действительно на нее ориентировано. Веберовская концепция Л. была ассимилирована западноевропейской социологией XX в. - прежде всего социологией права и политической социологией. Ю.Н. Давыдов.

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич (1870-1924) - русский соц. теоретик и политолог. Им впервые поставлены нек-рые теоретич., методология, вопросы марксистской теории об-ва, но в его работах нет законченной, разработанной концепции социологии как науки. В трудах Л. можно выделить три уровня развития марксистской социологич. мысли: во-первых, разработки общей социологич. теории - историч. материализма; во-вторых, распространение ис-торико-материалистич. подхода на различн. сферы обществ. сознания, надстроечных явлений; в-третьих, Л. проводил исследования прикладного характера, в ходе к-рых им использовались разнообразные приемы сбора соц. информации - от изучения множества статистич. документов, анкет до, как мы сказали бы сегодня, включение наблюдения и контент-анализа. Эти приемы использовались Л. и при создании крупных обобщающих трудов в качестве самостоятельного анализа отдельных явлений и процессов в России. Л. была заложена традиция прикладных социологич. исследований, марксистской методологии. Раскрывая материалистич. содержание понятий "соц. группа", "реальная личность" и соц. действия", Л. сделал важный шаг в развитии социологии. Развивая идеи марксизма, он не только углубил специфич. объективные (роль, условия) и субъективные (интересы) основания вычленения соц. групп как особых соц. систем, но и указал на главный и определяющий признак соц. групп - их принадлежность к определенным соц. классам. По объективным и субъективным основаниям в данном об-ве можно выделить множество соц. групп. Главным же системообразующим признаком при этом является их классовое качество. В трудах. Л. охарактеризована принципиальная противоположность между догматич. дедукцией, к-рая выводит конкретное из "простого логич. развития общей истины", и диалектич. методом в социологии, к-рый проверяет общую истину на конкретном, исследует ее в конкретном, уточняет и обогащает при помощи конкретного. Положение Л. о том, что объектом социологии и социологич. исследований являются не интересы и отношения отдельной личности, а интересы и отношения личностей, обладающих сходными соц. характеристиками и осуществляющих свою жизнедеятельность в исходных объективных условиях, интересы и отношения личностей, проявляющихся в их соц. действиях в особых историч. ситуациях, было важнейшим шагом вперед. Соч.: Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? // Ленин В. И. ПСС, т. 1; Развитие капитализма в России. Там же, т. 3; Государство и революция. Там же. Т. 33. СМ. Брайович, Р.Л. Винклер

ЛЕНИНИЗМ

ЛЕНИНИЗМ - учение В. И. Ленина, претендующее на развитие в новых исторических условиях теории марксизма, в особенности материалистической диалектики теории познания, теории классовой борьбы и диктатуры пролетариата, учении о гос-ве и революции, партии, теории империализма и т. д.

ЛЕФЕВР (LEFEVRE) АНРИ

ЛЕФЕВР (LEFEVRE) Анри (1901-1991) - франц. социолог. Посвятил свои научн. труды изучению и анализу марксизма (работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина), в том числе идей о капитализме, соц. классах, жизни roc-ва. В размышлениях Л. об урбанизме и городе "урбанизация" представлена как фундаментальная характеристика современных об-в, более значимая, чем индустриализация, техника и потребление. Л. - автор теории современного гос-ва, в к-рой он актуализирует мысли К. Маркса и ставит акцент на возрастание функций современного гос-ва и его влияние на цивилизованное об-во. Соч.: La Somme et le reste. Lausanne, 1973; The Sociology of Marx. L., 1975; Le Marxisme., P., 1984. Н.Г. Осипова.

ЛИДЕРСТВО

ЛИДЕРСТВО (от англ. leader - ведущий, руководитель) - 1. Ведущее положение отдельной личности, соц. группы, класса, партии, гос-ва, обусловленное более эффективными рез-тами деятельности (экономич., политич., научн., спортивной и др.). 2. Процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов. Понятие Л. связано с понятиями "управление" и "руководство" (см.). В отличие от лидера руководитель коллектива всегда выступает посредником соц. контроля и административно-гос. власти. Лидер - член группы, добровольно принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем того требуют формальные предписания или общепринятые нормы. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем официальный статус руководителя; неформальный лидер - член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом по сравнению с остальными членами более высокий уровень активности. В социологии существует несколько т.зр. на природу и сущность лидерства. Одна из них - "теория черт" - обосновывает выдвижение лидеров их личными качествами (ум, храбрость, знания и др.). Другая - "ситуационная теория" - обусловливает инициативное поведение личности  потребностями сложившейся соц. ситуации (историч. условия, особенности сферы групповой деятельности, специфика групповых задач, целей и т. д.). Марксистская т. зр. выделяет детерминацию Л. общими соц. условиями, своеобразно преломляющимися в конкретной историч. ситуации и в специфике личностных качеств. Понятие Л. стало широко применяться в социологии после известных экспериментов К. Левина (США, 30-е гг.), изучавшего "стиль Л." - систему приемов воздействия лидера на группу. Эти эксперименты выявили три типа Л., по-разному влияющих на эффективность групповой деятельности. Эксперименты проводились в группах школьников, собравшихся для изготовления масок из папье-маше. Выравненные по индивидуальным и групповым характеристикам, эти группы отличались стилем руководства: авторитарный (все действия членов группы определялись взрослым лидером), демократический (все действия определялись самой группой) и анархический (laissez-faire), когда группа была предоставлена сама себе. Исследования показали прямое влияние стилей Л. на "групповую атмосферу" - соц.-психологич. климат группы, рабочую мотивацию детей и производительность их труда. Лит.: Руководство и лидерство. JL, 1973; Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель коллектива. Л., 1974; Stogdill R.M. Handbook of leadership. N.Y., 1974. Г.С. Антипина

ЛИЛИЕНФЕЛЬД ПОЛЬ ФОН

ЛИЛИЕНФЕЛЬД Поль фон (1829-1903) - русский социолог, один из видных сторонников органицистской теории в социологии. Соч.: Мысли о социальной науке будущего. СПб., 1872; Gedanken uber die social wissenschaft der zukunft. Mitau, 1873.

ЛИНД (LYND) ХЕЛИН МЕРИЛ

ЛИНД (LYND) Хелин Мерил (1896-1982) - амер. соц. психолог и социолог. Получила известность, благодаря своей, ставшей классич., работе (написанной в соавторстве с мужем Робертом С. Линдом) о жизни общин в Америке. Наибольший интерес Л. проявляла к той роли, к-рую играют общины в установлении соц. неравенства и зарождении смысла в человеческ и особенно к изучению демократии и соц. идентичности. Соч.: Middletown: A Study In Contemporary A Culture (with Robert S. Lynd). N.Y., 1929; Middletown sition: A Study In Cultural Conflict. 1937.

ЛИНТОН (LINTON) РАЛЬФ

ЛИНТОН (LINTON) Ральф (1893-1953,, амер. культурный антрополог, исследовал отношения индивида и об-ва, культурные основания в поведении личности. Соч.: The study of Man. An Introduction N.Y., 1936. The Individual and His Society. Cambridge (Mass) 1939; The Tree of Culture. Chic, 1955.

ЛИПСЕТ (LIPSET) СЕЙМУР МАРТИН

ЛИПСЕТ (LIPSET) Сеймур Мартин (1922) - амер. социолог, специализирующийся гл. обр~в области проблем соц. стратификации и политич. социологии. Л. уделил большое внимание проблеме ie-гитимности в современных об-вах утверждая чтл стабильность любого гос. строя полностью зависит от его законности и эффективности. Законность, с т. зр. Л., носит оценочный характер, связанный со способностью системы формировав и поддерживать у масс убеждение о наилучшем функционировании существующих политич. ин-тов. Эффективность, по Л., преимущественно "инструментальна", означает удовлетворенность процессом управления соц. системой. Основной вывод, к к-рому пришел Л., исследуя политич. системы различн. современных об-в, заключается в том, что легитимность в них слаба. Л. занимается исследованием мобильности социальной (см.) в США. Соч.: Политическая социология // Социология сегодня. М., 1965; Political Sociology. N.Y., 1959; Political Mai N.Y., 1960; Social Mobility In Industrial Society (with RBen-dix). Berkeley, 1966. B.H. Фолина.

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ - целостность соц. свойств человека, продукт обществ. развития и включения индивида в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится Л. в процессе освоения соц. функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума. Стремление слиться с соц. общностью (идентифицироваться с нею) и вместе с тем обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает Л. и продуктом и субъектом соц. отношений, соц. развития. Формирование Л. осуществляется в процессах социализации (см.) индивида и направленного воспитания: освоения им соц. норм и функций (соц. ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоциальных, Л. приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых соц. общностей, членами к-рых являются индивиды, т. е. классовых, соц.-профессиональных, нац.-этнич., соц.-территориальных и половозрастных. Освоение черт, исущих этим многообразным общностям, а также соц. ролей, выполняемых индивидами в Тпупповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в соц.-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой - придает Л. неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизич. свойств субъекта. Л., т. обр., интегрируется с индивидуальностью. В качестве устойчивой целостности психич. свойств, процессов и отношений Л. является предметом изучения в психологии. Социологич. же анализ выделяет в Л. именно соц.-типическое как целостность необходимых для выполнения обществ. функций характерологич. и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации и соц. установок, доминирующих мотивов деятельности. В качестве субъекта соц. отношений Л. характеризует активная деятельность, к-рая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению культурой, унаследованной от предшествующих поколений. См. также: Теория личности ролевая, Теория личности социологическая. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975; Человек как объект социологического исследования. Л., 1977; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Головаха Е.И., Крокик А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984; Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1-3. М., 1983-1985. В.А. Ядов.

ЛОББИЗМ

ЛОББИЗМ (от англ. lobby - кулуары) - разновидность закулисной политики. Лоббисты - это влиятельные дельцы и политики, стремящиеся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. Зачастую они не гнушаются никакими средствами: взятки и оказание встречных услуг. В США, напр., почти по каждой законодательной инициативе создаются группы доверенных лиц, к-рые действуют в кулуарах кон-фесса. В то же время Л. - это и постоянная деятельность хорошо финансируемых профессиональных "толкачей". Они имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в основном юристов и крупных отставных чиновников генералов, хорошо разбирающихся в механизме реализации политических решений, сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами. Они внимательно следят за тем, чтобы в законодательных органах не проходили законопроекты, к-рые повредили бы интересам их патронов - промышленным корпорациям, военным концернам, финансовым группам, организациям крупных фермеров и т. п. В США, согласно Закону о реорганизации Конгресса 1964 г.  (Public Law, 1946, № 79-601), за деятельностью лоббистов был установлен контроль. От него требуется обязательная регистрация и ежегодный официальный отчет об израсходованных суммах. В принципе закон распространял свое действие на любое лицо, к-рое собирает или получает деньги, чтобы влиять на деятельность законодателей. Однако от лобби вовсе не требовалось указывать, от чьего имени они действуют и ради каких целей. Следовательно, в своей основе контроль оставался формальным и не создавал препятствий для закулисных сделок. В наше время Л. большого бизнеса стал более разнообразным как по организационному оформлению, так и по методам давления, более гибким и утонченным. В целях оказания организованного давления на аппарат власти и обработку обществ. мнения лоббисты затрачивают много усилий и денежных средств, подкупая не только законодателей, но и ответственных чиновников, политич. деятелей и представителей прессы. В своей деятельности лоббисты лицемерно опираются на первую поправку к конституции США, гарантирующую, что "конгресс не будет издавать законов, ограничивающих право народа обращаться к правительству с петициями об исправлении злоупотреблений". Однако нередко лоббисты сами совершают злоупотребления, действуя закулисно и в интересах большого бизнеса (см. Группы давления). Лит.: Колин П. Лобби на службе монополии. М., 1979; Alderman G. Pressure groups and government in Great Britain. Harlow; N.Y., 1985; Davies M. Politics of pressure: the art of lobbying. L., 1985; Miller Ch. Lobbying government: understanding and influencing the corridors of power. Oxford, 1987; McFarland A.S. Common cause: lobbying in the public interest. Chatham House, 1987. С.В. Боботов.

ЛОГИКА

ЛОГИКА (от греч. logike) - 1. Совокупность наук о законах и нормах правильного мышления. 2. Разумность, внутренняя закономерность ч.-л., напр., Л. событий.

ЛОГИКА СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОМБРОЗО (LOMBROSO) ЧЕЗАРЕ

ЛОМБРОЗО (LOMBROSO) Чезаре (1835-1909) - итал. соц. мыслитель, автор известного труда по проблемам влияния психопатологии на соц. поведение и деятельность выдающихся личностей. Основоположник социологии преступности. Соч.: Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892; Гениальность и помешательство. М., 1996.

ЛУКИЧ (LUKIC) РАДОМИР

ЛУКИЧ (LUKIC) Радомир (1914) - югосл. социолог, правовед, действительный член Сербской Академии наук и искусств, действительный член Академии социальных наук РФ. Внес значительный вклад в становление и институ-Циализацию социологии в Югославии после второй мировой войны, в подготовку и образование социологии, кадров. Наряду с методологич. и тео-ретич. проблемами социологии он уделял большое внимание отраслевым социологич. дисциплинам в первую очередь социологии права и социологии морали. Создал наиболее полную систему социологии морали в Европе. В своих многочисленных трудах (в 1995 г. вышло собрание синений в 11 томах) с антидогматических позиций интерпретировал соц. закономерности в тот период, когда в Югославии и других социалистич. странах господствовали идеологич.

догмы. З.Т. Голенкова.

ЛУКМАН (LUCKMANN) ТОМАС

ЛУКМАН (LUCKMANN) Томас (1927) - нем. социолог. Разработанная совместно с амер. социологом П. Бергером феноменологич. версия социологии знания ("Соц. конструирование реальности", 1966) противопоставляется всей предшествующей социологии знания, предметом к-рой было изучение теоретич. знания. Оно не исчерпывает всего знания, имеющегося в об-ве, и, кроме того, не играет главной роли в жизни большинства людей. Поэтому предметом, "ядром" их теории становится обыденное, дотеоретич. знание, с к-рым человек сталкивается в своей повседневной реальной жизни. Суть их концепции сводится к тому, что соц. реальность конструируется интерсубъективным человеческим сознанием, и все соц. ин-ты и отношения - продукты человеческого сознания. Реальность "реальна" в той мере, в какой она является содержанием "коллективных представлений" людей, т. е. осознается ими. При этом снимается качественное различие между соц. реальностью как объективной реальностью, существующей независимо от сознания людей, и соц. реальностью как обществ. сознанием. Соч.: Социальное конструирование реальности (в соавторстве с П. Бергером). М., 1955; The Invisible Religion. N.Y., 1967; The Structures Of The Livesworld (with A. Schutz). Evanston. 1973; The Phenomenology And Sociology, Harmonds-worth, 1978. Е.Д. Руткевич

ЛУМАН (LUHMANN) НИКЛАС

ЛУМАН (LUHMANN) Никлас (1927) - нем. социолог-теоретик, ведущий представитель анализа функционального в социологии (см.) и системной теории в социологии, теоретик права. Ранние работы Л. посвящены обоснованию программы "радикализованного функционализма". В центр исследования Л. ставит отношения системы с окружающей средой, а функционально эквивалентные способы решения возникающих при этом проблем получают общую точку отсчета: различие в комплексности (сложности) между системой и средой. Редукция комплексности совершается системой в трех измерениях (сообразно тому, как выступает для нее в качестве проблемы комплексность мира): предметном, временном и соц. Однако, по Л., это ведет не к снижению, а только к повышению комплексности (из-за усложнения воздействия системы на окружающий мир). В 70-е гг. Л. сосредоточивает усилия на разработке теории об-ва, к-рое рассматривается им как условие возможности взаимодействия многочисленных соц. систем. Трудности увязки воедино разных положений теории разрешаются Л. за счет выделения и разведения в качестве взаимонезависимых трех "супертеорий": системной, эволюционной и теории символически генерализованных средств коммуникации. Соч.: Soziologische Aufklarund. Bde. 1-3 Opladen 1970-1984; Soziale Systeme. Fr/M., 1984; Gesellschaftsstruktur und Semantik. Bd. 1-2. Fr/M, 1980-1981; Risk: A Sociological Theory. N.Y., 1993. А.Ф.Филиппов.

Предыдущая страница Следующая страница