Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭВО"-"ЭЛЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭВО"-"ЭЛЕ")

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - в социологии одно из направлений в объяснении соц. процессов конца XIX - нач. XX вв., представители к-рого вслед за Г. Спенсером рассматривали развитие об-ва как этап космич. эволюции, в к-рой каждая последующая ступень аккумулирует достижения предыдущих и строится на них, причем в отличие от биологизатор-ских тенденций органич. школы (см. Органицизм) рез-т развития сознательного начала видели в усложнении форм обществ. жизни, выдвигая лозунг "направленной эволюции" - разумного управления соц. процессами. Так, Л. Ф. Уорд соединял спенсеровский принцип космич. эволюции с ценностной идеей прогресса. Социальные ин-ты были для него следствием развития скорее психич. (сознательных), чем витальных (биологич., неосознанных, инстинктивных) сил. Высшая, собственно человеческая, ступень эволюции - "социогения" являлась для Уорда синтезом всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Она характеризовалась появлением "чувства и цели", к-рых не было в действиях слепых природных сил и к-рые детерминируют собственно соц. реальность, генетич., природные основы человека ("первичные" желания, в частности, голод и жажда, связанные с поддержанием жизни; половые потребности, связанные с продолжением рода, и др.) под влиянием "чувства и цели" преобразуются в "телические" (целевые), т. е. в соц. процессы, имеющие форму целенаправленных действий людей. На этой основе появляются сложные интеллектуальные, моральные и эстетич. "вторичные" желания, выступающие непосредственной побудительной силой соц. развития. Будущее человечества в Э.п. связано с преодолением индивидуального целеполагания и с переходом к "коллективному телезису", носителем к-poro является гос-во, обеспечивающее сознательную кооперацию индивидов. Такая организация, как об-во, является синтезом бессознательной эволюции и "сознательного плана". Соотношение этих двух факторов определяет характер и уровень развития любого об-ва. Д.В. Ольшанский.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭВОЛЮЦИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio - развертывание) - 1. Развитие явления или процесса в рез-те постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в др. без скачков и перерывов при сохранении качеств, определенности в ходе качеств.-количеств, изменений (в отличие от революции (см.)). 2. Различного рода движения, связанные с перемещением, перестроением определенных единиц. 3. Процесс изменения, развития.

ЭГАЛИТАРИЗМ

ЭГАЛИТАРИЗМ (от франц. egalite - равенство) - концепция, в к-рой проповедуется необходимость равенства как принципа организации обществ. жизни. Невозможно говорить о равенстве вообще, без уточнения значения этого понятия. В истории идея равенства понималась по-разному. Платон выступал за политич. равенство мужчин и женщин, Аристотель - за политич. равенство всех свободных граждан. Общая идея Э. впервые встречается у стоиков, сумевших преодолеть политический Э., относившийся только к свободным гражданам, когда они стали утверждать, что все люди как рациональные существа равны и имеют одинаковые способности к добродетели. Христианский Э. - равенство всех людей перед Богом. Для Августина люди одинаково грешны. Современное понимание и политич. смысл Э. приобретает в конце XVII и на протяжении XVIII вв. во время революционных выступлений буржуазии против привилегированных сословий и феодальных отношений вообще. Понимаемый как естественное право  политич. равенства всех людей Э. получил теоретико-философское обоснование в трудах Гоббса, Люкка, Руссо и др. мыслителей. Он стал мощным идеологич. лозунгом бурж. революции наряду с лозунгом свободы (liberte) и братства (fraternite), к-рые в сжатой форме символично выражали их конечную цель. Из этих учений возникли основные идеи западноевропейской демократии и гражданского об-ва. Однако после этих революций выяснилось, что Э. сводился к формальному (правовому) равенству людей, за к-рым скрывалось их в первую очередь экономич., а также политич. и соц. неравенство. Поэтому наиболее революционные силы, начиная с франц. бурж. революции вплоть до социалистич. революций и антиколониальных движений, стремились понятие Э. распространить и на экономич. равенство. При этом не всегда удавалось избежать крайностей: d. отождествлялся с однообразием, полным подчинением личности общности, уравниловкой и т. д. (Т. Моор, Т. Кампанелла и др.). В марксизме акцент делается на устранение основных форм соц. неравенства, имеющих.

ЭГОИЗМ

ЭГОИЗМ (от лат. ego - "Я") - себялюбие, жизненный принцип, продиктованный заботой человека лишь о себе самом, ставящего свои интересы выше интересов др. людей и об-ва. Понятие, противоположное альтруизму (см.). В социологич. и антропологич. концепциях Э. рассматривается как одна из основных побудительных сил, управляющих поведением человека. Обычно Э. связывается с инстинктом самосохранения и стремлением к счастью. Зап. социологи чаще всего выводят Э. из природы человека как таковой. В большинстве учений Э. осуждается в нравственном плане ист. зр. цели достижения обществ. благополучия. Существуют и попытки теоретич. оправдания Э. (М. Штирнер, Ф. Ницше). Э. рассматривается при этом как способ обретения человеком своей сущности, самоутверждения и вообще как рычаг развития человечества. В нек-рых социологич. теориях Э. трактовался как неотъемлемое свойство человеческой натуры (Л. Фейербах). При этом считалось, что природный Э. должен быть ограничен самим человеком и согласован с обществ. интересами ("разумный Э."). Момент личной заинтересованности, однако, присущ каждому поступку человека т. к. выбор всегда совершается им самим при любых обстоятельствах и любом принуждении изане. В этом смысле абсолютно неэгоистич. поступок психологически невозможен. Заботы человека о себе самом, о развитии заложенных способностей и реализации себя как личности оправданы, поскольку не идут в ущерб другим.

Лит.: Петров Э.Ф. Эгоизм: Философско-этический очерк. М., 1969. В.Н.Шердаков

ЭЙЗЕНШТЕДТ (АЙЗЕНШТУДТ) ШМУЭЛЬ НОАХ

ЭЙЗЕНШТЕДТ (АЙЗЕНШТУДТ) Шмуэль Ноах (1923) - израил. Социолог. Представитель эволюционного функционализма. С активностью различн. элит, контр-элит и движений протеста, с уровнем развития соц. стратификации и институционной дифференциации. Так, он утверждает, что от степени дифференцированности системы зависит вероятность появления в ней нововведений: напр., появление нового в политич. и религиозной сферах тем вероятнее, чем больше они отделились друг от друга. В плане развития социологич. теории Э. является сторонником концепции когерентности макро- и микросоциологич. подходов к пониманию соц. реальности. Соч.: Social Change, Differentiation And Evolution // American Sociological Review. 1964. Vol. 29, № 3; From Generation To Generation. Glencoe, 1965; The Form Of Sociology: Paradigms And Crises (with M. Curelaru). N.Y., 1976. С.М. Митина.

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ - способность различн. обществ. явлений выполнять одну и ту же соц. функцию, а также способность одного обществ. явления иметь различн. функции. Материал для формулировки принципа Э.ф. дали в первую очередь исследования магии и ритуалов в первобытных племенах (А. Радклифф-Браун, Б. Малиновский, К Клак-хон), авторы к-рых, однако, держались прямо противоположного убеждения в функциональной необходимости каждого изучаемого явления. Р. К. Мертон показал, что здесь смешивается представление о необходимости самой функции и представление о необходимости явления, ее выполняющего. Он сформулировал положение о Э.ф. в рамках своей "основной теоремы функционального анализа" (см. Анализ функциональный в социологии), подчеркивая необходимость функции и акцентируя "диапазон изменчивости явлений", находясь в к-ром они могут эту функцию выполнять. Н. Луман превратил Э.ф. в основной принцип своего "функционального структурализма". В его концепции функция превратилась не в рез-т, к-рый должен быть осуществлен, а в "регулятивную смысловую схему", в к-рой явления и их действия чисто соотносительны друг другу, так что можно развертывать класс функциональных эквивалентов, либо избрав за точку отсчета действие (тогда эквивалентны вызывающие его структуры), либо ту или иную структуру (тогда эквивалентны вызванные ею действия). Так можно исследовать, какие функции выполняет авторитет в организации: все они эквивалентны, т. к. выполнены авторитетом. А можно выяснить, что способствовало его возникновению, и все, что вызвало (или могло вызвать) появление авторитета, тоже считается теперь функционально эквивалентным. А.Ф. Филиппов.

ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Используя элементы сравнит.-историч. "цивилизационного" подхода, Э. изучает процессы социокультурного и политич. изменения в различн. об-вах. Он связывает изменение (в том числе развитии об-ва имеет большое значение. В ней революционное, к-рому уделяет немалое внимание) заключено радикальное требование преодоления экономия., политич. и соц. неравенства, а также различн. форм дискриминации.

Исторически сложились две основные концепции Э.: как равенства возможностей и как равенства рез-тов. Неолибералы и социал-демократы выступают за умеренный Э., отстаивая идею компромисса между концепциями равенства возможностей и равенства рез-тов, проводя в жизнь различн. соц. программы, сдерживающие разрыв в доходах различн. соц. слоев. Неоконсерваторы отвергают Э., считая, что равенство противоречит принципу свободы и природе человека, деструктивно воздействует на функционирование соц. Организма классовую природу и основанных на эксплуатации.

Несмотря на многообразие значений, приобретенных на протяжении истории, идея Э. в

Лит.: Маркс К. Критика готской программы; Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19; Ленин В.И. Государство и революция. ПСС, т. 33; Мальцев Г.Ф. Буржуазный эгалитаризм. М., 1984; Bell D.A. "Just" eguality//Dialloges. Wasch., 1979. З.Т. Голенкова.

ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСПЕКТАЦИЯ

ЭКСПЕКТАЦИЯ (от англ. expectation - ожидание) - термин, к-рым в теории (и в структурном функционализме в целом) обозначается ожидание человека определенного поведения в зависимости от его положения (позиции) в соц. системе. Сама эта позиция предстает как система Э., предъявляемых человеку соц. общностью и обеспечиваемых соответствующими санкциями и поощрениями, правилами соц. взаимодействия. Несколько иной смысл термин имеет в концепции т. н. "революции растущих ожиданий", согласно к-рой причиной соц. конфликтов в ка-питалистич. об-ве являются якобы непомерно возросшие требования низших слоев населения, к-рые неоправданно быстро хотят поправить свое положение. Лит.: Американская социология. М., 1972; Шихирев П.Н. Современная социальная психология  США. М., 1979; Parsons T. Social structure and personality. N.Y., 1964; The Handbook of social psychology. (Ed. by G. Lindsey, A Aronson). Reading (Mass.), 1968. Vol. l;Molseed M.J., Maines D.R. Sources of imprecision and irrationality in exwrttion states theory. (Ed. by N.K. Denzin. Studies in symbobr interaction). Greenwich, 1987. П.Н. Шихирев.

ЭКСПЕРИМЕНТ

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum ~ проба, опыт) - форма познания объективной действительности в науке, при к-ром явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение тех процессов, наблюдение за к-рыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями.

ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ - разновидность эксперимента, в к-ром вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находился бы в максимальной изоляции от др. факторов, и наблюдает за развитием событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступления в действие изучаемого фактора. Для более надежных выводов относительно роли последнего необходимо провести повторные исследования.  Преимуществом данного метода является естественность изучаемого процесса. Недостатком - сравнительная редкость и стихийность возникновения ситуации, соответствующей целям исследования; зависимость исследователя от хода событий; невозможность вмешательства; трудности фиксации основных характеристик процесса. Данный метод исследования является переходным от эксперимента к наблюдению: отсутствуют такие существенные признаки эксперимента, как активность исследователя и контроль переменных,  но сохраняются объяснительная гипотеза и логич. схема ее доказательства. П.А. Вихалемм.

ЭКСПЕРИМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ - диагностика новшества пробным нововведением. В широком соц. плане Э.и. выступает как механизм перехода организационных, соц.-экономич. систем от одного состояния к другому: снижает порог риска, ослабляет эффект вторичных последствий, обосновывает будущие нововведения, определяет направление развития. Диагностич. функция Э.и. выступает как выявление проблем осуществления нововведения, как оценка реализуемости новшества и его результативности. Первая означает определение степени адекватности новшества среде его внедрения, возможность осуществления инновационного процесса; вторая - соответствие рез-тов ожидаемой реализации новшеств (в т. ч. и непланируемых, вторичных) целям более широкого порядка, ради к-рого проектируется нововведение. Оценки по названным направлениям могут расходиться. Понятия "реализуемость" и "эффективность" отнюдь не тождественны: быстрое и полное завершение нововведения не исключает его минусового эффекта по отношению к макросфере. Диагностич. функция Э.и. предполагает также развитие нововведения, т. е. определение направлений его внутренних изменений - как в содержании испытываемого новшества, так и в методах его реализации. А эти изменения и должны обеспечить реализуемость нововведения и его соответствие более общим целям. Э.и. должен обеспечить доказательность заключения по новшеству. Этим определяется его эффективность. В принципе она инвариантна цели нововведения: освоить и тиражировать какое-то новшество. Требование доказательности означает также необходимость контрольных объектов. Ими могут быть, напр., однотипные предприятия, экспериментирующие с тем же новшеством, но без "поддерживающих" элементов экспериментальной ситуации (льготы в снабжении, транспорте и пр.) или же обеспеченные названными условиями, но не апробирующие соответствующее новшество. Для Э.и. характерно также наличие следующей закономерности: при переходе от экспериментального нововведения к его тиражированию обнаруживается ослабление разовых эффектов при возрастании общего эффекта. Результат пробного нововведения на стадии эксперимента обычно выше, потому что здесь сказывается активизирующее влияние специального контроля и пси-хологич. подъема (пионерность, публичность). В последующих случаях уже не остается ни того, ни др. Зато срабатывает эффект массовости, ибо только широкое распространение новшества реализует его подлинный потенциал и дает максимальную эффективность. Лит.: Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М. 1981; Пригожин А.И. Нововедения: стимулы и препятствия. М., 1989. A.M. Пригожин.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ - разновидность эксперимента, в к-ром экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента  - элиминируются случайные факторы, увеличиваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управляемой и повторяемой. Но наряду с этими преимуществами возникают и многие недостатки: искусственно созданная ситуация оказывается часто слишком далекой от реальной соц. ситуации. Испытуемые знают, что они участвуют в эксперименте, что их реакции фиксируются и что одни из реакций "правильнее", чем другие; существенное воздействие на поведение испытуемых оказывает поведение экспериментатора и т. д. Одной из центральных проблем Э.л. является правильный инструктаж, введение в эксперимент. Целью последнего является достижение однозначного понимания содержания опыта, создание положительной настроенности к нему, а также маскировка истинной природы опыта. Существует ряд специальных методик для маскировки экспериментального фактора и основной гипотезы, для создания т. н. фиктивного контекста опыта. Такого рода методики должны помочь завуалировать как замысел эксперимента, так и всю процедуру опыта (ввод независимой переменной, фиксацию значений зависимой переменной); должны быть убедительными для испытуемых и помочь в создании положительной мотивации относительно участия в эксперименте. В целях достижения нейтральности в поведении экспериментатора рекомендуется, чтобы Э.л. провел человек, не знающий исходной гипотезы. Нежелательное влияние присутствия исследователя несколько меньше в ситуации сложной и эмоционально захватывающей игры (напр., в соц. имитационной игре). Несмотря на вышеописанные приемы, испытуемые постоянно осознают различие между поведением в экспериментальной ситуации и в реальной жизни. Возможности Э.л. выявить закономерности реального соц. поведения поэтому меньше, чем его возможности выявить устойчивые психич. особенности. Трудности в обеспечении внешней валидности рез-тов Э.л. указывают на необходимость их проверки повторными опытами и др. методами исследования. Лит.: Методы социальной психологии. Л., 1971; Алферов В.М., Бородкин Ф.М. Имитационные игры (лабораторный эксперимент)//Математическое моделирование в социологии  (методы и задачи). Новосибирск, 1977. П.А. Вихалемм.

ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ - разновидность эксперимента, проводимого не в соц. реальности, а на основе информации о соц. явлениях. Все более широко используемой формой Э.м. являются эксперименты на математич. моделях соц. процессов, проводимые на ЭВМ. Отличительной чертой этих экспериментов является их многофакторность - исследователь может одновременно варьировать значениями целого комплекса экспериментальных факторов в динамике их взаимодействия, а не значениями отдельных факторов по очереди. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных соц. процессов, полнее и последовательнее перейти от уровня описания к уровню объяснения, а далее - к уровню прогнозирования. При этом не существует трудностей, характерных для реальных экспериментов - недопустимость эксперимента по экономия., правовым, этич. и др. причинам, невозможность нейтрализации неэкспериментальных переменных, сознательное участие испытуемых в эксперименте и т. п. Но имеются др. трудности - эксперимент на математич. модели возможен лишь там, где природа процесса допускает формализацию и количественное выражение и где процесс достаточно изучен, чтобы формализовать интересующие исследователя взаимосвязи и построить математич. модель. Подобная степень изученности до сих пор достигнута лишь относительно немногих соц. процессов, гл. обр. экономич. и демографич. Сочетание математич. моделирования соц.-экономич. процессов с реальными хозяйственными экспериментами можно считать наиболее целесообразным путем доказательства объяснительных гипотез в производственной сфере. Предварительное проведение Э.м. позволяет выдвигать более точные гипотезы для реальных хозяйственных экспериментов, проведение к-рых связано с немалыми затратами и риском. Изучение соц.-экономич. процесса на основе математич. модели может сильно изменить представление о воздействии экспериментального фактора, иногда даже ставить под сомнение целесообразность, своевременность реального эксперимента в данных условиях. В то же время реальный эксперимент является существенной основой для Э.м., для выработки более точной и обоснованной модели изучаемого процесса. Наряду с экспериментами на математич. моделях заслуживают более широкого распространения и др. виды Э.м. на основе уже собранной информации - различн. приемы и процедуры эксперимент, (причинного) анализа: регрессионного, детерминационного (специально разработанного для соц. информации, в т. ч. данных по номинальной шкале) и др. Экспериментальный анализ как разновидность 3 м. предполагает предварительное проведение теоретич. анализа, четкое формулирование объяснительных гипотез, выделение структуры экспериментальных и неэкспериментальных гипотез, четкое формулирование выравненных экспериментального и контрольного объектов. Деятельность по методу "проб и ошибок" как в реальном, так и мысленном манипулировании различн. факторами далека от экспериментирования, основывающегося на логич. схеме доказательства объяснительных гипотез. Лит.: Моделирование социальных процессов. М., 1970; Математическое моделирование в социологии  (методы и задачи). Новосибирск, 1977; Чесноков СВ. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М., 1982. П.А. Вихалемм.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ - разновидность эксперимента, в к-ром воздействие экспериментального фактора происходит в реальной соц. ситуации. По степени активности исследо вателя (что во многом означает и степень близо сти к естественным условиям) среди Э.п. выделяются естественные эксперименты (исследо ватель принимает позицию наблюдателя, не вмешивается в ход событий) и активно направленные эксперименты (исследователь вводит в действие экспериментальный фактор). Для достижения большей естественности в последнем виде Э.п. стараются, чтобы испытуемые не знали о проводимом эксперименте, маскируют ввод экспериментального фактора и наблюдение за зависимой и неэкспериментальными переменными (что создает немалые трудности для фиксации их значений). За 50-60 лет применения эксперимента в соц. науках выработан целый ряд остроумных приемов проведения замаскированных активно направленных экспериментов. В случаях, если не удается предотвратить осведомленность испытуемых о проведении эксперимента, необходимо завуалировать цель и основную гипотезу Э.п., создать правдоподобный фиктивный контекст опыта, чтобы уменьшить возможность сознательной "правильной" реакции. Лит.: Методы социальной психологии. Л., 1977; Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980. П.А. Вихалемм.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПРАВОВОЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ПРАВОВОЙ - предварительное испытание, проверка действенности нормативного положения (отдельной нормы, правового акта в целом, конституционной новеллы, законодательной реформы и т. д.). Э.п. имеет целью в опытном порядке выявить как возможные преимущества, так и недочеты, издержки нового положения в к.-л. области правового регулирования. Наибольшая потребность в эксперименте возникает при попытке законодателя коренным образом изменить экономич. стимулы, формы организации труда  и заработной платы, внедрить новую модель семейных отношений, модифицировать существенным образом основания и виды юридич. ответственности и т. д. Эксперимент является наиболее экономичной формой предварительной оценки эффективности правовых норм с целью подсказать законодателю наиболее целесообразное и оптимальное решение проблемной ситуации, нуждающейся в специальной регламентации. Экспериментальная норма во всех случаях является временной, ее пространственное применение заранее лимитируется; кроме того, такая норма имеет поисковый характер: ее содержание может быть существенно изменено как в процессе проведения Э.п., так и на последующих стадиях законодательных работ. Правовая основа для проведения Э.п. создается либо специальным однократным решением законодательного органа, либо фиксируется постоянно в положениях, касающихся нормотворчества.

Лит.: Эффективность правовых норм. М., 1980; Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М., 1986; Пригожин А.И. Новые тенденции в социальном экспериментировании//Системные исслед.: ежегояник 1986. М., 1987; Bettini R. II circolo vizioso legislativo. Efficacia del diritto et efficienza degli apparati. Milano, 1983. С.В. Болотов.

ЭКСПЕРИМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ - разновидность прикладного эксперимента, процесс опытной проверки предположений относительно экономим, и соц. эффекта определенного изменения в формах и методах организации производства, труда и управления. Для этого формируется определенная локальная опытная экономия, ситуация, отличная от окружающей действительности, - вводится экспериментальный фактор (или их система) и создаются условия, где может проявляться его (или их) воздействие. Фиксируются значения зависимых переменных до и после воздействия экспериментального фактора, основные технология, и соц.-экономич. характеристики производственной деятельности. Для обоснованных выводов относительно влияния экспериментального фактора необходимо разыскать контрольный объект с максимально близкими основными параметрами. Выводы, полученные на основе Э.х., являются после их проверки на др. экспериментальных объектах основой для принятия определенных централизованных народнохозяйственных решений. В условиях современных сложных экономим, систем Э.х. является одним из необходимых этапов при проведении крупных управленч. нововведений. Э.х. может служить уточнению целесообразности определенных, уже апробированных новшеств в данных конкретных условиях, помочь разработке оптимальных форм и методов их осуществления. Особенностью Э.х. является сложность и ответственность его проведения. Практически невозможно нейтрализовать даже основные неэкспериментальные факторы; крайне трудно найти контрольный объект с аналогичными характеристиками; экспериментальный фактор представляет собой обычно систему факторов, не позволяющих выявить роль каждого в отдельности, и т. д. И главное - эксперимент проводится с непосредственным участием производственного коллектива, любая неудача сказывается на людях.

Перед началом проведения Э.х. следует организовать проверку его основных положений путем экспертизы и мысленного эксперимента. В структуре Э.х. как деятельности можно выделить 7 основных этапов: 1) теоретич. анализ - выдвижение гипотез, четкая постановка задач Э.х. разработка и анализ альтернативных путей решения; 2) выбор экспериментального и контрольного объектов; 3) сбор эмпирич. данных - всестороннее установление исходного состояния экспериментального и контрольного объектов; 4) подготовка к Э.х. - проектное, материально-технич. (в т.ч. ресурное), организационное, психологич. обеспечение его проведения; 5) проведение Э.х. - внедрение нововведения, регулярная фиксация значения основных переменных в течение определенного, необходимого и достаточного экспериментального периода; 6) определение и анализ итогов Э.х. (при этом необходима многокритериальная оценка итогов - синтез зкономич., организационных и соц. критериев оценки); 7) внедрение выводов эксперимента в хозяйственную практику. Лит.: Рейнер А. Проведение социально-экономического эксперимента. Таллинн, 1977; Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования: Всесоюзн. науч.-практич. конференция. М., Таллинн, 1981. П.А. Вихалемм.

ЭКСПЕРИМЕНТ ХОТОРНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЭКС-ПОСТФАКТУМ

ЭКСПЕРИМЕНТ ЭКС-ПОСТФАКТУМ - разновидность мысленного эксперимента, не основывающегося на анализе уже собранной информации, а предполагающего сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Но это не означает проведения реального эксперимента, т. к. предполагаемая причинная связь  уже осуществилась, исследование направлено на сбор и анализ данных  о свершившихся событиях, об условиях и предполагаемых причинах их свершения.

В идее доказательства объяснительной гипотезы через сбор информации о свершившихся событиях и анализ данных по строго выравненным группам заложены немалые возможности. Ведь для реализации и проявления многих причинных связей между соц. явлениями требуются годы, и реальный эксперимент для их изучения обычно невозможен и нецелесообразен. По своему замыслу к Э.э.-п. близки все лонгитюдные исследования.  Последнее можно рассматривать как Э.э.-п. в случаях, когда выполняются требования: 1) строгой выравненности экспериментальной и контрольной групп и 2) наличия четко сформулированной объяснительной гипотезы. Лит.: Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971. П.А. Вихалемм.

ЭЛЕМЕНТ

ЭЛЕМЕНТ (от лат. elementum - стихия, первоначальное вещество) - 1. В античной философии - одна из основных частей природы (огонь, воздух, вода, земля), первоначало всего существующего. 2. Неразложимый компонент сложных тел, материальных систем, теоретич. построений. 3. К.-л. объект, связанный определенными отношениями с другими объектами в единый комплекс.

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКЛАССИРОВАННЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКЛАССИРОВАННЫЕ - лица, утратившие устойчивые связи с соц. группами, опустившиеся "на дно" обществ. жизни. Росту численности Э.д., включая люмпен-пролетариат, способствуют экономич. кризисы, массовая безработица, обнищание низших в обществ. иерархии слоев населения. Обычные занятия Э.д. - воровство, мелкая спекуляция, мошенничество, бродяжничество, проституция, иногда кратковременная работа по найму. Нередко Э.д. вовлекаются в преступные организации и сооб-ва (воровские группы, банды и др.). В обстановке политич. кризисов Э.д. зачастую используются для террора против демократич. организаций, для разжигания межнациональных конфликтов. Вовлечение Э.д. в трудовую деятельность, восстановление утраченных ими соц. связей может достигаться как мерами правового и административного характера, так и в рез-те оздоровления экономич. и обществ.-политич. ситуации. Ф.Р. Филиппов.

Предыдущая страница Следующая страница