Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")

ДАВЫДОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ДАВЫДОВ Юрий Николаевич (1929) - российский философ и социолог. Основные на-учн. интересы Д. - социология культуры  и искусства, история зарубежной социологии. Исследуя роль социокультурных факторов в развитии философии и искусства, Д. боролся против вульгарного социологизма. Согласно Д., художественная культура интересует социологию искусства в первую очередь как причина специфической деятельности, а не как следствие определенных историч. условий. Искусство является "социологич. феноменом", только если его рассматривают в процессе восприятия его публикой, различными обществ. слоями и группами. В 80-е гг. Д. все больше подходил в социологич. анализе явлений духовной культуры к анализу самой социологии. "Социология социологии" для него - часть исторической социологии и одновременно - историческое введение в систематическую социологич. теорию. В последние годы Д. анализирует основополагающие тенденции развития неомарксистской социологии XX в. Соч.: Труд и свобода. М., 1962; Критика социально-

философских воззрений франкфуртской школы. М., 1977; Неомарксизм и проблемы социологии культуры (в соавторстве). М., 1980; Социология контркультуры (в соавторстве с И.Б. Роднянской). М., 1980; История и рациональность (в соавторстве с П.П. Гайденко). М., 1991. А.И. Черных

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) - русский социолог, этнограф. Д. - создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели обществ. прогресса. Взамен "произвольных систем" Д. предлагает "естественную" систему группировки историч. событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определ. типов ее развития, тогда как временная классификация (по степеням и фазам изменения культуры) объявляется второстепенной. В понятие "естественной" системы включены привычные для Д. методы биологии, с помощью к-рых устанавливается однотипность структурных единиц независимо от внешних и функциональных различий. Каждое явление, в т.ч. и культурно-историческое, рассматривается как целостная система, некий "мор-фологич. принцип", структурный план к-рого "есть идеальное, начертанное рукою промысла". Человечество, по мнению Д., только отвлеченное понятие, реальными носителями историч. жизни выступают "естественные" системы - обособленные "культурно-историч. типы". Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-историч. тип понимается как сочетание психоэтнографич., антропологич., соц., территориальных и др. признаков. На место однолинейной историч. схемы Д. ставит "драму" многих культурно-историч. типов, каждый из к-рых образует целостный организм и переживает, подобно организму, жизненный цикл,  состоящий из 4 периодов: подготовительного, или этнографич., когда складывается эт-нопсихич. общность (длится около тысячи лет); гос. - время политич. и территориального объединения (около 400 лет); собственно культурного периода, самого короткого, - периода "плодоношения", когда накопленные "культурные силы" обнаруживают себя в мощном творческом порыве. Затем культура, быстро истощив свои силы, либо приходит к естественному концу, либо вступает в четвертый период, проявляющийся в двух формах - "апатии отчаяния" (древние эллины) или "апатии самодовольства" (древние китайцы и египтяне). Наряду с "полными" культурно-историч. типами он выделяет еще две группы народов. Первая - те, что в силу разных обстоятельств не сумели завершить свой жизненный цикл (перуанская, мексиканская культуры). К этой же группе относится молодой славянский тип, лишь вступающий в полосу расцвета. Вторая группа народов - "отрицательные деятели истории", "бич Божий" - гунны, монголы, смысл существования к-рых состоит в разрушении культуры народов, чьи творческие силы иссякли. Соч.: Россия и Европа. М., 1991. A.M. Черных

ДАННЫЕ

ДАННЫЕ - особая форма знания, фиксирует эмпирич. информацию о состоянии и тенденциях развития объектов живой и неживой природы, явлений и процессов обществ. жизни. Могут быть числовыми и нечисловыми, оформлены в виде таблиц и графиков.

ДАННЫЕ НЕЧИСЛОВЫЕ

ДАННЫЕ НЕЧИСЛОВЫЕ - совокупность математич. конструктов и соотношений между ними, отражающая интересующую исследователя эмпирич. систему с отношениями (см. Измерение в социологии), но не являющаяся совокупностью действительных чисел в строго математич. смысле этого слова. Д.н. распространены в социологич. исследованиях. Это объясняется тем, что математич. соотношения между действительными числами, как правило, не являются адекватным отражением соотношений между интересующими социолога эмпирич. объектами. Примерами Д.н. могут служить: 1) совокупность величин, полученных по шкалам, тип к-рых ниже типа абсолютной шкалы (см. Шкала); 2) частично упорядоченные множества, т. е. такие совокупности величин, для к-рых хотя и имеет смысл отношение порядка, но определено это отношение не для всех пар элементов совокупности; 3) граф; 4) рез-ты попарных сравнений (см. Метод парных сравнений); 5) разбиение, т. е. представление заданного множества в виде объединения системы множеств, не имеющих попарно общих точек; 6) толерантность (отличается от разбиения тем, что множества рассматриваемой системы могут пересекаться из-за нетранзитивности соответствующего этой системе бинарного отношения). Использование традиционных математич. методов для анализа нечисловых данных обусловливает возникновение ряда проблем. Так, при применении "числовых" методов для величин, полученных по шкалам низких типов, возникает проблема адекватности (см. Теория измерений). Встает вопрос о разработке специальной статистики объектов нечисловой природы (см.). Нечисловой характер исходных социологич. данных определяет необходимость применения для их анализа соответствующего математич. аппарата. Именно специфика подходов к анализу Д.н. обусловливает необходимость их (Д.н.) вычленения как специального вида данных. Если считать эту причину вычленения единственной, то имеет смысл нечисловыми данными называть не любые математич. объекты, отличные от действительных чисел, а только такие, к-рые не являются элементами т.н. линейных пространств, т. е. совокупностей объектов, для к-рых определено сложение их друг с другом и умножение каждого на число. Совокупность действительных чисел - частный случай линейного пространства. С др. линейными пространствами ее роднит (в интересующем нас плане) то, что для нее, как и для любого др. линейного пространства, применим обычный аппарат теории вероятностей (см.). В корне этого положения лежит тот факт, что для элементов любого линейного пространства, на к-ром задана вероятностная мера (см. Распределение вероятностей), можно обычным образом определить математич. ожидания для любых его элементов, поскольку это определение включает в себя лишь упомянутые операции сложения и умножения на число (см. также: Статистика объектов нечисловой природы). Лит.: Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М., 1985. Ю.Н. Толстова

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - направление в обществоведении конца XIX - нач. XX вв., возникшее под влиянием теории Ч. Дарвина и провозгласившее закономерности биологич. эволюции, принципы естественного отбора в качестве определяющих факторов обществ. жизни. Основная идея Д.с. сводится к утверждению того, что в основании соц. структуры лежат природные способности человека. Все социологич. положения должны находиться в соответствии с естественнонаучн. законами. Основоположником Д.с. явился Г. Спенсер, к-рый использовал Д.с. для обоснования принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в обществ. развитии и свободного от гос. вмешательства рыночного капитализма. Экономич. конкуренции Спенсер приписывал ту же роль, какую естественный отбор  играет в теории Дарвина. Наиболее ранним предшественником Д.с. был Т. Мальтус. Он выдвинул положение о том, что рост народонаселения происходит в геометрич. прогрессии, в то время как рост жизненных средств - в арифметической. Д.с. чрезвычайно разнороден. Среди его представителей как сторонники, так и противники соц. неравенства. Д.с. обосновывал связь биологич. и соц. процессов, подчеркивал конфликтный, противоречивый характер обществ. развития. Д.с. свойствен натурализм в истолковании обществ. явлений и связанный с этим редукционизм, т. е. сведение обществ. закономерностей к биологическим. Хотя влияние Д.с. значительно снизилось, тем не менее нек-рые его идеи, напр, идеи социокультурной адаптации, отбора, получили свое дальнейшее развитие в функционализме, социобиологии (см.), сравнительной этологии. Лит.: Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964; История буржуазной социологии XIX - начала XX века.

М., 1979. А.Д. Налетова.

ДАРЕНДОРФ (DAHRENDORF) РАЛЬФ

ДАРЕНДОРФ (DAHRENDORF) Ральф (1929) - нем.-англ. социолог. Под влиянием позитивизма Д. понимает социологию как опытную науку, к-рая озабочена тем,чтобы открыть соц. мир нашему пониманию при помощи предложений, относительно правильности или ложности к-рых могут дать обязательное решение систематич. наблюдения. В своих социологич. работах Д. стремится преодолеть структурно-функциональные теории соц. равновесия. Об-во, согласно Д., находится в состоянии перманентного конфликта. Эти конфликты могут приобрести тем более острую форму, чем более затруднена соц. мобильность, т. е. продвижение людей к иным, чем унаследованные ими, статусным позициям. Отсюда вытекает либеральная программа высокомобильного об-ва, признающего и регулирующего конфликты. Об-во, где нет неравномерного распределения нормативных полномочий, было бы, по Д., застывшим, неразвивающимся. Соч.: От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. 1993, № 5; Soziale Klassen und Klas-senkonflikt in der industrielen Gessellschaft. Stuttg., 1957; Gessellschaft und Freiheit. Munch., 1961; Pfade aus Utopia. Munch., 1967. А.Ф. Филиппов

ДВИЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ДВИЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ - одна из форм объединений общественных (см.), массовая самодеятельная политическая организация, созданная для оказания давления на органы власти и выражения поли-тич. требований заинтересованных групп населения. Отличительные признаки Д.о.-п.: массовость - единым политич. действием охватывают сотни и тысячи людей (этот признак объединяет движения с нек-рыми видами партий, но отличает их от клубов, кружков); "пестрота" соц. базы - движением могут объединяться люди разных рас, наций, люди с различн. материальным положением; стремление к оказанию давления на органы власти при решении какой-либо политич. проблемы, но, как правило, не борьба за обладание гос. властью; наличие слабой иерархии, основанной на функциональном разделении труда между членами организации, а не на разделении властных полномочий; децентрализованный тип управлений - важнейшие решения принимаются и исполняются "на местах", "центр" выполняет лишь информационные и координационные функции, его решения носят рекомендательный, а не обязательный характер; низкая дисциплина; свободное членство - вступление в организацию не требует от гражданина выполнения значительных формальных обязанностей; возможность индивидуального и коллективного членства; отсутствие четкой идейно-политической ориентации, наличие идейного "многоголосия" внутри движения. Массовая пропаганда, воздействие на обществ. мнение, а через него - на органы власти является важнейшей формой деятельности для Д.о.-п. Структура обществ.-политич. движений отличается от структуры других обществ.-политич. объединений рядом специфич. признаков. Во-первых, появляется деление на центральное звено, координирующий орган (совет представителей, правление, дума и т.п.) и местные, периферийные организации. Во-вторых, образуется представительный орган с высшими полномочиями - съезд. В-третьих, значительно расширяется сеть печатных изданий, могут одновременно существовать официальный орган движения и местные издания. Наконец, появляется новый элемент структуры - профессиональный аппарат управления, который формируется как из вольнонаемных служащих, так и из активистов движения, перешедших в "профессионалы". М.И. Кодин.

ДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - массовые действия представителей к.-л. одной большой соц. группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или обществ. интересов, удовлетворение потребностей. В тех случаях, когда соответствующие действия реализуются в деятельности государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к гос-ву, более того, связываются с завоеванием государственной власти, Д.с. приобретает характер движения политического (см.). Нередко массовые действия соц. групп по обеспечению своих интересов не принимают политич. характера, не направлены на завоеванш государственной власти (напр., движение за альтернативную медицину). Это движения за восстановление гражданского достоинства людей и обеспечение прав, за улучшение условий труда и жизни (во многих случаях приобретающие форму забастовок), за возрождение и защиту нац. культуры, охрану природы и др. Одни из таких Д.с. оказываются в большей мере политизированными, другие - в меньшей, но в них всегда можно видеть собственное соц. содержание. Бывает, что это содержание имеет прогрессивный характер, напр, возрождение и защита нац. культурных ценностей, а их политич. ориентация приобретает реакционную направленность - на обострение соц. и межклассовых противоречий, против демократизации об-ва, за восстановление или сохранение антидемократич. авторитарных структур и порядков. Широкий размах во многих странах принимают в современную эпоху такие Д.с, как женское и молодежное. В нек-рых своих аспектах в развитых формах они включают в себя требования к гос. власти, т. е. приобретают политич. характер. Но во многих аспектах эти движения не имеют политич. направленности, не выходят за рамки соц. сферы, напр., молодежь стремится отстоять нек-рые свои формы культуры, стиля поведения и т.п. Типич. пример Д.с. - развернувшееся в США так называемое движение "консьюмеризма", направленное на защиту интересов массового потребителя от монополистич. торговых и промышленных фирм, к-рые стремятся бесконтрольно взвинчивать цены, пускать в продажу недоброкачественные товары, разного рода суррогаты, отрицательно влияющие на здоровье людей, и т. д. Масса потребителей может рассматриваться как особая, вычлененная по специфич. основанию соц. группа в ее противопоставлении др. соц. группе, занятой производством и продажей товаров массового потребления. Задача социологич. исследований заключается в выявлении направленности Д.с, их соц. базы, эффективности деятельности. Лит.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969; Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979; Социальные движения и развитие общественной мысли. М., 1981. Ю.Е. Волков

ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕ РОБЕРТИ ДЕ КАСТРО ДЕ ЛА СЕРДА

Евгений Валентинович (1843-1915) - русский социолог и философ. Центральным понятием социологии Д.Р. является понятие надорганическо-го, рассматривавшееся, с одной стороны, как высшая - соц. - форма проявления мировой энергии, а с др. - как продукт психич. взаимодействия. Надорганическое в своем развитии проходит две стадии: стадию сравнительно простых психофизич. отношений, представляющих исходный пункт социальности (зачатки "животной обществ.", общение первобытных людей), и высшую стадию - стадию психологич. взаимодействий, обнимающую огромное количество историч., т. е. обществ., процессов и фактов, к-рые Д.Р. подразделяет на 4 большие группы: науку, философию (или религию), искусство и практич. деятельность, или поведение, к-рое, в свою очередь, подразделяется на технику, экономику, право и политику. Эта классификация была призвана отразить любое психологич. взаимодействие и стать основой его теории "четырех факторов цивилизации". В выделении мыслительной стороны в качестве определяющего элемента психологич. взаимодействия, т. е. в подчинении развития об-ва научн. идеям, - особенность производимого Д.Р. сведения соц. к психологическому. Обществ. жизнь Д.Р. выводит из кол-ной психологии, а высшей формой общее сти и конечной причиной соц. оказывается для него психологич. взаимодействие групп. Соч.: Социология. СПб., 1880; Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909; Энергетика и соц-гия // Вестник Европы. 1910, № 3, 4. А.И.

ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ

ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ - реализация системы мер по преодолению бюрократизма (см.), к-рые делятся на универсальные - необходимые в любом об-ве; специфические - свойственные конкретным типам об-ва; ситуативные актуальные для конкретной соц. обстановки. К первым относятся повышение общей и управленч. культуры масс, введение грамотного делопроизводства, использование ЭВМ и др. средств автоматизации управленч. процессов. Важный метод Д. - упрощение процедур управления, придание им наглядности и обозримости для граждан, работников. Ко вторым - открытость процессов принятия общих решений, сокращение гос. аппарата, свобода доступа к социально значимой информации, повышение роли обществ. организаций в сравнении с гос. и т. д. К третьим можно отнести наряду с названными преодоление прежде всего такой разновидности управленч. патологии, как господство структуры над функцией, снятие ряда ограничений на трудовую и обществ. самодеятельность, развитие гос-обществ. управления (по примеру нек-рых творч. организаций, ставших партнерами соответствующих гос. органов), введение состязательности программ кандидатов при выборах руководителей, депутатов и делегатов, рассекречивание статистики и т. д. Генеральная цель Д. - преобладание движения политич. и управленч. процессов "снизу", от масс, к центру над обратным процессом (централизации). Д. есть одна из форм демократизации обществ. отношений. Мероприятия типа децентрализации, создания контрольных органов, введения новых процедур выработки и принятия решений сами по себе являются лишь предпосылками Д. и оказывают дебюрократизирующее воздействие лишь в той мере, в какой способствуют повышению соц. активности граждан, работников. Без такого эффекта бюрократизм может даже усилиться. При этом следует иметь в виду, что Д. не может быть абсолютной, бюрократизм в современном об-ве полностью не искоренен, периодически возрождается и усиливается, поскольку невозможно совершенно ликвидировать его причины. Поэтому процесс Д. - постоянная проблема и необходимая компонента функционирования и развития системы соц. управления, обществ. отношений в целом. Д. - это форма соц. борьбы, в к-рой противодействуют разные, в т.ч. и противоположные интересы, что связано с усилением напряжения в обществ. отношениях. Как реакция на засилье бюрократизма, процесс Д. может перерастать в широкое обществ. движение, для к-рого, однако, характерны периоды подъема и спада. Вследствие этого наиболее значимыми факторами Д. являются рост повседневного правового и политич. самосознания масс, и на этой основе - освоение прогрессивных соц. механизмов выявления и решения обществ., организационно-управленческ. проблем. Лит. см. к ст. Бюрократизм. А.И. Пригожин.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ (фр. des - отрицание, information - сообщение) - понятие, используемое в обществ. науках, - искаженное отражение различн. сторон соц. действительности, процесс распространения подобных искаженных сообщений. Различаются два вида Д. Первый - неумышленная Д. - имеет объективный характер и объясняется недостатком фактов, цифр и т. д., неправильной оценкой тех или иных событий, явлений. Второй - сознательная Д. - рез-т осознанного извращения различн. сторон соц. действительности в политич., идеологич. и иных целях. Расширение гласности и углубление демократизации об-ва сужает базу для возникновения Д., но не уничтожает ее окончательно. Именно поэтому правовое гос-во должно принимать специальные законодательные акты, обеспечивающие защиту от Д. как всего об-ва в целом, так и каждого отдельного гражданина. B.C. Коробейников.

ДЕЙСТВИЕ АФФЕКТИВНОЕ

ДЕЙСТВИЕ АФФЕКТИВНОЕ - действие, основной характеристикой к-рого является определяющее эмоциональное состояние действующего субъекта: захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги. Понятие, введенное М. Вебером для характеристики выделенного им типа действия, к-рый наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и традиционным типами входит в веберовскую типологию деятельности, положенную в основание веберовской социологии понимающей (см.). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному Д.а. имеет свой смысл не в достижении к.-л. "внешней цели", а в определенности (в данном случае чисто эмоциональной) самого этого действия, его характера, одушевляющей его "страсти" ("аффекта"). По М. Веберу, такое действие находится "на границе" (а часто и за пределами) осмысленной и сознательно ориентированной человеческой деятельности; однако именно его "пограничный характер", отражающий "предельный случай" реальной деятельности людей, для к-рых оно никак не могло бы быть нормой, дает возможность М. Веберу теоретически сконструировать соответствующий "идеальный тип"  действия, обозначающий границу его минимальной осмысленности, за к-рой оно уже вообще перестает быть человеческой деятельностью. Главное в таком действии - стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, владеющей индивидом: месть, вожделение, желание "снять напряжение" и проч., что в общем-то оставляет мало пространства для конструктивного социокультурного творчества. Ю.Н. Давыдов.

ДЕЙСТВИЕ ЕДИНИЧНОЕ

ДЕЙСТВИЕ ЕДИНИЧНОЕ - в системном функционализме Т. Парсонса - простейшая элементарная система действия, служащая отправным пунктом для конструирования аналитич. теории человеческого действия, применимой к системам любой степени сложности. Парсонс исходит из необходимости рассматривать человеческое действие в его двойственности, определяемой тем, что деятель и ситуация находятся в динамич. соотношении. Д.е. определяется как объективными свойствами ситуации, так и субъективной целевой установкой действующего лица, к-рая зависит от его мотивационных нужд, от нормативных стандартов, явно или неявно принимаемых в действии данного типа, и от представлений о желаемом значении объекта, на к-рый направлено действие, и от способности деятеля достичь своей цели. Действие направляется и структурируется в соответствии с комбинацией "выборов" или "решений", предпринимаемых деятелем по отношению к указ. компонентам. Уже элементарное Д.е., по утверждению Парсонса, представляет собой систему действия, компоненты к-рой организованы т.обр., чтобы минимизировать неопределенность, изначально существующую в отношениях между деятелем и ситуацией, и обеспечить достижение по крайней мере нек-рых целей. Система должна обладать механизмами, стабилизирующими ориентации деятелей и обеспечивающими надежность и предсказуемость их действий в отношении ситуации. Это обстоятельство образует ось "внешнее - внутреннее", по к-рой дифференцируются проблемы, стоящие перед системой действия, в т.ч. перед Д.е. как ее элементарной разновидностью. Другая ось образуется дифференциацией проблем на инструментальные, т. е. имеющие значение средств достижения цели, и консуматорные, т. е. связанные непосредственно с удовлетворением, полученным в рез-те достижения цели. На пересечении этих осей аналитически образуются четыре функциональные проблемы системы действия - адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры, решение к-рых обеспечивается специализированными подсистемами. Л.А. Седов.

ДЕЙСТВИЕ НЕЛОГИЧЕСКОЕ

ДЕЙСТВИЕ НЕЛОГИЧЕСКОЕ - вид соц. действия, рассматриваемый в концепции В. Парето. Д.н. обусловлено иррациональными психическими установками, эмоциональными устремлениями, инстинктами и т.п., а не рациональными соображениями, хотя постоянно прикрывается последними, тяготеет к псевдологическому обоснованию, выступает в форме логического действия. Д.н., согласно Парето, играет определяющую роль в истории и соц. жизни. Д.н., согласно Парето, обусловлено особой логикой чувств. Составляя основную массу всех человеческих действий вообще, Д.н. в отличие от логических являются рез-том не сознательных рассуждений и соображений, а чувственного состояния человека, иррационального психич. процесса. Д.н. характеризуются тем, что люди, их совершающие, не знают истинных объективных связей между явлениями и потому используют неадекватные средства для достижения целей, нелогически соединяя цели и средства. Связь средств и цели в данном случае иллюзорна и существует только в представлении действующего субъекта. Таковы, напр., жертвоприношения и др. религиозные обряды, цель к-рых - умилостивить божество и добиться тем самым поставленной цели. Д.н. образуют основную массу всех человеческих действий вообще, из к-рых складывается исторический процесс. Е.В. Осипоеа.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ - действие, основанное на привычке, получившее в связи с этим почти автоматический характер; минимально опосредствовано осмысленным целеполаганием. Понятие, введенное М. Вебером для характеристики определенного вида действия, наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и аффективными типами, составляющими веберовскую типологию человеческой деятельности. Подобно аффективному находится "на границе" (а зачастую и за пределами) того, что может быть названо "осмысленно" ориентированным действием, и вместе с аффективным действием решительно противополагается целе-рациональному действию, характеризующемуся, по М. Веберу, максимальной осмысленностью - рациональным осознанием целей, средств и взаимосвязи между ними в каждом отдельном случае, а также (хотя и в несколько меньшей степени) ценностно-рациональному действию. Зачастую Д.т. представляет собой лишь "автоматич. реакцию" на привычное раздражение, движущуюся в русле однажды усвоенной установки. Значимость этого типа действия связана с тем, что к нему ближе большая часть обычного повседневного поведения людей, в к-ром огромную роль играет привычка. Учитывая, однако, что верность привычке сама, в свою очередь, может быть осознана, причем осознана различн. способами и в различн. мере, М. Вебер отводит Д.т. не только место в качестве "пограничного случая" сознательного действия, сближающегося в этом отношении с аффективным действием, но и признает за ним (вернее, за приближающимся к нему реальным человеческим действием) и более позитивную значимость. Ю.Н. Давыдов.

ДЕЙСТВИЕ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ

ДЕЙСТВИЕ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ - действие, характеризующееся однозначностью и сностью осознания действующим субъектом своей цели, рационально соотнесенной с отчетливо осмысленными средствами, адекватными, с его т.зр., для достижения поставленной цели; рациональность цели, акцентируемая уже в самом названии такого поведения, удостоверяется двояким образом: как с т.зр. рациональности ее собственного содержания, так и с т.зр. целесообразности избираемых средств. Понятие Д.ц. введено М.Вебером для характеристики одного из четырех "чистых", или "идеальных", типов соц. действия - наряду с ценностно-рациональным, аффективным и традиционным типами. Будучи идеально-типическим (см. Тип идеальный) понятием, Д.ц., по Веберу, не есть отражение реального действия определенного человеческого типа, но представляет собой мысленную конструкцию, построенную на основе сочетания - под определенным углом зрения - ряда специфических характеристик, отвлеченных от человеческого поведения; реальное человеческое действие может лишь в большей или меньшей степени "походить" на свой мысленно сконструированный тип, "приближаться" к нему, но между первым и вторым всегда будет существовать разрыв. В качестве действия социального (см.), т. е. ориентированного на действие других, Д.п. предполагает ожидание действующим субъектом соответствующих действий окружающих его людей (предполагающего одновременно, что и от него ожидают того же самого) и использование действий (и ожиданий) этих людей для достижения своей рационально продуманной и сформулированной цели. Ю.Н. Давыдов

ДЕЙСТВИЕ ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ

ДЕЙСТВИЕ ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ - действие, основанное на вере в безусловную ценность (эстетическую, религиозную или любую другую) самого этого действия, взятого в своей ценностной определенности как нечто самодостаточное и независимое от его возможных рез-тов. Понятие Д.ц-р. введено М. Вебером для характеристики одного из четырех типов соц. действия - наряду с целерациональным, аффективным и традиционным типами, к-рые он выделил в процессе создания социологии понимающей (см.) как общей науки о специфически человеческом поведении, отличающемся осмысленностью и учетом ожиданий других людей. В отличие от целерационального действия смысл Д.ц.-р. заключается не в достижении к.-л. внешней цели, но в его собственном определенном характере, поскольку решающей для действующего субъекта является здесь эстетическая, религиозная или иная ценность этого действия как такового. Д.ц.-р. всегда подчинено определенным "заповедям" и "требованиям", в подчинении к-рым действующий индивид видит свой долг; и лишь в той мере, в какой он действительно ориентируется на них в своих действиях, можно говорить о Д.ц.-р. В каждом отдельном случае. Ю.Н. Давыдов.

ДЕЙСТВИЯ ПЕРЕМЕННЫЕ ТИПОВЫЕ

ДЕЙСТВИЯ ПЕРЕМЕННЫЕ ТИПОВЫЕ - специальный набор парных, дихотомич. понятий, используемых в теории соц. действия Т. Парсонса для описания и анализа структуры действия. К типовым переменным относятся пять основных видов ценностных ориентации, определяющих действие индивида в ситуациях, требующих выбора: 1) "универсализм - партикуляризм" означает, что поведение индивида может подчиняться какому-то общему правилу или же он руководствуется специфич. Моментами ситуации; 2) "достижение - приписывание" подразумевает ориентацию действующего лица на соц. характеристики др. индивида (профессия, статус) или на имманентно присущие ему качества (пол, возраст и т.п.); 3) "аффективность - нейтральность" означает, что действие может быть ориентировано на удовлетворение непосредственных, ближайших потребностей или индивид отказывается от них ради каких-то более далеких и важных целей; 4) "специфичность - диффузность" предполагает альтернативный выбор действующим лицом в качестве объекта ориентации специфич. или общих характеристик ситуации; 5) "ориентация на себя - ориентация на коллектив" означает возможность действий индивида в своих собственных интересах с учетом потребностей коллектива. М.С. Комаров.

ДЕМОГРАФИЯ

ДЕМОГРАФИЯ - наука о законах воспроизводства населения в их обществ.-историч. обусловленности. Ведет свое начало с 1662 г., когда в Лондоне была издана книга Дж. Граунта (1620- 1674) "Естественные и политич. наблюдения, упомянутые в прилагаемом перечне и сделанные на основе бюллетеней о смертности", в к-рой он первым обнаружил наличие закономерностей в демографич. процессах. Наименование науки Д. ввел в употребление бельгиец А. Гийяр (1799- 1876) в книге "Элементы человеческой статистики или сравнительная демография" (Париж, 1855), в к-рой он определил Д. очень широко как "естественную и соц. историю человеческого рода" и как "математич. познание человеческих популяций, их общего движения, их физич., гражданского и морального состояния". Д. изучает закономерности явлений и процессов, из к-рых в совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость, смертность, брачность), половозрастную и брачно-семейную структуры населения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и др. На этой основе Д. познает законы (причины) уровня и динамики демографич. процессов, разрабатывает прогнозы будущей численности и состава населения (см. Прогноз демографич.), а также меры по управлению демографич. процессами (еж Политика демографич.). До середины XX в. Д. развивалась в основном лишь как статистика населения (демографич. статистика). Однако по мере расширения и углубления исследований Д. становится все более комплексной наукой, внутри нее, на стыках с др. науками, вычленяются разделы Д.: демографич. статистика, математич., экономим., ис-торич., этнич., социологич. и др. Каждый из этих разделов Д. имеет свой круг вопросов в изучении общего предмета исследования - воспроизводства населения. Так, демографич. статистика разрабатывает методы статистич. наблюдения демографич. явлений и процессов, занимается сбором и обработкой первичных данных. Она использует методы статистич. теории в приложении их к исследованию предмета Д. Математич. Д. исследует количественные закономерности и взаимосвязи демографич. процессов, используя теорию вероятностей, моделирование и др. математич. методы; экономим. Д. изучает влияние экономич. процессов на демографич. процессы в различ. историч. эпохи, а также и историю развития самой Д.; этнич. Д. изучает этнич. особенности демографич. процессов; социологич. Д. - взаимодействие соц. и демографич. развития как целого и части, а также демографич. поведение личности  (т. е. поступки, предпочтения, планы, мотивы, мнения и т.п., связанные с демографич. событиями). Число детей в семье и сроки их рождения, выбор супруга, формы заключения и расторжения брака, здоровье и даже дата смерти - все это в немалой степени рез-ты выбора человеком линии поведения, его образа жизни в зависимости от принадлежности к той или иной соц. (референтной) группе, его ценностной ориентации. Поэтому в Д. все шире используются методы социологии и соц. психологии. Лит: Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980; Белова В.А. Число детей в семье. М., 1975; Борисов В. А. Перспективы рождаемости. М., 1976; Вишневский А.Г. Демографическая революция. М., 1976; Дарский Л.Е. Проблема изучения факторов рождения//Рождаемость. М., 1976; Новосельский С.А. Демография и статистика. М., 1978; Рыбаковский Л.Л. Методологические вопросы прогнозирования населения. М., 1978; Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. М., 1978; Захарова О.Д. Исследования демографических процессов и детерминации рождае-мости//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. В.А. Борисов

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (от греч. demos - народ и kratos - власть) в широком смысле слова - процесс, ведущий ко все более полному развитию народовластия. Основными направлениями Д. являются: все более широкое участие граждан в управлении делами об-ва и гос-ва путем создания условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, обществ. организаций, трудовых коллективов, развития самоуправления об-ва; свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их дружбы и равноправного сотрудничества постоянное укрепление законности и правопорядка, правовой основы гос. и обществ. жизни; расширение гласности; регулярный учет обществ. мнения при обсуждении и решении гос. и обществ. дел; совершенствование избирательной системы. Д. охватывает различн. сферы обществ. и гос. жизни, связана с преобразованием об-ва как в целом, так и его отдельных составляющих

(напр., Д. на производстве). Ю.Е. Волков.

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demokratia - народовластие) - форма (разновидность) обществ. власти, гос-ва, основанная на признании народа в качестве источника власти. Д. как историч. явление развивается и изменяется по мере развития об-ва, смены соц.-экономич. формаций. При первобытнообщинном строе, где не было классов, существовала неполитическая демократия - учреждения родового и племенного самоуправления (собрание всех взрослых членов рода или племени, совет старейшин и т. п.). С появлением частной собственности, антагонистич. классов и возникновением гос-ва возникла политич. демократия. Ее развитие неразрывно связано с гос-вом как учреждением политич. власти. Д. отличается от иных форм гос-ва (деспотизм, автократия, тоталитаризм) следующими основными признаками: признанием принципа подчинения меньшинства большинству; декларируемым или фактическим равноправием всех граждан; политич. и соц. правами и свободами, закрепленными в законе; равным правом на участие в управлении  об-вом и гос-вом. Производными признаками являются: выборность основных органов гос-ва и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность органов (и служащих) гос-ва, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями и т. д. Принципы демократии используются и в сфере негос. общеста-политич. жизни - в построении и деятельности различн. обществ. организаций (партии, профсоюзы и др.). Лит.: Политические партии России. М., 1995. С.С. Новикова.

ДЕПРИВАЦИЯ

ДЕПРИВАЦИЯ (от лат. deprivatio - потеря, лишение) - состояние, при к-ром люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются. Различают абсолютную и относительную Д. Абсолютная Д. - это отсутствие удовлетворения основных жизненных потребностей, например, в пище, сне, жилище и т.п. Относительная Д основана на осознании различия между тем, что имеют одни люди, в сравнении с другими. Многое здесь зависит от того, что они выбирают Для себя в качестве сравнения. Например, кто-то может считать себя лишенным того, что он Должен иметь, в зависимости от занимаемого им статуса. Относительная Д. оказывает сильное влияние на перемены в об-ве, реализуясь, например, в движениях социальных (см.).

ДЕРЕВНЯ

ДЕРЕВНЯ - исторически сложившаяся внутренне дифференцированная соц.-территориальная подсистема. Она характеризуется особым единством искусственной материально-вещной среды, доминирующих над нею природно-геогра-фич. условий, рассредоточенного типа соц.-пространственной организации людей. Д. отличается от города меньшей степенью соц.-экономич. развития, известным отставанием уровня благосостояния людей, их быта, что, соответственно, сказывается на соц. структуре и образе жизни населения. Для Д. характерны относительная (по сравнению с городом) малочисленность видов трудовой деятельности, большая соц. и профессиональная однородность. Д. представляет собой относительно устойчивую самостоятельную систему, являющуюся соц.-пространст-венной подсистемой об-ва. Основными своими компонентами она тождественна городу и одновременно дихотомична ему: совместно с городом исторически формирует целостность соц. и территориальной (пространственной) структуры об-ва. Лит.: Социальное воспроизводство деревни в условиях агропромышленной интеграции. М., 1986. В.И. Староверов.

Предыдущая страница Следующая страница