Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАК"-"МЕТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАК"-"МЕТ")

МАКАЙВЕР (MCIVER) РОБЕРТ

М. (1882-1964) - амер. социолог. Один из крупных представителей антипозитивизма в социологии (см,.), последователь М. Вебера. Работы М. являются значительным вкладом в развитие структурно-функционального подхода (см. Анализ функциональный в социологии) к социокультурной эволюции. В центре исследования - процессы взаимодействия общности и соц. ассоциации, возникновения гос-ва, развития соц. стратификации. Много внимания М. уделял классификации соц. процессов, проблемам гармонии в отношениях между об-вом и индивидуальностью, вопросам культуры и цивилизации. М. - один из родоначальников интерпретативной социологии, или социологии понимающей (см.). Считал важной задачей социологии исследование соц. действия, изучение внутренних, субъективных состояний действующего индивида. Соц. факт, по мнению М., - "факт сознания". С позиций интерпретативной социологии подходил к понятию причинности. Многие идеи М. прочно вошли в зап. социологию. Соч.: Society (with C.H. Page). N.Y., 1937; Social Causation. N.Y., 1942. С.М. Митина.

МАКДУГАЛЛ (MCDOUGALL) ВИЛЬЯМ

МАКДУГАЛЛ (MCDOUGALL) Вильям (1871- 1938) - амер. соц. психолог. Автор классич. работ по групповому сознанию, по проблемам взаимовлияния характера и жизненных ориентации, психоаналитического направления в соц. психологии. Соч.: Основные проблемы социальной психологии. М., 1916; The Group Mind. N.Y., 1920; Character and The Conduct of Life. L., 1927; Bgdy and Mind. L., 1928.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЕВСКИЙ (MALEWSKI) АНДРЕЙ

МАЛЕВСКИЙ (MALEWSKI) Андрей (1929- 1963) - польск. соц. психолог, автор работ по истории соц. психологии.

МАЛИНОВСКИЙ (MALINOWSKI) БРОНИСЛАВ КАСПЕР

МАЛИНОВСКИЙ (MALINOWSKI) Бронислав Каспер (1884-1942) - англ. этнограф и социолог, основатель функциональной школы в этнографии. С 1918 по 1920 г.  М. проводил этнографич. исследования в Новой Гвинее, Австралии и Меланезии. Здесь он проявил себя как блестящий полевой исследователь, считавший необходимым знание языка, бытовых деталей и призывавший исследователей принимать образ жизни  аборигенов. Его материалы представляли оолыиую научн. ценность. М. попытался использовать свои гипотезы, предложенные для интерпретации системы жизни первобытных народов, Для решения проблем современного ему европейского об-ва. Под впечатлением идей фрейдизма в 20-х гг. он написал ряд работ, в к-рых отметил влияние культурных традиций на личную жизнь. М. биологизировал соц. отношения и само об-во, рассматривая их с холистских позиций. По его мнению, об-во - это состоящий из суммы индивидов самодовлеющий организм, обладающий специфич. культурой, оказывающей решающее влияние на всю обществ. жизнь. Культура, с его т. зр., есть интегративная целостная закрытая равновесная система, в к-рой все элементы находятся в функциональной взаимозависимости, подобной биологич. связи органов в организме. В создаваемой "мозаичной" модели конкретной культуры М. ставил в центр соц. ин-ты в качестве носителей определенных обществ. функций. Культуру М. рассматривал как инструмент удовлетворения первичных и вторичных потребностей членов об-ва. К первичным он относил физиологич. и психич. потребности, к вторичным - потребности, порождаемые самой культурой. Соч.: Freedom And Civilization. N.Y., 1944; Dynamics Of Culture Change. L., 1945; Magic, Science And Religion. Glencoe (111.), 1948; A Scientific Theory Of Culture And Other Essays. N.Y, 1969. H.T. Кремлев.

МАЛЬТУС (MALTHUS) ТОМАС РОБЕРТ

МАЛЬТУС (MALTHUS) Томас Роберт (1766-1834) - англ. экономист. М. выдвинул положение о существовании вечного закона убывающей производительности последовательных затрат, или, применительно к сельскому хозяйству, закона убывающего плодородия почвы. Суть закона состоит, по М., в том, что если рост народонаселения происходит в геометрич. прогрессии, то рост жизненных средств, необходимых для существования людей, - только в арифметич. прогрессии. Получается превышение численности населения над объемом жизненных благ. Ликвидация избытка населения происходит в рез-те эпидемий, голода и войн, к-рые М. считал явлениями позитивными. Соч.: Опыт о законе народонаселения. М., 1895. В.М. Иванов

МАННГЕЙМ (MANNHEIM) КАРЛ

МАННГЕЙМ (MANNHEIM) Карл (1893-1947) - нем. социолог, один из создателей социологии знания (см. Концепции социологии знания). Главной идеей концепции является положение о соц. обусловленности идеологии. М. рассматривал зависимость идей от положения отдельных соц. групп, утверждая, однако, при этом ложный мистификаторский характер всех без исключения идеологий. Социология знания, согласно М., должна заниматься изучением различий соц. ситуации, представляющихся наблюдателям, находящимся в разных точках соц. структуры. Различн. положение субъектов в соц.-историч. пространстве обусловливает во всех без исключения случаях "односторонность" и "ложность" их т. зр., а отсюда и соответствующий характер познавательных "перспектив". М. различал два понятия идеологии: партикулярная и тотальная. Первая - это идеи и представления отдельного индивида относительно его обществ. положения, она предполагает анализ идей "на чисто психологич. уровне". Вторая - идеология эпохи или конкретной историч. соц. группы, т. е. класса. Когда речь идет об идеологии классов или целых эпох, исследование поднимается на теоретич. или "ноологический" уровень. Соч.: Диагноз нашего времени. М., 1994. Е.В. Осипова

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. margin alis - находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных обществ. развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. М. возникает прежде всего при миграциях. Иммигранты - самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнич. и межрасовые браки. М. характерна также для этнич. и расовых меньшинств, образовавшихся в рез-те миграций. Нередко возникал маргинальный тип личности в колониях - под воздействием европейских колонизаторов. Он появляется в развивающихся странах, подвергающихся т. наз. модернизации. Во всех случаях М. культурная переплетается с соц. стратификацией и обусловливается соц. процессами. М. сопряжена с дуальностью этнич. самосознания. В личном плане она вызывает психич. напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психич. тип во многих случаях отличался творч. потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнич. групп, нац. движений, видными деятелями культуры и т. д. Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. нашего века Р. Э. Парком, крупным амер. ученым, одним из основателей чикагской социологич. школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистом в соц.-психологич. труде "Маргинальный человек", впервые опубликованном в 1937 г. Лит.: Park R.E. Race and culture. Glencoe (111.), 1950; Stonequist E.V. The marginal man. A study in personality and culture conflict. N.Y., 1961; Zelinsky W. The cultural geography of United States. Englewood Cliffs (N.Y.), 1978. Ш.А. Богина

МАРКОВИЧ (MARKOVIC) ДАНИЛО Ж.

МАРКОВИЧ (MARKOVIC) Данило Ж. (1933) - югосл. социолог, проф. Белградского ун-та, действительный член Академии соц. наук РФ, почетный д-р Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова. На протяжении последних 30 лет занимался разработкой теоретич. и методологич. проблем общей социологии, социологии труда, социологии образования, соц. экологии. М. внес существенный вклад в развитие социологии труда и соц. экологии, их институциализации как университетских дисциплин и особых социологич. отраслей знания в Югославии. Дал теоретич. определение понятий "содержание труда"  и "характер труда" , критически и социологически осмыслил положение человека в трудовой среде с позиции его мотивации к труду и его защиты в контексте физич., психологич. и моральной целостности как личности. В своих трудах особо подчеркивает, что окружающая среда  кроме природной имеет и соц. компонент, а соц. экология имеет большое значение для развития экологич. сознания. Показал необходимость обоснования экологич. политики для сохранения устойчивого развития в контексте глобальных проблем современного об-ва. Соч.: Общая социология. М., 1995. З.Т. Голенкова.

МАРКС (МАRХ) КАРЛ

МАРКС (Маrх) Карл (1818-1883) - соц. мыслитель, философ, экономист. Главное в социальном учении К. Маркса - идея материалистич. понимания истории. Эта идея впервые в истории социологич. мысли исходит из того, что экономические отношения выделются как структура об-ва, что согласно М. позволяет установить объективные критерии значимости соц. фактов. С созданием теории обществ. формаций, разработанной М., появилась возможность рассматривать каждую стадию обществ. развития и ее реальной целостности как особый соц. организм. Обществ. формация - основа того обществ. бытия, к-рое, с одной стороны, определяет сознание, характер содержания соц. деятечьности людей, а с др. - само является ее рез-том. Переход от одной общественной формации к другой объясняется теорией конфликта, высшим проявлением которого является классовая борьба  и социальная революция.  В этом суть соц.-историч. детерминизма (к-рый ни в коем счучае не тождествен экономич. редукционизму) Соц. детерминизм М. - это одна из теорий, объясняющих процессы взаимодействия об-ва и личности. Она противостоит рассуждениям об об-ве и личности вообще. Так, "пороки" об-ва детерминируются не "испорченностью" человеческой природы, а самим об-вом. Признание объективной неизбежности историч. процесса перехода об-ва от одного качественного состояния к другому не означает отрицания сознательной деятельности, участия людей в ломке старых и создании новых обществ. отношений. Напротив, научн. понимание объех-тивных закономерностей развития и функционирования об-ва создает предпосылки для действительно созидательной, целеустремленной деятельности человека. Соч.: Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 8; Гражданская война во Франции. Так же. Т. 17; Критика Готской программы. Там же, т. 19; Формы, предшествующие капиталистическому производству. Там же. Т. 46. Ч. I; Капитал. Там же. Т. 23-26, 46. я I-II. Г.В. Осипов

МАРКСИЗМ

МАРКСИЗМ - система филос, экономия, и соц.-полит. взглядов, основателями к-рой являются К. Маркс и Ф. Энгельс, включающая филос. материализм и диалектику, материалист понимание истории (теория обществ. формаций). обоснование экономич. законов движения капиталистич. об-ва (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, перехода к коммунистическому об-ву. Существуют различные интерпретации М. (австромарксизм, ленинизм, неомарксизм и т. д.).

МАРКСИЗМ СТРУКТУРНЫЙ

МАРКСИЗМ СТРУКТУРНЫЙ - социологу, парадигма, связана с "марксизацией" структурализма в социологии (см.)

Вплоть до 1940 г., труды К.Маркса были лаоо изучены во Франции и, в основном, сведены к их политич. значению. После 1945 г., наоборот, они стали предметом исследований и споров по поводу "валидности" применения маркси-И парадигмы к научн. анализу современных об-в и их трансформации. В связи с этим наиболее актуальными стали темы детерминации структур в зависимости от экономических отношений, классовой борьбы, соц. идеологий. Эти темы дали место обильной литературе, часто более политич., чем научн., представляющей марксизм в качестве истины, оспаривать правдивость к-рой было политически небезопасно. Масштабы полемики сильно сказались на исследовательских работах. Алътюссер Л. (см.) сыграл решающую роль в новом подходе к марксизму. Его лекции по К. Марксу в 1965 г. ("Pour Marx", 1965) поставили на повестку дня "эпистемологический разрыв"  марксизма с диалектикой В. Ф. Гегеля, что позволило проводить социологич. анализ в терминах "доминации" соц.-экономич. структур: в капиталистич. об-ве индивиды лишь "опоры" структуры, где их индивидуальный образ действий дает возможность только осуществлять автономный процесс ее воспроизводства и трансформации. Эта схема вдохновляет целую серию полемических работ, предпочтительными темами к-рых явились: гос-во и политика, соц. классы, учебная система, город и урбанизм. Вместе с тем еще с 1945 г. и по 70-е гг. во Франции, Италии, Германии и США определенное число исследователей в области соц. наук, не примыкая догматически к сути марксистских тезисов, претендующих на глобализм, пытались показать ограниченность марксистского экономизма (Ж.-П. Сартр), или защитить превосходство функционалистских и консервативных моделей (Ю. Хабермас). 1970-1980 гг. были ознаменованы спадом марксистской предопределенности в соц. науках. Гипотеза об экономич. детерминации социального стала предметом многочисленных опровержений (Р. Арон, Ж. Гурвич). В различн. современных концепциях внимание и интерес к индивидуальным стратегиям и решениям, многочисленным конкуренциям и конфликтам, к коммуникациям и микросоциологическим феноменам собрались воедино, чтобы "отклониться" от экономич. и детерминистских т. зр. Н.Г. Осипова.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ - система философских, экономич. и соц.-политич. Взглядов. Понятие марксизма возникло в конце ХIХ в., современной интерпретацией обязано лен. М.-л., как понятие, введенное Сталиным с целью соединения соц.-политич. философии Mаркса и Ленина, был объявлен единственно верным учением об об-ве, а все, что выходило за его пределы, - ненаучным. Рамки марксизма сгран. вались тремя составными частями: философией, политич. экономией и научн. социализмом. Тем самым целый ряд других соц. и гуманитарных наук, напр., таких, как социология, демография, психология, оказались вне марксизма и соответственно были объявлены в СССР буржуазными лженауками. Между теорией Маркса и ленинизмом обнаруживалось явное противоречие, распространяя принципы филос. материализма на познание об-ва, Маркс не ограничивал систему филос. знания "диалектич. материализмом" и не включал в эту систему знание соц. Ленин расширил систему философского знания, включив в нее исторический материализм,  являющийся одной из теорий об-ва, что означало философизацию науки об об-ве и имело своим следствием исключение из системы марксизма соц. стороны жизнедеятельности об-ва и соответственно всего комплекса наук, занимающихся изучением "гражданского об-ва". Бесспорный научн. вклад в изучение об-ва внес Маркс теорией "экономич. детерминизма", а также теорией "соц.-историч. детерминизма". Эти теории почти полностью вошли в арсенал современной социологии, науки. Однако основные экономич. теории, обосновывающие неизбежность социалистич. революции, не подтверждаются современной практикой. Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, гармонич. развитии личности приобрели глобальный характер. Реализация же на практике идей Маркса о полной ликвидации частной собственности, о реакционности крестьянства, о диктатуре пролетариата привела к деформации жизнедеятельности российского об-ва. Марксизм в интерпретации Ленина вступил в конфликт с историей. В то же время часть идей и теорий Маркса, в т. ч. социалистич., стала достоянием науки, а часть была отброшена практикой. Теория социалистич. революции Ленина коренным образом отличается от воззрений Маркса на этот предмет. Социалистич. революция в одной наиболее отсталой капиталистич. стране оыла чревата непредвиденными соц.-экономич. и соц.-политич. последствиями. Понятие "ленинизм" существенно отличается от понятия "марксизм". Первое связано с практикой реализации социалистич. идей Маркса вопреки его главной идее о революции в наиболее развитых в экономич. отношении странах. Г.В. Осипов, А.Д. Налетова.

МАРКУЗЕ (MARCUSE) ГЕРБЕРТ

МАРКУЗЕ (MARCUSE) Герберт (1898-1979) - нем.-амер. философ и социолог, один из виднейших представителей школы франкфуртской (см.). М. выстраивает леворадикальную версию "индустриального об-ва", опираясь на "фрейдо-марксистские" предпосылки. Согласно М., современное "индустриальное", или "позднекапиталистич.", об-во обеспечивает лояльность своих "функционеров" (им же подавляемых и угнетаемых) тем, что формирует у них соответствующую ему "структуру влечений", "витальных потребностей", не выходящих за социокультурные рамки этого об-ва. А это значит, что и революция против такого об-ва могла бы быть успешной лишь в том случае, если бы она учитывала характер антропологич. структуры человеческих потребностей: соц. революция превратилась бы в "антропологич.", прежде всего сексуальную, поскольку основой всех влечений здесь в духе З. Фрейда считаются сексуальные влечения. Соч.: Одномерный человек. М., 1994; Эрос и цивилизация. Киев, 1995. Ю.Н. Давыдов.

МАСАРИК (MASARYK) ТОМАШ ГАРРИ

МАСАРИК (MASARYK) Томаш Гарри (1850-1937) - чешский социолог, философ, политик. Предпринял попытку соединения классич. позитивизма с элементами критич. реализма и религиозного мышления. Последовательно стремился соединить социологию с решением актуальных политич. проблем чешского об-ва (смысл чешской истории, право малого народа на самоопределение, идея демократии и т. д.). По своим методологич. взглядам находится между социологич. объективизмом и субъективизмом, склоняясь к последнему. В ряде его работ были высказаны положения, во многом предвосхитившие позднейшие соц.-филос. и социологич. концепции. Так, проанализировав феномен самоубийства (1881), М. представил его как массовое обществ. явление, включенное в координаты типовых индивидуально-историч. связей, и задолго до Э. Дюркгейма пришел к схожим с его классич. работой выводам. Будучи мыслителем "сократовского" типа, М. не создал законченной теоретической системы, однако он предпринял попытку решения целого ряда актуальных соц. проблем. Среди них - мировая революция, проблема малых народов, современный человек и религия, Россия и Европа. Придавая огромное значение изучению России, М. систематически занимался русской философией, социологией, литературой. Его фундаментальный труд "Россия и Европа", основанный прежде всего на анализе художественной литературы (от Пушкина до Достоевского), и сегодня считается одним из серьезнейших социологич. исследований духовного развития России. Соч.: Философские и социологические основы марксизма. М., 1900. Н.П. Нарбут

МАСЛОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

МАСЛОВА Ольга Михайловна (1937) - российский социолог и философ. Область науч. интересов - методология и методы социологич. исследования, методологич. проблемы опроса в количеств, (позитивистской) и качеств, (понимающей) социологии. Соч.: Методологические проблемы опроса // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. М., 1990; Методология и методы // Социология в России. М., 1996; Ситуация интервью: формализованные и неформализованные методы исследования  // Методология и методы социологических исследований. М., 1996.

МАСЛОУ (MASLOW) АБРАХАМ

МАСЛОУ (MASLOW) Абрахам (1908-1970) - амер. психолог, один из лидеров т. наз. гуманистич. психологии; известен как создатель иерархич. теории потребностей (впервые опубликована в 1943 г.). Хотя эта теория и подверглась впоследствии широкой критике, но благодаря своим универсальным объяснительным возможностям послужила исходной основой для многих современных моделей мотивации труда и нашла применение в целом ряде организационных нововведений [напр., в проектах обогащения труда (см.)]. Соч.: Motivation And Personality. N.Y., 1970. А.И. Кравченко.

МАССЫ НАРОДНЫЕ

МАССЫ НАРОДНЫЕ - социологич. качегория, означающая наличие в об-ве трудящегося большинства населения как решающей силы соц. прогресса. В социологии понятие М. н. используется, как правило, преимущественно в этнографич. смысле или для противопоставления личности, а также в концепциях "массового об-ва". Соц.-историч. трактовку понятия М.н. впервые выдвинули русские революционные демократы. Содержание категории М.н. трактуется марксизмом в связи с теорией классов и классовых отношений. Марксизм исходит из решающей роли М.н. в производстве, в политич. жизни об-ва, в его духовном развитии. См. также Теории массы. Ф.Р. Филиппов.

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ - теория об общих и специфич. законах и закономерностях функционирования и развития об-ва Об-во является объектом исследования М.и. а М.и. - объяснительной теорией об-ва. Он представляет собой одну из теорий социологич. знания. В подходе к предмету Ми. существуют несколько точек зрения. 1. Отождествляется предмет М.и. и предмет философии. Предмет М.и. с этой т. зр. - проявление наиболее общих законов мира в целом. 2. Предметом М.и. считаются наиболее общие (или всеобщие) законы развития об-ва и его движущие силы. Иногда наряду с законами развития включаются и законы функционирования. 3. Круг исследований М.и. ограничивается проблемами функционирования и развития различн. соц. систем. 4. М.и. рассматривается как философско-социологич. наука, выполняющая функцию конкретизации диалектич. материализма применительно к об-ву и функцию исследования системы обществ. отношений, законов их развития и функционирования. 5. М.и. является наукой о соотношении обществ. бытия и обществ. сознания, о наиболее общих законах формирования структуры развития и функционирования об-ва, его движущих сил. 6. Определение предмета М.и. перемещается с общефилос. уровня на уровень соц. науки. Однако особенность М.и. как теории об об-ве заключается в том, что он претендует на то, чтобы дать систему изучения, во-первых, соц. законов, т. е. законов соц. деятельности людей, и, во-вторых, систему изучения не только общих соц. законов, действующих во всех обществ. формациях, но и соц. законов, действие к-рых ограничено строгими рамками данной обществ. формации. Связь М.и. с философией не может оыть представлена ни как его включение в диалектич. материализм, ни как разобщение единой системы филос. знания и полагания рядом стоящих двух ее частей: 1) философии диалектич. материализма, имеющей своим предметом наиболее общие законы развития природы, об-ва человеческого мышления, и 2) философии историч. материализма. Г.В. Осипов.

МАТЕРИНСТВО

МАТЕРИНСТВО - биологич. и соц. отношение матери к ребенку (детям). Биологич. отношение определяется происхождением ребенка от матери (кровным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции и является основой для юридич. установления М. у народов с различн. хозяйственно-культурными типами в доклассовом и классовом об-вах. М. является составной частью соц. ин-та родительства (см. Институт социальный семьи, Отцовство) и влияет на функционирование семьи как малой соц.-психологич. группы (еж. Группа семейная). Основными функциями М. являются репродуктивная и воспитательная. Первая иногда обозначается терминами "прокреативная", "генеративная". Эта функция неразрывно связана со второй (уход за детьми, их воспитание и обучение и т. п.). М. (вместе с отцовством) наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и соц. потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему соц. отношений, облегчает усвоение соц. ролей (в т. ч. половых). Значение М. как ин-та воспитания меняется в зависимости от соц.-экономич., идеологич. и историч. условий развития об-ва (от исключительно обществ. до домашнего воспитания). Реализация основных функций М. происходит в связи с функционированием семьи (см. Группа семейная, Институт социальный семьи), частной формой к-рой является материнская семья, противопоставляемая супружеской семье. Лит.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969; Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979; Голод СИ. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984; Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. Я.Г. Аристова.

МАТРИЦА ДАННЫХ

МАТРИЦА ДАННЫХ - наиболее часто использующийся в социологии способ представления данных, является исходной информацией для применения большинства математических методов. М.д. - прямоугольная таблица, состоящая из полученных по произвольным шкалам величин, содержащая m строк и n столбцов. Г.Г. Татарова, Ю.Н. Толстова

МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ (МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ)

МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ (МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ) - подход к анализу многомерной социологич. информации, ориентированный прежде всего на автоматизацию процесса построения многомерных группировок и основанный на представлении данных всех видов (признаков, группировок, структур и пр.) матрицами связей между объектами (наблюдениями). Аппроксимационный подход использует специальную математич. модель качественной информации - структурный признак, т. е. разбиение множества рассматриваемых наблюдений (объектов) на непересекающиеся группы с определенной структурой связей между этими группами. Группы соответствуют отдельным значениям признака, а структура связей определяется типом шкалы (см.) или иной информацией. Так, порядковой шкале соответствует упорядочение групп, номинальной шкале - отсутствие такового, атрибутивному свойству - выделенная группа и т. п. Эта качественная информация теоретически характеризуется количественными связями между объектами: для объектов, принадлежащих группам, связанным заданной структурой, степень связи оценивается одной числовой величиной (напр., единицей), а для объектов из несвязанных групп - другой (напр., нулем), в совокупности представляющими собой булеву квадратную матрицу простой структуры. Задачи анализа данных ставятся и решаются как задачи аппроксимации в этом матричном пространстве. В частности, задача автома-тич. классификации объектов на "компактные" группы (кластеры) формулируется как задача отыскания матрицы, соответствующей разбиению объектов со структурой, содержащей только петли (связи групп с самими собой), и ближайшей к сумме матриц, представляющих исходные данные. Показано, что такой аппрокси-мационный подход не противоречит др. концепциям кластерного анализа, а в определенной мере интегрирует их в единую схему и, более того, дает средства оптимального выбора параметров алгоритмов, таких, как число групп или порог существенности связи между наблюдениями. Аналогично конструируются и др. методы качественного анализа, в т. ч. аналоги количественных методов факторного анализа и анализа регрессионного (см.). Этот комплекс методов в определенной степени удовлетворяет следующим требованиям, необходимым для его использования специалистами-предметниками: а) универсальность относительно разных видов исходной информации и инвариантность относительно способов представления данных; б) адаптируемость к уровню понимания социологом формальных свойств данных; в) интерпретируемость рез-тов. Наиболее разработанными в рамках данного подхода являются методы решения следующих задач: а) формирование и анализ структуры матриц связи между признаками, в т. ч. разнотипными, направленными на выявление "компактных" или детерминирующих друг друга совокупностей признаков; б) относительная или типологич. группировка больших массивов анкетной информации для исследования связей между двумя группами признаков, в т. ч. автоматич. укрупнение градаций признаков и агрегирование неальтернативных вопросов; в) группировки объектов по матрице связей между ними, в т. ч. с выявлением структуры основных связей между группами, что необходимо для анализа организационных структур. Лит.: Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М., 1980; Методы анализа многомерной экономической информации. Новосибирск, 1981; Анализ и формирование организационной структуры предприятия. Новосибирск, 1981; Алгорит-социально-экономических исследований. Новосибирск, 1982. Б.Г. Миркин.

МАХОНИН (MACHONIN) ПАВЕЛ

МАХОНИН (MACHONIN) Павел - чешский социолог и философ. Под его руководством в 1967-1969 гг. было подготовлено одно из крупнейших эмпирич. исследований, посвященное анализу соц. стратификации ("вертикальной соц. дифференциации") чехословацкого об-ва (Чехословацкое об-во, 1969). Исследование основано на конструкции т. н. синтетич. соц. статуса, включавшего переменные: характер работы, образование, заработок, участие во властных структурах, стиль жизни.  Занимается макроструктурными проблемами соц. трансформации чешского об-ва (Чешское об-во в трансформации, 1996). Автор концепции соц. стратификации, основанной на понятиях первичной и вторичной культуры.

МЕДИС (MADYC) ДЖОН

МЕДИС (MADYC) Джон - англ. социолог, автор классического труда по становлению с циологии как науки. Соч.: The Origins of Scientific Sociology. Glencoe, ГОМЕРА - 1. Предельное состояние, до к-рого предметы или явления могут претерпевать определенные количественные изменения. 2. Стандартизированная единица измерения. 3. Соразмерность, гармония.

МЕРА БЛИЗОСТИ

МЕРА БЛИЗОСТИ - функция, по значению к-рой определяется степень "похожести", близости между объектами (или группами объектов) и между признаками (двумя или группами признаков). М.б. является важным инструментом анализа данных. Вычисление М.б. - составная часть многих математич. методов. Традиционно М.б. между признаками называется коэффициентами связи, между объектами - мерами сходства. Принято считать, что принципиальное отличие этих двух видов М.б. заключается в том, что объекты представляют собой элементы нек-рой однородной совокупности, а природа признаков различна. В частности, связь между признаками может иметь отрицательный характер, что не имеет смысла при измерении близости между объектами. Вместе с тем коэффициенты связи служат также инструментом измерения связи между объектами, и в ряде задач отрицательное значение коэффициента имеет смысл. Напр., при сравнении объектов по рез-там ранжирования их по различн. свойствам это означает, что один из этих объектов по отношению к другому имеет "обратный" характер ранжировки. Лит.: Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. М., 1977; Дю-ран Б., Оделл П. Кластерный анализ. М., 1977; Раушен-бах Г.В. Меры близости и сходства//Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М., 1985. Г. Г. Татарова.

МЕРТОН (MERTON) РОБЕРТ КИНГ

МЕРТОН (MERTON) Роберт Кинг (1910) - амер. социолог, представитель структурно-функционального анализа. Внес значит, вклад в разработку и формирование ряда осн. областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма, социологии науки, изучения соц. структуры, бюрократии, соц. дезорганизации и др. Выступая продолжателем классической традиции социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм), М. независимо от своих учителей П. Сорокина и Т. Парсонса, много сделавших для популяризации в США европейской теоретич. социологии, ищет самостоятельный путь ее соединения с установившимся в США стандартом эмпирич. исследования. М. формирует основы социол. анализа науки как особого соц. ин-та с присущими ему ценностно-нормативными регу-лятивами. Этот обязательный для науки комплекс ценностей и норм включает в себя четыре основополагающих "институциональных императива": универсализм, общность, бескорыстность и организационный скептицизм. Мертоновский подход стимулировал большое число исследований в области социологии науки, сыграв важную роль в формировании ее как самостоятельной области исследования- Большую популярность принесла М. программа создания теорий среднего уровня, к-рую он выдвинул в 1948 г. в противовес пропагандируемой Парсонсом стратегии построения "всеохватывающей теории" структурного функционализма. Созданная М. в тот период парадигма функционального анализа, концентрирующая в себе систему понятий и принципов этого подхода, как раз и должна была служить методологической базой формирования теорий среднего уровня. В отличие от Парсонса, уделявшего осн. внимание анализу механизмов поддержания соц. порядка, М. сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в соц. структуре. Пример такого подхода - работа "Соц. структура и аномия", в к-рой анализируются различн. типы поведенческих реакций на деформации и напряжения соц. структуры: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Соч.: Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966; Явные и латентные функции  // Структурно-функциональный анализ в социологии. Вып. 1. М., 1968; Social Theory And Social Structure. N.Y., 1957; On The Shoulders of Giants. N.Y., 1965; On Theoretical Sociology. N.Y., 1967; Approaches To The Study Of Social Structure. N.Y., 1975; Sociology Of Science. N.Y., 1973. M.C. Комаров

МЕРЫ РАССЕЯНИЯ

МЕРЫ РАССЕЯНИЯ - статистич. показатели, характеризующие степень вариации, разброса значений признака (см.) относительно среднего значения (для признаков, имеющих количественный характер) и равномерного распределения (для признаков номинального типа). В зависимости от типа признаков существуют различные М.р. для признаков количественного характера, т. е. полученных, напр., по интервальным шкалам. Лит.: Рабочая книга социолога. М., 1983. Г.Г. Татарова.

МЕТАСОЦИОЛОГИЯ

МЕТАСОЦИОЛОГИЯ - критич. изучение определяющих принципов к.-л. совокупности уже аккумулированного социологич. знания. М. устанавливает степень соответствия (несоответствия) наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира. Если такое соответствие не выявляется или выявляется в крайне незначительной степени, то это означает, что данная наука не достигла зрелости, не поднялась до уровня парадигматического статуса. Метатеоретич. знание - важный компонент социологич. знания. Философия (материалистич. понимание истории) и общая социологич. теория (историч. материализм) составляют исходную необходимую предпосылку социологич. знания, но они не тождественны этому знанию. Решение проблем на уровне социологич. знания, по разному выражению Г. В. Плеханова, - это решение арифметическое. Науч. понимание соц. развития не сводится только к установлению причин и следствий. Понимание соц. развития во всем его многообразии - это решение уравнений со многими неизвестными, или, говоря языком социологии, латентными переменными включая логико-методологич. и экспериментальный анализ данных  в их сопоставлении реалиями соц. мира. Переход от арифметич. к ачгебраич. познанию соц. реальности - это переход к эвристич. поиску на основе анализа соц. факторов и использования современных методов математики, наиболее адекватных объективным требованиям соц. реальности решений. Выделяются обычно два основных вида метатеорий. Это метатеории, к-рые являются предпосылками выработки социологич. теории, и метатеории, к-рые связаны с ее развитием. Мета-анализ - это анализ существующих структур социологии вообще, равно как и ее различн. компонентов - принципов, подходов, концепций, методов и теорий. Отличие М. от социологии состоит в том, что объектом исследований социологии является соц. реальность, а объектом М. - сама социология. М. решает три проблемы: выработка четкого критерия, позволяющего различать научн., ненаучн. и псевдонаучн. социологич. знание; выявление эпистемологич. и онтологич. оснований дифференциации явлений и процессов, относящихся к сфере социологич. знания; построение практич. процедур и правил для исследования двух вышеобозначенных проблем. М. осуществляет анализ социологии извне и изнутри. С внешней т. зр. социология - специфическое соц. явление, к-рое, подобно другим явлениям, доступно социологич. анализу. В него входит, напр., изучение обществ. роли данной социологич. теории, ее функций (служебных или критич.) по отношению к определенной политич. системе, исследование ее влияния в об-ве за пределами узкопрофессиональной среды, соц. генезиса, классовой базы и т. п. С внутренней т. зр. социология исследуется как особая научн. дисциплина, совокупность конкретных проблем, понятий, теорий и методов, отвлекаясь от их соц. контекста. М. - это такая же наука, как и социология. Но в отличие от социологии она связана с разработкой методологич. принципов социологии, знания. Она берет социологию в качестве ооъекта изучения. Исследование содержания, валидности и надежности социологич. знания - необходимое условие совершенствования и раз-ития социологии - ее теории и методологии, Упрочения ее научн. статуса. Лит.: Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990.

МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ (МЕТОД ЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ)

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ (МЕТОД ЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ) - один из социологич. методов исследования субъективной стороны обществ. жизни, основанный на т. наз. личных документах, в к-рых, кроме описания опред. обществ. ситуации, содержится также личный взгляд пишущего. К личным документам относятся письма, автобиографии, дневники, хроники, мемуары и все др. высказывания или сообщения о высказываниях индивида, в к-рых находит выражение его личное отношение к пережитой им обществ. ситуации. На основе этих личных документов достигается описание различн. соц. групп, вырабатываются нек-рые гипотезы о том или ином соц. явлении, осмысляются опред. соц.-психологич. процессы, совершающиеся в группе. А.П. Огурцов.

МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ

МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ (от греч. genesis - происхождение) - способ исследования соц. явлений и процессов, основанный на анализе их происхождения и развития. Г.м. предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным, исходным элементам (или состояниям) и выведение из них исследуемого явления. Исторически М.г. возник в рез-те утверждения в науке, начиная с XVII в., идей развития: дифференциального исчисления - в математике; теории Лайеля - в геологии; гипотезы Канта - Лапласа - в космогонии; эволюционной теории - в биологии и т. д. Наибольшее распространение М.г. получил в обществ. науках в XIX в. Русский социолог М. М. Ковалевский выдвинул идею построения генетич. социологии, к-рая занимается вопросом о происхождении обществ. жизни и обществ. ин-тов. С помощью М.г. социология должна, по мнению Ковалевского, объяснить взаимодействие различн. сторон обществ. жизни в прошлом, возникновение соц. религиозных верований. В XX в. М.г. противопоставляется структурно-функциональному подходу. Попыткой соединения структурализма с генетич. методом явилась концепция франц. социолога Л. Гольдмана - генетич. структурализм. Гольдман стремился создать методологию, с помощью к-рой было бы анализировать одновременно и структуру, и генезис явлений. М.г. требует установления начальных условий развития, главных его этапов, тендеций, линий развития. Основная цель исследования - выявление связи явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Лит.: Ковалевский М.М. Социология Т. 1. Социология и конкретные науки об обществе. СПб., 1910: Принцип историзма в познании социальных явлений. М., 1972. А.Д. Налетова.

МЕТОД ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ

МЕТОД ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ - в формальных, умозрительных науках - математике и логике - теорией часто считают формальную аксиоматическую систему, к-рая интерпретируется на различн. моделях, причем теорию отличают от таких моделей. В содержательных, опытных науках, к числу к-рых относится и социология, модель, связывающая формализм теории с фактами, обязательно включается з состав теории. Отсюда особенности построения теоретич. знаний в эмпирич. науках. Специфическим приемом такого построения является М.г.-д., сущность к-рого заключается в создают системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из к-рых в конечном счете выводятся утверждения о фактах. Применение М.г.-д. складывается из следующих этапов: установления и анализа имеющихся фактов; нахождения сильных объяснительных гипотез, из к-рых можно вывести дедуктивно объяснимые факты; проверки правильности гипотетико-дедуктивной системы; сопоставления выводимых следствий с имеющимися фактами. Главную трудность в этом процессе составляет не столько логический вывод, сколько поиск наиболее эффективных и по возможности простых гипотез. Основная познавательная задача заключается в том, чтобы с помощью М.г.-д. создать гипотетическую теоретич. модель изучаемого объекта (идеализированный объект) , истинность к-рой должна быть установлена в процессе социологич. исследований и соц. практики. В простейшем случае гипотетико-дедуктивная система (теория) может состоять из двух основные уровней: собственно теоретич, представление гипотезами, содержащими теоретич. термины и уровня выводных гипотез, содержащих эмпирич. термины. В качестве промежуточного звена, к-рое может специально и не выделяться выступает совокупность операциональных определений, посредством к-рых устанавливается взаимосвязь между теоретич. и эмпирич. терминами. Гипотетико-дедуктивная теория представляет собой иерархически упорядоченную систему гипотез (научн. законов), степень абстрактности и общность к-рых увеличивается по мере старения от эмпирич. базиса. На самом верху такой системы располагаются гипотезы, имеющие наиболее общий характер и поэтому обладающие наибольшей логической силой. Из них как посылки выводятся гипотезы более низкого уровня. На самом низшем уровне системы находятся гипотезы, к-рые можно сопоставить с реальной действительностью. Лит.: Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М. 1974- Степин B.C., Елсуков А.Н. Методы научного познания Минск, 1974; Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980; Социология Основы общей теории. М., 1996. Гл. XI. А.В. Кабыща

Предыдущая страница Следующая страница