Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИХ"-"БЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИХ"-"БЮР")

БИХЕВИОРИЗМ

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour - поведение) - одно из ведущих направлений в амер. психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв. в рез-те кризиса интроспективной психологии сознания. Предметом своего исследования полагает поведение, к-рое рассматривает как совокупность реакций организма на воздействия среды (стимулы). В качестве основного метода использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях, при этом собственно психич. явления (восприятие, представление, мышление и др.) и их нейрофизиологич. субстрат выносятся за пределы исследования. Филос. основания Б. - позитивизм и неореализм; экспериментальная основа - исследования поведения животных. Термин и первая программа Б. предложены Дж. Уотсоном (1913). Подчеркивая необходимость внешней детерминации поведения и объективность метода его изучения, Б. содействовал выработке более адекватных теоретич. представлений психологии, расширению ее экспериментальной базы и решению нек-рых практич. задач. Однако и принцип детерминизма, и объективный метод трактовались бихевиористами очень узко, односторонне. Прямая связь между стимулом и реакцией абсолютизировалась и рассматривалась как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы "стимул - реакция"путем включения в нее дополнительного звена - "промежуточных переменных" (Э. Толмен, К. Халл) или "оперантного подкрепления" (Б. Скиннер) - сохранили главный порок Б. - механистич. понимание человека и его поведения. Б. оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека. В социологии оно выразилось в появлении "соц. Б." (Дж. Ландберг), впитавшего в себя основные идеи, методы и термины Б. Применяя схему "стимул - реакция" к анализу поведения личности и малых групп, соц. Б. игнорирует природу и роль не только индивидуального, но и обществ. (группового) сознания.

Лит.: Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. М. - Л., 1926; Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966; Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974; Tol-man E.C. Purposive behaviour in animals and men. N.Y., 1932; Hull C.L. Principles of behaviour. N.Y.; 1943; Skinner B.F. Verbal behaviour. L., 1957; Lundberg G. Sociology. N.Y. 1968; ltman I. The environment and social behaviour. Monterey (Cal.), 1975; Collett R. Social rubs and social behaviour. Oxford, 1977. B.A. Барабанщиков

БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - одно из ведущих направлений в амер. психологии и социологии, буквально - наука о поведении. Методологич. предпосылками Б.с. явились принципы позитивизма, согласно к-рым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В зарубежной социологии и психологии существуют различн. теории Б.с. Это теория "стимул - реакция", теория "поля", различн. "психотерапевтич." теории и теории "соц. обучения". Теория "стимул - реакция" рассматривает соц. поведение как реакцию организма на внешние стимулы. Б.с. сводил все обществ. явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма. Принципиальным для Б.с. является отказ от признания любых внутренних психологич. звеньев, опосредствующих реакции человека, и сведение объяснения поведения человека к однозначной жесткой схеме "стимул - реакция" (S - R). То, что происходит в самом организме, бихевиористов не интересует. Главное для них - типологизация организмов на основе однородных стимулов и соответствующих им реакций. Теория "поля" отличается от теории "стимул - реакция" тем, что в ней делается акцент на индивидуальных особенностях, реакции организма на стимулы внешней среды. Сторонники этой теории считают, что на основе учета индивидуальных особенностей организма можно определять такие стимулы, к-рые вызовут заранее планируемую реакцию. В "психотера-певтич." теориях главное внимание уделяется прошлым событиям в жизни того или иного индивида. Именно этим "прошлым опытом" они объясняют индивидуальные особенности сегодняшнего поведения человека. Теории "соц. обучения" придают при объяснении соц. поведения равное значение как индивидуальным особенностям человека, так и факторам внешнего воздействия на них. Лит.: Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм//БСЭ. Т. 6. М., 1927. А.Д. Налетова

БЛАГА ИНОЦЕНС АРНОШТ

БЛАГА Иноценс Арношт (1870-1960) - чешский социолог, основатель т.н. брненской социологич. школы, ориентировавшейся на эмпирич. исследования острых соц. проблем (безработица, жизнь в большом городе, соц. положение

рабочих, ремесленников, интеллигенции). Считая себя учеником Масарика Т.Г. (см.), находился под влиянием франц. позитивизма и амер.

эмпирич. социологии 20-х гг. Свою теоретич. позицию Б. обозначил как "критич. реализм в социологии". Большое внимание уделял этич. вопросам, исследовал проблемы кризиса семьи Б. основатель первого в Чехословакии социологич. журнала. Н.П. Нарбут

БЛАУ (BLAU) ПИТЕР МИКАЭЛ (1918)

БЛАУ (BLAU) Питер Микаэл (1918) - амер. социолог, проф. социологии. Синтезируя идеи М. Вебера со структурно-функциональным подходом (см. Анализ функциональный в социологии), предпринимает попытку определить источники структурных изменений в формальных организациях и тенденции развития бюрократия, организаций в современном об-ве. Наряду с Дж.К. Хомансом Б. считается одним из создателей теории соц. обмена. Б. стремится придать постулатам теории обмена в большей мере социологич. ориентацию, комбинируя их с категориями структурного функционализма и теории конфликта. Придавая решающее значение в межличн. отношениях экономич. мативам (наградам, выгоде, пользе), он ставит задачу выведения из простейших форм соц. обмена "эмерджентных свойств" соц. структуры: ролевых отношений, власти и законности, коллективных ценностей, взаимоотношений сложных соц. организаций. Соч.: The Dynamic Of Bureaucracy. Chic, 1955; Formal Organizations: A Comparative Approach (with W. Scott). San Fransisco, 1963; Exchange And Power In Social Life. N.Y., 1964; Inequality and Heterogeneity: A Primitive Theory of Social Structure. N.Y., 1977. M.C. Комаров

БЛЕЙЛОК (BLALOCK) ГУБЕРТ МОРСЕ, МЛАДШИЙ (1926)

БЛЕЙЛОК (BLALOCK) Губерт Морсе, младший (1926) - амер. социолог, проф. социологии. Один из ведущих методологов эмпирич. социологии США. Базируясь на неопозитивистской трактовке научн. знания, считает главной задачей соц. познания построение эмпирически проверяемых аксиоматико-дедуктивных теорий по образцу физич. наук. Методология определяется Б. как система формально-логич. приемов, позволяющих создавать эмпирически верифицируемую теорию. Для методологич. платформы Б. и его сторонников (О. Данкан, Р. Будон и др.) характерно стремление смягчить требования строгого эмпиризма, с тем чтобы преодолеть фрагментарность эмпирич. исследований и определить методы их теоретич. систематизации. Соч.: The Theory Construction. N.Y., 1965; Methodology In Social Research (with B. Blalock). Englewood Cliffs (N.J.), 1968; Conceptualisation And Measurement In The Social Science. L., 1982; Basic Dilemmas In The Social Science. N.Y.,1984. M.C. Комаров

БЛИНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1937)

БЛИНОВ Николай Михайлович (1937) - российский социолог, философ. Область научн. интересов - социология молодежи,  соц. проблемы внешнеэкономич. деятельности. Соч.: Труд и молодежь. М., 1975; Политическая культура и молодежь (в соавторстве). М., 1982; Труд в условиях НТР. М, 1982.

БЛУМЕР (BLUMER) ГЕРБЕРТ (1900)

БЛУМЕР (BLUMER) Герберт (1900) - амер. социолог и соц. психолог, представитель чикагской школы интеракционизма, основанной Дж. Мидом. Кроме трудов Мида, Б. опирался на работы интеракционистов первого поколения - Дж. Дьюи, Ч.Х. Кули, У.А. Томаса. В соответствии с установками прагматизма Б. исходит из того, что значение объекта определяется не столько присущими ему свойствами, сколько его ролью. Объект, по Б., - это, прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальном соц. взаимодействии, устойчивость моделей к-рого делает их привычными, т. е. превращает в соц. ин-ты. Следуя Миду, Б. выделяет два уровня взаимодействия: символич. (свойственный только человеку) и несимволич. (свойственный всему живому). Усиление интереса к теории Мида (в частности, в связи с развитием феноменологич. социологии) привлекло внимание и к работам Б., где действие (акт человеческого поведения) рассматривается как "диалог" импульсов и его социально значимых определений, что требует методологии, соединяющей собственно научн. и гуманистич. пути и приемы исследования, к-рые требуют "интимного знакомства" с изучаемой жизнью. Б. явился одним из пионеров исследования проблематики массового об-ва. Его понимание человеч. масс как элементарной спонтанно возникающей коллективной группировки сыграло большую роль как в концептуализации определений массовой коммуникации, так и в теоретич. ориентации исследований массовых аудиторий. Анализ моды как механизма соц. конформизма и контроля оказался созвучным социологич. исследованиям массовых городских беспорядков и "молодежной революции" 60-х гг. Б. одним из первых социологов разглядел растущую актуальность проблем "черной" Америки. Соч.: Movies, Delinguency And Crime. N.Y., 1933; Symbolic Interactionism: Perspective And Method. N.Y., 1969. В.П. Терин

БОГАРДУС (BOGARDUS) ЭМОРИ СТЕФЕН (1882-1973)

БОГАРДУС (BOGARDUS) Эмори Стефен (1882-1973) - амер. социолог, автор известного труда по истории социологии (развитию соц. мысли), а также известной шкалы измерения (см. Шкала Богардуса). Соч.: The Making of Public Opinion. N.Y., 1951; Social Distance. Chic, 1959; The Development of Social Thought. N.Y., 1960.

БОГДАНОВ

БОГДАНОВ (псевдоним; наст. фам. Малиновский) Александр Александрович (1873- 1928) - русский социолог, философ, экономист, политич. деятель, ученый-естествоиспытатель. Б. приобрел известность как экономист своим "Кратким курсом экономич. науки" (1896). Свою т.зр., к-рая была выработана им после 1908 г.,  Б именовал "импириомонизмом", суть к-рого заключается в рассмотрении "физич." и "психич." как различ. образом организованных элементов единого опыта: психическое - индивидуально организованный, физическое - социально согласованный, социально организованный опыт; время, пространство, причинность и закономерность в природе рассматриваются как формы социально организованного опыта. Отличительным признаком соц. жизни Б. считает ее сознательно психич. характер: социальность нераздельна с сознательностью, а потому обществ. бытие и обществ. сознание тождественны. Смысл идеи прогресса Б. видит в "возрастающей полноте и гармонии жизни сознания", а идеалом развития об-ва (как и природы) является равновесие, трактуемое как отсутствие противоречий. Экономика лишь "пограничная область технич. и идеологич. прогресса", а собственность на средства производства  - внешнее выражение организационных функций собственника. Поэтому соц. дифференциация определяется не собственностью на средства производства,  а владением-организационным опытом. В ходе борьбы за организацию "хаоса" элементов в "физич." мир люди делятся на соц. группы в зависимости от специализации и на классы - рез-т организационно-идеологич. обособленности организаторов и исполнителей. Б. стремился дополнить марксистскую теорию классов и классовой борьбы идеей "организационно-идеологич." творчества масс: поскольку господствующим классом является класс организаторов производства, то путь к уничтожению классов лежит не в завоевании власти, т. е. через революцию, и переходе средств производства в руки трудящихся, а в обобществлении организационного опыта путем идеологич. воспитания рабочего класса, в ходе создания особой "пролетарской культуры". Развитию эмпириомонизма в области обще-ствознания служила "всеобщая организационная наука" - тектология (от греч. tektonike - строительное искусство). В ее основе лежат идея "единства опыта", получаемого активно-организационным путем, и принцип равновесия. Нарушения этого принципа составляют предмет организационной диалектики. По Б., все предложенные в "Тектологии" схемы носят универсальный характер. Для описания обществ. "порядка" Б. впервые в России применил термин "соц. система". Об-во, по Б., - сочетание многих элементов: внешних (физич. природная среда - климат, флора, фауна; взаимодействие с др. об-вами) и внутренних, среди к-рых решающая роль принадлежит группам, выполняющим функции управления; причем к числу равноправных факторов он относит и идеологию этих управляющих групп. Об-во как система, по мысли Б., демонстрирует состояние равновесия. Поэтому тезис К. Маркса: философы до сих пор объясняли мир, а задача заключалась в том, чтобы изменить его, - Б. интерпретирует так: философия как созерцательная по своему существу наука должна быть отброшена и заменена тектологией. Задача тектологии - не "представлять" мир в виде единого целого, но превратить его в организованное целое, "каким он реально не был". Соч.: Очерки по философии марксизма. СПб., 1908; Философия живого опыта. СПб., 1913; Очерки всеобщей организационной науки. Самара, 1921. A.M. Черных.

БОТТОМОР (BOTTOMORE) ТОМАС БАРТОН (1920)

БОТТОМОР (BOTTOMORE) Томас Бартон (1920) - англ. социолог неомарксистской ориентации, специалист в области теории классов современных индустриально развитых стран Запада, к-рую считает нужным рассматривать в более широком смысле - как теорию соц. стратификации, т. е. "иерархич. порядка соц. групп и страт в об-ве". Соч.: Class In Modern Society. N.Y., 1964; Elits and Society. N.Y., 1966; Structure and History // Approaches to The Study of Social Structure. N.Y., 1975; Sociology as Social Criticism. L., 1975; Political Sociology. N.Y., 1979. M.C. Ковалева

БРАК

БРАК - исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая об-вом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к об-ву. От характера брачных отношений в значительной мере зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная соц. условиями и культурой. Соц. сущность Б. определяется, в конечном счете, господствующими обществ. отношениями, испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., об-во берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в Б., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. Как соц. отношение Б. имеет преимущественно нравственно-правовую природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нем как личности и граждане гос-ва. В числе нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности брака (см.), индивидуальная половая любовь, чувства материнства и отцовства, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь. Моногамный Б. приобретает ряд специфич, для данной формации соц.-правовых черт. Так в рабовладельческом об-ве Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак  однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на Б. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизации брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации, к кризису "классического" собственнического брака (рост числа разводов и "дезертиров"), с другой - к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов. Создание возможности равноправия женщин с мужчинами ведет к нравственному обогащению отношений между полами. Добровольный, равноправный союз мужчин и женщин обеспечивает их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравственное регулирование брачных отношений не противоречит свободе брака и направлено в первую очередь на его защиту. Лит. см. к ст. Семья. А.Г. Харчев.

БРИГАДА

БРИГАДА - группа работников, объединенная общим трудовым заданием и общей ответственностью за его выполнение; возглавляется руководителем (бригадиром) преимущественно из числа непосредственных исполнителей задания. Б. создаются в качестве постоянного первичного подразделения или временно - для выполнения конкретной работы. Широкое распространение Б. получили в промышленности, строительстве, на транспорте, в науке и др. отраслях народного хозяйства. Целью создания бригад является увеличение продуктивности труда работников. Различаются Б. комплексные (состоящие из работников различ. профессий) и специализир. (из работников одинаковых профессий). В отдельных случаях создаются Б., включающие работников различн. структурных подразделений. Я.Л. Эйделъман

БУГЛЕ (BOUGIE) СЕЛЕСТИН (1870-1940)

БУГЛЕ (BOUGIE) Селестин (1870-1940) - франц. социолог, последователь Дюркгейма. Сыграл решающую роль в конституировании и эволюции социологии во Франции. Деятельность ученого в Центре соц. документации позволила воссоздать "Социологич. ежегодник" (1935-1942), где, благодаря его заботам, подбор кадров, пришедших из различных областей, открывает социологию для течений, отличных от "дюркгеимизма", или противоположных ему. Исследовательская активность Б. находит свой наиболее эффективный рез-т в развитии его "предприятия" - Университетского совета соц. исследований (1935-1940) и в сотрудничестве с М. Моссом для "получения" генерального финансирования от Фонда Рокфеллера, предназначенного лишь для "индуктивных исследований" современных проблем. Это финансирование позволило, начиная с 1932 г., дать франц. соц. наукам новое дыхание, а социологии - "сохраниться", подготовившись к будущему: первыми такими поддержками стали стипендии, к-рых удостоились Р. Арон (1937), Ж. Фридман (1934), Р. Мар-жолен (1936), Р. Полен (1934) и Ж. Стетцель (1943). Следующие стипендии дали "второе дыхание" Франц. ин-ту социологии, также как и Центру соц. документации, под эгидой к-рого состоялись публикации фундаментальных работ Б., прерванные второй мировой войной. Соч.: Социальная наука в современной Германии. Киев., 1899; Эгалитаризм. 1904. Н.Г. Осипова

БУДОН (BOUDON) РАЙМОН (1934)

БУДОН (BOUDON) Раймон (1934) - франц. социолог. Выдвигает принцип методологич. индивидуализма, к-рый может быть выражен в самых общих терминах следующим образом: "...объяснить соц. феномен - это значит представить его как следствие индивидуальных действий". Согласно Б., его теоретическая парадигма может быть выражена формулой:

M=M{m[ S(M)]}.

Эта формула означает, что весь соц. феномен "М" является функцией агрегации индивидуальных действий "т", зависящих от структуры ситуации "S", внутри к-рой находят себя актеры, сама же она действует при помощи макросоц. величин (условий) "М". Предмет методологич. индивидуализма - индивидуальное поведение в рамках данной соц. системы. Основная проблема - соединение, агрегирование индивидуальных интересов и способов поведения; при этом не предполагается, что социальное представляет собой нечто отличное от системы рез-тов индивидуальных взаимодействий. Б. считает, что социологич. анализ (будь то изучение единичных фактов, статистич. закономерностей или основных законов) имеет общую тенденцию выявить свойства системы взаимодействия, отвечающие за единичные факты, закономерности или наблюдаемые отношения. Логич. атом социологич. анализа - действующий индивид. Им могут быть не только отдельные личности, но и коллективная общность, когда она наделена властью коллективного действия (фирма, нация). Согласно различию между действиями логич. и нелогич., социология должна, в большинстве случаев, использовать более комплексную схему анализа индивидуального действия, по сравнению с той, к-рую используют, например, экономисты. По мнению Б., такие понятия, как "об-во", "класс", "свобода" не охватывают ничего, кроме умозрительных конструкций, подпитывающих иллюзию знания, и могут помешать формулировке значимых вопросов. Однако, если методологич. индивидуализм имеет тенденцию сражаться против реалистич. концепции социологич. категорий, то он все же противопоставляет ей определенную концепцию коллективной жизни, к-рая может быть очевидной. Акцент здесь делается на индивида, его действие и его выбор. Соч.: La crise de la sociologie. Geneve, 1971; Effects pervers et ordre social. P., 1977; La place du desordre. P., 1985; Logic Of Social Action. L., 1979-1981. Н.Г. Осипова

БУРДЬЕ (BOURDIEU) ПЬЕР (1931)

БУРДЬЕ (BOURDIEU) Пьер (1931) - франц. социолог. Базируясь на некартезианской онтологии, к-рая не разделяет и не противопоставляет объект и субъект, намерение и причину, материальное и символическое, Б. пытается выдвинуть на первый план объединение социологии (сведенной в трудах его предшественников либо до объективистской физики материальных структур - с одной стороны, либо до конструктивистской феноменологии форм познания - с другой) посредством структурализма генетического (см.), способного охватить и то, и другое. Для этого он предлагает метод, состоящий из набора тщательно подобранных концептуальных инструментов и процедур, позволяющих конструировать задачи и перемещать знание, полученное в одной области, в другую область. Социология, по мнению Б., должна формировать общие соц. факты, способные воссоздать фундаментальное единство человеческой практики через сковывающие границы дисциплин, эмпирич. областей и способов наблюдения и анализа. Задача социологии, считает Б., состоит в том, чтобы выявить наиболее глубоко скрытые структуры различн. соц. миров, составляющих соц. вселенную, а также механизмы, к-рые обеспечивают ей воспроизведение или трансформацию. Основные понятия концепции Б. - "поле" (соц. пространство), "габитус". Структура поля определяется в каждый момент структурой капитала и прибыли, специфических для каждого отдельного поля. Поля "представляются в синхронном восприятии в качестве пространств структурированных постов (должностей), свойства к-рых зависят от их позиций в этих пространствах и к-рые могли бы быть проанализированы независимо от характеристик, ими занимаемых". "Габитус" обозначает совокупность приобретенных установок, схем восприятия, оценок и действий, навязываемых соц. контекстом в определенном месте и в определенное время". Научн. работа имеет целью установление адекватных знаний и о пространстве объективных связей между различн, позициями, определяющими поле, и о необходимых связях, установленных через опосредование габитуса тех, кто занимает позиции в данном поле - так сказать, о связях между этими позициями и соответствующим видением позиции. С понятиями поля, габитуса и капитала Б. связывает свои теории соц. структуры и классов. Соч.: Социология политики. М., 1993; Структура, Habitus, Практики // Современная социальная теория.  М., 1955; La Reproduction. Elements pour une theorie du system denseignemeut. P., 1970; Choses dites. P., 1987. Н.Г. Ocuпова

БУРЖУАЗИЯ

БУРЖУАЗИЯ (от франц. bourgeoisie) - соц. класс, возникший из населения средневековых городов, к-рые становились центрами ремесла и торговли. Отличительные признаки Б. - сосредоточение в ее руках собственности на средства производства  и использование на этой основе труда наемных работников. Первоначальное накопление капитала (отделение непосредственного производителя от средств производства и превращение его рабочей силы в товар) обеспечивает возрастание экономич. могущества Б., а кризис феодальной системы обществ. отношений и победа буржуазных революций превращают ее и в политич. господствующий класс.  Б. становится антагонистом пролетариата (см.), эксплуатация к-го служит основой ее существования, укрепления ее экономич. и политич. могущества. Капиталистич. обществ. отношения, порождаемая ими конкуренция стимулируют глубокие прогрессивные изменения в производительных силах. Дальнейшее историч. развитие Б. связано с концентрацией капитала, формированием монополий, транснациональных корпораций, войнами за раздел и передел колониальных владений, а затем - с развалом колониальных империй. Усиливается вмешательство гос-ва в экономику, возрастает роль военно-промышленного комплекса. Б. составляет внутренне неоднородную совокупность соц. групп собственников, различающихся по степени экономич. и политич. могущества, влияния, престижа и др. показателям. В целом Б. показала свою высокую приспособляемость к изменяющимся экономич., соц. и политич. условиям. Она накопила большой исторический опыт преобразования производства, развития науки, совершенствования рыночных отношений, разрешения классовых конфликтов и смягчения соц. напряженности. Лит.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; Wright Е.О. Classes. L, 1985.3омбарт В. Буржуа. М., 1994. Ф.Р. Филиппов.

БУРЛАЦКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ (1927)

БУРЛАЦКИЙ Федор Михайлович (1927) - российский социолог и политолог, действительный член Российской академии естественных наук, Академии соц. наук. Основные направления деятельности: соц. и политич. лидерство, теория элит,  история соц.-политич. мысли. Соч.: Социология, политика, международные отношения  (в соавторстве с А.А. Галкиным). М., 1974.

БУТ (BOOTH) ЧАРЛЬЗ ДЖЕЙМС (1840-1916)

БУТ (BOOTH) Чарльз Джеймс (1840-1916) - англ. предприниматель и статистик. Был инициатором проведения широкомасштабных (общенациональных) опросов для выявления широкого круга соц. проблем, особенно проблем бедности Его исследования содержат подробное описание  всех сторон жизни об-ва в условиях интенсивной индустриализации. Соч.: Life And Labour Of The People Of Londoa 17 vols. (1889-1891). L., 1903.

БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1888-1938)

БУХАРИН Николай Иванович (1888-1938) - экономист, социолог, академик АН СССР по философии. Свои социологич. взгляды Б. впервые систематически изложил в работах начала 20-х гг. ("Азбука коммунизма", совм. с У.Преображенским, 1919). Основной социологич. работой Б. является завершенная в сентябре 1921 г. "Теория историч. материализма. Общедоступный учебник марксистской социологии". Книга Б. - первое систематич. изложение историч. материализма в советской социологии, вплоть до 1929 г. она находилась в центре дискуссий по различ. проблемам марксистской социологич. теории. Соч.: Теория исторического материализма. Пг., 1921. Я. Вилъгос

БЫТ

БЫТ - сфера внепроизводственно-экономической и соц. жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысле Б. - уклад повседневной жизни. Б. оказывает огромное влияние на др. области соц. жизни и прежде всего на труд, обществ. деятельность, психологич. настрой и поведение людей. Различают обществ., городской, сельский, семейный, индивидуальный Б. Структура Б. может рассматриваться с т.зр. соотношения: материального и духовного; общественного и индивидуального; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологич. потребностей, бытовой труд, досуг), типов соц. объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодежные группы и т. д.). Под влиянием соц. - экономич., а также географич. условий у различн, народов вырабатывается комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. У различн, классов и соц. групп, в городе и деревне складываются разные формы Б. В ходе историч. развития об-ва изменяется характер как самих элементов Б., так и его структуры. В основе этих изменений, в конечном счете, лежит развитие производительных сил и смена способов производства. Значение Б. в жизни людей возрастает в связи с процессом уроанизации и увеличением свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на массовые потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного потребления), ведет к изменению структуры семейного и индивидуального Б. В ходе соц.-экономич. и культурного прогресса человечества наряду с процессом интернационализации Б. происходит обогащение его нац. особенностей у разных народов и соц. групп. Процессы, происходящие в сфере Б., приводят к стандартизации нек-рых его элементов. Однако это не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный стиль жизни  у членов определенных соц. и профессиональных групп. Лит. см. к ст. Семья. А.Г. Харчев

БЮДЖЕТ

БЮДЖЕТ - 1. Совокупность личных (индивидуальных, семейных, организационных и т. д.) расходов и доходов за определенный период времени. 2. Предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов гос-ва, учреждения или отдельного лица на определенный срок.

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - один из методов социологич. исследований, служащий способом изучения реального поведения людей, отраженного в показателях времени. Полученный в ходе исследования Б.в. представляет собой распределение времени суток (недели, месяца, года и т. д.) по различн. видам деятельности (см. Вид деятельности) разных групп людей (рабочих, колхозников, учащихся и т. д.). Б.в. имеет определенную структуру, определяемую видами деятельности той или иной соц. группой населения в соответствии с основными соц.-экономич. потребностями. Б.в. включает: 1) рабочее время; 2) время, связанное с работой (учебой) на предприятии (учреждении, учебном заведении); 3) время на домашний труд  и удовлетворение бытовых потребностей; 4) время на уход и воспитание детей; 5) время удовлетворения физиоло-гич. потребностей; 6) свободное время.  Затраты времени, кроме труда на предприятии (учреждении), составляют время внерабочее  (см.). Б.в. рассчитывается, как правило, в среднем на одного человека (как представителя той или иной соц. группы населения) за сутки или за неделю. Поскольку в продолжительности различн. занятий, их структуре, частоте отражается степень участия в трудовой и внетрудовой деятельности, постольку использование Б.в. является одной из важных характеристик образа жизни человека. Во временном показателе и структуре Б.в. отражается структура и организация трудовой деятельности. Поэтому он является важным средством изучения и совершенствования организации труда, особенно работников с ненормированным рабочим днем или труд к-рых рассредоточен по времени суток и месту совершения (преподаватели и др.). Следует различать понятия: "индивидуальный", "средний", "обществ.-необходимый", "рациональный", "нормативный", "перспективный бюджет времени" . Б.в. выступает, с одной стороны, предметом исследования, поскольку распределение времени по различн, занятиям в течение того или иного цикла жизни различ. соц. групп населения представляет большой интерес. С другой стороны, Б.в. является методом исследования, получившем широкое распространение в мире. Методика изучения Б.в. базируется на фиксации (отобранных в соответствии с определенными правилами) ряда данных о своих видах деятельности в течение суток (недели); их начале и окончании, продолжительности; одновременных с этой деятельностью занятиях, месте осуществления и присутствии других лиц. Наряду с этими данными с помощью обычных социологич. вопросников собираются субъективные мнения об использовании времени, удовлетворении условиями его проведения, ориентациях и др. Исследования Б.в. впервые были начаты в СССР в 1922-1923 гг. органами статистики по инициативе С.Г. Струмилина. В дальнейшем они получили широкое распространение в мире. Лит.: Бюджет времени городского населения. М., 1971; Бюджет времени: вопросы изучения и использования. Новосибирск, 1977; Фонд времени и мероприятия в социальной сфере. М., 1989. Патрушев В.Д. Бюджеты времени//Со-циология в России (под ред. Ядова В.А.) М., 1996. В.Д. Патрушев.

БЮРОКРАТИЗМ

БЮРОКРАТИЗМ - 1. Концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти, организационно-исполнительных полномочий в руках работников специализированного аппарата различных соц. ин-тов и организаций в условиях неразвитости или авторитарной деградации демократич. контроля. 2. Бюрократич. система аппаратного властвования и управления, инструментальные функции к-рой фактически трансформируются в целеполагающие; претендующая на господство над об-вом соц. - безответственная система осуществления монополизированных распорядительно-распределительных, учетных и пр. функций, а также функций по организации идеологич. воздействий, обеспечивающих поддержку лидерства и принятых решений. Это структура иерархически соподчиненных звеньев, в к-рой власть, свобода усмотрения (диапазон дискреционных полномочий), соц.-номенклатурные статусы, уровни доходов и привилегии распределены не равномерно, а как бы стягиваясь к вершине, ориентирована на демонстративно-формальное исполнение (либо имитацию исполнения) указаний вышестоящего авторитета. Доминирующей чертой бюрократич. системы выступает самоохранение (см. Бюрократия). 3. Стиль управления, к-рый характеризуется своекорыстным формализмом, проявляющимся в ритуальном следовании установленным нормам независимо от существа дела, более или менее произвольным истолкованием и применением этих норм, волокитой и уклонением от принятия решений во всех случаях, когда это связано с риском ответственности, наконец, общей направленностью служебной активности на удержание своих позиций, своего статуса, подчинением интересов дела интересам карьеры. Г.С. Яковлев

БЮРОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница