Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОВ"-"ПОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОВ"-"ПОР")

ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (ПОВЕДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ)

ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (ПОВЕДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) - (от лат. elector - выбирающий, избиратель) - один из видов поведения политического (см.), предмет социологии  выборов (см.). При этом необходимо различать поведение корпуса избирателей (электората) и собственно поведение избирателей. Поведение электората - это изменение в численности и удельном весе голосов, отданных партиям и кандидатам на выборах (на референдумах - поданных за и против выдвинутых предложений), по сравнению с предшествующими выборами или референдумами, а также изменение в численности и удельном весе (по отношению к зарегистрировавшимся избирателям) абсентеистов (избирателей, не принявших участия в голосовании) и опустивших незаполненные или неправильно заполненные, а значит, недействительные бюллетени. В этом смысле говорят о поведении корпуса избирателей и отдельных его групп (на избирательном участке, в избирательном округе, городе, любой территориальной единице). Поведение электората изучается на основании избирательной статистики. Более или менее систематич. исследование, а не только описание этого поведения стало возможным в связи с накоплением статистич. данных о соц. и демографич. структуре отдельных областей изучаемых стран, об эволюции этой структуры, что позволило соотносить местные особенности в распределении голосов между политич. силами и эволюцию их поддержки со стороны избирателей с социодемографич. факторами. Опросы обществ. мнения и применение нек-рых специальных процедур (напр., предпринимавшееся на нек-рых избирательных участках раздельное голосование мужчин и женщин) позволили в 40-50-х гг. перейти к изучению поведения отдельных социодемографич. групп электората (рабочих, крестьян, женщин, молодежи, религиозных общностей и т. д.). Изучение собственно П.и. предполагает исследование процесса формирования итогового выбора, факторов, влияющих на сохранение одними избирателями своих ориентации и отказа от них других, а также обстоятельств, определяющих конечный выбор избирателей, не имеющих устойчивых политич. ориентаций. П.и. в таком понимании может анализироваться в связи с факторами как объективным (различн. характеристики соц. положения) объясняющими специфику поведения отдельных групп, так и субъективными (самоиндентификация с политич. символами, восприятие отдельных, актуальных в данный момент политич. проблем, воздействие средств массовой коммуникации, личного общения и др.), а также с совокупным воздействием первых и вторых. Исследование П.и. развивалось с совершенствованием техники опросов обществ. мнения, формированием особой "культуры" опросов (проведение регулярных опросов, подробное анкетирование и устное интервьюирование избирателей). Особое значение для анализа поведения голосующих на выборах имеют панельные опросы (обычно проводится несколько опросов одной и той же выборки в разные периоды до выборов и один - после них). Лит.: Социально-политические сдвиги в странах развитого капитализма. М., 1971; Рабочие избиратели в странах Европы. М., 1980; Dupeux G. Le comportement electoral. P., 1954; Benney M., Grey A.P., Pear R.H. How people vote: A study of electoral behaviour in Greenwich. L., 1956; Drey-er E.C., Rosenbaum W.A. Political opinion and electoral behaviour: Essays and study. Belmont, 1966; Braud P. Le comportement electoral en France. P., 1973; Electoral behaviour: A comparative handbook. N.Y., 1974; Lindon D., Weill P. Le choix dun depute: un modele explicatif du comportement electoral. P., 1974; Himmelweit H.T., Humphreyes P., Yaeger M. et al. How voters decide. L., 1981. A.M. Ссишин

ПОВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - особый вид поведения социального (см.); находит свое выражение в толпе или массах людей. Толпа - временное скопление людей в одном месте и в одно время, но такое, что они могут воздействовать друг на друга. Например, пассажиры автобуса, зрители в театре, прихожане в церкви. Масса - люди, наблюдающие и реагирующие на одно и то же событие, но не присутствующие рядом друг с другом. Они формируют общую манеру поведения относительно этого события, хотя и не находятся в прямом контакте. Это могут быть люди, разделяющие одно и то же обществ. мнение, сторонники той или иной политической партии, представители к.-л. модного течения. Г.В. Осипов.

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы др. людей, коллективов, групп, всего об-ва. Человеческое поведение приобретает соц. смысл, становится личностным, когда оно непосредственно или опосредствованно включено в общение с др. людьми, находится в связи с их действиями, поступками, их последовательностью или же когда оно направлено на определенные соц. объекты, напр. соц. ин-ты, организации, общности. При этом, разумеется, речь может идти лишь об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в к-рых субъект поведения участвует как разумное существо, относящееся к своим действиям достаточно осознанно. Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что животное своей активностью непосредственно удовлетворяет природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано: орудийной деятельностью, использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей ради достижения более отдаленных. Да и сами потребности человека, будучи исторически обусловленными и многообразными, постоянно развиваются. Следовательно, в широком смысле любое проявление человеческого поведения является в своей основе соц., т. е. личностным. Иногда термин "соц. поведение личности"  неправомерно отождествляют с понятием "деятельность". Но П.л. - внешне наблюдаемая сторона деятельности, ее проявления. Содержание же деятельности может быть понятно только при глубоком проникновении во внутреннюю его суть. Сущность человека заключается в том, насколько наблюдаемая деятельность освоена или, говоря словами К. Маркса, присвоена субъектом, т. е. не навязана извне, не является вынужденной или чуждой, демонстрируемой "для других", показной, формально исполняемой, отчужденной. П.л., коль скоро оно затрагивает интересы др. людей, коллективов, об-ва в целом, подлежит политич., нравственной, а иногда и правовой оценке в случае, если соответствующие действия нормируются законом. Классовая, обществ.-заинтересованная оценка и самооценка соц. поведения - решающие инструменты соц. контроля и самоконтроля общей направленности П.л. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Качан М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979; Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984; Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1-3. М, 1983-1985; Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного введения. М, 1988. В.А. Ядов.

ПОВЕДЕНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

ПОВЕДЕНИЕ НРАВСТВЕННОЕ - образ действий субъекта в ситуациях, характеризуются альтернативной возможностью действия, т.е. допускающих возможность выбора в рамках активной необходимости. Такая возможность выбора, называемая нравственной личности, предполагает согласование с нравственными нормами и ценностями об-ва (класса, группы), с собственной совестью человека, с ответственностью за сделанный выбор и его последствия. Будучи одной из форм взаимодействия личности и об-ва, индивидуальных, групповых и обществ. интересов, потребностей, ценностных ориентации, П.н. противоречиво в своей основе. Характер противоречивости определяется в конечном счете соц.-экономич. строем об-ва, его экономич. базисом. ВТ. Алексеева.

ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - активность индивидов, групп, организаций в сфере политич. отношений, связанная с воздействием на власть или противодействием ее реализации П.п. может быть массовым или индивидуальным активным или пассивным (напр., отказ от регистрации в качестве избирателя и неучастие в выборах), упорядоченным или спонтанным, легальным или противозаконным. Примеры П.п. - участие или неучастие в выборах, массовых движениях, имеющих политич. характер, деятельность отдельных лиц и групп, прямо или косвенно (посредством воздействия на обществ. мнение) направленная на достижение политич. целей. Выделение П.п. в качестве объекта социологич. исследования и соответственно подведение под одну рубрику весьма разнообразных форм политич. активности и неактивности исторически связанных с воздействием поведенческого подхода (в версии как "соц. бихевиоризма", так и теории "соц. действия") на политич. науку. В русле этого подхода, развивающегося в социологии с 30-х гг., П.п. - частный случай соц. поведения, к-рое рассматривается в качестве специфич. предмета научн. социологии. На практике наиболее широкой областью исследования политич. поведения явилось изучение поведения, выражающегося в голосовании на выборах. Поведение избирателей (см.) стало преимущественным объектом социологии выборов (см.), выделившейся в самостоятельную, весьма развитую социологич. дисциплину. Это связано с наличием такого источника информации, как статистич. данные о рез-тах выборов, относящиеся к длительным периодам времени, а также с возможностью проведения приуроченных к выборам опросов обществ. мнения с использованием стандартной методики сбора и обработки информации. Неповторяющийся, спонтанный характер П.п. вне сферы выборов и связанных с ней областей (напр. "поведение" парламентариев в период легислатуры - определенный законом период деятельности избранного парламента) существенно затрудняет его социологич. анализ; негативную в этом смысле роль играет и труднодоступность информации, относящейся к П.п. в высших звеньях власти, а также в сферах неформальной власти. Более доступно для исследования потенциальное массовое П.п., выражающееся в ориентациях на определенные действия (участие в демонстрациях, забастовках, различн. выступлениях и т. д.). Чаще всего, однако, потенциальное поведение анализируется не самостоятельно, в ряду др. политич. ориентаций, не имеющих поведенческого характера. Лит.: Рабочий класс в странах Западной Европы: к социальных основ политического поведения. М., F Political behaviour: Laws, customs, principles Practice in the US. N.Y., 1928. A.M. Салмин.

ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ - вся система действий и отношений личности в связи с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака. П.р. - лишь один из видов поведения человека, и оно характеризуется теми же составными элементами, что и любое др. поведение. Его специфика лишь в том, что оно связано с деторождением. Как и всякое поведение, П.р. представляет собой целостную по своим физич. и психич. компонентам реакцию на внешние и внутренние стимулы, состоящую не только из внешне проявляемых действий, но и внутренних, активных, но внешне не проявляемых психич. актов и состояний (импульсов, установок, мотивов, настроений и т. п.). Внешними стимулами поведения являются ценности и нормы, внутренними - потребности. Внешний стимул П.р. - ценность детей и родительства для об-ва, семьи и личности (а также и др. ценности, так или иначе связанные с репродуктивными ценностями), соответствующие этим ценностям соц. нормы детности;  внутренний стимул - потребность семьи и личности в детях. Современные социолого-демографич. исследования П.р. направлены на изучение ценностной ориентации супругов и места детей различи. очередности (по порядку рождения у матери) в структуре ценностей и потребностей, на изучение репродуктивных планов и ожиданий в связи с др. планами и ожиданиями семьи, фактич. и перспективного (ожидаемого) уровня жизни семьи, семейной и внесемейной ориентации супругов, их взаимоотношений и др. аспектов их жизни - и все это в связи с установками детности. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., В.А.Борисов.

ПОВЕДЕНИЕ РОЛЕВОЕ

ПОВЕДЕНИЕ РОЛЕВОЕ (от франц. role - роль) - поведение личности  в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, к-рую она играет в соответствии с этим статусом. Согласно ролевой теории, основы к-рой заложили Дж. Мид и Р. Линтон, с каждым соц. положением (статусом) связывается специфич. система норм и ожиданий. Эти нормы определяют те виды поведения, к-рые имеющий данный статус человек может осуществить по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, действия второго лица по отношению к первому. Концепция роли, связанная с этими нормами и ожиданиями, включает в себя следующие три "блока": а) представляемая роль - система ожиданий индивидов и определенных групп; б) субъективная роль - те специфич. экспектации (ожидания), к-рые приписывает самому себе человек с данным статусом, т. е. его субъективное представление о том, как он должен действовать по отношению к лицам с др. статусами; в) играемая роль - наблюдаемое поведение личности с данным статусом по отношению к др. лицу с др. статусом. Именно этот третий "блок" структуры роли и называется П.р., "ролевой игрой", т. е. поведенческой реализацией предписываемой роли. Структура всех разновидностей ролей в общих чертах одинакова. Поведенческий аспект соц. ролей наиболее подробно изучен в интеракционизме. При достаточной степени интегрированности роли ее поведенческий "блок" максимально соответствует соц. ожиданиям и субъективным представлениям личности, и ее взаимодействие с др. участниками соц. процесса протекает без конфликтов. Однако между поведенческим и др. "блоками" роли возможны большие расхождения, к-рые порождают внутренние и внешние, в том числе специфич. ролевые конфликты. Различия между П.р. и входящими в структуру роли ожиданиями и нормами увеличиваются тогда, когда эти последние недостаточно четко определены, оставляют возможность различн. интерпретаций и представляют исполнителям простор для проявления гибкости и творчества. П.р. регулируется положительными и отрицательными санкциями. Стиль П.р. - это "личностная окраска" ее исполнения, зависящая от темперамента, характера, мотивации и др. особенностей личности, от ее знаний и умений. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Левитов Н.Д. "Теория ролей" в психологии//Вопр. психол. 1969, № 6; Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978; Петровский А.В., Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980; Современная зарубежная социальная психология.  М., 1984; Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934; Merton R.K. Social theory and social structure. N.Y., 1957; Deutsch M. and Krauss R.M. Theories in social psychology. N.Y., L., 1965. A.A. Налчаджян.

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - внешнее проявление деятельности, в к-рой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в к-рой реализуется внутреннее побуждение человека. В качестве механизмов саморегуляции П.с. личности выступают диспозиции личности, формирующиеся в рез-те взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды. Выделяются четыре уровня П.с. личности. Первый уровень - реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфич. и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Это поведенческие акты. Второй уровень образуют привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, как его целенаправленные акты. Действие - процесс, подчиненный представлению о том рез-те, к-рый должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Или, иначе, поступок - это действие, к-рое воспринимается и сознается самим действующим субъектом как обществ. акт, как проявление субъекта, к-рое выражает отношение человека к др. людям. Поступок - социально значимая единица поведения, к-рая позволяет установить соответствие между ситуацией социальной (см.) и потребностью социальной (см.) субъекта. Третий уровень - целенаправленная последовательность поступков или соц. действий в той или иной сфере жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение к-рых обеспечивается системой поступков. Четвертый уровень - уровень реализации жизненных целей. Этот уровень поведения личности имеет для социологии первостепенное значение, т. к. связан с процессом реализации жизненно важной для индивида цели - превращения идеального в реальное. На всех четырех уровнях поведение личности  регулируется ее диспозиционной системой, однако в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций или даже конкретному диспозиционному образованию. Социология исследует все уровни П.с. личности и все уровни ее диспозиционной системы, т. е. установок. Однако наибольшее значение для социологии имеют третий и четвертый уровни поведения личности. См. также Концепция социального поведения. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976; Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. Г.В. Осипов.

ПОДВИЖНОСТЬ МИГРАЦИОННАЯ

ПОДВИЖНОСТЬ МИГРАЦИОННАЯ - в современной литературе встречаются три различн. определения П.м. (мобильности). В одних случаях этот термин рассматривается как синоним перемещения (переселения), в др. - как общее понятие потенциальной и реальной миграции и, в-третьих - как потенциальная готовность населения к изменению своего территориального статуса. Наиболее предпочтительное определение. В нем четко разграничивается с одной стороны, психологич. готовность к перемещению, с другой - фактич. перемещение населения. Повышение П.м. населения - важное направление его соц. развития. Обычно лица, ранее участвовавшие в переселениях социально более активны, чем те, кто еще не вовлекался в тот или иной вид миграции. На активизацию П.м. влияют не только безвозвратные переселения, но и сезонные, маятниковые и эпизодич. миграции. Лит.: Заславская Т.И., Рыбаковский Л Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистически обществе//Социол. исслед. М., 1978, № 1; Рыбаковский Л Л Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М. 1987. Л.Л. Рыбаковский.

ПОДГОТОВКА К БРАКУ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ПОДГОТОВКА К БРАКУ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ - направление идейно-воспитательной работы, имеющее целью просвещение подростков и молодежи в области брачно-семейных отношений и воспитание установок и убеждений, способствующих построению успешной семьи. Примерно до последней трети XX в. П. к б. и с.ж. была возможна только в семье родителей. Представления молодого поколения о браке и семье складывались под влиянием традиционного бытового уклада, общепризнанных обычаев и ценностей, жесткой системы главенства и ролевых обязанностей в родительской семье. В настоящее время изменение образа жизни, ценностей, структуры и функций семьи (в том числе передача об-ву таких ее важных функций, как производственная, частично хозяйственно-бытовая и воспитательная) делает недостаточно эффективной родительскую подготовку молодежи к браку. Этот фактор наряду с др. (увеличение времени учебы, рост числа разводов среди молодых семей и др.) обусловливает необходимость введения специальных программ подготовки к семейной жизни в средних общих и специальных учебных заведениях. Такие программы включают в себя систему знаний об особенностях брачно-семейных отношений, прежде всего соц.-демографич., экономия., юридич., этич., психологич., педагогич., медицинских и гигиенич.; систему навыков и умении, хозяйственно-бытовых, умение правильно строить бюджет, рационально организовывать семейный досуг и успешно воспитывать детей; систему убеждений, установок и ценностей, влияющих на успешность брачно-семейных отношений. Уровень П. к б. и с.ж. надо отличать от реальной подготовленности (готовности) молодых людей к браку. Подготовленность к браку определяется: нравственно-психологич. готовностью к совместной жизни, сексуальной воспитанностью, соц. самостоятельностью, наличием правовых знаний, готовностью к воспитанию экономич. и хозяйственной подготовкой. Лит.: Балагушин Е. Подготовка к браку как функция общественного воспитания//Динамика изменения положения женщины и семья. М., 1972; Молодая семья. М., 1977 (Народонаселение, Вып. 18); Мацковский М.С. Подготовка подростков и молодежи к будущей семейной жизни Семья в системе нравственного воспитания: актуальные вопросы воспитания подростков. М., 1979; Сысенко В. А. И.Л. Арцишевская.

ПОДКУЛЬТУРА (СУБКУЛЬТУРА)

ПОДКУЛЬТУРА (СУБКУЛЬТУРА) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, к-рая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (см. Контркультура). Современное развитое об-во, базирующееся на разделении труда и соц. стратификации, представляет собой систему многообразных групп и П., находящихся в весьма различн. отношении друг к другу (напр., молодежная П., различн. профессиональные П. И Т. Д.). A.M. Яковлев.

ПОДМАРКОВ ВАЛЕНТИН ГЕОРГИЕВИЧ

ПОДМАРКОВ Валентин Георгиевич (1929-1979) - русский социолог, философ. Основные научн. интересы - промышленная социология,  теоретич. и прикладные проблемы соц. планирования на всех уровнях управления (предприятие, отрасль, регион). Соч.: Социальные проблемы организации труда. М., 1969; Введение в промышленную социологию. М., 1973; Социолог на предприятии (в соавторстве с А.Н. Величко). М., 1976.

ПОДРАЖАНИЕ

ПОДРАЖАНИЕ - следование примеру, образцу. Как особенность поведения, П. присуще и животным, и человеку. Оно может быть как непроизвольным, так и произвольным. П. - один из факторов совершенствования и обучения. Для человека П. - один из основных механизмов трансформации и формирования особенностей и черт личности. Через П. ребенок овладевает общественно выработанными способами и формами поведения, различн. навыками. П. имеет большое значение в процессах социализации (см.) ребенка. П. членам групп референтных (см.) оказывает решающее влияние на формирование его моральных и поведенческих норм, включая также формы отклоняющегося поведения. См. также: Теории подражания. Лит.: Тард Г. Законы подражания. СПБ., 1892; Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956; его же. Развитие высших психических функций. М. И.О. Александров.

ПОДСТРУКТУРА СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ

ПОДСТРУКТУРА СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ - нек-рое подмножество членов группы, состоящее из одного или нескольких лиц, выделенных по степени наличия у каждого из них или у подмножеств в целом определенного свойства. Это свойство обычно измеряется с помощью индивидуального или группового социометрич. индекса. П.с. является одним из способов обработки социометрич. данных. Наиболее распространенными являются следующие подструктуры. Лидер группы по отношению R (имеется в виду одно из возможных интересующих исследователя межличностных отношений: симпатия, антипатия и т. д.) - член группы, обладающий максимальным статусом по этому отношению. Укрепляющие члены группы - члены группы, удаление к-рых уменьшает ее сплоченность (из социоматрицы удаляются поочередно по одному члену группы вместе с отданными и полученными этим членом группы выборами, рассчитывается индекс сплоченности группы до и после удаления). Ослабляющие члены группы - члены группы, удаление к-рых увеличивает сплоченность; нейтральные члены группы, удаление к-рых не изменяет сплоченности. Изолированные члены группы - члены группы, не получившие ни одного выбора (двусторонне изолированные - не получившие и не сделавшие ни одного выбора). Ядро группы - подмножество, полученное удалением из группы ослабляющих членов. Подгруппа - множество членов группы, сплоченность к-рого существенно выше сплоченности группы в целом. Интерпретация П.с. зависит от рассматриваемого отношения. Напр., разбив интервал изменения индекса статуса на участки от 0 до 0,25; от 0,26 до 0,50; от 0,51 до 0,75; от 0,76 до 1, называют лиц, статус к-рых изменяется в этих пределах, принятыми, предпочитаемыми, лидерами и звездами соответственно (если отношение R - положительное) и пренебрегаемыми, отвергаемыми, отрицательными лидерами и отрицательными звездами (если R - отрицательное). См. также: Методы социометрические, Обработка данных социометрических. В.И. Паниотто.

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - ведущее мировоззренч. направление в социологии XIX в., программные установки к-рого были сформулированы К. Сен-Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Как филос. и общесоциологич. доктрина П. сложился в противовес спекулятивному теоретизированию, в частности соц.-филос. Главное устремление П. - отказ от умозрительных рассуждений об об-ве, создание "позитивной" соц. теории, к-рая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучн. теории. Спекулятивной метафизике и основанной на ней философии истории П. стремился противопоставить метод наблюдения, сравнительный, исторический и в определенной, хотя и в меньшей степени, математич. методы. Характерными чертами раннего П. были натурализм (см. Натурализм в социологии), органицизм (см.), эволюционизм (см.) и феноменализм (см. Феноменологическая социология). П. постулировал наличие неизменных законов функционирования и развития об-ва, к-рые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистически, т. к. исключалась возможность познания причин и сущности соц. явлений. Однако феноменализм в раннем позитивизме сочетался с элементами естественнонаучн. и вульгарного материализма. П. постоянно тяготел к различн. формам редукционизма (см. Редукционизм социологический).

Органицистские и эволюционистские компоненты раннего П. получили развитие в позитивистских течениях второй половины XIX в. Исследуя об-во не столько в динамике, сколько в статике - как систему, находящуюся в состоянии равновесия, органицизм нередко доводил до крайности весьма вульгарные аналогии между об-вом и человеческим организмом. Биологич. редукционизмом отмечена и другая позитивистская школа - дарвинизм социальный  (см.), делавший акцент на соц. процессах и конфликтах, трактовавшихся согласно принципам естественного отбора и борьбы за существование. Кроме указанных течений к П. относятся также механицистская, географич., расово-антропологич. и нек-рые др. школы. Несостоятельность биологич. и механистич. редукционизма, ставшая достаточно очевидной к концу XIX в., привела к кризису П. и способствовала развитию психологизма в социологии, к-рый, впрочем, сохранил многие черты П., а также к возникновению различн. форм антипозитивистской реакции в философии и социологии (см. Антипозитивизм в социологии). Однако позитивистская традиция не угасла и была продолжена в существенно преобразованном виде в XX в. в рамках неопозитивизма в социологии (см.). С.А. Эфиров.

ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - см. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ.

ПОИСК ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОКАЗАТЕЛИ

ПОКАЗАТЕЛИ - в широком смысле - передатчики соц. информации. Степень информативности П. - основной критерий их оценки и выбора. Все П. можно разделить на три класса: знаковосимволические средства; средства наблюдения и измерения; соц. явления и процессы. Так, напр., индекс относится к классу приборов-измерителей, а индикатор - к классу явлений-характеристик. В узком смысле П. - такие характеристики изучаемого или управляемого соц. объекта, к-рые опосредствуют связь между ненаблюдаемыми и наблюдаемыми характеристиками объекта, а в конечном счете - между объектом и субъектом познания или управления. В процессе операциопализации понятий (см.) такие характеристики (признаки объекта), а точнее - отображающие их понятия, занимают промежуточное положение между понятием высокого уровня абстракции, отображающим непосредственно ненаблюдаемый и неизмеряемый объект, и понятиями низкого уровня абстракции (индикаторными понятиями), отображающими доступные прямому наблюдению и измерению объекты - индикаторы. Так, отношение к труду  можно разложить на ряд характеристик: производительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина и др. Для той или иной характеристики указывается соответствующий индикатор и средство его фиксации. Напр., индикатор трудовой инициативы - рационализаторские предложения, а средство их фиксации - простой подсчет. П. используются как вне науки - в управлении, планировании, прогнозировании (стати-стич., экономич., демографич. и др. показатели), так и внутри науки, напр., в социологии. В последнем случае они наз. социологич., т. к. "привязаны" к предмету социологии и включают соответствующий научн. инструментарий (шкалы, индексы, вопросы в анкете и т. д.). Система П., описывающая тот или иной соц. объект, является своеобразной операциональной моделью, позволяющей фиксировать его состояние и тенденцию. Она строится на базе концептуальной модели объекта, мировоззренч. и ме-тодологич. принципов, принятых в той или иной соц. науке, и, наконец, на базе господствующей в об-ве идеологии. При определении природы и функции П. используются различн. подходы: гносеологич., ценностно-нормативный, семантич. и др. Лит.: Социальные исследования: построение и сравнение показателей. М., 1978; Социальные показатели образа жизни советского общества. М., 1980; Стандартизация показателей в социологическом исследовании. М., 1981; Нерсесова Е.Х. Гносеологический аспект проблемы социальных показателей. М., 1981; Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986. А.В. Кабыща.

ПОКАЗАТЕЛИ ВРЕМЕНИ

ПОКАЗАТЕЛИ ВРЕМЕНИ - характеристики видов деятельности, позволяющие анализировать использование бюджетов и балансов времени (см.). Это показатели продолжительности видов деятельности (см.), частоты их осуществления, хронологич. последовательности, субъективной оценки времени. При обработке и анализе данных об использовании бюджетов времени применяются следующие основные П.в.: средняя продолжительность вида деятельности (общая продолжительность одноименных видов деятельности, деленная на число обследованных лиц); средняя фак-тич. продолжительность вида деятельности (общая продолжительность одноименных видов деятельности, деленная на число лиц, занимающихся данным видом деятельности); частоты осуществления видов деятельности (частота осуществления - число лиц, занимавшихся данным видом деятельности, деленное на число обследованных лиц; общая частота - общее число случаев записи видов деятельности, деленное на число обследованных лиц; фактич. частота - общее число случаев записи вида деятельности, деленное на число лиц, занимавшихся данным видом деятельности). Реже используются следующие П.в.: мода (показывающая интервал продолжительности вида деятельности, имеющийся у наибольшей группы обследованных); медиана (продолжительность вида деятельности, делящая обследуемую совокупность пополам); среднее квадратич. отклонение (показывает колеблемость продолжительности вида деятельности); коэффициент вариации  (относительно среднее отклонение, выраженное в процентах) и др. В.Д. Патрушев.

ПОКАЗАТЕЛИ КОРРЕЛЯЦИИ

ПОКАЗАТЕЛИ КОРРЕЛЯЦИИ - коэффициенты, выражающие силу корреляции (см.) между числовыми случайными величинами. Известно несколько П.к. Ковариация - числовая характеристика совместного распределения двух величин случайных (см.), равная математич. ожиданию (см. Величины средние) произведения отклонений случайных величин от их математич. ожиданий. Лит.: Кендалл М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. М., 1973; Крамер Г. Математические методы статистики. М., 1975. А.В. Прохоров.

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ - количеств, и качеств, характеристики состояния, тенденций и направлений соц. развития, применяемые в управлении и планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения дел в об-ве научно обоснованным требованиям. В наиболее полном виде показатели всех сфер обществ. жизни, в основном научно-технич. и экономич. развития, определяются и рассчитываются на основе данных гос. статистики, а по ряду вспомогательных показателей - на основе инструктивных положений министерств и ведомств, руководящих органов обществ. организаций. Для более глубокого представления о соц. процессах, происходящих в об-ве, проводятся специальные исследования, призванные дать оценку их состояния на уровне об-ва, региона, трудовых коллективов или отраслей нар. хоз-ва. При оценке уровня развития того или иного процесса, явления используются показатели: а) реальный, характеризующий данный процесс или явление; б) нормативный, на основе сравнения с к-рым определяется соответствие научно обоснованным требованиям. При обосновании и отборе П.с. используются различн. виды информации. Главным и определяющим является статистич. информация, соответствующим образом переработанная для того, чтобы ее можно было применять при сравнении развития аналогичных объектов. Очень важно использование показателей за пяти-, десятилетний и больший срок, к-рые могут по сравнимым характеристикам показать степень достижения поставленных целей, возможность их уточнения, исходя из конкретной ситуации. При характеристике трудовой деятельности обычно учитывается: общее состояние (обеспеченность, избыточность, недостаточность) трудовых ресурсов; полнота их использования; соответствие спроса и предложения трудовых ресурсов, главным образом по полу, квалификации, образованию; движение кадров; условия труда,  уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных производств и технологич. процессов; существующие системы оплаты труда; профессионально-технич. образование и повышение квалификации. Эти и др. объективные характеристики дополняются субъективными, полученными в ходе социологич. исследований. На их базе выявляется отношение к работе (удовлетворенность трудом) , наличие установки на профессиональный рост по избранной специальности или стремление к переходу на более творч. работу. На основе этих показателей может быть создана определенная типология работников по степени развития творч. отношения к труду, определены доминантные и корреляционные зависимости между перечисленными выше показателями. Отбор и применение П.с. связаны, во-первых, с необходимостью оценки конечных рез-тов во-вторых, с реализацией представлений людей о соц. справедливости, в-третьих, с совершенствованием соц. помощи и укреплением соц. защищенности людей и, наконец, с более полным учетом разнообразных потребностей различн. слоев и соц. групп. Лит.: Исследование построения показателей социального развития и планирования. М., 1979; Показатели социального развития и планирования. М., 1980; Нерсесова Е.Х. Гносеологический аспект проблемы социальных показателей. М., 1981; Показатели социального развития отрасли. М" 1985; Слепенков И.М., Аверин Ю.Л. Основы теории социального управления. М., 1990; Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993. Ж.Т. Тощенко.

ПОКОЛЕНИЕ

ПОКОЛЕНИЕ - в социологич. смысле - это генерация в семье, т. е. дед, отец, сын рассматриваются как представители старшего, среднего и младшего поколений родственников по прямой нисходящей линии. В данном случае понятие поколения не имеет жесткой прямой связи с понятием возраста: в одной семье деду может быть 75 лет, отцу - 40 лет, а сыну - 5 лет; в другой - соответственно только 55, 30 и 5 лет. Именно в социологич. смысле говорят о проблеме взаимоотношений поколений в семье. В демографич. смысле П. - это возрастная группа,  т. е. совокупность лиц, родившихся в течение одного и того же периода времени (года, пятилетия). Пример: поколение 1930 г. рождения, поколение 1950-1954 гг. рождения. Если семья в социологич. смысле может состоять из представителей двух, трех или четырех поколений, то население в демографич. смысле состоит из лиц более чем 100 разных поколений (в однолетней группировке). При этом совокупность лиц. живущих в одном периоде времени, называется "современники" (они находятся в разных возрастах - от 0 до 100 лет). Совокупность лиц, родившихся в течение одного года, называет "ровесники". Наконец, совокупность лиц разных годов рождения, но взятых для сравнения в одном и том же возрасте, называется "ровесники". Последняя категория часто используется в демографии для динамич. Сопоставлений (см. также: Когорта). В.А. Борисов.

ПОЛИТИЗАЦИЯ

ПОЛИТИЗАЦИЯ - процесс, заключающийся прежде всего в усилении политики в жизни того или иного об-ва, более широком вовлекли масс в политич. деятельность, развитии их политич. активности, усилении политич. направленности соц. движений. Такие процессы особенно бурно развиваются в условиях нарастания соц. кризиса в об-ве в переломные, особенно революционные времена. Однако следует иметь в виду разную и даже противоположную политич. направленность этих движений. Наряду с такими, к-рые активно выступают за решение назревших соц. проблем и, следовательно, за обеспечение соц. прогресса, неизбежно возникают движения консервативной - реакционной направленности. Анализ степени политизации масс и политизации направленности разных соц. движений, их популярности в массах и т. д. - важная задача социологич. исследований, такой отрасли науки, как политич. социология. П.в обществ. жизни заключается и в том (и зто тоже объект изучения социологии), что политич. характер приобретают (и эта характеристика усиливается) явления и процессы, относящиеся не к политической, а к др. сферам обществ. жизни: соц., экономич., культурные и др. Это означает, что такие обществ. явления, к-рые по своей природе не являются политич. и ранее были полностью или по большей части вне сферы политич. деятельности, оказываются в области столкновения политич. сил, вследствие чего они, с одной стороны, приобретают роль средств, достижения тех или иных политич. целей, а с другой - становятся объектом воздействия со стороны партий политических (см.) и государство, (см.). Напр, гос-во начинает заниматься управлением хозяйственно-экономич. делами, к-рые прежде были за пределами его деятельности, если от успешного решения экономич. проблем оказывается зависимой судьба данного обществ. строя или судьба господствующего класса. Бывает, что политич. система начинает вмешиваться в брачно-семейные дела граждан, к-рые раньше были их сугубо личным делом: рычаги политич. власти используются для того, чтобы побуждать людей ограничивать либо увеличивать число детей в семьях, а в нек-рых случаях даже регламентировать, когда и с кем люди должны вступать в брак. Если взять процессы художественного творчества, то П. находит свое воплощение в резком возрастании роли литературно-художественных произведений в качестве средств борьбы противостоящих политич. сил, а поэтому усиливается и политич. регламентация соответствующих процессов. Даже использование тех или иных изобразительных средств, что само по себе, казалось бы, не имеет никакого политич. значения, может в определенных условиях рассматриваться в качестве выражения политич. деятельности либо оппозиционности (примером может служить борьба фашистского режима против "выродившегося", по определению идеологов, искусства, в к-ром выражались антифашистские настроения). Учет процесса П. имеет важное методоло-гич. значение при рассмотрении и социологич. исследовании соц. явлений, так как правильно понять их сущность и место в системе обществ. жизни зачастую можно только в том случае, если учитывается их политич. значимость, их роль в системе политич. отношений и деятельности политич. ин-тов. Лит.: Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология. Политика. Международные отношения. М., 1974; Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979; Ага-шин Ю.А. Политика. Право. Мораль. М., 1982; Мшвение-радзе В.В. Человек и политика. М., 1984. Ю.Е. Волков.

ПОЛИТИКА

ПОЛИТИКА (от греч. politika - гос. или обществ. дела, от polis - город-гос-во), деятельность классов и иных соц. групп, связанная с определением содержания и форм, задач и функций гос-ва, а также его взаимоотношений с др. гос-вами. Посредством П. выражаются коренные интересы участвующих в ней субъектов (индивидов, коллективов), прежде всего интерес в овладении и распоряжении основными очагами публичной власти классового об-ва. Область П. представляет собой сложное многоаспектное образование. Институциональный механизм П. воплощается в политич. системе. Это комплекс соответствующих ин-тов (аппарат гос-ва, партии, различн. объединения, "задействованные" в П.), складывающиеся между данными ин-тами отношения и регулирующие эти отношения нормы. Динамизм П., реализующейся через политич. систему, находит выражение в политич. процессе - совокупной деятельности соц. субъектов, направленной на формирование, изменение, преобразование и функционирование политич. системы. Выделяют четыре стадии политического процесса: а) конституирование политич. системы, б) воспроизведение ее компонентов и признаков, в) принятие и исполнение политико-властных решений, г) контроль за функционированием и развитием политич. системы. Чрезвычайно важная грань П. - соотношение целей (стратегич., тактич.) и средств, используемых для их достижения. При оценке этого соотношения нужен точный учет того, насколько официально прокламируемые цели совпадают с фактическими, в какой степени употребляемые на деле средства адекватны поставленным целям, как сопрягаются (гармонично или конфликтно) во взаимодействии политич. целей и средств прагматич. и аксиологич. моменты. В таком контексте принципиальное значение приобретает, в частности, проблема корреляции П. и права, П. и нравственности, к-рые задают соответствующие определенные стандарты П. Поскольку сфера П. - специфич. соц. деятельность, постольку объяснение и понимание П. требуют анализа как ее внешних, пространственно-временных измерений, так и имманентных признаков (политич. интересов, политич. сознания и поведения, политич. культуры и т. д.). Причем объектами подобного рода анализа должны быть не только классовые об-ва в целом, но равным образом и отдельные конкретные классы, общности, группировки, индивиды, подвизающиеся в области П. С т. зр. охватываемого ею пространства в гос. П. есть две стороны: внутренняя и внешняя. Если первая ориентирована на разрешение внут-ригос. дел (экономич., соц., административных, идеологич. и пр.), то вторая - на регулирование отношений с внешним миром. Обе эти стороны органически связаны друг с другом, влияют одна на другую (при общей доминирующей роли в таком взаимодействии внутренней П.). Условие успешности П. - подход к ней одновременно как к предмету науки и как к предмету искусства. Этот подход предполагает наличие у субъектов политич. деятельности, во-первых, системы глубоких достоверных знаний об истоках и природе, законах и проявлениях П., во-вторых, высокого умения, навыков с пользой применять такие знания на практике. Лит.: Грамши А. Избранные произведения. М., 1980; Handbook of political science. Cambridge, 1975; Calvert P. Politics, power and revolution: An introduction to comparative politics. Brighton, 1983; Chevillier I. Elements danalyse politique. P., 1985; Weller B.U. Schliissel zur Politik. Diisseldorf, 1987. JI.C. Мамут.

ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИКА КУЛЬТУРНАЯ

ПОЛИТИКА КУЛЬТУРНАЯ - совокупность теоретич. принципов и практич. мер, разрабатываемых и реализуемых гос-вом в сфере духовной культуры и направленных на широкое, массовое распространение  и усвоение духовных ценностей об-ва всеми соц. слоями и группами. П.к. - часть соц. политики и поэтому неразрывно связана с задачами, к-рые решаются в общеполитич. сфере, экономике. Комплекс мер П.к. нацелен на то, чтобы придать определенное содержание и направленность различн. формам культурной деятельности людей: в сфере искусства, образования, науки, культурных традиций и обычаев. Поскольку основные задачи П.к. реализуются через воздействие на духовную сферу (сознание людей, их взгляды, представления, интересы, потребности), постольку глобальные проемы культурных революций занимают целые исторические эпохи, требуют значительно большего времени, чем достижение собственно политич. целей соц. революций. В условиях борьбы человечества за выживание в ядерный век само понятие П.к. наполняли новым смыслом. Плюрализм ориентации, и, традиций, интересов разнообразных этнических и соц. групп, включая взаимодействие различн. соц. систем, ведет к изменению функций современной П.к. Из ее содержания и направленности все более уходят идеологизаторские и ограничительные функции и большее значение приобретают задачи создания таких соц. условий, при к-рых каждый человек способен реализовывать свободный выбор, вступая в наследование и владение культурными ценностями, получая необходимое образование, формируя в соответствии со своими идеалами культуру общения, труда, отдыха. Большую роль в достижении основополагающих целей культурной политики - создании условий целостного развития личности - играет организация взаимодействия и взаимообогащения различн. типов культур (еж. Контакты культурные). Лит.: Художественная культура и развитие личности. М., 1987; Человек в зеркале культуры и образования. М., 1989. О.А. Кривцун.

ПОЛИТИКА НАУЧНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНАЯ - составная часть политики социальной (см.) различн. групп и слоев, входящих в структуру полиэтнич. гос-в или сообществ. В демократии, гос-ва определяется принципами равноправия народов их суверенитета, права на самоопределение соблюдения межнац. консенсуса, сочетания собственно нац. и общенац. (в масштабе гос-ва) интересов, отвержения (запрета) различн. форм и разновидностей нац. экстремизма, пропаганды идеологии расизма и шовинизма, поддержки прав малочисленных этнонац. образований и национальных меньшинств на сохранение их культурной самобытности и этнич. своеобразия. Цели и задачи П.н. реализуются через всю систему многонац. об-ва, ее различн. формальные и неформальные структуры, соц. ин-ты, посредством органов образования и воспитания, просвещения и пропаганды и т. д. Признанными прогрессивной общественностью способами (путями) их достижения служат демократизация (федерализация), гармонизация (оптимизация) и гуманизация межнац. (межэтнич.) отношений. Главная трудность (или коренной вопрос) любой П.н. заключается в проблематичности одновременного удовлетворения разнонаправленных требований нац. обособления (самоопределения) и межнац. сближения в рамках многонациональной целостности. Рост нац. (этнич.) самосознания, с одной стороны, и межнац. напряженности, с другой - задают проводникам П.н. пределы и параметры их деятельности, цель к-рой бесконфликтное (конструктивное) развитие нац. отношений и приемлемое устройство многонац. гос-ва. Динамика соотношения центробежных и центростремительных тенденций в многонац. гос-ве (об-ве) - предмет особой заботы кругов, оказывающих то или иное влияние на стратегию и тактику поведения сил в нац. вопросе. П.н. оказывает определяющее влияние на решение национального вопроса. Поэтому ее конкретный характер и содержание, направленность и последовательность, др. характеристики практически всегда являются объектом тех или иных (скрытых или открытых) дискуссий в любом сообществе полинац. состава. П.н. как определенная система субъективной деятельности (в единстве ее идейно-теоретич. и политически практич. сторон) может быть различн. по интенсивности, что обусловлено не в последнюю очередь и тем, с какой страной она соотносима: с крупной и вместе с тем этнически многочисленной или же с сравнительно малой и этнически малочисленной. М.В. Иордан.

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ - одна из главных сфер политической деятельности гос., политич. партий, обществ. организаций, являются субъектами политики, цель к-рой развитие образующих то или иное об-во классов, соц. групп, соц. слоев (стратов), нац. или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также на развитие (социализацию) человека. П.с. направлена на защиту всех элементов структуры об-ва, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в об-ве на определенных этапах его развития. П.с. предполагает в качестве объектов своего особого внимания соц. обеспечение (пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и т. п.), системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры. Формирование П.с. происходит на основе информации, получаемой в рез-те сбора статистич. данных и проведения социологич. исследований. Осмысление этой информации позволяет наметить соц. задачи, подлежащие решению, соц. рубежи и цели, к-рые необходимо достичь. Реализация социально значимых целей и решение соц. задач должна иметь формы соц. проектов и соц. программ. Эти проекты и программы составляют значительную часть П.с. Научн. и практич. обоснованность задач, целей, проектов и программ, лежащих в сфере соц. жизни об-ва, подлепленная соответствующим экономическим и культурным потенциалом об-ва, является обоснованной предпосылкой для сильной П.с. Становление постиндустриального об-ва создает предпосылки для дальнейшего упрочения взаимосвязи между экономич. и соц. развитием, согласно ряду современных концепций, предполагается развитие таких соц. явлений, как превосходство сферы услуг над сферой производства: смена классового деления об-ва профессиональным, корпоративным; выдвижение на первый план в политической жизни об-ва профессиональных политиков и политич. центров; широкое внедрение в экономику интеллектуально обоснованных технологий; дальнейший рост в жизни об-ва информатизации, науки и техники, ход к постиндустриальному об-ву невозможен вне широчайших соц. преобразований, на что должна быть направлена П.с. Из задач становления постиндустриального об-ва вытекают в качестве первоочередных практические задачи, связанные со значительным увеличением образовательного потенциала об-ва. Важнешей соц. задачей становится совершенствование системы обшеств. и профессионального образования. Возрастание роли П.с. во всех сферах жизни об-ва вызывает потребность в кадрах, профессионально подготовленных для ведения различн. видов соц. работы. Нуждается в усилении и раскрытие основ П.с. в системе школьного образования. Научное обоснование возникающих соц. программ с учетом экономич., экологич. и демографич. факторов обществ. развития требует усиления развития всего комплекса научн. дисциплин, связанных со статистикой в соц. сфере и с комплексом обществ. наук, где особую роль приобретают политология, социология и их интегративные дисциплины (политич. социология и др.). Лита:. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М., 1982; Активная социальная политика:  поиски, находки, решения. М., 1986; Семья как объект социальной политики. М., 1986; Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990; Социальная политика в России. Сб. документов. М., 1992; Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992; Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., 1993; Bell D. The Social Framework in the Information Society. The Computer Age. L., 1981; Lexicon der Sozialpolitik. Berlin, 1987. B.C. Овчинников.

ПОЛЯРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛЯРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - усиление различия в положении обществ. групп (соц. дифференциации), доходящее до их противостояния друг другу (полярности). П.с. может возникать как форма проявления внутриклассовых, межслоевых соц. различий, напр., работников неквалифицированного и высококвалифицированного, умственного и физич. труда, у руководителей и подчиненных. Ускоренное изменение облика одних слоев и относительная устойчивость облика др. могут усиливать П.с. Одна из задач соц. политики - предотвращение П.с, ее перерастания в открытые соц. конфликты. Ф.Р. Филиппов.

ПОПОВИЧ (POPOVIC) МИХАЙЛО

ПОПОВИЧ (POPOVIC) Михайло (1925) - югосл. социолог. Научн. направления исследований - методологич. проблемы социологии, соц. структура об-ва, соц. неравенство, об-во и политика, обществ. сознание и соц. дифференциация. Руководил проектами эмпирич. исследований, направленных на изучение соц.-классовой структуры об-ва.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ - система долговременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения, возникающие между организациями (а также между подразделениями и людьми как членами организаций) по поводу осуществления их функций. Бывают отношения межорганизационные и внутриорганизационные, официальные и неофициальные, запланированные и спонтанные, "вертикальные" и "горизонтальные" и т. д. Варьируют они в зависимости от конкретной социокультурной среды по степени и характеру формализации, стилю руководства и т. п. П.о. образуется из двух источников. Первый - продукция "прошлого" управленч. труда, т. е. зафиксированные в постоянных элементах организации ранее принятые решения. Развитие управления приводит к значительному накоплению элементов П.о. Последствия такого накопления не однозначны. С одной стороны, сужаются возможности целенаправленного управляющего воздействия, нововведений (см.), реорганизаций, а при абсолютизации П.о. возникает угроза бюрократизма и стагнации организации; с другой - управление получает в свое распоряжение более развитый оргмеханизм, руководители разгружаются от многих наиболее повторяющихся стереотипных решений. В этом смысле П.о. образует организацию формальную (см.), обеспечивающую стабильность и устойчивость организации. Второй источник формирования П.о. - спонтанное взаимодействие, традиции и т.н. обыкновения (принятые в данной среде нормы служебного поведения), что составляет неформальное содержание П.о. В единстве с целенаправленным управляющим воздействием и соц. самоорганизацией П.о. образует механизм управления социального (см.). Лит.: Лапин Н.И. Проблемы социологического анализа организационных систем//Вопр. филос. 1974, № 7; Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. М., 1974; Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983. А.И. Пригожин.

Предыдущая страница Следующая страница