Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 1, "САЛ"-"СОЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САЛ"-"СОЦ")

САЛАИ (SZALAI) ШАНДОР

САЛАИ (SZALAI) Шандор (1912-1983) - венгерский социолог, исследовал проблемы внерабочего времени, качества жизни. Соч.: The Use of Time. Chic, 1973; The Quality of Life: Comparative Studies. N.Y., 1980.

САМНЕР (SUMNER) УИЛЬЯМ ГРЭМ

САМНЕР (SUMNER) Уильям Грэм (1840-1910) - амер. социолог, представитель дарвинизма социального (см.). С. отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер соц. эволюции. Исходя из этого, С. рассматривал соц. неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации; являлся сторонником ихийности в соц. развитии и противником гос. регулирования, реформ и тем более революционного преобразования обществ. жизни. А.Б. Гофман.

САМООРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

САМООРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - одна из составляющих управления социального (см.), появление спонтанного в об-ве, самосовершающиеся процессы соц. регулирования. С.с. в об-ве на всех его уровнях, начиная с сооб-ва как целого и кончая первичными группами. Отличительный ее признак - спонтанность, т.е. самопроизвольность, отсутствие единого явного начала. То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне выступает как самоорганизация соответствующей системы. Факторы С.с. различны. К демографич. факторам С.с. относятся процессы воспроизводства населения, брачности, миграции, к экономич. - колебания потребительского спроса, рыночный механизм. Соц.-психологич. факторы - традиции, обычаи, обществ. мнение. В рамках трудовых организаций С.с. выступает как организация неформальная  (см.) Т. обр., С.с. есть продукт соц. взаимодействия в массовом, коллективном или групповом масштабах. В современных условиях С.с. как особый процесс соц. управления все более сочетается с целенаправленным управляющим воздействием и соц. порядком, к-рые постоянно расширяют сферу своего контроля в об-ве, организациях, поселениях и т. д. Процессы С.с. могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль, т. е. выступают как фактор соц. дезорганизации или усиления целенаправленного управляющего воздействия. Эту последнюю роль С.с. управление использует при выборности руководителей (см.), при использовании коллектива в воспитательных целях, при расширении действия экономич. регуляторов в сравнении с директивными и т. д. Лит.: Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973; Бобнева М.М. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Современная социология организаций.  М., 1995. А.И. Пригожин.

САМОСОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ

САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ - чувство принадлежности к определенному этносу, важный признак этноса, являющийся отражением в сознании людей реально существующих этнич. связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания или этнонима. С.э. связано с этнич. самоопределением людей и отличается от этнич. (нац.) сознания, связанного со многими сторонами духовной и материальной жизни этноса (нации). Как и в др. видах соц. идентификации, в содержании С.э. противопоставляются личное - общему ("мы", "они"); важное место в нем занимает представление об общности происхождения и историч. судеб, опирающееся на общие генеалогия, предания, участие в историч. событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с "родным языком" и "родной землей" и т. п. Важной естественной базой таких представлений являются и традиции этнической эндогамии (т. е. заключение браков внутри этноса). Положительное влияние на С.э. может оказать совпадение этноса с др. видами общностей; Сэ. может дополняться религиозным и даже соц. самосознанием (напр., у этнич. меньшинств, подвергающихся дискриминации). Видную роль в развитии и укреплении С.э. в развитых формациях играет нац. интеллигенция. Этнос может проявить себя в качестве субъекта историч. процесса только при наличии у его членов четкого Сэ. Более того, достигнув определенной стадии развития,  С.э. подобно другим идеологич. формам может приобрести нек-рую самостоятельность от породивших его факторов и оказывать на них обратное влияние. Оно, в частности, может сохраняться при территориальном и хозяйственно-культурном отрыве отдельных групп людей от основного этнич. ядра и при утрате ими яоего родного языка. Оно может расти под влиянием идей и способствовать восстановлению гос.-территориальной общности (напр., у поляков в ХIX - нач. XX вв.), возрождению и развитию родного языка (напр., у чехов в XIX в., у ирландцев в ХIХ-ХХ вв.). В.И. Козлов.

САМОУБИЙСТВО (СУИЦИД)

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОУПРАВЛЕНИЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ - в самом общем смысле автономное функционирование к.-л. организационной системы (подсистемы), принятие ею решений по внутренним проблемам. Та или иная степень С. свойственна предприятиям, учреждениям, поселениям и т. п. С социологич. т. зр. С. выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, всего населения в работе соответствующего органа управления, как включение исполнителей в процессы выработки общих решений. С. не отрицает необходимости отдельного органа управления и профессиональной управленч. деятельности вообще. Технология современного управления требует квалифицированного технич., правового, организационного обоснования решений, рациональных процедур их согласования, издания, контроля за исполнением и т. д. Самоуправление предлагает сочетание демократизма со специализацией, что определяет его не только производственную, но и соц. эффективность. При этом различие между управляющей и управляемой подсистемами отчасти преодолевается, т. к. объект управления в некрой степени становится и субъектом его. Единство централизованного управления и С. составляет основу целенаправленного управляющего воздействия в об-ве. Развитие С. в об-ве идет в направлениях повышения самостоятельности трудовых организаций, расширения демократич. основ управления, активизации инициативы граждан и т. д. Лит:. Пригожин А.И. Современная социология организаций.  М., 1995. Пригожин А.И.

САНКЦИЯ

САНКЦИЯ (от лат. sanctio - строжайшее постановление) - 1. Одобрение и поощрение неодобрение и наказание, направленные на поддержание соц. норм. 2. Правовая норма в к-рой указываются последствия нарушения данного закона. 3. Утверждение высшей инстанцией к-л акта, придающее ему правовую силу. 4. В междунар. праве - меры воздействия (экономич., финансовые, военные) против гос-в, нарушивших междунар. договоры.

САНКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

САНКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - оперативное средство соц. контроля, соц. последствия действия в рамках требований соц. ролей. Система С.с. направлена на обеспечение надлежащего исполнения предписаний, связанных с соц. ролью. Система ин-тов (как формальных, так и неформальных) руководит членами группы благодаря системе С.с. Под С.с. подразумевается обычно предусмотренная правом, налагаемая ин-том и являющаяся справедливой мера наказания за нарушение права. Социолегия наряду с правовыми санкциями имеет в виду также экономич., моральные и религиозные. Моральные санкции являются комплексом оценки поведения человека, системой порицания и морального осуждения обществ. мнения, возмущенного нарушением обычаев и обязательных этич. норм. Религиозные санкции - это наказание, предписываемое системой догматов религии за нарушение ее наказов и установок. Различают С.с. позитивные - поощрения за действия, одобряемые, желательные об-ву, группе, и негативные - наказания за неодобряемые, нежелательные действия. А.Д. Налетова.

СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫЕ

СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫЕ - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные цели социальные  (см.) в конкретных условиях места и времени. Исследование системы С.с, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, необходимо предполагает изучение его интересов и ориентации, а также соц. действий и взаимодействий с др. людьми, общностями и т. д. С.с. могут выражать зависимость между двумя или несколькими соц. явлениями и признаками этих явлений. Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая об-вом система институциональных соц. норм и средств соц. контроля, накладывающих определеннъ ограничения на характер соц. действии и взаимодействий людей. Исходным моментом для возникновения С.с. является взаимодействие инд

СОЗНАНИЕ ГРУППОВОЕ

СОЗНАНИЕ ГРУППОВОЕ - совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизъявлений, присущих данной соц. группе С.г. - один из видов обществ. сознания, из к-рого индивид "черпает" общезначимые идеи, взгляды, представления, модифицируя их на основе групповых интересов и ценностей. Феномен С.г. был отмечен в конце XIX в. зранц. социологом Э. Дюркгеймом, к-рый выявил его интегрирующую роль и отличие от индивидуального сознания: "Группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены," если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляются от этих последних, то не поймут ничего из того, что происходит в группе" (Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев, Харьков, 1899. С. 91). Групповое сознание варьирует от группы к группе, приобретая свою видовую характеристику (классовое, нац., профессиональное и др. сознание). В процессе групповой самоорганизации происходит осознание членами группы своих ;штересов, понимание своего положения в об-ве, своих отношений с др. группами. Главный элемент группового самосознания - чувство "мы" как осознание своего группового тождества в тличие от "они" - др. соц. объединений. Лит.: Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. Смоленск, 1997. Г.С. Антипина.

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - создание конкретной личности, принадлежащей к определенному об-ву, классу, различн. соц. группам и коллективам. В С.и. обществ. бытие отражается и осознается через призму индивидуального своеобразия бытия отдельной личности. С.и. представляет собой единство познания, рез-том к-рого является система знаний личности, составляющих ядро, способ существования сознания и переживания, формирующего отношение личности к различн. сторонам объективного мира, - людям, их взаимоотношениям. На основе этого единства создается субъективный опыт личности в виде обобщенного отражения внешнего вида в знаниях и отношениях, а также становится возможной и регуляция всех ее проявлений в деятельности, поведении, общении. Конкретное содержание С.и., существующее в форме убеждений, взглядов, понятий, эмпирич. знания личности, обусловлено воздействием и взаимодействием общих и специфич. факторов соц. и материального бытия личности, каждый историч. период развития об-ва, с характерным для него экономич. укладом, выдвигает соответствующие типы С.и. В классовом об-ве каждый человек как представитель своего класса выражает прежде всего интересы и потребности данного класса. В классовом об-ве можно выделить типы Си. представителей основных классов. Однако по содержанию Си. - единство соц.-типич. и индивидуализированного. Соотношение этих двух сторон Си. отражает место и роль личности в об-ве. Помимо непосредственного личного опыта в становлении содержания Си. существенную роль играет совокупный опыт человечества и прежде всего обществ. сознание эпохи. Но если обществ. сознание охватывает все стороны обществ. бытия, то Си. никогда не может подняться до осознания всего обществ. бытия и вместить в себя все содержание обществ. сознания. Вместе с тем между обществ. и индивидуальным сознанием существует внутренняя необходимая взаимосвязь, к-рая объединяет общее и отдельное. Обществ. сознание существует лишь в Си. и через него, и далеко не все, что составляет содержание Си., включается в общественное, т. е. Си. неполно входит в обществ. сознание. Процесс усвоения личностью содержания обществ. сознания детерминирован рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам относятся условия обществ. и личного материального бытия и той духовной атмосферы, к-рая создается в данном об-ве и выражается в господствующих идеях, морали, традициях, нац. обычаях и др. Субъективные детерминанты усвоения личностью содержания обществ. сознания составляют ее психологич. особенности в целом, а также такие соц.-психо-логич. характеристики, как мировоззрение, убеждение, соц. потребности, интересы и т. д. Лит: Меграбян А.А. О природе индивидуального сознания. Ереван, 1959; Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961; Буева Л.П. Индивидуальное сознание и условия его формирования// Вопр. филос. 1963, № 5; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. И.И. Чеснокова.

СОЗНАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

СОЗНАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ - одна из сторон, образующих человеческое сознание. Включает в себя как эмоционально-волевые, так и познавательные компоненты. Является сердцевиной духовной жизни личности и об-ва. С.н. производит оценку поступков (своих и чужих) с т. зр. добра и зла; это одно из важнейших моти-вообразующих начал психики человека. В него входят совесть, чувство долга, стыда и т. д. С С.н. соотносится понятие поведения нравственного (см.). Между С.н. и поведением существует несоответствие, поскольку влечения человека часто расходятся с требованиями С.н. В этом проявляется противоречие между мыслью и действием, словом и делом, намерениями и поступками. Изучению состояния и изменения С.н. придает большое значение, поскольку действия личности и масс, малые и большие историч. события не могут быть объяснены без учета морального фактора. В.Н. Шердаков.

СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ - отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различн. соц. групп, классов, наций, об-ва в целом. Это не совокупность индивидуальных сознаний членов об-ва, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой. Различают следующие формы С.о.: политич. и правовое, нравственное и религиозное, художественное и научн., а также филос.

СОКОЛОВСКАЯ (SOKOLOWSKA) МАГДАЛЕНА

СОКОЛОВСКАЯ (SOKOLOWSKA) Магдалена (1922) - польск. социолог, одна из основоположников социологии медицины и здравоохранения. Соч.: Socjologia dla medycyny. Warszawa, 1983.

СОЛИДАРНОСТЬ

СОЛИДАРНОСТЬ - 1. Единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов соц. группы, основывающиеся на общности групповых целей; совместная ответственность. 2. Активное сочувствие и поддержка ч.-л. действий или мнений. См. также: Теории солидарности.

СОЛИДАРНОСТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ

СОЛИДАРНОСТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ и ОРГАНИЧЕСКАЯ - типология (дихотомия), введенная Э. Дюркгеймом для характеристики основных историч. типов об-ва. Занимаясь общей проблемой связей, объединяющих людей в об-во, Дюркгейм конкретизировал ее как проблему природы и функций соц. солидарности и как объяснение историч. перехода от одной обществ. формы к др.

Механической Дюркгейм называет солидарность, господствующую в неразвитых архаич. об-вах, по аналогии с той связью, к-рая существует между молекулами неорганич. вещества, не имеющими собственного лица и связанными чисто механически. Это "коллективный тип" солидарности, определяемый сходством, подобием составляющих его индивидов, одинаковостью исполняемых ими обществ. функций, неразвитостью личностных черт, поглощенностью личности коллективом. С развитием разделения труда как главного фактора, растворяющего единое коллективное сознание,  создается новый тип обществ. сознания. Об-во, в к-ром каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с разделением обществ. труда, напоминает живой организм, и Дюркгейм называет новый тип связей между индивидами, создаваемый разделение труда  обусловливает развитие личностных способностей и талантов индивидов. Чувство органич. связи с об-вом возникает из сознания взаимной зависимости профессиональных функций индивидов, становящихся в процессе труда полноценными личностями. Лит.: Дюркгейм Э. О развитии общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Самоубийство: социологический этюд. Е.В. Осипова.

СООБЩЕСТВО

СООБЩЕСТВО - объединение индивидов, имеющих общие цели.

СООБЩЕСТВО НАУЧНОЕ

СООБЩЕСТВО НАУЧНОЕ - понятие социологии науки для характеристики различн. рода коммуникативных единиц, формируемых научн. работниками при проведении исследований или при выполнении др. видов научн. труда, введено британским ученым М. Полани (Поланьи) в середине 50х гг. XX в. Обычно под С.а. понимается совокупность индивидов или коллек тивов, связанных обменом деятельностью по производству, накоплению или использованию знания и поддерживающих устойчивые межличностные и межгрупповые отношения. Последнее обеспечивается использованием единого набора когнитивных средств (понятийного аппарата инструментов, процедур наблюдения и вывода) и каналов получения или передачи информации (изданий и форумов), достаточно развитыми формами оценки научн. труда, а также действием неформальных или формальных механизмов социализации. В каждом научн. сооб-ве наблюдаются: консенсус относительно целей научн. труда или критериев, к-рым должны удовлетворять его рез-ты; стратификация (обычно разграничивают так называемую "научн. элиту", т. е. высокопродуктивных индивидов или коллективы, составляющие устойчивое ядро С.н., и "массу" низкопродуктивных, составляющих его непрерывно обновляющуюся периферию); партикуляризм, т. е. специфич. предпочтения относительно партнеров по обмену деятельностью; наконец, обусловленная ими соц. дифференциация по половозрастным, этнич. и др. биография, признакам. В аналитич. плане многообразие территориальных, историч. и др. локальных научн. сооб-в может быть сведено к двум основным типам: дисциплина научная  (см.) - относительно автономное сооб-во, в к-ром действуют институционализированные соц. нормы обмена деятельностью, и область исследований (research area в англоязычной литературе), т. е. субдисциплинарные сооб-ва, представителей к-рых объединяют текущие научн. интересы. Указанные типы научн. сооб-в заметно различаются по интегративным механизмам и функциям, а также значениям параметров в их динамике. Последнее - один из акторов, препятствующих сотрудничеству международному научному (см.), проведению междисциплинарных исследований или поддержанию иного рода профессиональных отноше-ний между представителями разных научн. сооб-в В 70-е гг. обращение социологии науки к понятию научн. сооб-ва послужило предпосылкой ее существенного методология, переоснащения, разработки эффективных средств полученияи анализа эмпирич. данных, а также нек-рых перспективных (хотя и не бесспорных) объяснительных концепций. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Коммуникация в современной науке. М., 1976. А.А. Игнатьев.

СОРОКИН (SOROKIN) ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СОРОКИН (SOROKIN) Питирим Александрович (1889-1968) - российско-амер. социолог, работавший в России до 1922 г.  С. рассматривал соц. действительность с позиций соц. реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и др. "средствах" и не может быть сведена к физич. реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений. Социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление; ока охватывает истины чувств, рационального теллекта и сверхрациональной интуиции. Все три способа познания должны быть использованы в систематич. исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания С. признавал интуицию как свойство высокоодаренной личности, считая, что при ее помощи были сделаны все великие открытия.

Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят, по С, системный характер. Социокультурные системы самого высоко уровня, сфера к-рых превосходит отдельные об-ва (С. называет их суперсистемами), организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Главные альтернативы сводятся к трем: 1) реальность воспринимается как непосредственно данная в чувствах ("чувственная" суперсистема). 2) реальность открывается сверхчувственным образом при помощи интуиции (умозрительная, или "идейная", суперсистема); 3) реальность расматривается как органич. комбинация двух первых ("идеалистичоская" суперсистема). Им соответствуют три формы истины - чувственная, духовная (интуитивная) и рациональная. Согласно С., в различн. периоды истории эти возможные базовые предпосылки, как и соответствующие им суперсистемы, находятся в различн. фазах своего развития, но в любой период истории сосуществуют пять основных культурных систем (язык, этика, религия, искусство, наука), стремящихся в своем выражении реальности к постоянству. Соч.: Человек, цивилизация, общество. М., 1992; Социологические теории современности. М., 1992; Система социологии. Т. 1-2. М., 1993; Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994; Social And Cultural Dynamics. V. 1-4. N.Y, 1962. E.B. Осипова.

СОТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ ВО ИМЯ ЖИЗНИ (СЕНЕЖСКИЙ ФОРУМ)

СОТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ ВО ИМЯ ЖИЗНИ (СЕНЕЖСКИЙ ФОРУМ) - общероссийское добровольное самоуправляемое движение. Создано в ноябре 1991 г.  с целью поддержки отдельных инициатив, направленных на развитие всесторонних и взаимовыгодных связей между народами, оптимизации роли нац. фактора в обществ. жизни, обеспечения научн. обоснованности в подготовке и принятии намеченных решений властными структурами в области нац. отношений. Движение призвано также содействовать объединению и координации возможности отечественных и зарубежных политич. и обществ. деятелей, ученых, представителей творческих профессий, предпринимателей в деле разработки различн. программ, нацеленных на решение соц.-культурных, экономич., духовных проблем взаимодействия народов, оказание необходимой помощи нац. меньшинствам и малочисленным народам, предупреждение межнац. (межэтнич.) конфликтов. Движение имеет отделения в ряде республик, краев и областей Российской Федерации. В.Н. Иванов.

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ - 1. Направление внешней политики, предметом к-рого является сотрудничество между гос-вами в проведении совместных исследований или разработок, а также в регулировании отношений, спонтанно складывающихся между различн. нац. научн. сооб-вами (миграция кадров, обмен информацией). Как правило, соответствующие внешнеполитич. меры осуществляются на основании двух- или многосторонних соглашений при посредстве специально создаваемых организационных структур (учреждений или проектов); при этом важное условие эффективного С.м.н. - наличие устойчивых взаимных интересов в области производства знаний или связанных с ним сферах экономики, политики и культуры. 2. Обмен деятельностью между специалистами разных стран, форма межличностных и межгрупповых связей на "переднем крае" исследований, поддерживаемых при посредстве междунар. и нац. научн. коммуникаций общего назначения (специальная периодика, конференции, личные контакты). Как правило, профессиональные связи, поддерживаемые в рамках С.м.н., существенно уступают внутринац. по объемным параметрам и устойчивости, что обусловлено коммуникационными барьерами, т. е. различн. рода препятствиями, ограничивающими доступ к иностранным или международным источникам информации. В таких условиях национальные научн. сооб-ва приобретают характер относительно обособленных соц. систем, внутри к-рых складываются свои специфич. интеллектуальные приоритеты, вследствие чего и заинтересованность специалистов в поддержании профессиональных связей с зарубежными коллегами оказывается весьма ограниченной. Др. важным фактором, обусловливающим параметры и направленность профессиональных связей между отдельными национальными научн. сооб-вами, является их статусное неравенство, вследствие к-рого одни страны выступают преимущественно как "центры" мировой науки, т. е. источники научн. или технич. информации, а другие - как потребляющая ее "периферия". Такие асимметричные профессиональные связи позволяют наиболее развитым странам оттеснять своих партнеров по С.м.н. от "переднего края" исследований, ставить их в зависимое положение или даже косвенным образом эксплуатировать их материальные и трудовые ресурсы.  Лит.: Социологические и организационные проблемы международного научного сотрудничества. М., 1983; Основы науковедения. М., 1985; Роль коммуникаций в распространении научно-технических достижений. М., 1986. А.А. Игнатьев.

СОХАНЬ ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА

СОХАНЬ Лидия Васильевна (1924) - украинский социолог и философ. Основные направления деятельности: соц. психология, проблемы соц. психологии научно-технич. прогресса, научно-технич. прогресс и развитие человека, проблемы личности. Соч.: Стиль жизни личности. Киев, 1982; Жизненный путь личности. Киев, 1987; Образ жизни. Киев, 1980; Научно-технический прогресс и творческий потенциал  человека. Киев, 1988.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - понятие, возникшее в западной соц. и политич. психологии. Впервые С.п. стала предметом специального теоретич. исследования в 1959 г. Содержание этого понятия в западной литературе определяется по-разному и иногда противоречиво. Для одних авторов - это усвоение "курса гражданственности", преподаваемого в школах, для других - "все политическое научение", т. е. осознание политич. системы об-ва и усвоение ее норм; для третьих - отношение к власти и ее представителям и т. п. В отечественной психологии под С.п. понимается политич. развитие личности как процесс активного усвоения индивидом идеологич. и политич. ценностей и норм об-ва и формирование их в осознанную систему соц.-политич. установок, определяющую позиции и поведение индивида в политич. системе об-ва. Эмпирич. исследования процессов С.п. показали их крайнюю сложность и системную зависимость от факторов индивидуально-психоло-гич., соц.-психологич. и соц.-политических. Вместе с тем выявилась и исключительная важность этих процессов, поскольку, формируя систему политич. установок индивида, составляющих неразрывную часть его нравственного облика, они создают то соц. ядро личности, к-рое определяет ее направленность, а также место и роль в системе обществ. отношений. Лит.: Рощин С.К. Психологические проблемы политического развития личности//Психологич. журн. 1984, № 2, 3; Hyman H.H. Political socialization. N.Y., 1959; Sta-сеу В. Political socialization in western society. L., 1978. C.K. Рощин.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВАЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВАЯ - процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. Целью С.п. является выработка адекватных и гармоничных позиций по отношению к праву и закону, привитие навыков законопослушного поведения. Во многих аспектах С.п. совпадает с целями правового воспитания, поскольку она осуществляется с использованием тех же методов и средств воздействия на правосознание под влиянием господствующего в об-ве соц.-экономич. уклада, политич. режима идеологич. законодательства, нравственной атмосферы, традиций, общего образования и специального обучения. Термин "социализация" появился еще в 1836 г., но его коррелят - С.п. возник в 60-х гг. XX столетия в рамках исследований амер. школы правовой психологии. Ж. Карбонье (Франция) основной смысл С.п. сводит к процессу юридизации, а И. Сабо (Венгрия) - к процессу формирования юношеского правосознания. На Западе выработана методология исследования С.п. с учетом новейших данных в области соц. психологии, педагогики, политологии, философии и др. гуманитарных дисциплин; осуществлено множество исследований, среди к-рых выделяются работы А. Шайо (1986), Ж. Л. Таппа и Ф. Ж. Левина (1977), Е. Кона и С. Уайта (1985), Ш. Курильски (1986), И. Якубовской (1984-1986) и др. Лит.: Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. СВ. Боботов.

СОЦИАЛИЗМ

СОЦИАЛИЗМ - 1. Учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление об-ва, в к-ром отсутствуют эксплуатация человека человеком и соц. угнетение, утверждается соц. равенство и справедливость. 2. По К. Марксу - первая фаза коммунизма; обществ. строй, к-рый приходит на смену капитализму и основан на обществ. собственности на орудия и средства пр-ва, власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистич. партией.

СОЦИАЛЬНОЕ

СОЦИАЛЬНОЕ - совокупность тех или иных свойств и особенностей отношений общественных (см.) данного об-ва, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в об-ве, к явлениям и процессам в обществ. жизни. С. - это то общее свойство, к-рое присуще различн. группам индивидов, являющееся рез-том интеграции индивидов, тех или иных свойств обществ. отношений. Характер и содержание отношений между различн. индивидами и группами индивидов зависят от места, к-рое они занимают, и от той роли, к-рую они выполняют в различн. обществ. структурах. С. - это рез-т совместной деятельности различн. индивидов. С. как явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием др. индивида или групп индивидов независимо от физич. присутствия этого индивида или группы. Именно при взаимодействии друг с другом индивиды способствуют интеграции тех или иных свойств обществ. отношений. С. возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных обществ. структурах, что проявляется, в свою очередь, в различи. отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам обществ. жизни. Содержательными элементами С. являются понятия равенства, справедливости, свободы. В широком понимании С. противопоставляется природному, а также биологическому. Лит.: Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения материи. М., 1971; Осипов Г-В. Социология и социализм. М., 1990; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парада ма, предмет и структура социологического знанпгя//Психология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В. Москвичева Л.Н.). М., 1996; Осипов Г.Е. Природа и обшество. Там же. Г.В. Осипов.

СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ ПЕРВИЧНАЯ (ОБЩНОСТЬ ПО ПОСЕЛЕНИЮ)

СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ ПЕРВИЧНАЯ (ОБЩНОСТЬ ПО ПОСЕЛЕНИЮ) - специфическая соц. группа, образуемая населением города, деревни, рабочего поселка или иного постоянного места жительства. Объективной основой формирования общности по поселению выступают: а) разделение труда,  в частности, распределение работников по тем или иным его видам; виды труда  всегда территориально локализованы, что формирует постоянное место жительства; в свою очередь, это обусловливает превращение поселения в непосредственную среду жизнедеятельности населения, в пределах к-рой оно удовлетворяет свои повседневные потребности; б) соц.-экономич. неоднородность условий жизнедеятельности в различн. поселениях (город - деревня; малый город - крупный город; монопромышленный центр - полифункциональное городское поселение и т. д.). На основе этих факторов у жителей конкретного поселения формируется груп-пообразующий соц. признак, складываются общие интересы, существование к-рых и фиксирует факт соц.-территориальных различий. В силу этого население конкретного поселения, наряду с общностью демографич. характера, превращается и в соц. общность. Тип соц. связей, формирующих общность по поселению, задан характером обществ. отношений, господствующих в об-ве, однако мера выраженности последних определяется особенностями жизнедеятельности данного поселения. Общность по поселению - субъекты соц. отношений в их территориальном проявлении, основой формирования к-рых являются отличия условий жизнедеятельности в поселениях. Историч. судьбы С.-т.о.п. аналогичны общности социально-территориальной (см.) как таковой. Лит.: Рукавишников В.О. Население города. М., Крапчан С.Г. Село Российской Федерации: социально-региональная структура. Новосибирск, 1989. М.Н. Межевич.

СОЦИОБИОЛОГИЯ

СОЦИОБИОЛОГИЯ - одно из направлений науки второй половины XX в., применяющее методы эволюционной биологии к анализу соц. жизни и пытающееся объяснить поведение индивида, исходя из заложенной в него генетической программы. Первоначально С. изучала поведение животных и их сооб-в. Заметив нек-рое сходство в поведении животных и человека, С. провела прямую аналогию между ними. Новый этап развития С. связан с вышедшей в 1975 г. книгой Эдуарда Уилсона "Социобиология Новый синтез" (Wilson E. О. Sociobiology. The New Synthesis. Cambridge, 1975). С т.зр. С. человеческое поведение обусловлено естественным отбором и запрограммировано генетически. В задачу С. входит выявление тех генов, к-рые обусловливают поведение индивидов. Одним из ключевых вопросов С. является, согласно Уилсону, вопрос о существовании генетической предрасположенности "вхождения" людей в тот или иной класс, выполнения ими той или иной роли. С. пытается ввести в обществ. науки методы естественных (биологических) наук, к-рые позволили бы ей с точностью и определенностью получить и предсказывать рез-ты поведения людей. Допуская в определенных пределах существование генетической предрасположенности индивида, С. в то же время не отрицает роли окружающей среды, обучения, культурных традиций в поведении индивида. В.Н. Фомина.

СОЦИОГЕОГРАФИЯ

СОЦИОГЕОГРАФИЯ - социологич. дисциплина, к-рая анализирует географич. аспект соц. жизни конкретных обществ. групп: их территориальную дифференциацию, пространственное распространение, влияние деятельности человека на природу, окружающую среду. С. формировалась под влиянием франц. географич. направления в социологии. Уже Видаль де Ля Блаш усматривал цель "соц. географии" в анализе ландшафта как открытой книги, к-рая позволяет выявить способ жизни тех или иных человеческих коллективов. Амстердамская социологич. школа, критикуя географич. детерминизм, делала главный акцент на исследовании связей между социологией и географией и видела предмет С. в изучении географич. контекста жизни соц. групп. В этом заключается различие между С. и географией ландшафта, к-рая изучает не группы, а ландшафт. Проводя различение между соц. морфологией и географией, Л. Февр видел предмет последней в изучении не того, как географически выражено определенное соц. со-стояние, а воздействия человека на географич. окружение. М. Сорр считал, что С, так же как и социология, исследует активность соц. групп, но в отличие от последней С. обращается к экстериоризации (овнешнению) деятельности человека в предметах ландшафта. С. не ограничивается исследованием влияния человека, его деятельности на природный ландшафт. Круг проблематики значительно шире и включает в себя из пространства социального (см.), отношений между населением и территорией, анализ зависимости соц. жизни от окружающего природного мира, исследование влияния освоения природы на развитие внутриобщинных и межобщинных связей, а также изучение проблем отношения человека и пространства, роли пространственно-географич. компонентов в соц. жизни и т. д. А.Л. Огурцов.

СОЦИОГРАММА

СОЦИОГРАММА - способ изображения структуры межличностных отношений в малой соц. группе. Обычно используется для представления данных, полученных с помощью социомет-рич. опроса. С, представляющая данные ответа всех членов группы на социометрич. вопрос, - это рисунок, на к-ром члены группы изображаются точками, а их выборы - стрелками (если в ответе на данный вопрос член группы А выбрал члена группы Б, то на рисунке проводится стрелка от точки А к точке Б). С математич. т. зр. С. представляет собой ориентированный граф, поэтому для ее анализа может использоваться теория графов  (см.). Существует множество разновидностей С. Это, напр., следующие виды: концентрическая С, или "мишень" (члены группы располагаются в пределах круга, соответствующего их социометрич. статусу: чем выше статус, тем ближе к центру помещается соответствующая точка), локаграмма (члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении - за партами в школе, на рабочих местах на пр-ве и т. п.); взвешенная С. (в том случае, если тем или иным способом измерена интенсивность межличностных чувств, напр., социометрич. выборы имеют все, а величина интенсивности изображается на стрелках С); С. группировок (чем выше интенсивность межличностных чувств, тем ближе на С. расположены члены группы). Наглядность С. существенно повышается, если удается выделить социометрич. подструктуры (подгруппа, лидер и т. п.). Существуют также и др. методы повышения наглядности С. (можно изображать членов группы не точками, а различн. геометрич. значками - квадратиками, треугольниками - в зависимости от их пола, должности и т. п.; вводить секторы для разделения лиц по соц. признакам на концентрич. С; совмещать С, построенные по разным вопросам, на одном рисунке, используя различн. цвета для каждого вопроса и т. п.). См. также: Вес социометрического выбора, Опрос, Социометрия. В.И. Паниотто.

СОЦИОГРАФИЯ

СОЦИОГРАФИЯ (лат. societas - об-во и греч. grapho - пишу) - одна из основных составных частей социологич. учения Ф. Тенниса, полагавшего, что "чистая" социология исследует путем понятийного конструирования соц. статику; прикладная социология  исследует путем гипотетико-дедуктивных построений соц. динамику; С. с помощью индуктивного метода изучает современное исследователю об-во. Исходным материалом для С. является статистика: оригинальные данные, полученные в ходе социологич. обследований, и официальная статистика  интерпретируются и анализируются в соответствии с целями и задачами исследования. Соц. факты рассматриваются в самом широком контексте путем наблюдения и производимого на его основе сравнения. Используя принципы С. Теннис изучал различн. проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения, демографии, экономики, политики. В современной социологии термин "С", не будучи общепринятым, используется для обозначения эмпирич., описательных соц. исследований как количественного, так и качественного характера. Лит.: Tonnies F. Einfiihrung in die Soziologie. Stuttg., 1931. A.M. Чупрынин.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница