Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БИО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БИО")

БАБОСОВ ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1931)

БАБОСОВ Евгений Михайлович (1931) - беларусский социолог и философ. Академик АН Республики Беларусь, действительный член Академии социальных наук РФ. Основные направления деятельности: религиоведение, соц. стратификация, социология личности  и социология соц. взаимоотношений. Соч.: Выбор молодежью жизненного пути. Опыт межрегионального социологического исследования (в соавторстве). Минск, 1988; Молодежь и научно-технический прогресс  (в соавторстве). Минск, 1989; Научно-технический процесс: Взаимодействие факторов и тенденций развития. Минск, 1989.

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1814- 1876)

БАКУНИН Михаил Александрович (1814- 1876) - русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Начало цивилизации связывает с познанием естественных законов природы, в соответствии с к-рыми человек осуществляет трудовую деятельность. В подчинении естественным законам - единственное ограничение свободы человека, к-рая, как и воля, ничему больше не подчиняется. Цель и критерий прогресса, по Б., - постоянное возрастание свободы личности, поэтому прогрессивны любые действия, расчищающие путь этой свободе. Об-во Б. рассматривал как "соц. тело", обладающее определенной "структурой" (классы), также развивающееся в соответствии с естественными законами. Социология - наука о законах, "управляющих развитием человеческого об-ва", в ней Б. видел венец позитивной философии, в к-рую включена "вся наука о человечестве и мире" - антропология, психология, логика, мораль, соц. экономика, политика, эстетика, теология и метафизика. Об-ву как высшей ступени развития мира Б. противопоставляет гос-во, созданное, как он считает, богатым меньшинством для господства над большинством. Любое гос-во обрекает это большинство на нищету и угнетение, выступает как сила для завоевания др. народов; более того, всякая власть опасна, развращая как подчиненных, так и правителей. Поэтому центральной теоретич. проблемой социологии (и центральной проблемой практики революционной борьбы), утверждает он, является проблема уничтожения гос-ва как силы, подавляющей свободу личности. Возможность уничтожить основные препятствия на пути свободы - гос-во и религию, освящающую власть, - Б. видел в присущей человеку способности мыслить и потребности бороться: разум преодолеет религию, а бунт разрушит гос-во. Лит.: Философия. Социология. Политика. М., 1989. А.И.Черных

БАЛАНДЬЕ (BALANDIER) ЖОРЖ (1920)

БАЛАНДЬЕ (BALANDIER) Жорж (1920) - франц. социолог, представитель динамич. подхода. В противоположность социологии, фокусирующей свое внимание на устойчивых, постоянных элементах социального, динамич. социология стремится подчеркнуть не просто трансформации, а сам факт принципиальной незавершенности во всяком соц. устройстве. Эти незавершенность, непрочность, хрупкость характеризуют любой обществ. порядок и делают его способным к самоизменению. Согласно концепции Б., социология должна быть способной определять временные рамки, свойственные различн. сегментам об-ва, равно как и улавливать конъюнктурные особенности. Всякое исследование, к-рое хочет быть "актуальным", обязано учитывать одновременно как явные процессы, действующие на протяжении длительного периода, и их импульсы, проистекающие из соц.-политич. контекста, так и скрытые силы, к-рые проявятся лишь в конфликтной ситуации. В рамках динамич. подхода Б. предлагает исследовать, каким образом социология, ставящая в центр размышлений политич. отношения (власть, порядок), может создавать трансверсальные (сквозные) объекты, сравнивать отдаленные друг от друга ситуации, с тем чтобы конституировать политич. антропологию, берущую на вооружение предшествующие эпистемологические достижения. Соч.: Anthropologie politique. P., 1969. Н.Г. Осипова

БАЛАНС

БАЛАНС (от франц. balance, букв. - весы) - 1. Равновесие, уравновешивание. 2. Количественное выражение отношений между сторонами к.-л. деятельности, к-рые должны уравновешивать друг друга.

БАЛАНС ВРЕМЕНИ

БАЛАНС ВРЕМЕНИ - одно из средств изучения соц. процессов и явлений, происходящих в об-ве. Эти процессы и явления находят отражение в структуре совокупного фонда времени населения, в различн. видах производственной и внепроизводственной деятельности. Поэтому анализ Б.в. является важным средством изучения образа жизни населения в целом. Непосредственно Б.в. представляет собой таблицу, в к-рой фонд времени (см. Времени фонд) населения страны (республики, области, города) распределен по различ. видам производственной и внепроизводственной деятельности. Наряду со сходными чертами между бюджетом времени (см.) и Б.в. имеются существенные различия. Бюджет времени, рассчитываемый, как правило, на одного человека как представителя той или иной соц. группы населения, является средством изучения этих отдельных групп населения. Данные бюджета времени не позволяют иметь точную картину участия различн. соц. групп населения в тех или иных видах деятельности и общей их продолжительности. Баланс же времени дает общую картину распределения всего фонда времени населения по различн. видам деятельности. Б.в. рассчитывается на основе данных об использовании бюджета времени всех соц. групп населения страны (республики, города) и их численности В таблицах Б.в. приводятся названия групп видов деятельности (аналогичные используемым при анализе бюджета времени) и распределение годового фонда времени различн. соц. групп населения и населения в целом на эти виды деятельности. Это распределение может быть различн. в зависимости от целей анализа. Оно может быть распределено: по отраслям народного хоз-ва и группам незанятого населения (с разделением по полу); на городское и сельское; на трудоспособное и нетрудоспособное и т. д. При распределении занятого и незанятого населения по тем или иным группам должна учитываться их взаимосвязь с группами деятельности, связанными с затратами времени на труд, быт и отдых. Выделяют три типа Б.в.: общие, к-рые рассчитываются для всей совокупности видов деятельности и всего населения той или иной территории; частные, к-рые рассчитываются для части видов деятельности всего населения (труд вне обществ. хоз-ва, питание, связанные с ним виды деятельности, досуг и т. д.), для всего или части населения той или иной территории; конкретные, к-рые рассчитываются для отдельных видов деятельности всего населения (образование, передвижение и т. д.). По своему характеру Б.в. могут быть фактич. (т. е. на определенную дату) и перспективные. Обеспечение рационального использования всего фонда времени населения - важная задача управления соц. жизнью об-ва. Лит.: Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества. М., 1978; Артемов В.А., Балыкова Н.А., Калугина З.И. Время населения города: планирование и использование. Новосибирск. 1982. В.Д. Патрушев

БАНК

БАНК (от итал. banco - скамья, лавка менялы) - учреждение, аккумулирующее денежные средства и накопления, предоставляющее кредит, осуществляющее денежные расчеты, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с золотом, иностранной валютой и др. функции.

БАНК ДАННЫХ

БАНК ДАННЫХ - совокупность базы данных с соответствующей системой управления базами данных (СУБД). База данных - централизованное хранилище в ЭВМ определенным образом организованной информации. СУБД - специальный комплекс программ, осуществляющий функции создания базы данных, поддержание ее в рабочем состоянии, выдача из нее информации, необходимой для обрабатывающих программ, и т. д. ЭВМ, родившись прежде всего как средство для выполнения сложных математич. расчетов, начиная с 70-х годов стали широко применяться также для накопления и обработки больших объемов информации. В память вычислительных машин заносится огромное количество сведений эко-номич., технич., статистич. и т. п. характера. При этом выяснилось, что хранение массива данных для каждой отдельной задачи ведет к серьезным потерям. Во-первых, накапливается избыточная информация, поскольку многие разные задачи требуют для своего решения одинаковых данных. Напр., создание в ЭВМ массива характеристик всех работающих на предприятии для автоматизации управления кадрами и создание массива сведений из бухгалтерии для автоматизации расчета зарплаты невыгодно, поскольку эти два массива будут содержать много одинаковой информации (фамилии, занимаемые должности, оклады сотрудников и т. п.). Во-вторых, возникает проблема непротиворечивости сведений, хранящихся в различн, информационных массивах. Любые изменения должны одновременно заноситься сразу в несколько массивов данных, что организационно трудно осуществимо. В-третьих, появление к.-л. нового параметра в массиве данных создает необходимость изменения большого числа программ. Для решения этих и других вопросов, вставших в связи с необходимостью накопления и обработки больших объемов информации, была развита концепция управления данными. Суть этого подхода заключается в том, что вся информация, с к-рой имеет дело, напр., предприятие, накапливается централизованно. Т. е. накопление, поддержание и выдача информации выделяются в самостоятельную задачу. При этом структура хранения данных приводится в максимально возможное соответствие со структурой тех процессов, к-рые в этих данных отражаются. Т.обр. возникли Б.д. Развитие Б.д. показало, что качественное решение задачи управления большими объемами данных невозможно без решения многих проблем технич., организационного, программного характера. Чтобы подчеркнуть важность всех этих компонентов, нек-рые авторы характеризуют Б.д. как совокупность информационных, математич., технич. и организационных средств, направленных на удовлетворение информационных потребностей широкого круга пользователей. Важно подчеркнуть, что Б.д. - не просто собранный в одном месте большой объем данных, а такое объединение данных, в к-ром выделена структура взаимосвязей для каждого отдельного элемента информации. Сложность определения таких взаимосвязей между данными социологич. исследований является серьезным препятствием к созданию банка социологической информации (см.). Лит.: Мартин Дж. Организация баз данных в вычислительных системах. М., 1980; Овчаров Л.А., Селет-ков С.Н. Автоматизированные банки данных. М., 1982; Уэл-дон Дж.-Л. Администрирование баз данных. М., 1984. А.О. Крыштановский

БАНК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

БАНК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - совокупность информации, используемой и получаемой в процессе социологич. исследований, а также средств для ее получения, хранения, переработки и распространения. Расширение масштабов социологич. исследований, увеличение круга потребителей, интересующихся сведениями, получаемыми социологами, привело к постановке задачи широкомасштабного накопления социологич. информации. Особенностями информационного банка в социологии являются, во-первых, большое разнообразие самой информации как по форме (книги и статьи, научные отчеты, статистич. сведения, первичные данные  исследований и т. п.), так и по содержанию (общетеоретич. положения, конкретные практич. рекомендации социологов, вопросы методики проведения исследований, необработанные исходные материалы и т. п.). Во-вторых, весьма различны формы и методы работы с социологич. информацией - использование библиографич. сведений, статистич. обработка данных,  обучение на основе имеющихся материалов. В-третьих, сильно различаются и пользователи Б.с.и.: социологи, проводящие теоретич. и эмпирич. исследования, работники органов соц. и хозяйственного управления, сотрудники средств массовой информации, преподаватели. Накопление, переработка и распространение социологич. информации в этих условиях возможны при решении широкого круга организационных, правовых, технич. вопросов на основе внедрения современных средств электронно-вычислительной и информационной техники. В масштабах страны такой Б.с.и. должен быть распределенным, т. е. представлять собой совокупность локальных, региональных и центральных информационных центров. Разработка Б.с.и. ведется поэтапно. К настоящему времени разработаны и функционируют отдельные его подсистемы, однако организация такого банка в полном объеме - дело будущего. Лит.: Проблемы информационного обеспечения в социологии. М., 1980; Андреенков В.Г., Чередниченко В.А. К вопросу о создании банка социологической информации// Социол. исследования. 1982, № 1. А.О. Крыштановский

БАРНС

БАРНС (Barnes) Гарри Элмер (1889-1968) - амер. социолог и историк, автор (совместно с Г. Беккером) классич. труда по истории соц. мысли. Соч.: Social Institutions. N.Y., 1948; Historical Sociology. Glencoe, 1948; Social Thought from Lore to Science (with H. Becker). Chic, 1952.

БАРТ (BARTHES) РОЛАН (1915-1980)

БАРТ (BARTHES) Ролан (1915-1980) - франц. социолог. Область его особых интересов - семиотика применительно к изучению проблем литературы и массовой культуры. Главное внимание Б. обращал на изучение соц. роли мифов и идеологии в повседневной жизни. Б. внес серьезный вклад в становление и развитие исследований культуры в социологич. перспективе. Соч.: Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994; Mythologies. L., 1957; The Pleasure of the Text, L., 1975.

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ - помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему; пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации. По характеру помех Б.к. можно разделить на технич., психофизич., психич., семан-тич., соц. и культурные. Технич. барьеры возникают, когда в канале коммуникации обнаруживаются препятствия для прохождения сигналов от источника или же сам канал производит сигналы, мешающие восприятию сообщений реципиентом. Психофизич. барьеры связаны с сенсорными особенностями восприятия сигналов человеком, а также с ограниченной способностью человеческого мозга к запоминанию и переработке информации. Семантич. барьеры означают несоответствие кодов, используемых коммуникатором и реципиентом, начиная различным толкованием значения отдельных знаков и кончая полным незнанием реципиентом языка сообщения. Психологич. барьеры связаны с отрицательными установками реципиента на коммуникатора, на канал и способ общения, форму или содержание сообщения. Успешной коммуникации препятствуют также нек-рые личностные свойства реципиента, напр., низкий уровень интеллектуальных способностей, чрезмерно высокая или чрезмерно низкая самооценка. Соц. барьеры объясняются принадлежностью коммуникатора и реципиента к различн, соц. группам, соц. ограничением доступа к информации и возможностей ее использования. Культурные барьеры присущи в первую очередь межнац. коммуникации, где они могут быть вызваны различиями в нац. традициях общения, в системах норм и ценностей, в оценке разных форм коммуникации, в способах реакции на воспринятую информацию и т. д. Исследование Б.к. входит в первую очередь в задачи психологии общения. Цель социологич. изучения Б.к. - выяснение причин их возникновения и влияния на эффективность информационных связей в соц. системах. Лит.: Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. М.Й. Лауристин

БАУМАН (BAUMAN) ЗИГМУНД (1925)

БАУМАН (BAUMAN) Зигмунд (1925) - англо-польск. социолог, автор ряда трудов по общей социологич. теории, анализу состояния современной социологии, по проблемам современности и постмодернизма. Соч.: Философия и постмодернистская социология  // Вопросы философии, 1993, № 3; Мыслить социологически. М, 1996; Culture as Praxis. L., 1972; Modernity and Ambivalence. N.Y., 1990; Intimation of Postmodernity. Glencoe (111.), 1991.

БЕЙЛЗ (BALES) РОБЕРТ (1916)

БЕЙЛЗ (BALES) Роберт (1916) - амер. социолог и соц. психолог, представитель структурного функционализма, основные направления исследований - соц. отношения, малые группы. Соч.: Small Groups (with co-authors). N.Y., 1955; Studies in Social Interaction (with co-authors). N.Y., 1955; Personality and Interpersonal Behavior. Chic, 1970.

БЕККЕР (BECKER) ГОВАРД ПОЛ (1899-1960)

БЕККЕР (BECKER) Говард Пол (1899-1960) - амер. социолог. Специализировался в области общей социологии, истории соц. теории, историч. социологии. На социологич. воззрения Б. оказали влияние М. Вебер и Л.фон Визе, а также амер. социологи Р.Э. Парк и Дж. Мид. Ядром социологии, согласно Б., является изучение ценностей, к-рые рассматриваются как инструменты для социологич. интерпретации. Оценка не является отражением соц. явлений, а возникает в процессе деятельности индивида; т.обр., человеческая склонность к формированию ценностей определяется внутренней структурой личности. Соч.: Современная социологическая теория  (в соавторстве с А. Восковым). М., 1961; Systematic Sociology. N.Y., 1950; Through Values To Social Interpretation. Durham, 1950; Social Thought From Lore To Science (with H.E. Barnes). Chic, 1952; Outsiders. N.Y., 1963. B.B. Кудинов

БЕЛЛ (BELL) ДАНИЕЛ (1919)

БЕЛЛ (BELL) Даниел (1919) - амер. социолог, специалист в области истории обществ. мысли, политич. течений и соц. прогнозирования. Благодаря разработанной им концепции об-ва постиндустриального (см.) Б. стал ведущим представителем соц. прогнозирования на Западе и приобрел значительное влияние в интеллектуальной жизни и обществ. мнении США. Согласно этой концепции, научно-технич. революция делает излишней революцию соц. Изображал будущее человечества с позиций умеренного технологич. детерминизма. Для эволюции взглядов Б. характерно, что "постиндустриальное об-во", первоначально изображавшееся как технократич. утопия, постепенно превращается у него в новую стадию антагонистич. об-ва, увековечивающего конфликты между управляющими и управляемыми. Б. - один из наиболее видных представителей амер. неоконсерватизма. Соч.: Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия. М., 1990; The End Of Ideology. N.Y., 1960; The Coming Of Post-Industrial Society. N.Y., 1973; The Cultural Contradictions Of Capitalism. N.Y. 1976. Э.Л. Араб-Оглы

БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ - СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ

БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ - СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ (англ. white collar - blue collar) - термины, используемые в рамках теории соц. стратификации, для обозначения работников соответственно интеллектуального (нефизич.) труда - и труда, непосредственно связанного с обслуживанием техники, оказанием услуг (в торговле, на транспорте и т. п.), а также физич. труда. Исходя из критерия рода занятий, к первым относят инженерно-технич. работников, конторских, банковских и др. служащих (клерков); ко вторым относятся рабочие, продавцы и т. п. Деление на Б.в. - Св. во многом условно, однако оно позволяет выявить социологич. методами различия между наемными работниками (исключая управляющих-менеджеров) не только по характеру и содержанию их труда, но также по доходам, престижу, уровню образования и др. показателям. Применяется также в исследованиях мобильности социальной (см.). Ф.Р. Филиппов

БЕНДИКС (BENDIX) РАЙНГАРД (1916)

БЕНДИКС (BENDIX) Райнгард (1916) - амер. социолог, проф. социологии. Б. - видный представитель теории об-ва индустриального (см.). Он исследует процесс индустриализации в различн. соц. системах и приходит к выводу о том, что индустриальное развитие на Западе направлено на расширение свободы масс, а в социалистич. странах оно проникает в сферу частной жизни и разрушает ее. Б. пытается опровергнуть положение о неизбежности революционных преобразований в капиталистич. мире. Согласно Б., об-во готово к революционным преобразованиям гл. обр. на ранней ступени индустриализации. Соч.: Work and authority in industry. N.Y., 1956; Social Mobility in Industrial Society (with S.M. Lipset). N.Y., 1959. B.B. Кудинов

БЕНЕДИКТ (BENEDICT) РУТ

БЕНЕДИКТ (BENEDICT) Рут (1887-1948) - амер. социолог и этнограф. Внесла серьезный вклад в изучение взаимосвязи между личностью и культурой. На ее взгляд, каждая культура способствует развитию одних человеческих возможностей, оставляя без внимания другие; люди сами формируют себя в соответствии со своим культурным контекстом. В совершенстве владея искусством полевого исследователя, Б. очень удачно сочетала свой интерес к литературе с научн. исследованиями в области культуры и личности. Соч.: Patterns of culture. Boston, 1934; Race: Science and Politics. N.Y., 1959.

БЕРГЕР (BERGER) ПИТЕР ЛЮДВИГ (1929)

БЕРГЕР (BERGER) Питер Людвиг (1929) - амер. социолог, ведущий представитель феноменологич. социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма. Главные работы Б. посвящены разработке феноменологич. социологии знания, социологии религии,теории модернизации  и развития стран "третьего мира", проблемам лит-ры, семьи и т. д. Социология знания Б. в значительной степени обусловлена влиянием А. Шюца, Дж.Г. - Мида, Э. Дюркгейма и М. Вебера. В ранних работах Б. в духе неоортодоксии критиковал институциональную религию, противопоставляя ее подлинной вере. Широкую известность в США и за их пределами получила книга "Введение в социологию" (1963), где показана взаимосвязь между "человеком в об-ве" и "об-вом в человеке". Впоследствии идеи этой книги использовались Б. при разработке совместно с Т. Лукманом феноменологич. социологии знания в работе "Социальное конструирование реальности" (1966) Социология религии, являющаяся составной частью феноменологич. социологии знания, наиболее полно изложена Б. в книге "Священная завеса" (1967) где он стремится показать взаимосвязь между религией и конструированием человеком соц. реальности, проследить процесс секуляризации в историч. перспективе, понять роль и значение религии в современном мире. В рез-те контакта с "третьим миром" Б пришел к выводу о необходимости диалога с различ. религиями, что означало сдвиг "влево" по сравнению с его изначальной неортодоксальной позицией. В то же время политич. взгляды Б. эволюционировали "вправо", что выразилось в его переходе на позиции неоконсерватизма. В "Пирамидах жертв" (1975) Б. равным образом осуждал те способы модернизации, к-рые были реализованы в Китае времен "культурной революции" и в Бразилии в 60-70-е гг., как наиболее характерные примеры экспериментов в рамках социалистич. и капиталистич. моделей развития. Обе эти модели Б. считал в то время неприемлемыми с этич. т.зр., поскольку они требовали колоссальных жертв в настоящем ради призрачных целей в будущем. В "Капиталистич. революции" (1986), явившейся итогом разрабатывавшейся на протяжении многих лет теории модернизации, всякие сомнения относительно того, являются ли благом для развития стран "третьего мира" капитализм и модернизация, у него отпадают, и он становится активным защитником капиталистич. пути развития. Соч.: Социальное конструирование реальности (в соавторстве с Т. Лукманом). М.,1995; Invitation To Sociology. N.Y., 1966; The Sacred Canopy. N.Y., 1967; Facing Up To Modernity. N.Y., 1977; Sociology Reinterpreted (with H. Kellner). N.Y., 1981; The Capitalist Revolution. N.Y., 1986. Е.Д. Руткевич

БЕРДЖЕСС (BERGESS) ЭРНСТ (1886-1966)

БЕРДЖЕСС (BERGESS) Эрнст (1886-1966) - амер. социолог, представитель школы чикагской (см.), проф. чикагского ун-та, ученик и ближайший соратник ее основателя Р.Парка, разделивший и развивший предложенную последним экологич. трактовку соц. феноменов. Эмпирич. исследования и статьи Б. были посвящены проблематике роста городов, соц. патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Б. принадлежит концепция "концентрич. зон", к-рая была построена на основе обобщения данных картографического обследования Чикаго и характеризует соц. неоднородность пространства большого города. Соч.: Introduction To The Science Of Sociology (with R. Park). Chic, 1921; The City (with Park R.E., McKenzie R.D.). Chic, 1925; The Family (with H. Locke). N.Y., 1945. O.E. Трущепко

БЕРТ (BURT) РОНАЛД (1949)

БЕРТ (BURT) Роналд (1949) - амер. социолог, проф. Колумбийского ун-та. Направление исследований Б. - развитие теории соц. действия (см. Вебер, Беккер, Хоманс,Блау). Стремится разработать интегративный подход к соц. действию, противопоставляя свою теорию как мик-росоциологич. ("атомистич."), так и макросоцио-логич. ("нормативной") перспективе. По мнению Б., его "структурная теория действия" является не просто синтезом двух вышеназванных, а "третьей", интегративной т.зр.: он рассматривает процесс выбора субъектом действия, принимая во внимание не только "интересы и способности" последнего, но и обусловленность этих интересов и способностей его положением в соц. структуре. Он отмечает также, что совокупность действий соц. субъектов может привести к модификации соц. структуры, к-рая, в свою очередь, повлечет модификацию набора соц. принуждений, с к-рой предстоит столкнуться действующим субъектам. Т.обр., в поисках единой теоретич. парадигмы Б. отдает предпочтение микроуровневой перспективе. Соч.: Toward A Structural Theory Of Action. N.Y., 1982. С.М. Митина

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ (1927)

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА Игорь Васильевич (1927) - российский историк и социолог, академик Российской академии образования. На протяжении последних 30 лет специализировался на истории развития представлений о будущем в мировой обществ. мысли и с 1967 г. в основном перешел на проблематику истории и теории соц. прогнозирования. В своих работах развивает концепцию поискового и нормативного соц. прогнозирования как особой разновидности научн. предвидения с целью "взвешивания" последствий принимаемых решений и повышения таким путем эффективности целеполагания, планирования, предпланового и постпланового программирования, проектирования, текущих управленческих решений. Соч.: Поисковое социальное прогнозирование. М., 1984; Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987; Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА - направление соц.-филос. мысли, ставящее своей задачей изучение нрав-ственно-этич., соц.-политич. и гуманитарных аспектов биологич. наук. Термин "Б." введен в научн. оборот В.Р. Поттером - видным амер. ученым, автором книги "Биоэтика. Мост к будущему". Ссылаясь на мысль Ч. Сноу о том, что недооценка учеными соц. последствий научн. открытий, с одной стороны, непонимание сути этих открытий гуманитариями, с др. - приведут к гибели человеческую цивилизацию, Поттер предлагает построить "мост к будущему", создав Б., соединившую в себе достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Б., по Поттеру, должна основываться на биологич. науке и включать в себя наиболее существенные элементы соц. и гуманитарных наук, акцентируя внимание на философии. Итоги первоначальному периоду развития Б. были подведены в четырехтомной "Энциклопедии биоэтики" (1976). Опираясь на материал, представленный в этой энциклопедии, можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание биоэтики. К первой группе можно отнести основные понятия, к-рыми оперирует Б. Это необходимая теоретич. база, категориальный аппарат Б. Сюда входят дефиниции здоровья и болезни, жизни и смерти, понятия человека, личности, эвтаназии и т. п. Вторая группа проблем Б. связана с экстремальными или неординарными ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов. Третья группа связана с вмешательством в биологич. природу человека. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье, но вместе с тем может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека. В четвертую группу можно выделить экологич. проблемы: охраны окружающей среды, защиты животных и т. д. К пятой группе относятся соц. вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием Б. Это вопросы соц. неповиновения и патернализма, справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями. Лит.: Сноу Ч. Две культуры. М., 1974; Potter V.R. Bioethics: Bridge to the Future. New Jersey, 1971; Encyclopedia of Bioethics. N.Y., 1978; Contemporary issues in bioethics. California, 1978. А.Д. Налетова

Предыдущая страница Следующая страница