Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Ш"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШЕЛЬСКИ (ШЕЛЬСКИЙ) (SCHELSKY) ХЕЛЬМУТ

ШЕЛЬСКИ (ШЕЛЬСКИЙ) (SCHELSKY) Хельмут (1912-1984) - нем. социолог, представитель антропология, ориентации в социологии. Научн. эволюция Ш. ознаменована переходом от традиций нем. идеализма через политич. философию англ. эмпиризма и амер. прагматизм к биологически фундированной филос. антропологии и антропологич. социологии культуры и соц. ин-тов. Соч.: Ortbestimmung der deutschen Soziologie. Koln, 1959. А.Ф. Филиппов.

ШЕФФЛЕ (SCHAFFLE) АЛЬБЕРТ ЭБЕРХАРД ФРИДРИХ

ШЕФФЛЕ (SCHAFFLE) Альберт Эберхард Фридрих (1831-1903) - нем. и австр. экономист, социолог и гос. деятель. Как сторонник школы в социологии органической (см.), Ш. выделяется усвоением взглядов не только О. Конта и Г. Спенсера, но и нем. клас-сич. идеализма (Г. В. Ф. Гегеля и др.). Ш. считал органич. единство об-ва рез-том превращения взаимодействующих субъективных воль и оценок в "коллективное сознание" , в "дух народа". Признаком "соц. тела", согласно Ш., является идеальная духовно-психич. связь индивидов, овеществляемая в их символич. и технич. действиях. Соч.: Капитализм и социализм. СПб., 1971; Квинтэссенция социализма. СПб., 1906. АД. Ковалев.

ШИЛЗ (SHILS) ЭДВАРД АЛБЕРТ

ШИЛЗ (SHILS) Эдвард Алберт (1911) - амер. социолог. В социологии Ш. сторонник концепции равновесия, в соответствии с к-рой об-во рассматривается как система, восстанавливающая "соц. порядок" в условиях нарушения его равновесия. Ш. - один из ярых приверженцев концепции деидеологизации. Именно он дал название этой концепции, выдвинув лозунг "конец идеологии" как попытку обоснования чистой, свободной от ценностных суждений, соц. науки. Соч.: The Intellectuals And The Power. Other Essay Chic, 1972; Toward A General Theory Of Action (with T. Parsons). Cambridge, 1951. B.H. Фомина.

ШКАЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШКАЛА БОГАРДУСА (СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ)

ШКАЛА БОГАРДУСА (СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ) - метод измерения установки одной соц. группы относительно др. соц. групп. Респондентам предлагается выразить свое согласие или несогласие с семью монотонными (кумулятивными) суждениями, относящимися к определенной соц. группе: от "желательно установление близкого родства путем брака" до "не должны проживать в моей стране". Предполагается, что эти суждения отражают соответствующие "соц. дистанции", желательные для респондента по отношению к типичным членам изучаемой группы, что психологич. расстояние между последовательными суждениями одинаково и групповая установка определяется как сумма или среднее по группе. Лит.: Зайцева М.И. Методы шкалирования при измерении установки//Социальные исследования. Вып. 5. М., 1970; Bogardus E.S. Analyzing changer in public opinion// J. of applied sociology. 1925. Vol. 9; Bogardus E.S. Measuring social distance//J. of applied sociology. 1925. Vol. 9. M.C. Косолапов.

ШКАЛА ГУТТМАНА (ГУТМАНА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШКАЛА ЛАЙКЕРТА (ЛИКЕРТА)

ШКАЛА ЛАЙКЕРТА (ЛИКЕРТА) - метод шкалирования соц.-психологич. характеристик индивидов, представляющий собой адаптацию тестового подхода к задачам измерения установки. Метод был предложен Р. Лайкертом (Ликертом) в 1932 г. и положил начало разработке суммирующих шкал установки. Процедура измерения установок очень проста. Респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым суждением из предложенного набора по пяти- или семибалльной шкале от "полностью согласен" до "полностью несогласен". Место респондента на итоговой шкале установки определяется суммой его откликов на каждое суждение, что и дало другое наименование Ш.Л. - метод суммарных оценок.  Отбор суждений для итоговой шкалы осуществляется в процессе измерения установки для респондентов из группы, аналогичной той совокупности, для к-рой строится шкала. Исходным пунктом расчетов служит гипотеза о том, что респонденты с высоким общим баллом должны в среднем относительно отдельного суждения набрать больше очков, чем респонденты с низким общим баллом. Отбираются из первичного набора только те суждения, к-рые обладают сильной дискриминирующей способностью относительно измеряемой установки. Обычно оценивается либо степень, с к-рой суждение различает индивидов с высокой и низкой установкой, либо величина корреляции отдельного суждения с интегральной шкалой, либо и то и другое. Эта процедура представляет собой один из вариантов известного анализа суждений (item analysis). Видно, что анализ данных,  отбор суждений, способ интерпретации балльных оценок полностью аналогичны тестовому подходу, основанному на классич. психометрич. модели. Существенным отличием Ш.Л. от шкал терстоуновского типа является то, что не определяются шкальные значения самих суждений. Неявно предполагается, что все они обладают одинаковыми (с точностью до знака) шкальными значениями (иначе баллы должны были бы складываться с соответствующими весами). Единственным явным требованием является наличие равного числа позитивных и негативных суждений. Поэтому здесь вообще не может идти речь о некой объективной точке отсчета для измерения установки. Ш.Л. довольно легко построить, она относительно надежна даже при небольшом количестве суждений. С ее помощью достигается порядковый уровень измерения  (интервальной только "по определению"). Шкала не гарантирует одномерности и не является репродуктивной, однако очень широко применяется в социология, и психологич. исследованиях.

Лит.: Процесс социального исследования М., 1975; Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М" 1977; Likert R.A. Technique for a meas of attitudes//Archive of Psychology. 1932. Vol. 7, № 40

M.C. Косолапов

ШКАЛА МНОГОМЕРНАЯ

ШКАЛА МНОГОМЕРНАЯ - шкала, применяемая в том случае, когда эмпирич. система с отношениями отображается в многомерную числовую систему. Большинство традиционных методов шкалирования использует предположение о наличии нек-рой одномерной характеристики, вдоль к-рой располагаются объекты измерения. Однако во многих случаях такой подход оказывается недостаточным - сложность социологич. объектов часто не позволяет пользоваться предположением о наличии одномерной характеристики, однозначно воспринимаемой всеми респондентами и используемой ими при измерении. Если соответствующие шкальные критерии (процедуры оценки неодномерности) показали многомерность соответствующей характеристики, то это приводит исследователя к следующим альтернативным решениям: а) ограничиться выводом, что с помощью одномерной модели измерение невозможно; б) разделить исходную совокупность стимулов (суждений, вопросов анкеты и т. д.) на группы, каждая из к-рых обусловлена одномерным параметром данной многомерной характеристики, и дальнейшее измерение вести вдоль каждого такого параметра отдельно; в) исключить респондентов или стимулы, без к-рых шкала может считаться одномерной (обычно так и поступают при формировании одномерных шкал), либо ввести предположение о Ш.м. Иначе говоря, необходимо предположить, что отношения в рассматриваемой эмпирич. системе носят такой характер, что при попытке отображения этой системы в числовую оказывается невозможным сохранить эти эмпирич. отношения, принимая во внимание только одномерные числовые системы (см. Шкала). Сохранение отношений удается осуществить только в том случае, если числовая система будет многомерной. В этом случае применяется Ш.м. С ее помощью каждому объект} измерения ставится в соответствие последовательность чисел.

Если объектами измерения являются стимулы (любые объекты, внешние по отношению к респонденту), удачной альтернативой одномерному континууму характеристики служит пространство восприятия. Пространством восприятия респондента (группы респондентов) наз. гипотетич. пространство, осями к-рого служат скрытые одномерные характеристики (свойства; измеряемых объектов, воспринимаемые респондентом (респондентами) и используемые им при

вынесении оценочных суждений об объектах. Измеряемые объекты при этом представляются точками в этом пространстве, а проекции соответствующих точек на оси являются шкальными значениями объектов по воспринимаемым характеристикам. Набор шкальных значений объектов измерений по группе одномерных параметров, предположительно входящих в изучаемую многомерную характеристику, еще не есть Ш.м. Здесь каждая одномерная числовая система является отображением отдельной эмпирич. системы с отношениями. Для превращения группы одномерных шкал в Ш.м. нужно еще решить задачу синтеза. Лит.: Сатаров Г.А., Каменский B.C. Общий подход к анализу экспертных оценок методами многомерного шкалирования//Статистические методы анализа экспертных оценок. М., 1977; Клигер С.А., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978; Косолапов М.С. Формирование признакового пространства с помощью многомерного шкалирования//Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982; Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М., 1983. М.С. Косолапов.

ШКАЛА ТЕРСТОУНА

ШКАЛА ТЕРСТОУНА - метод шкалирования соц.-психологич. характеристик респондентов (соц. установок, ценностных ориентации и т. д.), основанный на предварительном измерении шкальных значений набора суждений, отражающих различн. степень выраженности измеряемой характеристики. На этом этапе группой экспертов (практически ограничиваются группой в 50 чел.), представляющей собой модель исследуемой совокупности респондентов, осуществляется отбор и эталонирование предложенных суждений. Отбираются только те из них, к-рые получают наиболее согласованные оценки экспертов. Окончательно обычно отбирают от 15 до 30 суждений, шкальные значения к-рых равномерно покрывают весь континуум изучаемой установки. На втором этапе происходит само шкалирование установки индивидов. Для этого полный набор отобранных суждений в случайном порядке предъявляется каждому респонденту, к-рый выражает свое согласие или несогласие с каждым из предложенных суждений. Шкальное значение индивида (по изучаемой характеристике, установке) определяется как среднее шкальных значений тех суждений, с к-рыми он согласился.

Шкалы установок терстоуновского типа отучаются друг от друга процедурой эталонирования суждений. В классич. работе Л. Терстоуна (1929) для этой цели применялся метод равнокажущихся интервалов. Однако со временем стали применяться более обоснованные методы получения интервальных оценок суждений: последовательных интервалов и парных сравнений методы. Ш.Т. достаточно трудоемки и не нашли пока широкого применения в практике массовых социологич. Исследований.

Лит.: Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социалогической информации. М., 1978; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987; Thurstone L.L., Chave E.J. The measurement of attitude. Chicago, 1929. M.С. Косолапов.

ШКАЛЫ ОЦЕНОК

ШКАЛЫ ОЦЕНОК - наборы оценок, к-рые даются конкретным актам поведения. Распределяясь по соответствующему континууму, такие оценки носят либо резко отрицательный характер, либо (отражая воплощенные в подобной шкале критерии) могут быть социально нейтральными (норма), либо максимально положительными. Соц. оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д., разделяемых соц. общностями. Наглядным примером соц. оценки могут служить нормы права, к-рые сами располагаются (в отношении охраняемых правом соц. ценностей) по континууму от норм, поощряющих позитивное поведение (распределение соц. благ в зависимости от обществ. вклада индивидуального действия), и вплоть до норм уголовного права, наказывающих за социально опасные акты. Подобные, хотя и не формализованные, Ш.о. существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих соц. групп. Указанные стандарты оценок в совокупности образуют ту соц.-психологич. (обществ.) Ш.о., преломляясь через к-рую конкретный акт поведения заносится в определенную категорию (с позиций права, морали, профессиональной этики и т. д.). А.Д. Налетова.

ШКАРАТАН ОВСЕЙ ИРМОВИЧ

ШКАРАТАН Овсей Ирмович (1931) - российский социолог и историк, специалист в области соц. стратификации, социологии труда, соц. организации промышленного предприятия, социологии города. Соч.: НТР, рабочий класс,  интеллигенция. М., 1973; Проблемы социальной структуры рабочего класса. М., 1977; Промышленное предприятие. М., 1978; Социальная стратификация (в соавторстве с В.В. Радаевым). М., 1995.

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ АНАЛИТИЧЕСКАЯ - направление в зарубежной социологии, связанное с именем польского социолога Ф. Знанецкого (1882-1958). Позднее получило развитие в т. н. школе чикагской (см.). Рассматривая соц. действие человека в качестве основного объекта социологич. исследования, Знанец-кий подчеркивал значение анализа индивидуального сознания, особенно изучения механизмов осмысления и оценки индивидом ситуации, в к-рой он действует. Эта оценка, по его мнению, организует установки личности и тем самым обусловливает ее поведение. Ш. в с.а. трактует установки как ориентации, отношение индивида к соц. ценностям, к-рые, в свою очередь, определяются как объекты, имеющие значение для членов какой-либо соц. группы. Среди таких объектов представители Ш. в с.а. выделяют в качестве имеющих первостепенное значение для функционирования об-ва те относительно ясные и формальные правила, нормы поведения, при помощи к-рых группа регулирует действия своих членов. Метод социология, исследования, отстаиваемый Ш. в с.а., - аналитич. индукция, к-рый тесно связан с акцентом на изучение индивидуального, неповторимого внутреннего мира, установок, ценностных ориентации индивида, выраженных, напр., в личных, биографич. документах. В отличие от методов школы в социологии естественнонаучной (см.), к-рые опираются на индукцию через перечисление, на стати-стич. данные и их обобщение, пренебрегая изучением индивидуальных, конкретных единиц анализа, аналитич. индукция стремится выявить характерные черты рассматриваемого явления или процесса с помощью качественного исследования конкретных случаев и выделения определенных типов (метод типичных случаев). Она нашла свое развитие в биографич. методе и методе изучения отдельного случая. Теоретико-методологич. слабость Ш. в с.а. связана прежде всего с преувеличением роли представлений и установок индивидов как факторов, определяющих характер и содержание соц. процессов; с принципиальной недооценкой объективных соц. факторов и отношений. Отсюда и те трудности, с к-рыми сталкиваются последователи Ш. в с.а. при попытках органически сочетать анализ соц. поведения индивидов с обобщениями, относящимися к социетальным процессам. Н.Ф. Наумова.

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ - натуралистич. учения, в к-рых приписывается первостепенная роль в развитии об-в и народов их географич. положению и природным условиям. Крайней формой этого направления является механистический географич. детерминизм, строящийся на тезисе о почти полной обусловленности деятельности человека естественной средой. Ш. в с.г. абсолютизирует значение географич. среды (климата, рек, флоры, фауны, минеральных богатств) в жизни об-ва, настаивает на обусловленности обществ. бытия географич. факторами, не учитывает сложного взаимодействия человеческой деятельности со средой обитания. Вопросы о влиянии географич. среды на обычаи, нравы, образ правления и об-ществ.-историч. процессы рассматривались еще античными авторами. Дальнейшее развитие эти вопросы получили в эпоху становления капитализма. Наиболее развернутые социологич. теории в рамках Ш. в с.г. появились в XIX в. Ш. в с.г. эволюционировала от глобальных сопоставлений об-ва и природы к специальному изучению влияния различн. факторов географич. среды на конкретные обществ. процессы и явления. Для Ш. в с.г. характерна недооценка масштабов историч. деятельности человека по преобразованию природной среды в культурную и потенциала изменений, заложенного во внутреннем взаимодействии соц. и духовных факторов. В современной зап. социологии Ш. в с.г. представлена: в политич. географии и геополитике где отстаиваются идея пространственной обусловленности развития политич. структур, необходимость политич. экспансии гос-в ради приобретения "жизненного пространства"; в школах географии социальной (см.), к-рые начали анализировать воздействие человеческой деятельности на ландшафт, влияние освоения природы на развитие меж- и внутриобщинных связей, на специфику соц. организации пространства в городе и др. Из этого направления позднее выросли социогеография (см.), исследующая соц. группы в их единстве с географич. средой, и экология, социальная (см.). В целом Ш.в с.г. отличают антиисторизм и натурализм в поиске источников развития об-вa. А.Д. Налетова.

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ - направление внутри неопозитивистской социологии (см. Неопозитивизм в социологии), получившее распространение в США в 30-40 гг. XX в. Ее филос. основой послужили прагматизм и инструментализм амер. философа Дж. Дьюи (1859-1952). Представители этой школы (Дж. Ландберг, Р. Бейн, С. Додд) выступили с программой создания "научн. социологии" по образцу развитых физич. наук. Отсюда ряд специфич. нормативных требований к соц. исследованию: этич. нейтральность, натурализм в рассмотрении соц. явлений, к-рые уподоблялись объектам физич. наук, бихевиористская трактовка поведения человека, обязательная верификация понятий, использование математич. языка. Представители Ш. в се. вели острую борьбу со сторонниками интерпретативной социологии (Ф. Знанецкий, Р. Макайвер и др.), к-рые отстаивали уникальность предмета и метода соц. наук. Ш. в се. оказала противоречивое воздействие на развитие зап. социологии. С одной стороны, пропаганда естественнонаучн. методологии способствовала совершенствованию исследовательского инструментария, повышению точности и строгости полученных рез-тов, а с др. - увлечение количественными методами, процедурами измерения привело к засилью узкого эмпиризма; требование "этич. нейтральности" содействовало распространению аполитичности. М.С. Комаров.

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЧЕСКАЯ

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЧЕСКАЯ - направление в социологии конца XIX - нач. XX вв., отождествлявшее об-во с организмом и строящее объяснение соц. жизни на биологич. закономерностях. Об-во сравнивалось с организмом многими авторами (Платон, Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер). Но в отличие от своих предшественников представители Ш. в со. - П. Ф. Лилиенфельд (Россия), А. Шеффле (Германия), Р. Вормс, А.Зспинас (Франция) - утверждали, что "об-во и есть организм". Они подыскивали все новые аналогии. доказывая (в различн. вариантах) тождество об-ва и организма. Лилиенфельд приписывал об-BV все черты организма - единство, целесообразность, специализацию органов (роль кровообращения, напр., выполняет торговля, функции головного мозга - правительство). Шеффле рассматривал экономич. жизнь об-ва как обмен веществ в организме. В нач. XX в. концепции Ш. в со. утратили популярность на фоне новых подходов. По сравнению с попытками рассматривать об-во как продукт произвольного соглашения между индивидами органич. подход был известным шагом вперед. Однако в целом концепции Ш. в со. ненаучны. Их порок в том, что конкретно-историч. изучение соц. явлений заменялось произвольными аналогиями. Вводимые понятия были расплывчатыми, соц. закономерности подменялись биологич., целый ряд явлений обществ. жизни (конфликты, классовая борьба  и т. д.) совершенно игнорировался или объявлялся "болезнями организма". Обществ. развитие должно, по мнению сторонников Ш. в со., происходить путем эволюции. В.Б. Ольшанский.

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ - течение в зап. социологии 2-ой половины XIX - нач. XX вв. Основные положения Ш.р.-а. сводятся к следующим: соц. жизнь и культура - продукт расово-антропологич. факторов; расы не равны между собой, что обусловливает неравенство ("превосходство", "неполноценность", "опасность") создаваемых ими культурных ценностей; соц. поведение людей целиком или преимущественно детерминировано биологич. наследственностью; расовые смешения вредны для обществ. и культурного развития. А.Б. Гофман.

ШКОЛА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ

ШКОЛА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ - совокупность концепций в культурологии, этнографии и археологии, объединенная стремлением рассматривать историч. развитие культуры как пространственное перемещение ее отдельных элементов из нескольких центров - "культурных кругов".

Ш. к.-и. возникла как альтернатива линейному эволюционизму. Ее представители считают, что каждый элемент культуры возникает Однажды, в одном месте, независимо от воли человека. В соответствии с идеями диффузио-нистов (см. Диффузионизм) сторонники Ш. к.-и. видели возможность изменения в культуре только через диффузию. Они связывали культуру с определенным географич. ареалом.

Элементы культурно-историч. теории, в том числе и понятие "культурного круга", встречается в нем. историч. социологии, напр, в социологии истории и культуры А. Вебера.

Лит.: Штомпка П. Социология социальных измене-

ний. М., 1996 Н.Т. Кремлев

ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ

ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ - одно изпервых соц.-психологич. направлений, сложившееся в Германии в середине XIX в. Создатели - философ М. Лацарус (1824-1903), языковед X. Штейнталь (1823-1899). Основная идея: главная сила истории - народ, или "дух целого", выражающий себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т. д. Индивидуальное сознание - продукт этого целого, звено в некоей соц.-психологич. связи. Задача психологии народов как отдельной науки - познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по к-рым протекает духовная деятельность народов. Эти идеи были развиты и систематизированы В. Вундтом (1832-1920). В раннем варианте эта школа отстаивала субстанциальное существование "надындивидуальной души", подчиненной "надындивидуальной целостности", каковой является народ (нация). Теоретич. источники таких взглядов - филос. учение Гегеля о "нар. духе" и психология И. Ф. Гербарта. Вундт отказался от неопределенного понятия "дух целого" и придал психологии народов более реалистич. вид, предложив программу эмпирич. исследований языка, мифов и обычаев - своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов - описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности "глубинных слоев" духовной жизни людей. В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни (1835-1891). Она послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также франц. социологич. школы (см. Школа социологическая дюркгвймовская). Задавшись вопросом о природе социальности психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и соц. сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия "телесных влияний" на душу вызывают появление общих соц.-психологич. качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же "нар. духом". Это психологич. сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно, возможно лишь описание его проявлений. Для Вундта народное сознание представляло собой "творческий синтез" индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности. Постановка социологич. проблем и попытка их комплексного решения с привлечением психологии, этнографии, лингвистики и филологии относятся к заслугам этой школы.

Лит.: Вундт В. Введение в психологию. М., 1912; Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974. Д.В. Ольшанский.

ШКОЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДЮРКГЕЙМОВСКАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА)

ШКОЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДЮРКГЕЙМОВСКАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА) - направление во франц. социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг журнала "LAnnee sociologique" (I серия журнала - 1898-1913 гг.; II серия - 1925-1927 гг.). В статьях, принадлежащих гл. обр. сотрудникам журнала, в рецензиях (занимавших большую часть объема журнала) и монографиях сотрудников школы отстаивались принципы позитивистской социологии, сформулированные главой школы. Материал в журнале располагался в рубриках, отражавших взгляд Дюркгейма на внутреннюю дифференциацию социология, знания: общая социология, социология религии,  юри-дич. социология, социология морали,  соц. морфология, разное. Основное место занимала рубрика "Социология религии". Хотя не все представители школы были ортодоксальными дюркгеймианцами, школа отличалась относительно высокой степенью интеграции, поддерживаемой общностью теоретич. воззрений, активной работой в журнале, разделением труда и специализацией в определенных предметных областях, научн. авторитетом Дюркгейма, дружескими связями и т. д. Деятельность школы была новым явлением во франц. университетской системе с ее традиционно индивидуалистским стилем научн. работы. Именно благодаря деятельности школы институционализация социологии во франц. системе образования осуществлялась в дюркгеимовскои версии, несмотря на наличие конкурирующих направлений в академия, социологии Франции. Ядро школы среди социологов составляли М. Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя), С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс. Поскольку социология мыслилась Дюркгеймом и его последователями как "система, корпус соц. наук", к участию в школе были привлечены видные экономисты (Ф. Симиан и др.), правоведы (Э. Леви, П. Ювелен, Ж. Рей и др.), историки культуры (М. Гране и др.), лингвисты (А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес) и т. д. Как более или менее единое направление эта школа просуществовала до наяала второй мировой войны. В выходящей с 1949 г. III серии журнала "LAnnee sociologique" характерные черты школы утрачены, а дюркгеймовская социологич. традиция существует наряду с другими. Лит.: История буржуазной социологии первой половины XX в. М., 1979; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Дюркгейм Э. Социология. М., 1995; Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977; Осипова Н.Г. Предмет социологии во Франции. М., 1997; Clark T. Prophets and Patrons: the French university and the emergence of social sciences. Camb. (Mass.), 1973; The sociological domain: The Durkheimians and the founding of French sociology. (Ed. by P. Besnard). P., 1983. А.Б. Гофман.

ШКОЛА ФРАНКФУРТСКАЯ

ШКОЛА ФРАНКФУРТСКАЯ - одно из течений в неомарксизме (см.), организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося М. Хоркхаймером (с 1931 г.) Ин-та соц. исследований во Франкфурте-на-Майне и вокруг руководимого им (с 1932 г.) институтского "Журнала соц. исследований". Главные теоретич представители Ш.ф. - М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас. Теоретич. истоки Ш.ф. - марксизм, истолкованный молодым Д. Лукачем в "лево"-неогегельянском духе ("История и классовое сознание" , 1923 г.), и "левый" фрейдизм, принявший в Германии форму фрейдомарксизма, а во Франции - сюрреализма (А. Бретон). Г. Маркузе, бывший одно время учеником философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера, привнес в теорию Ш.ф элементы "хайдеггер-марксизма"; наконец, в неомарксизме Ш.ф. отчетливо фиксируются элементы заимствований из ницшеанства и ницшеански ориентированной антропологич. соц. философии и социологии (X. Фрайер и др.). Сквозные мотивы теории Ш.ф. - проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности ("рационализации"), восходящая к М. Веберу. Однако уже у Лукача, за к-рым пошли теоретики Ш.ф., она получила совершенно иной оценочный знак и сомкнулась с проблематикой отчуждения. Основная соц.-филос. тема Ш.ф. - тема "позднего капитализма" - с характерной для него "фашизоидностью" (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Основная социологич. и соц.-психологич. тема Ш.ф. - "авторитарная личность" : теоретич. концептуализация этого понятия (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологич. исследования доказать, что понятию "авторитарная личность" действительно соответствует определенная человеческая реальность. Основная методологич. тема Ш.ф. - антипозитивизм, принявший здесь самую крайнюю форму - форму отрицания всей "традиционной" науки (как естественной, так и соц.), расцениваемой как основной инструмент капиталистич. эксплуатации и угнетения, как наиболее адекватное воплощение "бурж. идеологии". Лит.: Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978. Ю.Н. Давыдов.

ШКОЛА ЧИКАГСКАЯ

ШКОЛА ЧИКАГСКАЯ - сложившееся в амер. социологии в 20-е гг. XX в. направление, связанное с именами Р. Парка, Э. Берджесса, Р. Маккензи, Г. Зорбо, Л. Вирта и др. исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии Чикагского ун-та. Чикагские социологи внесли существенный вклад в развитие эмпирия, социологич. исследований и в становление социологии города. Парк и Берджесс - авторы первого учебника по социологии. Система взглядов основоположника ш. Р. Парка сложилась, с одной стороны, под воздействием социологич. идей Г. Зиммеля, с др. - под влиянием распространенных в то время в США идей социалдарвинизма. Парк выделял два уровня взаимодействия между индивидами - биотический и культурный. Продуктом биотич. взаимодействия, аналогичного взаимодействию в природных популяциях, Парк считал общину, утверждал, что в человеческом сооб-ве борьба за существование, естественный отбор,  адаптация "к среде выступают в превращенной форме экономии, конкуренции, предполагающей разделение труда  и кооперацию, рез-том чего оказывается специфич. пространственное распределение населения и ресурсов. Продуктом культурного взаимодействия, к-рое понималось как межличностное взаимодействие, коммуникация, Парк считал об-во, т. е. совокупность организованных обычаев, чувств и соц. установок. Биотич. уровень взаимодействия, к-рый должна изучать "человеческая экология", лежит, по Парку, в основании культурного уровня взаимодействия, выступающего объектом изучения социологии. В центре внимания Ш.ч. были проблемы отклоняющегося поведения, соц. контроля, поддержания консенсуса. Стремясь превратить социологию из философии истории в экспериментальную науку об об-ве, социологи проводили многочисленные эмпирич. исследования в г. Чикаго, к-рый именовали "соц. лабораторией". Эти исследования касались жизни общин сельских и иностранных мигрантов, проблем их адаптации к городской среде, различн. форм отклоняющегося поведения, дезорганизации семьи, юношеской преступности, бродяжничества и др. Город в концепции чикагских социологов трактовался как стихийно развивающийся организм, приобретающий под воздействием биотич. процессов, к-рым подвергалось городское население, специфич. соц.-экономич. организацию. Берджесс, широко применявший в своих исследованиях метод картографирования, представил соц.-пространственную организацию города в виде четырех концентрич. зон (переходной, промышленной, жилой и пригородной), расположенных, подобно кольцам, вокруг городского ядра - Центрального делового района. Зоны различались по типу застройки, экономич. функциям, по соц. и профессиональному составу населения. В кон-Че 30-х гг. Л. Вирт предложил новый ракурс социологич. исследования города, выдвинул на первый план понятие городского образа жизни. Идеи Щ-ч. получили развитие в 50-60-х гг. в работах А.Хоули и представителей "неоэкологического" поколения - О. Дункана, Л. Шноре и др.

ШЛЯПЕНТОХ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ

ШЛЯПЕНТОХ Владимир Эммануилович (1926) - российско-амер. социлог, проф. Мичиганского штатного ун-тета (Зап. Лансинг, США). Основные направления научн. исследований - советская социология, обществ. мнение, соц. ценности, социологич. методы, социология медицины. Соч.: Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М., 1973; Территориальная выборка в социологических исследованиях. М., 1930.

ШОЙХ (SCHEUCH) ЭРВИН

ШОЙХ (SCHEUCH) Эрвин (1928) - нем. социолог, проводил исследования по теоретич. и методологич. проблемам соц. науки, исследования влияния соц. контекста на индивидуальное поведение. Соч.: Social Context and Individual Behavior. N.Y., 1969; Historical Social Research (with J. Clubb). L., 1980.

ШОМБАР ДЕ ЛОВ (CHOMBART DE LAUWE) ПОЛЬ АНРИ

ШОМБАР де ЛОВ (CHOMBART DE LAUWE) Поль Анри (1913) - франц. социолог. Крупномасштабные социологич. и соцэтнологич. исследования, проводившиеся под руководством Ш. де Л. - исследование парижской агломерации, жизни рабочих семей, исследование образа женщины, складывающегося в современном об-ве. Его работы теоретического характера касаются проблем изменения культуры и образа жизни об-ва под воздействием, с одной стороны, урбанизации и НТР, с другой - соц.-психологич. процессов, характеризующих активность субъектов деятельности, индивидов и соц. групп. Культуру Ш. де Л. рассматривает не столько под углом зрения воспроизводства ее институционализированных форм, сколько в аспекте ее творения людьми, трансформации, динамики. Путь к раскрытию механизма культуросозидающей деятельности людей, заключающей в себе источник революционализации обществ. отношений, лежит, по мнению Ш. де Л., через изучение и анализ интересов, потребностей, ориентации, стремлений индивидов и соц. групп, к-рые преломляются через их ценностные системы. Соч.: Paris et agglomeration parisienne. P., 1952; La fin des villes: Mythe on rcalite. P., 1982. O.E. Трущенко.

ШПЕНГЛЕР (SPENGLER) ОСВАЛЬД

ШПЕНГЛЕР (SPENGLER) Освальд (1880- 1936) - нем. философ, представитель философии жизни; философ истории и культуры; соц. философ и публицист, автор широко известного труда "Закат Европы", в к-ром пророчил неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. Философия истории Ш. строится на основе специфического истолкования культуры, к-рая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на 8 типов, каждый из к-рых вырастает на основе своего собственного уникального "прафеноме-на" - способа "переживания жизни": египетская, индийская,вавилонская, китайская,греко-римская, византийско-арабская, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура; во-вторых, - как подчиненная жесткому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и "закат". На основе этой ритмики в пределах общего "цикла" эволюции каждой из вышеупомянутых культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры - собственно "культура" и этапы ее нисхождения - цивилизация; первый из них характеризуется "органическим" типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - соц. и политич., религиозной и этич., художественной и научн., второй - "механическим" типом эволюции, представляющим собою "окостенение" органич. жизни культуры и ее распад. Соч.: Закат Европы. М., 1993. Ю.Н. Давыдов.

ШТЕФАНИК (STEFANIK) АНТОН

ШТЕФАНИК (STEFANIK) Антон (1877-1964) - словацкий социолог, политик, публицист. Разрабатывал т. н. социографию Словакии (интереснейшая попытка социологич. описания Словакии в период 1890-1940 гг.), исследовал проблемы социологии нац. отношений. Н.П. Нарбут.

ШУБКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ШУБКИН Владимир Николаевич (1923) - российский социолог и философ. Проблематика научн. исследований: количественные методы  в социологии; социологич. аспекты экономики, соц. факторы, их роль в экономич. развитии; социологич. проблемы перехода от образования к труду; начало трудовой деятельности, отношение к труду;  соц. проблемы молодежи и др. Под руководством Ш. в Сибири проведены фундаментальные, имеющие важное теоретико-методологич. и практич. значение исследования по количественным методам в социологии, по соц. проблемам молодежи, образования, проф. ориентации, прогнозирования. Разработанная Ш. методика проведения социологич. исследований легла в основу панельных и лонгитюдных обследований, проводившихся в СССР и странах социалистич. содружества. Им проведен ряд исследований по проблемам молодежи и образования, соц. прогнозирования и планирования. Под научн. руководством Ш. проведены крупные междунар. исследования по соц. проблемам молодежи, формированию пополнений рабочего класса. Соч.: Количественные методы в социологии (в соавторстве). М., 1966; Социологические опыты. М., 1970; Начало пути. М., 1979; Молодежь вступает в жизнь (в соавторстве с Г.А. Чередниченко). М., 1985; Насилие и свобода М., 1996.

ШЮЦ (SCHIITZ) АЛЬФРЕД

ШЮЦ (SCHIITZ) Альфред (1899-1959) - австр. философ и социолог, основатель социологии феноменологической (см.). Ш. предложил собственную версию социологии понимающей (см.), в к-рой проследил процессы становления человеческих представлений в соц. мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных конструкций соц. наук, содержащих эти значения в преобразованном, "вторичном", виде. Тем самым Ш. пытался решить задачу - восстановить связь абстрактных научн. категорий с "жизненным миром", миром повседневности, непосредственности знания и деятельности. Однако, упустив из виду реальные материальные процессы соц. жизни, Ш. пошел по пути онтологизации конституированных значений и создания нового варианта соц. онтологии в традиции антинатуралистических "наук о духе". Соч.: Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988, № 2; Collected Papers. I-III. Hague. 1962-1966; The Phenomenology Of The Social World. L., 1972; The Structures Of The Life-World (with T. Luck-mann). L., 1974. Л.Г. Ионин.

Предыдущая страница Следующая страница