Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАЦ"-"НРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАЦ"-"НРА")

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ - форма нац. самоопределения, предсталяющая собой обществ. объединение людей, относящих себя к определенным нац. (этнич.) общностям, на основе их волеизъявления и добровольной самоорганизации в целях реализации их нац. (нац.-культурных) интересов. В Российской Федерации нац.-культурная автономия основывается на принципах, получивших отражение в федеральном Законе "О нац.-культурной автономии" (июнь 1996 г.). В их числе: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнич. общности; самоорганизация и самоуправление; многообразие форм внутренней организации нац.-культурной автономии; сочетание обществ. инициативы с гос. поддержкой; уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различн. общностей; законность. При этом Закон утверждает, что если междунар. договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом, то применяются правила междунар. договора. Лит.: Закон Российской Федерации "О национально-культурной автономии". Жизнь национальностей. 1996, № 6. В.Н. Иванов.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - термин, производный от слова "нация" (см.), но употребляющийся в более широком смысле. В рус. языке понятие "Н." используется в двух основных значениях. 1. Для обозначения народностей (см.), наций и др. этнич. общностей и групп, населяющих страну; к племенам оно обычно не применяется. В правово-политич. смысле это понятие относится только к коренным национальностям России, имеющим те или иные формы нац.-территори-альной автономии. 2. Для обозначения принадлежности к.-л. человека или группы людей к определенной народности или нации, в т. ч. в переписях населения, в системе паспортного и анкетного учета населения и т. п. В западноевропейских языках понятие "Н." используется гл. обр. для обозначения гос. принадлежности людей (подданства); для обозначения этнич. принадлежности нередко применяется выражение "этнич. национальность" (ethnic nationality). В прошлом термин "Н." использовался также для обозначения этнич. общностей, стадиально предшествовавших нации, т. е. в смысле народности. В.И. Козлов

НАЦИЯ

НАЦИЯ (от лат. natio - народ) - тип этноса (см.), характерный для развитого классового об-ва. Возникновение Н. исторически связано со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнич. (нац.) самосознания. Первые европейские Н. формировались в границах централизованных гос-в, на базе одной или нескольких близких в этнич. отношении народностей (см.), напр., франц. Н. - из северофранцузов и провансальцев. На востоке и юго-востоке Европы формирование Н. началось внутри полиэтнич. гос-в (Австро-Венгрия, Турция, Россия); окончательное политич. оформление Н. получили здесь в рез-те возникновения более или менее однонац. гос-в (Польша, Румыния и др.) или автономий внутри многонациональных гос-в (напр., союзные и автономные республики в СССР). В странах Америки Н. формировались из групп разно-этнич. европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в разной степени с индейцами и неграми. Основным языком этих Н. обычно становился язык метрополии (Испании, Португалии, Англии и др.), а рамками их формирования - границы возникших гос-в. Во многих странах Азии и Африки формирование Н., развернувшееся главным образом после освобождения их от колониальной зависимости, еще не вполне завершено. В отечественной социологии долгое время господствовало определение Н. как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономич. жизни и психич. склада, проявляющегося в общности культуры. Однако с середины 60-х гг. это определение стало уточняться и дополняться, напр., признаком нац. (этнич.) самосознания, связываться с общим понятием этноса. В настоящее время, определяя Н., часто делают упор не на этнич. признаки, а на признаки стадиальные или этносоц., отличающие Н. от исторически предшествовавшей ей народности. К этим признакам относится унификация языка, гл. обр. в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информацииразвитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-соц. состава, соответствующего эпохе промышленно-научн. развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономич. общности в рамках своих нац. гос-в. Лит.: Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации//Вопр. истории. 1967, № 1. В.И. Козлов

НЕОБИХЕВИОРИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

НЕОБИХЕВИОРИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - общеметодологич. ориентация позитивистского характера, распространенная в амер. социологии. Н. возник в психологии в 30-е гг. XX в. (К. Холл, Э. Толмен), когда стала очевидной несостоятельность классич. бихевиоризма - невозможность описания поведения человека только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них. В бихевиористскую схему "стимул - реакция" (S-R) Н. ввел опосредствующее звено, т. н. промежуточные переменные психологич. содержания и усложнил схему (S-О-R). В остальном Н. разделял принципы классич. бихевиоризма. Н. в социологии не вылился в сколько-нибудь оформленные концептуальные рамки - его задача заключалась в том, чтобы избежать теоретизирования, сделав упор на позитивистски трактуемом конкретном знании, представленном в виде верифицируемых "протокольных фактов". Это проявилось в потоке многочисленнных прикладных исследований отдельных достаточно локальных проблем. Постулируя наличие "промежуточных" переменных, сторонники Н. отказывались от их анализа, упрощая свою задачу до фиксации стимулов и наблюдаемых в ответ "элементов поведения". В наибольшей степени это проявилось в изучении таких конкретных сфер, как социология организаций,  разделения труда, бюрократии и т. п. Немногочисленные обобщения конкретных данных с позиций Н. наиболее полно выражены в т. н. теории соц. обмена (Дж. Хоманс, П. Блау, Д. Адаме и др.). Стоя на позиций "предельного психологич. редукционизма" Хоманс считает социологию вторичной, производной от психологии наукой. В психологии же для него наиболее продуктивен именно Н., дающий возможность вычленить наблюдаемые "элементарные единицы" поведения. "Теория соц. обмена" базируется на парадигме научения и оперантного обусловливания Б. Скиннера и следует основному для бихевиоризма закону эффекта. Здесь он выступает в виде "закона выгоды", к-рому подчинен соц. обмен - "универсальный принцип обществ. жизни". Поведение человека описывается совокупностью "выплат" (реакций) на те или иные "награды" (стимулы), к-рые он получает: удачный "обмен" закрепляется и воспроизводится, неудачный опыт отбрасывается. Все, что находится "между" стимулами и реакциями, объявляется сторонниками Н. хотя и чем-то существующим, но не поддающимся анализу объективными социологич. методами и, следовательно, ненаучным. Лит.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетни. М, 1974; Homan J.K. Sentimentals and activities. N.Y., 1962; Blau P.M. Exchange and power in social life. N.Y., 1964. Д.В. Ольшанский.

НЕОМАРКСИЗМ

НЕОМАРКСИЗМ - течение обществ. мысли (30-70-е гг. XX в.). Н. неоднородное и противоречивое течение. Для него характерна смесь марксизма с элементами неогегельянства, ницшеанства и др. вариантами "философии жизни [большинство представителей школы франкфуртской (см.)], с "левым" экзистенциализмом (Ж.-П. Сартр), неофрейдизмом (см.) как в либерально-гуманистической трактовке (Э. Фромм]. так и в анархо-радикальном духе "сочетания соц.-политич. революции с тотальной сексуально-культурной" революцией (Г.Маркузе, В. Райх), со структурализмом (Л. Гольдманмр филос. герменевтикой (Ю. Хабермас) и проч. В США и Англии 60-х гг. Н. выступил и как осоая социологич. тенденция, критически противостоящая официальной социологии (Ч. Н. Бирнбаум, А. Гоулднер и др.). Излюбленные философские категории Н. - отчуждение и овеществление к-рым придана апокалиптическая всеобщность. С позиций, близких к социологизму вульгарному (см.), общеметодологические категории и логика редуцируются им к исторически и классово обусловленным соц.-экономич. явлениям и интересам, вся современная наука оценивается как воплощение духа капитализма, утонченное орудие эксплуатации в руках господствующих классов и самый глубокий источник подавления человека. Таков исторический рез-т усиленного внедрения инструментальной рациональности науки, преуспевшей в установлении господства человека над природой, во все сферы соц. и культурной жизни. Вследствие этого первоначально освободительные импульсы научного сознания превратились во всепроникающую идеологию господства человека над человеком. А.Д. Ковалев.

НЕОПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

НЕОПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - теоретико-методолог. ориентация в социологии, опирающаяся осознанно или неосознанно на философские положения логич. позитивизма. Его основные принципы: 1) соц. явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и соц.-историч. (натурализм); 2) методы соц. исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм); 3) "субъективные аспекты" человеч. поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм); 4) все научн. понятия должны определяться операционально (операционализм); 5) все соц. явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация); 6) социология как наука должна быть освобождена от ценностных суждений и связи с идеологией (методологич. объективизм). Н. представляет собой не единую школу, а скорее нек-рую общую ориентацию, сторонники к-рой называют себя представителями "научн. социологии" или "естественно-научн." направления в социологии. Возникнув первоначально на базе Венского кружка ("физикализм" и концепция эмпирич. социологии" О. Нейрата), это течение, отказавшись от своего первонач. ригоризма, оказало затем значительное влияние на амер. социологию (Д. Ландберг, С. Чэпин, С. Додд, и др.). Лит.: Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1965; Комаров М.С. Новейшие тенденции развития позитивистско-натуралистической социологии//Новейшие тенденции в современной немарксистской социологии. М., 1986; Half penny P. Positivism and sociology. L., 1982; Blalock H. Dilemmas of social science. N.Y., 1986. И.С. Кон

НЕОПСИХОАНАЛИЗ

НЕОПСИХОАНАЛИЗ - 1. Обычно синоним неофрейдизма (см.), употребляется редко. 2. В 1951 г. возник в Германии как название одного из течений в клинич. психоанализе, представители к-рого пытались синтезировать различн. методы анализа неврозов. С.К. Рощин

НЕОТЕХНОКРАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОФРЕЙДИЗМ

НЕОФРЕЙДИЗМ - течение, частично отошедшее от ортодоксального учения 3. Фрейда (см. Психоанализ) и представление группой психоаналитиков (А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан), к-рые пытались смягчить биологизаторскую сущность фрейдизма, предложив учитывать в психоаналитич. концепциях личности роль соц.-культурных факторов. Адлер, Хорни и Фромм делали акцент на зависимости психич. развития личности от обществ. условий, а в концепции Салливана в качестве основного фактора, определяющего развитие и поведение личности,  избраны межличностные отношения.  Лит.: Клеман К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976; Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С.К. Рощин.

НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ

НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ - термин употребляемый для обозначения различн. вариантов пересмотра в современной социологии, культурной и соц. антропологии идей эволюционизма (см.) XIX в. (Г. Спенсер, Э. Б. Тайлор и др.). Среди течений Н. наиболее известны - эволюционный "культурный материализм"  (в амер. культурантропологии и археологии), особое внимание уделяющий истории развития технико-экономич. базы культуры (Л. Уайт, Г. Чайлд, М. Салинс Э. Сервис, М. Харрис, Дж. Стюард, Л. Бинфорди др.), и эволюционный функционализм (Т. Парсонс, Р. Белла, Н. Смелсер, С. Эйзенштадт и др.). развивающий в конкретно-историч. плане универсальную модель структурной дифференциации Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, основанную на усложнении обществ. разделения труда. В отличие от глобальных схем эволюционизма XIX в., включавших всякое явление в мировой эволюционный прогресс и опиравшихся на принцип непрерывности и безграничности прогрессивного накопления изменений, Н. перемещает акцент на системность и локальную индивидуальность изменяющихся соц. форм, вводит принцип прерывности изменений и исходит из многолинейности эволюции. Различая процессы локальных культурных изменений и тенденции развития человеческой культуры в целом (коренные сдвиги как общий источник культурного формообразования), культурантропологич. Н. разрабатывает понятия "специфической и "общей" эволюции. Традиционно рассматривая соц. революцию как продолжение биологич., Н. для объяснения происхождения человеческой культуры, разнообразия "соц. форм" и т. п. привлекает новые данные специальных наук, рез-ты эмпирич. исследований по сравнительной этологии, классификации и сравнительному изучению сообществ приматов и проч. От эволюционизма ХIX в. Н. унаследовал понимание эволюции как процесса увеличения дифференциации и сложноет v ганизации обществ. жизни. Но эту концепцию Н. расценивает как простое эмпирич. знание о развитии более сложных соц. форм из менее сложных, выделяя при этом три основных процесса: дифференциацию социокультурных структур, специализацию социокультурных функций и интеграцпю этих структур и функций в новые уровни организации. Н. пытается преодолеть ограниченность старого эволюционизма путем разработки понятия "открытой" системы, учитывающей влияние внешних факторов, случайных и катастрофич. событий; путем объединения предже соперничавших теоретико-методологич. ориентаций - эволюционизма, диффузионизма и функционализма - в сочетании с методом сравнительно-историческим (см.) проверки гипотез. Лит. Штомпка П. Социология социальных изменений М., 1996; Evolution and culture. Ann Arbor, 1960; Parsons T. The evolution of societies. Englewood Cliffs, 1977; Alexander R.D. Darwinism and human affairs. L., 1979; Harris M. Cultural materialism: the struggle for a science of culture. N.Y., 1980; Hallpike C.R. The principles of social evolution. Oxf., 1986. А.Д. Ковалев.

НИСБЕТ (NISBET) РОБЕРТ

НИСБЕТ (NISBET) Роберт (1913) - амер. социолог неоконсервативной ориентации. Социология, по Н., несмотря на ее бесспорную сопричастность научн. прогрессу и духу модернизма, а также несмотря на либерально-демократические устремления ее виднейших представителей, представляет собой, по крайней мере в своей главной традиции, консервативную реакцию на возникновение капиталистич. формации. В этом заключается "парадокс социологии". Социологич. познание трактуется Н. как "форма искусства". Признавая своеобразие исследовательских методов социологии, Н. тем не менее сближает процесс соц. познания с художественным творчеством. Антипозитивистские установки (см. Антипозитивизм в социологии) социологич. концепции Н. связаны с негативной оценкой им роли науки как одного из источников кризиса современной зап. культуры. Соч.: The Sociological Tradition. N.Y., 1961; Social Change And History. L, 1969; Sociology As An Art Form. L., 1976; History Of The Idea Of Progress. N.Y., 1980. M.C. Комаров

НОВАК (NOWAK) СТЕФАН

НОВАК (NOWAK) Стефан (1925) - польск. социолог, автор классич. трудов по проблемам теории и методологии социологических исследований. Соч.: Metodologia bodaii socjologicznych. Warszawa, 1970.

НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОМИНАЛИЗМ

НОМИНАЛИЗМ - филос. учения и ml лы, согласно к-рым реально существуют единичные предметы, а общие понятия являются лишь их именами.

НОМИНАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

НОМИНАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ - теоретич. и методологич. ориентация, сущность к-рой заключается в том, что источником, единственным субъектом соц. объявляются индивид и его соц. действие, в связи с чем за понятиями, выражающими любое соц. целое (об-во, организация, группа и т. д.), отрицается онтологии, содержание. В методологич. плане это означает, что исходным элементом социологич. анализа должно быть не соц. образование как самостоятельное целое, а индивид и его соц. действие, из к-рого должны выводиться характеристики соц. процесса. Классич. выражение Н.с. получил у М. Ве-бера, к-рый считал, что любое соц. образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, систему специфич. действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл. Такими понятиями, как "об-во", "феодализм" и т. д., социология обозначает определенные виды человеческого совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям отдельных индивидов. В современной социологии номиналистич. ориентация осуществляется прежде всего в "теории соц. действия" (см. Действие социальное), где соц. система рассматривается как соц. система действий индивидов (см. Система действия), как система мотивированного человеческого поведения. В то же время нек-рые интерпретации соц. действия, напр., структурно-функциональная (Т. Парсонс), связаны с определенным нарушением номиналистич. принципов. Это выражается, напр., в утверждении, что отдельные деятели могут объединяться в системы, свойства к-рых невыводимы из свойств самих деятелей или что в сложных соц. системах в качестве единиц структуры (т. е. "деятелей") выступают не индивиды, а коллективы или "комплексы норм и ценностей". Лита: Weber M. Schriften zur theoretischen Soziologie. М. 1947; Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Koln, Н.Ф. Наумова.

НОРМА

НОРМА (от лат. norma - образец) - 1. Мера, образец, средняя величина  ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биологич., технич., соц. системах.

НОРМАТИВИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

НОРМАТИВИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ - методологии, подход при изучении обществ. явлений. Н.с. возник в рез-те синтеза идей ряда социология, школ: изучения традиционного об-ва и механизмов его функционирования в трудах Г. Спенсера, У. Самнера, Ф. Боаса, Э. Дюркгейма, психология, схемы объяснения человеческих действий на основе подражания (Г. Тард и др.) и типологии форм рациональности человеческого поведения, разработанной М. Вебером. Концепция Н.с. наиболее полно развита в теории соц. действия Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, в понятии соц. нормы находит теоретич. объяснение факт единообразия человеческого поведения, имеющий место, несмотря на бесконечную вариабельность индивидуальных мотивов действия. Это не только представление людей о должном, желательном и т. п., но и прежде всего стандарт действия, регулирующий поведение людей в определенной соц. сфере и характеризующий принадлежность человека к конкретной соц. группе. Соц. норма - это то, что независимо от индивидуальных оттенков делает поступки разных людей с различ. субъективным значением этих поступков для каждого индивида действием определенного типа. Это и есть "социальное" в действии, делающее врача врачом, ученого ученым, офицера офицером и т. д. Нормы устанавливают допустимые границы деятельности, к-рые являются вместе с тем и условиями принадлежности в группе (см. Нормы социальные). М.А. Киссель.

НОРМАТИВЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

НОРМАТИВЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - научно обоснованные характеристики оптимального состояния соц. процесса (или одной из его сторон), полученные на основе учета объективных закономерностей соц. развития. Конкретно-историч. характер Н.с. заключается в том, что они отражают потребности и возможности обществ. развития на заданном этапе и соответственно могут (и должны) изменяться в перспективе. В своей основе они имеют четкую количеств. и качеств. определенность, к-рая представляет собой величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития планируемого процесса. Лит.: Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование.  М., 1984; Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск, 1984. Ж.Т. Тощенко

НОРМЫ В НАУКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОРМЫ ГРУППОВЫЕ

НОРМЫ ГРУППОВЫЕ - правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желательном. Вырабатываются в рез-те совместной групповой деятельности и общения, связаны с групповыми ценностями и сформулированы на их основе. По своему содержанию Н.г. представляют групповую модификацию общезначимых норм и специфич. представления о должном поведении в конкретных групповых ситуациях. Усвоение Н.г. и следование им является показателем включенности индивида в группу. Нарушение Н.г. преследуется групповыми санкциями. Лит.: Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. Г.С. Антипина.

НОРМЫ МОРАЛЬНЫЕ

НОРМЫ МОРАЛЬНЫЕ - особый вид норм социальных (см.), нормы поведения людей, формирующиеся без участия к.-л. директивных инстанций, совместным творчеством множества людей (масс), как итог "естественного отбора" их суждений о различн. образах поведения. В основе обязывающего (прескриптивного) значения, к-рым обладают Н.м., лежит сила личных убеждений людей и обществ. мнения. Принадлежа к сфере обществ. "волевых отношений", реализуя избирательное отношение к различн. вариантам поведения (способам волепроявления) и выступая практич. критериями такого отношения к ним, Н.м. утверждают одни их типы как положительные, должные в противовес др. отрицательным, недолжным и тем ориентируют людей в их обществ. активности, служат одним из эффективных средств обеспечения устойчивой жизнедеятельности об-ва. По своей объективной сути Н.м. это специфич. форма согласования свободы (волеопределения) индивидов с общими потребностями, интересами и волей тех или иных соц. общностей-субъектов (классов, групп, коллективов, слоев), а следовательно, и с исторически изменяющейся обществ. необходимостью. В конкретных формах Н.м. представляют собой выражения обобщенных, типизированных образцов (моделей, стандартов, алгоритмов) поведения людей в известной обстановке. Н.м. бывают иногда объединены в кодексы и переданы четкими, запоминающимися словесными формулировками. Таковы морально-религиозные "заповеди Моисея" и заповеди христианской "Нагорной проповеди", таковы многочисленные "кодексы чести" (напр., офицерские) и др. Но формулировки моральных кодексов - не единственный способ фиксации нормативного содержания морали. Н.м. бытуют в нравственном сознают людей в целом без жесткого словесного оформления и, сохраняя единство своего смысла, передаются различн. слововыражениями. Нек-рые нормы, даже важнейшие, могут вообще не осознаваться в полной мере, не попадать ни в какие кодексы и действовать латентно (см. Мораль). При этом Н.м. существуют не только в сознании. а и объективированно - в поступках, поведении, моральных качествах личности, в нравственных позициях и отношениях людей. Спосоо-ность Н.м. к такой объективации как раз и делает их действительными регулятивами личностной активности и всей обществ. жизни. Классифицировать Н.м. необходимо в первую очередь по принадлежности к различн. системам морали, а следовательно, также по принадлежности к тем соц. общностям, чьи интересы проводят в жизнь определенные моральные системы. Внутри отдельных систем Н.м. поддаются классификации по степени общности и по областям нравственной регуляции. Лит.: Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. М., 1978; Osowska M., 1970. Р.В. Петропавловский.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ - соц нормы, регулирующие отношения между управляющими и управляемыми. Для регламентации управленч. отношений нередко создаются специально для этого предназначенные нормы. Они применяются в сочетании с основной массой общих правил, предопределяющих поведение людей и организаций. Н.у. создаются органами гос-ва, обществ. организациями, а также практикой общения. Важную роль в их формировании играют сами организации, внутри к-рых формируются локальные нормы, фиксируемые в приказах, инструкциях, распоряжениях, традициях. В этих актах уточняются права и обязанности, устанавливаемые в общих соц. нормах. Н.у. являются той основой, на к-рой базируются организованность и дисциплина. Лит.: Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. B.C. Толстой.

НРАВСТВЕННОСТЬ

НРАВСТВЕННОСТЬ - то же что и мораль. Большинство исследователей не различает этих понятий. Однако в прошлом и настоящем были и есть попытки их разграничения. Гегель, усматривая в морали и Н. две ступени развития "объективного духа" связывал первую с внутренней стороной воли человека (его личными убеждениями, мотивами поведения, целями, намерениями), вторую - с диалектич. единством всеобщей и единичной воль, проявляющихся в семье, "гражданском об-ве", гос-ве. В отечественной литературе встречаются разграничения такого рода: мораль - это известные нормы сознания, а Н. - их реализаций в поведении людей; мораль - форма внешне побуждения к определенному поведению и ш троля за ним, а Н. - форма внутреннего, личностного побуждения к нему и его оценки" мораль - вся сфера действия нравственных норм тогда как Н. - лишь то в ней, что воспринимается в качестве положительной ценности; мораль - подвижный, нежесткий кодекс правил для повседневного пользования, Н. же - высшая и неизменная инстанция над ними; мораль - оценочная сторона нравственного сознания (в отличие от познавательной его стороны, этики), Н. - все отражаемое этич. наукой целое и т. д. Наряду с еще не преодоленным разнобоем в употреблении понятий морали и Н. иногда наблюдается также нечеткость в необходимом разграничении понятий Н. (морали) и этики. Лит.: Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974; Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания, М., 1974; Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. М., 1978; Гусейнов А.А. Мораль//Общественное сознание и его формы. М., 1986; Что такое мораль. М., 1988; Общечеловеческое и классовости морали. М., 1990. Р.В. Петропавловский.

Предыдущая страница Следующая страница