Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 2, "СОЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СОЦ")

СОЦИОЛОГИЗМ

СОЦИОЛОГИЗМ - методологич. и теоретич. позиция в социологии и соц. философии, начавшая развиваться с конца XIX в. С. явился реакцией на натурализм и психологизм в обществ. науках, полное выражение нашел во взглядах Э. Дюркгейма и его школы. В методологич. плане С. защищает принцип объективного научн. подхода к соц. явлениям, а главное - принцип социологич. объяснения соц. фактов, объяснения "социального социальным" и отвергает биологич. и психологич. редукционизм. По существу, это соц. детерминизм, попытка при объяснении любого соц. явления исключить все факторы (географич., психологич., нравственные и др.), кроме собственно соц. В этом смысле понятие С. характеризует распространение соц. подхода на все области соц. жизни, экспансию социологич. методов анализа. Основная методологич. тенденция С. заключается в формировании нового, собственно социологич. подхода, к-рый, правда, при этом нередко абсолютизируется (см. Социологизм вульгарный). В теоретич. плане С. в противоположность индивидуалистич. концепциям утверждает принцип специфичности и автономности соц. реальности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. С т. зр. С. об-во считается более богатой и авторитетной реальностью по сравнению с индивидом, оно предшествует ему и создает его. Основная идея Дюркгейма заключается в том, что об-во существует как некая целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить об-во из индивида, целое - из части, сложное - из простого. Об-во есть реальность sui generis, оно имеет собственные свойства. Стремясь построить социологию как объективную науку, Дюркгейм кладет в ее основание понятие соц. факта, к-рый существует вне и независимо от индивида и обладает по отношению к нему принудительной силой. Позднее он модифицирует эту позицию реализма социологического (см.) и начинает учитывать значение ин-тернализации человеком моральных ценностей. Дюркгейм и его школа отстаивали идею соц. обусловленности морали, религии, знания. Дюркгейм впервые сформулировал принципы структурно-функционального подхода (еж. Анализ функциональный в социологии) к соц. явлениям. Представители франц. социологич. школы, объединившиеся вокруг Дюркгейма, использовали принципы "социологизма" при исследовании различн. явлений соц. жизни: кастового строя (С. Бугле), этнич. процессов (М. Мосс), права (Ж. Дави), экономики (Ф. Симиан) и т. д. Е.В. Осипова, А.Б. Гофман.

СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ

СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ - в широком смысле - ошибочное (огрубленное, упрощенное или одностороннее) истолкование явлений духовной жизни об-ва, возникающее вследствие рассмотрения соц. функции этих явлений в качестве единственно значимой, определяющей все остальные; в узком смысле - одностороннее истолкование марксистской теории обществ. сознания, в рамках к-рого последнее рассматривалось исключительно в аспекте его классово-идеологич. функции, т. е. в качестве орудия борьбы классов (соц. слоев, групп, сословий и т. д.). Св. в широком смысле возникает либо в связи с переоценкой социологией своих возможностей ("пансоциологизм"), либо в связи с недостаточно четким размежеванием между социологией и иными сферами теоретич. знания в об-ве. Обе эти ошибки, внутренне взаимосвязанные, сопровождают развитие социологии в периоды "бури и натиска", когда вновь открытые (или заимствованные из др. наук) методы действительно дают плодотворные рез-ты на почве социологич. изучения об-ва, открывая новые и, как поначалу кажется, безграничные перспективы теоретич. развития. Ю.Н. Давыдов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ В РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ ЗА РУБЕЖОМ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ ЗА РУБЕЖОМ - периодические издания по социологии стали выходить с конца XIX в., отражая становление этой науки в различн. странах. Во всем мире (данные на 1990 г.)  насчитывается чуть более 650 изданий по социологии и около 1200 - по ее практическому применению (см. The Serials directory. 40 ed. Vol. 2. Birmingham, 1990. P. 3021-3072). M.P. Тульчинский.

СОЦИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ - общее наименование социологич. концепций, связанных с молодежными движениями конца 60-х - нач. 70-х гг. и отчасти с более поздними формами левого экстремизма. Развивалась крайними представителями радикальной социологии - А. Гоулднером, Ф. Ферраротти и др. С.а., по их замыслам, должна была прийти на смену официальной социологии, стоящей на службе "системы", выполняющей манипулятивные функции. С.а. отвергала все существующие социологич. концепции, в т. ч. и ряд радикалистских, в частности концепции Франкфуртской школы, оказавшие большое влияние на саму С.а. При этом С.а. свойственна антисциентистская ориентация, неопозитивистскому нейтрализму противопоставляется принцип "участия" социологов в обществ. жизни и борьбе, "вовлеченности" в процесс реализации своих проектов. Соц. программа С.а. характеризовалась экстремистскими тенденциями. Проповедовалась анархистская идея отмены гос. власти, всех существующих ин-тов, всех форм организации. На смену этому должна была прийти "прямая демократия". Лит.: Huber J.Wer soil das alles andern? Die Alterna-tiven der Alternativbewegung. В., 1981; Lacroix B. Lutopie communautaire: histoire sociale dune revolte. P., 1981; Jeger D., Hervien B. Les communautcs pour les temps diffi-ciles: neo - ruraux ou nouveaux moines. P., 1983. С.А. Эфиров.

СОЦИОЛОГИЯ БРАКА И СЕМЬИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ - социологич. дисциплина, предмет к-рой - воспитание как обществ. процесс, роль соц. ин-тов (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.), а также соц. макро- и микросреды в этом процессе. Начало развитию С.в. как самостоятельной научн. дисциплины положил Э. Дюркгейм, в дальнейшем на ее методологию большое влияние оказали Дж. Дьюи, З. Фрейд, Э. Фромм и др. известные социологи. Гуманистич. ориентация С.в. связана с преимущественным вниманием к соц. становлению личности (см.), ее автономии и суверенности. Научн. методология выдвигает на первый план в С.в. активное взаимодействие личности и соц. среды. Социологич. изучение формирования личности в системе образования может рассматриваться как одно из ответвлений Св. - педагогич. социология. С.в. изучает вопросы последовательного прохождения этапов социализации (см.) человека, включения его в систему обществ. отношений в разные периоды его жизни. При этом исследуются факторы, наиболее глубоко воздействующие на этот процесс, соц. механизмы взаимодействия личности с соц. средой, а также степень и возможности влияния самой личности на ее соц. окружение. Св. широко использует методы наблюдения, соц.-педагогич. эксперимента, модифицированные процедуры опросов, интервью и др. Объектами изучения при этом являются не только воспитуемые, но и воспитующие. Большое значение в С.в. имеет исследование межкостных отношений, особенностей соц. и этнич. среды, традиций, обычаев, форм соц. контроля. Ф.Р. Филиппов.

СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ (ЭЛЕКТРОРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА - область социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития городской соц.-территориальной общности, ее соц.-экономич. природу, структуру воспроизводства, ее образ жизни,  связь с природой и материально-вещной средой, типологию. Город обладает полиструктурностью, к-рая представлена особым единством природно-экологич. условий, доминирующей над ними высокоразвитой искусственной материально-вещной средой, концентрированного типа соц.-пространст-венной организацией людей. Город характеризуется разнообразием трудовой и внепроизводственной деятельности населения, спецификой его соц. состава и образа жизни. Город органически взаимосвязан с деревней как парный элемент дихотомии соц.-территориальной целостности об-ва. Среди важнейших направлений исследования города выделяются: его анализ как формы расселения, среды функционирования и развития специфич. соц.-территориальной общности людей; как проблемы воспроизводства соц. структуры и образа жизни этой общности в процессе производства, распределения, обмена и потребления на базе свойственного городу материально-вещного комплекса. Важной стороной предмета С.г., равно как и социологии деревни, является исследование закономерностей развития соц.-поселенч. структуры, выступающей в качестве рез-та взаимодействия поселенч. сети с соц. организацией об-ва. Здесь существенное значение имеет анализ взаимосвязи соц.-классовой структуры и поселенч. сети, на основании к-рого вычленяется соц.-поселенч. структура как иерархически организованная взаимосвязь соц. типов городских и сельских поселений. Лит.: Борщевский М.В., Шкаратан О.И. Город. М., 1975; Межевич М.Н. Социальное развитие и город. М., 1979; Город: проблемы социального развития. Л., 1982; Куцев Г.Ф. Новые города. М., 1982; Воспроизводственные процессы города. Таллин, 1986; Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. М., 1987. Н.И. Щипанов.

СОЦИОЛОГИЯ ДЕРЕВНИ

СОЦИОЛОГИЯ ДЕРЕВНИ - область социологии, изучающая закономерность возникновения, функционирования и развития сельской соц.-территориальной общности, ее соц.-экономич. природу, структуру воспроизводства, связи с природой и материально-вещной средой, образ жизни,  типологию. Центральной проблемой (как и при изучении городской соц.-территориальной общности) являются исследование процесса соц. воспроизводства населения, установление меры соответствия его условий, целей и рез-тов. Воспроизводятся не только индивиды, сельское население,  но и их взаимосвязи, отношения и иные компоненты. Это процесс соц. воспроизводства сельского населения как специфич. соц.-территориальной общности, процесс воссоздания (расширенного, простого или суженного) ранее существовавших соц. групп (классов, слоев, соц.-профессиональных, соц.-демографических групп, соц.-поселенч. общностей и т. д.) и отношений между ними, сельского образа жизни людей. В.И. Староверов.

СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ - направление в зап. теоретич. социологии, противопоставляющее себя широко толкуемому позитивизму и неопозитивизму, акцентирующее в противоположность последнему не статичность и "согласие" соц. структур, а их диалектич. противостояние, конфликт между ними, порождающий непрерывное соц. изменение. Школа франкфуртская (см.) принадлежит к одному из основополагающих ответвлений С.д. Уже в 30-х гг. М. Хоркхаймер в своей концепции "тотального" подхода к об-ву выступает с критикой не только метафизич. односторонности гегелевской философии истории, но и "дурной единичности" позитивистского социологич. эмпиризма. Не найдя решения этой антиномии, Хоркхаймер и его сторонники начинают склоняться к негативно-критич. ориентации (акцент на тотальную "критику буржуазной социологии"). Гипер-критич. направленность доминирует в работе М. Хоркхаймера и Т. Адорно "Диалектика просвещения" (1947). Основоположники Франкфуртской школы выступают не только против бурж. социологии, но и против "просвещения" вообще: "просвещение" в их трактовке является универсализированным веберовским "принципом рациональности", к-рый, в свою очередь, толкуется как выражение отчуждения. Э. Фромм и Г. Маркузе связали это понимание диалектики с фрейдистскими категориями, превратив ее в социологи-зированный вариант диалектики отчужденного сознания и нерационализируемого бессознательного. Во Франции крупнейшим представителем С.д. был Ж. (Г. Д.) Гурвич. "Диалектич. гиперэмпиризм" (или "эмпирико-реалистич. диалектика") Гурвича содержит в себе резкое отрицание философии Гегеля, к-рый выделяет якобы из диалектич. триады (тезис - антитезис - синтез) лишь последний элемент, что равнозначно "смертному приговору диалектике". Подлинная диалектика, утверждает Гурвич, должна быть "непримиримой", полностью отрицающей всякую стабилизацию внутри соц. структур. С этой позиции он подвергает критике все предшествующие концепции диалектики социального, в том числе Марксову диалектику (правда, считая последнюю наиболее приемлемой). "Диалектич. гиперэмпиризм", по Гурвичу, - это не подход к фактам соц. реальности как к выхваченным из целостности и тем самым умерщвленным, деформированным явлениям, пригодным лишь для иллюстрации заранее заданных теорий, а открытие с помощью диалектич. метода бесконечно разнообразного опыта, основополагающие рамки к-рого беспрерывно обновляются. Тенденции к "диалектизации" амер. социологии, в к-рой наиболее сильной была традиция структурного функционализма (см. Анализ функционалъный в социологии), связаны с амер. периодом деятельности франкфуртской школы и ее влиянием на молодых амер. социологов. В отличие от функционалистов, сторонники амер. С.д. не считают структуру социума ("повседневной реальности") неизменной. Допускается возможность "проблемных ситуаций", неразрешимых в рамках старых структур. Соц. изменение рассматривается как фактор, равноценный по своему значению "соц. порядку". В категориальный аппарат социологии вводятся этически окрашенные категории - гуманизма, ответственности свободы выбора и т. д. Лит.: Буржуазная социология на исходе XX века М., 1986; Marcuse H. Reason and revolution. N.Y., 1941; Gur-vich G. Dialectique et sociologie. P., 1962; Horkheimer M Adorno Th.W. Dialektik der Aufklarung. Fr./M., 1969. С.М. Митина.

СОЦИОЛОГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ - комплекс исследований в рамках социологии права, направленных на социологич. обеспечение законотворчества. Зарождение С.з. относится к 50-м гг. XX в., когда в США был проведен ряд исследований, ставших исходным пунктом для внесения изменений в действующее законодательство. Термин С.з. недавно вошел в научный оборот отечественных специалистов под влиянием франц. юридич. социологии. В границах данного термина специалисты различают социологию предзаконодательную, послезаконо-дательную и собственно С.з. в узком смысле слова. Потребность в предзаконодательной социологии возникает в ситуациях, когда необходимо подготовить обществ. мнение к предстоящим правовым новеллам. Функции ее заключаются в выявлении тех слоев населения, к-рые нуждаются в соответствующей соц.-психологич. подготовке и в определении направлений и форм подготовительной кампании. Послезаконодательная социология продолжает эту работу по пропаганде и объяснению закона после введения его в действие. С.з. в узком смысле слова охватывает социологич. исследования, обслуживающие все стадии работы по обновлению и совершенствованию законодательства, включая: прогнозирование потребности в правовом регулировании; разработку концепции нормативного акта; подготовку законопроекта; научно-практич. экспертизу законопроекта; проведение, в случае необходимости, законодательного эксперимента (т.е. соц. эксперимента, в к-ром в качестве контрлируемого экспериментального фактора выступает правовая норма, вводимая в действие в зоне эксперимента на определенный период времени); обсуждение законопроекта среди населения; контроль за реализацией принятого нормативного и изучение его эффективности. В процессе социологич. обеспечения законотворчества может быть использован весь методич. арсенал современной социологии. Важное место в системе методов С.з. занимают опросы обществ. мнения - от оперативных экспресс-опросов на стадиях разработки концепции и подготовки проекта нормативного акта до широких опросов - референдумов при обсуждении законопроекта среди населения. В.В. Лапаева.

СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - см. КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ.

СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ - направление в современной социологии, связанное с изучением устойчивых форм организации и регулирования обществ. жизни. К представителям С.и. принято относить С. Липсета, Дж. Ландберга, Р. Бендикса, П. Блау, Б. Мура, М. Дюверже, Ч.Р. Миллса и др. Различн. теоретико-методологич. ориентации, к-рых придерживаются сторонники Си., основываются на нек-рой общей посылке. Соц. поведение людей изучается в тесной связи с существующей системой соц. нормативных актов и ин-тов, необходимость возникновения и функционирования к-рых приравнивается к естественноисторич. закономерности. Соц. ин-ты с т. зр. Си. предполагают сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение. Каждый соц. ин-т, входящий в определенную соц. структуру, организуется для выполнения тех или иных общественно значимых целей и функций (напр., выживание, материальное благополучие, соц. стабильность). Базисной системой соц. ин-та служат совокупность материальных средств, социально закрепленных и легитимированных санкций, конституционализированный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов, поступков. Понятие соц. ин-та пришло в социологию из юридич. наук, где оно обозначало комплекс юридич. норм, регулирующих соц.-правовые отношения (ин-т наследования собственности, семьи и брака). В социологии понятие ин-та приобрело расширительный смысл и обозначает различн. спектры соц. регулируемого и организованного поведения людей. У Т. Веблена обществ. развитие понималось напр., как смена преобладающих в те или иные периоды истории различн. соц. ин-тов. При этом они истолковывались как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. Соц. ин-тами у Веблена назывались "денежная конкуренция", "показное потребление". В С.и. соц. ин-ту приписывают такие функции, как: а) воспроизводство членов об-ва; б) социализация (различн. формы передачи индивиду социально значимых норм и ценностей); в) производство и распределение; г) соблюдение порядка и морального климата. Рассматривая об-во как совокупность соц. ин-тов, "институционалисты" считают предметом социологии исторически сформировавшиеся конкретные обществ. уклады, представляющие определенную совокупность соц. ин-тов. С т. зр. Си., соц. отношения, являющиеся продуктом сознательной деятельности людей, отчуждаются от индивидов и превращаются во "внешнюю" реальность, существующую объективно и независимо от них. Каждый ин-т соответствует интересам конкретной группы и служит удовлетворению ее интересов. Именно этим и определяется, согласно С.и., конфликтное поведение тех групп, чьи интересы попираются интересами других соц. групп. Факторами, к-рые вызывают появление соц. ин-тов, объявляются в С.и. не условия материальной жизни, а чувства, идеи, обычаи, традиции и т. д. Г.В. Осипов.

СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ - название, данное П. Сорокиным своей интегральной системе социологии, к-рая занимается проблемами соц. и культурных систем в их структурных и динамических аспектах. Е.В. Осипова.

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ - направление в современной социологии, целью к-рого является изучение историч. процессов развития об-в, соц. систем, ин-тов и явлений, а также разработка социологич. теорий историч. развития, социологич. методов анализа историч. данных и т. д. Оформилась Си. во второй половине XX в. благодаря усилиям Г. Беккера, В. Канмана, Р. Бендикса, И. Уоллерстайна, П. Флоры и др. Историю формирования С.и. ее нынешние представители возводят прежде всего к трудам тех представителей философии истории XVIII в., к-рые стремились исследовать законы соц. развития на конкретном историч. материале (Дж. Вико, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, М. Ж. А. Н. Кондорсе, И. Гердер и др.). Ряд теоретич. положений современной Си. заимствуются у историков, конструировавших теории соц. развития: у Ф. Савиньи, К. Эйхгорна, Б. Нибура, Л. Ранке в Германии; у Л. Бурдо, П. Лакомба, Ш. Ланглуа, Г. Моно во Франции и др. По мнению теоретиков С.и., ее становлению способствовал сравнительно-историч. метод, разработанный в рамках соц. антропологии Л. Морганом, М. М. Ковалевским, Э. Тайлором, Ю. Липпертом и др. В самой социологии тенденция к историзму присутствовала с момента ее зарождения (напр., в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма). В социологич. теориях XIX в. преобладали глобальные историко-эволюционные схемы, принципиально не допускающие проверки на уровне эмпирич. исследований. Преодолеть этот разрыв стремились Ф. Теннис и М. Вебер. Теннис определил направление соц. развития европейской культуры в двух идеально-типич. понятиях: от общины к об-ву. Понятие идеального типа, весьма важное для современной С.и., было разработано М. Вебером, к-рого принято считать одним из зачинателей современной С.и. Углубляя интенции М. Вебера, С.и. разрабатывал далее его младший брат А. Вебер, для к-рого С.и. была социологически конкретизированной, построенной на основе эмпирич. анализа историч. материала, философией истории, или социологией историч. процесса. В современной С.и. можно выделить несколько взаимосвязанных подходов. Первый касается социологич. концепций, разрабатываемых для описания и анализа историч. данных, а также для решения проблем в том случае, когда нужен более высокий уровень обобщений, чем обычно применяют историки. Для второго подхода характерно использование историч. данных для иллюстрации или проверки правильности тех или иных социологич. концепций, а также в целях построения других модифицированных теорий (Г. Беккер, Г. Барнз, И. Уоллерстайн, А. Босков и др.). Ряд авторов (напр., амер. социологи X. Мариампольски и Д. Хаджес) считают, что С.и. представляет собой не столько теорию, сколько комплекс методов анализа историч. развития об-ва. Распространение в Си. имеют в настоящее время циклич. теории: напр., "конфликтный цикл" Г. Зиммеля, "экологич. преемствование" Р. Парка, "цикл расовых отношений" Э. Богардуса и др. Начиная с 60-х гг., социологи, работавшие в русле С.и., все чаще обращаются к теории К. Маркса, истолкованной, как правило, в духе неомарксизма, пытаясь использовать отдельные ее положения для обоснования своих концепций историч. развития об-ва. В современной Си. важное место занимают прикладные историко-социологич. исследования (см., напр., работы Г. Беста, В. Гиппеля, X. Матцерата). Появились центры, специализирующиеся на прикладных историко-социологич. исследованиях. Лит.: Becker H.P., Barnes H.E. Social thought from

lore to science. N.Y.; Dover, 1961; Sociology and history: theory and research. L., 1964; Bendix R. Embattled reason: Essays on social knowledge. N.Y. 1970; Wehler H.U. Geschichteals historische Sozialwissenschaft. Fr/M., 1973; Flora P. Modernisierungsforschung. Zur empirischen Analyse der gesellschaftlichen Entwicklung. Opsladen, 1974; Wallerstein I.M. The modern world-system. N.Y. 1980. B.B. Кудинов.

СОЦИОЛОГИЯ КИНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ - направление религиозной мысли на базе традиционных христианских представлений о человеке и его месте в мире, к-рые, как правило, дополняются принятием определенных положений ведущих социологич. учений нашего столетия. С.к. оформлялась в XX в. в рамках различн. католических и протестантских филос. школ, отвечая общей для них потребности диалога с современностью путем осмысления сложных реалий обществ. жизни. Среди ее основных теоретиков - неотомисты А. Клозе, Ж. Ладриер, Ж. Маритен, Месснер, М. Мюллер, К. Ранер и др., а также сторонники различн. модернистских концепций. Популярны воззрения протестантских авторов: Г. Ваганяна, Д.Кобба, X. Кокса, Ю. Мольтмана, В. Панненберга и др. Для С.к. на нынешнем этапе ее эволюции характерна апелляция к идеям антропологич. направления в социологии, герменевтике, неомарксизму. Основная черта их построений состоит в стремлении вывести необходимость становления об-ва из неизменных антропологич. качеств личности, находящейся в контакте с божественным абсолютом. К числу главных констант человеческого бытия сторонники С.к. обычно относят объективность, т.е. действие сообразно логике вещей, коммуникацию с себе подобными и с Богом, постоянное самопревосхождение - трансцендирование, открытость по отношению к миру культуры и абсолюту. В конечном итоге становление социокультурной сферы представляется итогом взаимосвязи человека и творца мироздания. Созидая себя и соц. реальность, человек, согласно сторонникам С.к., творит и систему обществ. ин-тов. Неотомист М. Мюллер, напр., определяет соц. ин-т как "наблюдаемый образ совместной жизни". Заимствуя понимание соц. ин-та в антропологич. социологии (см. Направление в социологии антропологическое), он полагает, что этот "формообраз человечески свободной совместной жизни" нужен для покорения природного окружения и для самосовершенствования человека. Им выделяются две группы ин-тов: функционально-инструментальные и репрезентативно-символические. Институализация, согласно С.к., задает специфич. надприродность социокультурного мира. Отличительной чертой С.к. является стремление ее представителей указать на извечный религиозно-нравственный фундамент обществ. жизни, наличие в ней нормативных моральных принципов, призванных регулировать совместную жизнедеятельность людей в экономич., соц.-политич. и духовной сферах. Этот момент в особенности очевиден в сочинениях неотомистов, разрабатывающих целую сеть принципов соц.-этич. плана, к-рым надлежит вести об-во по пути "общего блага". На современном этапе эволюции С.к. в рядах ее представителей - как католиков, так и протестантов - возникает тенденция к созданию религиозно-критич. теории об-ва. Опираясь на взгляды теоретиков школы франкфуртской (см.), они призывают к фундаментальной критике сложившихся в истории человечества обществ. структур. Точкой отсчета при этом служит обращение к "абсолютной надежде", питаемой христианским вероучением и демонстрирующей ограниченность всех мирских достижений человечества. Среди сторонников С.к., критикующих современность и "внутримирские утопии" будущего, имеются приверженцы консервативной, христианско-либеральной и леворадикальных ориентации, объединенные верой в значимость религиозно-нравственных ценностей для судеб современного об-ва И культуры. Б.Л. Губман.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - отрасль социологич. знания, изучающая соц. закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в об-ве, между об-вом и природой. Впервые понятие С.к. было введено в социологич. науку М. Адлером. Под предметом С.к. он понимал изучение соц. факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на об-во и соц. поведение человека. Однако в такой трактовке понятие С.к. не получило широкого распространения в западноевропейской социологии. Более того, оно сразу же стало объектом критики. Генетич. основа этой критики состояла в том, что в западноевропейской обществ.-политич. и филос. литературе понятия "об-во" и "культура" использовались, исключая нек-рые различия, как синонимы. Так, Л. Уайт считал, что социология не способна отделить культурное от социального. Социология, по Уайту, рассматривает культуру лишь как аспект соц. взаимосвязей, в то время как об-во есть функция культуры. Поэтому социология не может сделать культуру предметом соц. исследования как особого класса явлений. Главный аргумент критиков М. Адлера сводился к тому, что С.к. подменяет понятие "социология". Резко сузил предмет С.к. структурный функционализм.  Структурный функционализм Т. Пар-сонса базируется на принципе культурного детерминизма, согласно к-рому культура является основой развития и функционирования всех сфер жизнедеятельности об-ва. В западноевропейской социология, литературе С.к. выступает собирательным понятием. К С.к. относятся социология кино,  социология музыки, социология театра и т. д. Неоднозначность трактовки понятия "культура" обусловливает разнообразие подходов при социологич. ее изучении и в отечественной науке. В широком смысле С.к. не просто отрасль социологии,  она охватывает всю проблематику обществ. жизни под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной соц. деятельности человека: труде, быту, политике, здравоохранении и т. д., т. е. в соц. деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его соц. целей. В узком смысле культура - относительно самостоятельная система, локализирующаяся в духовной сфере. При социологич. изучении культуры особое значение имеет ее аксиологич. аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различн. иерархич. уровнях: об-ва в целом, соц. групп, личностей. Аксиологизация культуры связана с изначальным наделением ее положительными свойствами, акцентированием внимания не просто на уровне развития об-ва, но и на цели, ради к-рой применяются достижения, созданные человеческим умом и руками; применяются ли они в гуманистических целях, служат ли разностороннему развитию личности и т. д. Человек при этом рассматривается одновременно как объект и субъект культурного развития, а культура - как мера гуманизации и гармонизации об-ва и человека. Одна из важнейших задач С. к. - социологич. изучение интересов, предпочтений ориентаций как ступеней формирования ценностей, что создает широкую возможность для перехода от количественного анализа к качественному, для совершенствования методов измерения культурных явлений. И.Б. Орлова.

СОЦИОЛОГИЯ ЛЕВОРАДИКАЛЬНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЛЕВОРАДИКАЛЬНАЯ (от лат. radicalis - коренной) - направление зап. социологии, ориентированное на интерпретацию соц. мира с т. зр. возможности и желательности его радикального изменения. Наибольшее развитие С.л. получила в 60-х гг. XX в. (Д. Рисмен. И. Д. Иллич, А. Турен; центральная фигура - амер. социолог Ч. Р. Миллс). В идеологич. плане С.л. пересекалась с радикальной политич. философией движения "новых левых". Ч. Р. Миллс сформулировал методологич. задачи своей школы как преодоление двух препятствий к пониманию соц. проблем - психологизирования соц. реальности и мифа о ценностной нейтральности соц. исследований, что характерно для ведущих социологич. школ (см. Анализ функциональный в социологии, Интеракционизм символический и др.). Отсюда главное требование к "социологич. воображению" - способность разглядеть непосредственно ненаблюдаемые формы проявления власти, скрытое действие интересов и дать их анализ с открытых ценностных позиции на языке, адекватном самим изучаемым явлениям. Классической в этом смысле является книга Миллса "Властвующая элита", посвященная концентрации власти в США в руках правящей верхушки, использующей предлагаемые наукой средства рационального познания в своих иррациональных целях. Большинство леворадикальных социологов отвергают применяемый в господствующих социологич. направлениях понятш ный язык как символич. выражение бюрократич. и административного опыта жизни и работы", как язык высшего бурж. слоя. Характер эмпирич. исследований в С.л. определяется отказом от чистой дискрипции (описания) как метода закрепления и легализации существуюего порядка вещей, утверждением идеи соц. конфликта как главной реальности современного об-ва и представления о наличии радикальной альтернативы сложившемуся типу организации, управления и культуры. Отсюда открытое сочувствие революционным и альтернативным движениям, радикальным идеологиям, контркультурным устремлениям. На вершину иерархии ценностей С.л. возводится индивидуалистич. по своему характеру идея личной свободы, определяющая главные проблемы исследований в различн. соц. сферах. Многие представители С.л. (А. Турен и др.) преувеличивают роль интеллектуальной элиты в современном об-ве, защищают концепцию общества постиндустриального (см.). В. А. Чаликова.

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - область изучения личности как соц.-типич. выражения системы обществ. отношений и соц.-типич. субъекта этих отношений. С.л. имеет своим предметом соц.-историч. и соц.-культурные типы личности, а также соц.-типич. проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных соц. связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами. С.л. исходит из принципа решающего значения объективных соц.-экономич. и соц.-культурных условий социализации личности, т. е. процесса ее формирования как соц. субъекта, освоения обществ. норм и ценностей, стереотипов соц. поведения. На уровне соц.-историч. и культурологич. анализа может быть выделен базисный (А. Кардинер, Р. Линтон), т. е. нормативный для данной культуры, тип личности в отличие от модального, т. е. наиболее распространенного. Соц.-характерологич. черты личности (догматизм или открытость, терпимость или нетерпимость к чужим взглядам, трудовая мораль, духовность или бездуховность и др.) обусловлены системой обществ. отношений, особенностями культуры, положением индивидов в соц. структуре об-ва. Процесс историч. движения к такому об-ву, типу личности сложен и противоречив. Быстрые темпы индустриализации в СССР, вовлечение в ряды рабочего класса крестьянства, воспитание коллективизма, а вместе с тем развитие командно-бюрократич. методов организации производства и обществ. жизни стимулировали формирование таких черт соц. характера личности, как коллективизм, готовность к самопожертвованию, ударничество, организованную массовую инициативу и одновременно сдерживали развитие личной ответственности, самодисциплины, несанкционированного проявления инициативы. В современных условиях революционной перестройки всей обществ. жизни на началах хозяйственно-производственной самостоятельности и демократизации неразвитость этих личностных черт становится серьезным тормозом развития человеческого фактора как соц. субъекта указанной перестройки. В то же время происходящие изменения будут стимулировать развитие таких необходимых черт личности, как активность соц. позиции, ответственность, самостоятельность в действиях, самодисциплина, жизненная целеустремленность. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Смирнов Г.Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М., 1980; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988; Ануфриев Е.А. Личность и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Эфендиев А.Г. Личность//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.) Ч. II. М., 1994; Ольшанский В.Б. Социология личности в России//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. В.А. Ядов.

СОЦИОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

СОЦИОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП - область социологии, изучающая малые соц. группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных историч. этапах обществ. развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности. Развитию этой области социологии способствовали теории Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Г. Тарда, Л. Гумпловича, Ф. Тенниса и др., признавших самостоятельную роль обществ. групп во взаимоотношениях об-ва и личности. Вместе с тем существенную роль в становлении С.м.г. сыграло создание методов и техники эмпи-рич. изучения групповых процессов. Последнее стимулировалось насущной необходимостью на-учн. анализа актуальных соц. проблем: повышения производительности труда, укрепления семьи и воспитания детей, ликвидации межличностных конфликтов, борьбы с преступностью и др. Первые работы в изучении малых групп были проведены психиатрами (В. М. Бехтерев и Я. (Дж.) Морено), педагогами (А. С. Макаренко, А. С. Залужный), психологами (Э. Мэйо, К. Левин) и др. Эти исследования не только сделали существенный вклад в развитие научн. познания малых групп, но и способствовали улучшению и повышению эффективности соц. практики. Легкость и доступность экспериментов с малыми группами в естественных и лабораторных условиях стимулировали развитие С.м.г., расцвет к-рой в зап. социологии приходится на 40-е и особенно 60-е гг. У С.м.г. появился синоним - "микросоциология", на к-рую приходилась основная доля эмпирич. исследований. За полувековую историю исследований малых групп сложились три главных направления микросоциологии: социометрия, групповая динамика  и бихевиористское направление. В отечественной социологии изучение малых групп  преследует двоякую цель: получение теоретич. знания о сущности малых групп как специфич. соц. явления и выработки практич. рекомендаций по управлению групповыми процессами. Лит.: Миллз Т.М. О социологии малых групп//Американская социология. М., 1972; Вачеишвили А.Ш. Методические вопросы исследования малых социальных групп. Тбилиси, 1978; Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982. Г.С. Антипина.

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ ЯВЛЕНИЙ - область социологии, занимающаяся изучением соц. поведения больших групп людей, объединенных по несущественному или случайному признаку. Традиционными объектами С.м.я. являются толпы людей, колонны демонстрантов, болельщики на трибунах стадиона, аудитория, публика и др. стихийно возникшие скопления людей, существующие достаточно короткое время. С.м.я. исследует те явления соц. действительности, к-рые носят массовидный характер и отражают определенный уровень обществ. сознания, представленный обществ. психологией. В последнее время исследования по С.м.я. чаще проводятся в рамках молодежной проблематики. Характерно изучение музыкальных вкусов молодежи, форм проведения досуга в молодежной среде, наркомании и алкоголизма, соц. феномена молодежной моды, механизмов распространения слухов и т. п. Лит.: Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912; Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я". М., 1925; Park R. On social control and collective behaviour: Selected Papers. N.Y., 1962; Ortega у Gasset Jose. Obras completas. Vol. 1-9. Madrid, 1953-1971. Г.А. Погосян.

СОЦИОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

СОЦИОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ - раздел социологии, в к-ром для описания и объяснения соц. явлений и процессов используются математич. модели. Цель моделирования математического (см.) - создание теорий, более ясно и четко описывающих соц. процессы, способных раскрыть наиболее общие механизмы, лежащие в основе многих явлений, варьируя одну и ту же математич. модель. Лит.: Количественные методы в социологии. М., 1966; Математические методы в современной буржуазной социологии. М., 1966; Осипов Г.В., Андреев Э.П. Вопросы измерения в социологии. М, 1968; Измерение и моделирование в социологии.  Новосибирск, 1969; Социология и математика. Новосибирск, 1970; Бородкин Ф.М. Применение математических методов в социологии. Новосибирск, 1971; Математика и социология. Новосибирск, 1972; Математические методы в социальных науках. М., 1973; Математические методы в социологии. Новосибирск, 1974; Математическое моделирование в социологии. Новосибирск, 1977; Методы современной математики и логики в социологических исследованиях. М., 1977; О сип о в Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977; Математика в социологии: моделирование и обработка информации. М., 1977. А.В. Кабыща.

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ (СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ, МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНА ОТНОШЕНИЙ

СОЦИОЛОГИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНА ОТНОШЕНИЙ - область социологии предметом к-рой являются взаимоотношения (соц., экономич., политич., духовные) между нациями, народностями, нац. группами как в отдельных многонац. территориальных образованиях так и федеративном гос-ве в целом. С.м.о. рассматривает межнац. отношения во взаимосвязи объективных и субъективных факторов, анализирует различия в образе жизни нац. общностей видя них один из источников межнац. Противоречий. Межнац. отношения исследуются социологами на разных уровнях: общегос. регионам ном, локальном (город, район, трудовой коллектив), а также на межличностном уровне. Среди проблем С.м.о. - формирование нац. самосознания и нац. психологии, их воздействие на межнац. отношения, содержание и формы проявления национализма, шовинизма, сепаратизма и нац. экстремизма. Составная часть С.м.о. - конфликтология, к-рая рассматривает межнац. отношения в их развитии, в противостоянии интересов как больших нац. общностей (наций, народностей), так и малых нац. групп, что приводит к возникновению нац. конфликтов и экстремальных ситуаций. Вместе с тем существуют объективные условия интернационализации экономич., духовной жизни народов, требующей их взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов самоопределения и суверенитета. Имеются различия между предметами С.м.о., этносоциологии и соц. психологии. Этносоциоло-гия изучает становление и развитие этносов, межэтнич. отношения. Соц. психология до недавнего времени ограничивалась анализом индивидуальной и групповой психологии, как правило, без учета влияния нац. психологии на поведение и установки группы, индивидуума. С.м.о. исследует процессы и механизмы формирования нац. самосознания, нац. психологии больших нац. групп и общностей. Перспективным для этой области социологии является комплексный, социолого-психологич. подход к изучению межнац. отношений. Одна из задач С.м.о. - анализ обществ. мнения по актуальным проблемам межнац. отношений и нац. политики. В связи с этим необходимы организация социологич. мониторинга по выявлению динамики межнац. отношений, прогнозирование зон возможных конфликтов, регулярное проведение региональных и локальных опросов обществ. мнения (в т. ч. и отдельных нац. групп) в республиках, в местах компактного проживания инонац. Населения. Лит.: Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 1996; Социология межнациональных отношений. М., 1996. Г.Г. Силласте.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ - социологич. дисциплина, предмет изучения к-рой - молодежь как соц. группа, ее соц.-демографич. характеристики (границы, структура, динамика), выраженные в совокупности объективных и субъективных показателей, а также ее взаимосвязи отношения с др. обществ. группами. Теоретик, и прикладные исследования  соц. проблем молодежи составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений мировой социология, науки, особенно с конца 60-х гг., после известных массовых выступлений молодежи в ряде стран. С.м. включена в контекст многоплановых научн. исследований молодежи, но вместе с тем отличается от них по своему предмету и методам. Ряд проблем молодежи занимает пограничное положение, что дает основание для их совместного изучения С.м., психологией социальной (см.), аксиологией, социолингвистикой, социологией образования (см.), социологией воспитания (см.), педагогикой и др. Специальному анализу подвергаются в С.м. молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая обществ. активность молодежи. Проблематика С.м. приобрела особое значение в связи с решением задач перестройки об-ва, выдвинувшей на одно из первых мест весь узел соц. проблем молодежи. Необходим, в частности, социологич. анализ процесса вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь в новых соц.-экономич. условиях; изменений в ценностных ориентациях молодежи; неформальных объединений молодежи различн. соц.-политич. ориентации. Лит.: Алексеева В.Г. Молодой рабочий. М., 1983; Павлов Б.С. Социально-классовая преемственность и восстание молодых рабочих. М., 1984; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985; Козлов А. А., Лисовский А.В. Молодой человек: становление "раза жизни. М., 1986; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989; Т. Хойбнер. Вызов неприкаянных: модные "волны и молодежные течения - теды, хиппи, панки, рокеры в западном мире. М., 1990; Семенова В.В. Социология молодежи/Социология в России (под ред. Ядова В.А.). Социология молодежи. С.-П., 1996. Ф.Р. Филиппов.

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ - в отличие от социологии науки, религии, искусства, образования и т. п., не является еще четко обозначенной областью науч. знания. Дискуссионны ее предмет, методы и междисциплинарные отношения с этикой, историей нравов и т. д., и это во многом связано с тем, что мораль пронизывает все сферы соц. действительности. Моральные и нравственные отношения обнаруживаются практически во всех видах человеческой деятельности как их важная составная часть. Первоначально С.м. развивалась в рамках западного обществоведения. Термин "С.м." был предложен франц. социологом Э. Дюркгеймом и его школой в конце XIX в., затем был поддержан амер. социологом. П. Сорокиным. На этой стадии С.м. рассматривала моральное сознание и нравственные отношения только как функции соц. целого. Сторонники социологич. номинализма (теоретич. ориентация в социологии, согласно к-рой все соц. явления получают реальность только как реализация целей, намерений, установок индивида) выступали против такой трактовки, настаивая на самодостаточности и независимости моральных ценностей. С начала 30-х гг. и до сих пор во многом под влиянием эмпирич. исследований такая трактовка проблем С.м. сменяется в западной социологии более узкой и дробной: изучаются нравственные отношения в производственных группах (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбер-гер), в политич. организациях (С Липсет), мораль в сфере сексуальных отношений (Р. Мастере и др.), научн. деятельности (Р. Мертон) и т. п. Несколько особняком стоит "интегральная модель" П. Сорокина, пытавшегося сочетать эмпирич. изучение "системы морали", соотношение разных этич. ценностей в ходе европейской истории с абстрактными филос.-культурологич. и социологич. подходами и сформулировать программу "моральной реконструкции человечества" через усвоение религиозно-нравственных ценностей. Отечественные социологи, анализируя проблемы См., рассматривают мораль как форму обществ. сознания. Основные направления исследований: связь этики и См. (А. А. Гусейнов, А. Г. Харчев), соц. природа морали и морального сознания (О. Г. Дробницкий), становление норм морали в сферах труда, общения, учебы (М. И. Боб-нева). Наметилась тенденция рассмотрения См. как области знания, к-рая, с одной стороны, может выступать эмпирич. основой этики, а с др. - обеспечивает соединение этич. теории с процессом совершенствования моральной практики. Рассматривая реальное функционирование морали в бытии различн. соц. субъектов - об-ва в целом, соц. групп, личностей, См. выявляет специфику каждого из этих уровней. В центре ее внимания оказываются: 1) особенности функционирования морали как необходимого системного элемента единой социокультурной системы, соц. аспекты взаимодействия морали с др. видами соц. регуляции поведения людей; 2) особенности функционирования морали в конкретных соц. группах (семья, трудовой коллектив, научн. сооб-во, неформальные группы и т. д.), в частности, под углом зрения этич. проблем социализации (см.); 3) особенности функционирования морали на уровне отдельного индивида, проявляющиеся в степени соответствия реального поведения личности и моральных норм, принятых в об-ве. Указанные аспекты изучаются С.м. не только в статике, но и в динамике. Н.И. Сербепко.

Предыдущая страница Следующая страница