Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Российская социологическая энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕО"-"ТЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕО"-"ТЕС")

ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ

ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ - дисциплина, изучающая проблемы измерения в тех случаях, когда рез-ты последнего не являются действительными числами. Толчком к ее развитию послужили потребности соц. наук. Основоположником Т.и. можно считать известного американского психолога С. С. Стивенса, к-рый первым попытался четко ответить на вопрос о том, в каком смысле числа, с к-рыми имеет дело исследователь, получающий информацию от респондента, напр. по порядковой шкале, можно использовать при анализе как действительные числа в материм, смысле этого термина. Далее идеи Стивенса были восприняты математиками (П. Суппес, И. Пфанцагль, Д. Кранц и др.), переведшими содержательные соображения на формальный язык и создавшими соответствующую математич. теорию. В основе Т.и. лежит представление о том, что измерение - это процедура, с помощью к-рой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений (эмпирич. система с отношениями - ЭСО), отображаются в нек-рую математич. систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы (математич. система с отношениями - МСО) (см. Измерение в социологии). Основные полученные в Т.и. рез-ты касаются тех случаев, когда отношения ЭСО включают в себя отношение порядка и вследствие этого элементами МСО могут служить объекты, "похожие" на числа. В этом случае МСО называют числовой (ЧСО), процесс измерения наз. шкалированием, соответствующий алгоритм - шкалой, а элементы ЧСО - шкальными значениями. Главными проблемами, решаемыми Т.и., являются: а) проблема существования шкалы - выявление тех условий, к-рым должна удовлетворять ЭСО для того, чтобы существовала шкала того или иного вида; б) проблема единственности шкалы - выявление допустимых преобразований шкалы, т. е. таких преобразований чисел, к-рые, будучи примененными к шкальным значениям, переводят их снова в совокупность шкальных значений; в) проблема адекватности - выявление условий, к-рым должен удовлетворять математич. метод, чтобы полученные на его основе содержательные выводы не зависели от того, какая конкретная шкала была использована при измерении (см. Адекватность математич. метода, п. 2). Широкому применению Т.и. в социологии мешает ряд обстоятельств, главными из к-рых являются следующие: а) отсутствуют исследования, направленные на изучение того, в каких случаях интересующая социолога ЭСО удовлетворяет условиям, используемым при решении первой из названных выше проблем; соответствующие рез-ты могли бы послужить "основанием" для применения многих формальных рез-тов Т.н.; б) проблема адекватности в силу ее сложности не решена для многих более или менее сложных математич. методов анализа социологич. данных. Лит.: Суппес П., Зинес Дж. Основы теории изме-рений//Психологические измерения М., 1967; Пфанцагль И. Теория измерений. М., 1976;Клигер С. А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978; Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993; Хо-ванов Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. JL, 1982; Krantz D.H., Luce R.D., Suppes P., Tversky A. Foundation of measurement. Vol. 1. N.Y., L., 1971. Ю.Н. Толстова.

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ - в узком смысле - математич. теория передачи сообщений в системах связи (телефон, телеграф и т. п.), возникшая на базе основополагающих трудов К. Шеннона (США). Основана на следующих представлениях: сообщения (точнее, их коды) поступают из источника сообщений через канал связи (с возможными помехами) в приемник информации. Эти сообщения изменяют систему знаний (тезаурус) приемника, уменьшая уровень его разнообразия, неопределенности, измеряемый энтропией. Энтропия системы сообщений определяется их вероятностями как среднее значение логарифмов величин, обратных этим вероятностям. Среднее количество информации (по Шеннону) определяется уменьшением энтропии приемника в рез-те изменения его представлений о распределении вероятностей состояний источника. При таком определении общее количество информации, содержащееся в отдельных, не связанных друг с другом сообщениях, получается суммированием количеств информации этих сообщений. Единица измерения информации задается средним количеством информации, содержащимся в сообщениях о том, какое из двух равновероятных состояний реализовалось на самом деле, и наз. "бит" (начало и конец английского binary digit - двоичный разряд). С использованием этого понятийного аппарата удается решать ряд задач теории передачи сообщений (расчет пропускной способности каналов связи, создание эффективных систем кодирования и т. п.) не только для технич., но и биологич. приложений (психофизика, распространение биоинформации и т. п.). Теоретически установлена тесная связь количества информации с физич. энтропией (мерой неопределенности распределения молекул в идеальных физич. системах), возрастающей в ходе термодинамич. процессов. Имеются попытки усовершенствовать теоретико-информационные построения, включив в них такое понятие, как, напр., ценность информации с т. зр. той или иной цели. Хотя расширительное толкование информации как субстрата процессов управления в сложных системах не вкладывается в теоретико-информационные представления, они тем не менее широко используются в кибернетич. анализе любых систем и процессов, в к-рых в к.-л. мере применимы понятия "разнообразие", "неопределенность", "передача и восприятие информации" и др. Напр., в терминах Т.и. получено достаточно продуктивное уточнение известного неформального принципа кибернетики о том, что разнообразие системы управления должно быть не ниже разнообразия управляемого объекта. В социологии понятия количества информации и энтропии используются прежде всего в связи с проблемами обработки эмпирич. многомерной информации (статистич., анкетной и т. п.) для оценки информативности признаков и их совокупностей. Имеется также ряд попыток "термодинамического" моделирования массового поведения на основе представления о том, что массовое поведение  в слабоструктурированной системе в равновесии максимизирует энтропию этой системы. Следует указать прежде всего на исследования коммуникационных процессов типа распределения пассажиропотоков населения большого города, а также гиперболических распределений (городов по численности населения, населения страны по доходам, ученых по числу публикаций и т. п.), характерных для замкнутых соц. систем. Эти идеи используются также для моделирования поведения населения в потреблении материальных и культурных благ. Лит.: Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1964; Гаврилец Ю.Н. Социально-экономическое планирование. М., 1974; Вильсон А.Дж. Энтропийные методы моделирования сложных систем. М., 1978; Петров В.М., Яблонский А.И. Математика и: социальные процессы. М, 1980. Б.Г. Миркин.

ТЕОРИЯ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ

ТЕОРИЯ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ - совокупность теоретических обобщений о каузальной атрибуции - интерпретации причинности в процессе соц. восприятия. Основания Т к.а сформулировал Ф. Хайдер, разработавший основные категории и принципы изучения каузальной атрибуции. В настоящее время каузальная атрибуция служит теоретич. основой одного из центральных в структуре зап. соц. психологии исследовательских направлений - исследований каузальной атрибуции, представляющей собой по данным количеств, подсчетов, наряду с эттитьюдами и группами одну из трех областей соц.-психологич. проблематики, подвергающихся наиболее интенсивному изучению. По своей категориальной структуре и ме-тодологич. направленности Т.к.а. является теорией когнитивистской ориентации, ассимилировавшей, однако, и ряд принципов бихевиоризма. Наиболее существенными элементами в Т.к.а. вошли: теория Э. Джонса и К. Дэвиса, объясняющая процесс межличностной атрибуции; теория Д. Бема, относящаяся к уровню самовосприятия, и теория Г. Келли, описывающая поиск причин поведения. Т.к.а. строится на следующих консолидирующих тезисах: 1) человек стремится к причинному объяснению значимых для него фрагментов его собственного поведения и поведения др. людей; 2) такие объяснения подчинены устойчивым закономерностям; 3) причинные объяснения оказывают существенное влияние на эмоции и поведение. Т.к.а. на современном этапе превращается в основу для объяснения широкого спектра соц.-психологич. феноменов, установок и поведения как опосредствованных каузальной атрибуцией. Лит.: Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии//Вопр. психологии. 1979, № 6; Трусов В.П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии//Психология межличностного познания М., 1981; Юревич А.В. К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии//Вопр. психологии. 1986, № 5; Attribution: Receiving the courses of behaviour. Morristown, 1972; The social psychology of knowledge. Cambridge, 1988. A.B. Юревич.

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ (от лат. соп-vergo - сближаюсь, схожусь) - одна из концепций социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в обществ. развитии современной эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух соц. систем - капитализма и социализма с их последующим синтезом в некоем "смешанном об-ве", сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них. Термин "конвергенция" заимствован из биологии, где он обозначает приобретение в процессе эволюции относительно далекими по происхождению организмами сходных анатомич. (морфологич.) форм благодаря обитанию в одинаковой среде. Т.к. выдвинули П. Сорокин, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу (США), Ж. Фурастье и Ф. Перру (Франция), Я. Тинберген (Нидерланды), X. Шельски и 0. флехтгейм (Германия) и др. Она получила распространение гл. обр. в бурж.-либеральной обществ. мысли в 50-60-х гг. Т.к. включает широкий диапазон филос, социологич., экономич. и политич. взглядов и футурологич. прогнозов - от бурж.-реформистских и социал-демократич. стремлений совершенствования государ.-монополистич. регулирования соц-экономич. процессов до концепций "ассимиляции" двух систем путем "рыночной экономики", "либерализации", "плюрализма" и т. п. (З. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт, Э. Гелнер и др.). Нек-рые социологи и политологи (Р. Арон, Д. Белл и др.) ограничивают конвергенцию двух систем лишь областью экономич. деятельности и соц. стратификации, противопоставляя социализм и капитализм в сфере политич. отношений и идеологии, тогда как другие распространяют ее на обществ. отношения в целом. Т.к. была воспринята многими (Р. Гароди, 0. Шик и др.) в виде концепций "рыночного социализма", "социализма с человеческим лицом" и т. п. Вместе с тем среди интеллигенции на Западе получила распространение идея т. н. негативной конвергенции (Р. Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе соц. системы якобы усваивают друг у друга не столько положительные, сколько отрицательные элементы, что ведет к "кризису современной индустриальной цивилизации" в целом. Э.А. Араб-Оглы.

ТЕОРИЯ КРИТИЧЕСКАЯ (КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ - социологич. подход к анализу истории, в к-ром акцент делается на многолинейности развития об-ва и культуры, вычленяются определенные типы соц. и культурной систем, подчеркивается их своеобразие. Отстаивается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций, взаимодействие же между ними полностью игнорируется, так что единая линия соц. прогресса распадается на множество специфических культур и типов об-ва. Внутри западноевропейской социологии Т. к.-и.т. сформировалась как антитеза линейно-европоцентристской концепции истории, эволюционистской трактовке исторических процессов. Е.Б. Рашковский.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РОЛЕВАЯ

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РОЛЕВАЯ - теория, согласно к-рой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынуждено выполняемых (неинтернализованных) соц. функций и образцов поведения - ролей, обусловленных соц. статусом личности в данном сооб.-ве или соц. группе. Основные положения Т.л.р. (к-рая не столько законченная теория, сколько междисциплинарный для социологии и соц. психологии подход к изучению личности) сформулированы в соц. психологии Дж. Мидом и в социологии соц. антропологом Р. Линтоном. Первый акцентирует внимание на механизмах "научения роли", освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие "ролевых ожиданий" со стороны "значимых" для данного индивида лиц, с к-рыми он вступает в общение. Линтон обращает внимание на соц.-культурную природу ролевых предписаний и их связанность с соц. позицией личности, а также на поддержание ролевых требований системой обществ. и групповых санкций. В рамках Т.л.р. были экспериментально выявлены такие феномены, как "ролевой конфликт"  - переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных соц. общностей, членом к-рых он является, что создает стрессовую ситуацию-интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности - следствие гармоничности или конфликтности соц. отношений. Используя понятийный аппарат Т.л.р., отечественная социология качественно различает институционализированные и конвенциональные соц. роли, где первые являются ведущими, т. к. вытекают из соц. структуры об-ва, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную субъективную их окраску Вместе с тем в отечественной социологии отмечается ограниченность Т.л.р. вследствие ее преимущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта соц. отношений, сведения субъективности только к активности в принятии или непринятии роли. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции Р. Дарендорфа о человеке как деиндивидуализированном продукте ролевых предписаний ("хомо социологикус"). Преодоление односторонности ролевого подхода в теории личности предполагает исследование субъективных свойств (самосознание, диспозиционная структура, мировоззрение), формирующихся в процессах предметной деятельности личности и выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (соц. творчество), персонифицированное выполнение соц. функций с учетом соц.-историч., соц.-груп-повых и предметно-локальных условий для достижения общественно значимых целей. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Кречмар А. О понятийном аппарате социологической теории личности//Социальные исслед. Вып. 5. М., 1970; Бобнева М.И. Социальные нормы регуляции поведения. М., 1978; Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988. В.А. Ядов.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ - социологич. теория, имеющая своим предметом личность в качестве объекта и субъекта соц. отношений в рамках соц.-историч. процесса и целостных обществ. систем, на уровне взаимосвязей личности и соц. общностей, включая малые контактные группы и коллективы. Принципы научн. подхода к развитию Т.л.с. - установление зависимости свойств личности от объективных обществ.-экономич., соц.-культурных и предметно-деятельных особенностей социализации индивидов, вследствие чего важнейшее значение в Т.л.с. приобретает соц. типология личности - выявление сущностных черт личности, обусловленных ее образом жизни, Жизнедеятельностью. Свойства соц.-историч. типов личности соотносятся с особенностями культуры, с природой обществ. формации; черты личности, обусловленные классовой принадлежностью, образуют соц.-классовую типологию; соц.-типические особенности нац. характера - продукт историч. развития данного народа, а специфика условий и содержания труда представителей различн. профессий определяет особые личностные черты профессионального типа. В соц. типологии Т.л.с. выделяет свойства идеального, нормативного и реально распространенных типов личности, где первый выражает требования обществ. идеала, фиксированного в соц.-политич. и нравственных концепциях, религиозных верованиях. Нормативный тип выражает черты личности, формирование к-рых объективно необходимо для функционирования и развития данного социума и реально возможно при данных условиях, тогда как фактически господствующие типы личности могут не только соответствовать, но и существенно отличаться от нормативного, а тем более идеального. Важнейшие понятия Тл.с, в к-рых личность рассматривается как объект соц. отношений: социализация - освоение индивидом соц. требований и функций (ролей) в качестве непременного условия активного включения в соц. общность, соц. идентификация - осознание своей принадлежности к данной общности и ролевая идентификация - принятие общественно заданных функций и групповых требований как отвечающих интересам и потребностям субъекта. Личность как субъект соц. отношений рассматривается Тл.с. в таких понятиях, как самосознание личности, нормативное сознание, ценностные ориентации,  а также в понятиях психологии, используемых и в социологии: потребности, мотивация, соц. установки, соц. поведение и др. Основная проблема Т.л.с. - формирование личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием соц. общностей, изучение закономерностей взаимосвязей личности и об-ва, личности и труппы, коллектива), регуляции и саморегуляции соц. поведения личности. Этим отличается содержание Т.с.л. от психологич. теорий личности, в к-рых личность рассматривается в качестве устойчивой системы психич. свойств, процессов и отношений и устанавливаются закономерности структуры личности и ее деятельности в интериндивидуальном (обращенном к самому субъекту) и интраиндивидуальном (межличностном) аспектах. Лит.: Социология личности. М., 1967; Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личности. Л., 1971, Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972; Ярошевский Т. Личность и общество. М., 1973; Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. В.А. Ядов.

ТЕОРИЯ МАЛЫХ ГРУПП

ТЕОРИЯ МАЛЫХ ГРУПП - специальная социологич. теория, предметом к-рой является место и функции малых групп в системе соц. организма, их специфика как элементов соц. структуры. Т.м.г. включает в себя положения, раскрывающие зависимость малых групп от закономерностей функционирования и развития об-ва как целостного соц. организма, а также положения о специфике малой группы как самостоятельного компонента об-ва, как особого вида соц. микросистемы и критерия эффективности ее деятельности. Т.м.г. рассматривает структуру группы и происходящие в ней процессы в соц. "контексте", обобщает данные эмпирич. исследований, выявляя специфич. свойства, закономерности функционирования и развития малых групп в различн. сферах обществ. жизни. Предметом Т.м.г. являются три аспекта этого соц. образования: 1) малые группы - самостоятельные субъекты обществ. отношений, эмпирич. референты об-ва, к-рые "репрезентируют" его в повседневной, практич. деятельности людей; 2) малые группы - уровень первичной соц. или первичной соц. структуры, представляющей "личную" форму обществ. отношений; 3) малые группы - соц. микросреда личности. Следует отметить, что социологич. Т.м.г. тесно связана с соц.-психологич. теорией, объясняющей закономерности общения и взаимодействия в малых группах на основе коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; механизм протекания групповых процессов и их влияния на отдельных членов группы. Примером одной из Т.м.г. является теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, основные положения к-рой сводятся к следующему: малая группа  является частным случаем низшего уровня развития группы; группа - часть об-ва, осуществляющая содержательную деятельность и имеющая соответствующие ценности, т. е. соц.-психологич. общность; межличностные взаимоотношения опосредствованы деятельностью группы; закономерности малых групп не могут распространяться, экстраполироваться на группы высшего уровня развития; соц.-психологич. закономерности коллектива не сводимы к общим законам "групповой динамики" и т. д. Лит.: Психологическая теория коллектива. М., 1979; Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988; Homans G.C. The Human Group. N.Y., 1950; Social behaviour: Its elementary forms. N.Y., 1974. Г.С. Антипина.

ТЕОРИЯ НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ (ЛЕЙБЛИНГА)

ТЕОРИЯ НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ (ЛЕЙБЛИНГА) (от англ. labeling - приклеить ярлык, этикетку) - теория, согласно к-рой реакция на девиантное поведение  может оказывать сильное влияние на то, как люди воспринимают самих себя и как они воспринимаются окружающими. Нередко, если внешний вид или поступки отдельных лиц воспринимаются как девиантные, то люди стремятся каким-то образом обозначить девиантность таких "нарушителей" ("наклеить ярлык" на нее) и применить к ним к.-л. форму наказания. Причем различн. рода попытки контроля социального (см.) над нарушителями могут привести к усилению проявлений девиантности. Считается, что характер девиантного поведения зависит от соц. реакции на его носителя, особенно если оно является следствием воздействия процедуры "наклеивания ярлыков". Одни люди могут вызвать девиантное поведение других, наклеивая на них ярлык девиантных. См. также: Стигма. Г.В. Осипов.

ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ - один из видов теории рационального выбора (см.); применима и к случаю коллективного поведения и к ситуации принятия решений. Утверждает, что выбор имеет форму рационального решения и осуществляется в несколько этапов: сбор информации о событиях, составление списка возможных вариантов выбора, ранжирование их в соответствии с желательностью тех или иных последствий, принятие окончательного решения с целью достижения наилучшего рез-та. Другим видом теории рационального выбора является теория игр  (см.). См. также: Дилемма узника.

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА - согласно этой теории организации социальные (см.) структурируют те альтернативы и их последствия, с к-рыми сталкиваются индивиды, а также определяют принятие ими тех или иных рациональных решений. Она объясняет различн. формы соц. поведения исходя не из личности индивида, а из контекста тех ограничений и возможностей, внутри к-рых осуществляется рациональный выбор.

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ СИСТЕМ

ТЕОРИЯ СИСТЕМ - направление системных исследований на стыке системной методологии, математики, естествознания (термодинамика, биология), соц. наук (теория организаций). Т.е. следует трактовать как теоретич. область знаний, описывающих всевозможные виды и типы систем (реальных и абстрактных), а также основные принципы и закономерности их поведения, функционирования, развития. Т.е., рассматривая объекты как системы, ориентирует исследование и раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных связей внутри объекта (а также между объектом и его средой) и сведение их в единую теоретич. картину. В литературе по системным исследованиям выдвигалась (Л. фон Берталанфи и др.) программа построения общей теории систем как системной метатеории, призванной сформулировать спосо-оы построения (соответствующие языки, логич. технику, методологич. процедуры) всех возможных системных теорий (программа не была реализована). Одновременно ставится вопрос о методах построения различн. специализированных теорий систем (напр., теории биологич. систем, автоматов, организационных систем). Подобные теории существуют и развиваются, однако в ряде случаев трудно указать их четкие границы, поскольку они частично пересекаются с такими областями знания, как кибернетика, термодинамика, теория информации,  теоретич. системный анализ, исследование операций, системотехника, теория принятия решений,  теория организаций и т.п. А.В. Кацура.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЯ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЯ - это теория, согласно к-рой поведение личности  или соц. группы является рез-том взаимодействия сил, существующих в конкретной соц. ситуации. Этот метод объяснения соц. поведения по аналогии с теорией поля в физике предполагает, что свойства любого события детерминированы его связями с системой событий, компонентом к-рой оно является, и изменение "здесь и теперь" зависит от изменений, непосредственно предшествующих во времени. Понятие "поле" было перенесено из физики в соц. науки гештальтпеи-хологами (К. Коффка, В. Кёлер) для обозначения совокупности сосуществующих факторов, к-рые имеют характер "динамического поля", определяющего тип поведения. Наиболее широко это понятие использовал К. Левин при изучении мотивации поведения личности. Согласно Левину, Т.с.п. характеризуется скорее конструктивным, нежели классификационным подходом к обществ. явлениям, акцентом на динамич. аспектах ситуации, ее анализом как целого, попыткой матема-тич. представления поля. Однако это представление не вышло за пределы формулы B=f(P, Е), где В - поведение, Р - лицо, личность (ее структура и опыт), Е - среда, соц. и психологич. содержание конкретной ситуации. Взаимодействие личностных "сил" и "динамических сил" среды создают "жизненное пространство"  индивида. В социологии, соответственно, основным инструментом для анализа групповой жизни должно быть представление о группе и ее окружении как о "соц. поле". Так, группа есть целое, существующее в большом "соц. поле" со многими перекрещивающимися динамич. связями. Напр., нуклеарная семья  есть часть большой семьи, включающей несколько поколений. Последняя же сама есть часть более сложной соц. общности, нации, roc-ва и т. д. Лит.: Коффка К. Основы психического развития. М., 1934; Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981; Lewin К. Field theory in social science. N.Y., 1975; Mey H. Studien zur Anwendung des Feldbegriffs in der Sozialwissenschaften. Miinchen. 1965. Г.С. Антипина.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП - теория, исследующая процессы складывания соц. групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимости их развития от взаимодействия с др. группами и т. д. Уже Л. Гумплович утверждал, что человечество не является социологич. понятием, таковым он считает понятие соц. группы, к-рое и образует, по его мнению, предмет социологии;  при этом основой соц. группы он считал расу. Разнообразные влияния, к-рые оказывают гетерогенные соц. группы друг на друга, составляют, по Гумпловичу, соц. процесс. Э. Дюркгейм проанализировал (в работе о самоубийстве) связь группы, к-рая сводится, по его мнению, к непрерывности группового влияния, и раскрыл воздействие нормативно регулируемых групповых связей на поведение человека. Ч. Кули провел различие между первичными группами (семья, соседские и дружеские компании) и вторичными группами. В современной буржуазной социологии этот подход разработан далее в теории малых групп (см.) (Э. Мэйо, Дж. Морено, Дж. Хоманс и др.). Н.И. Лапин.

ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ - система логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством к-рых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных соц. структур. Отражая соц. реальность, Т.с. представляет в то же время абстрактную модель структуры об-ва с ее основными элементами и отношениями. Как форма организации социологич. знания Т.с. строится из совокупности более или менее достоверных, логически связанных друг с другом суждений, выражающих законы и принципы анализа соц. процессов. Различают общие и специальные Т.с. В общих отражаются законы развития и функционирования обществ. формаций, а также законы перехода от одних формаций к др. С т. зр. общей Т.с. любое соц. явление рассматривается в контексте целостного представления об об-ве, данное явление соотносится с широкой картиной история, развития. В этом смысле предметом тощей Т.с. выступает об-во в целом. Содержание тощей Т.с. включает теорию соц. развития, теорию соц. систем, теорию соц. детерминизма и т. д. Специальная Т.с. отражает формы проявления и механизмы действия законов, характерных для отдельных сфер обществ. жизни, данной обществ. формации или переходного периода, отдельные виды соц. деятельности и общностей людей. Научн. социологич. исследование на всех своих этапах опирается на теоретич. основы, вытекающие из общей социологич. теории, в соответствии с к-рой определяется ход научн. исследования на каждом его этапе. Отсутствие всесторонне разработанной научн. теории об-ва, объясняющей происходящие з нем процессы, делает невозможным объяснение природы "зависимых переменных" конкретной соц. системы. Именно из Т.с. исследователь черпает понятия и предположения, к-рые помогают ему зондировать соц. действительность и знакомиться с ее соц. проблемами, чтобы успешно завершить свою работу и представить научн. рекомендации по разрешению этих проблем. Т.с. ориентирует исследование на уже созревшие и вполне конкретные вопросы и придает его рез-там научн. значимость и окраску; теоретич. ориентиры, обобщения и понятия способствуют развитию и совершенствованию научн. исследования. Т.с. складывается из четырех важнейших компонентов: понятий, переменных, суждений и формы. Первый компонент - это понятия, описывающие качественное своеобразие изучаемых явлений. Поэтому иногда их называют классификационными. Второй компонент - переменные различн. уровня общности, выражающие степень изменения определенного свойства или признака. Третий компонент - номологические суждения, отражающие закономерные связи изучаемой области явлений. Четвертый компонент социологич. теории - это логич. форма. Лит.: Логика социологического исследования. М., 1987; Социология. М., 1990; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парадигма, предмет и структура социологического знания/ /Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов.

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ - утверждает, что соц. противоречия и конфликты порождают в об-ве состояние напряженности, беспокойство и неуверенность у людей и они стремятся к тому, чтобы каким-то образом избавиться от них. Обычно напряженность возникает тогда, когда соц. условия (например, уровень жизни)  не соответствуют представлениям людей о том, какими они должны быть. Если их недовольство не удается погасить силами контроля социального (см.), то оно может вылиться в определенную форму поведения коллективного (см.) или движение социальное  (см.). В.Г. Осипов.

ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ - см. АКСИОЛОГИЯ.

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ - специфическая трактовка принципов и задач управления людьми в организациях (прежде всего промышленных), выработанная в рамках западной социологии. Т.ч.о. разрабатывается начиная с 20-х гг. XX в. в США. Разработка ее шла параллельно развитию таких отраслей социологии, как индустриальная социология  и социология труда.  Основой для развития специфической программы человеческих отношений явились требования, вытекающие из технического прогресса на современном предприятии. Усложнение профессий, автоматизация, соединение умственного и физического труда в ряде специальностей выдвинули на первый план задачу воспитания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений. Политика человеческих отношений включает ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, условий отдыха и проведения свободного времени. Эта политика, проводимая предпринимателями,

руководством корпораций, вызвала необходимость широкого развития эмпирических исследований проблем труда и трудовых отношений. Практические нужды современного промышленного производства стимулировали исследование таких проблем, как факторы положительного и отрицательного отношения к труду работников промышленного предприятия, закономерности формирования трудовых коллективов и влияние коллектива на личность, роль процессов демократизации управления в развитии инициативы работников, формы и методы эффективного руководства и т. д. В.Н. Фомина.

ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА - одна из соц.-экологич. концепций в социологии, описывающая механизм функционирования социоэкосистемы и выявляющая структуру соц.-экологич. процесса, приспособления организованных человеческих популяций к среде их обитания. Концепция экологического комплекса впервые сформулирована амер. социологом О. Данканом, затем развивалась в работах Л. Шноре и др. Экологич. комплекс состоит из четырех компонентов: население, или популяция (Р); среда (Е), технология (не только овеществленные средства взаимодействия со средой, но и культура в целом) (Т); соц. организация (О); сокращенно - РОЕТ. Аналогич. структуру соц.-экологич. процесса можно найти и у Р. Парка. Предполагая взаимосвязь элементов, Т.э.к. сосредоточивает внимание на функционировании такого компонента соц. организации, как "коллективная адаптация популяции к среде", и рассматривают ее в кач-ве независимой переменной в контексте трех остальных компонентов как зависимых переменных. Функционализм Т.э.к., уделяющий большое внимание процессу соц. организации и "образцам поведения", противопоставляется ее авторами культурологич. (нормативному) и бихевиористскому (соц.-психологич.) подходам в социологии. Особое значение в последнее время Т.э.к. имеет для "инвайронментальной социологии", где эта теория получает расширительную трактовку: соц. организация (О) состоит из культурной системы (CS), соц. системы (SS) и системы личности (PS); акцент исследования перемещается с "организации" на взаимодействие среды (природной) (Е) и собственно "соц. комплекса" (РОТ). Лит.: Duncan O.D. Social organization and the ecosystem: Handbook of modern sociology. Chic, 1964. С.П. Баньковская.

ТЕОРИЯ ЭМЕРДЖЕНТНЫХ НОРМ (НОРМООБРАЗОВАНИЯ)

ТЕОРИЯ ЭМЕРДЖЕНТНЫХ НОРМ (НОРМООБРАЗОВАНИЯ) (от англ. emergence - возникновение, появление нового) - теория для объяснения коллективного поведения, проявляющегося, напр., в толпе незнакомых друг другу людей. Нормы, управляющие ситуацией, могут возникнуть в процессе соц. взаимодействия, и хотя некоторые из них основаны на предыдущем опыте, все же рез-т ситуации нельзя предсказать заранее. Люди испытывают дискомфорт, когда отсутствуют ясные и четкие нормы поведения, и они стремятся опереться на любую норму, к-рая возникает первой. Поведение толпы регулируется большим разнообразием норм, но лишь немногие из них соответствуют понятию эмерджентной (возникающей) нормы. Г.В. Осипов.

ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРНЕР (TURNER) ДЖОНАТАН

ТЕРНЕР (TURNER) Джонатан (1942) - амер. социолог-теоретик, проф. Калифорнийского ун-та. Неофункционалист. В основном последователь Т. Парсонса, хотя подвергает критике структурный функционализм  за телеологизм тавтологич-ность. Анализирует работы классиков с т. зр. "проблемы соц. порядка", трактуя эту проблему как организующий центр социологич. науки. Много внимания уделяет логич. и социологич. обоснованию идеи порядка социального (см.), прослеживая ее формулировки от Т. Гоббса до современности. Критикует теорию соц. конфликта Р. Дарендорфа за имплицитный формализм, уводящий ее от Марксова определения классовой борьбы, из к-рой она, по замыслу Дарендорфа, исходит. Однако сам Т. также не выходит за рамки формально-диалектич. конструкций конфликта. Много внимания уделяет микроанализу соц. интеракции. Ищет среднее между "логико-социологич." и релятивным подходами в теории, продвигаясь в направлении интеграции парадигм. Соч.: Структура социологической теории. М., 1985. С.М. Митина.

ТЕРРОР

ТЕРРОР (от франц. terreur - страх, ужас) - политика запугивания, насилия, нагнетания страха, расправа с полит, противниками вплоть до их физич. уничтожения, особая форма политич. насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью.

ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ - убийство или др. покушения (инсценированные "суды" и пр.) на жизнь глав гос-в и членов правительств, дипломатических представителей и др. должностных лиц, захват заложников, насильственный угон воздушного судна, пиратство, нападения на помещения посольств и прогрессивных организаций и др. аналогичные преступления, осуществляемые и организуемые с намерением изменить внутреннюю и внешнюю политику др. гос-в. Провокации с целью возникновения междунар. осложнений или начала войны.

ТЕРСТОУН (THURSTONE) ЛУИ ЛЕОН

ТЕРСТОУН (THURSTONE) Луи Леон (1887- 1955) - амер. психолог, автор ряда классич. работ по проблемам соц. статистики, шкал измерения установок и соц. ценностей, измерения первичных умственных способностей, применения многомерного анализа в социологии и психологии. См. также Шкала Терстоуна. Соч.: Measurement of Attitudes. N.Y., 1929; Multiple Factor Analysis. Chic, 1947; Measurement of Values. N.Y., 1959.

ТЕСТ

ТЕСТ (от англ. test - проба, испытание, исследование) - 1. Стандартизированные задания, рез-т выполнения к-рых позволяет измерять нек-рые психофизические и личностные характеристики, а также знания, умения, навыки испытуемого. 2. Вопросник, распространяемый как материал, используемый для конкретных социологич. исследований. 3. В вычислительной технике - задача с известным решением, предназначенная для проверки правильности работы цифровой вычислительной машины.

Предыдущая страница Следующая страница