Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
РЕЛИГИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ - мировоззрение иповедеие отдельного индивида, группы, общности к-рые определяются верой в существование сверхъестественного. Религия представляет собой один из наиболее важных соц. ин-тов, включающих систему соц. норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов (культа), предписаний, стандартов поведения, организационных форм. На протяжении большей части человеческой истории она играла решающую роль при конструировании человеком соц. реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством легитимации (объяснения и оправдания) и поддержания соц. порядка. Многие социологи и теологи рассматривали человеческую жизнь в двух измерениях - в качестве священной и профанной сфер. Профан-ная сфера - это область повседневной человеческой жизни, за ее пределами находится священная сфера, "прорыв" в к-рую осуществляется в религии. Феноменолог Г. Леув определял религию именно как "прорыв" человека в область священного через установку на священное, означающую благоговение и страх перед ним, постепенно формализующееся в ритуале. Он подчеркивал радикальное противоречие между необычным, могущественным (священное) и обыденным, повседневным (профанное). Известный русский ученый и богослов П. Флоренский считал, что в основе всякой религии лежит "страх божий" и чтобы понять сущность религии, надо "научиться страшиться". Этот страх возбуждается прикосновением к новому, всецело новому - сравнительно с нашей повседневной жизнью. Религию он отождествлял с культом, определяя его как ту часть реальности, "где встречается имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, здешнее и тамошнее, временное и вечное, условное и безусловное, тленное и нетленное" (Флоренский П. Богословские труды. Сб. 17. М., 1977. С. 89.). Сущность культа заключается в антиномии "божественного" и "чувственного. При этом обыденная повседневная жизнь направляется "божественным" и трансцендентным. В то же время в сфере культа "чувственное" становится частью трансцендентной структуры, подчиняясь ее законам и связям. Говоря словами У. Джемса, фундамент религии составляют чувства, действия и практика, над к-рыми впоследствии надстраиваются теология, философия и религиозные организации. Р. Отто, определявший религию как встречу со святым, в качестве одного из элементов религиозного чувства отмечал "тварное чувство" - чувство твари, творения, погруженного в собственное ничто и ощущение собственного ничтожества, полного бессилия по отношению к тому, что его превосходит, невыразимому в понятиях, несказуемому, "нуминозному" "ужасающе таинственному". По его мнению, религия рождалась не из естественного страха, священный ужас не имел ничего Пешего с обычным страхом. В грубой первобытной форме "нуминозное" ощущается как жуткое, как "демонический ужас" и даже на высшей ступени "чистой веры в Бога" оно не исчезает, а лишь облагораживается и затухает. В такой облагороженной форме "ужас" сохраняйся и в христианском культе. Многие русские и западные теологи и ученые подчеркивали, что религия, выходящая за пределы противостоящей ей обыденной жизни, представляет собой нечто "экстраординарное", признавая тем самым антиномию священной и профанной сфер, к-рые пересекаются и соприкасаются в культе. Культ - это средоточие религии, встреча со священным, "потусторонним", происходящая посредством обычных вещей и событий, к-рые воспринимаются верующими в качестве священных. Культ есть, прежде всего, проявление чувств, установок и взаимосвязей по яношению к священному. Проявляя чувства в культовом обряде, человек укрепляет свои установки и взаимосвязи, со священным, тем самым, способствуя росту солидарности религиоз-ы группы или организации. В настоящее время религия существует в институциональной (традиционной) и внеинституциональной (нетрадиционной) формах. Институциональная религия, или религиозный ин-т, - это объединение верующих, связанных между собой системой религиозных отношений, для к-рого характерно единство вероучения, обрядности, организации, ролевых взаимосвязей. Религиозный ин-т отличается устойчивостью, жесткой иерархией, господством догматики и строгих предписаний в области вероучения и поведения. Религиозныи ин-т освящается и канонизируется. Как правило, к таким ин-там относят церковь, установившуюся секту, деноминацию. Внеинституциональная религия - это, во-первых, различн. модернистские объединения верующих, часто противопоставляющие себя об-ву и религиозному ин-ту, неустойчивые, аморфные, со слабой организацией (иногда при полном ее отсутствии), для к-рых характерно свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. Принадлежность к внеинституциональной религии определяется исключительно принятием и практикой определенных верований. Как правило, это различн. культы и неустановившиеся секты. Кроме того, внеинституциональ-ная религия - это "субъективная", "невидимая" религия индивида, зависящая от его предпочтений, установок и свободного выбора, проявляющаяся в непосредственной связи с потусторонним миром, истинность к-рой устанавливается самим верующим в религиозном опыте. Лит.: Флоренский П. Богословские труды. Сб. 17. М., 1977; Вопросы научного атеизма. Вып. 39. М., 1989; Otto R. Das Heilige. Miinchen, 1963; ODea Т. The sociology of religion. N.Y., 1966; Hargrove B. The sociology of religion. Illinois, 1979. Е.Д. Руткевич.

В начало энциклопедии