Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Российская социологическая энциклопедия
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на уровне потребностей (см.), переходит уровень мотивов (см.) и определяется в цели. Цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к удовлетворению потребностей) со средствами, т. е. ресурсами, условиями, возможностями. Наряду с процессом индивидуального Ц. в социуме происходит также формирование целей надиндивидуальных сущностей, таких, например, как группы, коллективы, организации и т. д. На уровне первичных соц. образований (группа, коллектив) общие цели формируются из совокупности индивидуальных целей. Это происходит двумя путями. Первый - "многократный субъект", когда общая цель как бы составляется из повторяющихся индивидуальных целей (то, что нужно каждому). К примеру это заработок. Так возникает коллективно реализуемая цель, преследуемая и всеми участвующими индивидами. При этом каждый индивид имеет еще и большое разнообразие специфических, характерных только для него целей. Второй путь образования общих целей - "тактическая коалиция" постоянное взаимосогласование индивидуальных целей, при к-ром каждый что-то уступает, чего то добивается и нек-рая результирующая этого группового процесса составляет общую цель. В первом варианте цель оказывается тождественной, как на уровне коллектива, так и на уровне индивида. Поэтому она гораздо более операциональна для уравнивания, поскольку имеет намного большую определенность. В другом варианте цель получается плывучей, неустойчивой. Взаимодействовать с ней управлению существенно труднее. Фактически действуют оба способа взаимосвязи целей индивидов, что и делает возможным образование различн. целевых общностей: семья, организация, поселение, гос-во и др. Ц. есть ценностно-рациональный процесс, в к-ром сочетаются интересы, ценностные ориентации  людей, их взгляды и убеждения, а также расчеты, соображения эффективности и возможности достижения. Преобладание ценностных элементов в Ц. приводит к формированию идеологизированных целей, а усиление рациональных ближе к управленческим целям.

По степени субъективности, т. е. осознанности, волевого вклада, инициативности Ц. можно разделить на три уровня. На первом уровне Ц. мы имеем дело с т. н. телеономией, когда цель "встроена" в саму природу деятельности объективно: санитарно-гигиеническая среда для работников, прибыль для коммерческой организации, стабильность для об-ва и т. п. Телеономическое Ц. - это выдвижение и достижение целей, к-рые являются естественным условием существования людей и их общностей. Субъективность здесь проявляется лишь в сознании и модификации таких целей в конкретных вариантах. Второй уровень Ц. характерен для целенаправленных систем, когда цель формируется вполне субъективно, но извне данной системы. Так, милиции, школе, поликлинике цель задается гос-вом, и внутреннее устройство их направлено на реализацию этой цели. Третий уровень Ц. свойствен целеустремленным системам, т. е. способным к самостоятельному производству новых целей и способов их достижения. Здесь проявляется высшая степень субъективности: не столько следовать спросу, сколько формировать его, не столько реагировать на изменения среды, сколько упреждать их или инициировать. В наиболее развитом виде целеустремленность реализуется, например, в разработке новой идеологической фирмы, стратегии ее развития, в проективном управлении и т. д. Все три уровня Ц. существуют обычно одновременно. Точнее говоря, третий и второй невозможны без первого. В процессе Ц. происходит также взаимодействие целей разной дальности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, причем, в нормальных условиях ближние цели определяются дальними, а не наоборот. В последние годы разрабатывается немало сих приемов по поиску и определению раньше среди подобных методов господствующими были разнообразные способы прогнозирования (см.), то теперь более надежным становится сценарный метод (параллельная проработка возможных действий и последствий по принципу "что будет, если?"). Ц. по сценарному методу дает возможность существенно снизить риски от прогнозных ошибок, рассматривая многие варианты движения из исходного состояния к единой схеме. Сопоставление вариантов на 4-5-ом "шаге" по предпочтительности и реализуемости дает искомую цель. Еще один метод Ц. известен под именем Vision, т. е. построение "образа будущего" какой-либо организации, в планировании карьеры и т. д. Имеется в виду или идеальное, или же желаемое и возможное состояние нек-рой общности, а иногда и индивида. Близко к этому стоит и работа над миссией организации, иначе говоря, ее вкладом в функционирование и развитие среды. Лит.: Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. Наука, М., 1988; Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991; Пригожин А.И. Современная социология организаций.  Интерпракс, М., 1995; Мир управления проектами. Под ред. Решке X., Шелле X. Алане, М., 1994; Vision Management. Translating Strategy into Action. Productivity Press Connecticut, 1992; Reed M., Hughes V. Rethinking organization. SAGE Publications, 1992. А.И. Пригожин.

В начало энциклопедии