Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "С" (часть 3, "СОЦ"-"СУЩ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СОЦ"-"СУЩ")

СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (SOCIOLOGY OF EVERYDAY LIFE) Хотя большая часть социологов занимается анализом крупномасштабных структур, таких, как семья, институты труда или государство, существует важная отрасль социологии,  нацеленная на менее масштабный анализ практик, взаимодействий и культурных механизмов (arrangements) повседневной жизни. В рамках некоторых подходов, таких, как этнометодология, считается, что повседневная жизнь представляет собой единственный заслуживающий внимания (valid) уровень социологического анализа. Существует ряд различных социологических подходов к исследованию повседневной жизни. А. Шюц пытался анализировать воспринимаемые как само собой разумеющиеся допущения обыденного мышления при повседневном взаимодействии. Ю. Хабермас противопоставляет жизненный мир  (повседневную жизнь) и социальную систему; согласно его концепции, процесс модернизации и рационализации ведет к колонизации жизненного мира. Последний выступает как подлинный (authentic), тогда как институты рационализированной социальной системы являются искусственными и фальшивыми. А. Лефевр (Lefebvre, 1947), стоящий на марксистских позициях, указывал на необходимость понимания того, что, разделяя сферы работы, домохозяйства и досуга, капитализм порождает отчуждение в повседневной жизни. Продуктом потребления общества является коммодификация повседневной жизни. В рамках постмодернистских исследований культуры утверждалось, что происходит эстетизация повседневной жизни,  в ходе которой обычные объекты повседневного мира оказываются под растущим воздействием стиля и моды. Они создаются не просто потому что полезны, а определяются модой, превратившись в продукты дизайна. И. Гофман изучал повседневную жизнь как постановку (performance). П. Бурдье разработал понятие габитуса (habitus), с помощью которого мир повседневности описывался как система практик, воплощающих наши фундаментальные предпочтения и вкусы в отношении предметов, ценностей и людей. Габитус определяет нашу реакцию на реальность, организуя эти предпочтения в систему различий (distinctions), структурирующих социальную реальность. Габитус - это культурная организация повседневных практик, включающая вкус и эмоции. См. также: Марксистская социология; Микросоциология; Символический интеракционизм.

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА (SOCIOLOGY OF LAW) Область социологии, изучающая влияние социальных условий на формирование и осуществление законов. Одна из дискуссий в рамках этой дисциплины развернулась между марксистскими и веберианскими социологами по вопросу об отношении права к экономике. По мнению марксистов, право в конечном счете служит интересам господствующего класса, защищая, например, права собственности, тогда как М. Вебер утверждал, что капитализм нуждается в устойчивой системе абстрактного всеобщего права. Представители символического интеракционизма утверждали также, что социологи в первую очередь должны исследовать не то, почему люди нарушают законы, а почему эти законы создаются. Наследие веберовской социологии права включало в себя релятивистскую критику нормативной основы права. В результате социологи скептически относились к универсалистским притязаниям теории естественного права. Однако в ходе недавних дискуссий социологи пытались отстоять представление о правах (rights) как об универсалистском дискурсе. См. также: Государство; Девиантное поведение; Дюркгейм; Идеологический аппарат государства; Криминальная статистика; Криминология; Легитимность; «Наклеивания ярлыков» теория; Собственность. Лит.: Baumgarten (1998)

СОЦИОЛОГИЯ РАБОТЫ И ЗАНЯТОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ (SOCIOLOGY OF DEVELOPMENT) Социология развития занимается анализом социальных и политических последствий индустриализации в обществах «третьего мира». В 1960-е гг. в этой области господствовали подходы и положения, разработанные в рамках функционализма. Индустриальное изменение с этой точки зрения рассматривалось как в основном благотворное. В 1970-е гг. марксистская социология  подчеркивала негативные последствия капиталистической индустриализации, утверждая, что программы развития, финансируемые западными обществами, не обязательно ведут к экономическому росту или социальному улучшению. Опыт быстрого экономического роста во многих прежде слаборазвитых обществах в 1980-е гг. и их включение в глобализованную экономику, упадок марксизма как интеллектуального течения в социологии в 1990-е гг. и понимание того, что нация-государство потеряла свое значение в качестве единицы анализа  в условиях глобализации, привели к существенному ослаблению социологического интереса к развитию как объекту исследования. См. также: Внутренний колониализм; Двойная экономика; Дифференциация; Зависимое развитие; Зависимости теория; Империализм; Капитализм; Конвергенции тезис; Крестьяне; Миграция; Мобилизация; Модернизация; Национализм; Неравномерное развитие; Новое международное разделение труда;  Секуляризация; Социальное изменение; Урбанизация; Центр и периферия. Лит.: Roxborough (1979); Mouzelis (1988)

СОЦИОЛОГИЯ РАСЫ

СОЦИОЛОГИЯ РАСЫ (SOCIOLOGY OF RACE) Социологи не считают понятие расы полезной научной категорией. Широко распространенным является мнение о том, что биологическая идея расы не может обеспечить причинное объяснение  человеческого поведения. Таким образом, социология расы  - это исследование формы социальной стратификации, при которой расовые отношения  между этническими группами конструируются на основе идеологии или приписываемых расовых различий. Социология расы включает в себя следующие вопросы: (1) исследование расизма и расистских идеологий, согласно которым культурные различия между группами могут быть объяснены исключительно на основании генетических различий, а социальное неравенство между этническими группами является генетическим по происхождению; (2) исследование социальных структур, порождающих и поддерживающих расизм и расовую ненависть; (3) исследование взаимодействия между социально-классовой и этнической принадлежностью в рамках социальной стратификации, ведущего к возникновению как вертикальных, так и горизонтальных сегментов в социальной структуре общества; (4) анализ расизма и расового неравенства в истории колониализма и антиколониализма и сохранения таких расовых систем сегрегации в условиях глобализации; (5) исследование функции этнических групп на внутреннем рынке труда и роли расовых отношений в формировании глобальных образцов миграции; (6) историческое исследование роли этничности и расизма в формировании национализма, национальной идентичности и современного государства; (7) социологический анализ влияния перечисленных вопросов на особенности социальной стратификации в современных обществах. Несмотря на важное значение этих эмпирических исследований, утверждается, что социологи, стремящиеся к осмыслению расизма, должны отказаться от понятия расы как аналитической категории (Wieviorka, 1991). См. также: Аккомодация; Андеркласс; Ассимиляция; Внутренний колониализм; Гетто; Гражданство; Евгеника; Империализм; Каста; Многосоставные общества; Наследственность; Ориентализм; Предубеждение; Рабство; Социальное закрытие; Социобиология; Стереотипы; Стигма. Лит.: Miles (1989)

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ (SOCIOLOGY OF RELIGION) В классической социологии исследование религии было связано прежде всего с двумя широкими вопросами: (1) каким образом религия способствует поддержанию социального порядка и (2) каковы отношения между религией и капиталистическим обществом. Эти два вопроса обычно соединяются в аргументации, согласно которой индустриальный капитализм разрушает традиционные религиозные привязанности, угрожая, таким образом, сплоченности общества. В последнее время предмет социологии  религии стал определяться более узко - как исследование религиозных институтов. См. также: Вебер; Галеви тезис; Гражданская религия; Дюркгейм; Колдовство; Культ; Милленаризм; Мировые религии; Миф; Невидимая религия; Новые религиозные движения; Протестантская этика; Профанное; Рационализация; Ритуал; Сакральное; Секта; Секуляризация; Табу; Теодицея; Фрейд; Церковь. Лит.: Turner, В.S. (1991); Hamilton (1995)

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ (SOCIOLOGY OF THE FAMILY) Исследование институционализации физического воспроизводства людей и определения места детей как продукта союза между полами в системе родства. Современные социологические подходы к семье связаны с двумя проблемами. (1) Предметом полемики является отношение между типами семейной структуры и индустриализацией. (2) Критики современной семейной жизни утверждают, что положение женщины в домохозяйстве связано с неравным положением женщин и мужчин в обществе в целом и что современная семья,  основанная на интимности и эмоциональной привязанности, на самом деле маскирует систему эксплуатации жен мужьями и детей родителями. См. также: Брак; Группы по происхождению; Демография; Домашний труд; Материнская депривация; Матриархат; Нуклеарная семья; Развод; Расширенная семья; Патриархат; Половые роли; Симметричная семья; Супружеские роли. Лит.: Allan (1985); Jamieson (1998)

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (SOCIOLOGY OF ECONOMIC LIFE) См.: Экономическая социология.

СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (SOCIO-TECHNICAL SYSTEMS) Термин, предложенный сотрудниками Тавистокского института человеческих отношений (Tavistock Institute of Human Relations). Он отражает тот взгляд, согласно которому эффективность производства возможна лишь при одновременном удовлетворении как социально-психологических потребностей работников в удовлетворенности от выполнения трудовых задач и в групповой работе, так и технических требований производства. Их исследование показало, что производственную технологию можно часто перестраивать в целях удовлетворения человеческих потребностей без каких-либо потерь с точки зрения технической эффективности. Обычно существует целый ряд вполне осуществимых технологических решений, одинаково эффективных с точки зрения производства, но имеющих различные последствия в плане удовлетворенности работой. Инженерам в производственной сфере необходимо выбирать решения, оптимизирующие и социальные, и технические факторы. См. также: Отчуждение; Технология; Трудового процесса подход; Человеческих отношений школа.

СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (SOCIO-ECONOMIC CLASSIFICATION) Управление национальной статистики Британии разработало единую классификационную схему, которая будет использоваться при проведении переписи 2001 г.  и в других статистических целях и, таким образом, заменит классификации по социо-экономическим группам (SEGs) и социальному классу на основе рода занятий (SC). Основным критерием в рамках новой классификации являются отношения и условия найма. Таким образом, она отражает социально-классовую схему, разработанную Оксфордской группой по исследованию социальной мобильности. См. также: Голдторп; Класс; Социальная мобильность.

СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (SOCIO-ECONOMIC GROUPS) Устаревшая к настоящему времени официальная классификация по роду занятий, которая была разработана Генеральным реестром Британии (Registrar General) для переписи 1951 г. и использовалась британским правительством до конца 1990х гг. Социо-экономические группы охватывали людей со сходными жизненными стилями в отношении социального и культурного поведения и проведения досуга. Люди распределялись по различным социоэкономическим группам на основании их рода занятий и служебного статуса. Первоначально насчитывалось тринадцать социо-экономических групп, а в 1961 г. их число было увеличено до семнадцати. Управление национальной статистики, готовясь к переписи 2001 г.,  заменило деление на такие группы новой социоэкономической классификацией. См. также: Жизненный стиль; Класс.

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

СПЕНСЕР Герберт (SPENCER, Herbert) (1820-1903) Основной чертой социологии Спенсера была попытка совместить утилитарный индивидуализм с органической моделью эволюции социальных систем. Находясь под влиянием биологических теорий естественного отбора, Спенсер использовал две различные версии концепции социальной эволюции. (1) Он утверждал, что социальные системы подобно организмам приспосабливаются к окружающей среде в процессе внутренней дифференциации и интеграции. (2) Эволюционный прогресс обществ, по его мнению, направлен от простой однородности в «военном» обществе к сложной разнородности в обществе индустриальном. Политическая доктрина Спенсера, производная от его социологии, заключалась в том, что социальное планирование,  социальное обеспечение  и государственное вмешательство препятствуют естественному процессу социальной эволюции и прогрессу, гарантирующим личную свободу в индустриальном обществе. Спенсеровская социология часто ассоциируется с принципом «выживания наиболее приспособленных» (выражение Спенсера) и социальным дарвинизмом, однако сам Спенсер полагал, что конкурентная борьба доминировала лишь в ранних военных обществах. Развитое индустриальное общество  основывается скорее на сотрудничестве, убеждении и альтруизме, а не на агрессии и конфликте. Спенсер способствовал возникновению функционализма, однако лишь небольшая часть его научного наследия используется в современной социологии. См. также: Дифференциация; Органическая аналогия; Социальная система; Эволюции теория. Лит.: Turner (1985)

"СПИРАЛИСТ"

"СПИРАЛИСТ" (SPIRALIST) Этим термином обозначается типичный организации человек,  восходящая карьера которого представляет собой спиралевидную прогрессию новых должностей, что предполагает частые перемещения внутри страны и за ее пределами. К. Белл (Bell, 1968) противопоставляет «спиралистов» бюргерам - обосновавшимся в какой-либо одной местности людям из среднего класса, которые занимаются семейным бизнесом или профессиональной практикой.

СПЛОЧЕННОСТЬ

СПЛОЧЕННОСТЬ (COHESION) См.: Социальный порядок.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА (MODE OF PRODUCTION) Понятие, занимающее важное место в марксистской теории; пользовалось также значительным влиянием в различных областях социологии, в особенности в социологии развития, социологии идеологии и социологии политики. Способ производства есть отношение между производственными отношениями и производительными силами. Именно на основании различий в этом отношении можно провести различие между способами производства. Например, при феодальном способе производства феодал не имеет непосредственного контроля над крестьянскими производительными силами, орудиями труда и землей, но распоряжается продукцией крестьян. При капиталистическом способе производства капиталист контролирует производительные силы  и распоряжается продукцией. Многие теоретики утверждают, что различные способы производства связаны с различными формами идеологии и политики. Так, при феодальном способе производства значительную роль играет идеология в форме религии. Несмотря на то, что внимание исследователей сосредоточивалось, главным образом, на феодальном и капиталистическом способах производства, выделялись и другие способы, в частности, азиатский и рабовладельческий. Понятие способа производства изначально рассматривалось в качестве абстрактной аналитической модели. Едва ли возможно общество, в котором существовал бы лишь один способ производства,  в особенности это касается периодов социального изменения, когда в одном и том же обществе сосуществуют два способа и более. Работы последнего времени были сосредоточены (1) на уточнении данного понятия посредством более строгого определения понятия производственных отношений; (2) на пересмотре отношений между экономикой или производственными отношениями, с одной стороны, и политикой и идеологией - с другой; в настоящее время считается, что последние имеют решающее значение для существования и формы экономики; (3) на различении форм или стадий способов производства, примером чего является различение монопольной и конкурентной форм капиталистического способа производства. См. также: Азиатский способ производства; Альтюссер; Базис и надстройка; Восточный деспотизм; Зависимое развитие; Капитализм; Маркс; Марксистская социология; Патриархат; Рабство; Регуляции школа; Феодализм. Лит.: Abercrombie, Hill and Turner (1980)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ (JUSTICE) Понятие справедливости, имеющее фундаментальное значение для этической теории и политической философии, связано с идеей беспристрастия и равенства, в особенности с предписанием равным образом относиться к равным. Начиная с Аристотеля (ок. 384-322 гг. до н.э.) принято различать (1) дистрибутивную (распределительную) справедливость, связанную с вопросами о том, «кто что должен получить», и (2) исправительную (corrective, commutative) справедливость, связанную с обращением с индивидами в процессе социальных трансакций (в особенности с наказанием индивида за преступление). Идея дистрибутивной справедливости как справедливости социальной занимает важное место в современной социальной философии и политике. Современная теория дистрибутивной справедливости была выдвинута американским философом Дж. Ролзом в его работе «Теория справедливости» (Rawls, 1971), где он отстаивает индивидуализм, приводя вместе с тем доводы в защиту равенства. Ролз предлагает следующее общее определение: «все социальные ценности - свобода и возможности, доход и состояние, основания чувства собственного достоинства - должны распределяться поровну, за исключением тех случаев, когда неравное распределение какой-либо или всех этих ценностей осуществляется ко всеобщей выгоде» (1971, р.62). Приведем два примера. «Всеобщей выгоде» может служить законодательство, запрещающее владение огнестрельным оружием; в обществе существует неравномерное распределение огнестрельного оружия в пользу правоохранительных органов для обеспечения равной для всех безопасности жизни. Во-вторых, «всеобщей выгоде» может служить запрещение водить мотоцикл молодыми людьми, не достигшими определенного возраста. В обоих случаях возникает напряженность между личными свободами и социальной справедливостью. Альтернативный взгляд на справедливость, при котором приоритет отдается свободе, был предложен Р.Нозиком в работе «Анархия, государство и утопия» (Nozik, 1974). Нозик приводит аргументы в защиту частной собственности, прав индивида и самоопределения. По его мнению, государство может быть справедливым только при условии, что его сфера минимальна, то есть тогда, когда оно не препятствует пользованию личными свободами. Понятие справедливости является темой извечного философского спора. На практике принципы справедливости часто отличаются неопределенностью, затрудняющей их применение. В случае с дистрибутивной справедливостью, когда мы говорим о том, что следует «равным образом относиться к равным», часто трудно определить, в каком смысле люди равны. В случае исправительной справедливости всегда существуют проблемы, связанные с уголовной ответственностью, возмездием (retribution) и обоснованием справедливости наказания. Основную идею исправительной справедливости выражал древний принцип lex taIionis («око за око»), однако большинство современных правовых систем предпочитает поддерживать некоторое представление об исправлении и реабилитации. Несмотря на трудность определения справедливости и ее достижения, лишь немногие правительства когда-либо полностью отказывались от апелляции к справедливости, являющейся неотъемлемой чертой легитимности. См. также: Гражданство; Относительная депривация.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД (COMPARATIVE METHOD) Любое социологическое исследование  предполагает сравнение случаев или переменных, сходных в одних отношениях и несходных в других. Термин «сравнительный метод»  обозначает особый интерес к институциональным и макросоциальным факторам, которые анализируются путем сравнения различных обществ, или к распространению каких-либо явлений в различных обществах. Основной методологический вопрос в данном случае заключается в том, являются ли единицы сравнения (общества в целом, основные институты, религии, группы и т.д.) и показатели, выбранные для сравнения различий или сходств, действительно сравнимыми, и возможно ли корректное использование этих единиц и показателей вне их культурного контекста. Сравнительное исследование различных обществ сталкивается со второй дилеммой: сосредоточиваться на сходстве или на различии? Исследования, цель которых заключается в доказательстве некоторой общей теории, обычно подчеркивают сходство, подтверждающее выдвинутые гипотезы. Например, концепция конвергенции (см.: Конвергенции тезис), согласно которой индустриальные общества становятся похожими друг на друга, не учитывала национальные различия, огранивающие эту модель. И наоборот, сравнительный метод может стать сравнительным описанием, высвечивающим различия между обществами, но не способным дать им какое-либо объяснение помимо утверждения о том, что эти общества имеют различную историю. Сравнительный метод не является ни какой-либо особой методологией, ни определенной теорией: скорее это подход. См. также: Понимание иных систем убеждений. Лит.: Ragin (1987)

СРЕДНЕГО УРОВНЯ ТЕОРИЯ

СРЕДНЕГО УРОВНЯ ТЕОРИЯ (MIDDLE-RANGE THEORY) Термин, предложенный Р. Мертоном, указывающим на необходимость построения социологической теории в промежуточном пространстве между «частными рабочими гипотезами» и «всеобъемлющими концептуальными схемами». Например, между абстрактной концептуальной схемой, такой, как функционализм, который понимает общество как систему функционально взаимосвязанных частей, и частной рабочей гипотезой, такой, как «большая часть населения Британии более не поддерживает монархию», должна быть теория среднего уровня,  занимающаяся моделированием социальных процессов, связанных с распределением и осуществлением власти. Лит.: Merton (1957)

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ (MEAN) Среднее арифметическое или среднее ряда значений получается делением суммы этих значений на их число (п) в данном ряду.

СРЕДНИЙ КЛАСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СРЕЗОВОЕ" ИССЛЕДОВАНИЕ

"СРЕЗОВОЕ" ИССЛЕДОВАНИЕ (CROSS-SECTIONAL DESIGN DATA) Получение эмпирических данных, относящихся к одному определенному моменту времени, а не к какому-либо периоду. Данные, полученные в результате подобного среза, в отличие от данных лонгитюдного или панельного исследования, не позволяют судить об изменении или о том, как протекает тот или иной процесс.

СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ

СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ (STANDARD DEVIATION) Стандартное отклонение и его квадрат, вариация, - наиболее распространенные статистические показатели, используемые для измерения изменчивости какой-либо совокупности данных. Стандартное отклонение измеряет диапазон распределения относительно среднего значения. Оно вычисляется посредством измерения отклонения (х) каждой величины от среднего значения, возведения каждого отклонения в квадрат (х2), суммирования полученных квадратов отклонений (?х2), деления полученной суммы на общее число (/V) элементов в совокупности данных с целью получения среднего отклонения в квадрате и, наконец, извлечения квадратного корня с тем, чтобы превратить квадратные величины снова в линейные. Основная формула вычисления стандартного отклонения выглядит следующим образом: При анализе данных обследования важна возможность определить точность каждой отдельной выборочной оценки, для чего необходимо измерение изменчивости или флуктуаций различных выборочных оценок. Это измерение осуществляется посредством такого показателя, как стандартная ошибка  среднего значения (или пропорции в том случае, если соответствующие оценки представляют собой скорее пропорции, нежели средние величины), который частично определяется стандартным отклонением генеральной совокупности. Конечно, на практике значения генеральной совокупности обычно неизвестны, и реальное стандартное отклонение  не может быть использовано. Однако на основании какой-либо случайно отобранной выборки можно оценить вероятную среднюю величину флуктуаций выборочных оценок (то есть их изменчивость), используя изменчивость выборки, которая измеряется посредством стандартного отклонения для данной выборочной совокупности. Для больших чисел распределение среднего значения выборки является приблизительно нормальным, в этом случае статистическая теория обеспечивает определенные процедуры для оценки результатов, полученных на основе выборочной совокупности. См. также: Выборки ошибка; Значимости проверка.

СТАРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ (STATISTICAL SIGNIFICANCE) См.: Значимости проверка.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ (STATISTICAL CONTROL) Практика, широко используемая в рамках статистического анализа данных; позволяет исключить («контролировать») влияние какой-либо переменной. Например, существуют данные, свидетельствующие о том, что девочки, которые учатся в школах для девочек, достигают больших академических успехов по сравнению с девочками из смешанных школ. Между тем известно, что семьи большинства детей в школах для девочек относятся к среднему классу и что дети из среднего класса в целом успевают лучше по сравнению с другими детьми. Для того чтобы определить, действительно ли раздельное обучение способствует более высокой успеваемости среди девочек, необходимо разделить данные по социальному классу (разделить исследуемых на такие категории, например, как «средний класс»  и «рабочий класс» , и сравнивать успеваемость в смешанных и раздельных школах внутри этих категорий). В результате будет очевидно, действительно ли более высокая успеваемость связана с раздельным обучением или более важным фактором все-таки является социальный класс

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (STATISTICAL INTERACTION) См.: Взаимодействие переменных.

СТАТУС

СТАТУС (STATUS) В социологии это понятие используется в трех значениях. (1) Р. Линтон (Linton, 1936) определял статус просто как позицию в социальной системе, такую, как «ребенок» или «родитель». Статус обозначает то, чем является человек, тогда как тесно связанное с ним понятие роли относится к поведению, ожидаемому от людей, имеющих данный статус. (2) Понятие социального статуса используется также в качестве синонима репутации (honour) или престижа, когда социальный статус  обозначает позицию индивида относительно некой публично признаваемой шкалы или иерархии социального достоинства (worth). M. Вебер использовал понятие статусной группы как элемента социальной стратификации, отличного от класса, для обозначения определенных коллективов, отличаемых от других социальных групп в обществе посредством социально определяемых критериев статуса, таких, как каста или этничность. (3) В последнее время понятие статуса в социологии во все большей степени связывается с жизненным стилем и определенными образцами потребления. Например, Бурдье рассматривал статусную иерархию с точки зрения культуры. См. также: Статуса противоречивость.

СТАТУСА ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

СТАТУСА ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ (STATUS INCONSISTENCY) В многомерных системах стратификации индивиды могут обладать противоречивыми статусами. Например, индивиды с высоким уровнем образовательных достижений, обеспечивающим высокий социальный статус  в одном из измерений стратификации, могут иметь низкооплачиваемый и не престижный род занятий, что указывает на низкий статус в других измерениях. Г. Ленский (Lenski, 1954) предложил данный термин вместе с термином «статусная кристаллизация» , обозначающим согласованность различных статусов индивида. Он указывает на четыре важных измерения статуса: доход, престиж рода занятия, образование и этничность. Считается, что противоречие между статусами способствует возникновению чувства возмущения (resentment) у индивидов, которые вследствие этого могут либо поддерживать радикальные социальные изменения,  направленные на изменение системы стратификации, либо пытаться кристаллизовать свои статусы, изменяя собственную личную ситуацию (в приведенном выше примере - повышая свой профессиональный уровень). См. также: Класс.

СТАТУСНАЯ ГРУППА

СТАТУСНАЯ ГРУППА (STATUS GROUP) См.: Статус.

"СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК"

"СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК" (GLASS CEILING) См.: Менеджмент.

СТЕРЕОТИПЫ

СТЕРЕОТИПЫ (STEREOTYPES) Стереотип - это односторонний, связанный с преувеличением и, как правило, предубежденный взгляд в отношении группы, племени или класса людей. Стереотипы обычно связаны с расизмом и сексизмом. Они часто не поддаются изменению или исправлению путем соотнесения с опровергающими их данными, поскольку порождают чувство социальной солидарности. Социологи давно используют это понятие при анализе девиантного поведения, в частности, для объяснения феномена девиантности усиления, а также в исследованиях расовых отношений. В последнее время оно использовалось в исследованиях гендерной стереотипизации и половых ролей в области образования и работы. Утверждается, что школы способствуют усилению гендерной стереотипизации посредством социализации детей в рамках традиционных мужских и женских ролей. Например, школьные учебники изображают девочек помогающими матерям в домашней работе, а мальчиков - помогающими отцам в ремонте автомобиля, тогда как учителя считают, что мальчики более склонны к науке и технике, а девочки - к домоводству, гуманитарным наукам или биологии, внушая это и ученикам. Работодатели также следуют стереотипу, согласно которому все женщины более склонны по сравнению с мужчинами уклоняться от работы и прерывать свою карьеру вследствие семейных обязательств, независимо от того, соответствуют на самом деле конкретные женщины-служащие этому стереотипу или нет. Работодатели придерживаются также определенных неизменных представлений о надлежащей «женской работе». Таким образом, они отказывают женщинам в равных с мужчинами возможностях на основании аскриптивного критерия гендера. См. также: Авторитарная личность; Аскрипция (Приписывание); Женщины и работа; Менеджмент; Предубеждение; Рынка труда сегментация; Социализация; Стигма.

СТРАТЫ

СТРАТЫ (STRATA) См.: Выборка; Стратификация.

СТРАУСС АНСЕЛЬМ Л.

СТРАУСС Ансельм Л. (STRAUSS, Anselm L.) (1916-1996) В последние годы своей жизни - заслуженный профессор в отставке Калифорнийского университета в Сан-Франциско; внес существенный вклад в качественную социологию в таких областях, как социология здоровья и болезни,  изучение профессионалов и социология организаций.  Его первая крупная работа - «Социальная психология» (Strauss, 1949). Вместе с Б.Глезером занимался разработкой идеи обоснованной теории (Glaser and Strauss, 1968а) и был одним из основателей символического интеракционизма. Результаты его классического исследования медицинской профессионализации были представлены в работе «Мальчики в белом» (Becker et al., 1961). Со свойственной ему точки зрения Страусс исследовал идентичность («Зеркала и маски», 1959) и значение городской жизни («Американский город», 1968). Вместе с Б.Глезером внес фундаментальный вклад в социологическое изучение смерти в работах «Осознание умирания» (Glaser and Strauss, 1965) и «Время умирать» (Glaser and Strauss, 1968b). Еще одна книга Страусса, посвященная исследованию работы, - «Социальная организация медицинской работы» (1985). Теоретические взгляды Страусса в обобщенном виде представлены в работе «Постоянные перестановки действия» («Continual Permutations of Action», 1993). См. также: Гофман; Драматургический подход; Символ; Чикагская школа.

СТРУКТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

СТРУКТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (STRUCTURAL DIFFERENTIATION) См.: Дифференциация.

СТЫД

СТЫД (SHAME) В антропологии проводится различие между культурами вины, в которых социальный контроль  осуществляется посредством внутренних санкций, и культурами стыда, в которых индивиды контролируются посредством публичной угрозы их личной репутации и чести. Публичный стыд отражается не только на самом индивиде, но также на его семье и родственниках, вследствие этого, отклонение от принятых в данном сообществе норм влечет за собой строгие семейные санкции. Стыд как механизм социального контроля эффективен только в малых группах, то есть в условиях непосредственной близости людей и наблюдаемости их поведения, и поэтому является характерной чертой скорее сельской, нежели городской жизни. См. также: Санкция.

СУБЪЕКТ/СУБЪЕКТИВНОСТЬ

СУБЪЕКТ/СУБЪЕКТИВНОСТЬ (SUBJECT/SUBJECTIVITY) Понятие «субъект» в современном структурализме обладает парадоксальным и противоречивым значением. Оно означает деятельность, действие и авторство, но также подчинение (subjection). Хотя этот термин часто используется в качестве синонима «личности» или «деятеля», он способствует лучшему пониманию всей сложности дискуссий о детерминизме, именно потому, что «субъект» предполагает как деятельность, так и подчинение. В структуралистских теориях литературы текст анализируется как продукт, независимый от автора (субъекта). Согласно одному из положений современного марксизма, функция идеологии заключается в представлении (конституировании) субъектов как исполнителей ролей и носителей социальных структур. Таким образом, оба подхода отрицают значение созидательной деятельности человеческих субъектов. «Субъективность» - это самосознание субъектов, но структуралисты утверждают также, что субъективность представляет собой способ сознания, исторически присущий современной западной культуре. Недавние разработки в области психоанализа, марксизма и структурализма ставят под сомнение традиционные допущения о субъективной деятельности и главенстве (primacy) субъективности. В рамках этих подходов субъективность и самосознание более не рассматриваются как нечто врожденное, часть человеческой природы; утверждается, что это социальная конструкция, принимающая различные формы в различных обществах. Очевидно, что в этом смысле понятие субъективности пересекается с понятием идентичности. См. также: Действия теория; Деятельность и структура; Лакан; Методологический индивидуализм; Объективность; Семиотика; Фрейд. Лит.: Benoist(1975)

СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ

СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ (CONJUGAL ROLES) Задачи, обычно выполняемые мужем и женой в рамках домохозяйства, обозначаются как супружеские роли.  Э. Ботт (Bott, 1957) проводит различие между обособленными (segregated) супружескими ролями, когда муж и жена выполняют совершенно разные задачи по дому, и совместными, когда они в большей или меньшей степени заменяют друг друга при выполнении домашних задач. Обособленные супружеские роли поддерживаются тесными сетями, образуемыми друзьями и родственниками, которые способствуют обособленной деятельности мужа и жены дома, на работе и при проведении досуга. Совместные же роли обычно связаны с отсутствием такого рода сети, что может быть следствием географической мобильности семьи в течение определенного периода. Ряд исследований (см., например: Young and Willmott, 1973) со всей очевидностью показал, что существует тенденция к возникновению более «эгалитарных» браков с совместными супружескими ролями. Данная тенденция появилась вслед за упадком традиционных профессий и распадом стабильных общин и связана с увеличением числа работающих жен и безработных мужей, растущей социальной и географической мобильностью и отделением от родственников. Однако, другие авторы, такие, как Э. Оукли (Oakley, 1974), утверждали, что серьезного продвижения к совместным супружеским ролям не происходит, поскольку женщины по-прежнему несут на себе бремя ухода за детьми и всевозможной домашней работы. Дж. Гершуни (Gershuny, 1992) представил данные сравнения ряда стран, подтверждающие существование тенденции к отходу от обособленных ролей, хотя заметное неравенство между мужчинами и женщинами все еще сохраняется. См. также: Домашний труд; Нуклеарная семья; Половые роли; Симметричная семья.

СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИКА

СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИКА (SUBSISTENCE ECONOMY) Экономика существования, обозначаемая также как «самодостаточная экономика» или «натуральное хозяйство», характеризуется следующим: (1) производственная единица, такая, как крестьянская семья, занимается производством ради собственного непосредственного потребления; (2) в отношении потребления эта единица не зависит от рынка; (3) специализация или разделение труда  являются незначительными. Экономика существования считается типичной для докапиталистической стадии или для периферийных регионов, куда еще не проникли капиталистические отношения. Таким образом, определяющей чертой такой экономики является отсутствие экономического обмена в рамках рынка. Использование этого понятия подвергалось критике, поскольку так называемые «самодостаточные хозяйства» на деле все же вовлечены в процесс покупки и продажи товаров на рынке. Таким образом, экономика существования в действительности связана с внешними рыночными силами, а в современном мире эти силы ввергают такого рода хозяйства в состояние зависимости. См. также: Зависимое развитие; Крестьяне.

Предыдущая страница Следующая страница