Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "К" (часть 2, "КОМ"-"КУЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КОМ"-"КУЛ")

КОММОДИФИКАЦИЯ

КОММОДИФИКАЦИЯ (COMMODIFICATION) (от англ. commodity - товар) Процесс, в ходе которого все большее число различных видов человеческой деятельности обретает денежную стоимость и фактически становится товарами, покупаемыми и продаваемыми на рынке. Теоретическим основанием данной идеи являются работы К. Маркса, утверждавшего, что капитализм представляет собой саморасширяющуюся экономическую систему, которая требует все большей коммодификации. Капитализм, таким образом, ведет к вытеснению духовных или человеческих ценностей денежными. См. также: Товарный фетишизм.

КОММУНА

КОММУНА (COMMUNE) В политической социологии коммуна обычно определяется как светский институт. В соответствии с общей идеологией, такой, как анархизм или коммунизм, члены коммуны проживают вместе, занимаясь коллективным трудом и сообща владея собственностью. В социологии религии и социологии молодежных культур исследованию коммун, существующих в индустриальных обществах, стало придаваться важное значение в 1960-е гг. в связи с ростом коммун (в частности, в Северной Америке). Однако, сохранение коммуны как образа жизни оказывается проблематичным, поскольку коммуны сталкиваются с необходимостью решения основных проблем институционализированной социальной жизни, в частности проблем власти, стратификации и экономического выживания. См. также: Кооператив.

КОММУНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

КОММУНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА (COMMUNITY MEDICINE) Начиная с середины 1950-х гг. как в Британии, так и в Соединенных Штатах все большее значение придавалось использованию с целью лечения больных не больниц общего назначения, а возможностей местной общины, таких, как приюты (sheltered housing), коммунальный уход, коммунальные центры психического здоровья и лечение в домашних условиях при необходимой профессиональной медицинской помощи. Понятие коммунальной медицины имеет общий характер, поскольку охватывает разнообразную помощь, оказываемую больному вне таких институтов, как больницы и хосписы; оно включает также первичный уровень здравоохранения, семейную медицину и общее терапевтическое обслуживание. Рост интереса к коммунальной медицине связан, во-первых, с критикой традиционной госпитализации, которая часто не отвечает потребностям пациентов, особенно в случае психических заболеваний; во-вторых, с утратой иллюзий относительно эффективности традиционной, научной медицины, организованной вокруг больницы; в-третьих, с высокой стоимостью стационарного лечения. См. также: Альтернативная медицина; Здравоохранения системы.

КОММУНАЛЬНОЕ ПОПЕЧЕНИЕ

КОММУНАЛЬНОЕ ПОПЕЧЕНИЕ (COMMUNITY CARE)6 Этот термин служит для обозначения социальной политики в отношении индивидов с хроническими заболеваниями и ограниченными физическими возможностями или жертв серьезных социальных проблем, осуществляемой вне каких-либо учреждений. Коммунальное попечение стало важным компонентом программ обеспечения всеобщего благосостояния в ответ на финансовые кризисы и экономические спады в Соединенных Штатах Америки и Британии. В 1970-е гг. в результате фискального контроля, осуществляемого правительством, коммунальное попечение  стало отождествляться, как это ни парадоксально, с частным обеспечением. Данный термин не является строгим, охватывая целый ряд действий от организации приютов до декарцерации. См. также: Коммунальная медицина.

КОММУНИЗМ

КОММУНИЗМ (COMMUNISM) Под коммунизмом понимают скорее не реальную практику, а определенную доктрину. Этим понятием обозначаются общества, в которых отсутствуют частная собственность, социальные классы и разделение труда.  К. Маркс полагал, что коммунистические общества будут формироваться постепенно по мере революционного ниспровержения капиталистических обществ. Он отмечал также, что три упомянутые черты свойственны и некоторым племенным обществам, называя такое состояние первобытным коммунизмом. Существуют серьезные сомнения относительно того, могут ли эти идеалы коммунизма быть реализованы на практике в более современных обществах. Большинство коммунистических стран сохраняло некоторую частную собственность, значительную степень разделения труда и нечто вроде классовой системы, основанной на бюрократических привилегиях. Реальное развитие коммунистических обществ двадцатого века было предметом дискуссии, развернувшейся между теоретиками коммунизма, часть которых полагала, что сохранение некоторой частной собственности и разделения труда неизбежно. Драматический крах коммунистических правительств в Восточной Европе и Советском Союзе в конце 1980-х гг. был следствием экономического долга, отсутствия народной поддержки, провала как политической, так и экономической реформы, роста националистических движений и соответствующей напряженности во многих коммунистических обществах и вывода Советской Армии. См. также: Социалистические общества.

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕЗИС

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕЗИС (CONVERGENCE THESIS) Положение, заключающееся в том, что процесс индустриализации приводит к появлению общих политических, социальных и культурных черт в тех обществах, которые до эпохи индустриализации имели совершенно разную историю и разные социальные структуры. Согласно этому тезису, все общества двигаются к некой общей точке, ибо индустриализация требует наличия определенных характеристик, необходимых для эффективного функционирования. Такими характеристиками являются (1) широкое социальное и техническое разделение труда;  (2) отделение семьи от предприятия и рабочего места; (3) мобильная, урбанизированная и дисциплинированная рабочая сила;  (4) какая-либо форма рациональной организации экономического расчета, планирования и капиталовложения. В дополнение к этому теории индустриальной конвергенции указывают на то, что в соответствии с «логикой индустриализма» все индустриальные общества становятся светскими, городскими, мобильными и демократическими. Таким образом, тезис о конвергенции связан, с одной стороны, с конца идеологии теорией, поскольку предполагает, что индустриальное общество  будет основано на новой форме консенсуса, а с другой - с теорией развития, согласно которой западное общество является единственной подходящей моделью быстрого экономического прогресса. Тезис о конвергенции связан с рядом теоретических проблем. (1) Неясно, должны ли все общества принимать в ходе индустриализации некую общую форму, или с общим индустриальным базисом совместимы значительные институциональные вариации. (2) Существует неопределенность относительно того, что именно следует считать причиной социальной конвергенции - существование крупных промышленных предприятий, индустриализацию как процесс или определенные технологические условия производства. В последнем случае тезис конвергенции приобретает грубую форму технологического детерминизма, предполагающего, что социальный контекст индустриализации непосредственно зависит от изменений в производственной технологии. (3) Не все индустриальные общества развиваются на практике в направлении общей модели. (4) Как утверждают некоторые исследователи, черты индустриального общества являются на деле характерными чертами капитализма. Таким образом, существование социальной конвергенции может объясняться скорее господством капитализма, а не процессом индустриализованного производства как таковым. (5) Тезис о конвергенции был типичным порождением оптимистического анализа индустриального общества начала 1960х гг. Последующий опыт спада в индустриальной сфере, инфляции и безработицы в некоторых индустриализованных экономиках показал, что региональный дисбаланс, деиндустриализация и экономический спад могут приводить к существенным вариациям как между индустриальными обществами, так и внутри них. См. также: Индустриальное общество; Постиндустриальное общество; Социальная мобильность. Лит.: Scott (1997)

КОНКУРЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТ ОГЮСТ

КОНТ Огюст (COMTE, Auguste) (1798-1857) Автор термина «социология», который впервые был употреблен в рамках публикации в 1838 г. - в четвертом томе «Курса позитивной философии» (Comte, 1838). Конт был секретарем К. Сен-Симона, и впоследствии вопрос о соотношении их вклада в теорию социализма и социологию стал предметом продолжительной научной полемики. Конт считал, что социология - наука, которая основывается на использовании наблюдения, эксперимента и сравнения, - точно соответствует новому социальному порядку индустриальной Европы. Научный позитивизм Конта сочетался с эволюционистским взглядом на общество и мышление. Последнее, по его мнению, в своем прогрессивном развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Эволюция человеческих обществ также включает в себя три основные стадии - примитивную, промежуточную и научную. Человеческая мысль прогрессирует в процессе снижения степени обобщенности (generality) и возрастания степени сложности. Используя органическую аналогию, Конт утверждал, что благодаря разделению труда общество также становится более сложным, дифференцированным и специализированным. Наряду с языком и религией разделение труда  обеспечивает социальную солидарность, порождая вместе с тем новые социальные деления между классами, а также между частной и публичной сферами. Социология, находящаяся на вершине наук, должна была развиваться как анализ, осуществляемый с точки зрения социальной динамики и социальной статики. Социальная динамика была призвана рассматривать общие законы социального развития, тогда как социальная статика  должна была сосредоточиваться на «анатомии» общества и взаимодействии его составляющих. Конт исследовал функциональную роль социальных институтов (таких, как семья, собственность и государство) в поддержании социального порядка. Несмотря на то, что его взгляды на взаимосвязь элементов социальной системы предвосхитили функционализм, в настоящее время рассуждения Конта о социологии в целом считаются надуманными (arcane). См. также: Дюркгейм; Социология; Эволюции теория. Лит.: Coser (1971)

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (CONTENT ANALYSIS) Анализ содержания коммуникации, предполагающий такую его классификацию, которая позволяет выявить свойственную этому содержанию структуру. Этот термин применяется обычно скорее в отношении анализа документов или визуального материала, нежели данных интервью, однако подобная техника может использоваться и при изучении ответов на открытые вопросы, задаваемые при проведении опросов. Исследователи разрабатывают ряд категорий, высвечивающих исследуемую проблематику, а затем классифицируют содержание в соответствии с этими предопределенными категориями. При этом категории должны быть определены как можно четче, чтобы свести к минимуму смещение, возникающее в результате субъективных суждений различных исследователей. Такая техника позволяет получить количественные данные, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке и статистическому анализу. Однако контент-анализ иногда критикуется за то, что он основывается на субъективных суждениях, что ведет к получению допускающих количественную обработку, но не валидных данных. См. также: Кодирование.

КОНТРКУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУРА (COUNTERCULTURE) Термин, популярный в 1960-е гг., когда среди студентоврадикалов и других социальных групп вырабатывались новые, нетрадиционные теории и линии поведения в отношении политики, работы и семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и образцами поведения. Общие темы контркультуры включали в себя репрессивный характер традиционной семейной жизни, желательность предоставления людям возможности «делать то, что они хотят», эксперименты с различными наркотиками и преимущества сексуальной свободы.

"КОНТРОЛЕР"

"КОНТРОЛЕР" (GATEKEEPER) (букв. «привратник») Влиятельное лицо, часто неофициальное, контролирующее доступ к ресурсам. Данный термин использовался, например, в социологии науки в отношении тех пользующихся влиянием ученых - редакторов научных журналов, поручителей при подаче заявки на получение гранта или устройстве на работу, организаторов конференций, - которые определяют, что считать «настоящей» наукой, а что - чем-то не стоящим внимания. Действуя подобным образом, «контролеры», как утверждается, могут управлять карьерами и репутацией.

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА (CONTROL GROUP) Группа людей, подобранных так, чтобы между ней и экспериментальной группой наблюдалось максимально возможное тесное сходство в отношении ряда переменных. Экспериментальная группа подвергается воздействию изучаемой независимой переменной, тогда как группа контрольная  такому воздействию не подвергается. Все различия между двумя этими группами, обнаруживаемые после эксперимента, приписываются действию независимой переменной. Например, при исследовании влияния телевидения на детей помимо подвергаемой его воздействию экспериментальной группы необходимо создать группу, схожую с ней по основным характеристикам (например, по возрасту, полу, образованию, классу), но не подвергающуюся воздействию телевидения. Без такого контроля исследователь не может быть уверен в том, чем вызван какой-либо наблюдаемый эффект: воздействием телевидения или некоторым другим внешним фактором. Контрольные группы могут использоваться и тогда, когда осуществление эксперимента невозможно. Сравнение двух групп, подобранных в максимально тесном соответствии друг с другом, из которых в прошлом лишь одна подвергалась воздействию какой-либо независимой переменной, позволяет проверить гипотезу о влиянии последней. Данный метод работает по принципу «от прошлого к настоящему» и известен как метод «от-причины-к-следствию».В другом случае две группы, отобранные на основании известного различия между ними в некотором значимом аспекте, выравниваются до максимального соответствия; затем исследуется их прошлое с тем, чтобы найти объяснение этому различию. Такой метод называется методом «от-следствияк-причине». См. также: Статистический контроль; Экспериментальный метод.

КОНФЛИКТА ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦА ИДЕОЛОГИИ ТЕОРИЯ

КОНЦА ИДЕОЛОГИИ ТЕОРИЯ (END OF IDEOLOGY THEORY) В 1950-е гг. американские социологи, в частности Белл и Липсет, выдвинули теорию, согласно которой старые идеологии «правых» и «левых» утратили свою силу и значимость вследствие важных изменений в природе капитализма, а также вследствие демократического участия рабочего класса в политике и роста благосостояния населения. Утверждалось, что западным обществам, которым удалось решить социальные проблемы,  возникшие в предшествующие периоды, во все большей степени свойственны консенсус и прагматический подход к остающимся проблемам распределения ресурсов. Хотя эта теория адекватно отражала существование консенсуса и политики благосостояния в 1950-е и в начале 1960-х гг., в 1970-е гг. сформировалась точка зрения, согласно которой распространение расового конфликта в Америке, студенческие волнения в Европе, поляризация установок населения в период войны во Вьетнаме и обострение индустриального конфликта эмпирически опровергают идею «конца идеологии». Другие авторы утверждали, что теория «конца идеологии» сама выступала в качестве идеологии консенсуса на основе благосостояния. См. также: Гражданство; Идеология; Институционализация конфликта; Социальный порядок.

КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ ЗОН ТЕОРИЯ

КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ ЗОН ТЕОРИЯ (CONCENTRIC ZONE THEORY) Э. Берджесс (Чикагская школа), утверждал, что города в индустриализованных обществах принимают форму пяти концентрических зон. Внутренняя зона - это центральный деловой район,  в котором расположено большинство респектабельных магазинов, офисов, банков, увеселительных заведений и служб сервиса. Вторая зона, зона перехода,  является в сущности территорией развития в связи с расширением центрального делового района, в результате чего она оказывается захудалой частью города с относительно дешевым жильем. Третью зону составляют дома, где проживают рабочие, занятые физическим трудом, а четвертую - пригороды, заселенные средним классом. Окраины города - зона проживания людей, которые совершают регулярные поездки на работу в город (commuters» zone). Берджесс предложил свою теорию в качестве идеального типа. Реальные города не соответствуют в точности модели пяти концентрических зон, поскольку деформируются, например, путями сообщения. Данная теория следует принципам городской экологии. Зоны включают в себя природные территории, складывающиеся под воздействием безличных сил, независимых от намерений населения. Расположение зон определяется фактором конкуренции за земельные участки, когда те виды деятельности, при которых возможны более высокие расходы на арендную плату, сосредоточиваются в лучших местах в центре. Расовые или этнические группы стартуют в зоне перехода и перемещаются по мере их процветания все дальше от центра, образуя следующие одна за другой волны миграции. Теория концентрических зон была подвергнута значительной критике. Утверждалось, например, что города на самом деле имеют форму не колец, а секторов, и что цены на земельные участки могут определяться не только конкуренцией, но и культурными ценностями. Многие из этих критических замечаний были заранее предусмотрены Берджессом, и его теория сохраняет свою значимость, особенно это касается характеристики зоны перехода. См. также: Природная территория.

КОРРЕЛЯЦИЯ

КОРРЕЛЯЦИЯ (CORRELATION) При проведении социологического исследования обычно одновременно получают множество разнообразных данных: например, при проведении обследований могут измеряться достижения в образовании и профессиональный уровень респондентов. Если данные об одной переменной обеспечивают определенную информацию о другой, то эти переменные связаны друг с другом или коррелируют. В случае с данными о достижениях в образовании и профессиональном уровне обычно обнаруживается, что чем выше профессиональный уровень, тем выше достижения в образовании. В данном случае корреляция является положительной, то есть значения двух переменных имеют тенденцию увеличиваться или уменьшаться вместе. Отрицательная корреляция имеет место в том случае, когда значение одной переменной возрастает, а значение другой - уменьшается. Существуют различные типы коэффициентов корреляции, применяемые при работе с разнообразными данными, но все они используются для измерения степени связи между двумя или более переменными. Сам по себе факт корреляции двух переменных не позволяет установить, какая из них предшествует или является причиной другой, или утверждать, что переменные вообще причинно связаны друг с другом, поскольку изменение значения обеих переменных может быть вызвано каким-либо третьим фактором. Корреляция, таким образом, может быть ложной.

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД В ЗАЩИТУ НРАВСТВЕННОСТИ

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД В ЗАЩИТУ НРАВСТВЕННОСТИ (MORAL CRUSADE) См.: Моральная паника.

КРИВИЗНА

КРИВИЗНА (SKEWNESS) Степень асимметрии в распределении. См. также: Распределение.

КРИСТЕВА ЮЛИЯ

КРИСТЕВА Юлия (KRISTEVA, Julia) (p. в 1941) Французский психоаналитик, профессор лингвистики в Universite de Paris VII, первоначально находилась в числе последователей Барта. В работе «Революция в языке поэзии» (Kristeva, 1974) внесла важный вклад в развитие семиотики, а своими исследованиями любви, страсти и самости («Силы ужаса», 1980; «Истории любви», 1983) - в феминистскую социальную теорию. См. также: Интимность; Сексуальности. Лит.: Moi (1986)

КРИТИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

КРИТИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ (CRITICAL CRIMINOLOGY) Подход к преступности, разработанный в 1970-е гг. в рамках марксизма и конфликта теории.  Представляет собой критическую реакцию как на традиционную криминологию, так и на «наклеивания ярлыков» теорию. Преступность, с данной точки зрения, является социальным и историческим продуктом капитализма, а преступники - жертвами классового неравенства и угнетения со стороны государства. В исследовательском плане критическая криминология  сосредоточивалась на проблемах подотчетности полиции (police accountability), репрессивном характере тюрем и предвзятости системы уголовного правосудия в отношении различных социальных классов. В свою очередь, данный подход критиковался за склонность романтизировать преступника и пренебрежение другими особенностями преступного поведения, не связанными с классом, например, расой, гендером и возрастом. Критики заявляли также, что критическая криминология не предлагает какие-либо практически осуществимые варианты альтернативной политики и представляет собой всего лишь определенную реакцию на основные постулаты криминологической науки. См. также: Класс; Реалистическая криминология; Феминистская криминология. Лит.: Taylor, Walton and Young (1973)

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРОСС-ТАБУЛЯЦИЯ

КРОСС-ТАБУЛЯЦИЯ (CROSS TABULATION) Распространенным способом представления данных являются двумерные таблицы, в которых значения одной переменной соотносятся со значениями другой. Примером может служить кросс-табуляция электоральных намерений и социального класса 200 человек: Консерваторы Лейбористы Всего Средний класс 80 20 100 Рабочий класс 30 70 100 Всего 110 90 200 Цель кросс-табуляции переменных заключается в выяснении связи между ними. Такого рода анализ может быть продолжен посредством введения дополнительных переменных. Например, в рассматриваемую таблицу можно ввести категории «мужчины» и «женщины» для того, чтобы выяснить, является ли отношение между классом и голосованием одинаковым как для мужчин, так и для женщин. Таблицы, представляющие кросстабуляцию переменных, обычно называются таблицами сопряженности. См. также: Логлинейный анализ.

КУЛЬТ

КУЛЬТ (CULT) В антропологии понятием культа обозначаются верования и практика определенной группы по отношению к одному или нескольким божествам. Использование этого термина в социологии часто связано с рассмотрением типологий «церковь-секта». Под культом понимается небольшая гибкая группа, религиозные верования которой характеризуются индивидуализмом, синкретизмом и зачастую эзотеризмом. Хотя предполагается, что религиозные секты подчеркивают коллективизм, а культы - частный, индивидуальный опыт, на практике трудно провести различие такого рода между религиозными группами. Распространенность культов, часто основывающихся на восточных религиозных идеях, в западных индустриальных обществах заставляет задуматься над характером и степенью секуляризации этих обществ. См. также: Новые религиозные движения; Секта; Секуляризация; Церковь. Лит.: Heelas (1996)

КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ

КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ (CULTURE OF POVERTY) Иногда утверждается, что у бедного населения вырабатывается особый тип поведения и мышления, в частности, фаталистическое принятие своей бедности и неспособность что-либо предпринять для того, чтобы выйти из этого состояния. Это существенно ограничивает возможности данной категории людей и приводит к тому, что бедные остаются бедными. Такое состояние воспроизводится также из поколения в поколение в рамках цикла депривации, посредством которого дети из бедных или депривированных семей социализируются их родителями в рамках соответствующей культуры и также вырастают бедными. Как термин «культура бедности» , так и термин «цикл депривации» , предложенные О. Льюисом (Lewis, 1961) для обозначения образа жизни обитателей трущоб в странах «третьего мира», использовались также и применительно к бедным в современных развитых обществах. Между тем, использование понятия культуры бедности в уничижительном смысле, предполагающем, что бедные сами виноваты в своем незавидном положении, и что в этой среде родители приучают детей к социальной депривации, подвергалось критике. Критики указывают на неспособность общества, в частности правительств, обеспечить бедных необходимыми ресурсами для выхода из бедности; наличие активных стратегий взаимной помощи и самопомощи, развиваемых многими бедными для того, чтобы справиться с бедностью; существование бедности западни, делающей еще более трудным выход из состояния бедности.

КУЛЬТУРНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

КУЛЬТУРНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО (CULTURAL REPRODUCTION) Этот термин появился в британской социологии благодаря П. Бурдье (Bourdieu, 1973), который полагал, что функцией системы образования является воспроизводство культуры господствующих классов, способствующее обеспечению их дальнейшего господства. См. также: Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Культурный капитал; Социальное воспроизводство.

КУЛЬТУРНОЕ ОТСТАВАНИЕ

КУЛЬТУРНОЕ ОТСТАВАНИЕ (CULTURAL LAG) Идея культурного отставания развивалась У.Ф. Огборном (Ogburn, 1950) в противовес грубому экономическому детерминизму, согласно которому культурные, политические и социальные феномены изменяются непосредственно и немедленно в ответ на изменения в экономической основе общественной жизни. Огборн отмечал, что изменения в культуре не всегда и необязательно соответствуют экономическим изменениям. Он утверждал, например, что экономические изменения, повлиявшие на разделение труда  в семье, не сопровождались соответствующим изменением в идеологии, которая по-прежнему утверждала, что «место женщины - дома». Культурное отставание имеет место тогда, когда две или более социальные переменные, некогда согласованные и соответствующие одна другой, разъединяются и перестают соответствовать друг другу вследствие различий в темпах их изменения. Несмотря на то, что проблема социального изменения в том виде, в каком ее сформулировал Огборн, более не актуальна для современной социологии, его гипотеза культурного отставания предвосхитила социологические споры об отношениях между экономическим базисом и культурной надстройкой общества. См. также: Базис и надстройка; Социальное изменение.

КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (CULTURAL STUDIES) Область исследований на границе гуманитарных и социальных наук. Она не обладает каким-либо единством, будучи эклектичной как в используемых теоретических подходах, так и в своем предмете. Эта область включает в себя работы различной проблематики от экономических исследований культуры индустрий до литературно-критического анализа телевизионных программ. См. также: Культура; Популярная культура.

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ (CULTURAL CAPITAL) Это понятие первоначально использовалось Бурдье в рамках его критики официальной социологии образования в работе «Воспроизводство в образовании, обществе и культуре» (Bourdieu and Passeron, 1970). Бурдье утверждал, что дети родителей, относящихся к среднему классу, овладевают их культурным капиталом, культурными и лингвистическими способностями, и именно эти способности обеспечивают их школьные успехи. Поскольку такого рода культурный капитал  не передается детям из рабочего класса, школьные системы оценки знаний, представляющиеся нейтральными и объективными, на самом деле легитимируют экономическое неравенство социальных классов с помощью идеологического понятия природных способностей. В своих более поздних исследованиях университетов и академического мира (Bourdieu, 1984a) Бурдье проводит более сложное различие между социальным капиталом (власть, обеспечиваемая посредством членов семьи или других сетей), символическим (репутация), экономическим (экономические средства, такие, как собственность, акции или инвестиции) и, наконец, культурным (образовательные квалификации и отличия в мире искусства и науки). Понятие культурного капитала в этом смысле используется Бурдье в работе «Дистинкции» (1979) с целью проведения различия между частями господствующего класса. Та часть данного класса, источник власти которой находится в сфере культуры (в основном это образовательные достижения) , в конечном счете всегда подчинена господствующему экономическому классу, вследствие чего Бурдье описывает ее классовую позицию как «двусмысленную». Образовательные достижения и культурные диспозиции этой части отделяют ее от рабочего класса, но она не относится полностью и к господствующему экономическому классу. Понятие культурного капитала является важным компонентом предпринятого Бурдье анализа иерархической структуры вкуса. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Культурное воспроизводство; Школьное знание.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ (CULTURAL RELATIVISM) (1) Метод, представляющий собой попытку объективного анализа различных обществ или культур без использования ценностей одной культуры для вынесения суждений о другой. Предпочтительный способ достижения этой цели - описание практик данного общества с точки зрения его членов. Этот метод является одним их отличительных признаков «современной» антропологии в противоположность этноцентризму антропологии XIX в. (2) В более широком смысле - понимание того, что идеи не существуют независимо от конкретного общества и не могут сравниваться с идеями, распространенными в других обществах, вне этого контекста. См. также: Понимание иных систем убеждений; Рациональность; Сравнительный метод.

КУЛЬТУРЫ ИНДУСТРИИ

КУЛЬТУРЫ ИНДУСТРИИ (CULTURE INDUSTRIES) Этот термин не имеет четкого определения. Обычно его используют для обозначения организаций, занимающихся производством популярной культуры, то есть телевидения, радио, книг, журналов и газет, популярной музыки. Он используется и в более широком смысле - в отношении всех организаций культуры, включая, например, музеи, рекламные агентства и спортивные организации. Значение индустрий культуры двояко. Во-первых, они играют существенную и все возрастающую экономическую роль во многих западных обществах. Во-вторых, современная повседневная жизнь наполнена множеством самых разнообразных образов, большинство которых производится индустриями культуры. Происходит эстетизация повседневной жизни,  в ходе которой культурные артефакты, будь то визуальные образы телевидения или журналов или музыкальные образы популярной музыки, становятся неразрывно связанными с жизнью людей. Согласно идеям Франкфуртской школы и, в частности, Адорно, индустрии культуры обеспечивают капиталистическую гегемонию, вырабатывая безвкусную и низкопробную популярную культуру. Более поздние исследования показывают, что индустрии культуры на самом деле производят противоречивые послания (messages), часть которых способствует гегемонии, а часть - сопротивлению последней. См. также: Господствующей идеологии тезис; Популярная культура; Постмодернизм.

Предыдущая страница Следующая страница