Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАНР

ЖАНР (GENRE) Термин, обозначающий тип текста, такой, как детектив, роман, научная фантастика, мыльная опера. Каждый жанр имеет свои условности, хорошо известные как производителям текста, так и воспринимающей его аудитории, и может пересекать границы различных средств коммуникации. Утверждается, что удовольствие, получаемое аудиторией от того или иного жанра, связано с тем, что ее члены знают, что будет происходить дальше, и хотят видеть, как это будет происходить.

ЖЕНСТВЕННОСТЬ (ФЕМИНИННОСТЬ)

ЖЕНСТВЕННОСТЬ (ФЕМИНИННОСТЬ) (FEMININITY) Во многих обществах мужчинам и женщинам приписываются различные специфические качества. В современных западных обществах быть женственной означает быть заботливой, доброй и сексуально привлекательной, а также пассивной, слабой и зависимой. Предметом серьезной полемики являются вопросы о том, действительно ли эти качества представляют собой реальные характеристики того или иного гендера, и если да, чем они обусловлены, биологическими или социальными факторами, и, наконец, каким образом они поддерживают власть мужчин. См. также: Гендерная социология; Мужественность (Маскулинность); Патриархат; Половые роли.

ЖЕНЩИН И МУЖЧИН, СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ

ЖЕНЩИН И МУЖЧИН, СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ (SEX RATIO) Соотношение, обычно выражаемое как число мужчин на тысячу женщин того же возраста в обществе. Несмотря на то, что каждый год девочек рождается меньше, чем мальчиков, уровень смертности среди мужчин выше по сравнению с женщинами, вследствие чего превышение числа мужчин над числом женщин постепенно сокращается с возрастом, и наконец в старших возрастных группах женщин становится больше. В западных обществах благодаря успехам в области здравоохранения и прекращению войн мужчины в настоящее время живут дольше. Вследствие этого возраст, когда мужчин становится меньше, чем женщин, увеличился в Британии с 25 в начале ХХ в. до примерно 60 лет в конце столетия. Такие значительные сдвиги в соотношении взрослых мужчин и женщин существенным образом сказались на уровне женской занятости, а также численности и типах браков.

ЖЕНЩИНЫ И ПРЕСТУПНОСТЬ

ЖЕНЩИНЫ И ПРЕСТУПНОСТЬ (WOMEN AND CRIME) Влияние феминизма и феминистской социальной теории на криминологию проявляется в том, что криминологи в настоящее время все больше внимания уделяют женщинам как жертвам и как виновникам преступлений. По сравнению с мужчинами женщины совершают меньше серьезных преступлений, но гораздо больше магазинных краж и мелких сексуальных правонарушений. Криминологи объясняют это, во-первых, поло-ролевой социализацией, во-вторых, половыми различиями в возможностях совершения преступления, втретьих, различным отношением полиции и судей к женщинам и мужчинам и, в-четвертых, различиями в социетальной реакции. Предполагается, что женщины чаще становятся жертвами преступлений, нежели преступниками, однако изменения в половом разделении труда и увеличение доли женщин на рынке труда позволяют говорить о том, что различия в уровнях женской и мужской преступности будут сокращаться. См. также: Гендерная социология; Криминальная статистика; Половые роли; Феминистская криминология.

ЖЕНЩИНЫ И РАБОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ

ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ (LIFE-CHANCES) В веберианской социологической традиции - шансы индивида на обладание частью экономических и культурных благ, предоставляемых обществом. Распределение этих благ обычно несимметрично. Очевидно, что материальные вознаграждения неодинаково распределяются в большинстве обществ, так же, как и культурные, о чем свидетельствует, например, дифференцированный доступ к образованию. Это неравенство отражает классовые различия в доступе к социальным благам. См. также: Класс; Культурный капитал; Стратификация. Лит.: Dahrendorf (1979)

ЖИЗНЕННЫЙ МИР

ЖИЗНЕННЫЙ МИР (LIFE-WORLD) Это понятие используется для обозначения мира повседневности в том виде, в каком он представлен в опыте обычных людей, мужчин и женщин. Для феноменологической социологии жизненный мир  является «высшей реальностью» и главным объектом социологического исследования. Главная черта этого мира заключается в том, что он непроблематичен и воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Вследствие этого жизненный мир необходимо отличать от мира ученых, в том числе социологов, в рамках которого естественные объекты и социальные взаимодействия  не воспринимаются как данность. Этот термин используется Хабермасом для обозначения повседневного мира, наполненного практическими соображениями. См. также: Повседневное знание; Шюц.

ЖИЗНЕННЫЙ СТИЛЬ

ЖИЗНЕННЫЙ СТИЛЬ (LIFE-STYLE) Данное понятие использовалось различным образом. Для британской социологии стратификации 1960-х и 1970-х гг. был характерен интерес к различиям между социальными группами в образцах социальных отношений, потреблении материальных благ и культуре, составляющих определенные жизненные стили. Такого рода различия являются видимыми индикаторами классовой позиции, а жизненный стиль,  таким образом, представляет собой один из способов социальной презентации экономических классов. Предметом дискуссии об обуржуазивании было положение о том, что рабочие принимают жизненные стили среднего класса (опровергнутое исследованием «Состоятельный рабочий»). В американской социологии понятие стиля жизни использовалось для проведения различий между сельской и городской, а также между городской и пригородной формами социальной жизни. В последнее время оно применяется в более широком смысле, им обозначаются вкусы, установки, материальные блага или способы поведения любой социальной группы, которые отличают ее от других групп. Таким образом, понятия жизненного стиля и социального класса уже никак не связаны между собой. См. также: Молодежная культура; Постмодерн; Постмодернизм; Потребления общество; Сельскогородской континуум.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (LIFE-CYCLE) Этот термин используется главным образом для описания цикла развития индивида, включающего детство, подростковый возраст,  зрелость, пожилой возраст  и смерть. Социологическое понятие «жизненного цикла» указывает не на чисто биологический процесс созревания, а на последовательный переход индивида от одной социально конструируемой категории возраста к другой и на различия в социальном опыте взросления и старения. Например, социальный опыт биологического старения совершенно разный у мужчин и женщин, а продолжительность и значимость «детства» изменяются от культуры к культуре. Данное понятие может использоваться и в другом, вторичном смысле - в отношении истории отдельных семей или домохозяйств, а не индивидов. В этом альтернативном смысле жизненный цикл семьи  или домохозяйства является процессом, состоящим из ухаживания, заключения брака, воспитания детей, ухода детей из дома и распада семейной единицы. И в том, и в другом случае понятие жизненного цикла способствует рассмотрению индивидов, семей или домохозяйств во временном измерении. Важно отметить также разнообразие домохозяйств, семей и людей, а также разнообразие их опыта и траекторий во времени. Именно по этой причине термину «жизненный цикл»  иногда предпочитается термин «ход жизни» (life-course). Последний не предполагает, что стадии, через которые проходит индивид, домохозяйство или семья, имеют четкие границы и являются неизменными. См. также: Поколение. Лит.: Morgan (1985)

ЖИЛИЩНЫЙ КЛАСС

ЖИЛИЩНЫЙ КЛАСС (HOUSING CLASS) Теория жилищных классов была предложена Дж. Рексом и Р. Муром (Rex and Moore, 1967). Они утверждали, что население может быть сгруппировано в различные (обычно географически сегрегированные) жилищные классы, такие, как домовладельцы и люди, арендующие муниципальное жилье. Состав и число таких классов изменяются в зависимости от местных условий. Жилищные классы независимы от социальных, хотя они также являются аспектом социального неравенства, поскольку не всякое жилье является одинаково желанным. Рекс и Мур полагают, что все хотели бы иметь жилье в пригороде, но не все имеют такую возможность. Следствием этого являются конкуренция и борьба между жилищными классами, лежащие в основе более очевидного расового конфликта. Регулирование  «доступа» в определенный жилищный класс  имеет важное значение, поскольку проживание этнических меньшинств обычно ограничивается пределами городского центра. Эта теория критиковалась на том основании, что (1) трудно провести границы между жилищными классами, (2) часто существует очень большое число таких классов, (3) конфликты внутри жилищных классов возникают так же часто, как и между ними, (4) пригородное жилье не является приоритетом для всех, и (5) самое важное, жилищные классы в действительности являются одной из функций социально-классовой структуры. См. также: Зона перехода.

Предыдущая страница Следующая страница