Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАН"-"КОМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАН"-"КОМ")

КАНГИЛЬЕМ Ж.

КАНГИЛЬЕМ Ж. (CANGUILHEM, G.) (1904-1996) Французский философ в области науки о жизни; директор парижского Института истории науки и технологии. Кангильем определенным образом повлиял на развитие эпистемологии и особенно социального конструкционизма. В своих работах по истории медицины он утверждал, что различие между нормальным и патологическим связано не с природой организмов, а со структурой медицинской мысли. Его идеи оказали влияние на М.Фуко. См. также: Постструктурализм; Психическое здоровье. Лит.: Canguilhem (1966)

КАПИТАЛА ФРАКЦИИ

КАПИТАЛА ФРАКЦИИ (CAPITAL FRACTIONS) С марксистской точки зрения, капитал включает в себя ряд фракций. Различие может быть проведено между крупным и мелким капиталом, а также между капиталом промышленным, финансовым и земельным. Предполагается, что для этих фракций характерно определенное сходство интересов, поскольку все они являются формами капитала. Однако эта общность может быть сведена на нет из-за конфликтов групповых интересов. Преодолению такой групповщины (sectionalism) отчасти способствует деятельность государства. См. также: Капитализм; Относительная автономия.

КАПИТАЛА ФУНКЦИИ

КАПИТАЛА ФУНКЦИИ (CAPITAL FUNCTIONS) Сложность структуры развитых обществ свидетельствует о том, что простое деление населения на капиталистов и пролетариев, предложенное некогда марксистами, более не жизнеспособно. Следствием растущей потребности в управлении все более сложными процессами производства и в их координировании был рост «средних классов» менеджеров, профессионалов и специалистов. В то же время определение класса капиталистов становится более проблематичным по сравнению с прошлым вследствие рассредоточения собственности посредством акционирования, когда она часто оказывается принадлежащей институтам, таким, как пенсионные фонды. Одно из решений проблемы, как разделить общество на «труд» и «капитал», заключается в проведении различия между юридической собственностью на капитал и выполнением функций капитала, которые могут осуществляться лицами, юридически не имеющими собственности на используемые ими средства производства.  Эти функции включают контроль над трудом и его инспектирование, размещение ресурсов в рамках предприятия, проектирование продукции и процессов ее производства. Выполнение всех этих функций является необходимым условием выживания капитализма, в то же время способ, которым они выполняются, варьируется от общества к обществу. См. также: Базис и надстройка; Капитализм; Класс; Менеджеров революция; Менеджмент; Средний класс.

КАПИТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРЦЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

КАРЦЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (CARCERAL SOCIETY) Ряд авторов, например, М. Фуко и И. Гофман, утверждали, что такие институты, как тюрьмы, больницы, армейские лагеря и психиатрические клиники, имеют между собой много общего: все они предполагают изоляцию от внешнего мира, стирание обычных различий между работой, сном и досугом и строгую дисциплину. Фуко, в частности, утверждал, что такие карцерные институты, как тюрьма, используют дисциплинарную технологию, сосредоточивающуюся не на физическом наказании, а на управлении, надзоре и регистрации. Он утверждал также, что карцерными являются современные общества в целом, поскольку все они зависят от дисциплинарных технологий такого рода. См. также: Тотальный институт.

КАРЬЕРА

КАРЬЕРА (CAREER) Карьеру можно определить как последовательность работ, выполняемых индивидом в ходе его трудовой жизни. Карьера может быть структурированной, то есть представлять собой упорядоченную последовательность связанных друг с другом работ, и неструктурированной. В первом случае работы часто выстраиваются в иерархию возрастающего дохода и престижа. Понятие карьеры чаще всего используется в исследованиях различных видов занятости. Рабочие, занятые физическим трудом, в особенности неквалифицированным, обычно имеют неструктурированные карьеры, отмеченные перемещениями явно случайного характера, хотя для старших по возрасту рабочих характерна большая стабильность в отношении места работы. Квалифицированные рабочие имеют более структурированные образцы карьеры. В обоих случаях пик заработка обычно достигается после двадцати лет работы, хотя впоследствии уровень зарплаты может снижаться, а карьерное продвижение в иерархии доходов и социального престижа становится незначительным. В Японии крупные фирмы создавали системы оплаты и служебные лестницы, для которых определяющим фактором был возраст. Впрочем, такие лестницы редко ведут к профессиям высшего уровня, таким, как менеджмент. В целом, структурированные карьеры более характерны для работников умственного труда, особенно для мужчин. Женщины, занятые умственным трудом, но не относящиеся к профессионалам или менеджерам, обычно имеют неструктурированные карьеры. Для профессионалов и полупрофессионалов характерны карьеры, основанные на принадлежности к определенной профессии. В этом случае индивиды могут менять работодателей, однако их карьерный рост является стабильным и предсказуемым. Профессии отличаются значительной степенью саморегулирования; ассоциации профессионалов защищают, насколько это возможно, заработки, статус и карьеру своих членов. Карьеры, основанные на принадлежности к определенной организации, в прошлом обеспечивали менеджеров структурированными карьерными маршрутами в рамках предприятия, но в настоящее время такого рода продвижение является менее гарантированным, чем прежде, и менеджеры, стремящиеся к карьерному росту, часто вынуждены переходить из одной фирмы в другую. Для работников умственного труда, занимающих более высокие позиции по сравнению с «белыми воротничками», которые выполняют рутинную работу, обычно характерны рост заработной платы в течение большей части их трудовой жизни и восходящая интрагенерационная социальная мобильность.  Г.С. Беккер (Becker, 1963) утверждал, что понятие карьеры имеет важное значение с точки зрения «развития последовательных моделей различных видов девиантного поведения». Он исследовал, например, стадии, проходя которые индивид превращается в постоянного потребителя марихуаны. Среди стадий такой карьеры - обучение технике употребления наркотика, получение соответствующих эффектов и обучение наслаждению получаемыми ощущениями. И. Гофман (Goffman, 1961b) для описания опыта пациентов психиатрических клиник использовал понятие «моральная карьера» . Он утверждал, что моральная карьера имеет как объективное измерение (официальное институциональное обращение с пациентом), так и субъективное (личный опыт пациента). Данное понятие широко использовалось в рамках символического интеракционизма. См. также: Девиантное поведение; Женщины и работа; Рынка труда сегментация; Средний класс; Стратификация.

КАСТА

КАСТА (CASTE) Кастовая система является формой социальной стратификации. Касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Низшие страты кастовой системы обозначаются понятием «неприкасаемые», поскольку они исключены из практики выполнения ритуалов, позволяющих обрести религиозную чистоту. В рамках этой иерархической системы каждая каста выступает как ритуально более чистая по сравнению с той, что расположена ниже ее. Кастовая система представляет собой пример социального закрытия, когда доступ к богатству и престижу оказывается закрытым для социальных групп, исключенных из практики выполнения очищающих ритуалов. Ритуальная сегрегация такого рода подкрепляется и правилами эндогамии. М. Вебер в своем исследовании индийского общества (Weber, 1958a) рассматривал касту в качестве важной иллюстрации социального ранжирования в соответствии с престижем, занимаясь ее изучением в связи со своим более широким интересом к группам париев. Если социальное закрытие  служит поддержанию каст, то начало они берут либо в процессе сегрегации этнических групп, либо в процессе профессиональной специализации; в обоих случаях каста регулирует доступ к рынку и социальному престижу в конкурентной борьбе между социальными группами. Серьезные споры ведутся о том, присуща ли кастовая система лишь индусской культуре, или ее основные черты встречаются и в других обществах, где существуют иерархически организованные эндогамные страты. В соответствии с одной из точек зрения, касты нельзя рассматривать отдельно от «кастовой системы», являющейся особенностью классического индусского общества. Если следовать другой точке зрения, понятие «каста» расширяется настолько, что охватывает стратификацию этнических групп, например, в южных штатах США. Хотя в целом индийская кастовая система организована на основе четырех главных каст (Брахманы, Кшатрии, Вайшии и Шудры), на местном, деревенском уровне существует значительное разнообразие, когда основные касты оказываются подразделенными на подкасты, называемые джати. В принципе, человек рождается принадлежащим к определенной касте, при этом социальная мобильность  между кастами невозможна. Однако на практике для подкасты в целом возможно улучшение ее положения в иерархии престижа. Отдельные группы, способные успешно приобретать или имитировать ритуальные практики привилегированных каст, могут иметь восходящую мобильность в процессе, получившем название «санскритизация». Кастовая система вызывает интерес исследователей потому, что каста, во-первых, представляет собой альтернативу классу как принципу социальной стратификации, а, во-вторых, считается тормозом экономического (в особенности капиталистического) развития, поскольку препятствует трудовой мобильности. Относительно последнего следует заметить, что касты не везде и не всегда запрещают людям различной кастовой принадлежности работать вместе. Как отмечал Вебер, правила каст обычно не распространяются на место работы. В связи с этим моментом, а также в связи с фактом существования мобильности, степень, в которой каста препятствует индустриализации и трудовой мобильности, является в социальных науках предметом оживленной полемики.

КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (QUALITATIVE RESEARCH) Традиция качественного исследования в социальных и гуманитарных науках определяется отчасти используемыми исследовательскими методами, а отчасти эпистемологией или теорией познания, выдвигаемой многими сторонниками этих методов. Качественное исследование часто противопоставляется количественному, а также позитивистской эпистемологии. Между тем, не все приверженцы качественного исследования выступают против позитивизма (хотя многие из них действительно занимают именно такую позицию), поэтому идея полной несовместимости методов качественного исследования и позитивизма очевидно лишена оснований. Чаще всего используются следующие методы качественного исследования: этнография и включенное наблюдение;  неструктурированное интервью; кейс-стади; исторический анализ, основанный на использовании документов, устных историй и историй жизни индивидов; текстуальный анализ документов  и анализ визуальных образов, таких, как фотографии, картины и видеозаписи. Качественное исследование нацелено на понимание социальных явлений таким способом, который не требует измерения и квантификации (иногда характер самого явления исключает квантификацию). Например, цели этнографического исследования могут заключаться в наблюдении за социальным поведением и в его понимании, при этом исследователя может не интересовать подсчет частоты тех или иных видов поведения, тогда как в рамках исторического исследования артефакты, которые приходится использовать в качестве свидетельств социальных явлений в прошлом, могут не допускать адекватной квантификации (даже если такова цель исследователя). При проведении же количественного исследования предполагается, что надлежащее понимание социальных явлений невозможно без измерения, которое позволяет использовать статистические и математические техники анализа полученных данных. Эпистемологическая позиция многих приверженцев качественного исследования является откровенно антипозитивистской. Во-первых, они утверждают, что знание о социальных явлениях может быть получено путем наблюдения за ними в их естественном виде - в том контексте, в котором они происходят, и интерпретирующего понимания исследователем смысла действия. Такая позиция свойственна целому ряду социологических традиций: действия теории, феноменологической социологии, веберовской концепции verstehen и герменевтике. Во-вторых, они критически относятся к позитивистской идее существования внешней социальной реальности, которую можно наблюдать, измерять и понимать. Одно из выдвигаемых ими положений заключается в том, что полное понимание социальной реальности невозможно, в лучшем случае может быть достигнуто лишь некоторое приближение к ней. Более радикальное положение, выдвигаемое, в частности, постструктуралистскими и постмодернистскими исследователями, состоит в том, что позитивизм в любой его форме является лишь одним из возможных способов репрезентации социального мира и не имеет привилегированного статуса. Не все приверженцы качественного исследования полностью отвергают позитивизм. Недавно появившиеся компьютерные пакеты для анализа текстуаль184 ного материала (например, записанных с помощью диктофона интервью, транскрибированных в письменный текст, и современных или исторических документов) расширили рамки анализа и существенно облегчили квантификацию качественных данных. Их широкое использование свидетельствует о том, что некоторые приверженцы качественного исследования не отказываются от измерения и квантификации. См. также: Интервью; Постмодернизм; Постструктурализм. Лит.: Denzin and Lincoln (1994)

КЕЙС-СТАДИ

КЕЙС-СТАДИ (CASE STUDY) Детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов. Кейс-стади не может обеспечить получение надежной информации обо всем этом классе. Тем не менее, его проведение часто бывает полезным на предварительных стадиях исследовательской работы, поскольку делает возможным выдвижение гипотез, которые могут подвергаться систематической проверке в отношении большего числа случаев. Кейс-стади постоянно применяются в социологическом исследовании - иногда в качестве предварительного этапа, чаще в качестве основного исследовательского метода. В последнем случае причинами обращения к данному методу обычно являются недостаток исследовательских ресурсов или трудности в получении доступа к объекту исследования. По ряду различных причин во многих кейс-стади в действительности исследуется более, чем один случай. Некоторые исследователи стремятся выяснить степень изменчивости изучаемого населения. Впоследствии эти случаи подвергаются отбору с целью представления примеров, считающихся на основании теории или предварительного знания противоположными. Другие пытаются проверить гипотезы, сравнивая резко отличающиеся случаи; так, например, гипотеза Р. Блаунера о том, что отчуждение варьируется в зависимости от типа производственной технологии, используемого на фабрике, могла быть проверена посредством сравнения ряда фабрик с различными технологиями. При использовании техник качественного исследования, таких, как этнография или включенное наблюдение,  которые отнимают много времени и не всегда могут быть поручены ассистентам, социологи почти неизменно выбирают метод кейс-стади. Однако процедуры сбора данных могут включать в себя и обследование. Например, в ходе кейс-стади с целью изучения отчуждения в условиях какой-либо фабрики может использоваться обследование установок работников. Кейс-стади дают богатую и детальную информацию, которую трудно получить посредством более репрезентативных исследований, однако достигается это ценой невозможности обобщения полученных данных. Лит.: Yin (1989)

КИБЕРПРОСТРАНСТВО

КИБЕРПРОСТРАНСТВО (CYBERSPACE) Термин, иногда смешиваемый с виртуальной реальностью; обозначает пространство, которое симулируется и опосредуется электронными устройствами. См. также: Глобализация; Информационная супермагистраль; Маклюэн; Пространственно-временная дистанциация.

КЛАСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССНОЙ КОМНАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

КЛАССНОЙ КОМНАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (CLASSROOM INTERACTION) Традиционная сосредоточенность социологов образования на достижениях учащихся, при которой основными объяснительными переменными были социальное происхождение или индивидуальная психология, в 1970-е гг. уступила место исследованию самих образовательных институтов и процесса формирования ими результатов учебного процесса. Используя техники этнографии и часто работая в рамках символического интеракционизма, исследователи анализировали социальные взаимодействия  и ценности (часто неявные, а не формально признанные), составляющие социальную систему учебного класса или школы. Поскольку эти кейс-стади были ограниченными (часто пределами какой-либо одной школы) и главным образом описательными, обобщения, которые делаются на основе полученных данных, также имеют ограниченный характер. Эти общие выводы заключаются в следующем: во-первых, неотъемлемой частью социальной системы школы является скрытая учебная программа  с ее латентной функцией контроля над учащимися; во-вторых, существуют различные ученические субкультуры, как согласующиеся со школьными ценностями, так и противоречащие им; в-третьих, эти деления, существующие среди учащихся, обусловлены социальной организацией школы - например, разделением на потоки «более способных» и «менее способных», - а также стереотипизацией и «наклеиванием» определенных «ярлыков» на тех или иных учеников как учителями, так и другими учащимися; в-четвертых, социальное взаимодействие  между учителями и учащимися является крайне сложным, основанным на асимметричном распределении власти (что временами вызывает сопротивление учащихся), и определяется тем, каким образом учащиеся усваивают школьные ценности, особенно ценности скрытой учебной программы. Таким образом, представляется, что достижения учащихся являются продуктом не только их интеллекта или врожденных способностей, но и протекающих в рамках школы сложных социальных процессов. См. также: «Наклеивания ярлыков» теория; Образовательные достижения; Педагогические практики; Стереотипы; Школьное знание.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА

КЛАССОВАЯ БОРЬБА (CLASS STRUGGLE) Несмотря на то, что этот термин используется по-разному, он всегда считается принадлежащим к марксистскому канону. Для самого Маркса классовая борьба,  разворачивавшаяся по мере того, как классы пытались реализовать свои классовые интересы, была движущей силой истории. С этой точки зрения, переход от феодализма к капитализму,  например, был результатом борьбы между земельной аристократией и растущей капиталистической буржуазией. В современных обществах понятие классовой борьбы используется для обозначения конфликта между социальными классами, который возникает вначале на экономическом уровне, проявляясь, например, в заключении соглашений о зарплате, в забастовках или невыходе на работу (абсентеизме), а затем на политическом уровне, где он проявляется в таких вопросах, как реформа закона о профсоюзах, поддержание государства всеобщего благосостояния и экономическая политика.  Основным видом классовой борьбы в капиталистических обществах является борьба между капиталистами и рабочими, хотя другие классы, например, крестьянство или средний класс,  также могут участвовать в ней, присоединяясь к той или другой стороне. Трудноразрешимым является вопрос о том, что считать признаками классовой борьбы, поскольку существует тенденция рассматривать все случаи индустриального или политического конфликта как примеры борьбы между классами. В марксистской традиции классовая борьба всегда считается проявлением более глубокого противоречия между трудом и капиталом. См. также: Альтюссер; Деятельность и структура; Классовое сознание; Марксистская социология; Способ производства.

КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (CLASS CONSCIOUSNESS) Этот термин, обозначающий «субъективное» измерение класса, первоначально использовался марксистами при описании ситуации, когда пролетариат осознает свою объективную классовую позицию vis-a-vis буржуазии и свою историческую роль в трансформации капитализма в социализм. Утверждалось, что пролетариат должен превратиться из класса «в себе» - простой совокупности рабочих, обладающих общей классовой позицией, но не имеющих коллективного сознания, - в класс «для себя». К. Маркс полагал, что это сознание возникает на основе конкретного опыта рабочего класса - опыта противоречия между капиталистическими производственными отношениями, основанными на индивидуальной частной собственности, и возникающими коллективными производительными силами, порождающими пролетариат, мощь которого зиждется на коллективности. Термин «ложное сознание» используется марксистами для описания ситуации, когда пролетариат оказывается не в состоянии осознать «истинную» природу своих интересов, и у него не развивается революционное классовое сознание.  В.И. Ленин (Lenin, 1902) утверждал, что рабочие, если их предоставить самим себе, способны вырабатывать лишь тред-юнионистское сознание,  нацеленное на ограниченные социальные и экономические реформы, и что истинное революционное сознание может развиваться только коммунистической партией, обладающей социалистической идеологией. В рамках марксистских концепций ложного классового сознания была сформулирована проблема определения классового интереса. Менее строго термин «классовое сознание» использовался позднее и социологами, не связанными с марксистской традицией. Им обозначалось всякое чувство самосознания или общей идентичности, свойственное членам определенного социального класса. М. Манн (Mann, 1973) придал ему большую строгость, использовав некоторые элементы изначальной марксистской интерпретации этого термина. Он выделил в классовом сознании четыре элемента: (1) классовую идентичность - самоопределение в качестве рабочего класса; (2) классовую оппозицию - осознание того, что капиталисты и их управляющие неизменно являются противниками рабочего класса; (3) классовую тотальность - понимание того, что два предыдущих элемента определяют как чью-либо социальную ситуацию, так и все общество; (4) альтернативное общество - идею желаемой альтернативы, которая будет реализована при успешном разрешении классового конфликта. На практике данные элементы представляют собой стадии развития  классового сознания. См. также: Гегемония; Грамши; Двойственное сознание; Класс; Классовой структуры образы; Ленинизм; Новый рабочий класс;  Повседневное знание; Прагматическое принятие; Рабочий класс; Стратификация.

КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССОВЫЙ ИНТЕРЕС

КЛАССОВЫЙ ИНТЕРЕС (CLASS INTEREST) В рамках дискуссий между марксистскими и немарксистскими социологами определенное значение имеет идея классового интереса как целей и устремлений того или иного класса. Иногда утверждается, например, что особая идеология капиталистического класса объясняется его классовым интересом. Сложности, связанные с идеей классового интереса, возникают тогда, когда социологи стремятся приписать определенному классу некий объективный интерес при том, что члены этого класса, как представляется, не осознают или даже отрицают его. Остается неясным, каким образом можно подтвердить или опровергнуть справедливость такого приписывания. См. также: Классовое сознание.

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ (CLUSTER ANALYSIS) Группа статистических техник, используемых для того, чтобы определить внутреннюю структуру данных при анализе исследовательской информации, касающейся множества переменных. Цель кластерного анализа - выявить группы объектов (индивидов и других субъектов), имеющих максимальное число общих черт между собой и в то же время минимальное сходство с другими группами. Например, если мы имеем дело с выборочной совокупностью индивидов с известными значениями таких переменных, как образование, уровень заработной платы и профессиональный статус, мы можем сгруппировать всех индивидов с университетским образованием, высоким уровнем зарплаты и статусом старших менеджеров или профессионалов в один кластер, а всех остальных - в другой. Поскольку техники кластерного анализа позволяют определять сходство и различие, они очень полезны в плане выявления в совокупности данных каких-либо основополагающих образцов. Вследствие этого они часто используются при предварительном анализе данных, в тех случаях, когда необходимо упорядочить сложную совокупность данных перед разработкой гипотез для причинного моделирования, а также при создании описательных классификаций и типологий. Хотя большинство статистических техник предназначены для формирования взаимоисключающих кластеров, когда индивид может быть отнесен только к одному кластеру, некоторые техники допускают частичное совпадение кластеров. В этих случаях иногда используется термин «clumping» («группировка»). См. также: Факторный анализ.

КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (CLINICAL SOCIOLOGY) Это выражение впервые использовал Л.Вирт (Wirth, 1931), наблюдавший работу социологов в клиниках, в штат которых входили также психиатры, психологи и социальные работники. Эти клиники занимались главным образом проблемами поведения детей, однако Вирт предвидел возникновение и развитие социологических клиник, которые будут иметь дело с целым спектром социальных проблем. Социолог в этом случае будет членом терапевтической команды, обеспечивающей проведение исследования, обучение и практическое участие в разрешении проблем клиентов. Вирт утверждал также, что социология важна в плане наделения врачей и психиатров видением социальных аспектов умственных и физических заболеваний. См. также: Прикладная социология; Социальные проблемы; Социология медицины.

КОГНАТИЧЕСКИЙ

КОГНАТИЧЕСКИЙ (COGNATE/COGNATIC) Антропологический термин, используемый для описания системы родства, при которой люди устанавливают свое родство либо по мужской, либо по женской линии. См. также: Агнатический; Группы по происхождению.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (COGNITIVE DISSONANCE) Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера заключается в том, что люди находят неприемлемым диссонанс или отсутствие соответствия между своими установками или между установками и поведением, поскольку испытывают потребность в согласованности и гармонии, и будут пытаться устранить его, изменяя свое знание или дополняя его. Например, если члены культа, ожидающего прибытия пришельцев на летающих тарелках, обнаружат, что тарелки не прибыли в назначенный день, это несоответствие заставит их либо пересмотреть свои убеждения, либо каким-либо образом объяснить неудачу предсказания. Лит.: Festinger(1957)

КОГОРТА

КОГОРТА (COHORT) Демографический термин, обозначающий группу людей, которые обладают общим значимым опытом, приобретенным в течение определенного периода времени. Например, все дети, рожденные в один год, составляют когорту рождений этого года. Когортный анализ, отслеживающий историю когорты, используется для сбора данных при изучении рождаемости, здравоохранения, образования и занятости. Он также может быть эффективным методом исследования социального изменения.

КОДИРОВАНИЕ

КОДИРОВАНИЕ (CODING) Процесс перевода необработанных исследовательских данных в такую форму, которая может использоваться при подсчетах. Кодирование осуществляется посредством классификации данных на категории и приписывания каждой категории числового значения. Например, в вопроснике, используемом в исследовании политических убеждений, ответам на вопрос о том, как будет голосовать респондент, таким, как «лейбористы», «консерваторы», «либеральные демократы», «не знаю», могут быть присвоены значения 1, 2, 3, 4 соответственно, что делает возможным количественный анализ намерений избирателей. При разработке опроса многие вопросы предварительно кодируются, и интервьюеру (или респонденту, если используется анкета, заполняемая самостоятельно) остается только обвести соответствующее число. В тех случаях, когда невозможно заранее определить варианты ответов, например, когда людей просят прокомментировать особенно сложный политический вопрос, после получения и предварительного анализа в офисе всех ответов разрабатывается кодировочная таблица. С ее помощью различным вариантам ответов присваивается то или иное число, и они кодируются с целью проведения количественного анализа. Кодирование обычно считается частью обследования, но в реальности имеет место всякий раз, когда какие-либо данные классифицируются на категории, и им присваивается числовое значение.

КОЛДОВСТВО

КОЛДОВСТВО (WITCHCRAFT) В антропологии колдовство определяется как вера в то, что члены общины применяют сверхъестественные средства неким социально неприемлемым способом с целью навредить другим. Колдовство иногда отличают от волшебства (sorcery), то есть использования ритуала для контроля над сверхъестественными силами способами, не вызывающими сильного неодобрения. Существование веры в колдовство объяснялось по-разному. Во-первых, указывалось, что она обеспечивает объяснение несчастий, случающихся в повседневной жизни; во-вторых, она рассматривалась как способ межличностного конфликта в небольших общинах; в-третьих, утверждалось, что обвинения в колдовстве служат укреплению более общих социальных ценностей, таких, как сотрудничество или добрососедство; в-четвертых, подчеркивалось, что поскольку в большинстве случаев в колдовстве подозревались женщины, такого рода обвинения были выражением мужского контроля; в-пятых, указывалось на то, что обвинения и судебное преследование колдунов были формой социального контроля над девиантами. Упадок колдовства считается следствием изменений, происходящих в общинной жизни в связи с урбанизацией, а также изменений в интеллектуальной жизни, связанных с секуляризацией. Лит.: Douglas, M. (ed.) (1970a)

КОЛЛЕКТИВНАЯ СОВЕСТЬ

КОЛЛЕКТИВНАЯ СОВЕСТЬ (CONSCIENCE COLLECTIVE) Термин, играющий важную роль в социологии Э. Дюркгейма. Если понятие совести обычно указывает на нравственные установки индивида, то коллективная совесть,  согласно Дюркгейму, по природе своей социальна и является внешней для индивида. Данное понятие соотносилось им с внешним нормативным порядком или социальным фактом, принуждающим членов группы мыслить и вести себя определенным образом. С углублением разделения труда развивается индивидуализм, и происходит упадок коллективной совести. Общества, основанные на органической солидарности, объединяются на основании реститутивного права и отношений взаимности в рамках разделения труда. См. также: Дюркгейм. Лит.: Lukes (1972)

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ (COLLECTIVE ACTION) М.Олсон в своей работе «Логика коллективного действия» (Olson, 1965) задается вопросом о том, почему несмотря на очевидную пользу коллективных действий, направленных на отстаивание общих интересов - непосредственно либо с помощью той или иной организации, такой, как группа давления,  - люди часто не участвуют в них. Олсон утверждает, что когда люди предпочитают не участвовать в совместных действиях по защите их интересов, этот выбор ни в коем случае не является иррациональным. Если группа достигает успеха в своем начинании, то очень часто эти завоевания доступны и тем, кто не являются ее членами. Последние пользуются этими вознаграждениями, не прилагая каких-либо усилий к их получению. Например, когда профсоюз договаривается о повышении оплаты труда, это повышение касается обычно всех служащих компании независимо от того, являются они членами профсоюза или нет. Следовательно, решение быть зайцем («free rider»), как описывают такого рода действия экономисты, «проехать» за счет усилий других, является весьма рациональным. Олсон утверждает, что чем беднее люди, тем более дорогостоящим видится им их участие в коллективных действиях, и тем выше вероятность того, что они предпочтут вариант «зайца». Решение этой проблемы, стоящей перед коллективными движениями, заключается в обеспечении иных стимулов, побуждающих людей к присоединению, таких, как психологическое удовлетворение или социальное одобрение. Данный тезис Олсона повлиял на развитие рационального выбора теории и игр теории.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (COLLECTIVE BEHAVIOUR) Первая теория поведения толпы была предложена Г. Лебоном (Le Bon, 1895), утверждавшим, что в период социального упадка и дезинтеграции обществу угрожает власть толпы. В толпе психология индивида подчинена «коллективной ментальности», радикальным образом трансформирующей его поведение. В современной социологии поведение толпы  вызывает меньший интерес. В настоящее время под коллективным поведением социологи понимают мобилизацию массы людей на изменение общей структуры общества. Такие движения, направленные на изменение общества в целом, включают как светские движения социального протеста, так и религиозные попытки изменения общества, такие, как милленаризм. Наиболее влиятельной общей теорией коллективного поведения является теория Н. Смелзера (Smelser, 1962), который подчеркивал значение «обобщенных убеждений» и ценностей в формировании направленности социальных движений в периоды быстрого социального изменения и политической дезинтеграции. Он разработал модель, объясняющую коллективное поведение  в терминах структурного благоприятствования (conduciveness); структурного напряжения (такого, как экономические трудности); распространения обобщенных убеждений; инициирующих факторов и эффективности или неэффективности социального контроля. См. также: Социальные движения.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ (COLLECTIVE CONSUMPTION) Термин, введенный в городскую социологию М. Кастельсом (Castells, 1977; 1978), который утверждал, что рабочая сила  должна воспроизводиться, то есть должны существовать определенные средства, благодаря которым рабочие оказываются в состоянии изо дня в день предлагать свой труд для продажи. Например, должны быть обеспечены питание, жилье и транспортные услуги, должна существовать также система образования,  в рамках которой происходит обучение рабочей силы. По мере роста концентрации населения все эти элементы потребления во все большей степени обеспечиваются в условиях города. Кроме того, это обеспечение все больше и больше становится делом государства, поскольку частный капитал находит его неприбыльным. Оно приобретает также все более коллективный характер, поскольку образование, транспорт, жилье и здравоохранение становятся сферами государственной деятельности и, вследствие этого, предметом политических споров и действий. Однако государство постоянно оказывается не в состоянии покрывать затраты на коллективное потребление,  следствием чего является тенденция к кризису в его обеспечении, что приводит к появлению городских социальных движений. В качестве категории, объясняющей ситуацию с обеспечением городских ресурсов и последующим политическим действием, понятие коллективного потребления было подвергнуто серьезной критике. Существует некоторая неопределенность относительно того, является коллективное потребление вопросом коллективного пользования или коллективного обеспечения. Если первое, то очевидно, что многие ресурсы, если не все, потребляются индивидуально. Если второе, то многие вещи, необходимые для воспроизводства рабочей силы, не обеспечиваются государством - например, жилье. Тем не менее, понятие коллективного потребления остается полезным, в частности потому, что оно акцентирует внимание на отношениях государства и частного капитала в процессе размещения городских ресурсов. См. также: Воспроизводство рабочей силы; Государство. Лит.: Saunders(1981)

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ (COLLECTIVE BARGAINING) Метод определения уровня заработной платы, условий работы и других аспектов найма посредством переговоров между работодателями и представителями коллективно организованных работников. Наиболее распространенной формой организации работников являются профсоюзы. В качестве средства согласования конкурирующих интересов в сфере промышленности коллективное соглашение  играет важную роль в урегулировании и институционализации конфликта. В качестве института, обеспечивающего работников некоторой степенью влияния на свою трудовую жизнь, оно способствовало распространению гражданских прав в экономической сфере. См. также: Гражданство; Индустриальная демократия; Рабочее движение.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (COLLECTIVE REPRESENTATIONS) В работе «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейм (Durkheim, 1912) утверждает, основываясь на результатах полевой работы Б. Спенсера и Ф. Гиллена в конце XIX в. («Северные племена Центральной Австралии» - Spencer and Gillen, 1904), что религиозные верования, касающиеся сакральных (священных) феноменов, являются на самом деле коллективными представлениями общества или социальной группы в целом. Эти представления периодически возрождаются в результате осуществления коллективных ритуалов, способствующих возникновению сильной эмоциональной привязанности к обществу, которую Дюркгейм называет «коллективным возбуждением» («collective effervescence»). Его социология знания  может пониматься также как критика кантовского идеализма, поскольку Дюркгейм рассматривает фундаментальные категории сознания (такие, как время и пространство) как продукт общества, имеющий вид коллективных представлений. С этой точки зрения, даже в современном обществе, испытавшем процесс секуляризации, коллективные представления  и коллективные чувства  все еще играют важную роль. См. также: Общество спектакля; Религия; Сакральное.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАБОЧИЙ

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАБОЧИЙ (COLLECTIVE LABOURER) К.Маркс утверждал, что на определенной стадии развития  капитализма, когда отдельные рабочие уже не производят весь товар от начала до конца, можно говорить о существовании коллективного рабочего. Этот термин обозначает кооперацию рабочих в рамках сложного трудового процесса, отличительной чертой которого является высокая степень разделения труда.

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ (GLOSSING) Для этнометодологов все высказывания и действия являются индексными, то есть их смысл обусловливается лишь их контекстом. Деятелям приходится осмысливать эти высказывания и действия посредством обращения к их контексту, иными словами, «восстанавливать» индексность. Поскольку определение контекста может быть бесконечной задачей, деятели вырабатывают некое стенографическое описание или комментарий (gloss - глосса, пояснение, толкование) того, что происходит, того, что имеет для них смысл. См. также: Этнометодология. Лит.: Cuff and Payne (eds) (1979)

Предыдущая страница Следующая страница