Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Социологический словарь (2004)
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭВФУНКЦИЯ

ЭВФУНКЦИЯ (EUFUNCTION) См.: Дисфункция; Функционализм.

ЭГОИЗМ

ЭГОИЗМ (EGOISM) См.: Самоубийство.

ЭЙДЖИЗМ

ЭЙДЖИЗМ (ВОЗРАСТНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ) (AGEISM) (от англ. age [эйдж] - возраст) Этот термин, впервые использованный в 1968 г. Р.Н. Батлером, директором Национального института старения США (American Institute of Aging), обозначает негативные стереотипы, согласно которым пожилые люди отличаются старческим слабоумием (senile), жесткими установками, психологической и социальной зависимостью. В связи с постепенным старением населения западных обществ эйджизм стал важной политической проблемой. Термином «новый эйджизм» обозначаются конфликты поколений, когда пожилых обвиняют в том, что они только «получают» и ничего не «дают». См. также: Геронтология; Старение; Стереотипы. Лит.: Harris (1990)

ЭКЗОГАМИЯ

ЭКЗОГАМИЯ (EXOGAMY) Понятие экзогамии обозначает существование формальных правил или социальных предпочтений, заставляющих заключать брак за пределами группы, непосредственно окружающей индивида. См. также: Эндогамия.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ (ECOLOGICAL FALLACY) Заблуждение, связанное с выведением заключений об отдельных людях на основании данных, относящихся исключительно к совокупностям индивидов. Например, в своих исследованиях социологи часто сравнивают социальные характеристики коллективов. Так, отношение между голосованием и социально-классовой принадлежностью может изучаться посредством сравнения региона, где проживают большей частью рабочие, занятые физическим трудом, с регионом, где велика доля профессиональных менеджеров. В ходе такого исследования определяется количество голосов, полученных каждой политической партией в каждом из этих регионов. Использование подобной техники допустимо, поскольку таким образом можно получить определенные данные о связи между социально-классовым составом данного региона и поведением при голосовании. Однако такое исследование будет связано с экологическим заблуждением, если на основании данных о совокупностях индивидов будут делаться выводы о поведении отдельных индивидов при голосовании.

ЭКОНОМИЗМ

ЭКОНОМИЗМ (ECONOMISM) Данный термин используется в марксистской социологии в двух различных смыслах, но и в том, и в другом случае он имеет критический характер. (1) Экономизм в смысле экономического редукционизма означает объяснение любой социальной, политической и культурной деятельности с точки зрения экономического базиса, при этом «надстройке» отказывается в какой-либо независимой роли. Экономизм также означает убежденность в том, что ключом к подчинению одного класса другим является организация производства. (2) В другом смысле этот термин широко используется в индустриальной социологии. Считается, что классовое сознание  и устремления рабочего класса характеризуются экономизмом тогда, когда активность рабочих направлена на улучшение их материальных условий при капитализме, а не на его ниспровержение. В этом значении данный термин сходен с используемым В.И.Лениным термином «тредюнионистское сознание» (Lenin, 1902). См. также: Базис и надстройка; Детерминизм; Ленинизм; Марксистская социология; Профсоюзы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ИЛИ СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ или ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ (ECONOMIC DETERMINISM or ECONOMIC REDUCTIONISM) См.: Детерминизм; Редукционизм; Экономизм.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД (EXPERIMENTAL METHOD) В физических науках эксперимент - это метод исследования, в ходе которого в исследуемый процесс умышленно вносятся изменения, последствия которых отслеживаются и измеряются. Эксперимент позволяет естествоиспытателю контролировать все факторы, которые могут воздействовать на изучаемый феномен. В социологии полный контроль (если он вообще возможен) достигается редко, и многие исследования более точно могут быть названы неконтролируемыми наблюдениями. В таких исследованиях для обеспечения некоторой оценки причины и следствия могут использоваться различные методы. Одним из них является метод контрольной группы, который уменьшает, хотя и не устраняет полностью, действие неконтролируемых факторов. Когда предметом исследования являются социальные процессы, и оказывается невозможным использование контрольных групп, а это наиболее распространенная исследовательская ситуация, может быть предпринята попытка причинного моделирования данных.

ЭКСПЕРТИЗА

ЭКСПЕРТИЗА (EVALUATION RESEARCH) Обществоведы все чаще привлекаются для оценки - на основании их исследовательских знаний и опыта - успехов определенной политики в достижении целей. Экспертиза часто бывает связанной с действенным исследованием. Наиболее широко она применяется в Соединенных Штатах.

ЭКСПЛАНАНС/ЭКСПЛАНАНДУМ

ЭКСПЛАНАНС/ЭКСПЛАНАНДУМ (EXPLANANS/EXPLANANDUM) При любом объяснении то, что необходимо объяснить, называется экспланандумом. Понятие эксплананса означает совокупность положений, которые вместе составляют объяснение экспланандума.

ЭЛИАС НОРБЕРТ

ЭЛИАС Норберт (ELIAS, Norbert) (1897-1990) После эмиграции из нацистской Германии в 1933 г. Элиас занимался преподаванием социологии в университетах Лестера (Британия, 1954-1962) и Ганы (1962-1964). Он также был заслуженным профессором в отставке Франкфуртского университета и гостевым профессором в Институте междисциплинарных исследований при Билефельдском университете. Главная его работа - «О процессе цивилизации» (?ber den Prozess der Zivilisation) - осталась незамеченной в момент своего появления в 1939 г., однако впоследствии, после ее появления на английском языке она была признана классическим трудом по исторической социологии. Основной интерес для Элиаса представлял процесс «пацификации», то есть усмирения средневекового общества посредством развития индивидуальных моральных форм самоограничения и превращения их в различные кодексы, такие, как манеры поведения за столом и этикет. Элиас соотносил развитие государства как системы социальной регуляции с возникновением цивилизованных систем самоконтроля. В работе «Придворное общество» (Elias, 1969) Элиас исследовал эволюцию церемонии при французском дворе в период, предшествовавший Великой Французской революции, а также экономический упадок аристократического общества в результате внутренней борьбы за влияние и возникновение буржуазного общества. В работе «Одиночество умирающего» (1982) он описывает воздействие индивидуальных норм самоограничения на процесс ухода из жизни в светском обществе. Элиас внес также важный вклад в решение некоторых теоретических проблем социологии. Например, в книге «Что такое социология?» (1970) он развивает идею фигуративного анализа, утверждая, что отношения взаимности между людьми порождают определенные внепланово развивающиеся «фигурации» социального взаимодействия. Такие понятия, как «группа» или «община», обозначают фигурации взаимозависимых индивидов. Его фигуративная социология  (или процессуальная) имеет критический характер по отношению как к функционализму, так и к структурализму, в связи со свойственной им тенденцией к реификации социальных процессов. Элиас внес также вклад в социологию знания в работе «Вовлеченность и обособленность» (1986).

ЭЛИТА

ЭЛИТА (ELITE) Составляющая меньшинство группа, которая обладает властью или влиянием над другими группами и признается «высшей» в некотором отношении. Социология элит традиционно занималась изучением правящих элит в обществах (В. Парето и Г. Моска) или в организациях, например, таких, как политические партии  (Р. Михельс). При этом предполагалось, что даже в номинально демократических обществах и институтах всегда будет существовать деление на тех, кто правит, и тех, кем правят, или на тех, кто имеет власть, и тех, у кого ее нет. Правящие элиты отличаются друг от друга степенью открытости внешним влияниям: в одних обществах элиты пополняют свои ряды за счет неэлиты и/или открыты для определенного давления снизу, тогда как в других обществах они менее открыты для пополнения и влияния извне. Элиты отличаются также степенью их интеграции в социально сплоченные или солидарные группы. Традиционной социологической моделью американского общества была модель множества элит в различных сферах, остающихся не интегрированными и выступающих в качестве сдерживающих и уравновешивающих друг друга факторов. Однако Ч.Р. Миллс утверждал, что существует хорошо интегрированная и отчасти самоподдерживающаяся (self-perpetuating) «властвующая элита». Он отмечал, что группы, находящиеся на высшем уровне политических, экономических и военных организаций, связаны семейными узами и узами дружбы и имеют общее социальное происхождение. Правящие элиты иногда отличают от правящих классов как с точки зрения изменчивости их состава, так и с точки зрения подверженности внешнему давлению. Однако этот критерий ненадежен, поскольку, с одной стороны, некоторые элиты не являются изменчивыми или открытыми, а с другой - понятие класса не означает, что господствующие классы не пополняются за счет низших или не подвержены внешнему давлению. Различие между классом и элитой связано прежде всего с тем, что классы определяются с точки зрения экономической позиции и власти, тогда как элита может иметь под собой неэкономическое основание. В действительности правящая элита иногда представляет собой всего лишь часть господствующего класса, обладающую политической властью. См. также: Олигархия; Политические партии; Правящий класс. Лит.: Scott, J. (1990)

ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ СВОЙСТВА

ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ СВОЙСТВА (EMERGENT PROPERTIES) Это понятие было сформулировано Т. Парсонсом (Parsons, 1937) в рамках его анализа социальных систем. Существуют три связанных между собой идеи в отношении эмерджентных свойств. (1) Социальные системы обладают структурой, которая возникает (emerges) в процессе социального взаимодействия. (2) Эти эмерджентные, то есть возникающие свойства  не могут быть сведены к биологическим или психологическим характеристикам социальных деятелей - например, культуру невозможно объяснить, обращаясь к биологии. (3) Смысл социального действия нельзя понять в отрыве от общего контекста социальной системы, в рамках которой оно происходит. Таким образом, это понятие является элементом парсоновской критики редукционизма. В рамках символического интеракционизма возникновение (emergence) рассматривается как результат сочетания различных элементов тела, разума, самости и общества, синтезируемых в новую форму. Таким образом, все социальные объекты обладают эмерджентными свойствами, которые не могут быть сведены к какому-либо одному фактору. См. также: Деятельность и структура; Систем теория; Социальная система.

ЭМОЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД (EMOTIONAL LABOUR) Для организаций, занимающихся обслуживанием клиентов в условиях непосредственного личного взаимодействия («лицом к лицу»), крайне важным является вопрос о качестве отношений, возникающих в данном случае между служащими и клиентами. Эмоциональный труд можно определить как работу по изображению предписанных организацией эмоций при обслуживании клиентов. В своем новаторском исследовании персонала авиакомпаний, обслуживающего пассажиров во время полета, А.Р. Хошчайлд (Hochschild, 1983) анализировала попытки организаций управлять тем, как служащие держат себя и взаимодействуют с пассажирами. От стюардесс в данной ситуации требуется производство в интересах компании таких эмоций, как добросердечность, участие, приветливость и удовольствие, особенно в отношении пассажиров-мужчин. И наоборот, они никогда не должны проявлять скуку или раздражение. Управление своими эмоциями требует планирования и определенных усилий и вследствие этого действительно составляет настоящий труд. Чувства, которые некогда считались личными эмоциями, стали товаром, имеющим коммерческую ценность. В последующих исследованиях было показано, что такие организации озабочены прежде всего тем, как управлять именно выражением эмоций, а не подлинными чувствами своих служащих. Менеджеры, управляющие производством эмоций подчиненными ему служащими, следуют социальным нормам, которые определяют, какие эмоции являются соответствующими в том или ином контексте (такого рода нормы часто обозначаются как правила проявлен и я). Улыбка, например, является соответствующим эмоциональным выражением для стюардесс и персонала супермаркета, работающего за кассовыми аппаратами, но не для служащих похоронного бюро во время похорон. Исследователи занимались также изучением эмоционального диссонанса, при котором требуемое организацией эмоциональное выражение резко расходится с истинными чувствами служащего. Лит.: Morris and Feldman (1996)

ЭМПАТИЯ

ЭМПАТИЯ (EMPATHY) В социологии понятие эмпатии, означающее способность принимать социальные роли и установки других социальных деятелей, встречается в самых разных контекстах. (1) В социальной психологии Дж.Г. Мида способность эмпатизировать социальным ролям и позициям является основным навыком, приобретаемым в процессе социализации. Для того, чтобы предвидеть реакцию других на наши социальные поступки, важно уметь поставить себя в социальную позицию других деятелей. (2) В социологии развития эмпатия рассматривалась Д. Лернером (Lerner, 1958) как основное психологическое обстоятельство, сопутствующее модернизации, для осуществления которой необходимо, чтобы социальные деятели идентифицировали себя с новыми политическими лидерами и программами, новыми товарами и современными социальными институтами. В открытом демократическом обществе каждый гражданин должен обладать способностью представлять себе альтернативные социальные устройства и различные политические курсы. (3) С методологической точки зрения, способность социолога эмпатизировать исследуемым индивидам часто неправильно смешивается с веберовской идеей «понимающей социологии». Методология М. Вебера связана не столько с сочувственной интерпретацией, сколько с приписыванием смысла человеческим действиям и мотивам посредством определенных теоретических построений. См. также: Деятель/Социальный деятель; Герменевтика; Verstehen.

ЭМПИРИЗМ

ЭМПИРИЗМ (EMPIRICISM) Доктрина, основанная на предположении о том, что единственным источником знания является опыт. В позитивном смысле это понятие используется в социологии для описания такого стиля социологической работы, при котором исследователь старается избегать непроверенных теоретических положений и всегда стремится к получению количественных эмпирических данных. В негативном смысле понятие эмпиризма означает тенденцию недооценивать, с одной стороны, важность теории, а с другой - практические и теоретические трудности сбора надежных данных. См. также: Интервью; Официальная статистика; Позитивизм; Теоретически нагруженный результат; Установка.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ

ЭМПИРИЧЕСКИЙ (EMPIRICAL) Эмпирическое положение или эмпирическая теория - это такое положение или теория, которые могут быть проверены посредством данных, полученных опытным путем.

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ

ЭНГЕЛЬС Фридрих (ENGELS, Friedrich) (1820-1895) Промышленник; родился в Германии. Семья Фридриха владела текстильным предприятием в Манчестере, и большую часть своей взрослой жизни он провел, работая в Англии. Энгельс был близким другом и соратником К. Маркса, познакомил его в 1840-е гг. с экономической наукой, позднее оказывал ему финансовую поддержку, а после смерти Маркса в течение целого ряда лет занимался подготовкой к изданию второго и третьего томов «Капитала». В 1844 г. Энгельс опубликовал в газете статью «Наброски к критике политической экономии», в которой он анализировал капитализм как экономическую систему, основанную на частной собственности и классовом конфликте, и критиковал противоречия либеральной экономической науки. Такая точка зрения привела Энгельса к творческому союзу с Марксом, в результате которого появились такие совместные работы, как «Святое семейство» (Marx and Engels, 1845а), «Немецкая идеология» (1845b) и «Манифест Коммунистической партии» (1848). Собственный вклад Энгельса в развитие марксизма разнообразен. (1) После смерти Маркса Энгельс утверждал, что надстроечные элементы, такие, как право и идеология, обладают некоторой независимостью от экономического базиса и иногда могут оказывать на него детерминирующее влияние, при этом он проводил такое различие между экономикой и другими факторами, которое редко встречалось у Маркса. (2) В «Анти-Дюринге» (Engels, 1877-1878) и опубликованной после его смерти «Диалектике природы» (1952) Энгельс заложил основы того, что стало называться диалектическим материализмом. (3) Под влиянием Ч. Дарвина Энгельс полагал, что социальное развитие  следует принципам эволюции, и придавал большее, по сравнению с Марксом, значение идее однолинейного развития. (4) Энгельс пытался развивать марксизм на естественнонаучной основе, при этом естественная наука представлялась ему материалистической и следующей законам диалектики. Работы Энгельса охватывали также вопросы истории, антропологии и военного обозрения. Его работа «Положение рабочего класса в Англии» (1845), основанная, главным образом, на данных непосредственного наблюдения в Манчестере и Солфорде, остается классическим описанием жизни рабочего класса в Англии в период индустриализации. Современные историки, впрочем, спорят о том, представляли ли описанные Энгельсом жалкие жизненные условия рабочих улучшение по сравнению с тем, как они жили раньше, или это было, как утверждал Энгельс, ухудшение. Работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) примечательна осуждением подчиненного положения женщин и соотнесением патриархата с частной собственностью, хотя антропологическое основание этого исследования не вызывает доверия. См. также: Базис и надстройка; Идеология; Матриархат. Лит.: McLellan (1977)

ЭНДОГАМИЯ

ЭНДОГАМИЯ (ENDOGAMY) Для всех человеческих обществ характерно наличие социальных правил, определяющих категории людей, которые считаются подходящими партнерами для брака. Правила брака, предписывающие заключать его только с партнером, принадлежащим определенным родственным группам, либо только с партнером, не принадлежащим им, имеют фундаментальное значение для любого исследования родства. Правило эндогамии разрешает или предписывает брак лишь в пределах определенной группы, основанной на родственной, родовой, классовой или религиозной принадлежности. См. также: Группы по происхождению; Экзогамия.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ (EPIDEMIOLOGY) Исследование причин и закономерностей распространения заболеваний среди населения. В медицинской социологии исследование такого рода предполагает анализ влияния культуры на возникновение и распространение болезней. Хотя ортодоксальная эпидемиология изучает социальные факторы заболеваемости, она критикуется некоторыми социологами за то, что рассматривает болезнь скорее как проблему индивида в отношении социальной окружающей среды, возлагая на него ответственность за заболевание, а не как следствие социальной структуры. Поскольку эпидемиология развивалась в рамках медицинской модели, она не отводит социологическим переменным центрального места в причинном объяснении заболевания и его социального распространения. Тем не менее, некоторые исследователи в области медицинской социологи называют себя социальными эпидемиологами. С начала 1980-х гг. наблюдается значительный научный интерес к СПИДу (синдрому приобретенного иммунодефицита), связанному со СПИДом комплексу ARC (AIDS Related Complex) и к ВИЧ (вирусу иммунодефицита человека). К сожалению, социологи серьезно опоздали с исследованиями в данной области, однако в настоящее время существует социологическая ассоциация по изучению проблем ВИЧ/СПИДа (AIDS Network), обеспечивающая важное интеллектуальное пространство для дискуссий и исследований. Социологи внесли определенный вклад в исследование этиологии ВИЧ/СПИДа, его распространения и восприятия, в изучение того, каким образом люди с ВИЧ/СПИДом справляются с последствиями заболевания, и в развитие образовательных программ, направленных на изменение сексуального поведения. Вначале ВИЧ/СПИД связывался исключительно с мужчинами-гомосексуалами и эпидемиологически определяемыми «группами риска», такими, как иммигранты о Гаити и люди, употребляющие наркотики внутривенным способом. Такой взгляд на ВИЧ/СПИД как на эпидемию в гомосексуальных общинах препятствовал осознанию роста заболеваемости среди белых, мужчин-гетеросексуалов, женщин и людей, употребляющих наркотики и использующих при этом загрязненные шприцы. В США 90% людей с ВИЧ/СПИДом составляют мужчины, а с этническими меньшинствами связаны 40% случаев заболевания. Значительные изменения произошли в поведении общин гомосексуалов, существенно сокративших «рискованные» сексуальные практики (такие, как наличие множества партнеров). Исследования показывают, что раса, класс и гендер являются основными детерминирующими факторами распространения ВИЧ/СПИДа. См. также: Социология здоровья и болезни.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (EPISTEMOLOGY) В философии это понятие используется достаточно определенным образом для обозначения теории познания, то есть теории о том, каким образом люди приобретают знание о внешнем мире. В социологии этот термин используется в менее строгом смысле и обозначает методы научной процедуры, ведущие к получению социологического знания: например, эпистемология социологов, основывающихся на реализме, отлична от эпистемологии тех, кто основывается на позитивизме. Лит.: Keat and Urry (1975)

ЭССЕНЦИАЛИЗМ

ЭССЕНЦИАЛИЗМ (ESSENTIALISM) Аргументация, сводящая всю сложность социальных явлений к одному измерению (сущности), часто критикуется как эссенциалистская. Например, феминистская социальная теория  критиковала одномерные - биологические - объяснения гендерных (gender) и половых (sex) различий, указывая на то, что такие объяснения страдают эссенциализмом. См. также: Сексуальности.

ЭСТЕТИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

ЭСТЕТИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (AESTHETICIZATION OF EVERYDAY LIFE) Понятие, означающее процесс стирания различий между искусством и повседневной жизнью. Оно используется в двух смыслах: (1) эстетизация повседневной жизни  как обращение художников к предметам повседневности и превращение их в предметы искусства; (2) превращение людьми своей повседневной жизни в эстетический проект посредством стремления к последовательному стилю в одежде, внешнем виде и домашней обстановке. Это может достигать той стадии, на которой люди воспринимают себя и свое окружение в качестве предметов искусства. В. Беньямин утверждал, что появление товаров массового потребления привело в высвобождению творческой энергии, которая переместилась в повседневную реальность. Потребители разрушили иерархию высокой и низкой культуры. См. также: Постмодерн. Лит.: Featherstone (1991)

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА (ETHNIC GROUP) В социологии существует значительная путаница в отношении таких понятий, как «этническая группа» , «расовая группа», «каста» и «социальная страта» . В целом социологи отвергают идею, согласно которой человеческие группы могут четко определяться с точки зрения генетической конституции, характерной для их членов. В рамках социологической теории социальные группы  определяются обычно посредством ссылки на разделяемую индивидами культуру, то есть язык, обычаи и институты. Существует различие между группой, заявляющей о своем этническом своеобразии, и группой, своеобразие которой навязывается ей некоторой группой, занимающей более высокое политическое положение, в контексте политической борьбы. Таким образом, этничность может быть основанием либо национального сепаратизма, либо политического подчинения. Такая двусмысленность определения «этнической группы» отражает существование в обществе политической борьбы, разворачивающейся вокруг принципов открытого или закрытого группового членства. См. также: Внутренний колониализм; Группа; Каста; Национализм; Расизм; Социальное закрытие; Стратификация.

ЭТНОГРАФИЯ

ЭТНОГРАФИЯ (ETHNOGRAPHY) Непосредственное наблюдение, описание и оценка деятельности членов определенной социальной группы. Этот термин используется, главным образом, для обозначения исследовательской техники, свойственной антропологам, однако данный метод применяется и социологами. См. также: Включенное наблюдение.

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

ЭТНОЦЕНТРИЗМ (ETHNOCENTRISM) Термин, введенный в употребление У.Г. Самнером (Sumner, 1906). Он используется для обозначения установок, основанных на предубеждении, которые существуют в отношениях между теми, кто является, и теми, кто не является членами некоторой социальной группы. Посредством таких установок проводится четкое различие между «нашими» установками, обычаями и поведением, которые некритически рассматриваются как нечто безусловно высшее, и «их» социальными характеристиками. Термин «этноцентризм» используется также при критике социологов и антропологов, которые привносят (часто непреднамеренно) в свои исследования узкие, ограниченные допущения, характерные для их собственного общества. См. также: Культурный релятивизм; Понимание иных систем убеждений; Предубеждение.

ЭТОЛОГИЯ

ЭТОЛОГИЯ (ETHOLOGY) Сравнительное исследование поведения животных, в особенности тех его аспектов, которые являются генетически обусловленными. Известен ряд безуспешных попыток применить выводы, которые были сделаны на основании исследования животных (в особенности приматов), к человеческому поведению. Однако этология как исследовательский метод, подчеркивающий ограничения, которые накладываются на поведение генетической структурой, дополняет интерес обществоведов к приобретаемым и социально обусловленным аспектам поведения. См. также: Социобиология. Лит.: Hinde (1982)

Предыдущая страница Следующая страница